Познаем компьютер вместе

Дидактическая игра, как средство обучения младших школьников

Харибутова Ю.Н.,

учитель начальных классов,

МКОУ «Уксянская средняя общеобразовательная школа»,

с. Уксянское, Далматовкий район, Курганская область

Одним из эффективных средств, которое помогает школьникам усваивать новые знания, закреплять умения и навыки, сложные для детей, развивать интерес к учебному предмету, является дидактическая игра.

Родоначальником применения игры в процессе обучения в отечественной науке является педагог К.Д. Ушинский, который утверждал, что игра – это необычный род деятельности человека, легкий и в тоже время сознательный, под которым понимается стремление чувствовать, действовать и жить .

Вслед за К.Д. Ушинским русский педагог В.А. Сухомлинский, говоря о необходимости применения дидактической игры, говорил, что: «Без игры нет полноценного умственного развития, сил. Игра пробуждает творческое воображение, без которого нельзя представить полноценное обучение» .

Ученые убеждены в том, что игра – это не развлечение, а деятельность, в которой лучше усваивается и воспроизводится социальный опыт, в данном процессе совершенствуется личность ученика, игра − один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе .

В педагогике нет единой классификации игр. У каждого ученого свой взгляд на разновидности игры, использующиеся в процессе обучения.

Например, Б.Г. Мещеряков классифицирует игры как: ролевые, с правилами, режиссерские, дидактические.

Г.М. Коджаспирова делит игры на: предметные, символические, сюжетные, ролевые, компьютерные, развивающие, дидактические.

Несмотря на имеющуюся разницу в классификациях, ученые выделяют и подробно рассматривают дидактическую игру – как вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи, для усвоения, закрепления материала.

Дидактические игры впервые были введены в педагогику Ф. Фребелем и М. Монтессори для детей дошкольного возраста. Для начальной школы это понятие ввел О. Декроли.

В середине прошлого столетия дидактические игры стали применяться в отечественной педагогической практике, сначала только в начальных классах, а позднее – и в средних, и в старших.

Одни педагоги дидактические игры относят к методам обучения, другие же выделяют их в особую группу, так как, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных и практических приемов, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют присущие только им особенности:

а) они специально создаются или приспосабливаются для целей обучения;

б) правила, создаются учителем с целью обучения и воспитания детей;

в) эффективное средство умственного развития ребенка;

г) они помогают формировать не только конкретные знания, но и учат творческому применению знаний;

д) занимательная форма, которая интересна для детей .

Современные ученые считают, что дидактическая игра состоит из нескольких компонентов и обладает определенной структурой. К компонентам дидактической игры относят следующее:

а) игровой замысел;

б) игровые действия;

в) познавательное содержание или дидактические задачи;

г) оборудование;

д) результаты игры.

Игровой замысел содержится в названии игры и находится в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке. Игровой замысел придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам обусловленные требования в отношении получения знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе дидактической игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правила создают условия для формирования умений учащихся. С помощью правил дети могут управлять своим поведением.

Ядром (основой) дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной задачи.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО (технические средства обучения): аудио, видео, мультимедиа и другое, дидактический раздаточный материал и другое.

Итог игры подводится сразу по ее завершению. Это может быть подсчёт баллов; определение игроков, успешнее других выполнивших игровую задачу; определение команд-победителей и другое. Всегда важно в игре оценить ее результат .

Говоря о необходимости применения дидактической игры, ученые рассматривают несколько ее функций:

а) образовательная (дидактическая игра помогает получить ученикам новые знания по изучаемому предмету);

б) воспитательная – это одна из основных функций дидактической игры, которая дает ребенку возможность научиться различать добро и зло, правду и ложь, помогает выявить индивидуальные особенности детей;

в) развивающая определена тем, что в основе игровой деятельности находится, по мнению психологов, интрогенное поведение (поведение обусловленное внутренними факторами личности: потребностям, интересам);

г) функция эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности школьника называется многими учеными ведущей функцией дидактической игры. Значение этой функции заключается в том, что дидактическая игра в качестве эмоционально-ценностного стимула поддерживает и закрепляет смыслообразующий мотив деятельности учения, то есть не только «обязан», но и «хочу». Это способствует формированию общественно ценностного мотива учения;

д) функция оптимизации учебного процесса. Дидактическая игра является инструментом снятия противоречия между потребностью школьника к самостоятельности в учении и внешним педагогическим руководством, основанном на выполнении нормативных требований. Она позволяет ученику самому добыть новые знания, закрепить умения и навыки. Учитель только с помощью игры наводит ученика к этим действиям. Он грамотно подбирает дидактическую игру, чтобы ребенок усвоил, закрепил умения и навыки;

е) диагностическая: каждый человек проявляет себя в игре на максимальном уровне физических сил, интеллекта, творчества. С помощью дидактической игры можно диагностировать сформированность тех или иных личностных качеств у игроков, уровень знаний и умений, характер взаимоотношений в коллективе, интересы детей;

ж) коммуникативная: в процессе дидактической игры происходит развитие речи, дети узнают новые слова, которыми пополняют свой лексикон;

з) развлекательная: данная функция связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов личности;

и) коррекционная: данная функция вносит позитивные изменения, дополнения в гибкую структуру личностных показателей учащихся. Процесс коррекции происходит естественно;

к) профориентационная: состоит в том, что дидактическая игра знакомит детей с различными профессиями, и их спецификой .

Говоря о значении дидактических игр в процессе обучения детей, ученые указывают на следующее:

а) значительно растет познавательный интерес к предмету;

б) каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

в) активизируется учебно-познавательная деятельность;

г) развивается мотивация учения, с положительной стороны, произвольное внимание, увеличивается работоспособность .

До настоящего времени не сложилась единая классификация дидактических игр.

Благодаря многокомпонентности, особенностям структуры, большому количеству функций каждый ученый, исследуемый дидактическую игру, создает свою классификацию, ориентируясь на то, что на его взгляд важно для процесса обучения и воспитания детей.

Например, А.И. Сорокина классифицирует дидактические игры, как: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Л.И. Федорова выделяет дидактические игры: по характеру использованного материала, по виду деятельности, по предметной области, по этапу педагогического процесса, по игровой методике, по количеству участников.

Е.Э. Селецкая подразделяет дидактические игры на: репродуктивные, частично-поисковые, поисковые.

М.М. Захаров выделяет дидактические игры на: игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

А.А. Смоленцева – подготовительные, творческие.

Многообразие дидактических игр позволяет педагогу выбирать любую приемлемую для учащихся и его класса. Педагог, выбирая ту или иную дидактическую игру, анализируя процесс обучения,со временем приходит к выводу, какой вид игры в большей мере помог добиться положительного результата.

Дидактическая игра имеет большой воспитательный потенциал: благодаря ей ребенок приобретает высшие нравственные достижения, которые со временем становятся для него нормой.

Дидактическая игра не только позволяет детям глубже понять изучаемые явления, действия, но и помогает добыть им новые знания, правильно логически размышлять.

Дидактическая игра – необходимый элемент процесса обучения, который развивает у детей воображение, мышление, память, дает ребенку психологическую стойкость, формирует ориентировку в жизненных ситуациях, служит созданию и сплочению детского коллектива.

Список использованных источников

1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения [Текст] / В. Н. Аванесова. – М. :Просвещение, 1992. – 215с.

2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. :Академия, 2003. – 176 с.

3. Серова, А. А. К.Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека [Текст] / А.А. Серова // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №2. – с.15-16.

4. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с.

5. Чен, Н. В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии [Текст] / Н. В. Чен // Методическая копилка. Пилотный выпуск. – 2011. – С. 6-10.

Ж. Дошкольное воспитание 1975г. №1

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО ЗНАКОМСТВУ С КОЛИЧЕСТВОМ

(вторая младшая группа)

О значении дидактических игр в деле обуче­ния детей дошкольного возраста писали мно­гие исследователи - педагоги и психологи (Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, З.М. Богуславская, В. Н.Ава-несова и др.)-

Дидактические игры рассматриваются как важное средство всестороннего развития, де­тей. В занимательной форме игры можно зна­комить детей с самыми разнообразными явле­ниями действительности, развивать мышле­ние, память, наблюдательность, внимание, со­образительность и другие качества.

Использование дидактической игры в про­цессе обучения способствует расширению пред­ставлений детей, активизации, закреплению и применению знаний.

Дидактическая игра в сочетании с прямым обучением является ценным средством матема­тического развития детей.

В своей статье мы пытались обобщить опыт работы детских садов по использованию ди­дактических игр в процессе знакомства детей четвертого года жизни с количеством, показать на фактическом материале обучение решению задач в форме дидактической игры.

В программе по развитию элементарных ма­тематических представлений детей четвертого года жизни в разделе «Количество» предусмот­рено знакомство детей с множеством как еди­ным целым, состоящим из однородных элемен­тов. Дети учатся составлять rpvnnyиз отдель­ных предметов в соответствии с образом, вы­делять один предмет из группы, учатся разли­чать «много» и«один».

Для решения этой программной задачи мож­но использовать такие дидактические игры, как «Петрушкгжн гости», «Сбор грибов», «В ле­су», «Утка с утятами» и до.


Вначале лучше провести игры «Сбор Г{ш£
бов», «Утка с утятами», «В лесу», эти игры бщ
лее простые. Материалом в игре «Сбор грЖ
бов» являются корзиночки, грибы, в игре <<УЩ
ка с утятами» -- утята, в игре «В лесу»
грибы, шишки.41

Игра «Петрушкины гости» несколько слой! нее. Усложнение состоит в том, что дети зн\Ш комятся с образованием множества из разно! родных предметов, объединенных одним об! щим признаком (разные животные - собач* ка, зайчик, мишка, кошка, лисичка - гостЦ петрушки). В игре дети три раза видят образо-С вание множества из отдельных элементов н%| разном материале (гости петрушки, яблокид конфеты), два раза - дробление множества!.

на элементы.Ж

Щ
Сборгрибов Я

Материал для игры: елочки, поставленные щ
отдельных местах групповой комнаты, грибы,!
корзиночки или ведерки по числу детей.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках полу-i
кругом." Перед ними на полу поставлены елоч-|
ки и грибы. J

Де-.и, это наш лес. Посмотрите, кая много грибоз под елочками. Сейчас я дам| каждому по одной корзиночке, и вы пойдете"? собирать грибы.

Воспитатель ставит на стол корзиночки nojчислу детей; спрашивает: «Сколько корзино-^ чек я принесла?» Отвечает: «Много»; предла- ■ гает всем взять по одной корзиночке; спрайт-. вает, у кого сколько корзиночек, сколько кор­зиночек на столе (ни одной). Затем воспита-jтель предлагает детям пойти в лес и сорвать по одному грибку. Далее воспитатель спраши­вает отдельных детей, сколько грибков у них в корзинке (один), а сколько грибков под елочками (ни одного).

Воспитатель предлагает детям поставить корзинки на стол, отмечает, что каждый по­ставил одну корзинку (одну корзинку поста­вила Галя, одну - Надя, одну - Таня и т.д.), все поставили по одной корзине, а всего, смо­трите, сколько корзин. Затем воспитатель спра­шивает: «Сколько грибов в каждой корзине?» Один. Предлагает посмотреть, сколько всего, грибов дети собрали. Из корзин воспитатель с помощью детей выкладывает грибы на стол. Дети стмечают, что из каждой корзины поло­жили по одному грибку, а Есего получилось много грибов.

В игре «Утка с утята л: и» используется макет озера, в котором плавают утка и утята по числу детей. Воспитатель обращает внима­ние детей на то, что утят много, а утка одна, затем дети играют с утятами.

Все бепут по одному vtchky.



Утка зовет утят: «Кря-кря-кря». Дети спу­скают утят в озеро, отмечают, что утят в озере стало много.

Материал для игры: контуры елок, шишки, грибы, объемная корзина, медведь.

Воспитатель на своем столе ставит елки - это лес, перед елками расположено отдельно одно от другого грибы, шишки.

Обращаясь к детям, воспитатель говорит: «Дети, это лес. Видите, в лесу много елок, много шишек, много грибов. А вот и мишка-медведь пришел в лес. Смотрите, у него кор­зинка. Сейчас он будет собирать грибы, счи­тать он не умеет. Давайте поможем ему. Миш­ка сорвал гриб и не знает, сколько грибов он сорвал. Дети, сколько грибов сорвал мишка? Один. Правильно, мишка положил один гриб в корзинку. Мишка еще нашел гриб. Сколько еще грибов он сорвал? (Воспитатель показы­вает гриб детям. Ответ: «Один гриб».) Смот­рите, мишка нашел еще один гриб (кладет в корзинку), еще один, еще один, еще один, еще один. Все грибы около елочек мишка собрал. Сколоко же грибов, дети, осталось около ело­чек? Ни одного.

Ну-ка, мишка, покажи, сколько у гбя в кор­зине грибов. Сколько, дети, у мишки грибоь? Много. Видите, мишка собирал по одному гри­бу, а набрал много».

Мишка ревет (используется озвученная иг­рушка).

Воспитатель: «Ты что хочешь сказать, миш­ка? Ну, скажи мне на ух^_ХШ| -Дсха«л^е^--тко

Дети, он говорит, что хочет вам отдать гри­бы. По скольку ты, мишка, хочешь раздать грибов детям?» Мишка рычит.

Воспитатель: «Он говорит: «По одному». Раз­дай, мишка, свои грибы. А вы, дети, посмотри­те, не ошибется ли мишка, всем ли он будет давать по одному грибу». Спрашивает у де­тей: «Сколько грибов мишка дал Тане? Один гриб. Сколько Саше? Один. Мишка раздал грибы, на всех у него даже не хватило. Посмот­рите, сколько в корзине у мишки грибов. Ни одного. А сколько их у Саши? Сколько у Та­ни?»

Воспитатель: «Мишка опять ревет. Ты что, мишка? Скажи мне. Дети, мишка увидел, что у него в корзине не осталось ни одного гриба п плачет (ревет). Давайте отдадим ему гри­бы».

Воспитатель с корзиной и мишкой подходит к детям, дети кладут грибы.

Воспитатель: «Один гриб положила Таня, один - Саша. Все положили по одному гри-UV. А сколько vмишки стало грибов? М:: ого.


Отнес мишка грибы в свой дом и опять при­шел в лес собирать шишки. Посмотрите, сколько шишек в лесу. Много. Мишка взял од­ну шишку, еще одну, еще одну, еще одну, еще одну и т. д. Все шишки собрал мишка. Сколь­ко шишек осталось около елок? Ни одной. Сколько шишек у мишки? Много. Понес миш­ка шишки домой, а корзинку держит неровно, вот и начали шишки падать из корзины. По­смотрите, сколько шишек упало у мишки из корзины… Одна, еще одна, еще одна, еще од­на и т. д. Сколько всего упало у мишки из корзины шишек? Много. Посмотрим, сколько же шишек осталось у мишки. (Показывает кор­зину.) Ни одной. Все шишки мишка растерял и пришел домой с пустой корзиной».

Петрушки ны гости; .-.

Материал для игры: петрушка, собачка, зай­чик, петушок, мишка, кошка, лисичка; боль­шая красивая коробка, в ней 6 яблок, 6 кон­фет.

Воспитатель ставит на стол петрушку, гово­рит: «Стодня, дети у петрушки день рожде­ния. У гего м.гого друзей. Сейчас они к нему придут в го"-т-r. Посмотрим, сколько: х;. гсстси пррдет к петрушке. Вот приоежала собзчгя (игрушка ставится на столе перед петрушкой). Сколько собачек? Одна.

Зайка прискакал. Сколько зайчиков пришло поздравить петрушку? Один. Петушок пришел поздравить с днем рождения петрушку. Сколь­ко петущков?__Одид,-Мишкд г.рншел. Сколько «мишек? Один. Прибежала из леса лисичка. Сколько лисичек? Одна. А вот пришла кошка поздравить петрушку. Сколько кошек? Одна.

Дети, все гости приходили по одному. А сколько всего гостей пришло к петрушке?

Дети, петрушкииы гости принесли ему на день рождения подарки (воспитатель ставит на стол коробку). «Посмотрим, сколько подар­ков принесли гости петрушке». Показывает. Спрашивает: «Сколько подарков?» Отвечает: «Много» и говорит «Посмотрим, какие же это подарки».

Воспитатель вынимает одно яблоко за дру­гим и говорит: «Смотрите, яблоки. Одно ябло­ко, еще одно, еще одно, еще одно. Сколько всего яблок? Много. Посмотрим, что же еще принесли гости петрушке. Конфеты». Так же вынимает их, кладет в ряд и говорит: «Одна конфета, еще одна конфета, еще одна, еще од­на, еще одна и еще одна. А сколько всего кон­фет? Много».

Показывая детям пустую коробку, спраши­вает, сколько подарков в коробке? Ни одного. Ackcuu".j;;:; на столе? Много.



Воспитатель: «Видите, дети, я клала по од­ному подарку, а получилось подарков много».

В конце игры можно сказать, что петрушка угостил своих гостей яблоками. Одно яблоко дал собачке, одно - мишке, одно - зайчику, одно - лисичке, одно - кошке. А сколько все­го яблок раздал петрушка? Много.

Сколько яблок он дал собачке? Сколько яб­лок он дал мишке? И т. д.

Заканчивая игру, воспитатель говорит: «Пет­рушка остался доволен, что много гостей при­шло поздравить его с днем рождения. Вы по­могли узнать, сколько пришло гостей и сколь­ко они принесли подарков».

Что

При обучении детей умению выделять один предмет и много можно использовать игры «Что изменилось», «Зайцы в огороде».

изменилось

Материал для игры: елки, грибы, зайчики.

На столе перед детьми стоит много елочек и один грибок. Воспитатель: «Дети, сейчас поиграем в игру «Что изменилось». Посмотри­те, что вы видите на столе. Сколько елок? Сколько грибов? Сейчас вы закройте глаза, \ потом откроете и скажете, что изменилось». Воспитатель оставляет одну елочку и ставит много грибов. Дети открывают глаза и гово­рят, сколько елочек и грибов было и сколько их стало. После этого воспитатель ставит мно­го елочек и много грибов, затем один гриб и одну елочку. Усложнение игры состоит в том, что воспитатель может заменить игрушки. На­пример, поставить одного зайчика и много елок или много зайчиков и одного медведя^ -В дальнейшем.досш-1т-ятел1г~тяхШёт использо-елть для игры три вида игрушек. Например, поставить одну елочку, один грибок и много зайчиков и т. п.

Во второй младшей группе учат детей срав­нивать одну группу предметов с другой, ис­пользуя приемы наложения и приложения.

При реализации этой программной задачи можно провести игры «Столько - сколько», «Мишки в гостях у детей». «Принеси столько игрушек, сколько у меня».

М и ш к и в гостях у детей

Материал: игрушки-3 мишки. 3 машины, 4-5 стульчиков, 4-5 чашек, стол, 4-5 кон­фет.

Ход игры. Раздается стук в дверь, на трех машинах друг за другом въезжают мишки. Воспитатель ставит машины с мишками в ряд на стол. Мишки здороваются с детьми.

Воспитатель: «Дети, сколько к нам приеха­ло мишек? Много. Сколько.машин? Много. Л как по-друггшу „плчо сказать? Поровну,


мишек столько, сколько машин, на каждой ма.
шине по одному мишке».1? .

Раздается рев медведя. : ..:■■-...;."-«*

Воспитатель: «Дети, слышите, мишки реву? Они гуляли и проголодались. Давайте угостлщ их чаем. Игорь, принеси сюда, пожалуйста, один стол».

Затем воспитатель предлагает кому-либо из детей принести столько стульчиков, сколько мишек, поставить стульчики в ряд около сто­ла, расставляя их по одному слева направо, Следующий ребенок по предложению воспи­тателя сажает мишек на стулья.

Воспитатель: «Сколько стульчиков и мишек? Почему всем мишкам хватило стульчиков? Алла, принеси чашечки для каждого мишки и поставь их на стол перед мишками. Сколько, дети, Алла принесла чашек? Правильно она их расставила?

Иди, Игорек.угости мишек конфетами. Вот. они, в вазе. Дай каждому мишке по конфете. Сколько, дети, Игорек дал мишкам конфет? Столько, сколько мишек. По скольку чашек и конфет около каждого мишки? По одной, по­ровну».

Воспитатель вызывает детей, предлагает им, напоить мишек чаем. Воспитатель: «Напились мишки чая с конфетами и хотят гулять. На этих машинах они поедут с вами на прогулку. Хватит всем мишкам машин? Почему?

Вот и гости наши готовы к прогулке. Давай-те их возьмем с собой гулять, покатаем их. Они любят кататься».

Детей четвертого года__ж.изни-у-ч-ат восири-ниматьл воспроизводить один и много звуюь движений, учат устанавливать по количеств} равенство звуков, предметов, движений.

В решении этой программной задачи мог\ iбыть использованы такие игры, как «Помо­жем бычку - белому бочку», «Петрушкнны \>г - рушки», «Лиса и котята» и др.

П о м о ж е м“ бычку - бело м у б о ч к \

Материал для игры: сказочный домик, тз гушка, кошка, мышка, петух, собака, теленок.

«Жили-были в теремке лягушка-квакушка, мышка-норушка, кошка-белоножка, петушо- --золотой гребешок и собачка Бобик.

Как-то раз в вечерний час все звери собра­лись около домика.

Вдруг по лесу идет бычок - белый бочок: «Му-у! Заблудился я в лесу, не найду дорогу, плохо мне придется, если звери не помогут».

Звери «говорят»: «Мы поможем тебе, но сна­чала ты выполни наши задания». Лягушка «го­ворит»: «Сколько раз я квакну, столько раз ты промычи».

Воспитатель: «Слушайте, ~етн. внимательно. правильно- будет бычок выполнять задания.



Лягушка квакает от одного до трех раз, бычок столько же раз мычит.

Воспитатель спрашивает: «Сколько раз бы­чок промычал?» Дети отвечают: «Столько, сколько раз квакнула лягушка». Другие «зве­ри» предлагают или прокричать так же и столь­ко же раз, или принести столько же каких-либо игрушек, или подпрыгнуть столько же раз, или повернуться к окну столько же раз и т. п. При этом «бычок» может выполнять зада­ние правильно, может и ошибаться. Когда оши­бается, дети должны заметить ошибку и ис­править ее.

Первое задание бычок выполняет правильно.

В конце игры воспитатель отмечает, что де­ти хорошо помогли бычку. С их помощью он выполнил правильно все задания зверей. Те­перь они покажут ему дорогу домой.

П е т р у ш к и н ы игрушки

Материал для игры: красивый мешочек для игрушек, 2-3 одинаковые игрушки, например 3 матрешки, 3 мячика, 2 пирамидки, кубик.

В начале игры воспитатель объявляет детям, что к ним на занятие придет петрушка. Раз­дается стук в дверь. Воспитатель вносит пет­рушку и мешочек, предлагает детям на ощупь узнать, что в мешочке (игрушки), сколько их.

Далее воспитатель гозорит, что петрушка хочет поиграть с детьми. Сколько рлз пегруш-ка стукнет в бубен, столько игрушек нужно до­стать из мешочка. Петрушка стучит от одного до трех раз. Воспитатель предлагает детям вы­нимать игрушки до тех пор, пока ни одной иг­рушки в мешочке не останется. Каждый раз ребенок, доставая игрушки из мешочка, гово­рит: «Я достал столько игрушек, сколько раз ударил петрушка в бубен».

Затем воспитатель предлагает детям поиг­рать с петрушкой по-другому. Со стола нужно взять столько одинаковых игрушек, сколько раз петрушка ударят в бубен. Свои действия ребенок должен сопровождать словами, напри­мер: «Я взял столько матрешек, сколько раз петрушка ударил в бубен». Вначале воспита­тель сам показывает, как выполнить подобное задание.

Материал: шапочки лисы, зайца и котят. Ход игры. Игра проводится подгруппами.


Воспитатель играет вместе с детьми. Кто хо­рошо воспринимает один и много звуков, наз­начается зайцем, выбирает лису, остальные де­ти- котята. Дети надевают шапочки котят, зайца, лисы. Заяц убегат в домик, лиса пря­чется в лесу.

Воспитатель говорит: «Пошли котята на лу­жок. Хорошо на лужке, солнышко светит, птич­ки поют. Бегают котята, играют. Увидела ко­тят лиса, захотела их поймать и в лес ута­щить. Испугались котята и побежали к доми­ку зайца. Просят зайца: «Зайчик, открой нам, а то нас лиса поймает». Зайка говорит: «Мяук­ните один (много) раз, тогда пущу». Дети мяу­кают. Кто ошибается, того заяц не пускает в дом, его уводит лиса. Игру можно повторить два - четыре раза.

Во второй младшей группе отдельные заня­тия можно целиком провести в форме дидакти­ческой игры.

Приведенные дидактические игры для детей четвертого года жизни просты, близки их не­посредственному опыту, построены на основе активной практической деятельности с кон­кретными множествами, на основе широкого использования наглядного материала. Перед детьми ставится цель играть, а ке учиться. В ходе игры воспитатель добивается усвоения детьми соответствующего программною мате­риала.

Для малышей лучше использовать игры, в которых находят отражение разнообразные жизненные ситуации, близкие опыту детей, оп­ределенные взаимоотношения действующих лиц, содействующие усвоению правил поведе­ния. Важно, чтобы игры были ценны как в об­разовательном, так и в воспитательном отно­шении.

Подбирая игры для детей, воспитатель дол­жен учесть, на каком этапе реализации «Прог­раммы воспитания в детском саду» находятся дети его группы, какой материал op.iiуже ус­воили, что предстоит изучить. Воспитатель"ис­ходит из обучающей задачи и содержания иг­ры. При подборе игры воспитатель придумы­вает, какую игру лучше взять для сообщения новых знаний, какую - для закрепления, ка­кую- для применения знаний в новых усло­виях.

На одну и ту же программную тему в нали­чии у воспитателя должно быть несколько игр.



Вначале он отбирает и проводит tдетьми иг­ры простые, затем более сложные.

Дидактические игры по знакомству детей с количеством можно проводить не только на за­нятиях, но и в свободное от занятий время, особенно с теми детьми, которые отстают в ус­воении программного материала.

Воспитатель должен хорошо знать игры по знакомству детей с количеством, знать их со­держание, обучающие задачи, правила, игро­вые действия. Это дает возможность ему вы­брать в нужный момент игру для решения тех или иных обучающих задач.

Воспитатель заранее продумывает методику проведения игры, организацию в ней детей, учитывая наглядно-действенный, образный ха­рактер мышления малышей, сам включается в игру, направляя действия детей, добивается решения обучающей задачи. » Вначале воспитатель дает детям возмож­ность рассмотреть игрушки, используемые виг-ре, потрогать. Лишь после этого он переходит к объяснению игры.

Разные игры требуют разной организации. Одни можно проводить, посадив детей полу­кругом («Поможем бычку - белому бочку»; «Петрушкины гости», «Столько - сколько»), другие как подвижные («Лиса и котята», -«Сбор грибов»), т; етьл - за золами («Миш­ки в гостях у детей», «Что лзыенилось»). Но каждый раз воспитатель заботится о том, что­бы все цоти хорошо видели материал, исполь­зуемый. в игре, действовали с ним, так как знания о количестве дети трех лет усваивают на основе практического оперирования элемен­тами конкретных множеств.

Методика проведения__дилакти-вдск1»>1; гр по" -э.ьк^комствз"^дётей четвертого года жизни с ко­личеством имеет много общего с методикой руководства дидактическими играми, преду­сматривающими решение самых разнообраз­ных задач обучения детей.

■ ■■-. ^: ".""■ „■■■р- чуднова

Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Сегодня экология - не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов.
В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к природе.

ХХI век прогнозировали как информационно-экологический. Это, по мнению Генерального директора ЮНЕСКО Ф. Майора, «позволяет говорить о приоритетности экологического образования подрастающего поколения».
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Экологическое воспитание - предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применять знания в практическойдеятельности.

Решить эту проблему я предлагаю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомится с данной закономерностью.

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются дидактические игры.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Итак, на протяжении дошкольного возраста игра проходит этапы своего развития. Благодаря своему разнообразию, она действительно становится ведущей деятельностью. Дидактическая игра позволяет достигать целевых ориентиров, обозначенных в п.4.6 ФГОС: ребёнок интересуется окружающими предметами другими предметами, и активно действует с ними; овладевает основными культурными способами деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру; обладает развитым воображением; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью; способен к волевым усилиям; проявляет любознательность; формируются предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования (ФГОС п.4.7).

О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, Г.В. Кирикэ, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А.В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединить их».

Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. Планируя свою работу руководствуюсь следующими педагогическими идеями.

Идея сотрудничества (дети-педагог-родители)

Идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре);

Идея опережающего развития;

Идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;
- идея личностно - ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, апплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.
Работая по данной теме определила для себя задачи:

Учить детейосознавать себя частью природы.

Воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий.

Учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;
-воспитывать у детей активную жизненную позицию.

Формировать у дошкольников азы экологической безопасности.

Формировать умение рационально использовать природные богатства;
-формировать у детей эмоционально - положительное отношениек окружающему миру.

Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры выделила следующие направления в своей деятельности: взаимодействие с детьми; взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения.
Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.
Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе - в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животного загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Систему работы по формированию экологических знаний у дошкольников выстраиваю в сочетании с программой «Развитие+», парциальной программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой, разработала перспективно - тематическое планирование для детей 6 - 7 лет, включающее в себя НОД по экологическому воспитанию, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции, праздники. Подобрала и систематизировала разные виды игр: подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы», «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе; дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память; настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы; словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции; творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимые мною ежегодно позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

2. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду.

3. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.

4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - М., 2005 г.

5. Леонтьев А.А. Школа 2100.

6. Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989.

7. Морковская М.М. Уголок природы в детском саду.

Особенность дидактических игр состоит в том, что играя, дети решают обучающую (дидактическую) задачу в занимательной форме с помощью игровых действий. Для её грамотной формулировки необходимо знать: 1) уровень уже имеющихся у детей знаний и представлений; 2) какие знания и представления детей должны усваиваться в ходе игры; 3) какие умственные операции должны развиваться при этом; 4) какие качества личности должны развиваться при этом.

Дидактическая задача помогает педагогу, психологу, родителю подобрать всё необходимое для организации игры (подобрать необходимые игрушки, показать детям образец обращения к кому-либо и т.д.). В каждой дидактической игре своя обучающая задача, поэтому не следует повторять формулировки задач во многих играх. Несмотря на их похожесть, каждая игра имеет специфику в обучающей задаче. Именно в ней может быть отражена направленность дидактической игры на развитие того или иного психического процесса, свойства или состояния. Кроме того, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, организующий игру взрослый может корректировать дидактическую задачу, реализуя тем самым принцип учёта индивидуально-психологических особенностей дошкольников.

Структура дидактической игры

Обязательные компоненты:

1. Обучающая (дидактическая) задача. Играя, дети решают её в занимательной форме с помощью игровых действий;

2. Игровые действия - основа дидактической игры, "рисунок сюжета игры" (Сорокина А.И., 1982);

3. Правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, образовательным процессом.

Дидактическая задача. Для грамотной формулировки её необходимо знать: 1)уровень уже имеющихся у детей знаний и представлений; 2)какие знания и представления детей должны усваиваться в ходе игры; 3)какие умственные операции должны развиваться при этом; 4)какие качества личности должны развиваться при этом.

Дидактическая задача помогает педагогу подобрать всё необходимое для организации игры (подобрать необходимые игрушки, показать детям образец обращения к кому-либо и т.д.). В каждой дидактической игре своя обучающая задача, поэтому не следует повторят формулировки задач во многих играх. Несмотря на их похожесть, каждая игра имеет специфику в обучающей задаче.

Игровые правила. Основная цель игровых правил - организовать действия, поведение детей. Они могут запрещать, разрешать, предписывать что-то в игре, делать игру занимательной, напряжённой. Чем жёстче правила - тем игра становится напряжённее. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся в случае неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Именно правила и действия детей в дидактической игре оказывают значительное влияние на развитие личности ребёнка (формируют корректность, доброжелательность, выдержку).

Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры требуется заметить в прочитанном воспитателем стихотворении небылицы, но кроме того, что дети внимательно слушают текст, им необходимо каждую замеченную небылицу отмечать - доставая из стоящей перед ребёнком коробочки фишку. Затем ребёнок, набравший меньше всех фишек, называет замеченную небылицу, все остальные, также заметившие её, кладут по одной фишке обратно в свои коробочки. Побеждает ребёнок, последним назвавший небылицу и убравший фишку в коробочку. Именно эти действия и будут в данном случае игровыми.

Развитие игровых действий зависит от творчества педагога. Иногда дети, готовясь к игре, вносят свои предложения по изменению игровых действий. Это развивает творчество и самостоятельность детей.

Виды дидактических игр

Дидактические игры подразделяются по разным основаниям:

- по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

В играх с предметами и игрушками используются реальные предметы и игрушки. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: сначала дети определяют предмет по какому-либо признаку, качеству; затем дети объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, величине, назначению, качеству и т.д.). Это способствует развитию логического мышления.

В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнёру по игре - кукле, которое переносится затем на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю совершенствовать знания детей о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которые отражают дети в своих играх. Воспитатель развивает у детей интерес к самостоятельной игре, навыки создания замысла игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) могут быть организованы во время прогулки. В этих играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. Пример таких игр: "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Кто скорее выложит узор из разных листочков?", "Кто скорее сделает узор из камушков?", "Собери букет из осенних листьев", "Разложи листья по убывающей величине".

Настольно-печатные игры – игры, в которые с большим удовольствием играют и дети и взрослые. Это могут быть не только промышленно изготовленные, которые можно купить в магазине (лото, разрезные картинки и т.п.), но и такие, которые можно подготовить в домашних условиях. Для их организации нужны картинки, вырезанные из различных журналов или кубики. Игровые действия в таких дидактических играх могут быть следующими:

· Подбор картинок по парам. Самое простое задание - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задание усложняется - нужно объединить картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу (принадлежность к одному роду или виду).

· Подбор картинок по общему признаку. Направлены на совершенствование операции классификация: от детей требуется установить связи между предметами, обобщить их. Например: "Что растёт в саду (лесу, огороде)?" - дети отбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания и объединяют картинки по этому признаку. Игра "А что было потом?" предполагает подбор детьми иллюстраций к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий.

· Запоминание состава, количества и расположения картинок. Эти игры проводятся также как и игры с предметами. Дидактические задачи, решаемые в этом виде игр, направлены на развитие памяти, закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку и т.д.), развитие умения рассказывать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

· Составление разрезных картинок и кубиков. Дидактическая задача этих игр - учить детей составлять из отдельных частей целый предмет. Они направлены на развитие логического мышления. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, также усложнение содержания, сюжета картинок. В младших группах картинки разрезаются на 2 - 4 части, а в средней и старшей группах целое делят на 8 - 10 частей. Для младших детей используют картинки, на которых изображён один предмет, а для более старших детей - картинки, где изображены сюжеты знакомых детям сказок. Основное требование: предметы, изображённые на картинках должны быть знакомы детям. Наличие аналогичного образца помогает детям использовать приём соотнесения части с целым.

· Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Дидактическая задача этого вида игр - развитие речи детей, воображения, творчества. Часто играющий, для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, голоса того человека или животного, который изображён на картинке. В младших группах дети изображают, как правило, одного животного. В старших группах дети изображают действие, изображённое на картинке. Эти игры способствуют развитию у ребёнка способности к перевоплощению, к творческому поиску в создании образа.

Словесные игры дидактические игры построены на использовании слов играющими в ходе выполнения действий. Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. от детей требуется использовать приобретённые знания в новых обстоятельствах, в новых связях. Дети самостоятельно решают различные мыслительные задачи; описывают предметы, определяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и т.д.

В младших и средних группах игры со словом направлены, в основном, на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие ориентировки в пространстве. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Особенно важны эти игры для старших дошкольников, т.к. способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают внимание и наблюдательность, быстроту реакции, умения точно формулировать свои мысли, применять свои знания в связи с поставленной задачей. В этих играх активизируется процесс мышления, легче преодолеваются трудности умственной работы, т.к. ребёнок не замечает, что его учат.

Все словесные игры можно разделить на группы:

· игры, формирующие умения выделять существенные, главные признаки предметов, явлений : "Отгадай-ка!", "Магазин", "Радио", "Где был Петя?", "Да - нет" и др.;

· игры, развивающие умения детей сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения : "Похож - не похож", "Кто больше заметит небылиц?" и др.;

· игры, развивающие умения детей обобщать и классифицировать предметы по различным признакам : "Кому это нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом" и др.;

· игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора : "Испорченный телефон", "Краски", "Летает - не летает", "Белого и чёрного не называть" и др.

Дидактическая игра - это еди-ная система воздействия, ко-торая направлена пробуждать интерес к знанию, активизировать у ребенка познавательный процесс, совершенствовать интел-лектуальные умения и навыки, воспиты-вать сознательное поведение. Дидактическая игра пред-ставляет своеобразный способ обучения. Игрушки, используемые в такого рода занятиях, предназначены для развития психических функций и качеств, для воспита-ния цельной личности.

Игры - незаменимые спутники детства. В игровой деятельности дети претворяют свои впе-чатления от окружающей среды с по-мощью вспомогательных средств, являющихся одним из условий непрерывного развития. Игрушки удовлетворяют потребность малышей в разнообразных ви-дах деятельности. Развлекаясь, они не только своеобразным образом отражают общественный опыт взрослых, но и выполняют физические и умственные упраж-нения, стимулируя собственное становление. Именно потому для педагогов и родителей дидактическая игрушка может и должна превратиться в «орудие» воспита-ния. Для малыша игра равносильна учебе. Бла-годаря ей он обретает умение, сноровку, полезные навыки. Игра вводит ребенка в большой мир, намно-го легче усваивает первоначальные сведе-ния, привыкает думать, анализировать яв-ления окружающей действительности.

Классификация дидактических игр

  • Игрушки, которые ясно и наглядно отображают качества предметов.

Они рас-ширяют диапазон восприятия непосред-ственного окружения с помощью органов чувств, развивают органы осязания, вос-приятия и представления. С их участием ребенок учится вычленять из совокупного облика предмета отдельные составные свойства - цвет, форму, величину.

  • Игрушки способствуют умственному созреванию.

Они выдвигают перед ребенком ряд вопросов, требуя ответа и решения. Впервые сталкиваясь с необычными проблемами, играющий ищет выход: из создавшейся ситуации. Вещь, служащая для игры, создает условия для проявления мыслительных усилий, постепенно закрепляет привычку сопоставлять, различать, анализировать и синтезировать классифицировать и обобщать.

  • Игрушки расширяют знания о природе и общественной жизни.

Они уточняют представления о наиболее часто встречающихся животных и растениях, временах года и изменениях, наступающих при смене сезонов, учат различать виды ремесел и профессий, знакомят с правилами уличного движения, дают сведения об исторических событиях.

Классификация игр для детей разного возраста

Совершенно понятно, что каждому возрастному этапу присущи свои игровые потребности, которые определяются психофизическими особенностями ребенка.

Развитию малышей в возрасте трех-четырех лет способствуют подвижные игры которые помогают выработать критерии цвета, формы размера. Сюда относят куклы с разноцветными деталями одежде, пестрые кольца для нанизывания, стыкования, сборки. Интеллектуальный опыт ребят обогатят всевозможные наборы конструирования из двух-трех деталей. В этой категории также включены так называемые складные картинки с изображением бы-тующих в обиходе предметов. Они сосре-дотачивают внимание, обостряют наблю-дательность. Запас сведений о природной и общественной среде увеличат различно-го вида лото с рисунками домашних жи-вотных, а также моментов некоторых ви-дов деятельности.

Для четырехлетних-пятилетних ребяти-шек игрушки, само собой разумеется, дол-жны быть сложнее.

Они проектируются и вырабатываются с таким расчетом, что-бы навести на мысль о подразделении предметов по окраске, очертаниям, габа-ритам. Умственная практика предпола-гает оперирование комбинированными игрушками из четырех, пяти и более час-тей. А оно в свою очередь создаст зачат-ки элементарной математической грамо-ты, подтолкнет к формированию, соотне-сению, классифицированию. Во время иг-ры малыши подробно усваивают многие черты обитаемого пространства. Для рассматриваемой возрастной категории под-ходят игры, требующие группирования предметов около какого-либо одного образца - эталона.

В качестве примера можно взять игрушку „Клоун“, которая кон-центрирует внимание, заставляет сосредоточиться. Очень полезно составлять и раскладывать по порядку картинки - за-нятие с благоприятным воздействием на формирование логически правильной речи. Особый интерес вызывает у детворы „Геометрическое домино“, задуманное как пособие для овладения пространственны-ми формами и соотношением тел и фи-гур.

Оно ускоряет ответные реакции, реф-лексы, приучает к усидчивости.

Для детишек старше пяти лет главный ин-терес уже представляет сама по себе умственная задача и внимание в основ-ном привлекает ее качественное решение. Сообразительность, находчивость, лю-бознательность разовьют многочислен-ные разновидности домино, лото, такие игры, как „Кому сколько“, „Играю и считаю“ и прочие.

В шесть лет девочка или мальчик стано-вятся учениками. Но, несмотря на «серьезный» возраст, игра все еще продол-жает оставаться важным эмоциональным стимулом для плодотворного обучения. Существенное место в эту пору детства занимают так называемые программные игры, способствующие расширению кру-га знаний, закрепляющие информацию, полученную из области науки, техники, искусства, спорта.

Дидактические игры для среднего школь-ного возраста, между 9 и 14 годами , имеют воспитательный характер как в умствен-ном, так и в нравственном плане. Для раз-вития логического мышления положи-тельное значение приобретают игры типа головоломок. Электронные викторины развивают и закрепляют знания о приро-де и обществе. Немаловажную роль для нравственного воспитания ребенка приоб-ретают состязательные игры.

Умело подобранные и вовремя преподне-сенные ребенку содержательные игры расширяют и обогащают его кругозор, спо-собствуют вырабатыванию полезных черт характера, необходимых для формирова-ния всесторонне развитой гармонической личности.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе