Познаем компьютер вместе

Карточные игры с детьми familyr_papa wrote in July 31st, 2012

текст: Дмитрий Пряник

Нам предстоит грандиозное путешествие - мы едем в отпуск, к родственникам в Феодосию. В дороге будем почти двое суток. Даже взрослым выдержать такой переезд непросто, что уж говорить о непоседе-Степке. Чем же занять его в дороге? Мы берем с собой несколько мини-настольных игр, но ведь не будешь в них играть сутки напролет!

Я подумал, что положение спасут карты. В Степкином возрасте я очень любил играть с бабушкой в «Акулину», а с дедом - в «Верю - не верю». Я постарался вспомнить все детские карточные игры, и у меня получился неплохой список.


Бонжур, мадам!

У этой игры два варианта. Первый: карты по одной выбрасывает ведущий. Второй: все карты раздают игрокам в равном количестве и каждый в свой ход выкладывает одну на стол.

Каждой карте соответствует определенное движение или слово:

Туз - хлопнуть ладонью по столу
Король - отдать честь
Дама - крикнуть «Бонжур мадам!»
Валет - крикнуть «Пардон, месье!»
Десятка - крикнуть «Ура!»
Девятка - хлопнуть в ладоши
Восьмерка - мяукнуть
Семерка - прокукарекать
Шестерка - хрюкнуть

Тот игрок, который перепутал слова или движения, выбывает из игры.

Верю - не верю

Если игроков больше шести, то смешивают две колоды. Карты сдают по две (причем у одного игрока может быть меньше карт, чем у остальных - это не важно).

Начинает игру тот, кто сидит слева от сдававшего карты. Он выкладывает три карты обложкой вверх и называет достоинство карт. Игра начинается с тузов. То есть игрок может действительно положить тузов и назвать их, либо может положить любые другие карты, но также назвать их тузами. Второй игрок выкладывает королей (опять также - либо кладет правильные карты, либо обманывает). Третий игрок выкладывает дам и так далее по нисходящей.

Если у кого-то в процессе игры возникают сомнения, он говорит: «Сомневаюсь». Тогда все выложенные на стол карты переворачиваются картинками вверх. Если хотя бы одна карта «подложная» (то есть ее не называли, а она оказалась на столе), то игрок забирает себе все карты. Если же обмана не было, то карты забирает игрок, который обманул.

Партию выигрывает тот, кто первым избавится от своих карт.

Ерошка

В игру могут играть от четырех до десяти человек. В начале выбирают одну масть - она станет главной.

Каждому игроку сдают по три карты. Одну из них он кладет на стол картинкой вниз и меняется ей с другим игроком. Продолжая игру таким образом, нужно собрать три карты одной масти, условленной в начале игры. Тот, кто соберет, выбывает из игры.

Игрок, оставшийся последним, считается проигравшим и получает прозвище Ерошка.

Акулина

Если игроков больше шести, то берут колоду в 52 карты. Все карты раздают игрокам поровну, справа налево.

Каждый игрок рассматривает свои карты. Если есть парные (две двойки, два валета…), то он их сбрасывает. Остальные карты держит в руках веером так, чтобы никто не мог подсмотреть, какие карты у него остались.

Игроки по очереди, справа-налево, начинают тянуть друг у друга по одной карте. Опять поступают так же, если попадаются парные карты - их сбрасывают. Нельзя только сбрасывать Акулину - пиковую даму. В ходе обмена картами она переходит от одного игрока к другому и тот, у кого в конце она останется на руках, считается проигравшим.

Фофаны

Эта игра наподобие Акулины. Ведущий наугад вытаскивает из колоды одну карту и прячет ее. Затем остальные карты раздаются всем участникам игры. Они раскрывают свои карты и сбрасывают парные. Затем по очереди друг у друга справа-налево тянут карты. Как только попадаются парные карты - их опять сбрасывают. Игра идет до тех пор, пока у одного из игроков не остается последняя карта, в пару той, что спрятал ведущий.

Осел

Это игра на внимательность. Потому что нужно следить не только за своими картами, но и за поведением других игроков.

Итак, из колоды выбирают тузов, королей, дам, валетов и десятки.

Ведущий тасует карты и раздает всем игрокам поровну. Ведущий начинает игру - он обменивается одной картой с соседом (обмениваются наугад, друг другу карты не показывают). Цель - собрать у себя четверку карт (тузов, или королей, или дам…)

Игра проходит в полном молчании. Игрок, который соберет четыре карты, поднимает большой палец. Как только другие игроки это замечают, они тоже поднимают большой палец. Тот, кто заметит и поднимет палец последним, становится ослом. Он должен трижды прокричать «иа-иа».

Пьяница

Это игра для двоих. Карты тасуют и раскладывают на две колоды (картинками вниз).

По одной игроки выкладывают на стол свои карты. Если у первого игрока карта окажется старшей, то он забирает обе карты себе и кладет их вниз своей колоды.

Если оба игрока выложат одинаковые по старшинству карты, или один туз, а другой- шестерку, то карты спорят. Это значит, что каждый игрок на свою карту кладет еще одну (картинкой вниз), а сверху еще одну - картинкой вверх. И уже по третьей карте судят о том, кто победил в споре. Выигравший (то есть тот, чья третья карта окажется старшей) забирает себе все участвовавшие в споре карты.

Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не останется ни одной карты. Он проигрывает и его называют пьяница.

Домино

В игре принимают участие от трех игроков и больше.

Каждому игроку выдают по семь карт. Остальные карты лежат в колоде, из которой ведущий берет верхнюю карту и кладет на стол картинкой вверх.

На эту карту второй игрок выкладывает из своих карт три карты - либо по нисходящий, либо по возрастающей. К примеру, водящий выложил даму. Второй игрок кладет на нее валета, десятку и девятку. Либо короля, туза и двойку. Масть не имеет никакого значения.

Когда все возможности исчерпаны и больше нет возможности положить карты из тех, что на руках, игрок может взять верхнюю карту из колоды. Если она подходит для того, чтобы составить очередную тройку карт, то игра продолжается. Если же нет, то ход переходит к третьему игроку.

Когда колода исчерпана, игроки продолжают игру. Тот, у кого не складывается тройки карты, пасует (говорит «пас» и пропускает ход).

Цель игры - первым освободится от всех своих карт.

Клуб Увлеченных Мам

Мир настольных карточных игр настолько разнообразен, что в настоящее время можно подобрать для ребёнка любую, соответствующую его возрасту и интересам игру. И порой даже при выборе новой игры просто теряешься в этом океане маленьких ярких коробочек, за каждой из которых скрываются неизведанные игровые сюжеты и незнакомые карточные персонажи. Поэтому иногда так важно обратиться к уже имеющемуся игровому опыту и воспользоваться проверенными отзывами по поводу той или иной приглянувшейся игры.

Карточная игра “UNO” (Mattel)

Игру “UNO” мы открыли для себя ещё пару лет назад по хорошим рекомендациям моей знакомой, проживающей в . По её словам, среди европейских деток карточная игра “UNO” пользуется большой популярностью, в том числе в качестве проведения отличного семейного досуга. Несмотря на рекомендованный производителем возраст игроков от 7 лет, знакомая уверила, что игра вполне подойдёт для более младших деток — с 4-5 лет. Таким образом эта компактная красная коробочка с яркими картами вскоре появилась в нашем доме.

На тот момент моему сынишке было 5 лет и тогда на него игра “UNO”, вопреки ожиданиям, не произвела особого впечатления. Мы несколько раз пробовали играть всей семьей, доступно объясняя сыну вполне простые правила, но интереса к игре с его стороны так и не возникло. Возможно, он к тому моменту ещё не владел нужной скоростью реакции, или ритм игры оказался для него слишком стремительным… Но мы решили больше не настаивать и отложили коробочку с “UNO” до лучших времён.

И лишь спустя года полтора, когда сынок уже находился на пороге 7-летия, мы, наконец, по достоинству оценили все замечательные игровые мгновения этой популярной карточной игры. Возрастной порог данной игры оказался оправданным.

В состав игры “UNO” входят 108 (!) карт с различными изображениями:

  • по 19 карт четырёх цветов (голубого, зелёного, красного и жёлтого) с цифровым рядом от 0 до 9 каждого цвета;
  • по 8 карт разных действий, которые обозначаются определёнными символами (”вытяни две карты”, “смени направление”, “пропусти ход”);
  • по 4 “Диких карты” в двух вариациях.

Все карты довольно прочные, гладенькие на ощупь, привлекательных ярких цветов — держать их в руках одно удовольствие.

Обратимся к правилам и ходу этой карточной игры. Задача игрока — первым сбросить все свои карты. Игра проводится в несколько раундов до тех пор, пока один из игроков не наберёт 500 очков, которые складываются в сумме за каждый проведённый раунд из карт, оставшихся на руках всех игроков. Но мы подсчёт очков ведём далеко не всегда, предпочитая подсчитывать просто выигранные раунды, — например, до 5. Так нам с сынишкой, кажется, играть проще и интереснее — наверное, в силу возраста.

Каждому участнику раздаётся по 7 карт. Колода с оставшимися картами кладётся изображением вниз — из неё игроки будут брать карты по ходу игры. Верхняя карта из колоды переворачивается и кладётся картинкой вверх на стол — это колода сброса, куда игроки по очереди будут скидывать свои карты. Игра начинается.

Каждый игрок в свой ход по часовой стрелке должен подобрать нужную карту в соответствии с изображением на открытой карте колоды сброса – она должна совпадать по цифре или цвету. Если подходящего изображения на руках у игрока нет, то он вытягивает верхнюю карту из закрытой колоды — если она подходит, то игрок сбрасывает её, если нет, то тогда ход передаётся следующему участнику.

Частенько в игру вступают карты действий, которые приносят игрокам интересные сюрпризы и неожиданные игровые повороты. Игроки такими картами могут создать для себя благоприятные условия и повернуть в свою сторону ход игры в нужный момент. Например, карта действия “Вытяни две карты” заставляет следующего игрока взять из колоды две дополнительные карты и пропустить свой ход. Карта “Смени направление” меняет ход игры на противоположный — таким образом игрок может отвести от себя необходимость сброса карты, если нужной у него на руках нет, а также обрести возможность появления в колоде сброса выгодных для себя карт.

Самые ценные карты — это “Дикая карта” и её разновидность “Вытяни 4 карты”. Они позволяют их обладателю повернуть ход игры в неожиданную сторону — с помощью таких карт игрок вправе выбрать любой выгодный ему цвет для продолжения игры, а последняя ещё и заставляет следующего игрока вытянуть из колоды дополнительные 4 карты и пропустить свой ход. Вот такие коварные и сильные “Дикие карты”.

Ещё один интересный и очень важный момент игры: игрок, у которого на руках останется одна карта, обязательно должен прокричать “УНО!” (это значит “Один”), чтобы другие участники знали, что раунд вскоре может завершиться. Если игрок забывает это сделать и уже начинается следующий ход, а кто-то это замечает, то забывчивый игрок берёт из колоды дополнительно 2 карты — тем самым игра будет продолжена.

Карты “UNO” — очень динамичная, увлекательная, захватывающая игра на быстроту реакции, внимательность, стратегическое мышление, цвето- и цифровосприятие. Она, действительно, достойна находиться на игровой полочке старшего дошкольника или младшего школьника — не только для занятного досуга, но и с развивающими целями. За картами “UNO” смело можно собраться большой и дружной компанией до 10 человек, да и в качестве весёлого семейного времяпровождения это также превосходный вариант.

Настольная игра “Хрюно” (Selfie Media)

Рассказать о карточной игре — новинке в нашей с сыном игротеке, я решила сразу после “UNO” неслучайно. Дело в том, что эта игра по исполнению и правилам игры очень схожа с предыдущей игрой сегодняшнего обзора. Даже название чем-то созвучно, согласитесь?

Правда, здесь поменьше карт — всего 45 штук:


Хрюно — это вымышленный персонаж, который очень любит . И он приглашает деток от 7 лет в весёлое музыкальное путешествие, чтобы вместе сыграть на разных красивую импровизацию. Такова завязка этой карточной игры. В качестве музыкальных инструментов здесь выступают специальные карты с интересными и даже необычными названиями:

  • “Модуляция” (эту карту игрок может положить на любую другую и заказать следующему игроку нужный ему цвет карты);
  • “Контрабас-барабас” (карта заставляет следующего игрока взять из колоды две карты и пропустить свой ход);
  • “Саксофон, вода в нём” (игрок, положивший эту карту, может поменять направление игры, а предыдущий участник берёт из колоды одну карту и пропускает ход);
  • “Соло на ударных” (эта карта позволяет игроку выбрать любую цифру).

В целом знакомые игровые ситуации, правда? И цель игры знакома — первым избавиться от всех карт в руках. Игрокам раздаётся по 5 карт, на превосходное качество которых хочется обратить особое внимание — они очень гладкие, гибкие и просто скользят в руках. Кроме того, музыкальная тематика прослеживается даже в их оформлении.

Далее по ходу игры, также как в “UNO”, каждый по очереди выкладывает в игровую стопку по одной карте, совпадающей с открытой картой по цвету или цифре. Если нужной карты на руках нет, то можно взять дополнительную из закрытой колоды.

Но есть в «Хрюно» и несколько новых занятных моментов. Игрок в своём ходе может сыграть “Лесенкой” — выложить сразу три карты, если цифры на них идут по порядку (например, “4, 5, 6”). В таком случае, первая карта выкладывается по правилам (по совпадению цвета или цифры), а вторая и третья — вне зависимости от цвета. Довольно интересная игровая ситуация — заставляет игроков проявлять повышенную внимательность и сосредоточенность.

Кроме того, в этой игре также необходимо уведомить игроков о том, что у тебя на руках остаётся последняя карта, но слово для этого подобрано тематическое. Игрок должен воскликнуть “Coda!” (”Кода!”) — термин, который означает окончание музыкального произведения.

После того, как один из игроков скинул все свои карты, игра завершается, а остальные игроки подсчитывают свои штрафные очки.

По нашим с сыном ощущениям игра “Хрюно” протекает быстрее и проще, чем “UNO” — видимо, в силу меньшего количества карт и отсутствия возможных сложных игровых ситуаций, когда игрокам приходится неожиданно брать в руки сразу много дополнительных карт. Скорее всего, поэтому мой ребёнок пока отдаёт предпочтение именно картам “Хрюно”, в том числе и по причине их привлекательного и забавного оформления.

Карточная игра серии “Семейные игры” (Hobby Word)

С игрой наше знакомство состоялось ещё во время прошлого летнего отдыха на даче. И эта карточная игра стала хитом нашего вечернего семейного дачного досуга — обращались к ней очень часто и всегда с большим удовольствием.

Карточная игра “Котопасы” ориентирована на возраст от 5 лет для 2-6 игроков.

В состав игры входят следующие карты (всего 60):


Как играть? Карты хорошо перемешиваются в колоде. Каждый игрок получает по 3 карты. Колода располагается картинками вниз в центре стола. В правилах не совсем понятно, какой картой начинать игру, поэтому мы открываем игру по своим правилам. Начинает самый младший игрок, если у него на руках есть карта котопаса. Если такой карты нет, то ход переходит к следующему участнику по часовой стрелке, обладающему картой котопаса, — он выкладывает её на середину стола.

Далее каждый игрок по очереди в своём ходе обязательно играет одной картой — если на руках подходящей карты нет, то можно сбросить одну из своих карт и взять из колоды новую. Также из колоды игроками берутся карты после каждого хода, чтобы в руках у каждого всегда находилось по 3 карты.

Варианты ходов могут быть разные.

Можно выложить карту кота, но только на карту котопаса или кота такого же цвета. Как только игрок закрывает своей картой стопочку с котопасом и тремя котами (так называемую котару), сбор котары завершается и она уходит к игроку. В этом и заключается основная цель игры — постепенно собрать у себя как можно больше котар, состоящих из котопаса и трёх котов одного цвета (правда, мы употребляем между собой вместо “котары” более благозвучное слово — “семейка”).

Карту котопаса игрок может сыграть в любой момент — она просто выкладывается изображением вверх на стол, и на неё можно собирать новую котару. Карта “Мартовское безумие” (самая интересная и “богатая” карта) играет на стопочке сброса — счастливый обладатель этой карты имеет возможность перебрать всю колоду сброса, забрать из неё нужные для создания уже начатых котар карты и взять все собранные семейки себе. Ещё одна карта-джокер “Дикая кошатница”, которую можно выложить вместо кота любого цвета, нужного игроку.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

После того, как колода с картами заканчивается, игра продолжается, пока все карты игроков не будут сыграны или сброшены. В конце подсчитываются семейки котов, собранные каждым игроком, — побеждает тот, у кого их больше всего.

Невероятно увлекательная, довольно незатейливая и очень весёлая игра, которая замечательно скрасит детский досуг в любых “походных” условиях.

Игра настольная “Королевский Замок” (GaGa Games)

Карточную игру , также как и следующую в настоящем обзоре, сынишка выбрал себе сам — видимо, мальчишеские темы о неприступных замках, отважных и пленительных не дают покоя сердцам наших юных защитников.

Рекомендованный производителем возраст игроков от 6 лет, на мой взгляд, вполне соответствует действительности – а, возможно, даже стоит начать знакомство с этой игрой ближе к 7 годам. Важный момент здесь, чтобы ребёнок уже хоть немного был знаком с понятиями двузначных чисел цифровых рядов от 10 до 50. Играть могут от двух до четырёх человек.

Какие карты в комплекте игры “Королевский замок” ? Как можно догадаться из её названия, на картах должны быть изображены элементы средневекового замка, да и игровой сюжет здесь должен быть тематический. Так оно и есть. В состав игры входят:


В чём суть игры? Каждый игрок должен возвести прочную стену замка из 10 карт. Победа за тем, кому удастся это сделать первым.

Все карты с номерами перемешиваются и раскладываются в середине стола изображением вниз в любом виде — аккуратными рядами или хаотично. Сразу следует подготовить довольно широкое свободное пространство для игры – должно хватить места в середине для разложенных карт и для довольно длинных стен замков игроков. Каждый получает одну стартовую карту с флагом и кладёт её на столе перед собой — это начало его стены. Начинает игру самый младший участник, далее по часовой стрелке.

Игрок в свой ход переворачивает любую закрытую карту так, чтобы все увидели её изображение. Если цифра на выбранной карте больше цифры на крайней карте стены игрока, то он кладёт её на свою стену с правой стороны. Если новая цифра окажется меньшей по значению, то карта снова переворачивается картинкой вниз и помещается на место. В этом случае каждому игроку нужно постараться запомнить номер на карте — это впоследствии может пригодиться при поиске нужной цифры и, в конечном итоге, будет способствовать достижению победы. То есть получается, каждому игроку нужно создать стену из 10 карт в порядке возрастания цифр на них.

Кроме того, игра замечательно тренирует стратегическое мышление — ведь карты нужно стараться располагать последовательно, сначала выбирая небольшие по значению цифры, чтобы была возможность продолжать ряд, а не оборвать его на середине самыми большими номерами. Этот момент обязательно стоит пояснить юным игрокам в самом начале игры.

Если в конце игры остаются карты по значению меньшие, чем крайние числа на стенах игроков, то игра автоматически завершается и победитель определяется по самой длинной стене или по имеющейся в его ряду карте с самым большим номером.

Для более старших деток предлагаются расширенные правила игры с подсчётом наибольшего количества очков. В этом случае каждой карте с изображением того или иного персонажа или предмета присваиваются определённые очки. Игра проходит при тех же условиях, только для победы необходимо набрать наибольшее количество очков, которые подсчитываются по завершении игры по размещённым на каждой стене картам.

Вот такие довольно простые и, в то же время требующие определённых умственных усилий, правила игры. «» — хорошая тренировка , мышления, сообразительности и .

Настольная игра “Пиратские карты” (Магеллан)

Миниатюрная сюжетная коробочка с игрой (посмотреть на Озоне и в Лабиринте ) появилась в игротеке сына два месяца назад в качестве подарка на , и с тех пор стала фаворитом среди других любимых его настолочек.

Одни только карточки с изображением необыкновенных пиратов чего стоят! На них в пиратов превратились 10 представителей животного мира — черепаха, обезьяна, крокодил, попугай, кролик, крыса, осьминог, морж, пингвин и грозный тигр. Всего 55 карт пиратов немного непривычной узкой и вытянутой формы.

Другие же 40 карт приключений, наоборот, миниатюрные и квадратные. Карты приключений с одной стороны представляют собой игровые эффекты, события и задания для игроков, а на обратной стороне на них изображены кусочки карты сокровищ, собрать 4 части которой и является основной целью игры.

На время игры каждый участник становится бесстрашным пиратом, который отправляется навстречу приключениям в поисках легендарного сокровища — золотого ананаса. Такова легенда игры, которая, несомненно, сразу настраивает юных игроков на увлекательную игру.

Участникам раздаётся по 8 карт пиратов. Оставшиеся карты кладутся в центр стола картинкой вниз, рядом место для сыгранных карт, куда необходимо положить верхнюю карту из колоды лицом вверх. Карты приключений также размещаются отдельной стопочкой на столе, первые две карты из неё открываются и кладутся рядышком. Можно начинать первую партию!

Каждый игрок в своём ходе подбирает из карт на руках совпадающую с изображением пирата на открытой карте на столе и кладёт её сверху – то есть на ней обязательно должен быть такой же герой-пират, как на открытой карте стопки сброса. Если такой карты у игрока нет, он берёт верхнюю карту из колоды — после этого в любом случае ходит следующий участник.

После того, как игрок выложил свою карту пирата, он обращается к картам приключений и смотрит, приготовлены ли для него в этом ходе какие-то события или задания — и при необходимости выполняет их. Игровые события могут быть, например, такими:

“Когда вы ходите обезьяной, игрок справа от вас выбирает и отдаёт вам карту из своей руки”;

“Можете сбросить карту каждый раз, когда у вас в руке становится ровно 5 карт”;

“Когда вы берёте из колоды черепаху, вы можете отдать её игроку слева от вас”;

“Если в конце хода на всех ваших картах будут кролики, вы выиграли раунд” и т.п.

Таких заданий всего 40! Они прописаны на картах и желательно, чтобы игроки сами прочитывали их. Новые приключения будут появляться по окончании каждого раунда. Такие игровые эффекты иногда облегчают игроку ход игры, а порой, наоборот, усложняют и даже запутывают игровой сюжет. Но именно карты приключений вносят в пиратское настольное путешествие живой интерес, игровой азарт и увлекательный ход игры.

Раунд выигрывает тот, у кого не остаётся на руках ни одной карты пиратов. После этого игра сразу заканчивается, а победитель в награду получает кусочек карты сокровищ. Количество партий определяется ходом игры — пиратское путешествие длится до тех пор, пока один из игроков не соберёт целую карту сокровищ из четырёх фрагментов.

В игре могут принимать участие 2-6 игроков от 7 лет (рекомендованная производителем возрастная маркировка).

Отличная игра, которая однозначно покорит сердца юных “пиратов”, мечтающих о дальних странствиях и таинственных приключениях.

Карточные игры для развития детей

Сынишке очень нравятся карточные игры — сюжетные истории из них (порой он придумывает свои простые и необычные правила), перебирать их в руках, раскладывать по стопочкам и в виде разных комбинаций на столе, сортировать по разным признакам. Он часто берёт одну-две компактные коробочки с картами с собой, когда идёт в гости к бабушкам или друзьям, чтобы поиграть в весёлой компании. Я вижу в действиях сына с картами хорошие развивающие моменты, ведь во время карточной игры в доступной игровой форме ребёнок развивается в разных направлениях:

  • тренируется мелкая моторика во время манипуляций с картами детскими пальчиками;
  • изучаются и проговариваются понятия цвета и цифрового ряда, навыки счёта;
  • происходит концентрация внимания и сосредоточенности;
  • запускаются мыслительные процессы;
  • отлично тренируются память и скорость реакции;
  • включается воображение и фантазия;
  • детки наполняются радостными эмоциями.

Нам было бы очень интересно узнать об увлекательных карточных играх, которые пользуются популярностью у ваших детей! Будем рады любым впечатлениям, а также конкретным рекомендациям по выбору интересной карточной игры! Делитесь с нами в комментариях!

У меня в семье карточные игры не были чем-то неприемлемым. Я с детства играла с бабушкой в «Дурачка». Старшая дочь тоже любит карты и сейчас уже пытается мухлевать, подсматривая карты в отражении темных очков у противника! Ну а младшая дочь еще не играет, но зато очень громко кричит: «Бито!» Поделимся с вами нашими любимыми карточными играми.

Польза

Не стоит думать, что игра в карты ничего не дает ребенку. Во-первых, это весело, помогает скоротать время (например, когда едешь в поезде). Во-вторых, многие игры развивают память, наблюдательность, внимание. Учат ребенка таким понятиям, как меньше-больше и способствуют запоминанию основных чисел. А еще у ребенка останутся о картах самые светлые воспоминания, ведь за игрой часто собирается вся семья.

Пьяница

Это первая игра, с которой я познакомила старшую дочь. Когда была беременна младшим ребенком, мы, бывало, играли в «Пьяницу» ежедневно. Если вас смущает название, то думаю можно его поменять. Но обычно оно не ассоциируется у ребенка с чем-то негативным.

Колоду необходимо поделить между двумя игроками. Карты кладутся рубашкой вверх, и за один ход каждый игрок открывает одну верхнюю карту. Тот игрок, чья карта оказывается «старше» забирает обе и подкладывает их под свою стопку.

Если выложенные карты оказываются одинаковыми, то игроки «спорят». На каждую карту кладется одна рубашкой вверх и еще одна лицом вверх. Смотрят достоинство верхней карты и по нему забирают всю стопку «спора». Выигрывает тот, кто заберет себе всю колоду.

Домик

Вообще-то во времена моего детства эта игра называлась «Туалет», но мы с дочками играем в «Домик», так благозвучнее. Думаю, что она здорово развивает координацию.

Карты необходимо рассыпать по столу рубашкой вверх и соорудить на самом верху вот такой домик из трех карт. Теперь каждый игрок по очереди вытаскивает из-под домика карты. Есть 2 варианта проигрыша: проигрывает тот, кто сломает домик или тот, у кого после поломки домика оказывается меньшее количество карт (их можно вытаскивать из кучи по многу).

Свинья

Колоду раскладываем по кругу рубашкой вверх. Вытаскивается карта наугад и кладется в круг лицевой стороной вверх. Теперь каждый по очереди берет карты из круга и кладет на середину. Если карта оказывается старше той, что лежала в середине, необходимо забрать всю стопку. И так, пока все карты не выйдут. У кого оказывается больше карт, тот и выиграл. А проигравший хрюкает, да посмешнейJ

Пиковая дама

Другое название игры: «Ведьма». Сегодня мы первый раз взялись за нее, и нам она показалась веселой. Правда, интереснее в нее играть не вдвоем, а целой компанией.

Из колоды необходимо удалить одну даму (но не пиковую) и разделить оставшиеся карты между игроками. Теперь каждый игрок выбрасывает из своей колоды парные карты, кроме пиковой дамы. После этого игроки по очереди вытягивают у соседа справа одну карту. Если после этого у него появились парные карты, то они выбрасываются. Игра идет до тех пор, пока на руках не останется лишь одна пиковая дама. Проигрывает тот, у кого она осталась.

Вывод

Карточные игры могут быть весьма интересным занятием. Если вы не хотите использовать их таким образом, то всегда можно научить ребенка раскладывать пасьянс. Надеюсь, вам понравятся эти игры и помогут разнообразить досуг вашего ребенка!

А какие карточные игры любит ваш ребенок?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

При всей неоднозначности отношения к карточным играм, нельзя отрицать пользу от них. Карточные игры развивают логическое мышление, внимание и память. Это удобный и доступный материал для проведения занятий с малышами. Начинать знакомиться с картами можно с того момента, как ребенок освоит понятие цифр и чисел. Мы с Катей стали играть примерно в возрасте трех лет. Самые первые игры - это раскладывание простейших пасьянсов и игры с простыми правилами. Для всех нижеперечисленных игр мы используем обычную 36 карточную колоду (так называемую "русскую" колоду).

Пасьянс - сортировка карт из колоды по мастям и по старшинству.

(Это пасьянс для самых маленьких. Игра развивает внимание). Из колоды достаем все тузы и кладем их в ряд. Потом берем карты из колоды, смотрим их масть и кладем на туз той же масти (не обращая пока внимания на значение карты). То же самое можно делать, выкладывая карты на тузы по старшинству (шестерки, семерки, восьмерки и т.д.), не обращая внимания на масть. А можно сразу по мастям и по старшинству. Этот пасьянс Кате нравиться больше всего. Периодически она сама достает карты и раскладывает их на диване.

Пасьянс "Четыре туза". (Более сложный вариант предыдущего). Выбираем из колоды тузы и кладем их по два в два ряда. После этого, держа колоду рубашкой вверх, берем из нее верхнюю карту и кладем ее, если это возможно, на тузы той же масти в порядке возрастания (на тузы - шестерки, на них - семерки, на них - восьмерки и т.д). Если выбранная карта не подходит для выкладывания, ее откладывают в отдельную стопку - "на базар". Если потом по ходу игры верхняя карта с "базара" становится нужна, то ее можно оттуда взять и положить на нужное место.
Пасьянс сложился, если все карты из колоды лягут на свои места и "базар" опустеет.

Пасьянс "Паровозик"

(Развивает внимание). Выкладываем в ряд карты из колоды по одной. Если выкладываемая карта совпадает по цвету с той, которая лежит через одну от нее, то обе эти карты вынимаются, а ряд снова смыкается. Часто сдвиг на одну карту приводит к цепной реакции вынимания карт по всему предыдущему ряду. Пасьянс считается сложившимся, если колода закончилась и все карты, кроме последних двух в ряду, оказались вынуты. Это очень редкий случай, поэтому обычно решают заранее, что 3, или 4, или 5 карт в ряду могут остаться.

Пасьянс "Косынка"

(Развивает внимание). Всем известный пасьянс, входящий в стандартный набор игр на компьютере и телефоне:) Но "в живую" играть гораздо интереснее. Правила для детей достаточно сложны - Кате (в ее 4,5 лет) быстро становится скучно. По-моему, она так ни разу до конца пасьянс не сложила.

Карточная игра "Пьяница" .

(Обычно это самая первая карточная игра, в которую обучают играть ребенка. Она прекрасно поможет освоить понятие "больше-меньше"). Для двух и более игроков. Возраст - с 3х лет.
Колода делится на равные части в соответствии с количеством игроков. После этого, держа свою часть колоды рубашкой вверх, чтобы следующую карту не видел ни сам игрок ни противники, все выкладывают свою верхнюю карту на середину стола. У кого карта "старше", тот забирает все. Для зацикленности игры принимают правило, что шестерка "берет" туза. На масть внимания не обращают. Если на столе попались две карты одинакового достоинства, то это называется "спор". Тогда каждый из игроков кладет на свою карту еще одну карту рубашкой вверх, а сверху - другую, лицом вверх. У кого теперь получится больше достоинство, тот весь "спор" и заберет. Выигрывает тот, у кого в результате игры соберется вся колода. Эта бесхитростная игра очень нравиться Кате. Она играет в нее с азартом)

Карточная игра "Мокрая курица". (Игра на координацию и развитие моторики)
Это собственно не карточная игра в прямом смысле слова, а просто вариант игры "в бирюльки" с использованием карт. Карты рассыпаются кучей на столе рубашкой вверх, в самом конце одну из карт кладут наверх этой горки горизонтально, а на нее устанавливают "шалашик" из прислоненных верхом друг к другу двух других карт. Игроки по очереди вытаскивают карты из кучи так, чтобы "шалашик" не упал. Проигрывает тот, кто завалит "шалашик". Он и будет "мокрой курицей" или "свиньей".

"Мемори" (Развивает память и реакцию). Правила те же, что и в обычном "мемори". Карты по очереди кладутся в ряд рубашкой наверх. Но перед тем, как положить карту, ее показывают игрокам. Если пара этой карты (например, если карта "дама", то и парная к ней карта тоже "дама" другой масти) уже лежит где-то в ряду и игрок может правильно показать ее, то он забирает обе карты себе. Выигрывает тот, кто соберет больше пар.

Карточная игра "Свинья". (упрощенный вариант игры "Цыганка"). Колода карт раскладывается кружком рубашкой вверх. Последняя карта переворачивается и кладется посередине. После этого игроки по очереди берут любую карту из круга и кладут на карту в середине. Если она окажется младше той, что там лежала, то карта остается в стопке в центре. Если старше - то игрок забирает всю стопку себе. И так, пока не кончатся все карты круга. Выигрывает тот, у кого окажется больше карт. А кто проиграл должен прохрюкать как свинья)

Карточная игра "Ведьма". Из колоды вынимают любую даму (только не пиковую). После этого всю ее полностью раздают по одной игрокам. Сама игра проходит так - все парные карты игроки выбрасывает в отбой. Нельзя скидывать только пиковую даму. После того, как все избавились от пар, каждый игрок вытягивает карту у соседа справа. И снова сбрасывают пары. Так продолжается до тех пор, пока все карты не выйдут из игры и останется только проигравший с пиковой дамой на руках.

Карточная игра "Дурак". (Развивает память, логическое и стратегическое мышление)
Нет, наверное, такого человека, который не знает правил игры в "дурака":)
Это достаточно простая игра, с которой справятся и дети четырех-пяти лет.
Для начала можно играть в "простого дурака" и без козырей. А когда ребенок хорошо разберется с принципом игры, то добавить козыри. Еще более усложненный вариант - "Подкидной дурак". Еще сложнее - "Переводной дурак". Это уже для старших деток. Витя нередко в него обыгрывает нас:)

Карточная игра "21" (или "Очко"). (Обучает устному счету и пониманию вероятности)
Правила, думаю, всем известны. Играем, естественно, без денег. Кто набрал 21 очко - выиграл. Кто перебрал - проиграл.
Есть еще несколько игр, в которые мы пока не играли, но которые я хотела бы освоить с детьми:

Карточная игра "Осел". (Развивает внимание и реакцию. В игре должно быть не менее 3х человек). Из колоды выбираются столько четверок карт, сколько участников. Например, для 3х игроков берутся 4 туза, 4 короля, 4 дамы). Они тасуются и раздаются игрокам поровну. После этого каждый обменивается одной картой с соседом. Задача - собрать у себя любую четверку. Кому это удается - как можно менее заметно поднимает вверх большой палец. Когда другие игроки заметят его жест, то они должны тоже поднять палец. Игрок, который это сделает последним - проиграл. Он и будет "ослом".

Карточная игра "Верю-не верю". (Игра развивает стратегическое мышление и умение разбираться в психологии партнеров) Карты сдаются игрокам, пока не кончится вся колода. Начинает игрок слева от сдатчика. Он выкладывает на стол любое количество карт рубашкою кверху и заявляет "Это столько-то тузов". Количество должно быть названо точно, а вот тузами могут оказаться не все карты. Если кто-то из игроков сомневается, что там действительно все тузы, то он может сказать "не верю" и проверить карты. Если он прав, то обманувший забирает себе все карты со стола, если же все было честно, то карты забирает сомневавшийся. После этого следующий игрок кладет свою группу карт (по убывающей: за тузами короли, потом дамы, вальты и т.д.). И опять кто-нибудь может его проверить. Выигрывает тот, кто первым выложит на стол все свои карты.

Карточная игра "Курица". Играла в нее в детстве, но потом забыла. И случайно наткнулась на правила при написании этого поста:) Правила очень простые и прекрасно подойдут детям-дошкольникам.
Сдатчик раздает каждому по пять карт. Одна карта открывается и кладется рядом с колодой. Первый ход принадлежит игроку слева от сдатчика. Перед тем как сделать ход, игрок должен взять из колоды верхнюю карту. Потом он кладет любую из своих карт другой масти на открытую карту возле колоды. Если у игрока нет подходящих карт для хода, он должен забрать все открытые карты. Однако при этом он может избавиться от всех четверок (четыре валета, десятки и др.). Если колода закончилась, а карты у всех игроков еще остались, то открытые карты переворачиваются и образуют новую колоду. Выигрывает тот, кто первым избавится от всех своих карт.

Хотя подобные нападки имеют под собой некоторую основу, они далеки от истины. Дело в том, что карточных игр великое множество и все они очень разные. Есть игры азартные, где выигрыш практически не зависит от умения игрока, а подчиняется законам случайности, везения. Есть игры коммерческие (например, всем известный преферанс). В них случайность отступает на второй план, а выигрыш в большей степени зависит от умения играющего, его интеллекта и математического расчета. Но, кроме этого, есть целое семейство народных и семейных карточных игр, и даже игр детских, в которые играли и играют и стар, и млад вот уже несколько веков подряд. И вот эти самые игры, где нет денежных ставок, где не кипят бурные страсти, ничуть не вреднее и не хуже привычного домино, лото, «Монополии» или любой другой настольной игры, имеющейся в каждом доме, где живут маленькие шустрики. А было ли у вас в детстве такое: дача, мама, папа, вы, сестры-братья, приятели, вечерний чай с вареньем на веранде или в беседке с виноградом и долгая-долгая, интересная-интересная игра «Кинг» или, скажем, «Бридж»? Тот, у кого было нечто подобное, поймет, о чем я. Любые совместные семейные игры, будь то лото или карты, очень сплачивают семью, наполняют совместный досуг новым смыслом. Ведь это не только веселое времяпрепровождение, но еще и теплый семейный круг, вдумчивые разговоры старших с младшими, мудрые уроки без нравоучений и нотаций. Играя с детворой в простые карточные игры, мы тем самым переводим карты из разряда запретного развлечения в игру обыденную, ничуть не таинственную, сродни все тому же лото или домино. А это, в свою очередь, станет своего рода прививкой от нездорового интереса к карточным играм в будущем. Семейные игры, в том числе и карточные, учат малышей важной и совершенно необходимой в жизни вещи: проигрывать. Проигрывать спокойно и с достоинством. А ведь с такой проблемой рано или поздно сталкивается большинство родителей малышей-дошкольников. Их крохи категорически не хотят мириться с проигрышем, они всегда хотят быть победителями. Но об этом чуть позже. Да, даже в самых простых, «детских» карточных играх присутствует азарт. А как иначе? Ведь выиграть-то хочется! Но здоровый, умеренный азарт – штука отнюдь не вредная. Без него интересной игры не выйдет, скучно будет. А еще простые карточные игры помогут малышам лучше освоить порядковый счет, потренируют внимание, наблюдательность и память.

Немного истории

Знать историю той игры, в которую играешь, интересно и полезно. Расскажите ребенку краткую историю карт. Ну и пусть это будет звучать как сказка. Для малыша пока любые исторические рассказы сродни сказкам. А эрудированность еще пока никому не помешала… Никто не может сказать точно, когда и где появились первые карты. По одной из версий, карты были изобретены в Китае в 1120 г. Четыре масти символизировали времена года, а 52 карты – количество недель в году. Еще до появления бумажных карт китайцы и японцы играли табличками из слоновой кости или дерева, с изображенными на них фигурами. Карты делали из кожи и металла. А спутники Христофора Колумба, высадившиеся на островах возле американского континента, сделали карты из пальмовых листьев. В средневековой Японии были распространены удивительные игральные карты из раковин мидий. Они были украшены рисунками цветов, пейзажей, бытовых сценок. Одной из забав того времени была игра наподобие пасьянса. Раковины раскладывали на столе и искали среди них «двойников». В XIII веке карты приобрели известность в Индии и Египте. Кстати сказать, в Индии играют не прямоугольными картами, к которым мы привыкли, а круглыми. Как карты попали в Европу – тоже тайна. Возможно, их завезли сюда цыгане в XV веке. А возможно, они проникли сюда еще раньше, благодаря крестовым походам. Первые карты стоили очень дорого. В те стародавние времена еще не было литографического печатания, и живописцы рисовали их от руки. Такое дорогое удовольствие могли позволить себе лишь очень состоятельные люди: королевский двор, богатые феодалы. Часто придворные художники изображали на картах своих правителей. Возможно, именно поэтому с современных карт на нас смотрят короли, дамы, валеты…

С чего начать?

Прежде чем приступить с малышом непосредственно к игре, рассмотрите вместе с ним колоду карт. Расскажите крохе, что карты в колоде распределяются по старшинству. Самая старшая и сильная – это «туз». Чуть слабее – «король». Обратите внимание ребенка, что карточный король, как и положено королю, изображен в короне. Затем идет «дама», а следом «валет». Расскажите крохе, что во Франции слово «валет» означало «оруженосец», а заодно и объясните, кто это такой. После карт с картинками идут карты со значками и цифрами. На «десятке» – десять символов и цифра «10», на «девятке» – девять и т.д. Сосчитайте с малышом количество символов на каждой карте, чтобы он сам в этом убедился. Таким образом, карты станут замечательным тренажером счета для маленького игрока. Играя вместе с вами в простые игры, он не только запомнит цифры, но и научится определять количество «на глаз». Для тренировки предложите крохе выложить дорожку из карт от самой маленькой до самой большой, а затем наоборот. И обязательно проговаривайте вместе с ребенком: «Десять, девять, восемь, семь…» Чуть-чуть игры – и обратный счет будет так же легко освоен, как и прямой. Когда с достоинством карт все будет более-менее понятно, предложите малышу выбрать из колоды, скажем, всех королей. Пусть подумает, чем они отличаются. Долго перечисляя цвет бороды и одежды, в конце концов, малыш обратит внимание на то, что на каждой карте изображен разный значок (а может быть, наблюдательный шустрик заметит это сразу). Верно, малыш! Этот значок называется масть. Всего в картах четыре масти, как и четыре времени года в природе. Давным-давно вот этот черный значок, который называется «пика» (он и похож на пику, копье), изображали зеленым цветом. Он был символом весны, силы, энергии. Красный ромбик называют «бубной». Когда-то он обозначал лето, огонь и все новое. Раньше его рисовали как желтое солнце, зажженный факел или бубенчик (отсюда и название «бубна»). «Трефа», а попросту «крест» раньше изображалась в виде голубого желудя (символа рыцарства) или скрещенных шпаг (отсюда и крест) и символизировала осень, доброту, порядочность, бескорыстие. И, наконец, красное сердечко – «червы» – символ красоты, радости, милосердия и зимней чистоты. Название «червы» происходит от слова «червонная», т.е. красная. Красный цвет этой масти сохранился неизменным и до наших дней. Попросите малыша выбрать из колоды все «красные» или все «черные» карты и разложить по мастям на 4 кучки. Так не только лучше запомним карточные масти, но и потренируемся сортировать предметы по заданному признаку. А затем попросите кроху отыскать и дать вам червового короля или, например, трефовую шестерку. Можно поиграть в последовательности – выложить дорожку, чередуя красные и черные масти или, скажем, одну черную и две красные. Ну, кто сказал, что карты – это не развивающая игра?

Для самых маленьких

Начать знакомить малыша с картами можно с 3 лет и даже раньше. Попробуйте сыграть с крохой в самые простые игры. И не беда, если получится не сразу. В этом мире ничего не дается просто так, без тренировки. Даже карточные игры. Для самых маленьких подойдет игра, в которую почти наверняка играли их мамы и папы в детстве. Называется она «Пьяница». Придумаем для нее другое, более уместное название (например, «Карточный бой» ) и сыграем с сыном или дочуркой. Благодаря этой забаве, маленький игрок не только закрепит количественный счет, но и усвоит понятия «больше-меньше». Итак, колода карт раздается поровну, каждый игрок кладет свою стопку закрытых карт возле себя. Игроки переворачивают по одной верхней карте и сравнивают их. У кого карта старше, тот и забирает обе карты себе, помещая их снизу своей колоды. Тот, у кого не осталось карт, проиграл. Бывает так, что обе открытые карты одинакового достоинства (например, два короля или две семерки). Эта ситуация называется «спор». Оба игрока открывают еще по одной карте. От ее старшинства зависит исход спора. У кого она больше – тот и забирает все открытые карты. Другая похожая игра называется «Тянивоз» . Перед двумя игроками лежит колода карт рубашками вверх. Игроки по очереди переворачивают карты до тех пор, пока красные и черные масти чередуются. Как только цвет масти выложенной карты совпадает с предыдущей, игрок забирает все открытые карты себе и складывает их под стопку своих карт. Когда общая колода заканчивается, игроки открывают карты из своих стопок. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся карты. Он и выиграл. Игра научит малыша концентрировать внимание, потренирует усидчивость и выдержку. И малышам, и ребятишкам постарше наверняка придется по вкусу игра «Смешной король» . Это очень простая, веселая и безобидная игра, которая хороша именно как семейная. Количество игроков может быть любым. Все карты раздаются поровну между игроками и кладутся возле каждого стопочкой, рубашкой вверх. Каждый играющий по кругу открывает по одной верхней карте до тех пор, пока не выпадет король. Как только это произошло, все игроки опускают руки на стол и замирают. Шевелиться и смеяться нельзя, допустимо лишь двигать глазами, внимательно высматривая, не нарушит ли главное правило кто-нибудь из собратьев по игре. Тот, кто пошевелился или засмеялся, забирает все карты и кладет их снизу своих. Игра продолжается до тех пор, пока вся колода не сосредоточится у одного, самого смешливого игрока. Он и признается побежденным. По правилам игры даже те игроки, у которых уже не осталось карт, доигрывают до конца. Ведь они могут засмеяться или пошевелиться, даже не имея на руках карт. Если это произойдет, то карты у них снова появятся… Игра тренирует выдержку, учит спокойствию и сосредоточенности. Для развития мелкой моторики и координации движений хороша игра «Мокрая курица» . Она наверняка понравится маленьким игрокам. Здесь не имеют значения ни масти, ни достоинство карт. Рассыпьте колоду на столе рубашками вверх, чтобы образовалась небольшая кучка. Две любые карты поставьте сверху в виде «шалашика». Теперь по очереди начинаем вытаскивать по одной карте из-под карточного домика. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы домик не развалился. Кто потянет карту неудачно и разрушит теремок – тот и проиграл. В игре может участвовать любое количество игроков.

Бонжур,мадам!

С ребятишками постарше можно играть в игры с более сложными правилами. Наверняка вы и сами вспомните множество таких детских карточных игр. Например, «Бонжур, мадам!» . Это не только отличный тренажер внимания и быстроты реакции. Играть в нее еще и необыкновенно весело. Особенно, если удастся заманить в игру папу или бабушку с дедушкой. В эту игру здорово играть на даче или дома, в дождливый осенний вечер. Из колоды выкладывается по одной карте. Посмотрев на карту, игроки должны выполнить определенные задания: если это девятка – мяукнуть, если десятка – залаять, валету сказать: «Пардон, месье!», даме – «Бонжур, мадам!», королю нужно отдать честь, а туз накрыть рукой (или хлопнуть ладонью по столу). Тот, кто выполнил задание неправильно или позже всех, забирает карту себе. Проигрывает тот, у кого карт будет больше. На самом деле, в классическом варианте игры обходятся без мяуканья и лая. Но так веселее. А при желании, можно придумать задания и для других карт. Интересной будет и игра в «Девятку» . В нее играют от 3 до 6 игроков. Карты раздаются игрокам поровну. Цель игры – первым избавиться от своих карт, мешая это сделать другим. Карты выкладываются в четыре горизонтальных ряда по мастям. Право первого хода принадлежит игроку, у которого есть трефовая девятка. Он выкладывает ее на стол. Следующий игрок может положить справа или слева от нее трефовые восьмерку или десятку, продолжая горизонтальный ряд. Или же он может начать еще один ряд, положив девятку любой другой масти. Игроки делают ходы по очереди, выкладывая за ход по одной карте. Если нужной карты нет, ход пропускается. А вот для игры «Копилка» кроме карт нужны еще и фишки. Их с успехом заменят пуговицы, камешки, желуди, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов. Для этой игры нам понадобится полная колода карт (52 шт.) и неограниченное количество игроков. В начале игры каждый игрок получает по 12 фишек. По 3 фишки от каждого игрока складываются в коробочку (блюдце) в центре стола – копилку. Игроки получают по одной карте и открывают их. Если выпал король – игрок получает 3 фишки из «копилки», за даму – 2, за валета – 1. Если выпадает туз, игрок отдает одну свою фишку соседу слева, если четверка, шестерка или восьмерка – 2 фишки отдаются в «копилку», если же выпадает «нечетная» карта (пятерка, семерка или девятка) – в «копилку» отдается 1 фишка. После этого карты снова перемешиваются, раздаются игрокам по одной, и цикл игры повторяется. Тот игрок, у которого не осталось фишек, выбывает из игры. Но у него еще есть последний шанс: соседу может попасться туз, и тогда игроку перейдет 1 фишка. Последний игрок получает все фишки из копилки и считается выигравшим. Если вместо фишек использовать конфеты или орешки, то выигравший окажется в самом настоящем выигрыше. И, конечно, он поделится вкусным выигрышем с остальными…

Не зевай!

Попробуйте всей семьей сыграть в «Зеваку» . Это и весело, и полезно для юных игроков. Игра развивает внимание, наблюдательность и быстроту реакции. Чем больше игроков, тем веселее. Из колоды отбирается по четыре карты одного достоинства соответственно количеству игроков. Так, если игроков трое, в игре будет участвовать 12 карт (например, 4 короля, 4 дамы и 4 валета). Карты раздаются поровну. Каждый смотрит свои карты и решает для себя, какую четверку он будет собирать. Те карты, которые ему не нужны, игрок рубашкой вниз, по одной за ход отдает своему соседу, получая карту взамен. Тот, кто первым соберет четыре карты одного достоинства (допустим, четырех королей), должен тихо, незаметно, не привлекая к себе внимания опустить карты на стол. Остальные игроки, внимательно наблюдающие друг за другом в процессе игры, быстро повторяют его жест, бросая на стол и свои карты. Кто зазевался и сделал это последним и есть проигравший – «зевака». Две следующие игры сродни хорошо известной настольной игре «Парочки». Играя в них, малыш научится быстро находить парные картинки, потренирует внимание. Для игры «Черный Петр» нам необходимо отобрать из колоды 12 любых парных карт (кроме тузов) и одного туза. Туз – это и есть «черный Петр». Все карты раздаются игрокам. Парные карты тут же отбрасываются. Затем игроки по очереди тащат друг у друга по одной карте и сбрасывают парные до тех пор, пока все пары не будут сброшены. Тот игрок, у которого осталась последняя карта, туз, проиграл. Народная карточная игра «Фофаны» похожа на предыдущую. Только здесь никто заранее не знает, какая карта окажется лишней. Из колоды вытаскивается одна карта наугад, никому не показывается и прячется. После этого все карты раздаются между игроками поровну. Игроки отбрасывают все имеющиеся у них парные карты, а затем по часовой стрелке начинают вытаскивать по одной карте у соседа. Парные карты по-прежнему отбрасываются. Выбросившие все карты игроки выходят из игры. Выигрывает тот, кто остался с одной картой. Она называется «фофана», а ее пара вышла из игры еще в самом начале. Чуть сложнее правила у игры со смешным названием «Мяу-мяу» . Здесь важно сначала запомнить, что каждая карта «стоит» определенное количество очков. Так туз – это 11 очков, король – 4, дама – 3, валет – 2 очка. Остальные карты соответствуют своему номиналу, т.е. десятка – это 10. Цель игры: поскорее избавиться от своих карт, получив при этом наименьшее количество штрафных очков. Игра развивает память, внимание малыша, учит его думать, анализировать и, конечно, считать. Итак, каждый игрок получает по 5 карт. Верхняя карта из оставшихся в колоде открывается. Игроки по очереди выкладывают по одной карте таким образом, чтобы она совпадала с предыдущей либо по масти, либо по достоинству (т.е. на трефовую семерку можно положить любую другую семерку или любую карту трефовой масти). Понятно, что в первую очередь нужно избавляться от «больших» карт – тузов, десяток и т.п. Если игроку повезло и у него есть валет, его можно положить сверху на любую карту и выбрать любую удобную масть. Если игроку нечем ходить, он берет карту сверху колоды. Если и это не помогло – пропускает ход. Как только у кого-то из игроков заканчиваются карты, остальные игроки подсчитывают штрафные очки за оставшиеся на руках карты. Игра ведется до 100 очков. Активно привлекайте малыша к подсчету очков, и очень скоро он будет с легкостью складывать числа в пределах сотни.

Учимся проигрывать

Мы уже упоминали о том, что для малыша очень важно научиться спокойно относиться к проигрышам. Этому учат любые игры, и детские карточные стоят далеко не на последнем месте. Чем младше ребенок, тем сложнее ему смириться с поражением. Он хочет быть первым, лучшим всегда и во всем. Но как бы этого ни хотелось, нас не всегда окружают успех и признание. Бывают и неудачи, и ошибки, и поражения. И это отнюдь не катастрофа. Это жизнь. Всегда быть в выигрыше невозможно. Постарайтесь донести все это до крохи еще в дошкольном возрасте. Этим вам удастся избежать многих проблем и комплексов в дальнейшей жизни ребенка. Очень важно, чтобы умение спокойно проигрывать было приобретено ребенком именно в кругу семьи, во время совместных игр с близкими людьми. Что же для этого нужно? Прежде всего, много играть. Чем больше игр, чем чаще чередуются между собой выигрыши и проигрыши, тем скорее малыш привыкнет к такому положению вещей. Покажите своим собственным примером, что проигрывать – это совсем не страшно, не стыдно и не обидно. Отнеситесь к своему проигрышу весело: «Ух ты, опять я проиграла! Ничего страшного, выиграю в следующий раз! Ведь это всего лишь игра! Нужно будет хорошенько потренироваться, чтобы в следующий раз у тебя выиграть!» Но постоянно поддаваться ребенку, чтобы он не расстраивался при проигрыше, – тактика неверная. Во-первых, подсознательно малыш воспринимает взрослых сильнее и способнее себя (что, на самом деле, так и есть), и выигрыш такого сильного и мудрого взрослого воспринимается им как само собой разумеющееся. И даже если он «дуется» и обижается на вас, все равно в глубине души он понимает, что это закономерно. Итак, выигрыш взрослого – закономерность, хотя и обидная. Выигрыш малыша – событие, позволяющее ребенку по праву собой гордиться. Когда такие события чередуются между собой – все в порядке. Если же взрослый начинает чересчур поддаваться ребенку в игре, малыш привыкает к своей незаслуженной «везучести», «умности» и «исключительности», и игра со сверстниками, которая будет идти честно и без всяких поддавков, ребенку не понравится, станет предметом сплошных неприятностей и расстройств. В результате он может вообще отказаться играть с приятелями. Отсюда делаем вывод: поддаваться малышу можно и нужно, но в меру и чтобы он ни в коем случае не заподозрил обман. Чем старше становится ребенок, тем «честнее» должна быть игра. Донесите до него, что для того чтобы выигрывать (и не только в настольные игры), необходимо тренироваться, учиться, прикладывать определенные усилия. Ведь даже в самого обычного, всем известного карточного «дурака» играть нужно уметь, выигрыш здесь редко зависит от везения. Попробуйте однажды при собственном проигрыше вести себя точно так же, как проигравший ребенок: хныкать, кричать, обижаться, злиться. Иногда бывает очень полезно увидеть себя со стороны. Выглядит это настолько нелепо, что часто одного такого урока малышу бывает достаточно, чтобы понять: обижаться из-за проигрыша глупо. Постепенно кроха справится со своим разочарованием, научится сдерживать отрицательные эмоции, постигнет непростые правила игры и станет достойным соперником для мамы и папы в любых, даже самых сложных играх.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе