Сидорова Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ№358 Московского района Санкт-Петербурга
Номинация: Мои разработки
(мероприятие по воспитанию творческого читателя, грамотного и активного пользователя информации)
Сценарий внеклассного мероприятия в 5-6 классах.
Литературный квест «Чтение - вот лучшее учение!»
Цель мероприятия: Формирование читательской компетентности учащихся в области детской литературы, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности творческого читателя, грамотного и активного пользователя информации.
Задачи мероприятия:
пробудить у ребят интерес к чтению;
подтолкнуть их к обсуждению прочитанных литературных произведений;
выявить уровень начитанности школьников, их знания в области литературных произведений школьной программы;
повысить эрудицию участников;
создать атмосферу сотрудничества и творческого соревнования.
Оборудование : портреты писателей, выставка книг, мультимедиа проектор, эмблемы команд, карточки-задания, (пазлы, на которых написаны слова фразы: «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» М. Горький (2 одинаковых набора.)
Данное мероприятие предназначено для 5-6 классов, изучающих литературу или для факультативных занятий по литературе. Можно провести как итоговое занятие. Литературный квест предполагает проверку внимательности и наблюдательности учащихся во время чтения. Задания построены на знании и понимании текста произведения. Участвуют 2-3 команды по 6-10 человек.
Ход мероприятия.
Слово учителя . Тема сегодняшней нашей игры - квеста «Чтение - вот лучшее учение» это высказывание А.С. Пушкина. Наше мероприятие я хотела бы начать со строчек из стихотворения Р.Рождественского:
Ах, как много в жизни
Мы читаем разных книг,
Ах, как мало
В результате помним!
Что значит - уметь прочитать? Это значит взять из книги все, что она, будучи произведением искусства, может дать: глубины мысли и чувства, поэтическое открытие мира - все то, что писатель вложил в свое произведение с надеждой передать читателю.
Но нередко читатель-подросток торопливо проходит мимо богатств, заключенных в книге, даже не догадавшись о том, что они существуют. Сейчас мы и узнаем, насколько хорошо вы умеете читать. Я приглашаю всех вас принять участие в квесте. Звучит музыка П. И. Чайковский «Август».
Сегодня наша задача: достойно пройти все станции литературного квеста и как можно больше заработать пазлов, для того чтобы сложить их в конце.
Представление главных контролёров квеста. Каждая команда представляет свою визитку и эмблему.
Станция «Устное народное творчество».
Пословицы
Назови пословицу о чтении или книге.
Предполагаемые ответы:
Книги читай, а дела не забывай.
Не красна книга письмом, красна умом.
Книги книгой, да и своим умом двигай.
Испокон века книги растит человека.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто работает без книг, решетом воду черпает.
С книгой поведешься - ума наберешься.
Книга - зеркало жизни.
Книга для ума - что теплый дождик для всходов.
Кто много читает, тот много знает.
Прочел книгу - встретился с другом.
Хорошая книга - лучший друг.
Книга - твой друг, без нее как без рук
Береги книгу - она поможет тебе жить.
Грамотею и книга в руки.
Недочитанная книга - не пройденный до конца путь.
Ему и книги в руки.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Кто знает Аз до Буки, тому и книги в руки.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.
Что такое пословица? (Пословица - жанр устного народного творчества; яркое народное изречение, имеющее поучительный смысл).
Первый собиратель русских пословиц. (Владимир Иванович Даль 1801-1872).
В чем отличие пословицы и поговорки? (Поговорка - часть суждения, незаконченное выражение).
Друг в беде есть настоящий друг. Это английская пословица замени её русской.(Друг познается в беде.)
Былины
Что такое былина? (Былина - фольклорная героическая песня-сказание о богатырях, об их подвигах. Отражение исторической действительности в былине обогащено фантастическим вымыслом.)
Где повстречал Илья Муромец Соловья Разбойника? (На прямоезжей дорожке в стольный Киев-град.)
Назовите русских богатырей? Какие подвиги они совершили? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Петрович)
О каком былинном герое идет речь?
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешников земельку повытряхнул,
Бросил сошку заракитов куст.
(Микула Селянович былина «Вольга и Микула Селянович»)
Кому говорил князь Владимир эти слова:
«Налагаю тебе служебку великую,
Дай велику служебку немаленьку:
А й ты съезди-тко ты во норы во змеиные,
Отыщи-тко племничку любимую,
А прекресную Зубавушку Путятичну,
Привези-тко ты ю в стольно Киев-град,
Приведи-тко мне в палаты в белокаменны,
Да подай-ка ты Забаву во белы руки».
(Добрыня Никитич.)
Команды за правильный ответ получают пазлы.
Сказки.
Назовите виды народных сказок. (Сказки о животных, волшебные и бытовые.)
Чьи это слова:
«Оттого что мы не доверяем друг другу, и тебе и мне только тяжелей живется, что проку во вражде? Лучше будем добрыми соседями! Поклянемся перед лицом великого Ра, что если один из нас отправится за кормом для своих детей, другой не причинит им никакого зла». (Коршун обратился к кошке в египетской сказке «Коршун и кошка».)
Чем Солнышко угощало старика в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович».(Блинами)
4. Чьи это слова:
Мы спим - не спим, думу думаем,
Что хотят нас всех порезати,
Огни кладут калиновые,
Котлы висят кипучие,
Ножи точат булатные!
(Заморышек (русская сказка «Белая уточка»)
5. Как называется эта картина и кто её автор? (В.М. Васнецов «Царевна-лягушка».)
Команды за правильный ответ получают пазлы.
Станция «Отгадай героя по описанию».
1. Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя и профессора математики. Однажды, погнавшись за Белым Кроликом, она прыгнула в его нору, которая оказалась бездонным колодцем, приведшим ее в Замечательную чудесную страну. Кто эта девочка? (Алиса. Л.Кэролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»).
2. Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актером или даже главным режиссером. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу единомышленников, которые справились со злым директором кукольного театра. Как зовут мальчишку и директора театра? (Буратино. Карабас-Барабас. А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
3. Самая завидная сказочная невеста. Всё умеет: соткать ковер за ночь, сшить рубаху, испечь хлеб. Она бывает Премудрой и Прекрасной. (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная из русских народных сказок).
4. Самый бесстрашный и самый добрый доктор на свете, который понимает язык животных. (Доктор Айболит из одноименной сказки К.Чуковского).
5. Очень маленькая и очень красивая девочка. Даже не девочка, а фея, которая родилась в цветке. Она много путешествовала по земле, по воздуху, по суше. Даже под землей побывала. (Дюймовочка из одноименной сказки Х.К.Андерсена).
6. Милая, работящая, добрая девушка, которая познакомилась с настоящим принцем, полюбила его и стала принцессой. (Золушка из одноименной сказки Ш.Перро).
7. Самый загадочный герой русской народной сказки: батон - не батон, пирог - не пирог, что-то вроде сухой булки без изюма, а все его съесть хотят. Никому этот герой доброго ничего не сделал. А все его жалеют. (Колобок из русской народной сказки)
8. Он самый непослушный, самый любопытный, самый упрямый и самый задиристый. Сам учился писать стихи, ездить на автомобиле, летать на воздушном шаре, управлять волшебной палочкой. Это получалось. Правда не очень хорошо, но заканчивалось счастливо. (Незнайка. Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»)
Команды за правильный ответ получают пазлы.
Станция Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
В сказках часто сражаются добрые герои со злыми. Я вам предлагаю невероятную ситуацию. Представьте, что страницы книг перепутались, герои рассыпались по разным сказкам. Представьте себе бои между (раздаются листочки с именами: Баба-Яга - Аленушка, Дюймовочка и Кощей Бессмертный; Змей Горыныч и Царевна Лягушка).
Зло завязывает глаза и пытается побить добро воздушным шариком. Добро с колокольчиком, ускользает от зла.
Как всегда в сказке добро побеждает. Пусть же и в жизни добра будет больше, чем зла.
Приглашаю вас на последний танец «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Звучит музыка.
Станция «Классическая литература».
А.С. Пушкин
Из какого произведения следующие строки:
« Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;…» («Руслан и Людмила»)
Большое стихотворное произведение с историко-героическим, мифологическим или сказочным сюжетом называется…. Назовите жанр, который так нравился Пушкину. (Поэма)
Кто из современников Пушкина сказал следующие слова: «Победителю-ученику - от побежденного учителя». (Жуковский).
Назовите произведение, из которого взяты строчки:
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя». («Песнь о вещем Олеге »)
5. Какова причина гибели князя Олега из произведения А.С.Пушкина? . (змея, выползшая из черепа коня князя).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
М.Ю. Лермонтов
Из какого произведения взяты эти строки?
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французам отдана?».
«Бородино»
Назовите имение, в котором прошло детство поэта. (Тарханы)
Сохранилось предание, что это произведение Лермонтов написал в станице Червленой. Войдя в хату, где ему отвели квартиру, он застал там молодую казачку, которая укладывала спать своего сына. Назовите это произведение. («Казачья колыбельная песня»)
Как называется небольшое произведение в стихотворной форме? (стихотворение).
Какое слово пропущено в четверостишии?
А он, ……., просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
(мятежный).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
Л.Н. Толстой
Как называлось родовое имение Л.Н. Толстого, где он впоследствии открыл школу для крестьянских детей. (Ясная поляна).
Назовите жанр произведения «Кавказский пленник» (быль).
Кому из героев Л.Н. Толстого принадлежат следующие слова: «Ну, - думает,- знаю вас чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся живой». (Жилин).
О ком идет речь в отрывке: «…присела на корточки, колени выше головы торчат, свесилась, монисты висят, болтаются над ямой. Глазенки так и блестят, как звездочки». (Дина).
Какое приспособление одевалось на ноги пленным, чтобы они не сбежали? (Колодки).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
Н.В. Гоголь
Как называлось имение, где родился и провел свое детство Н.В.Гоголь.( Васильевка).
Назовите псевдоним Гоголя, под которым была издана книга «Вечера на Хуторе близ Диканьки» (Рудой Панька).
С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак, сын сельского головы. На козаке решетиловская шапка. Козак идет по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает…. Назовите имя козака. (Левко).
Назовите повесть Гоголя, которой писатель дал двойное название. («Майская ночь или Утопленница»
Назовите имя головы в повести «Майская ночь или Утопленница» (Евтухо Макагоненко).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
И.А. Крылов
Как называется иносказательное нравоучительное стихотворение, высмеивающее человеческие пороки. (Басня).
Из какой басни следующая мораль:
«Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать во время не имеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь, То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем….» («Демьянова уха»).
Как называется басня Крылова о музыкальном произведении для 4 исполнителей? (« Квартет»).
Из какой басни следующие строки:
«У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим…» («Волк и ягненок»).
Как называется басня, героиня которой не может справиться с аппаратом для зрения? («Мартышка и очки»).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
Станция «Школьная Вселенная»
П.П. Бажов
Какое прозвище было у главного героя сказа «Каменный цветок». (Данилко Недокормыш).
Вспомни названия сказов Бажова? («Каменный цветок», «Горный мастер», «Серебреное копытце», «Золотой волос», «Ермаковы лебеди»)….
5. Кому из героев П.П.Бажова принадлежит описание:
«Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка.
(Хозяйка Медной горы).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
А.И. Куприн
1. Назовите кличку пуделя из рассказа «Белый пудель» (Арто).
2. Как называется небольшой переносной механический орган в виде надеваемого на плечо ящика с лямкой?(Шарманка).
3. Где происходит действие в рассказе Куприна «Белый пудель»? (В Крыму).
4. Назовите имена мальчиков из рассказа «Белый пудель» (Сережа, Трилли).
5. Какой эпизод показан на рисунке С.С.Бойма к рассказу «Белый пудель» А.Куприна? (Начало рассказа).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
К.Г. Паустовский
1. Что такое мшары? (Огромные мещерские болота).
2. Где находится знаменитый Мещерский край? (Под Москвой).
3. В каком месте можно увидеть «сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик -«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облаком». (В Мещерском крае).
4. Какое озеро искали Гайдар и автор очерка «Мшары»? (Поганое озеро).
5. Почему озеро в очерке К.Г. Паустовского «Леса» названо «Черным озером»? (Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озера устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озера - чем старее торф, тем темнее вода).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
А.Т. Твардовский
1. Кем был Твардовский в годы ВОВ? (Военным корреспондентом фронтовых газет).
2. О ком эти строки:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой - героем.
На Карельском воевал - За рекой Сестрою. . (Василий Теркин)
3. Какое звание имел Василий Теркин? (Рядовой солдат).
4. Назовите стихотворения А.Т. Твардовского («Я убит подо Ржевом», «Сын артиллериста»).
Команды за правильные ответы получают пазлы.
В. Распутин «Уроки французского»
1. Почему мать решила отправить своего сына учиться в райцентр?(он хорошо учился и признавался в деревне за грамотея)
2. Для чего весной, когда «пришлось особенно туго», герой глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерен овса и ржи? (Чтобы развести посадки в животе)
3.За что избили героя участники игры в чику? (превзошел мастерством всех участников игры и уличил их в нечестности)
4.В какую игру со своим учеником играла Лидия Михайловна? (В «пристенок»)
Узнай героя:
«…правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными,чтобы скрыть в них косинку глазами; тугую, редко раскрывающуюся
до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жестокости а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой…» (Лидия Михайловна)
Команды за правильный ответ получают пазлы.
Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
1.Когда происходит действие рассказа?(Во время ВОВ)
2. Главный воспитательный метод Харлампия Диогеновича? (смех)
3. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «черным лебедем»? (Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «черным лебедем»?)
4. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? (Происхождение и род занятий - оба были греками и математиками)
5. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказане готов к уроку? (Мальчик слишком оживленно
жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
Станция «Приключений и фантастики».
Назовите произведение, в котором рассказывается о том, как ради покорения возлюбленной жених на самом необычном виде транспорта побывал в Петербурге на приеме у императрицы и раздобыл подарок невесте. (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»).
Назовите имя героини, которая была сиротой, жила одна на вилле и предпочитала при болях в животе жевать горячую тряпку. (Пеппи Длинный Чулок).
Назовите поэму А.С.Пушкина, прочитав которую В.А.Жуковский, признанный в то время первым поэтом в России, подарил автору свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).
Назовите сказку, где все герои фрукты и овощи, и в ней описываются их бесстрашные приключения. (Дж.Родари «Приключения Чипполино»).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
Станция «Стихов любимейшие строчки».
Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: крое, крутя, завоет, дитя. (А.С.Пушкин «Зимний вечер»).
Из какого стихотворения эти строки?
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку издержал последний грош.
(Н.А.Некрасов «Школьник»)
Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: сырой, молодой, крылом, под окном (А.С.Пушкин «Узник»).
О каком стихотворении идет речь?
Поэта ссылали на Кавказ. Друзья решили проститься с ним. Он был тронут заботой близких людей. Стоя у окна, поэт написал это произведение и в тот же вечер по просьбе друзей прочитал его. Когда он закончил, глаза его были влажны от слез? (М.Ю.Лермонтов «Тучи».
Команды за правильный ответ получают пазлы.
Станция «Музыка и книга».
В какой сказке говорится о художественном уровне вокально-инструментальных ансамблей «Гримм «Бременские музыканты»).
Какой герой любил сочинять песенки на все случаи жизни: сопелки, кричалки, ворчалки, считалки и т.д. (Винни- Пух).
Писатель Э.Успенский придумал Крокодила Гену, а кто из музыкантов научил этого персонажа петь? (В.Шаинский).
Команды за правильный ответ получают пазлы.
Станция «Корзина с потерянными вещами».
У меня корзина есть.
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес ее полпуда.
Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?
В сказке Г.Х. Андерсена лапландка использовала вместо нее вяленую треску. (Бумага).
Расколешь лед - возьмешь серебро.
Разрежешь серебро -возьмешь золото. (Яйцо).
Этот вкусный предмет уложил в гроб даже царевну (Яблоко).
Это богатырский предмет. Сейчас его можно встретить или в музее, или на страницах книг (Меч)
Команды за правильный ответ получают пазлы.
Станция «Актерское мастерство».
Команды показывают инсценированные отрывки из художественных произведений.(Дом. задание)
Команды за выступление получают пазлы.
Станция «Памятники литературным героям».
Книги многим не дают покоя. Литературные герои будоражат воображение художников, скульпторов. Многим литературным героям поставили они памятники. Предлагаю игру «Угадай-ка»- кому поставлен данный памятник?
1.Ханты-Мансийск. Памятник Ассоль
2.Ижевск. Памятник Крокодилу Гене.
3.Кемерово. Памятник доктору Айболиту.
4.Ростов. Памятник Буратино.
5.Кемерово. Памятник золотой рыбке.
6.Памятник Царевне Лягушке.
Станция конечная.
Команды по очереди отвечают на 10 вопросов.
Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)
Назовите героя французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)
Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)
Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)
Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)
Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)
Сколько произведений входит в «Повести Белкина» (Пять)
Из заработанных пазлов сложите и соберите высказывание: «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» М. Горький., недостающие фрагменты по смыслу попытайтесь восстановить. Побеждает та команда, которая более точно собрала предложение.
Рефлексия. Приём «Газета мнений». На плакате в свободной форме (в виде рисунка, слова или фразы) всем участникам предлагается выразить свои впечатления от мероприятия.
Например, «Чтение - вот лучшее умение!», «Книга - лучший друг». 15
Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх. У нас в городе квесты активно проводит департамент молодежи и спорта.
Мы же стали применять это понятие к своим мероприятиям лишь с этого года, когда поняли, что схема построения библиотечных игр, так полюбившихся нам и нашим читателям, вполне отвечает названию «квест». Но по сути у нас всё началось раньше, в 2009 году.
Основные правила/условия квеста:
Есть определенный сюжет игры
Есть задания/препятствия
Есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные(спортивные) задания и интеллектуальные.
Конечно, мы несколько варьируем, изменяем правила под себя. Акцент на интеллектуальные задания, поиск – по книгам. Впрочем, активные моменты тоже вставляем, особенно для малышей. Но это чаще выражается в импровизированной театрализации, танцевальных па и т.п.
Работа организуется так:
Сначала идет обсуждение идей в отделах, представители от каждого отдела (завы) собираются в инициативную группу, приносят разные предложения, обсуждают их и выносят общее решение.
Потом в каждом отделе на местах идет разработка-додумывание заданий, оформления и про. в соответствии с общей темой. Занят каждый пятачок библиотеки, холлы/ч.з/абонементы.....
В этот раз приглашали соц.партнеров (представителей учреждений культуры). Это удобный и интересных ход.
В основе всех наших квестов лежат интерактивные выставки-инсталляции, с которыми мы работаем. В начале игры всем участникам раздаются путевые листки (или «дорожные грамоты», или «карта сокровищ», или «зачетка по околовсяческим наукам»… в зависимости от темы игры). В конце путешествия всегда ждет какой-то сюрприз-награда (фотостудия, где можно сфоткаться в костюмах, поход в библиотечный подвал, грамоты, возможность взять домой книжку из ч/з…).
Да, и еще у нас игры не командные. Дело в том, что все наши библиоквесты проходят на неорганизованных читателях. Но в принципе, если договориться с классами, можно провести и командную игру (вот, кстати, на 1 сентября уже есть заявка повторить пиратские библиосумерки на параллель 5-х классов).
Библиотечный квест, как мне кажется, может иметь несколько вариантов связки сюжета всей игры:
Конкретный герой книги,
Конкретная книга,
Сквозная тема, по которой подбираются задания.
У нас прошло уже несколько библиоквестов:
- «Наш Пушкин» (2009)
- «По планетам с Маленьким принцем» (2010)
- «Вселенная школьных наук» (2011»)
- «Пиратские библиосумерки» (2012)
Несколько слов об одной из игр.
В рамках празднования 200-летнего юбилея А.С.Пушкина, имя которого носит наша библиотека, мы решили в один из дней НДК устроить тематическую игру-путешествие. В каждом отделе были разработаны и оформлены игровые выставки-инсталляции. Дети, знакомясь с ними, открывали для себя творчество Пушкина и пушкинскую эпоху с разных углов зрения:
Через музыку
Через театрализацию и творческие мастерские
Через ролевые игры и проведение аналогий с жизнью и мировой литературой.
Все задания старались сделать нестандартными, чтобы задевало за живое детей и подростков, вызывало их интерес. Так называемое «проникновение в эпоху», попытка найти точки соприкосновения 19 и 21 веков. Сейчас уже многие проводят подобные встречи, а тогда мы попробовали это впервые, у себя, по крайней мере.
Игра начиналась в холле, где всем присутствующим объяснялись условия игры-путешествия, выдавались «подорожные грамоты путешественника». В этой «грамоте» ставились баллы за выполненные задания. Кроме того, здесь же мы предлагали детям высказать свое мнение об игре (рефлексия, которую мы потом проанализировали и с большой радостью обнаружили огромное количество восторженных откликов и ТРЕБОВАНИЙ делать такие игры как можно чаще).
У каждой выставки сначала давалась интересная информация о пушкинской эпохе: -основные занятия барышень 19 века,
Кто и почему стрелялся на дуэли,
По каким правилам писали письма в 19 веке,
О чем разговаривали в девичьих комнатах пушкинских времен,
Кто в позапрошлом веке мог организовать у себя дома салон ….
Потом шли практические игровые задания (2-3 варианта для каждой площадки, с учетом разных возрастов и разной усидчивости читателей). Ребятам предлагалось отгадать, например:
Что обозначает то или иное движение веером в руках дамы,
Вспомнить героев Пушкина, которые в кого-то переодевались,
Вызвать соперника на дуэль, составив письмо в стиле пушкинского времени,
Переписать пером в «Альбом девушки 19 века» какое-нибудь пушкинское стихотворение, -примерить сарафан барышни-крестьянки или костюм пушкинского героя и т д. и т.п.
Примерная занятость на каждой площадке (информация+задание) – 15–20 минут. Впрочем, если кто-то хотел остаться и сделать несколько заданий, мы не прогоняли J
Тем, кто выполнил задание, Смотритель площадки ставил свою печать в «дорожной грамоте» и отправлял дальше.
Был предусмотрен
сюрприз-презент для тех, кто прошел все станции – они могли сфотографироваться
на память в костюме барышни или кавалера 19 века. Дети остались очень довольны
таким подарком и потом в течение месяца бегали в библиотеку, чтобы скинуть себе
фотки на флешки/диски.
Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.
Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов. В качестве часовых и «станционных смотрителей» могут быть учащиеся старших классов. Учащиеся получают опережающее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова; в качестве домашнего задания подготовить инсценировку басни.
Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы (книги)
Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченным на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции - игра идёт одновременно для всех команд. Например, 1 команда идет по маршруту: Бюро находок - Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова - Цифры, 2 команда: Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова- Цифры - Бюро находок и т.п.
Учащиеся-болельщики, не принимающие участия в игре, остаются в актовом зале и выполняют следующие задания: готовят иллюстрацию к произведению (задание получают капитаны при жеребьёвке), отвечают на вопросы викторины. Полученные ими баллы суммируются с результатами команды при подведении итогов.
К маршрутному листу прилагается таблица:
Станции могут быть расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в начальной школе, в кабинете литературы, в спортивном зале, в музыкальном классе, в актовом зале.
Возле каждой станции стоит часовой и задает каждой команде загадку. После того, как получен правильный ответ, команда попадает на нужную ей станцию. Правильные ответы фиксируются членами жюри в командном маршрутном листе.
Время нахождения на станциях ограничено - 5 минут.
Загадки часовых:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)
Белое поле, Черное семя, Кто его сеет - Тот и радуется. (Письмо)
Новый дом несу в руке, Дверцы дома - на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)
Короткая фраза, где звуки похожи. Ее мы частенько промолвить не можем. Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает. Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)
При подготовке к мероприятию необходимо нарисовать (распечатать) свитки, изготовить пазлы-иллюстрации, пазлы-буквы, подобрать вещи для Бюро находок, продумать оформление всех станций.
ХОД ИГРЫ.
Этап первый. Представление команд (название, девиз. Например, «Крылья» - «Если много ты читаешь, в жизни крылья обретаешь!», «Чародеи» - «Как только палочкой взмахнём, ответ на всё тотчас найдём»)
Капитанам вручают свитки. Они возвращаются к командам, чтобы прочитать и дать ответ. Команда, давшая ответ первой, получает дополнительное очко и возможность выбрать маршрутный лист.
Дорогие мои друзья!
Я попал на необитаемый остров и очень нуждаюсь в вашей помощи. Для того чтобы спасти меня, вы должны пройти нелёгкий путь, продемонстрировать смелость и знания истинных ценителей русского слова, великой литературы.
Тот, кто первый вспомнит моё имя, отправится в это путешествие по самому краткому пути.
(Робинзон Крузо, герой Д.Дефо)
Этап второй. Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи. Ответив правильно на вопросы, они получают дальнейшие указания по маршруту.
СТАНЦИЯ 1.
Сложи ПАЗЛЫ
(иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг). За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) - 3 балла.
СТАНЦИЯ 2.
Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. ПУШКИНА
За все задания - 10 баллов, за каждый неполный ответ - 0,5 баллов
СТАНЦИЯ 3.
БАСНИ.
Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.КРЫЛОВА.
За ответы на все вопросы - 10 баллов (за каждый - 1 балл)
СТАНЦИЯ 4.
БЮРО НАХОДОК.
Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.
За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) - 1 балл, за неполный ответ - 0,5 баллов
СТАНЦИЯ 5.
Буквенные ПАЗЛЫ.
Составьте из букв название художественного произведения. Назовите имя автора.
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (ПУШКИН)
За полный правильный ответ - 2 балла
СТАНЦИЯ 6.
ЦИФРЫ в литературе.
Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.
За каждый ответ 1 балл. За неполный ответ - 0,5 балла.
Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».
Этап третий.
Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.
Команды демонстрируют домашнее задание (инсценировку басни, сказки)
Проводится награждение.
Игра представляет собой викторину в виде квеста. Очень удобная форма проведения (дети восприняли с большим интересом). При необходимости можно заменить произведения (на усмотрение педагога) и провести данную игру как внеклассное мероприятие или урок литературы.
Сценарий игры для летнего лагеря «Литературный квест»
Цели:Квест по библиотеке «Знаем, бывали!»
Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в подростковой среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это отделы библиотеки, где предстоить выполнить свои задания или ответить на вопросы викторины. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать творчество писателей, художников.
Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.
Оборудование: маршрутный лист для каждой команды (маршрутный лист выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями, выдаётся каждой команде с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд).
Пояснения: Игра длится примерно 1 час. В сценарии собраны возможные оформления станций. Остановка на одной станции 7 – 10 минут. Станции можно убрать, можно придумать дополнительные.
Заранее нужно приготовить пазлы, собирая которые в конце квеста, ребята должны получить картинку – эмблема библиотеки. На каждой станции ребята получают в свой конверт один пазл от общей картинки. То есть картинку делим на столько пазлов, сколько станций будет в игре .
Детей встречает ведущий библиотекарь, он же направляет команды по станциям и помогает ориентироваться в ходе квеста. Перед началом квеста каждая команда получает маршрутный лист и конверт для пазлов.
Библиотекарь:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг дугу улыбнемся.
Итак, друзья! Отправляемся в путь! Нас ждут интересные встречи, познавательные задания и весёлая игра!
СТАНЦИЯ 1. «Сложи ПАЗЛЫ» (проходит в отделе автоматизации )
Библиотекарь заранее готовит онлайн-пазлы на компьютере. Приготовленную онлайн-игру выводит на большой интерактивный экран. Ребятам по очереди предстоит собирать по пазлу, пока не получится иллюстрация из книги. Далее необходимо угадать автора и название книги по иллюстрации.
Получают первый пазл .
СТАНЦИЯ 2. «БЮРО НАХОДОК» (проходит в комнате сказок)
Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки:
(можно предметы распечатать и показывать как картинки, можно показывать на экране, можно подобрать реальные вещи)
Полено (папа Карло, А. Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
Азбука (Буратино, А. Толстой «Приключения Буратино…»)
Хрустальный башмачок (Золушка, Г. Х. Андерсен «Золушка»)
Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш. Перро)
Цветок («Цветик-семицветик» В. Катаев)
Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В. Гауфа)
Лампа (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)
Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
Шляпа (Джоан Роллинг. «Гарри Поттер»)
Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)
Получают второй пазл.
СТАНЦИЯ 3. «Стихи пишу сам» (встреча проходит в отделе искусств)
А вот здесь, друзья, вам придётся стать настоящими стихоплётами и придумать рифмы к словам:
Получают третий пазл.
СТАНЦИЯ 4. «Гусеничные тропы» (педагогический отдел)
На станции «Гусеничные тропы» дети делятся на две команды. Каждая команда получает лист с нарисованной сказочной головой гусеницы (можно из мультфильма «Лунтик», Вупсень и Пупсень). У ведущего на станции вырезанные из бумаги зелёные круги, которые он раздаёт детям за каждый правильный ответ. Дети приклеивают из кругов туловище гусеницы. Итак, у кого гусеница больше?
Вопросы для викторины:
Кто пошёл рыбу ловить, и оставил хвост в проруби?
Чем кормила лиса журавля?
Главные слова кота Леопольда.
Из чего фея сделала карету Золушке?
Как звали корову кота Матроскина?
Любимая песенка крокодила Гены.
Кто говорил: «Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-
ный мёд»?
В каком городе жил Незнайка?
Где находится смерть Кощея Бессмертного?
Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
Почему Буратино не утонул в пруду?
Кого спасла Дюймовочка?
Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Какими словами начинаются русские сказки?
Назовите любимое выражение Карлсона?
Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
Как позвать Сивку-Бурку?
Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
Какого цвета были волосы у Мальвины?
Что потеряла Золушка после бала?
В чем летает Баба Яга?
Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
Получают четвертый пазл.
СТАНЦИЯ 5. «Сказочный винегрет» (младший читальный зал)
На этой станции детям раздаются распечатанные кроссворды. Необходимо за определённое время вписать все задания. Команда получает столько баллов, сколько верно отгадала слов.
Получают пятый пазл.
СТАНЦИЯ 6. «Безумное чаепитие» (старший абонемент)
На станции детей встречает Шляпник и Кролик. Накрыты столы (чай и печенье), но в чашечках нет чая.
Кто это к нам пришёл? Дети какие-то… Откуда вы свалились в нашу нору? Хотите вместе с нами устроить безумное чаепитие? Тогда – быстрее к столу! Но дело в том, что чашки пусты. Их нужно наполнить чаем. Около тарелочек лежат листочки, на них написаны слова. Найдите весь ЧАЙ.
Слова для задания:
широЧАЙший
мельЧАЙший
слуЧАЙно
велиЧАЙший
необыЧАЙный
чрезвыЧАЙность
невзнаЧАЙ
Когда весь ЧАЙ нашелся, Кролик и Шляпник разливают чай по кружкам и начитается чаепитие.
Получают шестой пазл .
После того, как все команды прошли все станции и все напились чая, ведущая приглашает всех в старший читальный зал и предлагает собрать картинку из полученных пазлов. Проверяет, у всех ли хватает деталей.
Что получилось у вас? Библиотека!!!
Можно вручить диплом об успешном прохождении квеста.
На этом наш квест заканчивается! Ждём вас в гости за новыми книгами!