Познаем компьютер вместе

Все игры можно сгруппировать по нескольким параметрам, создав определенную систему классификации игр. Классифика­ция игр дает основание уточнить системы совпадения игр того или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.

Природа игры определяется по основным аспектам. Игра - это условность, которая может проявляться как условность состя­заний, условность представления. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, оп­ределяющих нормы. Игра как самостоятельное явление культуры занимает определенное место, имеет особый механизм встраива­ния. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, вы­явлении некоторых норм отношений между людьми.

В туристской деятельности игры выходят на новый уровень, включая разнообразие использования и результативность. За ос­нову классификации игр берется человеческая деятельность, от­ражающаяся в играх с ее вертикальными и горизонтальными свя­зями от досуговой до интеллектуальной деятельности, взаимо­проникая друг в друга, имея свои модели, структуры, функции, элементы и результаты (рис. 6.2).

Игры можно классифицировать по внешним признакам: со­держание, форма, место проведения, состав и число участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров игры.

Определяющей стороной игры как таковой является содержа­ние, которое может быть основанием для классификации игр (рис. 6.3). Содержание дает основание подразделять игры на са­мобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.

Некоторые игры выделяются в самостоятельные типовые груп­пы: детские игры всех типов; игры-празднества; игровой фольк­лор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые конкурсы, эста­феты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистифика­ция, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аук­ционы и др. Вместе с тем существует множество других классификационных признаков, позволяющих объединить игры по опреде­ленным основаниям:

    по времени проведения игры - сезонные (зимние, весен­ние, летние, осенние);

    по продолжительности - длительные, временные, кратковременные, игры-минутки;

    по месту проведения - настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые, на воздухе, на местности, празднич­ные, эстрадные;

    по составу участников (по полу и возрасту) - для дошколь­ников и младших школьников, для студентов, для девочек и маль­чиков, для мужчин и женщин, молодежные;

    по числу участников - одиночные, индивидуальные, пар­ные, групповые, командные и массовые;

    по степени регулирования и управления - плановые (организованные менеджером), стихийные, импровизированные (орга­низованные спортивным инструктором), экспромтные (спонтан­ные);

    по наличию аксессуаров - игры без предметов и с предмета­ ми, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обо­собленность, состязательность, перенесение, повторение, слия­ние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре).

В системе классификации модельно-социальных форм разли­чают игры состязательного, театрального, поэтического, дипло­матичного, военного характера, а также игры-правосудие, т.е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические игры. В основе такой классификации лежит идея состязательности.

Физические игры, построенные на движении, можно подразде­лить на две группы: подвижные (игры, разные по содержанию, организации и сложности правил, среди которых можно выде­лить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы) и спортив­ные (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, фут­бол, хоккей и др.).

К шоу-играм относятся конкурсы (относительно интеллекту­альные игры, построенные на вопросах и ответах и имеющие воз­растную специфику - для школьников, молодежи и взрослой аудитории) и викторины (интеллектуальная игра, в которой на вопросы могут отвечать несколько человек - команда; при этом вопросы викторины содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции. Викторины различаются по составу участников - семейные, ин­дивидуальные, групповые, а также по тематике - музыкальные, литературные).

Игра является самым популярным видом психологической ра­боты как с детским, так и со взрослым контингентом туристов. Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Выделяют игровые пространства пяти видов, которые по отдельным параметрам могут перепле­таться друг с другом:

игровые оболочки, когда игра используется как некоторое об­рамление, общий фон какой-либо работы (путешествие на поезде от станции к станции, внутренние движения от уровня к уровню, международная туристская конференция с проходящими в ее рамках мастер- классами);

игра-переживание - более сложный вид игры, связанный с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обра­щаться к своему собственному «Я» (для такой игры можно приду­мать множество игровых пространств - необитаемый остров, фан­тастические миры мужчин и женщин, неосвоенная планета, до­историческое время, применив театральные и сценические атри­буты);

    игра-драма, которую можно применить в отелях, на туристских базах, в кемпингах, в которой значительная часть времени уходит на вживание участников в их роли и ситуацию с примене­нием самых разнообразных приемов (внешний антураж, элементы костюмов, оформление помещения, театральные декорации, световые и музыкальные эффекты, определение участниками сю­жетных статусов ролей);

    деловые игры, направленные на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников (они могут носить неслож­ный сюжетный характер, решая сугубо инструментальные задачи или иметь вид «организационного семинара», «организационной игры»; перспективным направлением являются «проектные игры», задача которых состоит в формировании проектного мышления участников, умении работать с поставленной проблемой);

психологическая акция - игровая среда, создаваемая в про­странстве коллектива на определенное время, особенностью ко­торой является ненавязчивость и необычность (имеет собственное содержание, свои правила и намеченный результат, девиз кото­рых может быть заключен в выражении «жизнь богаче, чем вы ее воспринимаете»).

Особым, творческим процессом является создание большой психологической игры, начинающейся с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач, определения вида игры с учетом особенностей группы, опыта участия игроков в психо­логических процедурах, степени доверия друг к другу и ведущему и др. Залогом успешности игры являются создание, поиск, под­бор подходящего сюжета и конструирование сценария игры, ход которой зависит от опытности аниматора. Сюжеты могут быть вол­шебными (погружающими участников игры в миры, подобные реальному миру), метафорическими (погружающими участников игры в миры, подобные реальному), реальными (основанными на логике нашего собственного мира, в котором нет ни волшеб­ства, ни «чужой» логики, ни парадоксов).

Принимая роль и некоторые правила поведения в игре, логику поступков или их последствий, игроки погружаются в игру.

В проведении праздников как анимационных программ боль­шое значение имеет использование народных игр. Народные игры являются самой доступной формой развития художественного твор­чества. В игровых ситуациях формируются песенное, фольклор­ное, танцевальное творчество и элементы народного театра, в них ярко проявляется характер, темперамент, демонстрируются кос­тюмы, украшения, фольклорные атрибуты.

Народные игры классифицируются по месту проведения (в помещении, на природе, на стадионе и т.п.), сезонности (весен­ние, летние, зимние, осенние), возрасту и категории. Они бывают:

    подвижные (бег, прыжки, физические упражнения);

    атрибутивные (с различными предметами - игрушками, мя­чами, веревками, обручами, палками);

    традиционные (в основе которых лежат словесные формулы, прибаутки, поговорки, шутки, присказки);

    драматические (предполагают наличие художественного об­раза, действия, диалога, движения);

    спортивные (соревнования, состязания, танцевальные дви­жения, йога, тренировка физических способностей);

    Орнаментальные (сопровождающиеся песнями, музыкальны­ми композициями, основным жанром которых является хоровод);

    производственные или деловые (изображение различных эпи­зодов производственной деятельности и времяпровождения - охота, рыбалка, обслуживание);

    бытовые (отличительной чертой является наличие песенного, музыкального и танцевального сопровождения, придающего ха­рактер хоровода; подразделяются на общественные, воспроизводящие исторические события и военные действия, и семейные, отражающие сцены семейной жизни, любовные страдания и т. п.);

Интеллектуальные игры (шахматы и шашки).

Видоизменение игр основано на социальных изменениях в структуре и поведении различных социальных групп, но их клас­сификация может быть основана на трех основных уровнях:

    демографическом (по составу и числу участников - детские, взрослые, одиночные, парные, групповые и т.п.);

    психолого-педагогическом (по принципу доминирующих спо­собностей - интеллектуальные, состязательные, компьютерные и т.п.).

Игровая деятельность представляет собой многогранную па­литру возможностей проявления в различных сферах жизни и куль­туры, особенно на основании проведения анимационных программ в духе народности (по принципу народных праздников, особен­ности которых связаны с народным календарем и были рассмот­рены ранее).

Введение

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.

Игра - наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Чаще всего он изображает взрослых людей: маму, папу, шофера, летчика. В игре ребенок впервые открывает отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Цель: выявить значение игры для психического развития ребенка.

Задачи: 1. Проанализировать литературу по данной теме;

2. Обобщить полученные результаты.

Значение и виды игр

Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игра - это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж.

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.

Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «… чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».

Наиболее распространенные теории игр в 19 - 20 веках:

К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.

К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.

З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.

Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.

Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:

А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.

Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Игры детей характеризуются следующими особенностями:

1. игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности

3. игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей

4. игра является формой творческого отражения ребенком действительности.

5. игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.

6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность

7. разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, игры - драматизации, конструктивные.

В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.

Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть она социальна по своему происхождению. Появление игры связано не с действием каких - то врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинилось, и вместе с возникновением ролевой игры возник и новый этап в психическом развитии ребенка - дошкольный возраст. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что удлинение детства происходит не путем надстраивания нового периода над уже имеющимся, а путем своеобразного вклинивания.

Игра социальна не только по происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывающие ролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающая ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.

Сюжетно - ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.

Сюжетно- ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.

Д. Б. Эльконин выделил в структуре сюжетно - ролевой игры такие составляющие, как сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре;

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры;

Развитие игрового действия, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами - к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами - и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Д. Б. Эльконин показал, что центральным компонентом сюжетно - ролевой игры выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяют две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3 - 5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5 - 7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержание игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Итак, сегодня нам предстоит изучить И их классификация тоже будет охвачена. Дело все в том, что данный момент играет важную роль для современного ребенка и его развития. Важно понимать, какие игры и для чего существуют. Тогда и только тогда можно будет в полной мере правильно развивать малыша. И речь идет не только о совсем маленьких детях, тоже важны. К сожалению, о реальном игровом процессе речь заходит все реже и реже. Но это не беда. Ведь если вы знаете, какие есть виды игр (и их классификация для школьников и малышей вам известна), то сможете всегда придумать, И как правильно развить его. Так какие варианты имеют место? С какими играми можно столкнуться в современном мире?

Определение

Для начала, с чем мы вообще имеем дело? Что такое игра? Не всем до конца понятен данный термин. И поэтому приходится изучать его. На самом деле, несмотря на то, что люди большую часть времени должны учиться и трудиться, особенно в детском возрасте, придется уделять много времени.

Игра - это действия в условных, выдуманных обстоятельствах. Служит она для усвоения того или иного материала как в практической, так и в условной форме. Можно сказать, мнимая ситуация. Игры для детей крайне важны. Они являются основным инструментом обучения. И изучения окружающего мира в том числе. Виды игр и их классификация для дошкольников по ФГОС подразумевает разбиение на несколько больших классов всех возможных вариантов. Каких именно?

Классы

Их не так много. Принято всего различать 3 класса игр для детей. Запоминаются легко. Первый тип, который только можно встретить - это игры, возникающие по инициативе самого ребенка. То есть самостоятельные. Такой вид распространен у малышей, школьники редко сталкиваются с подобным явлением. Можно сказать, что самостоятельная игра характеризуется игровым процессом, в котором участвует только один ребенок, да еще и по собственной инициативе.

Также виды игр и их классификация (для подростков, малышей и школьников) включают в себя варианты, возникающие по инициативе взрослого. То есть он как бы внедряет ту или иную ситуацию в жизнь ребенка. Основная цель подобного рода явления - обучение. Самый распространенный вариант развития событий.

Последний класс, который можно выделить здесь - это игры, возникающие из традиций, обычаев. Появляются как по инициативе взрослого, так и ребенка. Не самое распространенное явление в современном мире, но оно имеет место.

Обучающие

Какими могут быть игры? Если задуматься, можно бесконечно долго отвечать на этот вопрос. Ведь многое зависит от того, какой именно класс перед нами. Особое внимание нужно уделить игровым процессам, возникающим по инициативе взрослого. Ведь именно они служат для обучения детей, для ознакомления их с окружающим миром.

Виды игр и их классификация (в лагере, школе, детском саду - это не так уж и важно) включают в себя отдельную категорию - обучающие. Как не трудно догадаться, подобного рода варианты служат, как уже было сказано, для обучения ребенка. Могут быть подвижными, дидактическими или сюжетно-дидактическими. Каждый подтип будет рассмотрен далее. Но учтите - именно обучающие игры крайне важны для малышей и детей младшего возраста. Им придется уделять должное внимание.

Досуговые

Игра - это своеобразное развлечение. Поэтому среди вариантов, возникающих по инициативе взрослых, можно встретить досуговые игровые процессы. Их имеется огромное множество. Основное отличие от обучающих - это фактическое отсутствие упора на получение новых знаний и умений. Можно сказать, просто развлечение, которое помогает расслабиться, отвлечься от ежедневной рутины.

Виды игр и их классификация - это то, что помогает понять всю суть того или иного занятия. Досуговые "варианты" тоже включают в себя множество подтипов. Причем с развитием современного мира их становится все больше и больше.

Так с чем можно столкнуться? Досуговая игра может быть просто развлекательной, карнавальной, театрализованной, интеллектуальной. Чаще всего подобные варианты встречаются у более взрослых детей. А вот малыши зачастую заняты обучающими играми.

Эксперимент

Не стоит забывать, что игровой процесс не обязательно требует постороннего вмешательства. Как уже было сказано, имеют место игры, возникающие по инициативе ребенка. Они играют важную роль в его развитии. Точно так же, как и в предыдущих случаях, самостоятельные игры делятся на подтипы.

К примеру, имеет место игра-эксперимент. Может проходить как с участием взрослого (или под его наблюдением), так и в полном одиночестве. В ходе данного процесса ребенок будет проводить какие-то экспериментальные действия, а затем наблюдать результат. Можно сказать, это "наглядное пособие" по тем или иным явлениям, обычно физическим и химическим.

Игра-эксперимент лучше всего помогает ребенку запоминать сложные процессы. Сейчас даже продаются специальные экспериментальные наборы для малышей. Например, "Сделай мыло", "Создай свой парфюм", "Веселые кристаллы" и так далее.

Сюжетные

Виды игр и их классификация нам уже известны. Но вот подробности тех или иных типов игровой деятельности - не совсем. Важно понимать, что именно происходит в том или ином случае, чтобы правильно развивать ребенка. К самостоятельным играм можно отнести сюжетно-ролевые варианты. Точно так же, как и к любым другим.

Что это такое? В ходе такой игры наблюдается какой-то сюжет, событие. У участников есть свои роли, которые они должны выполнять. Театрализованное представление, развлекательная детская праздничная программа или просто придуманная история, в которой ребенок "живет" - все это сюжетно-ролевые игры. Способствуют развитию фантазии, а также иногда обучают соблюдению тех или иных правил. Для детей сюжетные игры очень интересны. Правда, они скорее покажутся им развлекательными.

А вот в более взрослой жизни зачастую сводятся к настольным. Например, "Мафия". В общем, любой игровой процесс, в котором есть своя история, сюжет, называется сюжетным.

Дидактические

Виды игр и их классификация (в детском саду или школе - не важно) часто включают в себя дидактические "разновидности". Очень распространенный вариант обучающего класса. Здесь получение знаний не представляется в открытой форме. Скорее, имеется лишь второстепенное значение данного пункта.

Дети в ходе дидактических игр развлекаются, но при этом соблюдают определенные правила. На первом плане оказывается та или иная игровая задача, которую каждый стремится реализовать. В ходе этого происходит получение новых знаний, а также закрепление оных. Правила игры заставляют задуматься детей над их выполнением, запомнить, научиться применять сначала в выдуманной, а потом и в реальной жизни. К дидактическим относят игры: с прятаньем, соревнования, фанты, поручения, загадывания, сюжетно-ролевые.

Подвижные

Виды игр и их классификация (для дошкольников и не только) нам уже известны. Только вот не до конца понятно, что собой представляет та или иная разновидность игрового процесса. Есть, как мы уже выяснили, подвижные игры. Что это такое?

Такой тип игрового процесса сопровождается физической активностью. Зачастую направлен на физическое развитие ребенка, его оздоровление. Чаще всего подвижные игры как-то косвенно (или напрямую) связаны со спортом. Разнообразные салочки, догонялки - все это относят к данной категории. Для умственного развития почти не несут никакой пользы, а вот для физического - вполне.

Виртуальность

На этом классификацию можно закончить. Только вот в современном мире не так давно появилось еще одно новое понятие в отношении игр. Теперь имеют место компьютерные (или виртуальные) типы. Как не трудно догадаться, весь игровой процесс происходит при помощи электронной машины в виртуальном мире.

Для детей есть свои обучающие игры. А вот взрослым предоставлен куда более обширный выбор разнообразных вариантов. Тут можно найти и квесты, и стратегии, и симуляторы, и "стрелялки", и гонки... И еще очень много всего.

Компьютерные игры - не самый лучший вариант для обучения дошкольников. Скорее, они больше подходят более взрослым детям. Виртуальные игры можно отнести к досуговым. Они не носят фактически обучающего характера и зачастую служат исключительно для проведения досуга, для расслабления.

Юлия Слаутина
Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

2 слайд

Игра - не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту, формируются нравственные основы личности ребёнка. Игра способствует формированию самооценки дошкольника. В ней первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.

В игре, как в ведущем виде деятельности дошкольников, активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности (исследование Г. В. Ендовицкой) острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (З. М. Истомина и др.).

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта. В процессе игры формируется символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов их заместителей (палка - вместо коня, листик - вместо тарелки и т. п.). Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.

Важно и то, что в игре активно формируется способность становиться на точку зрения другого человека, партнера по игре, смотреть на вещи с его позиции.

В процессе игровой деятельности у ребёнка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости.

Игра создаёт (исследования А. В. Запорожца) и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Когда ребёнок берёт на себя определенную роль (например, зайца, лисички, кота и др., он сознательно и произвольно воспроизводит определённые движения, характерные для изображаемого персонажа.

Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте, выполняя при этом диагностическую, терапевтическую, обучающую функции. С успехом используется игровая психотерапия для коррекции, например, страхов, других негативных эмоциональных состояний (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, О. А. Карабанова).

Ценность игровой деятельности не ограничивается её влиянием на развитие отдельного индивида, ребёнка. Игра обладает большими возможностями для формирования «детского общества».

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в играх с правилами ребёнок начинает обращать внимание на способ, средства достижения результата, а не только на собственно результат; в них он учится сознательно подчиняться правилам. Использование игры, игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребёнка».

3 слайд.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Светлана Леонидовна Новоселова выделяет три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка:

Самостоятельные игры (игра – экспериментирование)

Самостоятельно-сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого , который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

Игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

Досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные) , которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные игры (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Существует несколько групп игр , развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – творческие (сюжетно-ролевые). В этих играх сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

II группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Через них дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

4 слайд.

5 слайд.

Режиссёрские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребёнка: он отражает событие, зрителем и участником которого был сам.

В режиссёрской игре речь – главный компонент.

Ребёнок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.

В этой игре часто используется много персонажей но «активно действующих» обычно бывает не более трех-четырех.

В жизни ребёнка режиссёрская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и у другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребёнок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий из личного опыта (кормление куклы, укладывание её спать, купание, осмотр доктором и т. п.).

Особенностью режиссёрской игры является то, что партнёры (игрушки, их заместители) – неодушевлённые предметы и они не имеют своих желаний, интересов, претензий. И это естественно, так как такое игровое общение для маленького ребёнка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнёров, искать с ними общий язык.

6 слайд.

Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается во взятии ребёнком на себя роли взрослого, которую он выполняет в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития. Такая свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют ребёнку самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальности ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого игры подразделяются на:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник».

2. Игры на производственные и общественные темы – это труд людей.

3. Игры на героико-патриотические темы – героические подвиги нашего народа.

4. Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в «зайца и волка», в «Чебурашку и крокодила Гену» и т. д.

7 слайд.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

Роли, которые исполняют дети в процессе игры;

Игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

Игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

Отношения между детьми, которое выражаются в репликах, замечаниях – регулируется ход игры.

Роль – это игровая позиция ребёнка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о нём.

Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является главным элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнёров по игре.

Роль появляется в игре на третьем году жизни ребёнка.

Развитие роли в игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образцам.

У детей 3 лет преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я – мама, я – водитель, я – врач. Взятая роль придаёт определённую направленность, смысл действия с предметами.

В возрасте 4-5 лет выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: ребёнок хочет не просто играть, у него возникает потребность выполнять ту или иную роль, используя при этом речь, мимику и жесты.

В возрасте 5-7 лет в играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.

8 слайд.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребёнок проходит этапы развития игровой деятельности:

Первый такой этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе появляется отобразительная игра, в которой взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание ребёнка на его целевое назначение.

Третий этап - формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (укладывают куклу, кормят её, катают в коляске, варят еду и т. д.).

Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребёнка. Педагог обыгрывает ситуации, привлекая к активному участию детей. Например, видоизменяет игровую ситуацию кормления, которую так любят изображать в игре дети раннего возраста: вводит новые персонажи, новые блюда, новую посуду.

Педагог создаёт ситуации, стимулирующие ребёнка к использованию предметов-заместителей, к действиям в воображаемой ситуации.

Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-инсценировки.

Четвертый этап – собственная ролевая игра.

Ролевая игра в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят действия взрослых и их отношения. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

9 слайд.

10 слайд.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события, изменённые детской фантазией, – сюжетом игры.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Виды театрализованных игр (по Л. В. Артёмовой):

Игры драматизации;

Режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация касается не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Если они разыгрываются в обычной театральной форме или в форме массового сюжетного зрелища, то такие игры называют театрализациями.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который использует, как правило, куклы.

Исследователь Л. В. Артёмова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

1. Игры-драматизации с пальчиками.

Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, действуя одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.

2. Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

3. Импровизация – разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребёнок не является сценическим персонажем, он действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности (интонация и мимика).

Особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Сходство с режиссерской работой в том, что ребёнок организует пространство, сам исполняет роли или сопровождает игру текстом.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Например, Л. В. Артёмова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров:

1. Настольный театр игрушек.

Используются игрушки, поделки, устойчиво стоящие на столе и не создающие помех при передвижении.

2. Настольный театр картинок.

Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Настроение персонажа передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

3. Стенд-книжка.

Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

4. Фланелеграф.

Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

5. Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

11 слайд.

Условия для развития театрализованных игр:

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него .

Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности .

С этой целью применять разные виды театра, использовать элементы костюмов и атрибутов, которые вызывают у детей огромный интерес и желание поиграть в сказку.

Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Заботиться об оснащении театрализованных игр .

Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе подключать членов семей воспитанников.

Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр.

Подбор литературы с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. Таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей и содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

12 слайд.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в объединении детей на основе общих интересов, совместной деятельности.

Различие их в том, что в сюжетно-ролевой игре отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется в замысле, решение которого требует предварительного обдумывания: что построить, материал, последовательность строительства.

В процессе строительных игр педагог учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий.

В строительных играх используются как строительные, так и природные материалы: глина, песок, снег, камни и т. д.

13 слайд.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактические игры существуют не один век. Их первым создателем был народ, который подметил удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребенка.

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие.

Виды дидактических игр:

1. Дидактические игры с предметами развивают мыслительные операции, совершенствуют речь, воспитывают произвольность поведения, память, внимание.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.

В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца и покупателя.

Игры-инсценировки помогают уточнить представления о разных бытовых ситуациях («Кукла Оля заболела», о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок», о нормах поведения («В гостях у куклы Маши»).

Для развития координации и зрительного контроля организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.

Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков с горки, в воротца, игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками.

Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом.

Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук – важные предпосылки для подготовки ребёнка к овладению письмом.

2. Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы: «Парные картинки», «Лото», «Домино», «Лабиринт», «Разрезные картинки», «Пазлы».

3. Словесные игры. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Дидактическая игра имеет свою структуру , включающую несколько компонентов.

Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.

Для детей обучающая задача формулируется как игровая.

Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях.

В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре.

Детей 2-4 лет в дидактической игре увлекает процесс, а результат игры не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать пирамидку; отгадать по звукоподражанию, кто кричит (собачка, козочка, корова).

В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно (настольно-печатные игры «Лото», «Домино», «Лабиринт»).

В играх детей 5-7 лет преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т. д.

Развивающий эффект дидактической игры прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, то её воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.

Обучающая задача, игровые действия и правила взаимосвязаны. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей.

14 слайд.

Подвижные игры являются разновидностью игр с правилами. Подвижной игрой является игра с правилами, во время которой наряду с другими воспитательными задачами в первую очередь выполняется задача развития движений. По сравнению с играми детей других возрастных ступеней характер игр на дошкольной ступени отличается тем, что здесь не обязательно определять победителя. После окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, относились друг к другу. И только в старших группах начинают постепенно вводить элементы соревнования, начинают сравнивать силы команд, отдельных игроков.

Под формой подвижных игр понимается способ её проведения, организации игры, взаимоотношения играющих, обязанности каждого в отдельности или команд. Выражением формы игры является правило.

В многообразии детских подвижных игр выделяют несколько основных типов:

Игры, основанные на ловкости, физической умелости;

Игры, основанные на удаче (где результат не зависит от физической подготовки или умственной компетенции играющих).

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших – перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды и формы игры в дошкольном возрасте

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра – чуть ли не основной атрибут детства. Это основная деятельность ребенка, которая возникает у него как бы спонтанно, без всяких призывов и воспитательных воздействий взрослых, и увлекает его, как ничто другое

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф.Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской.

П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст - период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Он разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами . Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регулирующих отношения между играющими,; способы использования игрового материала. Но эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер. Так, дети отказываются принимать в игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, «мешает играть», хотя и не оговаривают предварительно правило «Не будем принимать в игру того, кто ссорится». Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей. В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т.п.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых.

При всем многообразии игр, можно выделить несколько типов:

  • Сенсомоторные игры: совершение движений, направленных на получение интересных для ребенка ощущений. Такие игры преобладают в первые 2-3 года жизни. Например: погремушки, удары какими-либо предметами друг о друга, стремление влезть в лужу, изваляться в грязи.
  • Сюжетные игры подразумевают такие действия с предметами, которые иллюстрируют определенный сюжет, заимствованный как из реальной жизни, так и из сказки, мультфильма и т.п. Возить машинки, кормить и укладывать спать куклу, строить город из песка – примеры таких игр. Быстрее сего они развиваются в 3-4 года, однако не исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.
  • Ролевые игры: здесь дети берут на себя определенные роли, позиции человека в обществе и воспроизводят те модели поведения, которые, как они считают, им соответствуют. Это могут быть, например, позиции, связанные с трудовой деятельностью, роли солдат и офицеров в боевых действиях и т.п. Именно эти игры наиболее значимы для развития ребенка в возрасте 4-6 лет.
  • Игры с правилами представляют собой искусственные ситуации, зачастую не имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди действуют на основе заранее сформулированных правил. Чаще всего это сопровождается состязанием.

Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1.Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно - отобразительные;

Сюжетно-ролевые;

Режиссерские;

Театрализованные;

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

а) игры обучающие:

Дидактические;

Сюжетно-дидактические;

Подвижные;

б) досуговые игры:

Игры-забавы;

Игры-развлечения;

Интеллектуальные;

Празднично-карнавальные;

Театрально-постановочные;

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (народные), которые могут возникнуть по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в игре разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые.

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным. Как справедливо отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.

В плане морального развития Д. Б. Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Лизе убрать кубики». Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команду («чьё звено скорее построит дом?», игры-эстафеты).

Именно в игре дети учатся взаимодействовать, договариваться и согласовывать свои действия, обсуждать результаты, планировать совместные усилия для достижения общей цели. Приобретенные навыки сотрудничества в дальнейшем переносятся и на другие продуктивные виды деятельности (совместное рисование, конструирование).


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе