Познаем компьютер вместе

Картотека игр краеведческого содержания.

Представляю вашему вниманию подборку лексических игр, главная направленность которых заключается в развитие речи дошкольников посредством ознакомления с родным городом – Соль-Илецком.

Дидактические игры.

«Изобрази явление природы» .

Дидактическая задача: закрепить знания о явлениях природы, характерных для Оренбургского края (радуга, разлив, листопад, дождь, снег, туман, гроза, смерч, и др.)

Материалы: картинки с изображением явлений природы.

Ход игры: Ребенок изображает с помощью пантомимы явление природы, остальные - угадывают. После угадывания воспитатель показывает картинку с изображением этого явления. После этого обсуждается, когда это явление бывает, как часто, благодаря чему появляется, как долго длится.

« Соль-Илецкие тропы».

Дидактическая задача: закрепить умение ориентироваться по карте.

Материалы: карта Соль-Илецка, маленькие магнитики.

Ход игры: Детям задается маршрут от пункта А до Б, проложить дорогу по карте, показывая свой маршрут похода, отмечая его магнитиками.

«Как избежать неприятностей на природе».

Дидактическая задача: закрепить правила поведения в лесу, на водоёмах.

Материалы: картинки с изображением опасных ситуаций на природе.

Ход игры: Воспитатель раздает картинки изображением опасных ситуаций на природе, а дети поочередно объясняют ситуацию, чего нельзя делать, и как надо было поступить.

«Знакомьтесь, родной край».

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о родном крае.

Материалы: фотографии с видами Соль-Илецка, знаковыми историческими местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.

Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.

«Назови памятники архитектуры».

Дидактическая задача: закрепить знания о памятниках, имеющих культурную и историческую ценность, созданных человеком (памятники писателям, врачам, выдающимся людям, музеи, вокзалы, библиотеки и др.).

Материалы: изображения памятников архитектуры, карта Соль-Илецка.

Ход игры: Дети выбирают памятники, созданные человеком, из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по карте.

«Красный огонек».

Дидактическая задача: закрепить знания о растениях и животных Соль-Илецкого района, занесенных в Красную книгу.

Материалы: картинки растений и животных.

Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.

«Моя улица».

Дидактическая задача: закрепить знания о современных и старых названиях улиц.

Материалы: старые фотографии города Соль-Илецка, карта с улицами Соль-Илами.

Ход игры: Дети на карте города находят свою улицу и подписывают её название, затем в скобках пишут старое название(если есть).

«Собери кубики» (наборы старых кубиков, которым дали новую жизнь)

Дидактическая задача: Поддерживать активный интерес дошкольников к родному краю; Развивать внимание, мышление, усидчивость, и др.

«Найди отличия».

Дидактическая задача: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; развивать мышление, внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Объяснить детям, что город растет, благоустраивается и лучшие его новостройки, удачно дополняют и развивают исторический облик древнего города.

Ход игры: Дети находят отличия сравнивая фото из прошлого и настоящего.

«Волшебные ленты дорог» (учебно-развивающая игра)

Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях - силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.

Ход игры. Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображён и где находится это сооружение.

Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперёд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.

Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».

«Герб города» (игра)

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

  1. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
    на память.
  2. Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета
    лей при помощи шаблонов-накладок.
  3. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же
    игровой задачи.

« Район, в котором мы живём» (настольная игра)

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображёнными на нём достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.

«История родного города» (игра-лото)

Цепь: закрепить у детей представление об истории родного города.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.

Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием обьекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.

« Заколдованный город»

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель: «расколдовать» город.

Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

  • Как называется наша страна?
  • Как называется город, в котором вы живёте?
  • Как давно был основан наш город?
  • Какие улицы города вы знаете?
  • Как называется улица, на которой ты живёшь?
  • Какие памятники нашего города вы знаете?
  • Какие памятники старины есть в нашем городе?
  • Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
  • Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
  • Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
    Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фотография здания планетария.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

«Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом

Материал: альбом фотографий родного города

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

«Знаешь ли ты?»

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города

Материал: портреты известных соотечественников

Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Продолжи пословицу».

Цель: знакомить с устным народным творчеством

Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

Лото «Народные промыслы»

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.

Разложить на столе или полу карты.

Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.

Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую

карту ее положить.

Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

«Птицы нашего города».

Цель: знакомить детей с птицами родного города

Материал: карточки с изображениями птиц

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

«Нарисуй узор».

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Дети рисуют простой узор по образу.

«Одень куклу».

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

Дети одевают куклу в национальную одежду.

« Сортируй узоры»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов

Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

Собери узор.

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

Лексические игры.

«Назови красиво».
«К кому кораблик приплывет-
красиво город назовет».
Задачи: упражнять в подборе прилагательных; воспитывать любовь к родному городу.
Ход игры: дошкольники упражняются в подборе прилагательных (ласковых слов) к городу Соль-Илецку.
Вариантами этой игры служат упражнения: "Доскажи словечко"; "Кто больше".

«Найди герб».
Задачи: продолжать знакомить детей с историей родного города, закреплять знания о символах Соль-Илецка.
Ход игры: дети находят герб родного города и составляют о нем рассказ.

«Я – экскурсовод» .
Задачи: учить детей находить и называть памятные места города, рассказывать о них, развивать навыки чтения.
Ход игры: дошкольники представляют себя в роли экскурсоводов по родному городу, знакомят гостей города с его достопримечательностями и памятными местами.

«Пройдемся по улицам города» .

Задачи: развивать лексико – грамматическую сторону речи; учить ориентироваться по карте города; закреплять знания названий улиц города.
Вариантами использования данной игры служат упражнения с картой и игра "А у нас" - дети рассказывают о своей доме и улице.

«Интервью».

«Составь герб родного города» .

Задачи: научить детей построению герба Соль-Илецка, составлению описательного рассказа о нем.
Ход игры: дети составляют герб Соль-Илецка, рассказывают о нем.

«Собери цветок».
Задачи: закреплять знания детей об истории родного города; учить детей составлять последовательные рассказы о родном городе; воспитывать гордость и уважение к истории и традициям Соль-Илецка.
Ход игры: дошкольники собирают цветок из разноцветных лепестков, на которых изображены символы для составления рассказа о городе Соль-Илецке.

«Волшебный кубики» .
Задачи: учить детей составлению полных предложений, связного рассказа. Закреплять представления дошкольников о родном городе.
Ход игры:
Вариант №1: дошкольники составляют описательный рассказ о Соль-Илецке, используя картинный материал, расположенный на гранях куба.
Вариант №2: дети составляют полные предложения (загадки) рассказывая о символах города, иллюстрации которых расположены на гранях куба.
"На картинку посмотри, ее верно назови" - вариант использования данной игры.
«Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным) :

мама (какая?) - ...,

бабушка (какая?) - ...,

дедушка (какой?) - ...,

папа (какой?) - ....

«Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных).

Шарф (чей?) - мамин, папин, ... .

Шапка (чья?) - тетина, дядина... .

Пальто (чье?) - бабушкино, дедушкино... .

Перчатки (чьи?) - мамины, бабушкины... .

«Сравнить, кто старше/младше» (составление сложносочиненного предложения с союзом а):

Папа - сын (папа старше, а сын младше),

папа - дедушка,

дядя - племянник,

внук - дедушка.

«Ответить на вопросы» (употребление родительного падежа имен существительных). r ;

У кого глаза добрые? (У бабушки).

У кого руки сильные?

У кого ласковые руки? ...

«Рассыпавшиеся картинки».
Задачи: обучать составлять изображение по образцу, развивать внимание, память, мелкую моторику.
Ход игры: дети составляю из пазлов (частей) достопримечательности и памятные места города, рассказывают о них.

«Город будущего».
Задачи: учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.
Ход игры: дети составляют рассказы о том, как они представляют город будущего, город своей мечты.

«Загадки о городе» .
Задачи: формировать речевые навыки - обогащать словарный запас, монологическую речь; развивать мышление и внимание.
Ход игры: дошкольники отгадывают и составляют загадки о родном городе.

«Я знаю».
Задачи: активизировать словарный запас детей; совершенствовать мышление, память внимание дошкольников; закреплять знания о родном городе.
Ход игры: дети встают в круг, педагог кидает мяч ребенку со словами: "Я знаю пять улиц города..." Дошкольники заканчивают предложение, начатое педагогом.

«Я люблю всех» (назови ласково).

Например: мама - мамочка, папа - папочка и т. д.

Представленные вашему вниманию игры по ознакомлению с городом Соль-Илецком способствуют не только расширению и активизации словаря дошкольников, но и развитию высших психических функций (логическому мышлению, вниманию, памяти). Игровые задания и упражнения формируют и совершенствуют инициативную речь детей, воспитывают гордость, любовь и уважение к родному городу.


Наталья Дроздовская
Картотека настольных игр по краеведению

"Анаграммы"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц и растений Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Участников можно разделит на две команды. Каждая команда получает набор слов; необходимо, переставив в них буквы, образовать новые слова – анаграммы (анаграмма – греческое слово : анна – пере, грамма - буква) .

Из данных слов выбрать названия связанные с растительным и животным миром нашей области.

Например :

РОСТ, КАР, СИЛА, СОЛЬ, ПАРК…

На разгадывание анаграмм дается определенное время. Кто больше составит слов, тот и победитель. Победившей команде вручают медали «Знатоки анаграмм» .

"Времена года"

Цель игры :

Повторить знания детей о временах года; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Играют от 2 и более человек. На столе лежат карточки с загадками , с описанием того или иного времени года, описанием вниз. Играющий берет карточку , переворачивает ее и читает. Затем говорит, о каком времени года идет речь. Если ответил правильно, то карточку забирает себе , если нет, переворачивает ее и ложит назад. У кого из играющих будет больше карточек , тот лучший знаток времен года.

Домино "Грибы"

Цель игры :

Повторить название грибов; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Участвуют от 2 до 4 человек. Каждый берет себе по 7 фишек, на которых изображены две картинки . Задача игроков выстроить последовательную цепь. Выигрывает тот, у кого не останется ни одной фишки.

"Животные и их детеныши"

Цель игры :

Ход игры:

Участвуют от 1 до 3 детей. Ребенок из предложенных картинок должен составить видовую пару того животного, которое живет на территории нашего края. Затем назвать этого животного, его детенышей.

"Зоопарк"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

В этой игре дети должны разместить своих животных птиц в Зоопарке, при этом получая за них доход и очки.

Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся все карточки . Как только это случилось, партия прекращается.

"Кто где живет?"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц, насекомых Кемеровского района; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Играют 2-3 ребенка. Дети должны распределить животных, птиц по месту его обитания. Каждому дается по 2 картинки , на которых изображены река, лес, горы и т. д. Дети должны подобрать 4 животных, птиц обитающих на данной территории. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.

"Кто самый внимательный"

Цель игры :

Повторить название животных и растений, птиц, водных ресурсов нашего района; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Из предложенных карточек выбрать только те , на которых изображены :

Животные нашего края;

Перелетные птицы;

Насекомые;

Рыбу наших рек;

Реки Кемеровского района и т. д.

Кто сделает меньше всех остальных- ошибок, тот победил.

"Кто больше составит пар"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц и растений, водных ресурсов Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

В основе этой игры лежит принцип чешской игры «Пенсессо» . Перед началом игры карточки раскладываются на столе картинками (связанные с родным краем : животные, растения, памятные места, символы и т. д.) в низ, играющие (3,6 человек) рассаживаются вокруг стола и поочередно открывают по две карточки . Тот, кому удалось открыть карточки с одинаковыми фигурами, забирает их себе, получая одновременно право дополнительного хода.

Игра заканчивается, когда все карточки будут разобраны , выигрывает тот, кому удастся открыть наибольшее количество парных карточек . При этом во время игры дети называют то, что на них изображено.

Мозайка " Звери Кемеровской области"

Цель игры :

Повторить название животных Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Из предложенных частей мозайки дети собирают, только зверей (медведя, зайца, лису и т. д., которые обитают на территории Кемеровской области.

Мозайка "Кузбасс"

Цель игры :

Повторить название нашей области, пять орографических районов; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры

Из предложенных частей мозайки дети собирают карту Кемеровской области .

"Необычный зоопарк"

Цель игры :

Повторить название животных Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

В этой игре дети должны разместить своих животных в Зоопарке, при этом получая за правильно узнанное животное - очки. Но нужно найти сначала спрятавшегося животного, так как на картинке изображено необычное животное : хвост - лисы, уши – зайца, туловище – медведя и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока кто – нибудь из играющих не угадает всех животных изображенных на картинке .

Победит тот, у кого больше очков.

"Отгадай животное"

Цель игры :

Повторить название животных Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

По какой-нибудь части животного или по следу, дети должны определить животное. И назвать проживает ли оно у нас. За правильный ответ дети получают очко. Кто больше набрал очков тот и победитель игры.

"Прочитай и разложи"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц, растений и орографических районов Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Играют два или несколько детей. В начале игры каждый выбирает себе район. Затем из предложенных карточек с изображением животных, птиц, растений, располагают их на месте его обитания, где оно чаще всего встречается.

Цель игры :

Познакомить с реками Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

На столе лежат карточки с названиями рек . Игра похожа на игру «Города» . При помощи считалки выбираем того ребенка, который первым называет реку. Следующий - на последнюю букву первого слова ищет карточку , где на данную букву начинается название следующей реки, и т. д. Карточки выкладываются в ряд . Последний игрок является победителем.

"След в след"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Ребенок выбирает себе карточку (изображение внизу, с животным или птицей, он называет это животное (птицу) . На следующих карточках изображены следы , среди множества следов он должен найти след своего животного (птицы) . Тот, кто за наименьшее время это сделает – победитель.

"Цветок с приметой"

Цель игры :

Повторить название цветов; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

По описанию, которое написано на корточках, дети должны определить и назвать цветок.

"Четвертый лишний"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц, растений и грибов; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Воспитатель называет группу из четырех предметов связанных с родным краем .

Дети должны из перечисленной группы выбрать лишнее слово и объяснить, почему это слово является лишним в этой группе. За правильный ответ ребенок получает жетон. Кто наберет больше всех жетонов, тот будет победителем этой игры.

"Чудо – дерево"

Цель игры - первым прийти к «Финишу» , на кружок 100.

"Шифровка"

Цель игры : Познакомить с интересными фактами из жизни природы родного края.

Ход игры:

Участвуют от одного до несколько человек. Участники получают карточку – шифровку . Нужно расшифровать текст, записанный в ней (Перед этим даем простейший пример того, как читать зашифрованный текст.)

(Тетерев токует)

"Юный путешественник"

Цель игры : повторить с ребятами название рек, а также стран, морей.

Ход игры:

Игроки перемещают свои фишки по квадратам, расположенным на периметре игрового поля по результатам броска кубика и собирают карточки – фотографии встреченных достопримечательностей. При этом нужно обращать внимание на памятные места нашего края.

Статья

Краеведческие игры для дошкольников

Екимова Татьяна Ивановна,
воспитатель БДОУ детский сад №5
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Краеведческие игры актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном крае, городе, о своей Родине.

Краеведение - это отправная точка увлекательного путешествия в бурное геологическое и историческое прошлое; стартовая площадка для полета фантазии о будущем. О будущем человека, его семьи, его города.
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая игра.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей нашего суверенитета в глазах других народов, духовности. Это - сокровище на века.
Главной целью дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
Краеведение - это комплекс знаний о городе, крае, который требует большой подготовки педагога, поэтому краеведение в детском саду ведет педагог, знающий и умеющий интересно и увлекательно рассказать о маленькой Родине, в которой живем мы - взрослые и дети.
Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.
В настоящее время игровой краеведческой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Краеведческая игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Русские народные, хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели народные песни с прибаутками, плясками, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями, плясками и хороводами.
Отними игру - и получишь личность, неподготовленную к жизни. Так как в играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела. В игре ребёнок сознательно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются - инициатива, организаторские способности, изобретательность.
Краеведческая игра - не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта.
Игра - добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению.
Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами - такие игры называют «творческими».
Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на сюжетно - ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно - ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника. Основой краеведческой сюжетно-ролевой игры является быт своего края, его особая производственная тематика, национальные традиции.
Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт, например, “Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка” и др.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев.
Национальные народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение - доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Большое значение имеет театрализованная деятельность: игры-инсценировки, драматизация народных сказок, произведений национальных писателей, поэтов. Показ всех видов театров, ряжение в национальную одежду
«Игра-путешествие» - это один из способов расширения жизненного пространства детей, осмысле-ния окружающего мира, места в нем. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Примеряя в игре-путешествии на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок прони-кается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Сценарии игр-путешествий строятся в виде непосредственных реальных путешествий детей в природу, в виде игр по сюжетам рассказов на природоведческие темы.
Дети играют всегда и везде. Это их естественное состояние. Но есть минуты, когда они, затаив дыхание, просто сидят и слушают. То ли им читают сказку, то ли они получают ответ на очередное «почему». Путешествуют во времени, в пространстве. Конечно, необходимо постоянно включать элементы игровой деятельности в канву этих образных путешествий. Иначе детям будет где-то неинтересно, что-то непонятно.
Важным аспектом нравственно-патриотического воспитания является знакомство детей с культурой, традициями, историческим прошлым и современностью своего родного края. Уточнить и закрепить знания ребят в этой сфере помогут викторины и интеллектуальные соревнования, такие как, «Что, где когда?», «Счастливый случай».
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации о своем родном крае.
Лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры ребёнка. Экологические дидактические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать и беречь родную природу.
Дидактическая игра - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Специфика экологических игр для дошкольников заключается в том, что материал, доносимый до ребенка, должен быть, не только полезен и познавателен, но и интересен. Поэтому, лучше всего при проведении экологических игр для детей вовлекать их самих в активное участие в игре, так как - это лучший способ познакомить ребенка с окружающим миром, активизировать его словарь по данной теме, сформировать у них представления о живой и неживой природе своей малой Родины. Игры могут принести немалую радость детям, если педагог позаботится об их разнообразии.
В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место в общей системе, так как они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

Татьяна Полушева

Дидактическая игра «Путешествие по городу» .

Дидактическая задача : закрепить и систематизировать знания детей о городе Миассе, его достопримечательностях, названиях улиц, развивать связную речь.

Игровые действия : в эту игру могут играть два и более человек. Для игры нужны кубик и каждому игроку по фишке. Фишки выставляются на старт. Дети поочередно бросают кубик и начинают движение каждый своей фишкой, каждый раз отсчитывая столько кружков, сколько их будет указано на кубике.

Зелёный круг - назови достопримечательность на фото.

Красный круг - ответь на вопрос.

Если игрок не может ответить на вопрос, то он пропускает один ход. Когда дети освоят игру, можно задавать им дополнительные вопросы по содержанию картинок, попросить объяснить свой ответ. Выигрывает тот , кто первым доберётся до финиша.

Дидактическая игра «Камнерезное искусство Урала»

Дидактическая задача : обобщить и систематизировать представления детей о камнерезном искусстве Южного Урала. Закреплять знания детей о минералах Урала : родонит, малахит, змеевик, яшма, бирюза. Учить различать минералы и изделия, изготовленные из них.

Игровые действия : ведущий показывает карточку с изображением изделий из уральских минералов. Играющие должны определить, из какого минерала изготовлены изделия и заполнить пустые карточки на большой карте с изображением определённого минерала.

Побеждает тот, чья карта будет заполнена первой.






Публикации по теме:

Дидактические игры для детей 2–4 лет "Чудесный кармашек" Цель: формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира форме, размерах, цвете. Ход игры: детям предлагается.

Дидактические игры Ловишка,бери ленту. Играющие строятся по кругу. Каждый участник игры получает полоску цветного материала или ленточку, которую он закладывает.

Дидактические игры Игра "Собери снеговика" ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки. ХОД. В.

Дидактические игры Обозначь предметы цифрой Цель игры: формирование элементарных математических представлений, развитие внимания, памяти, мышления, а также.

Дидактические игры ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ» ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о единицах длины, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно.

Дидактические игры Дидактические игры «Кто как голос подает?» Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам.

Дидактические игры и дидактические упражнения по развитию речи дошколят «Поезд» В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций,.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе