Астраханская область Красноярский район с. Забузан МОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П. Презентация Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста Материал подготовила: заместитель директора по дошкольному образованию Турченко Наталья Александровна Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов. Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко может пойти это развитие. МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений. Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей): 1 Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы 2 Способность к оперированию числовой и знаковой символикой. 3 Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах. МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы 4 Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами. 5 Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли); МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Гибкость 6 мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов; 7 Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы 8 Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия. 9 Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей. МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог. МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы
Слайд 2
«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Слайд 3
1.Больше мотивировать учащихся, чем принуждать их к учебной деятельности 2.Обращать больше внимание на процесс умственной деятельности в ходе решения задачи, а не на правильный результат 3.Поощрять совместную деятельность учащихся 4.Помощь учащимся осознать, что каждый из них может оказаться полезным источником информации
Слайд 4
1.Создание условий для проявления, реализации и развития интеллектуальных, творческих и физических способностей, социализации и 2.формирования навыков здорового образа жизни воспитанников.
Слайд 5
Развитие личности путем интериоризации культурно-исторического опыта общества Способность взаимодействовать с окружающими, адекватно оценивать себя и воспринимать других, такими, какие они есть. Формировать положительную самооценку, стимулирующую ученика к улучшению его поведения. Развивать качества личности создавая условия для сознательной активной деятельности.
Слайд 6
Трудности: Педагоги знают, что что даже цели, основанные на тщательном исследовании, не всегда легки для воплощения Факторы среды, такие как расположения мебели и других предметов в классе, можно изменить, тогда как другие, например, размер кабинета, изменить невозможно и приходиться довольствоваться тем, что есть Решения: Готовясь заранее к возможным вопросам администраторов, коллег, родителей и учеников о новых методах, учитель может быть более убедителен и успешен
Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развитие умственных способностей через математические игры»
Цель:
содействовать развитию умственных способностей детей, через математические игры.
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие»
Содействовать:
Развитию умений составлять загадки математического содержания;
обогащению словаря
Развивающие:
«Познавательное развитие»
Содействовать:
развитию интереса к математике через игру;
развитию умственных способностей, любознательности, познавательного интереса, внимания, памяти, находчивости и сообразительности;
развитию представлений о сутках;
развитию умений видоизменять геометрическую фигуру (трансформировать).
«Физическое развитие»
Содействовать:
развитию физических качеств у детей (ловкости, выносливости и координации)
Воспитательные:
«Социально – коммуникативное развитие»
Содействовать:
воспитанию уважительных и дружеских взаимоотношений между детьми в игре.
Методы и приёмы
Практический
Игровой
Словесный
Наглядный
Форма: игра
Опыт работы
В своей работе, «Развитие умственных способностей через математические игры», использую головоломки, логические упражнения. Они ищут ход решения, который ведет к результату.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Ребят увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Например: «Колумбово яйцо», «Танграм». Детям очень нравится игра «Веселые клеточки ». Это игровой способ развития у детей пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости.
Наш результат
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Презентация Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста Материал подготовила: заместитель директора по дошкольному образованию Турченко Наталья Александровна Материал подготовила: заместитель директора по дошкольному образованию Турченко Наталья Александровна Астраханская область Красноярский район с. Забузан МОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.
МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов. Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко может пойти это развитие.
МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений. На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических
МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики
МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей): Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном 1
МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Способность к оперированию числовой и знаковой символикой. 2 Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах. 3
МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли); Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами. 4 5
МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов; 6 Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы 7
МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия. 8 Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей. 9
МОУ "Забузанская СОШ" дошкольные группы В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.