Познаем компьютер вместе

В нашем детстве перемена была царством анархии: мы могли вдоволь набегаться и даже похулиганить, чтобы размяться после уроков. Современные дети совсем другие: чаще всего они проводят перемены со смартфонами или планшетами. Если вы не согласны с тем, что ловля покемонов — единственное, чем можно заняться на перемене в школе, давайте попробуем вместе «расшевелить» подрастающее поколение и направить энергию ребенка в нужное русло. Вот наши советы и рекомендации.

Чем занять детей на перемене в школе?

Есть два варианта — в зависимости от того, на какой возраст и темперамент вы рассчитываете:

  1. Спокойные игры . Подойдут для девочек и школьников со спокойным темпераментом. Они развивают концентрацию и творческое начало у детей.
  2. Активные игры . Нужны в первую очередь младшим школьникам: многие из них гиперактивны, тяжело адаптируются к школе после детского сада и нуждаются в том, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию.

Спокойные и подвижные школьные игры на переменах можно чередовать и даже сочетать друг с другом — чтобы продуктивно занять детей разных возрастов, увлечений и потребностей.

Совет : чтобы детям было интереснее, попробуйте построить игры на перемене вокруг любимых мультфильмов, фильмов или сериалов. Мы также рекомендуем выделить специальное помещение для игр и прочих активностей, где дети смогут бегать, лазать и прыгать без риска покалечиться или разбить стекло.

Спокойные игры: развиваем творчество и внимание

Рисование и лепка

Если погода позволяет, можно рисовать мелками на улице или лепить снеговиков. Если же на улицу выходить не хочется, не менее интересно рисовать карандашами или мелками на бумаге или лепить из пластилина.

Выберите тему, это может быть что угодно: любимые персонажи мультфильмов, время года и ближайшие праздники, путешествия, семья и досуг. Если потребуется — пусть дети продолжат работу на следующих переменах, пока не закончат. В финале соберите или сфотографируйте работы и устройте выставку в классе или холле.

Для кого: дети любого возраста.

Игра в шашки или шахматы

Лучше проводить в специально оборудованном классе или игровой комнате, где дети смогут сосредоточиться. Поможет развить логику, концентрацию и соревновательный дух, а также — выявить тех, у кого есть особые способности к математике.

«Крокодил»

Эта игра знакома многим: каждый по цепочке загадывает водящему слово, которое он должен показать остальным только с помощью пантомимы и подручных средств. Первому, кто угадает слово, водящий загадывает следующее. Развивает воображение и другие творческие способности, помогает привлечь внимание гиперактивных детей, которым сложно сконцентрироваться.

Для кого: для детей любого возраста.

Активные игры: выпускаем пар

Квест

Идеальный способ увлечь даже самых неусидчивых. В качестве темы можно выбрать поиск пиратских сокровищ, секретного оружия или волшебной суперсилы. Спрячьте в разных местах (в классах, коридоре, столовой) листочки с загадками, ответ на которые приводит к следующему этапу. Лучше, если играть будут несколько команд. В финале победители получают приз, который найдут с помощью подсказок: например, сладости, значки, игрушки, яркие браслеты или сок. Квесты хорошо развивают логику, соревновательный и командный дух. И, к тому же, этот вид игр очень популярен у детей, вам будет легко их увлечь.

Для кого: ученики средней школы.

Смена номеров

Игроки встают в круг, близко друг к другу и получают номера (по порядку). В центре стоит ведущий, который называет по два номера, чьи обладатели должны быстро поменяться местами. Пока они меняются, ведущий старается занять одно из освободившихся мест в круге. Если удалось — водит тот игрок, чье место занято. Игра развивает концентрацию и навыки устного счета, что особенно полезно для младших школьников. Вместе с тем, здесь важны скорость и реакция, что подходит детям постарше.

Поймай, если сможешь

Игроки становятся в круг и берутся за руки. В центре — двое: один с завязанными глазами, а другой — со звонком в руках (можно использовать телефон с рингтоном, пищалку или любую игрушку со звуком). Игрок со звонком перемещается по кругу, издавая звук и вовремя приглушая его, а первый игрок ловит, ориентируясь на звонок. Эта игра увлекает не только участников, но и зрителей, а еще — развивает ловкость и реакцию. Круг нужен для подстраховки: так ребенок с завязанными глазами избежит травм.

Для кого: для младших и средних школьников.

Игра на внимание

Дети выстраиваются в линию или круг. Ведущий подает команды: «Садимся!», «Встаем!», «Прыгаем на одной ноге!» и так далее, а делает иногда что-то совсем другое. Задача игроков — строго выполнять команды, не обращая внимания на действия ведущего. Тот, кто ошибается, выбывает из игры, и в итоге остается один победитель: его можно наградить грамотой или медалью «Самый внимательный». Игра развивает внимание, логику и помогает размяться даже малоподвижным детям.

Для кого: для младших школьников.

Татьяна Ковригина

Муниципальное образовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Адышева Структурное подразделение Кировского регионального отделения

ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы) ДИМСИ/АДЫШЕВО

Социальный проект

Организация отдыха на переменах

младших школьников «Наша ДИМСИТЕКА»

Руководитель:Ковригина Татьяна Анатольевна старшая вожатая

село Адышево, 2019 год

Информационная карта

1. Название социального проекта «ДИМСИТЕКА»

2. Команда, разработавшая и осуществляющая проект (название детского объединения) Структурное подразделение ДИМСИ/АДЫШЕВО

3. Наименование образовательного учреждения, почтовый адрес, контактный тел. МОКУ СОШ с. Адышева 612077 Кировская область, Оричевский район,

с. Адышево, ул Советская, д11

4. ФИО старшей вожатой, контактная информация.

5. Целевая группа Обучающиеся 1-4 классов Адышевской средней школы

6. Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Актуальность проекта обусловлена:

Повышенной возбудимостью у одних и малой подвижностью у других младших школьников во время неорганизованных игр на переменах;

Недостаточной степенью коммуникации между разными классами начальной школы и ребятами из старшего звена;

Повышенной телефономанией – игры в интернете.

7. Цель и задачи проекта

Задачи проекта:

8. Краткая аннотация содержания проекта Подготовка и проведение командой СП «ДИМСИ/АДЫШЕВО» подвижных игр во время перемен для обучающихся начальной школы

10. Социальные партнеры Учителя начальных классов, старшая вожатая, социальный педагог

11. Предполагаемая стоимость проекта 0 рублей

12. Георгафия проекта МОКУ СОШ с. Адышева 612077 Кировская область, Оричевский район, с. Адышево, ул Советская, д11

Актуальность проекта

Младший школьник, в силу своих физиологических особенностей, очень подвижен.

Малоактивное поведение во время уроков частично компенсируется двигательной активностью в перемены.

Поэтому, стремящиеся к движению ученики начальной школы особенно любят бегать на переменах, а это очень опасно, так как в любой момент можно получить травму.

Одной из самых полезных и интересных форм работы с учащимися начальных классов являются подвижные игры на переменах.

Игры на переменах являются необходимым элементом режима дня школы. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает гигиеническую ценность перемен и увеличивает эффективность учебных занятий. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроках.

В среднем, для детей, которые не занимаются в спортивных секциях (порядка 70%, примерное время двигательной активности в неделю не превышает 3 часов 35 минут.

Реализация проекта позволяет увеличить время двигательной активности учеников 1-4 классов на 50 минут в неделю, что составляет 25% от исходного уровня. При этом время двигательной активности в неделю составит 4 часа 25 минут.

Кроме того, организация свободного времени младших школьников позволит эмоционально разгрузить детей после урока, а некоторые игры и упражнения будут способствовать настрою на следующий урок.

И самое актуальное в настоящее время, являющееся панацеей детей всех возрастов, это «зомбирование» телефонами и компьютерными играми.

Благодаря организации игр во время перемен у учащихся младших и средних классов не останется время на игры в телефоне.

Необходимо отметить, что, проводя подвижные игры с младшими школьниками, ребята из старшего звена сами будут участвовать в них.

Таким образом, повышается работоспособность как у младших школьников, так и у ребят старшего звена.

Реализация данного проекта командой активистов СП решает несколько задач:

Сплочения коллектива школы (налаживаются тесные дружеские отношения между разными классами начальной школы и между младшим и старшим звеньями);

У детей укрепляется ощущение себя частью коллектива не только своего класса, но и всей школы;

Воспитываются качества ответственности, взаимовыручки, доброжелательности, заботы друг о друге, повышается общий эмоциональный настрой.

Подвижные игры на перемене являются сильным положительным зарядом на весь день для всех участников.

Цель проекта:

Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи проекта:

Провести анкетирование младших школьников, чтобы выяснить, в какие игры они хотели бы играть;

Подготовить игры для детей, учитывая их интересы;

Научить детей организованно проводить свободное время, играть сообща;

Научить детей простым танцевальным движениям, которые можно делать всем одновременно

Срок реализации проекта: сентябрь-май (2018 -2019 уч. г)

Инициаторами и организаторами проекта являются: Министр Культуры и активисты 7, 8, 9, 10 классов СП ДИМСИ/АДЫШЕВО

Критерии оценки:

1 Структура описания проекта

Краткая аннотация проекта (идея)

Партнеры проекта

Актуальность проекта

Цель проекта, задачи

География проекта

Целевая группа

Команда проекта (распределение обязанностей)

План реализации проекта

Бюджет проекта

Перспективы развития проекта

2 Подтверждение деятельности (фото, видео и др.)

3 Мониторинг (в любой форме)

Практическая значимость:

Улучшение игровой зоны на 1 этаже начальной школы – использование аудио и видео записей, транслирующийся с телевизора на стене в фойе;

Организация игр на переменах как механизм реализации двигательной активности младших школьников;

Смета проекта составляет 0 руб, т. к. в школе есть весь сопутствующий инвентарь (мячи, ракетки, веревки и кегли);

Тип проекта: социальный

План подготовки и реализации проекта «ДИМСИТЕКА»

Постановка проблемы. Изучение нормативно-правовой базы по проблеме организации деятельности младших школьников во время перемен

Тестирование младших школьников «Поведение детей на уроках» Анализ результатов теста (Тест и результаты см. Приложение № 1) 8 и 22 октября

Выявление разных симптомов, проявляющихся во время уроков, негативно влияющие на поведение детей

Проведение анкетирования школьников 1-4 классов

(см. Приложение № 2)

Выявление потребностей младших школьников в организованной деятельности на переменах

Разработка методического обеспечения проекта (см. Приложение № 3)

(см. Приложение №4)

Обучение команды совета социального направления

Знакомство с методикой их проведения

(деление на «активные тройки»; выбор дней и игр)

(см. приложение №5)

Анализ полученных результатов.

Корректирование планов на будущее.

Ожидаемые результаты:

1. Отлаженный и эффективный механизм организации внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в Адышевской средней школе;

Перспективы развития проекта:

Дальнейшее развитие проекта мы видим в реализации его социально–общественной функции:

Пополнение методической копилки «Подвижные игры для младших школьников во время перемены» новыми играми и упражнениями;

Организация и проведение игр на переменах для младших школьников в следующем 2019-2020 уч. году;

Включение в проект учащихся среднего звена (5-7 классов, для передачи опыта и обучения.

К перспективам дальнейшего развития проекта относятся:

Проведение благотворительных концертов для разных слоев населения села Адышева (разучивание танцевальных движений на переменах можно использовать в подготовке танцевальных номеров);

Проведение специализированных мероприятий, ориентированных на подрастающее поколение (мастер - класс; игра-шоу; викторина/конкурс и т. п);

Фестивали детского творчества – подведение итогов.

Приложение № 1

Тест «Поведение детей на уроках»

источник: «Настольная книга школьного психолога 1-4 классы»

В тестировании приняли участие обучающиеся 1-4 классов Адышевской средней школы. Всего было опрошено 48 человек.

Тестирование провели активисты ДИМСИ

Результаты теста:

В ходе проведенного исследования мы выяснили, что благодаря реализации проекта «ДИМСИТЕКА» у младших школьников заметно снизились следующие показатели:

Симптомы До реализации проекта

Кол-во человек Во время реализации проекта Кол-во человек

Тревожность 28 20

Утомляемость 39 31

Отвлекаемость 45 41

Демонстративность 28 23

Двигательная активность 43 35

Проведенный опрос показал, что благодаря реализации социального проекта «ДИМСИТЕКА» у школьников 1 – 4 классов заметно снизились показатели по всем 5 пунктам, что говорит о достижении поставленных задач.

Благодаря занятости на переменах младшие школьники меньше балуются на уроках, утомляются и самое главное уменьшился показатель тревожности на уроках.

Приложение № 2

Анкета «Потребности младших школьников в организованной деятельности на переменах»

Анкетирование проводилось командой активистов СП «ДИМСИ/АДЫШЕВО»

Всего в опросе участвовало 63 ученика 1-4 классов.

Анкета состояла из трех этапов:

1. этап - Детям задавался один вопрос «Чем вы предпочитаете заниматься на перемене?»

А) играть,

Б) готовиться к следующему уроку,

е) рисовать

Результаты 1 этапа:

Во время анкетирования выяснилось:

А) Из всех видов деятельности на перемене наиболее популярна игра – 90% из числа опрошенных.

Б) На втором месте – 20% высказались за подготовку к следующему уроку.

В) на третьем месте – 10% - любители спокойного общения.

А вот лидером дополнительного (своего) ответа, конечно был – поиграть в телефоне, но мы заблаговременно не внесли его в таблицу.

2. этап - Детям задавался вопрос «Какие игры вы предпочитаете на перемене?»

И предлагались варианты ответов:

А) подвижные,

Б) спокойные.

Результаты 2 этапа:

В результате опроса выяснили, что большинство опрошенных - 97% отдали предпочтение подвижным играм, и только 15% - за спокойные игры.

3. этап - Детям был задан вопрос: «Игры на перемене. С кем тебе интересно играть?»

И предлагались варианты ответов:

А) с одноклассниками,

Б) с мальчиками/девочками,

В) с ребятами других классов.

Результаты 2 этапа:

В результате опроса выяснили, что большинству младших школьников интересно играть:

78% детей – с одноклассниками;

80% детей – с ребятами из других классов;

45% детей – с мальчиками или девочками.

Т. О. в результате проведенной анкеты мы получили результат:

90% опрошенных учащихся 1-4 классов Адышевской средней школы предпочитают на переменах играть, 97% выбрали – подвижные игры и 80% детей хотят играть с ребятами из разных классов.

Приложение № 3

Методическая копилка

«Подвижные игры для младших школьников во время перемены»

Отбор подвижных игр осуществлялся по следующим критериям:

возраст младших школьников (от 6 до 10 лет)

длительность перемены (15 мин.)

место проведения игр (рекреация 1-ого этажа)

Исходя из этих критериев и результата опроса школьников, мы провели более 25 различных подвижных игр в течение времени с 7 ноября по 28 ноября 2018 и с 16 января 2019 г по настоящий момент.

Предпочтения школьников выразились в том, что они лучше освоили правила, предлагали провести, а затем и сами организовывали следующие игры:

"У медведя во бору"

Все играющие свободно располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне проводится линия - опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Дети подходят и медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь не спит,

Он на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово - "рычит", "медведь" с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать, Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будет поймано трое-пятеро ребят.

«Чай-чай – выручай!»

2-3 водящих догоняют остальных игроков и салят их. Засаленные останавливаются на том же месте и, расставив руки, и кричат: «Чай-чай – выручай!» Незасаленные игроки могут выручить их, коснувшись рукой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 незасаленных игроков на площадке. Они и становятся следующими водящими.

"Совушка"

Из числа играющих выделяется "совушка". Ее гнездо в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. "Совушка"-в гнезде.

По сигналу ведущего: "День наступает, все оживает!"-дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, все замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо, За один выход она может добыть двух или даже трех играющих.

Затем "совушка" опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться по площадке.

После двух-трех выходов совушки" на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила запрещают "совушке" подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

"Кошки-мышки"

Участвуют две команды. Одна ("мышки") размещается на длинной стороне площадки. Другая - на середине площадки образует мышеловку:

Игроки стоят в трех шеренгах, взявшись за руки, лицом к "мышкам". Расстояние между шеренгами - 1-1,5 м. В коридорах между шеренгами - по одной "кошке". По первому сигналу самые смелые "мышки" пробегают на другую сторону площадки, пролезая под руки стоящих в шеренгах. "Кошки", бегая по своим коридорам, стараются поймать как можно больше "мышек". По второму сигналу стоящие в шеренгах отпускают руки, поворачиваются направо и снова берутся за руки. В образовавшиеся свободные проходы устремляются остальные "мышки". "Кошки", оказавшиеся в отрезанном коридоре, не имеют права ловить "мышек". Игра повторяется несколько раз. Отмечаются лучшие "кошки" и "мышки". Затем дети меняются ролями.

«Бездомный щенок»

Количество игроков - 7-9

Инвентарь: мел.

На полу рисуются круги. Участники игры, их на один больше, чем кругов. По хлопку старается занять место, один игрок остается без места. Он выбывает, один круг стирается. Выигрывает тот, кто останется последним.

«Цепи кованые»

Все игроки делятся на две команды, берутся за руки и расходятся двумя шеренгами к противоположным сторонам площадки. Команды по-очереди произносят:

Цепи кованые, разбейте нас!

Антоном.

Выбранный игрок разбегается и пытается разбить цепь противоположной команды в любом месте. Если он разбивает цепь, то уводит одного из разбитых «звеньев» с собой в свою команду, если не разбивает, то остается сам в этой команде. Команды играют по-очереди. Выигрывает та команда, в которой больше игроков, т. е. цепь длиннее.

Выбор младшими школьниками сюжетных игр объясняется тем, что они способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и творчества. Это игры «Волки во рву», "Два мороза", "Совушка". В этих играх воспитывается основа поведения, умения выполнять правила общественного порядка. В коллективных играх воспитывается простейшее представления о нормах поведения.

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания, подсказывают ритм и темп. Это игры типа "Два мороза", «У медведя во бору». Игры, сопровождающиеся текстом, нравятся и старшим ребятам. Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.

Приложение № 4

График проведения подвижных игр активистами ДИМСИ

Команда (10 чел., разработавшая и осуществляющая проект, представлена учащимися 7-10 классов, входящими в СП ДИМСИ/АДЫШЕВО.

Ребята разделились на 5 «активных двоек», каждая из которых проводила игры на третьей перемене 1 раз в неделю (всего 5 дней, кроме субботы).

Приложение № 5

Для детей

Участвуешь ли ты в играх на переменах? Да – 66%;

Иногда – 24%;

Нужны ли разминки на уроках? Да – 99%;

Иногда – 1%;

Иногда – щ%;

Что полезного для тебя от таких переменок? Отдохнул от уроков;

Нравится играть, общаться;

Научился новым играм;

Научился танцевать;

Перестал стесняться;

Подружился с ребятами из других классов

Для учителей

Участвуете ли Вы в играх на переменах? Да – 73%;

Иногда (занят подготовкой к уроку) 27%

Нужны ли подвижные игры на переменах? Да – 100%;

Что полезного для Вас от таких переменок? Дети приходят отдохнувшие

С хорошим настроением

Заряд бодрости

Развивается память

Для родителей

Участвуете ли Вы в играх на переменах? Хотелось бы, но не могу – 88%

Нет, не буду – 12%

Нужны ли разминки на уроках? Да – 100%;

Нужны ли подвижные игры на переменах? Да – 89%;

Не знаю – 7%

Нет, пусть к уроку готовятся – 4%

Что полезного для Вас от таких переменок? Дети расслабляются

Отдыхают эмоционально

Больше узнают

Когда Вы учились в школе, у Вас были такие перемены? Да – 45%

Не помню – 55%

Аналитическая справка по реализации

социального проекта «ДИМСИТЕКА»

в Адышевской средней школе

Тип проекта: социальный

По длительности: краткосрочный.

По количеству участников: групповой (учащиеся 1-4 кл, активисты-волонтеры уч-ся 7-10 кл, педагоги, родители.

Проблема: неорганизованный отдых младших школьников на переменах.

Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи проекта:

Провести анкетирование младших школьников, чтобы выяснить, в какие игры они хотели бы играть;

Подготовить игры для детей, учитывая их интересы;

Научить детей организованно проводить свободное время, играть сообща;

научить детей простым танцевальным движениям, которые можно делать всем одновременно

Ожидаемые результаты:

Отлаженный и эффективный механизм организации внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в Адышевской средней школе;

2. Создание методической копилки «Подвижные игры для младших школьников во время перемены»;

4. Занятость младших школьников на переменах;

5. Хорошие, товарищеские отношения между классами начальной школы;

6. Взаимодействие в игровой деятельности младшего и старшего звеньев, более эффективная организация шефской помощи в дальнейшем.

Продукт проекта:

Банк «ДИМСИТЕКИ» - подборка игр, упражнений и конкурсов для проведения на переменах.

Раздаточный и игровой (дидакционный) материал для проведения игр.

В ходе реализации проекта «ДИМСИТЕКА» предполагаемые результаты были достигнуты:

мы собрали большую подборку игр, упражнений и конкурсов для проведения на переменах.

реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые навыки поведения на переменах, а именно отдых в игровой форме.

создана предметно – развивающая среда: подобрана методическая и детская литература.

повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся поведения их детей во время перемен.

Показатели эффективности работы с детьми мы видим в следующем:

Учащиеся младших классов активно включаются в игровую деятельность.

Многие ребята нашли себе новых друзей в разных классах.

В результате проводимой работы с родителями повысился процент заинтересованности ими проблемой организации занятости детей во время перемен, вследствие чего они стали активными участниками проекта.

Таким образом, работа в рамках проекта, способствовала формированию близких и доверительных семейных отношений, дружбе и сплочению детей разного возраста.

Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.

У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменках.

Длинный хвост
Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.

Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.

Итак, ведущий называет:
Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)

Светакостяирадима
В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.

Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.

Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.

Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…

Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.

Чайник с шишечкой
В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).

Между игроками распределяются роли:
Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма

Ведущий говорит текст:
Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет

Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:
Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке

Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.

Надувная кукла
Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.

Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".

По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».

Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…

Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух. Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.

После этого насос и кукла меняются ролями.

Походка неандертальца
Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:

Вора
- клоуна
- старой бабушки
- крадущейся кошки

Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.

Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:

Гипнотезер
В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.

Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.

Лапы, ноги, хвост
В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.

На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной

Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:
- лапы

Или:
- ноги

Или:
-хвост

Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.

Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую

При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую

Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.
Тот, кто сбился, выбывает из игры.

Горячая картошка
И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.

Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.

Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.

Третьим кризисом в жизни ребенка после его рождения и детского сада является, безусловно, школа. И чтобы ребенку было комфортно на уроках, перемене, во время отдыха на улице в школьном дворе, учителю необходимо создать благоприятные условия, которые позволят не только развивать ребенка физически, но и умственно. Этому способствуют игры, в процессе которых первоклашка учится общаться со сверстниками, ориентироваться в пространстве, узнает окружающий мир, развивает ловкость и т.д.

Своеобразным организационным и обязательным моментом на уроке являются игры, проводимые учителем в классе. Они не только положительно влияют на умственное развитие ребенка, но и позволяют сделать паузу для отдыха еще не совсем адаптированных детей к школе.
В методической копилке учителя должны быть дифференцированные и интересные игры для первоклассников.

Игры на внимание

1. «Мики Маус».
Обычно в классе парты стоят в 3 ряда. Учитель сообщает детям, что каждый ряд — это команды. Первая группа (1 ряд) должна громко крикнуть «Мики», когда учитель поднимет правую руку вверх. Вторая команда (3 ряд) кричит «Маус», если поднимает левую руку. А третья группа (средний ряд) должна громко крикнуть «Мышонок», если учитель скрестит руки.
Примечание. Педагог в начале игры предупреждает детей, что им нужно быть очень внимательными, так как он может намеренно их путать, например, поднять вверх одновременно две руки.

2. «Моторчик».
Своеобразно ее проводить, когда ребята устали и начинают нарушать дисциплину в классе. Подобные игры с первоклассниками на уроке помогают им «нашуметься» и дальше работать в полной тишине.
Итак, учитель спрашивает у детей, как работает мотор в машине, какой звук он издает. Педагог просит учеников представить, что они — это один мотор, а он — водитель, который будет его регулировать. Когда рука — «рычаг» будет подниматься вверх, мотор должен работать громко (произносить звук «р-р-р»), если опускается вниз, то он работает тише.

Игра на развитие воображения

Игра «Покажите звуки»

В руках у учителя карточки с картинками животных, птиц, предметов. Педагог показывает классу по одной карточке. Дети должны, не называя того, что изображено на картинке «сказать» слово звуком и изобразить с помощью мимики и жестов. Например, кошка. Первоклашки говорят «мяу-мяу» и показывают коготки.

Игра для снятия мышечной нагрузки

Игры для первоклашек в классе должны носить также комплексный характер, особенно на уроках письма и математики, когда задействована мелкая моторика и мышцы спины.
1. «Дождик».
Эта игра хорошо снимает напряжение и очень нравится детям. Учитель говорит ребятам, чтобы они представили, что идет дождь. Педагог комментирует, ученики вместе с ним повторяют только движения.
— «Пошел дождь» (дети поднимают руку перед собой ладошкой вверх).
— «Сначала одна капля» (ударяют по ладошке одним пальчиком другой руки).
— «Затем две капли» (двумя пальчика и т.д.).
— «И тут полил сильный дождь» (ученики хлопают в ладоши).
— «Дождь понемногу стал утихать. Четыре капли, три, две, одна» (также показывают в обратном порядке).
— «Дождь закончился. Выглянуло солнышко!» (дети поднимают руки вверх).

Игра на развитие скорости реакции

1. «Такие разные животные».
Первоклашки встают из-за парт. Игра проводится на месте. Учитель произносит слова (4-5), а дети изображают то, что им сказал классный руководитель, причем темп игры постепенно увеличивается. Например, «цапля» — ученики стоят на одной ноге, «зайчик» — ставят руки на макушки и подпрыгивают вверх, «слон» — вытягивают одну руку вперед, словно хобот и т.д.
Примечание. В начале игры педагог должен сам показать движения.

Плюсы проведения игр в классе.
Данные игры для первоклассников в классе позволяют за небольшой промежуток времени снять эмоциональное и физическое напряжение, сконцентрировать внимание на уроке при дальнейшей работе и даже помогают постепенно справиться детям с комплексами.

Игры для первоклассников на перемене

Пока у первоклашек не развито чувство коллективизма и организованности, учитель должен постоянно находиться рядом с учениками, в том числе во время игр на перемене.
Следует помнить, что не стоит проводить слишком активные и подвижные игры для первоклашек на переменках, так как ребята могут не только устать из-за своего неумения правильно распределять силовую нагрузку, но и настолько стать возбужденными, что на уроке они попросту станут неусидчивыми. Поэтому игры для первоклассников на перемене правильней проводить в кругу, без догонялок, пряток и т.п.

Игра на сплочение класса

1. «Миксер»
Ребята стоят в кругу. В центре водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого… и называет 1 признак (например, длинные волосы, кто в кроссовках, кто любит пирожные и пр.)». В момент движения, водящий должен занять одно из освободившихся мест. Кто не успеет встать во время, становится в центр круга.
Эта игра позволяет узнать друг о друге не только ребятам, но и учителю, а также развивает внимание и быстроту реакции.

2. «Цифры»
Данная игра похожа с предыдущей. Первоклашки рассчитываются по порядку, стоя в кругу и запоминают каждый свое число. Затем один из желающих выходит в центр и называет любые 2 числа (учитывая расчет), которые должны поменяться местами, а водящий как можно быстрее занять одно из мест. Кто не успел, становится в центр и продолжает игру.

3. «Построение»
По команде учителя класс должен построиться:
— по росту,
— по длине волос,
— по цвету глаз и т.д.

4. «Веревочка»
Ученики, держась за веревку или скакалку, должны построить с помощью нее какую-либо фигуру, букву и т.д. Например, круг, буква «П», «Г» и др.

Игра на выявление лидера в группе

1. «Крокодил»
Ребята сидят на корточках, образуя круг. Здесь же находится учитель, который произносит слово «Крокодил» и одновременно на пальцах показывает число — 1, 2, 5…, т.е. это число, будет обозначать, количество ребят, которые должно подняться. Каждый встает по своему желанию.
Педагог внимательно наблюдает и делает для себя выводы: те мальчики и девочки, которые поднимались чаще всего, являются потенциальными лидерами в классе. Кроме того, эта игра помогает детям еще и повторить счет.

Игры для первоклассников на улице

Школьный двор, как известно, позволяет не только проводить подвижные игры, но и такие, где не запрещается громко кричать и шуметь.

Игры для разминки

1. «Дрозд»
Класс делится на 2 команды. Становятся лицом в 2 шеренги. Затем повторяют слова и движения, показывая друг на друга:
— «Ты — дрозд, я — дрозд»,
— «У тебя нос, у меня нос»,
— «У тебя щечки красные, у меня щечки красные»,
— «У тебя губки алые, у меня губки алые»,
— «Мы два друга любим друг друга!» (обнимаются).

2. «Угадай, чей голосок?»
Выбирают среди детей водящего, который стоит в центре круга с закрытыми глазами. Остальные ученики, взявшись за руки, водят хоровод и произносят слова:
— «Собрался в кружок народ,
Водим, водим хоровод,
А как скажем: «скок-скок-скок» (эти слова должен сказать кто-то один из первоклассников. Лучше, когда сам учитель, молча, покажет на ученика). Угадай, чей голосок?!»

Затем ребенок открывает глаза и должен догадаться, кто сказал «скок-скок». У него есть 3 попытки. Если справился, то меняются местами, если не угадал, то остается по-прежнему водящим.

Игры для первоклассников на улице хороши еще и тем, что благодаря большому пространству можно проводить общие игры, требующие от детей определенных действий.

Командно-сюжетная игра

1. «Мамонты»
Участвует весь класс. Учитель распределяет роли между первоклашками: мамонты (большинство класса), спасатель — 1 ребенок, охотники (2-3 пары) — должны передвигаться вдвоем только, держась за руки. Их задача — поймать мамонта. Чтобы это сделать, нужно поймать «животное», образовав кольцо, взявшись свободными руками. После этого охотники отводят в таком положении добычу в обговоренное заранее место. Если спасатель не успеет освободить мамонта, т.е. коснуться его рукой, то этот ребенок выбывает из игры.
Спасатель может «освободить» жертву только 3 раза. Если ребенок попался «в лапы» охотников более, чем положено, то он также выходит из игры.

2. «Выручай!»
Среди учащихся выбирают 1-2 водящих, которые должны «замораживать» касанием руки всех передвигающихся ребят. Если кого-то все-таки заморозили, то он должен стоять на месте — руки в стороны, ноги на ширине плеч и громко кричать такие слова:
«Поскорее прибегай
И меня ты выручай!».
Остальные участники (кто-то один) могут его «выручить», если пролезут под ногами «замороженного». Только тогда «спасенный» может продолжать игру.

Игры со спортивным инвентарем

1. «Овощи-фрукты»
Водящий бросает мяч по очереди игрокам, стоящим в одну шеренгу, называя при этом овощи и фрукты в любом порядке. Если это овощ, например, картошка, нужно поймать мяч и присесть, если фрукт — яблоко, то следует также поймать мячик, а потом подпрыгнуть.

2. «Рыбачок»
Ребята стоят в кругу, в центре первоклашка со скакалкой. Он крутит ее по часовой стрелке, а все остальные должны подпрыгивать, чтобы не коснуться ногами скакалки. Кто не успел или замешкался, становится «пойманной рыбкой». Затем водящий и рыбка меняются местами.

Все вышеперечисленные развлечения, казалось бы, на первый взгляд простые забавы для детей, но такие служат своеобразной подготовкой к большой школьной жизни. Благодаря игровым ситуациям ребята учатся правильно вести себя, логически мыслить и приучаются к спорту.

Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.

У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменах.

Длинный хвост

Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.

Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.

Итак, ведущий называет:

Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)

Тому, кто поднял руку не вовремя, начисляют штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всего штрафных очков.

Светакостяирадима

В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.

Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.

Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.

Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…

Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.

Чайник с шишечкой

В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).

Между игроками распределяются роли:

Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма

Ведущий говорит текст:

Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет

Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:

Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке

Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.

Надувная кукла

Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.

Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".

По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».

Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…

Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух.Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.

После этого насос и кукла меняются ролями.

Походка неандертальца

Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:

  • клоуна
  • старой бабушки
  • крадущейся кошки
  • пьяного человека

Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.

Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:

Гипнотезер

В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.

Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.

Лапы, ноги, хвост

В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.

На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной

Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:

Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.

Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую

При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую

Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.

Тот, кто сбился, выбывает из игры.

Горячая картошка

И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.

Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.

Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе