Познаем компьютер вместе

Здравствуйте, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Мы приветствуем вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы». И сегодня тема нашей игры «История России XIX века»

Давно уже известно, давно сказано и доказано, что Россия имеет особую судьбу в истории человечества.

Россия находилась, да и находится до сих пор на границе двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только западным, ни только восточным. Конечно, Россия чутко воспринимала влияние и той и другой стороны. Недаром историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу.

В России столкнулись две разные культуры, два разных миропонимания. Столкнулись и своеобразно переплелись на основе уже собственно русской культуры. И интересно, что Запад воспринимал Россию как представительницу культуры Востока, а Восток – как представительницу культуры Запада. А это была своя, русская культура, не западная и не восточная.

Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад, и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде монголо-татарских орд, а затем три столетия противостояла турецкой империи. С другой стороны, Россия оказалась одним из барьеров на пути католической экспансии Запада на Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему евразийскому континенту. В ХIХ веке Россия встала стеной перед армией наполеона, а в ХХ столетии – перед фашисткой агрессий.

Отличие России от Запада и от Востока выражалось в том, что на Руси издревле с Х века, сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Русское православие возникло не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы в соответствии с духовными потребностями русского народа. С течением времени, особенно со времени монголо-татарского нашествия, само православие стало связываться в народном сознании с идеей национальной независимости, ибо оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказывало, что русский народ, сохранив свою религию, не канет в Лету истории, а сохранит себя и вою культуру. Ведь православный русский народ противостоял одновременно и единому католическому западу и единому мусульманскому востоку.

Более того, именно благодаря православию и возник тот русский народ, который создал великое Русское государство и освоил огромные пространства Евразии.

И тогда встает вопрос - а зачем явился в мир русский народ? Ради чего он освоил столь великие пространства Европы и Азии? Во имя каких целей он объединил в одном государства разные народы? Вполне понятно, что более чем тысячелетняя история русского народа и России не могла быть бессмысленной, иначе теряется связь времен, прошлое отрывается от настоящего и будущего. В самом деле, если в истории нет смысла, то какое нам дело до свершений и подвигов предков. А если нет смысла в нашей собственной жизни, то какая нам забота о том, как там будут жить нашли потомки. Мы кое-как пожили, авось и потомки как-нибудь проживут отведенные им пять-семь десятилетий.

А вот если в истории народа есть смысл, если у народа есть цель исторического развития – тогда все встает на свои места. Тогда сохраняется и действует связь времен. Тогда подвиги предков – это наши подвиги, а мы сами творим деяния для будущего, чтобы наши потомки, помня о нас и более далеких пращурах, воспользовались тысячелетним опытом народа и продолжили общее тысячелетнее народное дело.

Ну, а пока сегодня нам предстоит выявить лучшего эрудита в области истории Яшкинского района. А поможет нам в этом наше экспертное жюри: _учитель истории; ____- методист МБОУ ДОД «Дом детского творчества», председатель жюри____методист информационно-методического центра.

Бороться за звание Эрудита к нам приехали:

Итак, наша сегодняшняя игра будет состоять из двух этапов. На первом этапе вам предстоит ответить на ряд каверзных вопросов. За правильные ответы вам будут вручены «ордена умников». Три лидера, набравшие наибольшее количество орденов, выйдут во второй этап.

Всем желаю успехов. И пусть девиз нашей игры звучит так: «быть умным – это модно».

Итак, первый этап.

Вопросы 1 тура

1.Когда и при каком российском императоре был утвержден большой герб – «Герб империи»?

Ответ: (1882 г. Александр III.)

2.Какая песнь в 1833 году стала официальным гимном Российской империи?

Ответ: «Боже, царя храни!»

3.После Крымской войны 1853-1855 годов, что исчезло с вооружения русского флота?

Ответ: Парусный флот

4.1877-78 гг. Россия начала войну за освобождение славянских народов Балканского полуострова. С каким государством Россия воевало?

Ответ: С Османской империей, Турцией

5.Знаменитый русский полководец конца XVIII века. Родился слабым болезненным ребенком, но решил стать военным. Самостоятельно занимался закалкой организма. Взял штурмом неприступную турецкую крепость Измаил. Командовал русской армией во время знаменитого перехода через Альпы. Непобежденный в 50-ти военных походах генералиссимус армии Российской империи.

Ответ: Великий русский полководец - Александр Суворов.

6. Угадать событие и дату

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

И вот нашли большое поле

Есть разгуляться, где на воле

Построили редут.

Ответ: Отечественная война 1812г. Бородино

7.Какое военное звание было присвоено Александру Суворову?

Ответ: Генералиссимус. За Итальянский и Швейцарский походы

8.Как называется книга Александра Суворова, где он обобщил свой военный опыт "нападательная тактика”?

Ответ: "Наука побеждать”

9.Александр I: "Общество желало его назначения, и я его назначил, - сам же я умываю руки”. Когда и по какому поводу прозвучала его фраза?

Ответ: О назначении Кутузова в августе 1812 г. главнокомандующим русской армией после вторжения Наполеона в Россию.

10.После какого неудачного сражения и с кем Кутузов спас русскую армию и вывел ее из болот?

Ответ: Под Аустерлицем, 1805 г., битва русско-австрийской армии с Наполеоном.

11.Кутузов: "Пока будет еще существовать армия, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна”. Где, при каких событиях это сказал полководец?

12. Какой знаменитый русский полководец служил под командованием Петра Александровича Румянцева?

Ответ:А. В. Суворов

13. Кому посвятил следующие строки А.С.Пушкин:

Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Аустерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал.

Ответ: Александр I.

14.Этот император был инициатором создания собственного национального гимна России на музыку Львова и слова Жуковского в 1833 году.

Ответ: Император Николай 1

15. Кто из русских писателей был офицером артиллерии и участником Крымской войны?

Ответ: Л.Н.Толстой

16.Кто написал оперу "Жизнь за царя”, мелодия из которой в 1992-2000 гг. была Государственным гимном России?

Ответ: Михаил Иванович Глинка.

17. Кто из известных русских литераторов был одновременно выдающимся дипломатом и талантливым композитором?

Ответ: Александр Сергеевич Грибоедов.

18.Какое архитектурное сооружение было возведено в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. в Москве.

Ответ: Храм Христа Спасителя.

19.Когда и где была построена первая в России железная дорога?

Ответ: В 1837 г. она соединяла Петербург, Павловск и Царское село.

20.Где и когда был открыт первый в России Ботанический сад по европейскому образцу?

Ответ: В 1812 г. в Крыму – Никитский.

21.Он в 23 года стал профессором Казанского университета, предложил неевклидову систему геометрии. Кто это?

Ответ: Николай Иванович Лобачевский.

22.Широкой русской общественности его имя стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе.

Ответ: Николай Иванович Пирогов.

23.Его роман в стихах современники называли "энциклопедией русской жизни”. Кто автор и как называется произведение?

Ответ: А.С.Пушкин "Евгений Онегин”.

24.Первую российскую экспедицию в Антарктиду возглавил адмирал…?

Ответ: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

25.В 1827г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник К.П.Брюллов. Через шесть лет из Италии в Россию совершила триумфальное шествие картина…?

Ответ: Последний день Помпеи

26.Он отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. При Александре I он испытал и взлет и падение; его высоко оценивал Наполеон; Николай I за составление свода законов Российской империи возложил на него снятый с себя Орден Андрея Первозванного. Кто это?

27. Они вошли в историю как "люди сороковых годов”. Их объединяла идея о глубоком отличии России, об особом пути её развития. Главные особенности они видели в крестьянской общине и православной вере. Преобразования Петра I оценивались ими критически. Кто были эти люди?

Ответ: Славянофилы.

Ответ: П.Я.Чаадаев за "Философское письмо” в котором с горьким негодованием говорил об изоляции России от новейших европейских идейных течений.

29.Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила” начинается со строк "У лукоморья дуб зеленый…”. Известно, что под лукоморьем в XIX веке понимали местность, находившуюся в земле донских казаков. Где же находилось это самое "лукоморье”?

Ответ: "Лукоморьем” называли Таганрогский залив, береговая северная часть которого своими очертаниями напоминает согнутый лук.

30.Самый крупный город в начале ХIX века.

Ответ: Петербург.

31.О ком сказал П.Вяземский: «Сфинкс, не разгаданный до гроба»?

Ответ: Об Александре I.

Ответ: Фаберже.

33.Сколько месяцев длилась Отечественная война 1812 г.?

Ответ:6 месяцев.

34.Ему был поставлен памятник у храма Христа Спасителя в Москве, а историк Василий Осипович Ключевский сказал: «Наука отведет императору подобающее место не только в истории России, но и всей Европы». Его прозвали миротворцем, во время его царствования Россия не воевала ни с одной державой

Ответ: Александр III

35. Этот инженер строил первый в России нефтепровод, а по Каспию и Волге поплыли невиданные прежде суда – нефтеналивные баржи его конструкции.

Ответ: Шухов Владимир Григорьевич

36.Эта железная дорога длинною 3 километра, появилась и действовала всего за три года до открытия знаменитой царскольсельской железной дороги в Петербурге. О какой дороге идет речь?

Ответ: железная дорога Черепановых Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича

37.Этот русский художник безумно любил птиц, поэтому каждый день выходил на улицу с целым мешком корма. Птицы его узнавали и стаями слетались на обед. После своей смерти он оставил около двух миллионов рублей по завещанию для поощрения молодых художников.

Ответ: Архип Куинджи.

38.В 14-летним возрасте этот поэт внезапно превратился из богатого наследника в «человека без имени». Всю жизнь пытаясь вернуть себе прежнее имя он служил в армии офицером, чтобы выслужить себе потомственное дворянство. С большим трудом к середине жизни он вернул себе потомственное имя и жил в собственном доме в Москве.

Ответ: Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин)

39.Чьи это слова "Дней Александровых прекрасное начало…”, посвященные началу правления Александра 1.

Ответ: Александр Сергеевич Пушкин

40.Как называлось первое тайное общество декабристов.

Ответ: "Союз спасения”

41.Как современники прозвали цензурный устав 1826 года.

Ответ: "чугунным”

42.Бабушка Николая I.

Ответ: Екатерина II

43.Кого называли "Светило русской бюрократии”.

Ответ: Михаил Михайлович Сперанский.

"О ком идет речь?”

44.Он мало царствовал, но много начудесил:

Сто двадцать пять в Сибирь сослал и пятерых повесил.

Ответ: Николай I.

45. Все, что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять и слишком силен, чтобы быть управляемым.

Ответ: Александр I

46.О его подвигах под Москвой слагали легенды. Служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов. Он писал о себе: "Я был рожден для рокового 1812 года”.

Ответ: Денис Давыдов

Необходимо угадать кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений.

47.Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.

Ответ: Наполеон из Москвы осенью 1812 года.

48.Войска выведены на площадь. Где Трубецкой.

49.Нас пятеро. Бог и государь решили нашу судьбу. Мы должны умереть. Не ропщите

Ответ: Декабристы, приговоренные к казни в июле 1826 года.

50.Атакующая сторона несет большие потери. Имеем перевес в количестве пушек. Ответ: Русская армия с Бородинского сражения 26 августа 1812 года.

51.Крестьяне на господскую работу должны являться летом с восходом и уходить домой с захождением солнца. Зимой же до рассвета обмолачивать хлеб.

Ответ: О работе крепостных крестьян. Из наставления управляющему помещичьим хозяйством.

52. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. В этом поселении повивальные бабки, носилки, отхожие места – все царское.

Ответ: О военных поселениях. Из "Записок генерал – майора С.Маевского.

53.Если кто из помещиков пожелает отпустить крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок то, сделав с ними условия, какие признаются лучшими, имеет представить их для рассмотрения. Ответ: Указ о вольных хлебопашцах

54.Бой пехотный, ручной, на штыках, кавалерийские атаки, артиллерийский непрерывный огонь. Убитые и раненные падали с обеих сторон, по ним скакали орудия и кавалерия и давили раненных. Груды, горы убитых лежали на пространстве четырех верст.

Ответ: О Бородинском сражении. Воспоминания русского офицера Муравьева.

По результатам первого этапа у нас определились три лидера

мы приглашаем вас к нам. Вам на выбор предлагается три дорожки: красная, желтая и зеленая. На красной вам предстоит ответить на два вопроса, но ошибиться нельзя. На желтой – три вопроса, можно ошибиться один раз. И зеленая дорожка – 4 вопроса, может быть допущено две ошибки, но вас могут обойти соперники на желтой и красной дорожках. Дорожки распределены.

Мы начинаем второй этап. Во втором этапе вам будут предложены вопросы по темам: «Российские императоры», «Николай II», «Русские ученые», «Русские писатели», «Картинные галереи», «Документ», «Великие полководцы».

Вопросы 2 тура

Великие полководцы

Знаменитый русский полководец начала 19 века. Он участвовал во взятии Измаила. Командовал русской армией во время битвы при Аустерлице, когда русская и австрийская армия потерпели поражение от Наполеона Бонапарта. Он на совете в Филях 1 сентября 1812 года сказал: С потерей Москвы не потеряна Россия. Он считал Суворова своим учителем. Умер во время заграничного похода русской армии 1813 года.

Ответ: Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов

Александр I

В 1817 г. Александр I увидел в Лондоне гравюру, на которой было изображено красивое здание. Император выразил пожелание, чтобы такое здание было выстроено в России, в Москве. Каково же было изумление Александра, когда ему сказали, что это здание существует как раз в Москве и гравюра изображает именно его, только в более раннее время. Какое же архитектурное сооружение было изображено на гравюре?

Ответ: Храм Василия Блаженного.

Российские императоры

Из любимых его занятий среди прочих были рубка дров и расчистка снега. Он женился на женщине которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса. Его родственник объявил ему войну. Все, что он имел он хотел передать не своему сыну, а брату. Он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить намерение. Во время всеобщей переписи он, заполняя анкету, в графе "Профессия” написал: "Хозяин земли русской”.

Когда умер этот русский писатель, Антон Павлович Чехов сказал о нем: «Это была крепкая сильная голова. Тот сволочной дух, который живет в мелком, измошенничавшемся душевно – русском интелегенте среднего пошиба, потерял в нем своего самого упрямого и назойливого врага. Обличать умеет каждый газетчик, но открыто презирать умел только он один. Две трети читателей не любили его, но верили ему. Никто не сомневался в искренности его презрения.» О ком речь?

Ответ: Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин.

Документ

Узнать, о чем идет речь в данном документе.

Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх. Продается свора собак и при них доезжий.

Ответ: Объявление в газете о продаже крепостных крестьян

Картинная галерея

На берегу реки под палящими лучами солнца – 11 человек. Они медленно движутся, усталые и измученные. Их ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце немилосердно палит головы, а они шаг за шагом тянут свою лямку. Бесконечно длинна река, бесконечен и тяжел их путь. В лицах одних покорность судьбе и смирение, других – протест и озлобление, третьи – невозмутимы…

Ответ: Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге»

Отброшено в сторону кресло, на котором вот только что он сидел, всего какое –то мгновение назад, а потом в неистовом гневе швырнул в наследника окованный железом посох. Страшен главный герой. Это деспот, тиран. В своем неограниченном самовластии он давно освободил себя от всех нравственных законов, преступил их: он не перед кем не ответчик, а человеческие жизни для него уже давно не представляют никакой цены.

Интеллектуальная игра,

посвящённая истории

Великой Отечественной Войны.

Ермошина Людмила Валерьевна,

Предмет (направленность): история

Возраст детей: 8-9 классы

Место проведения: класс или актовый зал

Цели:

- образовательная: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории;

Развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода, комплексный анализ, историческое мышление;

Воспитательная: продолжать воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.

Оборудование: презентация, историческая карта, исторические документы, мемуары.

План

проведения интеллектуальной игры, посвященной 65 -летию Победы.

1. Вступительное слово учителя. 2. Жеребьёвка. 3. Приветствие команд (Название, эмблема, девиз). 4. Этап 1. Блицтурнир. 5. Этап 2. Конкурс знатоков истории ВОВ. 6. Этап 3. Конкурс капитанов. 7. Этап 4. Конкурс «Шифровка». 8. Этап 5. Конкурс «Конструкторы». 9. Этап 6.Конкурс «Дешифровщики». 10. Этап 7. Конкурс «Домашнее задание». (Создание учащимися макета памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне). 11. Конкурс БОЛЕЛЬЩИКОВ (проводится в период конкурса Капитанов). 12. Подведение итогов интеллектуальной игры. 13. Награждение команд-победителей. Вступительное слово.

Валентин Сидоров.

(Стихотворение написано к 30-летию Победы)

И нас с тобою тишина обьемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю.

И чем спокойней тихие закаты,

Тем резче нам в закатной мгле видны

Огнем войны обугленные хаты.

Сполна всю горечь этих лет познавши

Не понаслышке, не со стороны,

Тем ближе нам воспоминанья наши.

И четче обнажаются вершины,

Тем все понятней, что мы совершили...

Этап I. Блицтурнир

Команды поочерёдно отвечают на вопросы по теме. На подготовку ответа 30 секунд

Задание команде 1.

    В своё время в школе разучивали такую песню: «Кружила в поле злая осень, /Летела поздняя листва./Их было только.../ А за спиной была Москва». Какое числительное пропущено? (28)

    У Любови Тимофеевны было двое детей-погодков. Сразу после начала войны они добровольно пошли воевать. Однако дочь попала в лапы фашистам и была повешена в селе Петрищево, а сын-танкист погиб в бою. Оба награждены медалью Герой Советского Союза. Назовите фамилию Зои и Шуры. ОТВЕТ. Космодемьянские.

    В музее Вооруженных Сил есть очень простой экспонат: в небольшом ящике насыпана земля с Малахова кургана, что находится в городе Волгограде. А почему сразу видно, что это земля с поля сражения? ОТВЕТ. Она просто усеяна осколками снарядов.

Конкурс знатоков истории Великой Отечественной Войны

Задание команде 2.

    В Берлине в Трептов- парке установлен памятник советскому солдату. В одной руке у него опущенный меч, а на другой руке он держит... Закончите описание памятника. (Девочку) Комментарии. «И в Берлине в памятную дату/ Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,/ Памятник советскому солдату/ С девочкой спасенной на руках».

    Все знают, что военный парад это завораживающее действо.
    Но один парад на Красной площади был особенным: войска про-
    ходили по площади и в этот же день вступали в бой с фашистами.
    Назовите дату этого парада. ОТВЕТ. 7 ноября 1941 г.

    В глубоком тылу врага сложилась свободная зона -партизанский край. Немцы прошли через эти деревни, что не смогли отобрать, разрушили. Но бои под Москвой оттянули туда их силы, и около 600 деревень и поселков зажили без оккупантов, под защитой партизан. Открыли школу, больницу и даже кинотеатр. Только вот газету не могли выпустить -не на чем печатать. Однако благодаря партизанскому радио и некоей школьной мебели людям вовремя сообщались новости. Какая мебель помогала знакомить односельчан с новостями? ОТВЕТ. Школьная доска.

Комментарии. Новости с фронтов писали на школьной доске мелом.

Конкурс знатоков истории Великой Отечественной Войны

Задание команде 3.

1. Эта временная дорога, не проложенная по земле, воистину стала Дорогой Жизни для тысячи
ленинградцев. Так где же она все-таки была проложена? ОТВЕТ.

По льду Ладожского озера.

2. Стихи поэта-фронтовика Эдуарда Асадова:

Было нам всяко: и горько, и сложно.
Мы знали: можно, на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
Свалиться иод пулей, отчаяться можно,
Можно и то, и другое можно -
И лишь... отдать нельзя.

В последней строке пропущено одно слово - название города. Какого?

ОТВЕТ. Ленинград.

3. Академик историк Евгений Викторович Тарле мог наизусть цитировать многочисленные
исторические документы разных эпох и народов. Может быть, поэтому именно он предложил
некий обряд. Тот был настолько эффектен, что, несмотря на то, что Тарле отсидел в 1930 г. в
тюрьме и несколько лет провел в ссылке, его предложение стало кульминацией самого
известного в нашей стране триумфального мероприятия. Что же он предложил?

ОТВЕТ. Во время марша Победы 1945 г. бросать в кучу на землю фашистские знамена.

Этап 3. Конкурс капитанов.

Капитаны в течение 3 минут выполняют задание.

Задание.

Впишите в таблицу как можно больше фамилий советских полководцев Великой Отечественной войны. После выполнения задания каждый из капитанов поочередно должен назвать имена военачальников (по одному) из своего списка, не повторяя уже приведенные другим капитаном. Победителем становится тот, кто назвал фамилию полководца последним.

п/п

Победитель получает 3 балла Выполнение задания болельщиками команд в период конкурса КАПИТАНОВ. Задание. Впишите в таблицу как можно больше названий городов-героев в Великой Отечественной войне. После выполнения заданий каждый болельщик поочерёдно должен назвать название города –героя (по одному) из своего списка, не повторяя уже названные.

п/п

Этап 4. Конкурс «Шифровка». Задание. Разгадать слова и дать им определения

Этап 5. Конкурс «Конструкторы»

Задание первой группы.

Ответ: (Танк Т-34)

Задание второй группы.

Собрать изображение из предложенных пазлов (элементов). Назвать изображение и кратко рассказать о нём.

Ответ: (Як -34)

Этап. 6. Конкурс «Дешифровщики».

Задание команде №1.

Помните, будущие поколенья,

Победы героев, отцов, матерей.

Помните подвиги и свершенья

имя будущих ваших детей.

Задание команде №2

Слышите, новые поколенья,

Как ваши сердца стучат.

Это эхо сердцебиений

Не вернувшихся с фронта солдат.

Задание команде №3

Знайте, будущие поколенья,

В любые столетья, в любые года

Подвиг не предается забвенью.

Подвиг рядом живет всегда.

Задание №1,2,3

Необходимо расшифровать предложенный текст, и выразительно прочитать его.

Этап 7. Конкурс «Домашнее задание». (Создание учащимися макета памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне). Этап 8. Подведение итогов. Награждение победителей.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Анашина Н.Ю. День истории в школе.Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права. М.,2008.

2. Тимохин Е. Всё об оружии. М.,2000.

3.Турчанинов В.И. Решающие победы Великой Отечественной войны. СПб.,2005.

4. Чуйков В.И., Рябков В.С.Великая Отечественная война. М., 1994.

5. Щербаков В.И. На приморских флангах. СПб., 1996.

Интеллектуальная игра,

посвящённая истории

Великой Отечественной Войны.

Ермошина Людмила Валерьевна,

Предмет (направленность): история

Возраст детей: 8-9 классы

Место проведения: класс или актовый зал

Цели:

образовательная: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории;

— развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода, комплексный анализ, историческое мышление;

— воспитательная: продолжать воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.

Оборудование: презентация, историческая карта, исторические документы, мемуары.

План

проведения интеллектуальной игры, посвященной 65 -летию Победы.

1. Вступительное слово учителя.

2. Жеребьёвка.

3. Приветствие команд (Название, эмблема, девиз).

4. Этап 1. Блицтурнир.

5. Этап 2. Конкурс знатоков истории ВОВ.

6. Этап 3. Конкурс капитанов.

7. Этап 4. Конкурс «Шифровка».

8. Этап 5. Конкурс «Конструкторы».

9. Этап 6.Конкурс «Дешифровщики».

10. Этап 7. Конкурс «Домашнее задание». (Создание учащимися макета памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне).

11. Конкурс БОЛЕЛЬЩИКОВ (проводится в период конкурса Капитанов).

12. Подведение итогов интеллектуальной игры.

13. Награждение команд-победителей.

Вступительное слово.

Валентин Сидоров.

(Стихотворение написано к 30-летию Победы)

И нас с тобою тишина обьемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю.

И чем спокойней тихие закаты,

Тем резче нам в закатной мгле видны

Огнем войны обугленные хаты.

Сполна всю горечь этих лет познавши

Не понаслышке, не со стороны,

Тем ближе нам воспоминанья наши.

И четче обнажаются вершины,

Тем все понятней, что мы совершили…

Этап I. Блицтурнир

Команды поочерёдно отвечают на вопросы по теме. На подготовку ответа 30 секунд

Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название «Барбаросса». Как назывался второй?

«Ост»

Уже в июне 1941 г. появилось стихотворение, вскоре ставшее словами главной советской песни Великой Отечественной войны. Назовите эту песню

«Священная война»

В июне 1941 г. советский летчик направил свой подбитый самолет на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик?

Николай Гастелло

После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение?

Московская битва

На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». О чём именно идёт речь?

Это боевая техника: танки, самолёты

Уже в июне 1941 года из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как назывался этот процесс?

Эвакуация

Это был первый советский город, который, даже окружив, не смогли захватить гитлеровские войска. Какой это город?

Ленинград

В начале 1944 г. была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших советских городов. А сколько дней она длилась?

900 дней

По-испански она означает «череп», и спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это?

Каска

10.

Фашистские войска в 1941-1942 гг. потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 г. за 5 дней. О каком городе идет речь?

Севастополь

11.

К началу 1944 г. их было около 20, а к концу 1944 г. они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое?

Фашистские

концентрационные

лагеря

12.

В теплое время года советские солдаты свертывали ее в трубку и носили через плечо, на привалах ее использовали и как подушку, и как одеяло. Ее называли «скаткой». Что это такое?

Шинель

13.

Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 г.?

Битва за Берлин

14.

Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое?

Генералиссимус

15.

До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось еще 11, все они находили своих героев. Что это такое?

Ордена

16.

Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария?

Водрузили знамя Победы над Рейхстагом

17.

Еероями на войне становились не только люди, но и целые города и даже один оборонительный объект. Какой?

Брестская крепость

18.

«А. Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде… Чего?

Наград

19.

Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

20.

Кто был первым награжден главным советским военным орденом «Победа»?

Г. К. Жуков

21.

В каком советском городе состоялся первый парад Победы?

В Москве

22.

Дважды орденом «Победа» были награждены 3 человека — Жуков, Василевский… Кто третий?

И. В. Сталин

23.

Сколько дней шла Великая Отечественная война?

1418

24.

Каковы общие потери СССР в Великой Отечественной войне?

Около 27 млн. человек

25.

За годы войны их количество составило в Красной Армии — 12 млн., а в германской — 7 млн. человек? О чем идет речь?

Потери убитыми

26.

Кто из крупных советских военачальников за годы Великой Отечественной войны не проиграл ни одного сражения?

Г. К. Жуков

27.

До войны этот город назывался Кенигсберг и принадлежал Германии, а после войны он отошел к СССР. Как он стал называться?

Калининград

28.

За годы войны ими стали 11600 человек, 86 из них — женщины. Кто это?

Герои Советского Союза

29.

В годы войны в Красной Армии их называли «младшие командиры». А как к ним стали обращаться вскоре после войны?

Сержанты

30.

30 апреля 1945 г. в Берлине произошло 2 исторических события: первое — водружено знамя Победы над рейхстагом. А какое второе?

Самоубийство Гитлера

Задание команде 1.

    В своё время в школе разучивали такую песню: «Кружила в поле злая осень, /Летела поздняя листва./Их было только …/ А за спиной была Москва». Какое числительное пропущено? (28)

    У Любови Тимофеевны было двое детей-погодков. Сразу после начала войны они добровольно пошли воевать. Однако дочь попала в лапы фашистам и была повешена в селе Петрищево, а сын-танкист погиб в бою. Оба награждены медалью Герой Советского Союза. Назовите фамилию Зои и Шуры. ОТВЕТ. Космодемьянские.

    В музее Вооруженных Сил есть очень простой экспонат: в небольшом ящике насыпана земля с Малахова кургана, что находится в городе Волгограде. А почему сразу видно, что это земля с поля сражения? ОТВЕТ. Она просто усеяна осколками снарядов.

Конкурс знатоков истории Великой Отечественной Войны

Задание команде 2.

    В Берлине в Трептов- парке установлен памятник советскому солдату. В одной руке у него опущенный меч, а на другой руке он держит … Закончите описание памятника. (Девочку) Комментарии. «И в Берлине в памятную дату/ Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,/ Памятник советскому солдату/ С девочкой спасенной на руках».

    Все знают, что военный парад это завораживающее действо.
    Но один парад на Красной площади был особенным: войска про-
    ходили по площади и в этот же день вступали в бой с фашистами.
    Назовите дату этого парада. ОТВЕТ. 7 ноября 1941 г.

    В глубоком тылу врага сложилась свободная зона -партизанский край. Немцы прошли через эти деревни, что не смогли отобрать, разрушили. Но бои под Москвой оттянули туда их силы, и около 600 деревень и поселков зажили без оккупантов, под защитой партизан. Открыли школу, больницу и даже кинотеатр. Только вот газету не могли выпустить -не на чем печатать. Однако благодаря партизанскому радио и некоей школьной мебели людям вовремя сообщались новости. Какая мебель помогала знакомить односельчан с новостями? ОТВЕТ. Школьная доска.

Комментарии. Новости с фронтов писали на школьной доске мелом.

Конкурс знатоков истории Великой Отечественной Войны

Задание команде 3.

1. Эта временная дорога, не проложенная по земле, воистину стала Дорогой Жизни для тысячи
ленинградцев. Так где же она все-таки была проложена? ОТВЕТ.

По льду Ладожского озера.

2. Стихи поэта-фронтовика Эдуарда Асадова:

Было нам всяко: и горько, и сложно.
Мы знали: можно, на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
Свалиться иод пулей, отчаяться можно,
Можно и то, и другое можно -
И лишь … отдать нельзя.

В последней строке пропущено одно слово - название города. Какого?

ОТВЕТ. Ленинград.

3. Академик историк Евгений Викторович Тарле мог наизусть цитировать многочисленные
исторические документы разных эпох и народов. Может быть, поэтому именно он предложил
некий обряд. Тот был настолько эффектен, что, несмотря на то, что Тарле отсидел в 1930 г. в
тюрьме и несколько лет провел в ссылке, его предложение стало кульминацией самого
известного в нашей стране триумфального мероприятия. Что же он предложил?

ОТВЕТ. Во время марша Победы 1945 г. бросать в кучу на землю фашистские знамена.

Этап 3. Конкурс капитанов.

Капитаны в течение 3 минут выполняют задание.

Задание.

Впишите в таблицу как можно больше фамилий советских полководцев Великой Отечественной войны. После выполнения задания каждый из капитанов поочередно должен назвать имена военачальников (по одному) из своего списка, не повторяя уже приведенные другим капитаном. Победителем становится тот, кто назвал фамилию полководца последним.

п/п

Фамилия советского военачальника

Отметка о проведении данной фамилии соперником

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Победитель получает 3 балла

Выполнение задания болельщиками команд в период конкурса КАПИТАНОВ.

Задание.

Впишите в таблицу как можно больше названий городов-героев в Великой Отечественной войне. После выполнения заданий каждый болельщик поочерёдно должен назвать название города –героя (по одному) из своего списка, не повторяя уже названные.

п/п

Название города-героя

Отметка о правильности названия города-героя в списке (+ или —)

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Этап 4. Конкурс «Шифровка». Задание. Разгадать слова и дать им определения

Этап 5. Конкурс «Конструкторы»

Задание первой группы.

Ответ: (Танк Т-34)

Задание второй группы.

Собрать изображение из предложенных пазлов (элементов). Назвать изображение и кратко рассказать о нём.

Ответ: (Як -34)

Этап. 6. Конкурс «Дешифровщики».

Задание команде №1.

Помните, будущие поколенья,

Победы героев, отцов, матерей.

Помните подвиги и свершенья

имя будущих ваших детей.

Задание команде №2

Слышите, новые поколенья,

Как ваши сердца стучат.

Это эхо сердцебиений

Не вернувшихся с фронта солдат.

Задание команде №3

Знайте, будущие поколенья,

В любые столетья, в любые года

Подвиг не предается забвенью.

Подвиг рядом живет всегда.

Задание №1,2,3

Необходимо расшифровать предложенный текст, и выразительно прочитать его.

Этап 7. Конкурс «Домашнее задание».

(Создание учащимися макета памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне).

Этап 8. Подведение итогов.

Награждение победителей.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Анашина Н.Ю. День истории в школе.Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права. М.,2008.

2. Тимохин Е. Всё об оружии. М.,2000.

3.Турчанинов В.И. Решающие победы Великой Отечественной войны. СПб.,2005.

4. Чуйков В.И., Рябков В.С.Великая Отечественная война. М., 1994.

5. Щербаков В.И. На приморских флангах. СПб., 1996.

Интеллектуальная игра «По страницам истории»

Цели:
-
актуализировать знания учащихся об истории Великой Отечественной войны.
- развивать логическое мышление, формировать навыки командной работы;
- воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.

Ход мероприятия:

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой

И глаза молодых ребят

С фотографий увядших глядят

Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашей страны. Она своим дыханием коснулась каждого жителя нашей Родины. И забыть об этом нельзя. В этом году совсем недавно мы отметили 70-ю годовщину снятия блокады Ленинграда, не так давно была очередная годовщина победы в Сталинградской битве. И сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать как хорошо помним историю этой войны.

А теперь мы начинаем игру. Игра будет состоять из четырех этапов, на каждом из которых вам нужно будет выполнять определенные задания. Особо хотим отметить следующее – любые споры с организаторами запрещены и будут наказываться дисквалификацией команды. Но по окончании игры командам будет дана возможность подать апелляцию. Как это сделать, мы скажем в конце игры.

Первый этап. Своя игра

На первом этапе мы будем играть в аналог телевизионной программы «Своя игра». На экране вы видите таблицу, в которой даны темы. В каждой теме вы по пять вопросов разной стоимости, которая также указана в таблице. Команды будут выбирать вопросы в порядке, в котором они зарегистрировались на игру. После того как вопрос выбран, он озвучивается и у всех команд есть минута, чтобы подумать над ответом. Ответ записывается на листочках, лежащих у вас на столе. На каждом листочке подпишите название команды. Анонимные ответы не принимаются. Команда, которая выбирала вопрос, также думает минуту, но затем отвечает устно. За правильный ответ дается количество баллов равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа команды не получают баллов, а команда выбравшая вопрос теряет количество баллов, равное стоимости вопроса. Все команды выберут по два вопроса.

(Задаются вопросы, параллельно высвечивающиеся на экране)

Темы/Баллы

Оружие победы

Катюша (БМ-13)

Винтовка Мосина (трехлинейка)

Священная война

День Победы

Землянка

Последний бой

Персоналии

И.В. Сталин

Н.Ф. Ватутин

А.И. Попов

Я.Ф. Павлов

М.В. Паникаха

Названия

Ни шагу назад

Могила Неизвестного солдата

Нюрнбергский процесс

Молодая гвардия

Зверобои

Великие сражения

Прохоровское

Сталинград

Ленинград

Сталинградская

Второй этап. Травести:

Переходим ко второму этапу. Он называется «Травести». Травести – это такое актерское амплуа, когда актер играет роль противоположного пола или ребенка, то есть переодевается. А вы сейчас будете разоблачать переодетые слова!

Вам сейчас раздадут задания. Это будет фрагмент текста, рассказывающего об известном историческом событии. Но несколько слов – имена и названия – заменены. Замененные слова выписаны отдельно ниже. Вам нужно разгадать какие же слова были вместо них на самом деле. Количество слов и их форма должна совпадать. Если на пример в тексте написано царь Глузд IV Узурпатор, то и в ответе должно быть написано имя царя в той же форме, например Иван IV Грозный. На выполнение задания у вас 5 минут.

Граждане и гражданки Человеческого Содружества !

Человеческое правительство и его глава господин Серебрянин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в 9 часов вечера , без предъявления каких-либо претензий к Человеческому Содружеству , без объявления войны, инопланетные войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города….

Человеческое содружество -

господин Серебрянин -

в 9 часов вечера -

инопланетные-

Сегодня, 8 февраля , в 24 часа столица нашей Родины Дориат будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Нарготронд и Гондолин , двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий.

За отличные наступательные действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в операциях по освобождению Нарготронда и Гондолина .

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины!

Смерть ангбандским оккупантам!

Дориат –

Нарготронд –

Гондолин –

Ангбандские –

3 хеллона 2323 года в Вавилоне представителями ассирийского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции ассирийских вооруженных сил. Грандиозная Патриотическая битва , которую вел хеттский народ против захватчиков, победоносно завершена. Ассирия полностью разгромлена. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

3 хеллона 2323 года –

Вавилон –

Ассирия –

Грандиозная Патриотическая битва –

Хеттский

Третий этап. Конкурс капитанов

    Какая битва считается самой кровопролитной в истории? (Сталинградская)

    Как называется медаль, которой награждали Герою Советского Союза. (Золотая Звезда)

    Назовите имя-отчество маршала Жукова (Георгий Константинович)

    Самый большой концлагерь (Освенцим)

    Немецкий фельдмаршал, сдавшийся в плен Красной Армии (Паулюс)

    Эта девочка во время жизни в блокадном Ленинграде вела дневник, в котором всего 9 страниц (Таня Савичева)

    Какая битва стала завершением коренного перелома в Великой Отечественной войне? (Курская

    Кто во время войны обратился к гражданам СССР со словами «Братья и сестры …»? (Сталин)

    Какое название получил план войны против СССР, разработанный немецким командованием (план Барбаросса)

    Как называли дорогу, связывавшую Ленинград со страной и проходившую по льду Ладожского озера? (Дорога жизни)

Подведение итогов.
- Итак, наша игра окончена и пока жюри подводит итоги, команды могут подавать апелляции. Есть желающие? Апелляция подается следующим образом. Вы пишите о том, что по вашему мнению было неверно, почему вы так считаете и как вы предлагаете это исправить. Если апелляция логична и обоснована, то она будет принята. А теперь несколько слов о наиболее интересных или веселых ответах поступивших жюри (если будут таковые).

Объявление результатов игры.

Интеллектуальная игра «Исторические портреты. Эпоха Смутного времени». Конспект


3. Теперь делим каждый двойной лист пополам: на одного учащегося – по одному листу.


4. По длине каждого листа делаем 7 отметок. Расстояние между отметками – 5 клеток.


5. Разрезаем тетрадный лист на 8 полосок-листочков (одна полоска получается лишней, ее откладываем в сторону).


6. Для класса, состоящего из 20 учащихся, надо изготовить всего 140 листочков. В начале игры раздаем эти листочки учащимся (по 7 штук каждому) и просим их подписать полоски так, как это показано ниже: слева пишется фамилия учащегося, ставится косая линия, а пространство справа остается чистым – оно предназначено для записи ответа.


7. Во время игры учащиеся придвигают к себе по одному листочку и после прочтения подсказки (первой, второй или третьей) записывают ответ (имя исторической личности) в правой части полоски.


8. Записав ответ, учащийся быстро сгибает листочек пополам (чернилами внутрь) и поднимает руку, чтобы передать ответ учителю.


9. В целях избегания путаницы при оценивании ответов, сделанных после разных подсказок, рекомендую учителям группировать листочки по трем стопкам: первая стопка – ответы, сделанные после первой подсказки (3 балла), вторая стопка – ответы, сделанные после второй подсказки (2 балла), третья стопка – ответы, сделанные после третьей подсказки (1 балл). Неправильные ответы в любой из стопок оцениваются в 0 баллов.


Надеюсь, я смог доходчиво объяснить принципы и особенности игрового процесса. А теперь, собственно, портретные подсказки – 7 исторических деятелей эпохи Смутного времени.
Исторические портреты
Портрет первый: Борис Годунов
1. Он происходил из старого боярского рода. При Иване Грозном служил опричником, женился на дочери Малюты Скуратова, а свою сестру выдал замуж за одного из сыновей царя.
2. При его непосредственном участии в 1589 году был избран первый русский патриарх, развернулось строительство крепостей и монастырей, был сооружен первый водопровод.
3. После пресечения династии Рюриковичей он в 1598 году был избран Земским собором на царство. Семь лет спустя он неожиданно для всех умер, его сын Федор убит, а в России началось правление самозванцев.
Портрет второй: Прокопий Ляпунов
1. Он происходил из старого дворянского рода. Борис Годунов не доверял ему и, как оказалось, совсем не случайно. Сразу после смерти царя он перешел со своим отрядом на службу к Лжедмитрию I, а после убийства последнего примкнул к движению Болотникова.
2. Испугавшись растущей мощи народного движения, он предал Болотникова и перешел на службу к Василию Шуйскому, которого прежде считал царем «без воли всей земли». Но и ему он служил недолго. В 1610 году он участвовал в свержении Василия Шуйского.
3. Какой бы сложной и противоречивой личностью он ни был, в отечественной истории он остался, прежде всего, как организатор и руководитель Первого (Рязанского) ополчения, созданного для освобождения Москвы от польских захватчиков.
Портрет третий: Федор Мстиславский
1. Он принадлежал к старинному княжескому роду, став его последним представителем. Участвовал в многочисленных военных походах. В 1604 году возглавлял войско в борьбе с Лжедмитрием I
2. Являясь членом Боярской думы на протяжении многих лет, он был не только самым знатным ее представителем, но и получал самое большое жалованье в русском государстве – 1200 рублей в год.
3. Три раза он отказывался от выдвижения на царский трон (1598, 1606, 1610). После свержения Василия Шуйского возглавил «Семибоярщину» и предложил польскому королевичу Владиславу стать русским царем.
Портрет четвертый: Иван Сусанин
1. Он был человеком самого простого звания. О жизни его почти ничего не известно, даже отчество его мы не знаем. Родился он в деревне Деревнище (другое название Деревенька), а жил в находившемся неподалеку селе Домнино Костромского уезда.
2. По одним данным он был обычным крепостным дворян Шестовых, по другим – являлся вотчинным старостой в селе Домнино, благодаря чему пользовался уважением среди крестьян и прекрасно знал окрестные места.
3. В литературе встречается несколько версий, описывающих его подвиг. Согласно самой распространенной из них, зимой 1613 года он был взят в качестве проводника польским отрядом, направлявшимся в село Домино – местопребывание юного царя Михаила Федоровича, которого интервенты хотели взять в плен. Согласившись показать дорогу до села, староста завел поляков в непроходимое болото, где погиб сам, но и погубил непрошеных гостей.
Портрет пятый: Кузьма Минин
1. Его точное происхождение до сих пор неизвестно. Предположительно он был сыном солеварщика. С ранних лет он привык трудиться и достаточно рано обзавелся собственным делом. В 1611 году он был избран земским старостой.
2. После неудачи Первого ополчения он обратился к жителям Нижнего Новгорода со знаменитым призывом «Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю!» В короткие сроки были собраны большие средства, которые были потрачены на организацию нового ополчения.
3. Во Втором ополчении он ведал сбором денег, обеспечением войска и всеми хозяйственными вопросами. Военным руководителям ополчения по его совету был выбран князь Дмитрий Пожарский. Вместе с ним он и остался в памяти народной как организатор освобождения Москвы.
Портрет шестой: Патриарх Гермоген
1. Он родился в один год с Иваном Грозным – в 1530 году и события Смутного времени встретил уже глубоким стариком. В царствование Лжедмитрия I он был приближен ко двору, но из-за несовпадения взглядов с царем вскоре был отправлен в ссылку.
2. После свержения самозванца, царь Василий Шуйский призвал его в Москву. В 1606 году произошло самое важное событие в его жизни, благодаря которому он получил большое влияние на народ. Являясь приверженцем Василия Шуйского, он проклял всех участников крестьянского восстания Болотникова и объявил их еретиками.
3. После свержения Василия Шуйского он пытался организовать выборы нового русского царя, но, потерпев неудачу, согласился признать монархом польского королевича Владислава при условии, что последний примет православную веру. За отказ от сотрудничества с поляками, он был заключен в Чудов монастырь, где и умер от голода.
Портрет седьмой: Лжедмитрий II
1. Его настоящее имя неизвестно. Происхождение окутано тайной. По одним сведениям он был поповским сыном Матвеем Веревкиным, по другим – сыном стародубского стрельца. Третьи утверждали, что он сын еврея из города Шклова, а четвертые, что сын князя Курбского. Но настоящих доказательств в пользу той или иной версии не существует.
2. Появившись из ниоткуда, он очень быстро собрал большое войско, состоящее из польских отрядов и казаков, служилых людей и остатков болотниковского войска. Ему стали присягать на верность русские города. Летом 1608 года он подошел к Москве.
3. В историю он вошел под именем «тушинский вор»: в честь подмосковного села Тушино, где обосновалось его войско. Однако овладеть Москвой это разношерстное полчище так и не смогло. Спустя два года русско-шведское войско заставило отступить «тушинцев», а спустя еще несколько месяцев был убит сам «тушинский вор», настоящее имя которого так и осталось неизвестным.
ПС. Я планирую подготовить конспекты игры "Исторические портреты" по всему курсу российской истории за 7 класс. За темой "Эпоха Смутного времени" последуют "Бунташный век", "Эпоха петровских реформ", "Эпоха дворцовых переворотов".

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе