Познаем компьютер вместе

Игра известна еще с советского детства, когда мы гуляли во дворах с утра до вечера. Помните, на площадках были установлены такие лазалки-паутинки? Они отлично подходят для этой игры. Также подойдут любые лестницы, турники или рукоходы, установленные на детских площадках.

Варианты названий игры: «Мокрая курица», «Стоп, Земля!»

Правила игры «Мокрая курица»

Выбирается водящий («мокрая курица »), ему завязывают глаза, раскручивают как в жмурках и разбегаются. Водящий ходит вокруг лестницы или паутинки и пытается поймать кого-нибудь из игроков и наощупь опознать его. Самое важное правило - игроки могут лазить по лестнице, а водящему забираться наверх запрещено. Тем не менее, он может поймать игрока за ногу и опознать его на ощупь по ноге:-)

Игроки могут спукаться с лазалки и перебегать по земле, стараясь не попасться водящему. Но убегать дальше чем на метр он лестницы (паутинки) нельзя.

В течении игры водящий может воспользоваться двумя фразами - заклинаниями:

  • Он может сказать «Стоп, земля! ». Тогда все игроки, оказавшиеся в это время на земле, должны замереть на пять секунд. У водящего есть время найти их. Игроки, висящие в это время на лестнице обычно громко отсчитывают секунды.
  • Также водящий может сказать «Стоп, луна! ». В этом случае на пять секунд замирают игроки, находящиеся на лестнице (паутинке).

Когда через пять секунд время действие заклинаний истекает, водящий за текущий кон уже не может их использовать.

Пойманный и опознанный водящим игрок называется «мокрой курицей » и становится водящим в следующем кону.

Хотя подобные нападки имеют под собой некоторую основу, они далеки от истины. Дело в том, что карточных игр великое множество и все они очень разные. Есть игры азартные, где выигрыш практически не зависит от умения игрока, а подчиняется законам случайности, везения. Есть игры коммерческие (например, всем известный преферанс). В них случайность отступает на второй план, а выигрыш в большей степени зависит от умения играющего, его интеллекта и математического расчета. Но, кроме этого, есть целое семейство народных и семейных карточных игр, и даже игр детских, в которые играли и играют и стар, и млад вот уже несколько веков подряд. И вот эти самые игры, где нет денежных ставок, где не кипят бурные страсти, ничуть не вреднее и не хуже привычного домино, лото, «Монополии» или любой другой настольной игры, имеющейся в каждом доме, где живут маленькие шустрики. А было ли у вас в детстве такое: дача, мама, папа, вы, сестры-братья, приятели, вечерний чай с вареньем на веранде или в беседке с виноградом и долгая-долгая, интересная-интересная игра «Кинг» или, скажем, «Бридж»? Тот, у кого было нечто подобное, поймет, о чем я. Любые совместные семейные игры, будь то лото или карты, очень сплачивают семью, наполняют совместный досуг новым смыслом. Ведь это не только веселое времяпрепровождение, но еще и теплый семейный круг, вдумчивые разговоры старших с младшими, мудрые уроки без нравоучений и нотаций. Играя с детворой в простые карточные игры, мы тем самым переводим карты из разряда запретного развлечения в игру обыденную, ничуть не таинственную, сродни все тому же лото или домино. А это, в свою очередь, станет своего рода прививкой от нездорового интереса к карточным играм в будущем. Семейные игры, в том числе и карточные, учат малышей важной и совершенно необходимой в жизни вещи: проигрывать. Проигрывать спокойно и с достоинством. А ведь с такой проблемой рано или поздно сталкивается большинство родителей малышей-дошкольников. Их крохи категорически не хотят мириться с проигрышем, они всегда хотят быть победителями. Но об этом чуть позже. Да, даже в самых простых, «детских» карточных играх присутствует азарт. А как иначе? Ведь выиграть-то хочется! Но здоровый, умеренный азарт – штука отнюдь не вредная. Без него интересной игры не выйдет, скучно будет. А еще простые карточные игры помогут малышам лучше освоить порядковый счет, потренируют внимание, наблюдательность и память.

Немного истории

Знать историю той игры, в которую играешь, интересно и полезно. Расскажите ребенку краткую историю карт. Ну и пусть это будет звучать как сказка. Для малыша пока любые исторические рассказы сродни сказкам. А эрудированность еще пока никому не помешала… Никто не может сказать точно, когда и где появились первые карты. По одной из версий, карты были изобретены в Китае в 1120 г. Четыре масти символизировали времена года, а 52 карты – количество недель в году. Еще до появления бумажных карт китайцы и японцы играли табличками из слоновой кости или дерева, с изображенными на них фигурами. Карты делали из кожи и металла. А спутники Христофора Колумба, высадившиеся на островах возле американского континента, сделали карты из пальмовых листьев. В средневековой Японии были распространены удивительные игральные карты из раковин мидий. Они были украшены рисунками цветов, пейзажей, бытовых сценок. Одной из забав того времени была игра наподобие пасьянса. Раковины раскладывали на столе и искали среди них «двойников». В XIII веке карты приобрели известность в Индии и Египте. Кстати сказать, в Индии играют не прямоугольными картами, к которым мы привыкли, а круглыми. Как карты попали в Европу – тоже тайна. Возможно, их завезли сюда цыгане в XV веке. А возможно, они проникли сюда еще раньше, благодаря крестовым походам. Первые карты стоили очень дорого. В те стародавние времена еще не было литографического печатания, и живописцы рисовали их от руки. Такое дорогое удовольствие могли позволить себе лишь очень состоятельные люди: королевский двор, богатые феодалы. Часто придворные художники изображали на картах своих правителей. Возможно, именно поэтому с современных карт на нас смотрят короли, дамы, валеты…

С чего начать?

Прежде чем приступить с малышом непосредственно к игре, рассмотрите вместе с ним колоду карт. Расскажите крохе, что карты в колоде распределяются по старшинству. Самая старшая и сильная – это «туз». Чуть слабее – «король». Обратите внимание ребенка, что карточный король, как и положено королю, изображен в короне. Затем идет «дама», а следом «валет». Расскажите крохе, что во Франции слово «валет» означало «оруженосец», а заодно и объясните, кто это такой. После карт с картинками идут карты со значками и цифрами. На «десятке» – десять символов и цифра «10», на «девятке» – девять и т.д. Сосчитайте с малышом количество символов на каждой карте, чтобы он сам в этом убедился. Таким образом, карты станут замечательным тренажером счета для маленького игрока. Играя вместе с вами в простые игры, он не только запомнит цифры, но и научится определять количество «на глаз». Для тренировки предложите крохе выложить дорожку из карт от самой маленькой до самой большой, а затем наоборот. И обязательно проговаривайте вместе с ребенком: «Десять, девять, восемь, семь…» Чуть-чуть игры – и обратный счет будет так же легко освоен, как и прямой. Когда с достоинством карт все будет более-менее понятно, предложите малышу выбрать из колоды, скажем, всех королей. Пусть подумает, чем они отличаются. Долго перечисляя цвет бороды и одежды, в конце концов, малыш обратит внимание на то, что на каждой карте изображен разный значок (а может быть, наблюдательный шустрик заметит это сразу). Верно, малыш! Этот значок называется масть. Всего в картах четыре масти, как и четыре времени года в природе. Давным-давно вот этот черный значок, который называется «пика» (он и похож на пику, копье), изображали зеленым цветом. Он был символом весны, силы, энергии. Красный ромбик называют «бубной». Когда-то он обозначал лето, огонь и все новое. Раньше его рисовали как желтое солнце, зажженный факел или бубенчик (отсюда и название «бубна»). «Трефа», а попросту «крест» раньше изображалась в виде голубого желудя (символа рыцарства) или скрещенных шпаг (отсюда и крест) и символизировала осень, доброту, порядочность, бескорыстие. И, наконец, красное сердечко – «червы» – символ красоты, радости, милосердия и зимней чистоты. Название «червы» происходит от слова «червонная», т.е. красная. Красный цвет этой масти сохранился неизменным и до наших дней. Попросите малыша выбрать из колоды все «красные» или все «черные» карты и разложить по мастям на 4 кучки. Так не только лучше запомним карточные масти, но и потренируемся сортировать предметы по заданному признаку. А затем попросите кроху отыскать и дать вам червового короля или, например, трефовую шестерку. Можно поиграть в последовательности – выложить дорожку, чередуя красные и черные масти или, скажем, одну черную и две красные. Ну, кто сказал, что карты – это не развивающая игра?

Для самых маленьких

Начать знакомить малыша с картами можно с 3 лет и даже раньше. Попробуйте сыграть с крохой в самые простые игры. И не беда, если получится не сразу. В этом мире ничего не дается просто так, без тренировки. Даже карточные игры. Для самых маленьких подойдет игра, в которую почти наверняка играли их мамы и папы в детстве. Называется она «Пьяница». Придумаем для нее другое, более уместное название (например, «Карточный бой» ) и сыграем с сыном или дочуркой. Благодаря этой забаве, маленький игрок не только закрепит количественный счет, но и усвоит понятия «больше-меньше». Итак, колода карт раздается поровну, каждый игрок кладет свою стопку закрытых карт возле себя. Игроки переворачивают по одной верхней карте и сравнивают их. У кого карта старше, тот и забирает обе карты себе, помещая их снизу своей колоды. Тот, у кого не осталось карт, проиграл. Бывает так, что обе открытые карты одинакового достоинства (например, два короля или две семерки). Эта ситуация называется «спор». Оба игрока открывают еще по одной карте. От ее старшинства зависит исход спора. У кого она больше – тот и забирает все открытые карты. Другая похожая игра называется «Тянивоз» . Перед двумя игроками лежит колода карт рубашками вверх. Игроки по очереди переворачивают карты до тех пор, пока красные и черные масти чередуются. Как только цвет масти выложенной карты совпадает с предыдущей, игрок забирает все открытые карты себе и складывает их под стопку своих карт. Когда общая колода заканчивается, игроки открывают карты из своих стопок. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся карты. Он и выиграл. Игра научит малыша концентрировать внимание, потренирует усидчивость и выдержку. И малышам, и ребятишкам постарше наверняка придется по вкусу игра «Смешной король» . Это очень простая, веселая и безобидная игра, которая хороша именно как семейная. Количество игроков может быть любым. Все карты раздаются поровну между игроками и кладутся возле каждого стопочкой, рубашкой вверх. Каждый играющий по кругу открывает по одной верхней карте до тех пор, пока не выпадет король. Как только это произошло, все игроки опускают руки на стол и замирают. Шевелиться и смеяться нельзя, допустимо лишь двигать глазами, внимательно высматривая, не нарушит ли главное правило кто-нибудь из собратьев по игре. Тот, кто пошевелился или засмеялся, забирает все карты и кладет их снизу своих. Игра продолжается до тех пор, пока вся колода не сосредоточится у одного, самого смешливого игрока. Он и признается побежденным. По правилам игры даже те игроки, у которых уже не осталось карт, доигрывают до конца. Ведь они могут засмеяться или пошевелиться, даже не имея на руках карт. Если это произойдет, то карты у них снова появятся… Игра тренирует выдержку, учит спокойствию и сосредоточенности. Для развития мелкой моторики и координации движений хороша игра «Мокрая курица» . Она наверняка понравится маленьким игрокам. Здесь не имеют значения ни масти, ни достоинство карт. Рассыпьте колоду на столе рубашками вверх, чтобы образовалась небольшая кучка. Две любые карты поставьте сверху в виде «шалашика». Теперь по очереди начинаем вытаскивать по одной карте из-под карточного домика. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы домик не развалился. Кто потянет карту неудачно и разрушит теремок – тот и проиграл. В игре может участвовать любое количество игроков.

Бонжур,мадам!

С ребятишками постарше можно играть в игры с более сложными правилами. Наверняка вы и сами вспомните множество таких детских карточных игр. Например, «Бонжур, мадам!» . Это не только отличный тренажер внимания и быстроты реакции. Играть в нее еще и необыкновенно весело. Особенно, если удастся заманить в игру папу или бабушку с дедушкой. В эту игру здорово играть на даче или дома, в дождливый осенний вечер. Из колоды выкладывается по одной карте. Посмотрев на карту, игроки должны выполнить определенные задания: если это девятка – мяукнуть, если десятка – залаять, валету сказать: «Пардон, месье!», даме – «Бонжур, мадам!», королю нужно отдать честь, а туз накрыть рукой (или хлопнуть ладонью по столу). Тот, кто выполнил задание неправильно или позже всех, забирает карту себе. Проигрывает тот, у кого карт будет больше. На самом деле, в классическом варианте игры обходятся без мяуканья и лая. Но так веселее. А при желании, можно придумать задания и для других карт. Интересной будет и игра в «Девятку» . В нее играют от 3 до 6 игроков. Карты раздаются игрокам поровну. Цель игры – первым избавиться от своих карт, мешая это сделать другим. Карты выкладываются в четыре горизонтальных ряда по мастям. Право первого хода принадлежит игроку, у которого есть трефовая девятка. Он выкладывает ее на стол. Следующий игрок может положить справа или слева от нее трефовые восьмерку или десятку, продолжая горизонтальный ряд. Или же он может начать еще один ряд, положив девятку любой другой масти. Игроки делают ходы по очереди, выкладывая за ход по одной карте. Если нужной карты нет, ход пропускается. А вот для игры «Копилка» кроме карт нужны еще и фишки. Их с успехом заменят пуговицы, камешки, желуди, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов. Для этой игры нам понадобится полная колода карт (52 шт.) и неограниченное количество игроков. В начале игры каждый игрок получает по 12 фишек. По 3 фишки от каждого игрока складываются в коробочку (блюдце) в центре стола – копилку. Игроки получают по одной карте и открывают их. Если выпал король – игрок получает 3 фишки из «копилки», за даму – 2, за валета – 1. Если выпадает туз, игрок отдает одну свою фишку соседу слева, если четверка, шестерка или восьмерка – 2 фишки отдаются в «копилку», если же выпадает «нечетная» карта (пятерка, семерка или девятка) – в «копилку» отдается 1 фишка. После этого карты снова перемешиваются, раздаются игрокам по одной, и цикл игры повторяется. Тот игрок, у которого не осталось фишек, выбывает из игры. Но у него еще есть последний шанс: соседу может попасться туз, и тогда игроку перейдет 1 фишка. Последний игрок получает все фишки из копилки и считается выигравшим. Если вместо фишек использовать конфеты или орешки, то выигравший окажется в самом настоящем выигрыше. И, конечно, он поделится вкусным выигрышем с остальными…

Не зевай!

Попробуйте всей семьей сыграть в «Зеваку» . Это и весело, и полезно для юных игроков. Игра развивает внимание, наблюдательность и быстроту реакции. Чем больше игроков, тем веселее. Из колоды отбирается по четыре карты одного достоинства соответственно количеству игроков. Так, если игроков трое, в игре будет участвовать 12 карт (например, 4 короля, 4 дамы и 4 валета). Карты раздаются поровну. Каждый смотрит свои карты и решает для себя, какую четверку он будет собирать. Те карты, которые ему не нужны, игрок рубашкой вниз, по одной за ход отдает своему соседу, получая карту взамен. Тот, кто первым соберет четыре карты одного достоинства (допустим, четырех королей), должен тихо, незаметно, не привлекая к себе внимания опустить карты на стол. Остальные игроки, внимательно наблюдающие друг за другом в процессе игры, быстро повторяют его жест, бросая на стол и свои карты. Кто зазевался и сделал это последним и есть проигравший – «зевака». Две следующие игры сродни хорошо известной настольной игре «Парочки». Играя в них, малыш научится быстро находить парные картинки, потренирует внимание. Для игры «Черный Петр» нам необходимо отобрать из колоды 12 любых парных карт (кроме тузов) и одного туза. Туз – это и есть «черный Петр». Все карты раздаются игрокам. Парные карты тут же отбрасываются. Затем игроки по очереди тащат друг у друга по одной карте и сбрасывают парные до тех пор, пока все пары не будут сброшены. Тот игрок, у которого осталась последняя карта, туз, проиграл. Народная карточная игра «Фофаны» похожа на предыдущую. Только здесь никто заранее не знает, какая карта окажется лишней. Из колоды вытаскивается одна карта наугад, никому не показывается и прячется. После этого все карты раздаются между игроками поровну. Игроки отбрасывают все имеющиеся у них парные карты, а затем по часовой стрелке начинают вытаскивать по одной карте у соседа. Парные карты по-прежнему отбрасываются. Выбросившие все карты игроки выходят из игры. Выигрывает тот, кто остался с одной картой. Она называется «фофана», а ее пара вышла из игры еще в самом начале. Чуть сложнее правила у игры со смешным названием «Мяу-мяу» . Здесь важно сначала запомнить, что каждая карта «стоит» определенное количество очков. Так туз – это 11 очков, король – 4, дама – 3, валет – 2 очка. Остальные карты соответствуют своему номиналу, т.е. десятка – это 10. Цель игры: поскорее избавиться от своих карт, получив при этом наименьшее количество штрафных очков. Игра развивает память, внимание малыша, учит его думать, анализировать и, конечно, считать. Итак, каждый игрок получает по 5 карт. Верхняя карта из оставшихся в колоде открывается. Игроки по очереди выкладывают по одной карте таким образом, чтобы она совпадала с предыдущей либо по масти, либо по достоинству (т.е. на трефовую семерку можно положить любую другую семерку или любую карту трефовой масти). Понятно, что в первую очередь нужно избавляться от «больших» карт – тузов, десяток и т.п. Если игроку повезло и у него есть валет, его можно положить сверху на любую карту и выбрать любую удобную масть. Если игроку нечем ходить, он берет карту сверху колоды. Если и это не помогло – пропускает ход. Как только у кого-то из игроков заканчиваются карты, остальные игроки подсчитывают штрафные очки за оставшиеся на руках карты. Игра ведется до 100 очков. Активно привлекайте малыша к подсчету очков, и очень скоро он будет с легкостью складывать числа в пределах сотни.

Учимся проигрывать

Мы уже упоминали о том, что для малыша очень важно научиться спокойно относиться к проигрышам. Этому учат любые игры, и детские карточные стоят далеко не на последнем месте. Чем младше ребенок, тем сложнее ему смириться с поражением. Он хочет быть первым, лучшим всегда и во всем. Но как бы этого ни хотелось, нас не всегда окружают успех и признание. Бывают и неудачи, и ошибки, и поражения. И это отнюдь не катастрофа. Это жизнь. Всегда быть в выигрыше невозможно. Постарайтесь донести все это до крохи еще в дошкольном возрасте. Этим вам удастся избежать многих проблем и комплексов в дальнейшей жизни ребенка. Очень важно, чтобы умение спокойно проигрывать было приобретено ребенком именно в кругу семьи, во время совместных игр с близкими людьми. Что же для этого нужно? Прежде всего, много играть. Чем больше игр, чем чаще чередуются между собой выигрыши и проигрыши, тем скорее малыш привыкнет к такому положению вещей. Покажите своим собственным примером, что проигрывать – это совсем не страшно, не стыдно и не обидно. Отнеситесь к своему проигрышу весело: «Ух ты, опять я проиграла! Ничего страшного, выиграю в следующий раз! Ведь это всего лишь игра! Нужно будет хорошенько потренироваться, чтобы в следующий раз у тебя выиграть!» Но постоянно поддаваться ребенку, чтобы он не расстраивался при проигрыше, – тактика неверная. Во-первых, подсознательно малыш воспринимает взрослых сильнее и способнее себя (что, на самом деле, так и есть), и выигрыш такого сильного и мудрого взрослого воспринимается им как само собой разумеющееся. И даже если он «дуется» и обижается на вас, все равно в глубине души он понимает, что это закономерно. Итак, выигрыш взрослого – закономерность, хотя и обидная. Выигрыш малыша – событие, позволяющее ребенку по праву собой гордиться. Когда такие события чередуются между собой – все в порядке. Если же взрослый начинает чересчур поддаваться ребенку в игре, малыш привыкает к своей незаслуженной «везучести», «умности» и «исключительности», и игра со сверстниками, которая будет идти честно и без всяких поддавков, ребенку не понравится, станет предметом сплошных неприятностей и расстройств. В результате он может вообще отказаться играть с приятелями. Отсюда делаем вывод: поддаваться малышу можно и нужно, но в меру и чтобы он ни в коем случае не заподозрил обман. Чем старше становится ребенок, тем «честнее» должна быть игра. Донесите до него, что для того чтобы выигрывать (и не только в настольные игры), необходимо тренироваться, учиться, прикладывать определенные усилия. Ведь даже в самого обычного, всем известного карточного «дурака» играть нужно уметь, выигрыш здесь редко зависит от везения. Попробуйте однажды при собственном проигрыше вести себя точно так же, как проигравший ребенок: хныкать, кричать, обижаться, злиться. Иногда бывает очень полезно увидеть себя со стороны. Выглядит это настолько нелепо, что часто одного такого урока малышу бывает достаточно, чтобы понять: обижаться из-за проигрыша глупо. Постепенно кроха справится со своим разочарованием, научится сдерживать отрицательные эмоции, постигнет непростые правила игры и станет достойным соперником для мамы и папы в любых, даже самых сложных играх.

Сколько жарких споров вызывают обычные игральные карты. Одни считают, что карточные игры - это зло, с которым надо бороться. Другие не видят ничего дурного и готовы играть сами и детей этому учат.

Сколько жарких споров вызывают обычные игральные карты. Одни считают, что карточные игры - это зло, с которым надо бороться. Другие не видят ничего дурного и готовы играть сами и детей этому учат. Третьи считают, что дети и карты - вещь несовместимая, пусть сначала подрастут...
Многие приводят аргумент, что в карточных играх главное - это азарт, желание выиграть, получить "на халяву". Но ведь этим грешат не только карты. Лошадиные бега, ставки на спорт, игры на бирже - примерам несть числа.

Что ж, каждый выбирает для себя.

Карточная игра "Пьяница"

Наверное, это самая первая игра, в которую начитают обучают играть ребенка уже лет с трех-четырех. Она прекрасно поможет освоить понятие "больше-меньше".

Играть можно даже вдвоём, но лучше чтобы игроков было побольше.

Правила игры:

1. Вся колода сразу делится на равные части в соответствии с количеством игроков.

2. Каждый игрок укладывает свою колоду рубашкой вверх около себя.

3. По команде все игроки снимают верхнюю карту из своей колоды, переворачивают ее и кладут в центр.

4. У кого карта "старше", тот забирает все. Для зацикленности игры принимают правило, что шестерка "берет" туза. На масть внимания не обращают.

5. Ситуация "Спор" возникает, если на столе попались две старшие карты одинакового достоинства. Тогда каждый из "спорящих" игроков кладет на свою карту еще одну карту рубашкой вверх, а сверху - другую, лицом вверх. У кого теперь получится большая карта, тот весь "спор" и заберет.

6. Выигрывает тот, у кого в результате игры соберется вся колода.

Карточная игра "Мокрая курица".

Карты рассыпаются кучей на столе рубашкой вверх, в самом конце одну из карт кладут наверх этой горки горизонтально, а на нее устанавливают "шалашик" из прислоненных верхом друг к другу двух других карт. Игроки по-очереди вытаскивают карты из кучи так, чтобы "шалашик" не упал. Проигрывает тот, кто завалит "шалашик". Он и будет "мокрой курицей" или "свиньей".

Карточная игра "Ведьма"

Из колоды вынимают любую даму (только не пиковую).

После этого всю ее полностью раздают по-одной игрокам.

Игроки рассматривают выпавшие им карты и выбрасывают все парные. Даму пик выбрасывать НЕЛЬЗЯ.

Игрок раскладывает карты в руке веером и протягивают соседу таким образом, чтобы он видел только рубашки.

Сосед вытягивает карту и если у него образовалась пара, сбрасывает ее. Затем протягивает свои карты следующему по кругу игроку. Тот вытягивает карту и сбрасывает пару. Так продолжается до тех пор, пока все карты не выйдут из игры и останется только проигравший с пиковой дамой на руках.

Карточная игра "Верю-не верю"

Есть несколько вариантов этой игры. Это один из них.

Карты сдаются по одной каждому игроку, пока не кончится вся колода.

Начинает игру тот у которого на руках пиковый туз, (назовём его "Первый").

Он выкладывает на стол любое количество карт рубашкой кверху и заявляет "Это столько-то тузов".

Количество должно быть названо точно, а вот тузами могут оказаться не все карты. Впрочем, там вообще тузов может и не быть.

Игрок слева (назовем его "Второй") должен сказать "верю" или "не верю" и проверить карты.

Здесь могут быть два варианта:

Угадал. То есть, если сказал "верю" и там действительно тузы, или сказал "не верю", а там разные карты. Тогда карты забирает назад Первый игрок.

Не угадал. То есть, если сказал "верю", а там нужного количества тузов не оказалось или, наоборот, сказал "не верю", а там точно то количество тузов, о которых заявлял Первый игрок. Тогда карты забирает себе не угадавший Второй игрок.

После этого уже он кладет свою группу карт (по убывающей: король. потом дама, валет и т.д.). И его проверяет очередной игрок.

Выигрывает тот, кто первым выложит на стол все свои карты.

Против карт многие родители имеют стойкое предубеждение, мол, не детская это забава. Я тоже была из ряда таких вот скептиков. Однако неделя отпуска с ребенком и случайно захваченной из дома колодой карт в корне поменяла отношение. Ребенок, к слову тогда совсем еще малыш, вернулся домой, ориентируясь в понятиях «больше-меньше» и выучив написание чисел. До этого с задачей не мог справиться учебник по раннему развитию, а тут такой успех. Тогда-то я поняла, что на самом деле детские карточные игры — очень полезная штука.

Помимо азарта, веселого совместного времяпрепровождения, развития навыков счета, мышления, логики, внимания, игры учат ребенка также проигрывать. Очень важное качество, которое пригодится в будущей жизни. На первых порах любое поражение оканчивалось слезами и обидами. Через некоторое время ребенок научился спокойнее относиться к поражению, делать из этого соответствующие выводы, быть собраннее и внимательнее.

Несмотря на новомодные «Уно», «Корова 006», «Свинтус» — специализированные карточные игры для детей, им не вытеснить те простые игры, в которые мы «резались», проводя каникулы у бабушек или с подружками и друзьями во дворе. Давайте их вспомним.

Карточные игры для детей от 3 лет

Карты привлекают детей всех возрастов. Если ребенок еще мал, то он просто тянется к ярким картинкам, перебирает колоду — это очень полезно для крупной моторики. Детей чуть постарше можно заинтересовать играми на сравнение, на раскладывание карт на возрастание, на поиск карт одинаковых мастей. Вариаций возможна масса.

Веселая игра на скорость реакции «Хрю»

Количество участников — двое. Колода делится пополам и раздается участникам. Карты разложены вверх рубашкой. Игроки одновременно выкладывают перед собой на стол верхнюю карту картинкой вверх. В том случае, если значение совпало, нужно успеть быстро и громко крикнуть «хрю». Кто успел, забирает карты со стола и добавляет их вниз своей колоды.

Выигрывает тот, у кого окажутся все карты.

Игра «Пьяница» на развитие навыков счета

Количество участников — любое. Эта игра очень похожа на предыдущую, только здесь не придется хрюкать. Колода раздается пополам. Участники одновременно выкладывают по одной карте. Тот, у кого оказалась карта большего достоинства, забирает карты со стола.

Если противники выложили карты одинакового достоинства, то они разыгрывают спор. На раскрытые карты каждый участник выкладывает еще по одной карте, изображением вниз. Сверху кладется еще по одной карте — изображением вверх. Получается такой вот карточный «бутерброд». Тот участник, у которого карта оказалась большего значения, забирает все остальные.

Игра «Смешной король» на тренировку спокойствия и выдержки

Количество игроков — любое. Все карты раздаются поровну между игроками. Карты кладутся рубашкой вверх.

Игра идет по кругу. Каждый участник поочередно раскрывает по одной карте. Как только выпадает король, все игроки должны опустить руки и замереть: не двигаться, не хихикать, не разговаривать. Малышам это сделать крайне сложно, поэтому, как правило, уже через пару секунд кто-то один заливается звонким смехом, и остальные к нему присоединяются.

Тот, у кого не хватило терпения сидеть смирно, забирает разыгранные карты и кладет их себе в низ колоды. Игра продолжается до тех пор, пока вся колода не окажется у одного игрока. Он и считается побежденным.

Игра «Мокрая курица»/»Растащиха»/»Шалаш» на ловкость рук и координацию движений

Количество игроков — любое. Все карты хаотично раскладываются рубашкой вверх. Одну карту кладут сверху горизонтально, это «фундамент». На «фундаменте» закрепляются «стены» — две карты, которые упираются друг в друга. Получается домик.

Дети поочередно вытаскивают по одной карте из груды. У кого шалашик сломается, тот и есть мокрая курица.

Игра «Мемори» на развитие памяти

Количество игроков — любое. Разновидностей мемори существует целое множество. Все карты раскладываются рубашкой вверх. Участники поочередно переворачивают по две карты. Если значения карт совпали, то участник забирает их себе и зарабатывает себе дальнейший ход. Выигрывает тот, у кого окажется больше карт в конце.

Карточные игры для детей в мемори имеют множество разновидностей, так как можно приобрести колоду с изображением транспорта, овощей и так далее. А можно вообще, вместо карт использовать картинки из серии «Раннего развития». В этом случае комплекта понадобится два.

Игры для детей от 5 лет

Игра «Ведьма» на везение

Количество игроков — любое. Из колоды убирают одну даму (не пиковую), остальные карты раздаются игрокам. Каждый игрок убирает из своей колоды парные карты (кроме пиковой дамы). После этого игроки поочередно вытягивают у соседа по правую руку одну карту. Если у них образовалась новая пара карт, то они их выбрасывают. Так продолжается до тех пор, пока на руках не останется одна пиковая дама. Тот, у кого она осталась, считается проигравшим.

Игра для мальчиков «Привет, Валет!» на быстроту реакции

Количество игроков — любое. Для игры понадобятся две колоды карт. Дети садятся на пол в круг, всем разданы карты. Участники не видят их значения, так как они лежат рубашкой вверх. Карты поочередно выбрасываются картинкой вверх. Как только выпадет валет, нужно громко кричать «Привет, Валет!». Успевший первым выкрикнуть, забирает себе этого вальта. Побеждает тот, кто соберет больше всего вальтов.

Можно разнообразить игру, придумав также отдельные приветствия для дам — «Бонжур, Мадам», для королей — «Салют, Король!» и так далее.

Игра «Зевака» на развитие логики и мышления

Количество участников — любое. Желательно использовать два комплекта карт.

Колода перетасовывается, каждому игроку раздается по восемь карт. Цель игры — собрать семью. Семья — это карты одного достоинства. Первый игрок обменивается с соседом слева картой, не показывая ее значения. Смысл игры заключается в том, чтобы избавиться от ненужных карт. Второй игрок меняется с третьим игроком и так далее.

Если вся семья в сборе, то участник старается незаметно положить свои карты на стол. Другие игроки должны сделать то же самое. Кто будет последним, тот и «Зевака».

Игра «Иди на базар» на развитие логики

Количество участников — любое. Каждому игроку раздается по 5-6 карт, в зависимости от количества участников.

Оставшуюся колоду кладут по центру, вверх рубашкой. Цель игры — собрать как можно больше карт одного достоинства. Если ребенок считает, что ему нужен валет, то он говорит следующему игрок: «Дай, пожалуйста, валет». Если у соседа есть валет, он обязан его отдать. Если нет, то он говорит «Иди на базар!». После этих слов первый игрок открывает любую карту из колоды. Если эта карта окажется вальтом, то он ее забирает себе и получает право сделать еще один ход. Если эта карта другого достоинства, то он все равно ее себе забирает.

Побеждает тот, кто больше всех собрал карт одного достоинства.

Игра «Мяу-мяу» на развитие памяти, обучение счету

Количество участников — любое. Особенность этой игры в том, что здесь каждой карте присваивается определенное количество очков. Туз — 11 очков, король — 4, дама — 3, валет — 2. Оставшиеся карты соответствуют своем номиналу.

Цель игры: поскорее избавиться от своих карт, получив при этом наименьшее количество штрафных очков.

Игроки получают по 5 карт. Карты лежат перед ними рубашкой вверх. В колоде верхняя карта открывается. Игроки поочередно выкладывают карты таким образом, чтобы они соответствовали по достоинству или по масти предыдущей карте.

Если игроку нечем ходить, он берет дополнительную карту из колоды. Если открылась неподходящая по достоинству или по масти карта, то игрок пропускает ход.

Когда у одного из игроков заканчиваются все карты, остальные начинают подсчитывать штрафные очки — исходя из того, сколько карт у них на руках осталось.

Игра «Ерошка» на логику

Количество участников — любое. В начале игры выбирается главная масть.

Все игроки получают по три карты. Далее участники поочередно меняются картами друг с другом. При этом карты передают рубашкой вверх. Цель — собрать три карты главной масти. Первый, кто соберет — выигрывает. Последний, кто остался, получает прозвище «Ерошка».

Материал подготовила Даниленко Мария.

Игра в карты далеко не всегда воспринимается как семейная. Но, пожалуй, это не совсем верное мнение. При всем простоте и демократичности карточные игры развивают смекалку, логическое мышление, ну а о коммуникабельности и говорить нечегоf Главное — не слишком поддаваться азарту и играть только в хорошей компании...

Начало игры в карты обычно относят к XV столетию. Вообще же известность карточных игр, по свидетельству иезуита Менестрие, приписывается XIV столетию, когда один малоизвестный живописец по имени Жикомин Грингонер изобрел карты для развлечений короля Франции Карла VI (1380—1422 гг.).

Впрочем, эта гипотеза не подтверждается другими данными, и некоторые летописцы всемирной истории относят происхождение карт к XIII веку — во время царствования Людовика Святого в 1254 году был издан указ, запрещавший под страхом наказания кнутом карточную игру во Франции. Итальянский манускрипт 1299 года также говорит о запрещении игры в карты. Германцы даже основали особый цех фабрикантов игральных карт. Орден Калатрава в 1331 г. запретил игру в карты в Испании, и это запрещение было повторено в 1387 году Иоанном I, королем Кастилии.

Что ж, судя по этим данным, карточная игра была сильно развита еще в начале XIII столетия. Но и этот срок, как оказывается, не самый верный. Китайцы и японцы еще до появления игральных карт в Европе уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами. По мнению некоторых немецких историков, игральные карты, по всей вероятности, были занесены в Европу сарацинами, древним восточным народом.

Как бы то ни было, в конце средних веков игра в карты, в особенности во Франции и Германии, была всюду распространена и имела исключительно азартный характер. Причем увлекались ею почти все, без различия сословия. Во время царствование Генриха III и Генриха IV, которые еще в юности были страстными любителями карточной игры, в Париже существовали даже специальные игорные дома, в которых собирались лица различных сословий для игры в карты...

Карточные игры распространились по всему миру и дожили до наших дней. И поэтому описывать стандартную колоду карт в этой книге, наверное, не нужно — каждый из вас наверняка видел ее не раз...

Семейные карточные игры, как правило, отличаются от азартных. У них простые правила, дающие возможность играть всей семьей, вне зависимости от возраста. Эти игры интересны как взрослым, так и детям. А вот по поводу правил часто случаются разногласия! Возьмите за основу правила игры, приведенные ниже — лучше тратить время на игру, чем на бесполезные споры!

Общие правила

Какова бы ни была карточная игра, существуют известные правила, которые необходимо соблюдать.

Сдача — так называется право раздавать карты игрокам; сдача производится по жребию. Есть два способа определить жребий. Каждый игрок снимает колоду, и тот, который подрежет под самую старшую карту, имеет право сдавать. Или каждому из игроков дается по карте, и старшая карта сдает.

Игрок, которому поручено сдавать карты, сперва просматривает, все ли они в колоде. Потом он старательно их смешивает, позволяя себе видеть только их крап, отдает опять своему соседу с левой стороны, который делит колоду на две части; та, которая была внизу, должна быть положена наверх.

Затем карты раздаются каждому. Нужно держать карты таким образом, чтобы во время сдачи их нельзя было видеть. Если случайно одна из них перевернется, то все игроки должны определить, начать ли сдачу снова или карта должна быть положена под талон.

Талоном называются карты, остающиеся после сдачи карт игрокам.

Необходимо подобрать свои карты по степени их достоинства и по масти; неисполнение этой предосторожности влечет за собой важные ошибки в дальнейшей игре.

Перед собой кладут взятки, которые позволяется смотреть, чтобы знать, какие карты уже вышли. Но правом этим не нужно злоупотреблять, чтобы не заставлять ждать своих партнеров по игре. Не стоит также заглядывать в карты своего соседа, если даже он оставил вам возможность их видеть, в этом случае нужно предупредить его об этом.

Кроме того, у карточных игроков есть много обычаев, которые очень трудно перечислить,

«Дурак»

Игра в «дурака» — самая популярная и распространенная игра. По популярности она опережает даже популярные азартные игры — покер и преферанс.

Карточная игра в «дурака» имеет две основные разновидности: подкидной и переводной.

Подкидной «Дурак»

Одна из самых распространенных семейных игр, и при этом — чисто славянского происхождения. Колода, употребляющаяся при игре в «дурака», — 36 карт, участвовать в игре могут от двух до шести человек.

Достоинства карт: самой старшей является туз, самой младшей — шестерка.

После сдачи всем участвующим в игре по шесть карт вскрывается козырь. Первый ход принадлежит подручному сдатчика (сидящему по левую руку от сдающего) или лее тому, у кого на руках имеется козырь наименьшего достоинства. Правило первого хода обычно оговаривается до начала игры в «дурака».

Получив от сдающего по шесть карт, каждый из игроков в дурака должен рассмотреть свои карты и выстроить в порядке возрастания их достоинства, т. е. слева будут находиться карты наименьшего достоинства, а справа — наибольшего и козыри.

Ходить в этой карточной игре допускается любой картой, но в начале игры рекомендуется избавляться от самых мелких и ненужных карт. Ходить можно как с одной карты, так и с парных, например, с двух или трех шестерок. Противник, сидящий по левую руку от ведущего игру, должен «побить» заходные карты. Бьются карты в масть, картой более старшего достоинства либо козырем. Козырь можно побить только козырем, более старшим по достоинству.

Если играет 4 и более человека, то подкидывать разрешается только заходные карты (карта, с которой начали заход). Если игрок не может «побить» предложенные ему карты, он должен их забрать. Игроки, у которых на руках менее шести карт, добирают из колоды. При этом ход переходит к следующему игроку по часовой стрелке.

Если игрок «побил» все предложенные карты, то эти карты идут в отбой (выходят из игры). Все игроки в «дурака» добирают карты из колоды до шести.

Игра заканчивается, когда все игроки в «дурака», кроме одного, остались без карт (при этом в колоде также не должно остаться карт).

Тот же единственный, кто остался с картами на руках, и есть дурак.

Парный «Дурак»

Парная игра. Количество игроков в данной карточной игре — 4.

Игроки разбиваются на пары и садятся друг напротив друга, т. е. пара должна сидеть лицом к лицу. Данная разновидность игры в «дурака», является командной игрой. Действуют все правила из классического «дурака», с оговоркой, что не подкидывают карты своим партнерам. Если один из партнеров не смог отбить предложенные ему карты и взял их, то право хода сохраняется у противника, и следующий ход делает второй игрок.

Переводной «Дурак»

Правила данной разновидности карточной игры очень похожи на подкидного «дурака». Главной отличительной особенностью является то, что отбивающийся игрок может «переводить» карты на другого игрока: Для того, чтобы перевести карты, игроку необходимо положить рядом с картой, которую ему предложили для боя, карту такого же достоинства. Например, если заходной картой была семерка треф, то бьющемуся достаточно положить семерку бубен (пике или черве) и карты переводятся на следующего игрока. Игрок, на которого перевели, обязан «побить» обе эти карты или же перевести далее.

Запрещается переводить карты только в одном случае — когда у игрока, на которого переводят, количество карт меньше, чем переведенные.

Козел

Разыгрывается обыкновенной колодой карт, только без шестерок. Колода разделяется на две половины. Первый раз сдается пятнадцать карт. Верхняя карта колоды служит козырем для двух игр. Козырь принадлежит тому, кто сдает карты.

Игра разыгрывается вчетвером. Старшинство карт имеет следующую оценку: туз стоит 11 очков, король 4, дама 3, валет 2, десятка 10; остальные не имеют никакой ценности и считаются пустыми.

По окончании каждой игры производится счет очков взятым картам, и кого окажется 61—62 очка, тот и выиграл партию. Каждый из играющих записывает у себя 12 очков. Тот, который сделал более 60 очков, списывает в свою пользу с каждого игрока по два очка, со сдатчика же — одно очко. Если кто-ни- будь из играющих возьмет с кого-нибудь двенадцать, то он выигрывает козла, или кон. После того как первая половина колоды карт разыграется, сдают вторую половину. Козырем остается та же карта, которая была и в первой половине. Процесс и результат игры — те же.

Особенность в этой игре составляют валеты. Трефовый валет старше всех карт и бьет без исключения все козыри. Пиковый валет кроет валета червей и бубен, а также и все козыри. Червонный валет кроет бубнового валета и козыри. Бубновый валет кроет только козыри.

Играющему необходимо сносить своему подручному младшие или пустые карты, не жалея даже валетов, которые не особенно ценны. Если их и приберегать, то только тогда, когда нет козырей. Следует стараться сохранять тузы и десятки, так как это самые главные карты для расчета.

Короли

Это старинная русская игра, в которую играют обыкновенно вчетвером колодой в тридцать шесть карт.

Так как в этой игре сдача карт играет немаловажную роль, то она решается старшинством выдернутых из колоды карт.

Сдав всем по девять карт, сдатчик, вскрыв козырь, берет его себе на руки. Первый выход принадлежит тому, кто находится у сдающего под рукой, который обязательно должен выходить с козыря, но если такового нет, то с простой карты, на которую все играющие должны сносить по одной карте той масти, с которой вышел игрок, и тот, кто положит старшую карту, берет эту взятку и ходит вновь, и непременно с козыря. Затем следующие ходы могут быть с простых, не козырных карт.

Как только игроки спустят с рук свои девять карт первой сдачи, то немедленно начинают считать набранные каждым взятки, записывают их количество и приступают ко второй сдаче. Вновь сделанные взятки приписываются к прежним, и игра продолжается до тех пор, пока у кого-нибудь из играющих не образуется в записи десяти взяток. Взявший десять взяток остающиеся у него карты кладет в сторону и объявляет, что он король. Ставший королем всю игру прекращает. Продолжают игру только трое остальных, и кто из них ранее возьмет девять взяток, тот становится принцем. Затем ведут игру двое, и тот из них, который соберет восемь взяток, становится солдатом, а последний — крестьянином или мужиком.

Только каждый игрок получит какое-нибудь название, как игра принимает новый вид. С того момента сдача карт принадлежит мужику, до тех пор, пока он не выиграет какое-нибудь другое звание. Мужик, стасовав колоду карт, дает ее снять солдату, карты в таком случае сдаются сначала королю, потом принцу, за ним солдату и потом мужику.

По сдаче карт король берет у мужика самый старший козырь, отдавая ему взамен козыря какую-нибудь другую карту. Потом принц берет у мужика другой козырь и вместо него дает мужику другую, какую захочет, карту. Затем игроки начинают снова играть, с той только разницей, что все выходы принадлежат королю, несмотря на то, ему ли достанется взятка или кому-нибудь другому. После короля сносит карту принц, за ним солдат, а потом мужик, причем каждый из них старается набрать девять взяток. Кто скорее наберет девять взяток, тот становится королем.

Когда король выйдет, то место его заступает принц и пользуется первыми выходами. При выходе короля карты сдают сначала принцу, потом солдату, а затем мужику.

Когда принц займет место короля, тогда необходимо первые два раза козырять. По выходе короля мужик не дает уже никому козырей и пользуется вскрывшимся козырем, которого он подменяет любой своей картой.

Поддавки

В карточную игру «поддавки» играют вдвоем, в две колоды карт.

Чтобы узнать, кому начинать игру, кладут на стол две карты. У каждого играющего находится по колоде карт.

Тот, кому следует начинать, тщательно тасует имеющуюся у него колоду и затем идет с верхней карты, на которую другой играющий кладет свою карту, не обращая внимания на то, какая будет идти вслед за ней. Таким образом продолжается снос карт до тех пор, покуда не выпадет туз или король какой-нибудь масти. Тот, кто положил туза, останавливается сносить; другой же игрок в это время сносит на кучку три карты, после чего снесший туза берет всю кучку и кладет ее под низ своих карт.

В таком порядке продолжается игра до тех пор, пока у одного из играющих не выйдут все карты, а к другому не перейдут обе колоды.

На открытого одним туза другой кладет три карты, а на открытого короля — две.

Пьяница

Происхождение этой игры неизвестно, и название ее не особенно красиво, но игра, тем не менее, очень интересная.

При игре вчетвером и более употребляют колоду в пятьдесят две карты, при игре вдвоем играют в тридцать две карты.

Играющие, собирая в кучку сдаваемые карты, не рассматривают их и не придают особенного значения мастям. Вся колода карт раздается всем играющим по равному количеству.

Сдающему предоставляется право ходить первому, и он, снимая верхнюю каргу с кучки, кладет ее на стол. Другие поступают точно так же, и чья карта окажется старшей, тот берет взятку и кладет ее вниз кучки. Таким образом все продолжают игру, и тот, который успеет скорее сбыть, или спустить все свои карты — выигрывает. Во время игры, когда сойдутся спорные карты: 2—3 одинакового значения, т. е. две шестерки или два короля, тогда играющим необходимо класть новые карты на кучку, и у кого окажется старшая, тот берет. Если спорными картами окажутся тузы, то старшим считается тот, который раньше был положен. Вообще при спорных картах тот из играющих, который ранее других клал карту, пользуется преимуществом и вторично из колоды карты не вынимает. Игроки обязаны строго держаться очереди и должны класть карты последовательным порядком.

Свинья

Число партнеров не ограничено, поэтому при большом количестве играющих следует употреблять полную колоду в 52 листа.

Все партнеры по очереди снимают с колоды по одной карте и кладут их каждый перед собой, эта карта изображает «магазин» каждого игрока: шестерка же (или двойка при игре в 52 листа), лежащая на середине стола, изображает «свинью», на которую кладутся карты в восходящем порядке.

На карты, изображающие «магазины», кладутся карты в нисходящем порядке, не разбирая мастей. Так как тузы никуда не идут, то на них кладут королей. Если туз лежит на магазине, то его нельзя снять даже на «свинью». «Свинья» оканчивается королем и откладывается в сторону. Следующая «свинья» начинается с первой показавшейся из талона двойки или шестерки.

Выигрыш кона принадлежит тому, кто успеет спустить все карты, за исключением тузов, причем правило игры требует, чтобы на магазины карты можно спускать только двум своим соседям, правому и левому.

Карта, идущая по порядку на карту «свиньи», уже не может идти на магазин партнера и должна быть положена только на «свинью».

Бабочка

В «бабочку» менее трех и более четырех человек играть не могут.

Колода употребляется в пятьдесят две карты. Право сдачи карт решается старшей картой.

Каждому играющему сдается три карты. После сдачи при игре втроем вскрывают семь, а при игре вчетвером вскрывают четыре карты.

В центре стола ставится коробочка, в которую каждый из играющих кладет по одной фишке (спичке, копейке, пуговице и т. п.). Подручный сдававшего, рассмотрев свои карты, берет одну из открытых на столе, соответствующую картам, находящимся у него на руках. Он может взять и две, и три карты, если только счет их очков будет равняться счету тех карт, которые он имеет. У кого на руках не окажется такой карты, которой бы он мог взять со стола другую, то должен положить свои карты к лежащим на столе и положить в коробочку столько жетонов, сколько положит карт. Кто всеми своими тремя картами возьмет со стола другие, тот выигрывает партию и берет ставку. Если этого в сдаче не выйдет, то, поставив коробочку на скинутые карты, сдают снова, и таким образом увеличивается ставка до тех пор, пока кто-нибудь ее возьмет, выиграв партию.

Мельники

Число партнеров — от двух до десяти. Каждому играющему сдается по три карты, и одна карта вскрывается как козырь.

Ход игры можно разделить на две стадии.

1. Левый сосед сдающего делает ход к своему подручному с какой-нибудь карты, и последний должен сбросить на нее карту той же масти-высшего или низшего достоинства. Положивший высшую карту берет взятку. Снесенные с рук карты снова пополняются из талона.

Если взятка достанется ходившему, то и последующие выходы принадлежат ему же до тех пор, пока его подручный не примет или не покроет схоженную к нему карту. Принять карту может только тот, у кого нет подходящей масти и он не хочет крыть козырем. В таком же роде продолжается разыгрывание и между вторым и третьим игроками и так далее, пока не выйдут все карты с рук игроков и их талона. После этого сразу начинается разыгрывание набранных партнерами взяток.

2. Тот, кто прежде всех успел разыграть доставшиеся на его долю карты, пользуется правом первого выхода с какой ему вздумается карты. Сидящий возле него должен эту карту перекрыть или принять: в первом случае он передаст эти две карты третьему, который должен положенную карту вторым играющим, перебить или принять. Эту третью карту последнего играющего, должен перебить или принять четвертый и т. д., что продолжается до тех пор, пока в возрастающей таким образом куче будет находиться столько карт, сколько всех играющих, за исключением одного; в этом последнем случае тот, кому достанется разыгрывать кучу, сделав надлежащую покрышку, откладывает все эти карты в сторону. Они больше не входят уже в состав разыгрываемой игры. Раскрывший таким образом всю кучу идет с другой, какой захочет, карты, причем подручный его поступает точно тем же порядком, как он поступал при существований первой кучи.

Относительно приема соблюдаются следующие правила: если кто примет первую выходную карту, тогда его подручный должен выходить с любой другой.

Если кто-то не может или не хочет покрыть чьей-нибудь перекрышки, тогда он принимает одну только подходную к нему покрышку, после этого сидящему около него следует крыть оставшуюся затем в куче верхнюю карту.

Никогда не следует выходить в этой игре с самых старших и верных карт. Не нужно выходить с козырей, пока не узнаете, что и у вашего подручного есть козыри, но только младшие.

На подходные к вам карты нужно всегда сносить самые младшие карты. Если к вам ходят с маленькой карты, то ее нужно не крыть, а принимать. Когда идут с сильной карты, и притом с такой масти, которой у вас нет, нужно бить козырем. Если на руках находятся три карты одной масти, то нужно ходить со старшей. Когда бывает два-три козыря, то нужно ходить со среднего, чтобы впоследствии можно было его возвратить обратно оставшимся старшим козырем.

Когда выходная ваша карта будет принята, то в следующий ход необходимо вытребовать ее обратно. Выгоднее всегда сбрасывать с рук младшую карту, отдавая взятку ходящему к вам партнеру. Если пойдут с карты, которую невыгодно оставить на розыгрыш, а у вас на руках много козырей, то лучше принять такую карту. Делать выход выгоднее с длинной масти. Для раскрышки не следует жалеть последнего козыря, но выгоднее придерживать козырей, если вы не в последней руке.

Слетелись

Число партнеров — трое или четверо, хотя можно играть и вдвоем, но это не особенно весело.

Для игры употребляется колода в тридцать две карты. Кому выпало сдавать, тот, перетасовав карты, дает их снять своему подручному. После сдачи каждому по девять карт вскрывается козырь.

Каждый игрок после сдачи карт рассматривает, сколько у него карт одинакового достоинства, т. е. две или три шестерки, четыре или три туза и так далее.

Первый выход предоставляется подручному сдававшего. Каждый выходит к одному только сидящему под ним; выходить можно с какой угодно карты, и притом с двух, трех и четырех одинакового достоинства карт: 2—3 шестерок, 2—3 —4 королей и т. д. Если кто-нибудь вышел только с одной или двух шестерок, тогда другие игроки и тот, к кому ходят, если у них есть третья и четвертая шестерка, должны их также присоединить к шестеркам. Всякую карту можно крыть или старшей картой той же масти, или козырем. Кто не хочет или не в состоянии этого сделать, тот может идущие к нему карты принять; после этого выходит уже его подручный. Если же кто-то раскроет все идущие, слетевшиеся к нему от других карты, тогда он выходит.

Кто спустит с рук все карты, когда они есть еще у других игроков, тот выходит, или, как говорят, делается прав. Если же у кого-нибудь остается одна или несколько карт, тогда как у других игроков нет ни одной, то он проигрывает, или, как говорят, остался...

Наказание проигравшему обычное — он должен сдавать карты для следующей игры.

Все раскрытые карты откладываются к стороне и до новой сдачи не поступают в игру.

Правила игры:

1. Следует ходить сначала с самых маленьких карт.

2. Удерживаться и без необходимости не ходить с козыря.

3. Надо стараться не разрознивать карты одного значения.

4. Если у вас в разных мастях находится по две карты одинакового значения (две шестерки, два туза), которые необходимо разрознить, то нужно разрознивать карты старшего достоинства.

5. Когда есть на руках несколько козырей при двух и более картах одинакового с ними значения, бейте идущие к вам карты козырями, несмотря на то, что могли бы их бить мастью, а потом ходите с той масти, которую побили козырем.

6. Если у вас есть на руках один или два небольших козыря, и кто-нибудь ходит к своему подручному с них, то скидывайте его, хотя бы он был и старший, так как в этом случае можно рассчитывать на лучший исход игры при одном Остающемся козыре.

Цыганка

При игре вчетвером употребляют колоду в тридцать шесть карт, при игре впятером и более — в пятьдесят две карты.

В этой игре роль цыганки выполняет, естественно, дама пик. Она ничего не кроет и эту карту никто не может крыть.

На чью долю выпадет сдача карт, тот полную колоду карт раскладывает кругом и в середине этого импровизированного кольца кладет козырь.

Первый выход делает сдатчик, взяв какую-нибудь карту из образовавшегося круга карт. Подручный сдатчика поступает так же, и если ему придется выдернуть из круга старшую карту той же масти, то он ею кроет и взятку берет себе. Когда выдернется младшая карта или другой масти, то взятку берет тот игрок, который ходил. Таким образом продолжают брать из круга и крыть до тех пор, пока не разберутся все карты. Играющий, выдернувший из круга какой-нибудь козырь, обязан положить его в свою кучку и выдернуть другую карту, чтобы с нее ходить. Точно так же нужно поступать и с цыганкой (пиковая дама), с которой, как мы уже говорили, ходить не допускается, а потому ее нужно сберегать до конца розыгрыша карт. После этого разыгрывается цыганка так: игрок, собрав карты и перевернув изнанкой кверху, развертывает их полукругом и подает подручному, который, выдернув карту, лицевой стороной кладет на стол и, сверившись со своими картами, кроет ее или принимает. Игра продолжается в таком роде, пока не разойдутся все карты, и цыганка в лице пиковой дамы после драматических переходов от одного игрока к другому не «застрянет» у кого-нибудь из играющих.

Нужно быть осторожным при смешивании и перетасовке карт. Распустив веерообразно кучку карт, следует держать их так, чтобы не было никакой возможности поглядеть ни расположения карт, ни места нахождения пиковой дамы.

Дамка

Эта игра имеет большое сходство с игрой в «дурака» и играется колодой в 36 карт.

Партнерам раздается по шесть карт, и открывается козырь, остальные откладываются в талон, который служит для пополнения вышедших карт партнеров,

Ходят в этой игре по нескольку карт одной масти, если таковые имеются, в противном случае — по одной.

Закрывать можно мастью и козырями. Если нечем крыть, то берут все нераскрытые карты на руки. Вообще раскрышка и прием карт зависит от расчета играющего, и иногда, даже при возможности раскрыть, выгоднее бывает нанести ущерб подручному игроку.

Пиковая дама, по правилам, не может быть покрыта никакой картой и всегда должна приниматься, в чем заключается особенность игры. Эта карта и называется «дамкой».

Имеющий пиковую даму должен но возможности приберегать ее до конца игры, в деятельный момент ее воспользоваться удобным случаем и сделать выход с «дамки» к соседу, что может задержать его ход.

Навалка

Число партнеров — от двух до шести человек, колода должна быть в 36 карт. Чтобы игра была интереснее, лучше всего играть втроем или вчетвером.

В этой игре существует одна козырная масть, которая определяется следующим образом: сдающий, стасовав карты, дает их снять своему подручному, который, сняв и посмотрев последнюю карту, объявляет ее козырем.

Игра бывает двух видов: открытая и закрытая.

Закрытой эта игра называется тогда, когда сдается только по пять карг, остальные же составляют талон и разбираются на руки во время хода игры, как и при игре в «дурака».

В открытой навалке раздаются все карты, и если играющему не сдали ни одного козыря, то он, объявивши об этом, должен дожидаться новой сдачи.

Ход игры в закрытую навалку.

Выходящий с карты и кроющий ее берет из колоды столько карт, сколько истрачено на выход и навалку. Если следующему нечем крыть, то он принимает на руки всю кучу.

Приведем пример.

Четверо играющих: А, В, С, D. Сдав всем по пять карт, А кладет остальные на стол. В идет с какой-нибудь карты к С и пополняет снесенные карты из колоды. С, покрыв идущую карту от В и сделав навалку к D, берет из колоды то количество карт, какое у него вышло. D так же кроет и наваливает, как и первые его товарищи. Таким образом идет до тех пор, пока не останется ни одной карты в колоде.

В навалке не берут на руки всей кучи, а берут только одну верхнюю карту; остальные же отодвигаются в сторону и не поступают больше в игру. Существует правило не выпускать своего подручного, стараться делать ему отвалы и обессиливать козырями. Если будет замечено, что у подручного нет какой-либо масти, то непременно ходят или наваливают с нее. Надо употреблять все средства, чтобы сосредоточить в своих руках одну какую-нибудь масть или старшие ее карты, которые в навалке могут служить отвалами.

Крыть козырями можно только тогда, когда их много. Если у подручного остается один или два маленьких козыря при нескольких других картах, из которых одним он намерен сделать роскрыш, а другим перекрыть следующий подход, в таком случае необходимо у него их выбить, но не козырями, а той мастью, которой у него нет.

Когда известно, что у подручного всего одна или две карты, включая козырь, наваливать козырем никогда не следует, хотя бы их было и много. Каждый игрок должен понимать, в какой мере ему следует нападать на своего подручного. Если он заметит, что сидящий под рукой выходит только потому, что другие ходят ему в масть, то он должен постараться его задержать, сделав ему отвал.

Чухны

Эта карточная игра «чухны» скорее детская, чем для взрослых. Можно играть в нее и вдвоем, но лучшая большая компания — могут играть до пятнадцати человек.

Кто-нибудь из играющих, стасовав колоду карт, кладет ее на середине стола и вскрывает верхнюю карту, на которую другой игрок должен класть старшую карту, например: если сдававший вскрыл семерку, то другой игрок должен положить на нее восьмерку, третий девятку, четвертый десятку и так далее. Таким образом, тому, кому следует перекрывать, берет из лежащей на столе колоды по одной карте до тех пор, пока ему не удастся взять нужную семерку, чтобы покрыть шестерку, ненужные же карты остаются у него на руках, они могут понадобиться ему для следующей крыши. Точно так поступают и все остальные игроки.

Все покрытые карты кладутся в одну кучу, лицевой стороной вверх. Если же у кого-нибудь не окажется требуемой карты и в колоде ничего не осталось, тогда он должен верхнюю карту, лежащую на куче, принять, а остальные карты в куче отодвинуть в сторону, они не должны уже больше входить в игру.

Как только кто-нибудь примет таким образом, то подручный принявшего выходит со своей карты и игра продолжается в прежнем порядке до тех пор, покуда у играющих не останется ни одной карты. Тог же, у кого осталась одна или более карт, проигрывает и получает название чухны.

Ерошки

Эту карточную игру также можно отнести к детским играм.

Козырей в игре нет, только масти. Число партнеров от двух до 10 человек.

Начало сдачи определяется по согласию играющих. Каждому игроку сдается по три карты.

Ход игры: каждый партнер, взяв какую-нибудь из своих трех карт и перевернувши лицевой стороной вниз, шаркает ею по столу и потом меняется ею на другую карту с другим игроком. Продолжая таким образом, каждый из партнеров старается набрать три карты одной масти и, добившись такого исхода, выходит из игры.

Выходящий дает свои карты на рассмотрение партнерам, после чего они продолжают партию, пока не выйдут все игроки, кроме одного, который и считается проигравшим и получает прозвище «Ерошка».

Носки

В эту игру могут играть от двух до пяти человек колодой в тридцать шесть карт.

Сдатчик всем играющим дает по семь карт, затем вскрывает козыря, который выражает козырную масть, принадлежащую сдающему. Первым ходит подручный сдающего. Каждый игрок должен набрать семь взяток и затем ждать начала новой игры. Розыгрыш оканчивается тем, что не набравший семи взяток проигрывает игру. На карту, с которой ходят, надо класть той же масти старшую карту, а если требуемой масти нет, то бить козырем. Ходить можно с какой угодно карты.

Три листика

Эта игра очень проста, но вместе с тем занимательна. В большинстве случаев играют только вдвоем, колодой в тридцать шесть карт.

Один из играющих, стасовав колоду карт, сдает себе и своему противнику по три карты, выкидывая их по одной. Каждый из игроков ставит на кон фишку. После сдачи двум игрокам шести карт, седьмая вскрывается и означает козыря. Вскрытый козырь достается сдававшему, вместо него он сносит любую карту.

Противник сдававшего выходит первым с любой карты, на которую другой игрок должен сносить такой же масти карту, что составит взятку того, чья карта будет старше.

За неимением требуемой масти нужно крыть козырем, не имея ни старшей масти, ни козыря, класть какую-нибудь карту. Кто возьмет две или три взятки, тот выигрывает.

Если выиграет сдававший, то все фишки, поставленные на кон, достаются ему; если сдававший проиграет, то противнику.

Когда есть на руках небольшой козырь, то ходить лучше с какой-нибудь другой масти. При большом козыре и какой-нибудь другой сильной карте необходимо козырять. Если на руках все карты одной масти, то нужно ходить со старшей. Когда нет козырей, то необходимо идти со старшей карты. Если на руках два маленьких козыря и третья карта какой-нибудь другой масти, то с нее и нужно выходить.

Зеваки

Играют четверо при колоде в 52 листа.

Сущность игры заключается в том, чтобы не зевать; малейший промах может быть наказан тем, что один из партнеров, воспользовавшись ротозейством своего противника, в один прием может спустить противнику весь свой «магазин».

В «зеваках» карты кладутся без соблюдения мастей на магазины всех играющих. Карта, которая называется казенной, снимается сверху колоды. Действие тузов равно всем картам. Играющий, положив карты на свой «магазин», заявляет: «дома» и затем лишается всякого права снять ее обратно, даже если он ошибся. Партнер, у которого останутся карты, считается проигравшим.

Свои козыри

Играется колодой в 36 карт, число партнеров — не больше четырех, по числу мастей.

Каждый партнер выбирает себе определенную масть, которая является его козырями; об этом каждый из участвующих должен объявить сдающему еще до первой сдачи.

Карты сдаются по одной или по две. Если при сдаче вскроется карта, то колода пересдается снова.

Каждая карта может быть покрыта или старшею одной с ней масти, или козырем, выбранным тем партнером, которому приходится крыть, поэтому каждый партнер, получив сданные ему карты, должен их подобрать но мастям и по старшинству карт в каждой масти.

Первый ход принадлежит подручному сдающего.

Ход игры: например, играющий в черви-козыри выходит к играющему в бубнах с шестерки треф, тог бьет ее семеркой треф и наваливает десятку пик: первый перебивает десятку валетом пик и наваливает восьмерку треф; последний, не имея на руках больше трефовой масти, бьет восьмерку треф своим козырем (бубнами) и наваливает даму пик; первый, не имея также пиковой масти, бьет даму пик своим козырем (червями) и наваливает какую-нибудь карту. Таким образом продолжается крыша и навалка до тех пор, покуда у которого-нибудь из игроков не окажется на руках ни козыря, ни требуемой масти и он принужден будет принять всю кучу.

Выходить и наваливать следует всегда той мастью, которой много, или той, которой очень мало, например: одна или две карты. Имея на руках длинную масть, можно предполагать, что у противника ее нет и при выходе она может быть покрыта только козырем. Идя с тех карт, которых мало, можно думать, что у другого их много, а у третьего вовсе их нет и он должен бить козырем. Чем больше вызовется у противной стороны козырей и хорошей масти, тем лучше для того, кому придется взять кучу.

После принятия кучи карты разбираются по мастям и игра продолжается тем же порядком, пока у одного из играющих не выйдут все карты — тогда игра кончается.

Каждый игрок должен стараться запастись старшими козырями своего противника, чтобы ему можно было сделать отвал: когда образуется большая куча карт, а у противника остается их мало, то, покрыв идущую масть, на нее кладут туза иди короля козырей своего противника, которых он покрыть не может и вынужден принять всю кучу карт.

Навалкой называется та карта, которая кладется сверх покрытой, например: идут с валета бубен, вы, покрывши его дамой, кладете на нее десятку червей, которая и составляет навалку.

Куча — все карты, которые накопятся на столе во все время игры.

Принять кучу — взять все карты, находящиеся на столе, потому что карту, которой пошли, вам покрыть нечем.

Фофаны

В эту игру хорошо играть большой компанией — до 15 человек. Колода карт — от 32 до 52 листов, в зависимости от количества игроков.

Сдающий карты, перетасовав их, выдергивает из колоды какую-нибудь карту наугад и, не показывая ее никому из играющих, кладет под салфетку или под дно лампы.

Затем остальные карты раздает играющим по равному количеству. Игроки отбрасывают их парами (два туза, два короля и т. д.) в какую-нибудь сторону, удерживая остальные у себя на руках. После этой операции находящийся у сдатчика под рукой перевертывает находящиеся у него карты лицевой стороной вниз и подает их своему подручному, который, взяв наугад какую-нибудь из этих карт, составляет пару, откидывает ее в сторону и затем передает карты своему соседу в том же порядке.

Продолжается игра до тех пор, покуда у кого-ни- будь из играющих останется на руках карта, которой составит пару та карта, которая спрятана и называется «фофаном».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе