Познаем компьютер вместе

Данное пособие представляет собой фланелеграф с комплектом плоскостных геометрических фигур (изготовленные из бархатного картона), различных по цвету, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:
ознакомить детей с формой геометрических фигур, их цветом;
развивать умение классифицировать фигуры;
формировать представление о множестве (один – много);
развивать внимание, память, воображение, конструктивное мышление.

Варианты использования пособия:

После ознакомления детей с формой и цветом геометрических фигур, воспитатель предлагает выполнить несколько заданий:
1. «Ребята, давайте найдем все фигуры красного (зеленого, желтого, синего) цвета!»
2. «Давайте найдем все квадраты (круги, треугольники, прямоугольники)!»
3. «Давайте сложим все фигуры в корзинку. Сколько их у нас? Много!»
4. «К нам в гости пришел зайчонок, давайте построим для него домик (машинку, кораблик).»



Заданий такого рода существует много, их можно усложнять в зависимости от уровня подготовленности дошкольников.

В математическом развитии дошкольников широко используется важное средство обучения - игра. Однако эффективным оно становится в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».

Наиболее часто для закрепления представлений о геометрических фигурах используются дидактические игры и упражнения. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Игры для младших дошкольников.

Игра «Геометрическое лото». Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках - разный подбор фигур. На одной - круг, квадрат, треугольник; на другой - круг, квадрат, круг; на третьей - треугольник, треугольник, круг; на четвертой - квадрат, треугольник, круг и т. л. Кроме того, у каждого ребенка - набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов).

В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.

В зависимости от знаний и умений детей игру упрощают или усложняют (фигур может быть больше или меньше).

Игра «Разложи в коробки». В этой игре используются коробки, на которых даны контурные изображения фигур, и различные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.

Задание детям - навести порядок, разложить все фигуры по коробкам. Дети - вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них что нужно положить. Затем они раскладывают фигуры по коробкам, соотнося их форму с контурным изображением.

В такой игре дети учатся группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины.

Игра «Найди свой домик». Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.

«В этом домике живут все круги,- говорит воспитатель,- в этом - все квадраты, а в этом - все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.

Игра «Найди пару». На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и т.д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.

Игра «Найди свою фигуру». Воспитатель делает из картона ящик, в котором прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной формы. Цель занятия - научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры.

Педагог делит детей на две группы: у одних - геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике; у других - конверты с изображением круга, треугольника, квадрата. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь по изображениям на своих конвертах.

В такой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему появляется речевая активность играющих. Например, ребенку всегда важно не только то, правильно ли он нашел свою фигуру, но и то, правильно ли нашел фигуру его товарищ. При этом дети очень хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» или «Это, это бери! Видишь: здесь квадрат и вот квадрат».

Все подобные игры ценны тем, что перед детьми стоит лишь игровая задача, а то, что при этом усваивается тот или иной программный материал, знает только воспитатель, организующий занятие.

Игры для детей среднего возраста.

Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся модели геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать.

Усложнить игру можно, если ведущий дает задание найти в чудесном мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был в руках у каждого ребенка.

Игра «Чудесный мешочек» может проводиться также с моделями геометрических тел, с реальными предметами, имеющими четко выраженную геометрическую форму.

Игра «Кто больше увидит?». На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше различных фигур, которые были на фланелеграфе. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур, он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Игра «Найди такой же». Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

Игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды.

Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть дважды один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

Игра «Геометрическая мозаика» предназначена для закрепления знаний детей о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.

Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека - девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал.

Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Одним из вариантов игры может стать выполнение заданий различной сложности по желанию детей индивидуально.

Знания детей о геометрических фигурах закрепляются также в подвижных играх. Игра «Найди свой домик». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно, переместив домик.

Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз - шар; тарелка, блюдце, обруч - круг; крышка стола, стена, пол, потолок, окно - прямоугольник; платок- квадрат; косынка - треугольник; стакан - цилиндр; яйцо, кабачок - овал.

Можно рекомендовать такие задания. Детям раздают по нескольку предметных картинок. Воспитатель или ребенок достает наугад из чудесного мешочка одну из геометрических фигур и называет ее. У кого на рисунке предметы, близкие к этой форме (круглой, овальной, квадратной, прямоугольной, четырехугольной), поднимают карточку.

Другое задание. На доске висит картина, на которой изображено много различных предметов (дома, транспорт, игрушки, спортивный инвентарь, фрукты, овощи, мебель, посуда и т.д.). У детей в руках модели геометрических фигур. Воспитатель указывает на один из предметов. Ребята определяют, какой формы данный предмет, показывают соответствующую геометрическую фигуру и называют на картине другие предметы такой же формы.

Упражнения на узнавание и называние геометрических фигур, а также на узнавание формы в разных предметах можно проводить и на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, во время наблюдений и экскурсий в природу, а также вне занятий, используя любимые детьми настольные игры «Домино», «Геометрическое лото» и т.д.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений для детей старшего дошкольного возраста.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Игра "Танграм"

"Танграм" - одна из несложных игр. Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим конструктором" и др. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8X8 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу (рис. 1).

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Последовательные этапы освоения игры "Танграм" в группе детей старшего дошкольного возраста.

Первый этап - ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

Цель. Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

Материал: у детей наборы фигур к игре "Танграм", у воспитателя фланелеграф и набор фигур к нему.

Ход работы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть набор фигур, назвать их, сосчитать и определить общее количество. Дает задания:

Вопросы для анализа: "Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся.) Сколько всего треугольников и какого они размера?" (Два больших, 2 маленьких и 1 средний по размеру.)

2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.

3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.

4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.

Вопросы для анализа: "Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры".

В итоге воспитатель обобщает: "Из треугольников можно составлять новые различные фигуры - квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам". (Показывает на фланелеграфе.)

Цель. Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

Материал: у детей - наборы фигур к игре "Танграм". У воспитателя - фланелеграф и таблицы с изображенными на них геометрическими фигурами.

Ход работы. Дети, рассмотрев фигуры, делят их по заданию воспитателя на 2 группы: треугольники и четырехугольники.

Воспитатель поясняет, что это набор фигур к игре, называется она головоломка или танграм; так ее назвали по имени ученого; придумавшего игру. Можно составить много интересных изображений.

Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников.

Составить новую фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников. (Сначала - квадрат, затем - четырехугольник.).

Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника. (Пятиугольник и четырехугольник.)

Воспитатель показывает таблицы и просит детей составить такие же фигуры (рис. 2). Дети последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их. Воспитатель составляет их на фланелеграфе.

Дается задание на составление нескольких фигур по собственному замыслу детей.

Итак, на первом этапе освоения игры "Танграм" проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание в плане представления, а затем - практически: "Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте". Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры - составлению фигур-силуэтов по расчлененным образцам (Фигурой силуэтом называют предметное плоское изображение, составленное из частей игры). Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур.

Для успешного воссоздания фигур-силуэтов необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Кроме этого, при воссоздании фигуры на плоскости очень важно умение мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. Наиболее простым видом анализа образца является зрительный, но он невозможен без развитого умения видеть пропорциональное соотношение частей фигуры. Способ составления (расположения составных частей) фигуры-силуэта из геометрических фигур играющий вынужден искать, опираясь на данные анализа, в процессе апробирования различных намеченных вариантов составления.

Игры на составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам (второй этап работы) должны быть эффективно использованы воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.

Детям показывают расчлененный образец (заяц) (рис.3) и объясняют цель: составить такого же: Несмотря на кажущуюся легкость "копирования" способа пространственного расположения частей, дети допускают ошибки в соединении фигур по сторонам, в пропорциональном соотношении. Ошибки объясняются тем, что детям этого возраста недоступен самостоятельный анализ расположения частей. Они затрудняются в определении и назывании относительной величины составных частей, размерных соотношений.

Так, дети могут вместо большого треугольника поместить средний по размеру и заметить ошибку только после указания взрослого. Таким образом, исходя из особенностей анализа и практических действий детей, можно определить содержание работы на втором этапе развертывания игр: это усвоение детьми плана анализа предъявляемого образца, начиная с основных частей, и выражение речи способа соединения и пространственного расположения частей.

За анализом следуют упражнения в составлении, ориентируясь на образ. Образец не убирается, дети могут вновь обращаться к нему в случае затруднения. Он должен быть изготовлен в виде таблицы на листе бумаги и равен по размеру фигуре-силуэту, получаемому в результате составления из имеющегося у детей набора фигур к игре. Это облегчает на первых занятиях анализ и сопоставление (проверку) воссозданного изображения с образцом. На следующих занятиях, по мере накопления опыта в составлении фигур, нет необходимости придерживаться этого правила.

Более сложной и интересной для ребят деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным) - третий этап освоения игры, что является доступным детям 6-7 лет при условии их обучения (рис. 4).


Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной фигуры на составные части, т. е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена. Оно возможно при условии правильного расположения одних составных частей относительно других, соблюдения пропорционального соотношения их по величине. Воссоздание осуществляется в ходе выбора (поисков) способа составления на основе предварительного анализа и последующих практических действий, направленных на проверку различных способов взаимного расположения частей. На этом этапе обучения одна из главных задач состоит в развитии у детей умения анализировать форму плоскостной фигуры по контурному ее изображению, комбинаторных способностей.

При переходе от составления фигур-силуэтов по расчлененным образцам к составлению по образцам без указания составных частей важно показать детям, что без предварительного тщательного рассматривания образца составить фигуру на плоскости трудно. Детям предлагают составить 1-2 фигуры силуэтов по образцам контурного характера из числа тех, что составлялись ими ранее по расчлененным образцам. Процесс составления фигуры при этом проходит на основе сформированного представления и проведенного в начале занятия зрительного анализа образца. Такие упражнения обеспечивают переход к воссозданию фигур по более сложным образцам.

Учитывая то, что безошибочно указать расположение составных частей в анализируемом нерасчлененном образце детям сложно, необходимо предлагать им провести предположительный анализ образца. При этом каждый анализирует образец самостоятельно, после чего выслушиваются несколько вариантов расположения частей, правильность или ошибочность которых воспитатель не подтверждает. Это побуждает к практической проверке результатов предварительного анализа расположения частей в составляемой фигуре, поиску новых способов пространственного расположения составных элементов.

За играми на составление фигур-силуэтов по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному, замыслу. На занятии детям предлагают вспомнить, какие плоские фигуры они учились составлять, и составить их. Каждый из детей составляет поочередно по 3-4 фигуры. Эти занятия включают и элемент творчества. При передаче формы некоторых фигур-силуэтов дети воспроизводят общие очертания формы, а составные элементы отдельных частей располагают несколько иначе, чем это делали ранее по образцу.

В играх по самостоятельному придумыванию и составлению фигур-силуэтов дети, задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов., затем составляют. Дети придумывают и составляют интересные фигуры-силуэты, которыми можно дополнить запас образцов к игре "Танграм".

Игра-головоломка "Пифагор"

(Головоломка "Пифагор" выпускается промышленностью с прилагаемым к ней комплектом образцов)

В работе с детьми 6-7 лет игра используется с целью развития мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.

Описание игры. Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 - больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм). Дети называют эту фигуру-четырехугольник (рис. 5).

Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур - частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.

Набор к игре представлен фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем в обучении детей на занятиях с целью закрепления представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических, фигур из 2-3 имеющихся.

Приобщение детей к игре "Пифагор" начинается с ознакомления с набором фигур, которые потребуются для игры. Необходимо рассмотреть все геометрические фигуры, сосчитать, назвать их, сравнить по размеру, сгруппировать, отобрав все треугольники, четырехугольники. После этого предложить детям из набора фигур составить новые. Из 2 больших, а затем и маленьких треугольников составить квадрат, треугольник, четырехугольник. При этом вновь полученные фигуры равны по размеру имеющимся в наборе. Так, из 2 больших треугольников получается четырехугольник такого же размера, квадрат, равный по величине большому квадрату. Надо помочь детям заметить это сходство фигур, сравнить их по размеру не только на глаз, но и накладывая одну фигуру на другую. После этого можно составлять и более сложные геометрические фигуры - из 3, 4 частей. Например, из 2 маленьких треугольников и маленького квадрата составить прямоугольник; из параллелограмма, 2 больших треугольников и большого квадрата - прямоугольник.

Учитывая опыт, накопленный детьми в процессе освоения игры "Танграм", воспитатель в ходе обучения новой игре использует ряд методических приемов, способствующих проявлению у детей интереса к ней, помогающих детям быстро освоить новую игру, проявляя при этом творчество и инициативу. На занятии воспитатель предлагает детям образцы на выбор - расчлененные и контурные. Каждый из детей может выбрать образец по желанию и составить фигуру. Воспитатель указывает, что сложнее и интереснее составлять фигуру-силуэт по образцу без указания составных частей. При этом надо самостоятельно найти способ расположения частей (рис. 6).

В процессе руководства деятельностью детей по составлению фигур-силуэтов воспитатель использует разнообразные методы, помогающие поддерживать у ребят интерес, стимулирующие активную умственную деятельность.

1. В случае затруднения в составлении фигуры-силуэта по нерасчлененному образцу предложить ребенку образец с указанием места расположения 1-й и 2-й части игры из заданных 7 частей. Остальные ребенок располагает самостоятельно. Так, в силуэте грибка указывается расположение одного из больших треугольников. В домике - большого квадрата и треугольника (рис. 7). В данном случае решение задачи по составлению фигуры частично подсказывается ребенку взрослым. Это влияет на результативность составления фигур, процесс поиска способа их расположения становится короче и успешнее. Дети могут накладывать части игры прямо на образец.

геометрический фигура мышление дошкольник

2. Взрослый, наблюдая за процессом составления ребенком фигуры, подтверждает правильное расположение отдельных частей игры.

Например, в ходе составления фигуры-силуэта треугольника в зависимости от хода поисков пространственного расположения частей воспитатель указывает на правильное определение места для треугольников или квадратов (рис. 8). В этом случае ребенок оперирует с меньшим количеством фигур, самостоятельно располагая их. Это также влияет на успешность выполнения задания.

3. Анализируя образец, воспитатель предлагает ребенку рассмотреть его, подумать, как расположены в нем части игры. Разрешить ему начертить на бумаге способ расположения частей или сделать разметку непосредственно на образце, на доске мелом. Использование приемов графического изображения, практических путей поиска способов расположения фигур делает анализ более точным. Дети быстро догадываются о способе расположения, дают свои варианты составления фигуры-силуэта.

4. После рассматривания образца, т.е. зрительно-мысленного анализа его, воспитатель просит ребенка рассказать о способе расположения фигур. При этом подчеркивает, чтобы свою догадку он проверял практически, каждый раз отбрасывая неверные пути решения. Такой анализ возможен при условии развитого анализирующего восприятия, гибкости и подвижности мысли, постоянной ориентировки на образ составляемой фигуры-силуэта. Настойчивый поиск новых способов сочетания фигур приводит ребенка к положительному результату.

5. Важна положительная оценка активности поисков способа расположения фигур, осуществляемых детьми практически, мысленно или в сочетании мысленных и практических действий: поощрять, одобрять проявление сообразительности, настойчивости, инициативы, стремление придумать и составить совершенно новую фигуру или частично видоизменить образец.

6. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера, стимулировать проявления смекалки, находчивости. Вновь придуманные и составленные детьми фигуры-силуэты зарисовываются в индивидуальный альбом.

В ходе обучения на занятиях дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) быстро осваивают игры на воссоздание из специальных наборов фигур образных, сюжетных изображений, которые становятся для них одним из средств заполнения досуга.

Игры с геометрическими фигурами

Игра «Дом для геометрических фигур» для детей 5-6 года жизни.
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.
Игровой материал: таблицы, геометрические фигуры.
Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть модели домов для геометрических фигур, сосчитать количество этажей, называть фигуры, живущие на первом, втором и других этажах. Дети узнают, сколько квартир на каждом этаже, какие фигуры в них живут. Затем дети расселяют геометрические фигуры по квартирам, ориентируясь на форму и цвет фигур.
Литература: Петерсон П.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс для дошкольников. - М.: Баласс, 2004. - С. 142.

Игра «Опиши фигуру» для детей 5-6 года жизни.

Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их свойствах.
Игровой материал: геометрические фигуры, карточки со специальным кодом, графически изображающие признаки фигур (форму, цвет, величину).
Ход игры. Кодовые карточки можно расположить перед ребёнком рядами:
1 ряд - карточки, обозначающие форму,
2 ряд - цвет,
3 ряд - величину.
Ребёнок получает геометрическую фигуру, подбирает к ней кодовые карточки. Например, у ребёнка большой красный круг. Он называет фигуру, рядом кладет карточку с изображением круга (форма фигуры), карточку с цветовым красным пятном (цвет фигуры), карточку с большим домиком (размер фигуры).
Литература: Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада /Пер. с польск. О. А. Павлович. - М.: Просвещение, 1981. - С. 76.

Игра «Помоги фигурам попасть в домик» для детей 5-6 года жизни .

Цель игры: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры.
Игровой материал: картонная коробка, в которой прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной, прямоугольной и овальной формы; наборы геометрических фигур (для детей 5-го года жизни педагог готовит подносы с набором фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник (при условии, что дети уже познакомились с данными фигурами), а для детей 6-7 лет включить в набор овал).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть. Он показывает детям коробку с отверстиями и говорит: «Посмотрите, какой интересный домик. Как вы думаете, кто здесь живёт. Правильно, в этом домике живут геометрические фигуры. Каждая фигура может зайти только в свою дверь, похожую по форме на фигуру. Давайте поможем фигуркам попасть в домик». Дети получают по одной геометрической фигуре, называют их и по очереди опускают в прорези (двери) соответствующей формы. Воспитатель уточняет: «Какую фигуру ты опустил в домик? Какой формы была дверь?»
Литература: Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М.: Просвещение, 1992.

Дидактическая игра «Подбери фигуры для зверят» для детей 4-6 года жизни.

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Игровой материал:
- набор геометрических фигур для детей 3-4 лет: круг, квадрат, треугольник;
- набор геометрических фигур для детей 4-5 лет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- набор геометрических фигур для детей 5-7 лет: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- карточки с изображением зверят, рядом с которыми нарисованы контуры геометрических фигур, совпадающих по форме с фигурами из наборов.
Ход игры.
Дети сидят за столами, перед каждым ребёнком лежит карточка с изображением зверька, рядом с которым нарисованы контуры геометрических фигур, и подносик с геометрическими фигурами. Воспитатель показывает детям фигуры, дети их называют. Дает задание: «Дети, с вами хотят поиграть зверята. Расскажите, кто пришел к вам в гости». Каждый ребёнок называет своего животного (бельчонок, мишка, лисичка, слоненок и т.д.) Воспитатель продолжает: «Рядом со зверятами нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры лежат на подносиках. Помоги зверятам разложить все фигуры так, чтобы они подошли друг к другу по форме». Дети берут фигуры с подносов и накладывают их на контуры фигур. В конце игры спросить детей: «Какие фигуры подобрали для мишки (лисички, зайчонка и т.д.)?»

Математическое задание - Геометрические фигуры для детей 3-4 лет "Раскраска" направлено на развитие математических представлений ребенка и являются ведущими в обучении малышей дошкольного возраста . К 4 годам ребенок должен уметь различать и называть круг, квадрат, прямоугольник, овал, а также все основные цвета.

Геометрические фигуры для детей 3-4 лет - Условия заданий:

Здесь вы можете скачать геометрические фигуры для детей 3-4 лет в виде развивающих заданий-раскрасок. Распечатайте скачанный файл на черно-белом принтере и дайте ребенку для раскрашивания, предварительно прочитав ему условия, которым нужно следовать:

  • Первое задание: Закрась все круги синим цветом. Посчитай, сколько их?
  • Второе задание: Раскрась все треугольники оранжевым цветом. Сколько их?
  • Третье задание: Закрась квадраты красным цветом, а прямоугольники - желтым. Сколько получилось квадратов? А сколько прямоугольников? Чего больше?
  • Четвертое задание: Раскрась овалы зеленым цветом . Сколько получилось овалов?

Скачать геометрические фигуры для детей 3-4 лет (бланк с заданиями) в оригинальном размере (для распечатки на компьютере) вы можете во вложениях внизу страницы.

Задания являются авторской разработкой детского портала "Чудо-Юдо". Копирование и перепубликация задания на других сайтах или в печатных изданиях запрещена законом об авторских правах.

Методик для детей, представляющих геометрические фигуры, очень много на современном рынке. Ниже представлены основные из них, а также игры, развивающие ребенка.

В наше время раннему развитию малыша придают большое значение. Крох начинают обучать чуть ли не с роддома. Существует множество игр, книг, видео- а аудиоматериалов, помогающих деткам быстрее освоить такие простые – на первый взгляд – темы, как буквы, цифры, формы, цвета. Особенно популярны карточки, показывающие геометрические фигуры для малышей. Это пособие наглядно, лаконично. Оно позволяет ребенку быстро и легко освоить необходимые знания.

Когда начинать изучать геометрические фигуры?

В общем-то, знакомить ребенка с формами можно уже с первых месяцев. Нет ничего плохого, если вы в игровой форме , не досаждая малышу, будете показывать ему картинки или игрушки, четко произнося название фигуры (круг, квадрат и т. д.).

Таким образом, уже к двум годам ребенок должен хорошо знать три формы:

  1. треугольник;
  2. круг;
  3. квадрат.

К трем годам в этот список должны добавиться:

  • овал;
  • ромб;
  • прямоугольник.

К слову, изучению геометрических форм большое внимание уделено в методике Марии Монтессори. В ее материалах есть несколько игр, помогающих ребенку быстро научиться определять формы предметов. О них мы поговорим далее.

Зачем изучать геометрические фигуры малышу?

О пользе раннего развития сказано уже немало. Именно активное обучение малыша в период от рождения до трех лет формирует у него креативность и беглость мышления, прилежность и любовь к знаниям, умение быстро усваивать информацию.

Изучение форм необходимо и по некоторым другим причинам.

  • Весь мир вокруг состоит из фигур (круг – колесо машины, тарелка, солнце; квадрат – окно, сидение стула и т. д.).
  • Подготовка к школе – чем раньше малыш освоит простые знания, тем легче ему будет учиться в школе.
  • Изучение форм позволит малышу играть в те игры, которые недоступны деткам, не знающим, что такое круг, квадрат и т. д.
  • Изучая геометрические фигуры, ребенок расширяет свой кругозор, тренирует мозг, увеличивает словарный запас.

5 правил обучения геометрическим фигурам

Стоит помнить, что вся информация, которая нам кажется элементарной, для детей является новой и часто непонятной. С геометрическими фигурами это правило работает почти всегда. Поэтому, если ребенок путает круг с квадратом и не желает исправляться, будьте терпеливы и не ругайте кроху за промахи.

Для более быстрого и легкого усвоения знаний крохой следуйте простым советам.

  1. Указывайте малышу на геометрические формы в повседневной жизни. Показав чаду книгу, скажите, что она прямоугольная, продемонстрировав блюдце, дайте ему определение «круг».
  2. Пытайтесь получать обратную связь. Осведомитесь у малыша, к какой категории относится дом, стол, подушка. Посмотрите обучающее видео и попросите ребенка рассказать, что он увидел.
  3. Используйте игрушки правильных геометрических форм. Купите крохе круглые и треугольные формочки, кубики, мяч.
  4. Играй те в игры, где требуется знание названий фигур (см. ниже).
  5. Смотрите видео и мультики, рассказывающие о формах (например, «Беби Эйнштейн»).

Игры «Геометрические фигуры» для детей

Это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур. Суть сортера заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы (шарик, кубик и другие). Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему.

Такая игрушка не только учит карапуза быстро различать фигуры разной геометрической формы , но и тренирует мелкую моторику пальцев, а также развивает логическое мышление.

Игры по методике Монтессори

Мария Монтессори, как уже было сказано выше, придавала большое значение геометрическим фигурам в развивающих играх малыша. В ее методике существует несколько способов познакомить ребенка с геометрией в игровой форме. Например:

  • Положите фигуры в непрозрачный пакет или сумку. Пусть малыш поочередно берет по одной игрушке и, не доставая ее, определяет, какой она формы.
  • Для более старшего ребенка можно придумать такое задание: скажите слово-определение, например, «катаются». Малыш должен назвать формы, которые обладают этим свойством.
  • Можно предложить крохе назвать все формы с уголками или без уголков, с гранями или без.
  • Творческий вариант игры с фигурами. Попросите ребенка пофантазировать и сказать, на что похож круг, квадрат, треугольник.

В методике Монтессори существует специальное приспособление, именуемое «Рамки и вкладыши». Это своеобразный аналог сортера, о котором мы говорили выше.

Рисунки и трафареты

Если вашему чаду нравится рисовать, то используйте это для того, чтобы научить его различать фигуры. Вместе нарисуйте домик. Проговорите все детали: Окна квадратные, крыша – треугольник и т. д.

Также можно предложить ребенку трафареты. Их можно вырезать самостоятельно из плотной бумаги или приобрести готовые.

Обводя ту или иную фигуру, малыш будет учиться рисовать их («набивать руку»), а ваши комментарии (это круг, это треугольник) помогут чаду быстрее запомнить их названия.

Карточки Домана

Метод Домана очень популярен среди родителей, интересующихся ранним развитием своего ребенка. Он подразумевает использование наглядных карточек для лучшего усвоения малышом полученных знаний. У Домана есть отдельный набор карточек, посвященный геометрическим фигурам. Его можно купить или скачать в Интернете (там же можно найти видео о данной методике).

Литература и дидактический материал

Ниже приведены наиболее популярные и действенные методики и материалы для ознакомления детей с геометрическими формами.

  • «Школа Семи Гномов»

В цикле книжек для раннего развития детей «Школа Семи Гномов» имеются две, посвященные формам: «Квадратик и Кружок» (для детей от рождения и до года), «Форма. Цвет» (для детей от 1 года до 2 лет). В книгах крупно и наглядно представлены основные фигуры.

Очень удобный и яркий способ познакомить ребенка с формами. Мозаика изготовлена из безопасного мягкого материала. Малышу будет интересно рассматривать ее детали и собирать из них картинки.

  • Раскраски

Таких книжек-обучалок на современном рынке очень много. Можно выделить «Умную раскраску. Смешарики» с любимыми детьми героями из одноименного мультфильма.

  • Наклейки

Многоразовые наклейки также будут очень полезны в период обучения ребенка «геометрии для самых маленьких». Такие наклейки можно клеить куда угодно! В ванную, в детскую комнату, на кухню. Предложите крохе игру: в окружающей обстановке нужно найти предметы того или иного вида.

Мультики о геометрических фигурах

Заключение

Учить и знакомить ребенка с геометрическими фигурами не только важно, но и очень интересно! Проявите фантазию, придумайте свои игры и задания для чада, показывайте интересные видео, и он ответит вам любовью и благодарностью.

Изучать не сложно, ведь сегодня существует масса различных игр и игрушек, которые им в этом помогают.

А знаете ли вы, что двухлетний ребёнок должен знать три основные геометрические фигуры – круг, квадрат и треугольник, а в три года карапуз уже должен знать шесть геометрических фигур : то есть еще прямоугольник, овал и ромб.

Как же малышу научится их различать?

А вот и несколько советов о том, как помочь ребенку в освоении геометрии:

1. Геометрические фигуры для детей нужно начинать представлять где-то с 2 лет. Впервые нужно показывать крупное их изображение и называть их.

2. Название стоит упоминать по несколько раз, чтобы оно лучше запомнилось.


3. Постоянно напоминайте ребенку, какую форму имеют различные предметы, например, мяч круглый, книга прямоугольная и т.д.

4. После того, как малыш сможет показать фигуры, можно просить его, их называть.

5. Также можно показать крохе мультфильм из серии "Бэби Эйнштейн", в котором под веселую песенку из геометрических фигур собирают клоуна и показывают различные предметы из них. Или любой другой детский развивающий мультфильм, главная идея которого - изучение геометрии.

С 3-4 лет уже нужно начинать объяснять ребенку, почему прямоугольник и треугольник так называются. Посчитайте с малышом углы.

6. Купите крохе сортер – , основной принцип которой заключается в том, чтоб вставить предмет определенной геометрической формы в нужное отверстие. Такие, кстати, бывают очень забавные – музыкальные.


7. Рисуйте картинки из различных геометрических фигур и предлагайте ребенку рассказывать, из каких именно фигур они состоят.


8. Вырезайте геометрические фигуры из картона и просите малыша, чтоб он их сортировал. Но для начала вырезайте все фигуры одного цвета.

9. Можно в таких картонных геометрических фигурах проколоть дырочки и попросить малыша, при помощи шнурочка, собрать гусеницу либо из одинаковых фигур, либо чередуя их.

10. Хорошими помощниками в изучении геометрических фигур для детей могут быть кубики, мячики, пирамидки, конструкторы.

11. Делайте из геометрических фигур.


12. Можно вместе с карапузом порисовать фигуры на крупе (на гречке или рисе) – это очень интересное и занимательное занятие, но после него придется делать небольшую уборку.

13. Можно, если позволяет погода, рисовать геометрические фигуры и на улице, палками на песке.

14. Интересным также может быть занятие, при котором малыш «рисует» фигуры из веревок.

15. Поощряйте фантазию и интерес малыша, хвалите его даже за маленькие достижения!

А какие методы изучения геометрических фигур знаете вы? Напишите в комментариях.

Ребята, посмотрите, как много у нас гостей сегодня. Давайте поприветствуем их, скажем «Здравствуйте».

- Слышите, кто-то стучит в дверь? Смотрите, к нам на занятие пришёл щенок Шарик, он хочет с нами поиграть. Хотите поиграть с Шариком?

Шарик недавно познакомился с геометрическими фигурами, а вы с ними знакомы?

Какие геометрические фигуры вы знаете?

Шарик будет загадывать загадки, а вы отгадывайте, что за геометрическую фигуру Шарик загадал.

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Отгадайте, друзья,

Слайд 1. (красный круг)

В.: Вы правильно отгадали загадку. А что вы знаете о круге?

Правильно, у него нет углов, и поэтому он может катиться.

А какого цвета круг на этой картинке?

В: Посмотрите, дети, что изображено на этой картинке?

Сколько кругов изображено на этой картинке?

Женя, подойди к доске и сосчитай круги.

Какого размера круги?

Какого цвета маленький круг?

Какого цвета большой круг?

Щенок: Молодцы, дети! Слушайте следующую загадку!

Три вершины, три угла,

Три сторонки у меня.

Дети, кто же я?

Слайд 3. (синий треугольник)

В: Посмотрите, дети, на картинке изображён треугольник.

Кто знает, почему треугольник так называется?

Давайте сосчитаем, сколько углов у треугольника. Оля, выйди к доске и сосчитай углы.

А сколько сторон у треугольника?

Давайте сосчитаем. Андрей, выходи к доске и сосчитай стороны у треугольника.

А какого цвета треугольник на этой картинке?

В: Дети, посмотрите, что изображено на этой картинке?

Сколько треугольников на этой картинке?

Карина, выйди к доске и сосчитай треугольники.

Лера, какого цвета треугольники на этой картинке? Выйди к доске и покажи, пожалуйста.

Гоша, какого размера зелёный треугольник? (большой, средний или маленький)

Женя, какого размера синий треугольник?

Карина, какого размера красный треугольник?

Щенок: Какие же вы молодцы! Слушайте следующую загадку.

Он давно знакомый мой

Каждый угол в нём прямой

Все четыре стороны одинаковой длины

Вам его представить рад

А зовут его…..

(зелёный квадрат)

В: Посмотрите на картинку, здесь изображён квадрат.

Какого цвета этот квадрат?

Сколько у квадрата углов?

Майя, выйди к доске и сосчитай углы у квадрата.

Сколько сторон у квадрата? Серёжа, выйди к доске и сосчитай стороны у квадрата.

Посмотрите, что изображено на этой картинке?

Давайте сосчитаем, сколько квадратов на этой картинке.

Какого размера квадраты на картинке?

Какого цвета большие квадраты?

Какого цвета маленькие квадраты?

Щ.: Вы такие молодцы, разгадали все загадки и ответили на все вопросы!

В: Шарик придумал для нас ещё одну игру с геометрическими фигурами. Поиграем?

Посмотрите, Шарик разложил фигуры по порядку. Посмотрите, какие фигуры изображены?

Какая фигура первая?

Какого цвета квадрат?

Какая фигура следующая, вторая?

Какого цвета круг?

Какая фигура последняя?

Какого цвета треугольник?

Шарик перемешал все фигуры и снова разложил их, но он ошибся. Давайте поможем Шарику, и найдём ошибку?

В: Посмотрите, что Шарик положил не в том порядке на этой картинке?

Давайте посмотрим на следующую картинку, какие фигуры Шарик неправильно положил?

Какие фигуры поменялись местами?

Правильно, какая фигура должна быть первой?

Точно, жёлтый круг остаётся на своём месте.

Какая фигура должна быть последней?

Молодцы! Шарик сложил фигуры ещё раз, и снова ошибся. Давайте поможем ему снова!

Какие фигуры не на своих местах на этой картинке?

Какая фигура должна быть первой?

Какая фигура должна быть второй?

Какая фигура должна быть третьей?

Щ: Спасибо! Вы помогли мне правильно сложить все фигуры! Молодцы!

В: А теперь давайте немного отдохнём!

Встаньте около своих стульчиков, и поиграем вместе с Шариком.

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

В: Вам понравилось играть с Шариком?

Вы знаете, у нашего друга Шарика нет домика. Но мы можем помочь ему и сделать домик для него из геометрических фигур.

Поможем Шарику, сделаем для него домик?

Вы знаете, как называется домик, в котором живёт собака?

Как вы думаете, из чего мы будем делать будку для Шарика?

Пройдите за столы. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит квадрат, треугольник и круг.

Как вы думаете, из какой фигуры мы сделаем сам домик?

Правильно! Какого цвета квадрат у вас на столе?

Положите квадрат жёлтой стороной вниз на стол.

Откройте клей, возьмите его в правую руку, и намажьте весь квадрат клеем, придерживая его левой рукой.

Поставьте клей на стол, возьмите квадрат, и приклейте его посередине листа, как изображено на картинке на доске.

Из какой фигуры мы сделаем крышу для будки?

Какого цвета треугольник у нас на столах?

Посмотрите на картинку на доске.

Положим треугольник красной стороной вниз на стол. Возьмём клей в правую руку и намажем весь треугольник с белой стороны клеем, придерживая его левой рукой.

Поставим клей на стол, возьмём треугольник в руки и приклеим так, как изображено на картинке на доске, сверху над квадратом.

Какую фигуру мы возьмём, что бы сделать дверь в нашей будке?

Какого цвета круг у нас на столах?

Посмотрите на картинку на доске, куда мы приклеим дверь?

Положим круг синей стороной вниз на стол. Возьмём клей в правую руку и намажем весь круг с белой стороны клеем, придерживая его левой рукой.

Поставим клей на стол, возьмём круг в руку и приклеим так, как изображено на слайде на доске.

Щ: Какие чудесные будки из геометрических фигур вы для меня сделали!

Теперь мне будет где жить! Спасибо!

Современные производители товаров для детей и детские психологи предлагают заняться развитием и обучением ребенка практически сразу после его рождения. По каким методикам заниматься - решать только родителям, но некоторые основные понятия следует объяснить вне основной программы. для малышей важны не менее чем цвета и названия основных бытовых предметов. Как же правильно познакомить ребенка с кругами и овалами?

Зачем нужна геометрия дошкольникам?

Понятие формы и размера помогает воспринимать окружающий мир и предметы, сравнивать их между собой. Вы, не задумываясь, скажете, описывая какой-то необычный предмет мебели, что он похож на два прямоугольника с закругленными краями. А теперь представьте себе, насколько сложно описать и сравнить какие-то объекты, не зная названий и понятий простых форм . Именно поэтому выучить геометрические фигуры для малышей полезно как можно раньше. Уже к 2-3 годам ребенок должен знать, как минимум, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб. Постепенно можно добавлять и более сложные фигуры.

Отправляемся на поиски фигур!


Проще всего чему-то научить ребенка в процессе игры. Постарайтесь заинтересовать малыша, подавайте новый материал в оригинальной игровой форме. Для самых маленьких даже не нужно организовывать занятия, учиться можно между делом. Расскажите, что чашка круглая, а книга - прямоугольная. Наглядным пособием, раскрывающим понятие «геометрические фигуры», для малышей станут самые обычные игрушки. Сравнивайте вместе кубики и мячики, усложняйте задачу, добавляя посуду или фрукты для игры в магазин. Детей старшего возраста можно занять на продолжительное время, попросив найти в комнате как можно больше кругов или треугольников. Помогите проявить всю фантазию и объясните, что фигуры могут «прятаться» на ткани или обоях в виде рисунка, представлять собой целый предмет или его часть.

Занимательная геометрия


Выучить 5 геометрических фигур намного проще, если самостоятельно их нарисовать. Предложите малышу творческое задание, возьмите лист бумаги и краски, карандаши и фломастеры и изобразите круг, прямоугольник, квадрат, треугольник и ромб. Более интересная версия этой игры - мама рисует геометрическую фигуру, а ребенок дорисовывает какие-то элементы, превращая форму в предмет или животное. Можно также нарисовать прямоугольник на листе бумаге и повесить на видном месте. Конечно, кто-то из ваших гостей удивиться такому украшению интерьера, но вы всегда сможете ответить: «Это мы учим геометрические фигуры с малышами». На следующий день нарисуйте круг и повесьте его рядом с прямоугольником. А затем предложите сравнить фигуры между собой. Постепенно добавьте остальные формы и обязательно уделяйте несколько минут в день такому обучению.

Полезные игрушки для изучения фигур


В изучении основ геометрии помогут разнообразные игры и игрушки. Самый простой вариант: приобрести готовые карточки с изображением фигур. Обычно такие наборы ориентированы на изучение формы и цвета. Карточек может быть много, фигуры на них повторяются, но различаются по размеру и оттенку. Играть с такой настольной игрой можно часами. Попросите собрать все одинаковые формы, затем разложить их по размеру. Затем смешайте карточки и предложите найти все фигуры одного размера или цвета. При желании такую игру можно сделать и своими руками. Помочь в изучении геометрии способно и специальное детское лото. При желании совсем нетрудно найти такую игру, посвященную фигурам. И все же самыми популярными геометрическими игрушками остаются сортеры. Обычно это какая-то основа (емкость, рамка), имеющая прорези разных форм . В отверстия вставляются цветные геометрические фигуры. Задача ребенка - подобрать для каждого маленького предмета соответствующую прорезь на основе. Сортеры бывают оформлены в различных стилях, но выбирая самый простой - геометрический, вы получаете возможность выучить названия фигур во время их размещения в основе. Помочь в изучении форм могут и деревянные или картонные рамки с вкладышами, сделанные по принципу сортера. Полезно также смотреть специальные обучающие мультики про геометрические фигуры для малышей. Сочетайте все предложенные варианты обучения, и тогда у вашего ребенка не возникнет проблем с геометрией.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

Сборник дидактических игр по разделу «Геометрические фигуры»

Зерноград 2017г.

Составитель: Бондарь Ольга, студентка 4 «В» группы специальность «Дошкольное образование»

Руководитель: О.А. Глобина, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК»

Предлагаемый сборник составлен согласно ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и в соответствии с рабочей программой МДК 03.04. «Теория и методика математического развития дошкольников» предназначен как для индивидуальной, так и для групповой деятельности студентов специальности «Дошкольное образование» в учебном процессе Зерноградского педагогического колледжа, а так же для воспитателей, методистов ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

Данный сборник включает ряд последовательных дидактических игр, которые способствует правильной организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников по математическому развитию.

    Введение…………………………………………………………

    Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в младшей группе………………………………………………………………...

    Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в средней группе …………………………………………………………………

    Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в старшей группе…………………………………………………………………

    Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в подготовительной группе……………………………………………..

    Литература……………………………………………………...

Введение

Под математическим развитием дошкольников следует понимать не которые сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в младшей группе

1. Назови геометрическую фигуру.

Цель : учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал . 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.

Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, называет их, просит детей повторить название. На одном занятии используется не более трех таблиц (5-6) фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры, воспитатель помогает- рукой ребенка проделывать нужные действия в воздухе.

2 . «Найди пару».

Ход игры: На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку. Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.

Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в средней группе

1. « Назови одним словом»

Цель: развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

Материал. Комплекты прямоугольников и квадратов разной величины.

Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга. (Можно использовать разные геометрические фигуры.)

3 «Что бывает такой формы?»

Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.

Яблоко: какое? - Круглое. Окно: какое? - Квадратное.

Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т.д.

Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в старшей группе

1. Назови свой автобус»

Цель : упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание . В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

2 «Выложи фигуру»

Цель . Учить детей действовать по образцу, запоминать и точно воспроизводить его. Воспитывать внимание, усидчивость.

Игровое задание . Рассмотреть и запомнить образец. Самостоятельно выложить фигуру, проверить правильность выполненной работы (сверить с образцом).

Оборудование. Коробочки с цветными палочками разной величины, образцы, фишки.

Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры» в подготовительной группе

1. Игра « Назови одним словом»

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

2. Игра «Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по од-ному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.

3. Игра « Чудесный мешочек»

Хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

Литература

Н. И. Фрейлах «Методика математического развития»

С.А. Козлова «Дошкольная педагогика»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе