Познаем компьютер вместе

C разработкой Two Worlds 2 связана интересная история. Сразу после выхода первой части разработчики начали делать аддон под названием The Temptation. Спустя некоторое время RealityPump Studios объявили, что игра получилась слишком амбициозной и переросла в полноценное продолжение. На всех выставках игра действительно казалась огромной и проработанной ролевой игрой. Разработчики обещали нам несчётное множество нелинейных квестов, корректную физику поведения предметов вокруг игрока, огромный мир, площадью в 60 кв. км (правда как выяснилось, только 40% из них оказалось сушей), несколько концовок, были даже намеки на акробатику а-ля Assassin’s Creed. К сожалению, некоторые обещания так и остались обещаниями, но в целом RealityPump Studios выполнили все задачи, которые они поставили перед собой.

Начинается игра побегом главного героя из темницы (привет Oblivion!). Благодаря оркам (которые вдруг решили помочь нам) мы выбираемся на свободу. Уже здесь игра показывает свои главные достоинства и недостатки. Если говорить о плохой стороне игры, то, даже судя по первому ролику, заметно, что анимация и модели персонажей выполнены на уровне игры примерно пятилетней давности. Мимика как таковая практически отсутствует, а диалоги между персонажами похожи на кукольный театр. Если говорить о геймплее, то и тут не все вышло гладко – в процессе обучения игра знакомит нас с управлением, и вот тут становиться заметно, что его разработчики затачивали под консоли. Приготовьтесь к тому, что на одну кнопку здесь может быть навешано (в зависимости от ситуации) до трех действий. Не слишком удобно. Зато на геймпаде игрок начинает чувствовать себя как дома. Так что если вы еще не приобрели это чудо цивилизации (оптимальный вариант использовать джойстик от Xbox), то сейчас самое время. Но даже подключив геймпад к компьютеру, вы все равно будете раздражены некоторыми моментами до конца игры. Например, взаимодействие с предметами или живыми существами может довести вас до нервного тика: прежде чем сесть на лошадь, главный герой может полчаса прыгать возле неё (ведь за клавишу взаимодействия отвечает еще и действие прыжок), но ни в коем случае не сядет в седло.

По части ролевой системы разработчики решили не открывать Америку, а взяли и почти полностью скопировали ее из лучших игр в своем жанре. В прокачке своего персонажа вас никто и никакими рамками не ограничивает: хотите стать боевым магом, который на расстоянии будет швыряться файерболлами, а в ближнем бою будет встречать врагов огромной секирой? Пожалуйста! Или может быть, вы любите действовать бесшумно и убивать врагов со спины? И это возможно. Никто не будет вас заставлять прокачивать навыки одного класса (хотя на момент выхода игры лучником играть заметно тяжелее), что, конечно же, радует. Но если вы вдруг ошиблись, навыки можно сбросить за определенную плату (причем довольно таки большую).

Кстати о деньгах. В Two Worlds 2 игроку предоставляется масса возможностей подзаработать и потратить наличные. Игры в кубики (случайные броски и своеобразный покер), охота на животных (вот тут лучники и будут чувствовать себя как дома) и последующее изготовление из добытых трофеев зелий. Воинам можно порекомендовать истребление врагов и последующее изъятие оружия у трупов (которое естественно затем можно продать), а ворам подзаработать кражей товаров у торговцев.

Раздобыв начальный капитал и закупившись экипировкой, можно отправляться в путешествие. Основная компания игры занимает порядка 12 часов. Прибавьте к этому дополнительные квесты (которые мало того, что нелинейные, так еще и по продолжительности могут дать фору некоторым основным), и у вас получится результат около 18 часов. Кроме квестов, разработчики придумали массу развлечений. Тут, например, присутствуют гильдии (всего три + две неофициальных), живая природа и фауна (уникальная для каждого острова), с возможностью, как уже говорилось выше, охоты на зверей, скачки на лошадях и даже про аналог Guitar Hero (с флейтой и скрипкой в главной роли!) не забыли.

Боевая система больше напоминает Gothic 3, то есть никаких тактик, а закликивание врага до его смерти. Но это происходит только тогда, когда вы сражаетесь с врагом один на один. Если вас окружает несколько врагов, то тут уже придется выворачиваться и применять все ваши боевые навыки. С магической системой все намного интереснее. Существует пять школ: магия воды, земли, огня, воздуха и некромантия. В каждой школе существуют карты, которые можно смешивать с картами действия (призыв, защита, урон, заряд, чары и т. п). Учитывая, что у каждой школы имеется как минимум по три карты, можете себе представить, сколько комбинаций можно сделать. Приведем наглядный пример: если «смешать» карту некромантии с картой призыва, то на выходе у вас получится заклинание «Призыв скелета». Никто не ограничивает вас в выборе: игра наоборот, поощряет эксперименты.

Стоит упомянуть и графику, которая действительно удалась. Если с персонажами все удалось, мягко говоря, не очень, то с пейзажами все ровно наоборот. Заглядевшись на все эти деревья и травку (заслуга движка GRACE, который, кстати говоря, был разработан с нуля), можно вполне умереть от вражеского топора прямо посреди поля.

Игровой мир игры достаточно большой и исследовать на своих двоих его было бы просто глупо. Кроме собственно своих ног в качестве транспорта можно использовать лошадей, лодки и телепорт. Но когда автор этих строк проскакал на лошади всего сто метров, желание продолжить езду таинственным образом пропало. Представьте: чтобы ехать на лошади с одинаковой скоростью, вам необходимо постоянно следить за шкалой и периодически нажимать правую кнопку мыши. После этого задаешься вопросом, слышали ли поляки об игре Mount & Blade, где управление четырехногим другом доставляет одно удовольствие. Ну а надобность лодки сразу же пропадает, когда вы откроете карту: для перемещений между островами есть удобная система телепортации, и лишь на нескольких небольших островах ее нет, чтобы добраться до них вам потребуется купить судно, и, мучаясь с идиотской системой управления ветром обнаружить, что ничего интересного там собственно и нет. Зато другие острова авторы делали со старанием, но и тут правда не обошлось без копипаста: если первый остров со столицей Хатмандор уникален, то последующие были придуманы явно не головами самих RealityPump Studios. Остров с главным городом Новый Ашос, например, напоминает каждую вторую корейскую MMORPG (Perfect World например), а центр третьего острова прямо таки копирует с его болотами и славянской мифологией.

Но несмотря на недостатки (немногочисленные кстати) Two Worlds 2 справляется с главной задачей: заставить игрока окунуться с головой в этот мир и удерживать нас до конца игры. Сюжет хоть и неоригинален (аналогичную историю можно подсмотреть в любой фентези вселенной), но выполнен на высоком уровне: прописанные персонажи (к сожалению, это относится только к NPC побочных квестов) и все атрибуты дорогостоящего сценария(намек на романтику, легкий юмор, предательство) у игры на месте, а ролевая система достаточно глубока и потребует от вас огромного количества времени, чтобы изучить все навыки. Кстати, если не успеете прокачать персонажа до конца игр — не беда, по окончании основной линии заданий вам представится возможность пройти незавершенные дополнительные задания и наверстать упущенное, а возможности сетевой игры с немалыми режимами, продлят удовольствие от одиночной компании.

Перевод. Локализация от 1С вышла на редкость ужасной (впрочем, редкость ли?) — голоса подобраны плохо, да и актеры не отличаются умелой игрой. Однако плохая локализация отличных зарубежных RPG для нас становится традицией: сперва был Dragon Age от Snowball, теперь вот Two Worlds 2. Оценка перевода — 3.0

  • Геймплей — 9.0
  • Графика — 8.5
  • Звук и музыка — 7.5
  • Сюжет — 7.5
  • Управление с клавиатуры — 7.5, с геймпада — 9.0
  • Оптимизация — 9.0
  • Оценка — 8.5

Польская студия Reality Pump, ответственная за серию Two Worlds , напоминает прилежного ученика великого художника. Вроде все делает, как мастер: старательно, высунув язык, копирует штрих за штрихом. И надо признать, с каждым годом получается все лучше. Только все равно не шедевр, а какие-то юношеские потуги, достойные одобрительного кивка и снисходительной улыбки. Мол, а чего еще ждать от него - бедного провинциального мальчика?

Первая Two Worlds, вышедшая в 2007 году, стала как раз такой красивой, старательной, но вторичной работой, смелой попыткой сделать свою восточно-европейскую версию Oblivion и Gothic в одном флаконе. Там был огромный, открытый для исследования мир, конфликтующие фракции, верховая езда, стражники, жарящие мясо у костра, и возможность вырезать целую деревню как приятный бонус. Все это типичное RPG-буйство украшала пара нетипичных моментов: мы могли на ходу заниматься чем-то вроде карманного кузнечества и орудовать в непростом конструкторе заклинаний.

Сиквел - он вроде бы о том же, на тех же принципах и как будто даже местами лучше. Польский провинциальный мальчик пытается одновременно следовать моде и помнить об истоках жанра, но будто не знает, что попытка - это в худшем случае первый шаг к провалу. От полного провала поляков спасло только их прилежное трудолюбие. Мастера одобрительно кивают, снисходительно улыбаются.

Не пытка

Наслаждаться оригинальной Two Worlds в полной мере, напомним, мешали две проблемы. Во-первых, сюжет и сеттинг были настолько нелепы, что даже к жанру пародии или особо извращенному постмодернизму их причислить при всем желании не получалось. Орки, гоблины, скелеты и Коварный Злодей, похитивший сестру главного героя, - все это будто не всерьез, а в рамках очередного дурацкого стрипа на Penny Arcade. Во-вторых, разработчики крупно просчитались с балансом: ничем не ограниченный крафтинг позволял быстро изготовить мощнейшую экипировку и окончательно превращал игру в фэнтезийный боевик.

Two Worlds 2 , конечно, отличается от первой части в лучшую сторону, но не там, где надо бы. В целом игрок занимается тем же: спасает несчастную сестру (она в заточении у злого императора со смешным именем Гандохар), выполняет поручения местных, загоняет лошадей, сокращает популяцию агрессивных животных, ползает по пещерам. Еще, само собой, работает на различные фракции: в наличии гильдии воинов, воров, магов, некромантов и торговцев. Вся стандартная RPG-атрибутика на месте.

Базовую механику и структуру авторы тоже не тронули: это большая, красивая игра с неплохим набором возможностей. Она даже стала еще больше и красивее: шестьдесят квадратных километров территории, охватывающей несколько островов, отличаются разнообразной флорой, фауной и даже культурой. Один остров решен в духе Ближнего Востока, с пустынями, саваннами и грязными арабскими поселениями, другой - будто бы Китай с тропиками, пагодами, бумажными фонариками и прочей дальневосточной экзотикой.

Зато в рубрике «Подсмотрено у коллег» зачем-то отметились Assassin"s Creed и Guitar Hero . Благодаря первой, например, в Two Worlds 2 появились высокие города. На крышах расположены важные локации, на земле тоже кипит жизнь: туда-сюда снуют толпы горожан, орут глашатаи, зазывают торговцы, нищие просят еды, а патрулирующие улицы стражники сразу обращают внимание на тех, кто толкает людей на бегу. Если продолжать в том же духе, можно легко схлопотать дубиной по лицу. Благодаря Guitar Hero обновились мини-игры в тавернах: теперь можно не только просиживать штаны за азартными игрищами, но и подрабатывать звукоизвлечением - надо только купить музыкальный инструмент. Это все, конечно, очень мило, но зачем? И что дальше? Есть ведь проблемы посерьезнее.

Домик в деревне

Мультиплеер в подобных RPG редкость. А в Two Worlds 2 он предлагает несколько уникальных возможностей. Помимо кооперативной кампании на восемь человек (стандартное «бей, беги, круши»), можно сражаться с людьми на аренах, участвовать в онлайновых скачках и соревноваться командами, кто быстрее соберет драгоценные кристаллы.

Плюс захват флага с мечами и магическими посохами наголо. Но главное блюдо - это, конечно, возможность купить и обустроить собственную деревню. Здесь начинается настоящая стратегия: вы можете возводить различные постройки для увеличения уровня производства (фермы, мельницы, усадьбы, рудники), поднятия настроения жителей (таверны, торговые лавки) и охраны деревни (защитные башни со стражниками внутри). Все это нужно, чтобы получать с поселения прибыль и покупать в местных лавках продвинутую экипировку. Правда, строить и вкладывать нужно с умом, а то можно и прогореть. К тому же деревню периодически приходится защищать и вооружать.

Color me Kubrick

Баланс, опять же, слегка привели в чувство, игра стала ощутимо сложнее. Возрождаться сразу после смерти больше нельзя. Улучшать оружие и броню на ходу можно (потребуются расходные материалы и драгоценные камни, на которые разбирается любой предмет экипировки), но особого смысла в этом нет. Бесконечно апгрейдить любимую булаву не выйдет, да и уровень модификации зависит от того, насколько вы искусны в кузнечном мастерстве и работе с камнями. Плюс всегда найдутся достойные соперники, требующие все более весомых аргументов в руке.

В результате приходится заниматься увлекательным шопингом, выбивать обновки из монстров, собирать ингредиенты и варить зелья. Закликать насмерть получится только самых слабых врагов, более сильные противники восприимчивы к определенному урону (рубящему, колющему, магическому и т.д.), поэтому нужно постоянно использовать боевые умения, подбирать и сочетать разные типы оружия, ставить блоки. Короче говоря, Two Worlds 2 наконец-то стала обычной RPG с ровным балансом, она наконец-то похожа на нормальную ролевую игру. Нюанс в том, что все это было придумано примерно 15 лет назад, теперь этого мало.

Получается, разработчики только сейчас додумались до очень важных, но базовых вещей. Теперь перед нами наконец-то RPG, а не экшен с открытым миром. Но вместо того, чтобы думать дальше и развивать важные для ролевой составляющей идеи (социальные элементы, сюжет, драматургию), они решили превратить Two Worlds 2 в парк развлечений. Здесь, например, можно раскрашивать доспехи (предварительно нужно найти краситель), плавать в море на лодочке (придется учитывать даже направление ветра) и участвовать в скачках. Тот же вопрос: славно, мило, прикольно, но зачем?

В самодеятельности участвовали?

У Two Worlds 2 все вроде бы есть: движок отлично оптимизирован, музыка выразительная, и даже диалоги все (почти) озвучены. Только до шедевра все равно далеко: поставить эту игру в один ряд с лидерами жанра никак не получается.

Почему? Масштаб трагедии не тот: не хватает сюжета, в котором растворяешься с головой, персонажей, которых помнишь через годы (и расстоянья), тонких диалогов, хоть какой-то драмы и эффектной режиссуры. Именно это сегодня отличает просто хорошие RPG от гениальных (уровня Dragon Age , Mass Effect , The Witcher или Fallout 3 ).

То есть видно, что поляки старались: появились намеки на более тесные (дружеские или даже любовные) отношения с некоторыми персонажами, есть неплохие постановочные сцены. Но какой в этом смысл, если сюжет по-прежнему идиотский? Драма? Саспенс? Один из первых сюжетных квестов заставляет вас потрошить страусов, чтобы сварить слабительное. Какая драма, какой саспенс?

Большинство заданий обыгрывают именно подобные поручения в жанрах «сбегай и принеси», «сбегай и убей» или «сбегай, убей, принеси». Есть, конечно, и более интересные миссии: можно провести многоэтапные расследования, выясняя, кто убивает криминальных авторитетов или куда исчезают трупы с места казни, наладить торговые отношения между двумя деревнями. Иные квесты щеголяют нелинейностью и моральным выбором, но в основном он сводится к банальному «казнить нельзя помиловать». Проблема в том, что таких вот приключений сильно меньше, чем хотелось бы. И в сравнении с тем, что творится в работах BioWare или Obsidian Entertainment , они выглядят лишь старательным студенческим спектаклем на фоне мхатовской постановки.

* * *

Two Worlds 2 куда красивее, больше, интереснее и увлекательнее оригинала, спору нет. Но сами-то авторы грозились навести шороху в высшей лиге. И если мы хотим, чтобы рано или поздно это у них получилось, спрашивать нужно по гамбургскому счету. К тому же «восточноевропейская RPG» - отнюдь не приговор и не оправдание. The Witcher тоже был сделан в Польше, но при этом если и не встал в один ряд с лучшими представителями жанра, то уж точно смог очень близко к ним подобраться. Хотя сначала и производил точно такое же впечатление: все одобрительно кивали, снисходительно улыбались.

ПЕРЕВОД: Полная локализация такой большой RPG - дело всегда непростое. Масса книг, дневников, записок, диалогов, реплик, и все надо перевести, переозвучить. К счастью, здесь нет досадных ляпов, вроде тех, что были с год назад в локализации Dragon Age. Огромные массивы текста переведены без критических ошибок. Зато есть некоторая отсебятина. Например, упав с высоты без чьей-либо помощи, герой почему-то выкрикивает «Ах ты ублюдок!». Это напоминает старый фаргусовский перевод Delta Force: Land Warrior, хотят там трагедия была не тех масштабов: от выстрелов в пятку террористы начинали жаловаться на несварение и мигрень. Two Worlds 2 вместо этого щеголяет юмористическим дурновкусием: вы можете встретить «криминальных авторитетов», а также персонажей Жар Птиц, Страш Илко, Дюра Селло, Иг Рок и даже Бо Дяга. И это, ей богу, совсем Не Смеш Но.

Реиграбельность - да

Классный сюжет - нет

Оригинальность - нет

Легко освоить - да

Оправданность ожиданий: 60%

Геймплей: 6

Графика: 8

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 7

Дождались?

Поляки провели поверхностную работу над ошибками, но сделать RPG AАА-класса им все еще не под силу.

«Хорошо»

ЛОКАЛИЗАЦИЯ: 2/3

Есть, знаете, такая басня: «однажды лебедь, рак да щука (порядочная тоже бука)...» В общем, у них не сложилось, и об этом даже написали книгу по основам менеджмента. А у Reality Pump , спустя годы терзаний, сложилось. Однако, изучив полученный результат, мы с вами можем быть уверены: раков и лебедей в польской студии работает предостаточно, а пресловутая порядочная щука наверняка занимает руководящий пост.

Синдром принцессы Фионы

Суровая и пугающая история ролевой игры Two Worlds начинает шокировать игрока буквально с первой секунды - с этапа генерации персонажа. Взамен очередного брюсавиллиса нам вручают пособие из кабинета биологии - живое чучело неандертальца. Уши топориком, губы вареником, глазенки-помидорчики. Параметры дополнительной настройки персонажа тоже вполне неандертальские: можно сделать лоб покатым и руки до колен. Вот этими вот здоровыми крепкими хваталками вам и предстоит спасти очередной мир от напастей. А мир огромен, и пакостей в нем творится превеликое множество.

Основная проблема в начале игры банальна, как дважды два: вы - чайник. Без штанов, без денег, без пристойного оружия. Ничего не умеете и ничего не понимаете. Совершенно не заморачиваясь на мало-мальски достойное обучение, разработчики швыряют вас на потеху местным обитателям. Как себя вести, можно ли хамить и без стеснения шарить в чужих сундуках? Вам еще только предстоит узнать разгадку этой тайны, а заодно отведать множество ударов крепкой дубиной. Сложность заключается и в другом: в мире Two Worlds существует около десятка грызущихся друг с другом фракций, о которых вы ровным счетом ничего не знаете. Сообразить, кто из них просто хороший, а кто хорошо платит, с кем стоит дружить, а кого обирать до нитки - ваша наипервейшая задача. Потому что жизнь босяка мимолетна и скучна.

Главное же испытание для новичка - ночные прогулки. Видите ли, все твари, пристукнутые вами в течение дня, ночью возвращаются в виде призраков, которые зачастую сильнее и опаснее своих живых прототипов. Безусловно, это придает особый колорит нашим приключениям: влезать в драку с безобидными кабанчиками или все же не стоит? Когда воскреснут - по ушам надают так, что мало не покажется... Зато, если дождаться первых лучей солнца, несносные свинопризраки самостоятельно отправятся в поросячий рай.

По счастью, разработчики Two Worlds не стали вводить в игру автоматическую подстройку монстров под главного героя, как было сделано в The Elder Scrolls 4 . Если чуете, что не справитесь с врагом - значит, проходите мимо, вам еще рано здесь шастать. Подрастете - возвращайтесь. Или возьмем, к примеру, медведя. Медведь - это такой шерстяной зубастый лакмус, показывающий крутость вашего персонажа. Низкоуровневого чайника он убивает с первого же удара, средней руки убивца - с трех. Поэтому победу над своим первым медведем вы будете праздновать как минимум пять минут, радостно выковыривая из него внутренности, дабы продать их в алхимической лавке. А потом в общем-то осознаете, что все тяготы этого мира вам уже нипочем и что начнете жить в свое удовольствие.

Шерше ля фам

В подземных пещерах можно напороться на демонов и прочую неприятную дрянь.

Побродив по городам и весям, вы вдруг понимаете, что главная беда этого мира не в том, что некроманты воруют веревки с виселиц и шьют трогательных кукол с глазами-пуговицами. Страшная правда заключается в том, что вокруг - лишь мужики и медведи, и ни одной женщины. Единственная особь противоположного пола, которую вы увидите, - сестра главного героя, да и ту похитили какие-то мрачные типы в халатах. Причины похищения объясняются весьма туманно, но интуиция подсказывает, что в мире, где девиц днем с огнем не сыскать, довольно мало причин на то, чтобы воровать чужих сестер.

Поскольку освободить родственницу лихим наскоком нам не позволяет сюжет, принимаемся за работу - выполняем задания, добиваемся уважения в гильдиях, обрастаем ценным снаряжением. Со снаряжением в Two Worlds дела обстоят очень хорошо: несколько сотен комплектов разномастной одежды и брони, а также дополнительного обвеса. Одной из немаловажных для приключенца особенностью местного добра является его способность к склеиванию: легким движением мышки из двух затасканных балахонов вы можете сделать один, да получше, а из двадцати дешевых дубинок вполне может получиться убойная орясина. Магические эффекты предметов при этом суммируются, вызывая на суровых мужских лицах улыбки в тридцать три бивня и стимулируя инстинкт стяжательства.

Путешествуя налегке, вы неизбежно поразитесь тому, как много в Two Worlds бездельников и бандитов. Буквально за каждым поворотом вас будут подстерегать если не гопники, то агрессивные пигмеи или даже семейная чета огров. В отдельных случаях вам будут попадаться пещеры, забитые тунеядцами, - словом, недостатка в опыте и снаряжении испытывать не придется. Новая родина позаботилась обо всех ваших нуждах.

Система развития персонажа вызывает ряд вопросов - не в силу своей простоты, а в силу особенностей мира. Почему это в ролевой игре реализованы только «силовые» характеристики? Нет ни намека на дипломатию, красноречие, мозгопудрение. Также не дает покоя вопрос: где учителя? Где эти люди, которые должны научить нашего неандертальского спасителя новым боевым приемам и видам магии? Понимаете, в этой дикой местности наставников и торговцев отделить от прочей бесполезной людской массы на глазок невозможно. Приходится здороваться с каждым встречным-поперечным, чтобы сообразить, где же, наконец, можно приобрести славянский шкаф или изучить позицию «Золотая табуретка». Что, согласитесь, не вполне удобно.

National Geographic

В поисках родственницы мы пересекаем материк вдоль и поперек, стирая ноги в кровь, пока, наконец, не находим коня. Казалось бы, вот оно счастье - ан нет. Норовистая скотина оснащена настолько неухватистым управлением, что проще плюнуть ей на темечко и допрыгать до нужного района на своих двоих, пользуясь многочисленными телепортами, - благо их в Two Worlds больше, чем станций в московском метрополитене.

Да и любоваться окрестностями, путешествуя пешкодралом, в сто крат веселее. Мир вокруг старается жить своей собственной жизнью. Зверье лесное размножается прямо на ваших глазах. «Фу!», говорите вы банде волков, бесстыже материализовавшихся из воздуха прямо перед носом главного героя, «могли бы и в кустах свое позорное дело сделать, собаки серые». А они в ответ принимаются деловито глодать костистые неандертальско-спасительские ноги.

С сожалением, видимо, но все же придется признать: в статике (на картинках, то есть) Two Worlds выглядит намного лучше, нежели в динамике. Не очень толково выполненная оптимизация графических красот привела к тому, что окружающее пространство обрастает деталями совершенно внезапно и совсем не так, как мы, цивилизованные люди, привыкли: клочья травы буквально выпрыгивают у главного героя из-под ног, а деревья путаются в количестве собственных ветвей. Относительное спокойствие царит только в городах: каменные глыбы не дергаются, растительность на мостовой начисто отсутствует. Зато в очагах цивилизации мы отчетливо наблюдаем другое: анимация главного героя, да и прочих человекообразных выполнена, мягко говоря, не руками. Более того, все твари, населяющие этот благословенный край, обладают воистину бесценной способностью: в минуты душевного отчаяния, да и просто по забывчивости, они запросто проходят сквозь стены, деревья и собратьев.

Звуковое оформление, к счастью, травой не «обрастает» и анимацией ужасной не пугает - выполнено на очень даже высоком уровне. Музыка подобрана удачно и вполне достойна отдельного от игры прослушивания. Путешествия по миру сопровождаются вполне жизненными звуками, наибольший интерес среди которых вызывают реплики, бросаемые героем по поводу и без повода. Когда он, шлепая по мокрому лесу, клял напропалую дождь или устало восклицал «О нет, неужели опять!..», увидев очередную ватагу романтиков с большой дороги, сердце рецензента наполнялось теплотой и радостью.

На восьмом месяце

Одно из неоспоримых достоинств Two Worlds - полная вседозволенность в рамках дозволенного. Хотите вырезать весь город? Пожалуйста. Хотите быть пацифистом? Тоже пожалуйста. Хотите? Да легко! Игра готова простить любую глупость, что взбредет вам в голову. Тройка жизненно важных для успешного прохождения персонажей оснащена параметром «Жизнь вечная, богоподобная». Так и знайте, они нипочем от вас не отвяжутся, пока вы не выполните их задания. Познать тщетность бытия и покончить жизнь самоубийством у вас тоже не выйдет: раз за разом, получив смертельных тумаков, герой исправно воскресает на алтаре некой богиньки и вновь вприпрыжку мчится навстречу новым опасностям. В этом отношении Two Worlds крайне похожа на Diablo - с той лишь разницей, что безвременно усопшего не опускают в уровне. То есть вы непременно всех победите. Когда-нибудь.

Самые главные слова: несмотря на многочисленные свои выкрутасы, игра вполне способна увлечь. Если вам нравится бесцельно марафонить по заповедным местам, размахивая 20-уровневым хвосторубом, то вы не будете разочарованы. Однако непреодолимое ощущение тотальной недоделанности и недодуманности не позволяет насладиться игрой в полной мере. Остается лишь надеяться, что спустя десяток патчей игра засверкает всеми своими гранями, а пока... пока лучше накопать червей и поехать на рыбалку. Или подумать о туристической путевке в Сиродиил.

P.S. Когда уже дописывался данный текст, разведка донесла о выходе очередного патча. Гвалт на форумах стоит страшный: «Женщин завезли! 5 штук! ЫЫЫЫ!».

В свое время приключения бравого наемника Вставьте-ваше-имя в Анталоре запомнились игрокам красивой для своего времени картинкой, неплохим дизайном и проработкой окружающего мира. А еще - умопомрачительным числом багов всяко разного пошиба, ужасно поставленными диалогами и полным отсутствием чего либо напоминающего баланс. Однако с тех пор утекло уже немало воды. Шутка ли, даже в нашем мире прошло почти три года, а уж в Two Worlds, почитай, все пять.


Изменений в Анталоре действительно немало. Однако бравый наемник Вставьте-ваше-имя этого видеть не мог. В конце концов, все это время он провел не где-нибудь на курорте, а в темницах под замком императора Гандохара.
Несмотря на то, что в «Двух мирах» концовок было две, начало у второй части ровно одно, плохое- Планы Гандохара были успешно воплощены в жизнь. Бывший чародей провозгласил себя императором и удобно устроился на троне в крепости Хатмаар. Азирааль не менее удобно пристроился в теле Киры, а наш герой закономерно угодил в зиндан.
Но на этом успехи горе-властелина закончились. Своенравное божество наотрез отказалось сотрудничать и делиться своей силой с каким-то жалким смертным и попыталось вырваться из-под контроля с простой и понятной целью - сжечь весь Анталор к такой-то бабушке Головная боль императора вылилась в боль телесную главного героя, поскольку именно из него чародей начал качать силы для удержания Азирааля в теле Киры.
От вынужденной роли волшебной батарейки бывшего наемника спасает невесть откуда появившаяся зон дер-команда… орков! Зеленые ребята лихо расправляются с охраной и помогают герою бежать - в обмен на активное участие последнего в свержении самопровозглашенного императора. Деваться нашему протеже некуда - где Гандохар. там и Кира, а бросать свою сестру в плену, да еще и одержимую древним богом, главный герой не намерен. Так начинаются новые похождения старого главного героя.

За пять лет бравый наемник Вставьте-ваше-имя изменился до неузнаваемости в самом буквальном смысле. Темница Гандохара отработала лучше любого салона красоты - герой помолодел и похорошел, его движения стали куда плавнее, лицо вышло на новую ступень детализации, а волосы перестали смахивать на деревянную стружку И еще он ну вот совершенно ничем не напоминает того гражданина, за которого мы играли в первой части.

Это интересно: те, кому этот гражданин по каким-то причинам был дорог, могут слегка расстроиться, потому что ни о каком импорте героя речи здесь нет. Но это с лихвой компенсируется новым редактором персонажей, который стал немного сложнее в использовании, зато выдает вполне вменяемые лица.

Долгое сидение в подземельях и полное отсутствие тренировок сделали свое дело - великий боец (меткий стрелок, мудрый маг. или кто вы там?) снова скатился до уровня зеленого новичка. который поначалу не осилит ни тяжелый меч поднять, ни тетиву лука натянуть. Зато скоро он научится подкрадываться к врагам и перерезать им глотки, разбирать и улучшать оружие и доспехи, составлять из заготовок длинные заклинания с кучей эффектов, варить всяко разные зелья. В общем, много чему научится, Все это достигается изучением и улучшением соответствующих навыков.

Это интересно: а еще герой умеет играть на музыкальных инструментах -от барабана до гитары. Навыков никаких учить не нужно, необходимы только ноты и собственно инструмент. Исполнение музыки представляет собой мини-игру, похожую на сильно упрощенный Guitar Hero, за хорошо отыгранные песни положены монеты от прохожих.

В отличие от первой части, где полезных способностей было раз-два и обчелся, здесь большинство умений очень к месту. Четко заданных классов в игре нет, каждый персонаж может изучать навыки любой из шести групп - ближний бой, стрелковое оружие, магия, воровство, ремесленничество и общефизическая подготовка. Однако создать мастера на все руки не позволит ограничение максимального уровня навыков, зависящее от физических характеристик персонажа. Низкая меткость поставит крест на попытках развить стрелковые таланты, а слабовольному персонажу не бывать ни магом, ни алхимиком, К счастью, разработчики отказались от старой системы ремесленничества - таинственным образом «склеивать» два одинаковых оружия в третье, более мощное, герой прекратил. Вместо этого он может разобрать оружие на составляющие: отдельно железки, отдельно деревяшки, в одну стопку кожу, в другую - тряпки, и так далее. Все это вторсырье может использоваться для улучшения других предметов.

Это странно: как из меча, палки и шести кусков металлолома герой получает более острый меч - загадка. Однако по сравнению с тем, что было раньше, это несомненный прогресс.

Похожая схема наблюдается с заклинаниями и алхимией. Для составления чар нужен магический амулет, в который можно поместить от двух до семи свитков с заклятьями, а к каждому из них навесить кучку карт-модификаторов. При определенной сноровке можно, например, создать огненный шар, который при взрыве будет лечить главного героя и призывать на вражью голову скелетов,
Система зельеварения вовсе не требует особого напряжения мысли- Берем ингредиенты, смешиваем их в алхимическом котле, смотрим. что получилось. Благо разнообразных ингредиентов в Анталоре раскидано - только знай зелья намешивай.

В отличие от первой части игры с ее десятками непонятно чем друг от друга отличающихся городов да сел, здесь ярких впечатлений от каждого уголка игрового мира не оберешься. Альсорну, цветущий и практически необитаемый остров, при всем желании не спутать с Хатмандором - бурлящим очагом цивилизации в центре пустыни. Проклятая деревня, запертая в болотах, вызовет слезу ностальгии у поклонников Quest for Glory - как, впрочем, и поселки коневодов в саванне. Вот только скачек на лошадках в QfG не было. А здесь есть.

Это интересно: воевать верхом герой тоже разучился, И слава богу, потому что раньше у него это получалось из рук вон плохо. Теперь конь - только средство передвижения по саванне. Вместе с конными боями ушли в небытие и практически все баги, связанные с верховой ездой.

В игру добавились обширные морские пространства. К сожалению, плавание на лодке недалеко ушло от верховой езды из первой части. В том смысле, что управлять плавсредством очень неудобно и практически никогда не нужно.
Увы, все похвалы касаются только открытых пространств, А большую часть подземелий здесь можно представить в виде прямой линии. От того, что в игре эта прямая закручена всевозможными петлями, ни разветвлений, ни вариантов прохождения в ней не прибавится. И если вы видите запертую дверь - значит, рядом есть или рычаг, или маленький обход, протяженностью обычно в пару метров. Зато все подземелья длинны и набиты монстрами, с этим тут порядок. А также богаты похожими участками - что ж поделать, не ручная работа, подземелья здесь составлялись из нескольких видов типовых блоков. И в таких подземельях пройдет примерно третья часть игры.
Враги приятно удивляют проработанным интеллектом. Если не считать периодических пробок в узких проходах, придраться толком не к чему.
Разные монстры ведут себя по-разному К примеру, тупые зомби на болотах прут к игроку напрямик, а коль скоро на пути попадется вода - будут брести по дну. Мелкие, но очень больно кусающиеся оборотни перемещаются исключительно прыжками и петляют так, что мама не горюй. У каждого монстра есть свои уязвимости и слабые места, изучив которые вы будете бить их гораздо эффективнее.

Это важно: к информации о сопротивляемости монстров тому или иному виду урона всегда стоит присматриваться особо внимательно. И всегда носить с собой запасное оружие или держать наготове заклинания нескольких разных школ магии. Живые статуи можно пилить мечом добрых полчаса, зато они моментально рассыпаются от пары ударов хорошей дубиной. А древесный толем вообще смотрит на героя, не запасшегося факелом или огненными стрелами, исключительно как на удобрение.


«Два мира 2» могут похвастаться отличными сюжетными ответвлениями и оригинальными текстами заданий, но сами квесты практически всегда сводятся к одному из трех вариантов: «пойди туда, принеси предмет», «пойди туда, убей там всех» или «пойди туда, поговори с кем-нибудь». В большинстве случаев - с припиской «а заодно перебей всех врагов на своем пути».
Заблудиться в пути не получится, даже если очень стараться. Его величество Маркер заботливо укажет положение текущей цели на карте с точностью до метра. Попутешествовать по миру в свое удовольствие тоже не получится - все места, в которые герою еще рано, заботливо прикрыты дверьми с не открываемыми красными замочками.

Линейность подземелий превращается в достоинство. когда дело доходит до сетевой игры. Группа наемников с гиканьем и гаканьем втаптывает врагов в пол и вминает в стены. Бойцы-станки грозно маршируют впереди партии, блокируя проходы. А лучники и маги, у которых отпала необходимость отыгрывать бегунов на короткие дистанции, осыпают врага градом стрел и самыми убийственными заклинаниями из арсенала. Благо отсутствие «дружественного огня» к этому только располагает.
Сетевой режим организован примерно потому же принципу, что и в давних «Проклятых землях». Похожей схемой нынче руководствуются некоторые MMORPG, вроде или Vindictus. Еще интересные mmorpg - и . Есть город - небоевая зона, в которой каждый игрок может спокойно распределить навыки или набить рюкзак всем необходимым для похода. Он играет роль своеобразного «лобби». Выйти из города можно только на задание - присоединившись к уже созданной игре или организовав свою собственную.
Самый веселый тип игры - кооперативное прохождение. Оно представляет собой специальную кампанию из семи миссий, каждая из которых становится доступной только после прохождения предыдущей. Поиграть на уровне, до которого вы еще не дошли, невозможно, зато перепроходить уже пройденные - запросто. Опыт льется рекой, деньги тоже, особенно если проходить кампанию соло. Впрочем, некоторые миссии в одиночку не пройти никак - не потому что монстры слишком сильны, просто на уровнях встречаются головоломки, требующие участия нескольких человек. Например, кнопки в разных концах зала, которые нужно удерживать нажатыми, чтобы кто-то мог пройти в открывшуюся дверь.
Накопив десять тысяч монет (что в режиме кооперативного приключения не займет много времени), можно прикупить себе земли, открыв тем самым новый тип игры, который называется «Деревня». Управление собственным поместьем очень напоминает управление замком в Neverwinter Nights 2. Вкладываем деньги, строим здания и выполняем поручения старосты, чтобы жители были довольны. А поселок, в свою очередь. потихоньку вкладывает деньги в нас, принося стабильный доход.
Режимы игры вроде «Арены», «Турнира» и «Охоты на кристаллы» описывать смысла не имеет - все сказано в названии. Вариации на тему Deathmatch живы и жить будут - разве что в последнем случае побеждает команда, собравшая больше всех кристаллов вериты, раскиданных по полю.

Главная беда Two Worlds 2 отнюдь не в «ровных» подземельях одиночной игры и не в линейных заданиях. В мире, сотворенном Reality Pump, хочется не просто играть, а жить, однако создается впечатление, что этому активно мешают сами разработчики.
Они создали огромный мир. разделили его на уникальные области, добавили красивые города, но забыли как-то привязать к ним героя. Пройдя начальные задания, мы покинем саванну навсегда - разве что как-нибудь потом, после прохождения основной сюжетной ветки, вернемся, чтобы выиграть на скачках. На потрясающе красивых улицах Нового Ашоса нас не задержит практически ничего. Сюжет быстро уведет нас за пределы города, а потом и вообще с острова. Болота, поражающие своей атмосферностью и проработанностью истории, представляют собой не что иное, как пробежку из одного угла карты в другой, с параллельным изничтожением всей встречной нежити. Очень хотелось бы, чтобы был повод где-нибудь задержаться, пошарить ночью по сундукам и карманам неосторожных граждан, дать пару концертов в таверне - но быстро заканчивающийся список заданий тащит героя дальше.
Разработчики написали прекрасные тексты, но забыли добавить собственно диалоги. Варианты ответов в практически любом разговоре сводятся к «взять задание» или «не брать задания» - в лучших традициях японских ролевых игр. Да, во многих миссиях есть выбор, но и он представлен лишь двумя (в лучшем случае - тремя) вариантами ответа. Который к тому же мало на что влияешь - сюжет линеен, и что ни выбирай, все равно дальше пойдет по накатанной.
Разработчики предоставляют игроку огромный набор возможностей для приятного времяпровождения в этой игре, однако искать их придется самостоятельно. И желательно уже тогда, когда сюжет перестает тянуть за уши вперед -на то здесь предусмотрена «свободная игра» после завершения основной сюжетной линии.
«Два мира 2» - тот самый случай, когда за деревьями леса не видать. В игре много отточенных и доведенных до блесна элементов, но вместе они друг с другом не увязаны. Вместо четкого, внятного повествования и мед-ленного вживания в мир - быстрый калейдоскоп событий, ведущий к финальному ролику.
Вторая часть достаточно далеко ушла от своей предшественницы. Пропала большая часть багов, исчез вопиющий дисбаланс, появились интересные диалоги… В мире теперь действительно есть чем заняться. Потенциал игры очень велик, но до звания шедевра ей все еще нужно дорасти.

При первом же знакомстве с ассортиментом городских лавок начинаешь задаваться вопросом об удобности интерфейса. Как это часто бывает, мультиплатформенность сыграла недобрую службу - товары невозможно продать или купить оптом, шрифты поражают своей огромностью, а первоначальную раскладку клавиш приходится несколько минут настраивать «под себя». Увы, даже настроив как следует управление и смирившись с долгими по времени торговыми сделками, вы не избавите себя от необходимости постоянно решать, что делать с ненужным барахлом. Спустившись в какое-нибудь подземелье и усмирив несколько монстров, наш герой получает на плечи набитый доверху рюкзак с бесполезным хламом - одинаковыми мечами, луками, стрелами, какими-то брошюрками и горами отмычек. Оставлять все это на поле боя как-то обидно, поэтому приходится тратить драгоценное время на сортировку предметов и затем продавать их в ближайшей лавке.

Не блиставшие оригинальностью диалоги Two Worlds благополучно перебрались в сиквел - общаясь с жителями Анталора, герой узнает лишь необходимую ему информацию и отправляется дальше. Как следует развить разговор ни с кем не удается по причине того, что список реплик ограничивается всего одной-двумя фразами. Еще больше критики, пожалуй, заслуживают только некоторые стелс-миссии, которые нужны тут как собаке пятая нога. Дело в том, что социальных талантов в «прокачке» героя нет, а «стелс» ограничивается лишь открытием замков отмычками и бесшумным убийством тех врагов, которые специально стоят спиной к нашему протагонисту.

Впрочем, жалеть о том, что иногда нас лишают удовольствия вступить в честную схватку с врагом, не приходится. Боевая система скупа на приемы до невозможности. Воину достаточно изучить лишь три типа атаки - выпад по нажатию левой кнопки мыши, блок по нажатию пробела и особый удар по правой кнопке грызуна. Ни о каких «комбо» и замысловатых ударах нет и речи, поэтому уже через пару часов начинаешь задумываться о переквалификации героя в мага, которому щелкать по кнопкам приходится примерно в два раза меньше.

Раскачаем этот мир

Как и в оригинале, в Two Worlds II имеется многопользовательский режим - что, согласитесь, довольно необычно для игр такого жанра. Конечно, мультиплеер Two Worlds вряд ли когда-нибудь сможет сравниться с различными MMORPG, в которых внимание сетевому коду уделяется куда более значительное. Тем не менее, в сетевом режиме Two Worlds II можно присоединиться к серверу-«городу» и выбрать занятие по душе - поучаствовать в дуэли, сыграть дефматч, выполнить семь миссий в одиночку или вместе с командой, присоединиться к командной охоте за кристаллами. Забавляют эти развлечения лишь поначалу, и это, наверное, главное отличие мультиплеера Two Worlds II от какого-нибудь World of Warcraft или Guild Wars, где PvP-составляющей можно отдать если не годы, то хотя бы несколько месяцев.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе