Познаем компьютер вместе

Специалисты доказали, что плавание является самым полезным занятием, которое приносят огромную пользу. Детям разрешается посещать бассейн с раннего возраста. Есть большое количество развлечений, которые развивают ребенка, помогая справляться с многочисленными проблемами.

Игры в бассейне для детей

Для начала необходимо рассмотреть пользу, которую можно получить при регулярных посещениях плавательного клуба. Развлечения в воде способствуют физическому развитию, улучшая мелкую моторику, и зрительную и двигательную координацию. Расширяется и обогащается у молодых спортсменов словарный запас. Игры в бассейне с детьми развивают тактильные ощущения, формируют представления о величине, глубине и так далее. Вода помогает справиться с нервным напряжением и агрессией. Это небольшой перечень пользы, которую можно получить при регулярном плавании.

Игра с мячом в бассейне

Для развлечения и развития малыша используется инвентарь, и мячики являются самыми доступными. Они помогают улучшать способности, например, реакцию, ловкость и моторику. Есть игры мяч в бассейне индивидуальные и для команд.

  1. «Водный баскетбол» . Можно поиграть в баскетбол, для которого по воде пускается спасательный круг, он будет служить кольцом. Нужно попадать в него небольшим мячиком. Можно провести реальный матч или просто бросать штрафные.
  2. «Поло» . Популярными являются командные игры в бассейне с мячом. Всех формируют в две команды, которые выстраиваются у противоположных бортиков. Запускается мяч и игроки должны постараться отобрать мяч и коснуться им бортика противоположной команды. Важно, чтобы мячик не задерживался в одних руках дольше пяти секунд. При возможности можно использовать ворота.

Ролевые игры детей в бассейне

Развлечения, когда малыши получают роли, являются очень популярными. Они имеют свои преимущества: развивают воображение, лидерские качества, сообразительность и так далее. Играть в игры в бассейне можно даже при наличии двух участников.

  1. «Пираты и защитники» . Все распределяются на две группы, и защитники стоят на расстоянии друг от друга и охраняют какой-то предмет, а пираты должны его забрать.
  2. «Караси и сом» . Трое назначаются карасями, один будет сомом, а остальные становятся в круг, держась за руки. Такие игры на воде для детей в бассейне должны проводиться при небольшой глубине. Задача заключается в том, чтобы сом догнал хотя бы одного карася, при этом «рыбки» должны проходить только под руками тех, стоит в кругу. Такая забава поможет научиться, не бояться нырять.

Игры в бассейне по акватерапии

Лечение водой используют уже много лет для борьбы с разными и с конкретными проблемами со здоровьем. Детские игры в бассейне помогают при проблемах с опорно-двигательным аппаратом, ДЦП, черепно-мозговых травмах и так далее. Важно, чтобы они были не слишком активными, что поможет избежать резких движений и возбуждений нервной системы.

  1. «Собери предметы». Можно разложить на поверхности многочисленные предметы и малыш должен будет их собрать.
  2. «Змейка». В ряд выкладываются предметы, например, доска, спасительный круг и так далее. Задача – проплыть змейкой через все препятствия.

Игры в сухом бассейне


Емкость, наполненная шариками – идеальное место не только для развлечения, но и для развития. в бассейны стимулируют поисковую и творческую активность, помогают расслабиться, тренируют мышечные группы и оказывают массажное действие, стимулируя тактильную чувствительность. Регулярные занятия рекомендованы при определенных проблемах со здоровьем.

  1. «Воронки» . Участники садятся на дно и опуская в шарики поочередно руки делают вращательные движения. Игра помогает развить координацию и оказывает массирующий эффект.
  2. «Немо» . На дне нужно спрятать несколько предметов и их нужно найти за определенный промежуток времени. Лучше предварительно разделить участников по парам.

Игры в бассейне для взрослых

Развлекаться в воде могут не только малыши, но и взрослые, проводя свой досуг с пользой. Популярные и интересные игры в воде в бассейне:

  1. «Всадники» . Самая популярная забава среди молодежи, для которой участники формируют пары и лучше, если это будут команды парень/девушка. Представительницы прекрасного пола садятся на плечи партнеров и действо начинается. Задача заключается в том, чтобы сбросить соперниц.
  2. Парная эстафета . Формируются две группы, а дистанцию проходят сразу по два участника от каждой. Один человек плывет на груди, работая только руками, а другой, держится за его ноги, а плывет, используя только свои нижние конечности. Эстафета проводится попарно.
  3. «Водолазы» . Подобные игры в бассейне для веселой компании подходят для тех, кто умеет хорошо плавать. На дно необходимо разбросать разные предметы, а участники делятся на команды. Задача – поднять на поверхность как можно больше предметов.

Подвижные игры на воде и с водой очень полезны для детей с точки зрения подготовки к плаванию. Они включают в себя многие подготовительные упражнения, которые помогут, если ребенок боится воды. При регулярном выполнении их, дети незаметно научатся держаться на воде, перемещаться в ней, совершать выдох в воду, проделывать простые плавательные движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рыбаки и рыбки

Три-четыре участника («рыбаки»), держась за руки, продвигаются по бассейну, стараясь окружить («поймать в сеть») убегающих «рыбок». Пойманная «рыбка» становится «рыбаком». Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки», причем последняя считается самой проворной. При этом нельзя ловить «рыбок» «разорванной» сетью (разрывать руки). Если «рыбка» во время преследования погрузится в воду с головой или нырнет, то она считается непойманной.

Баскетбол на воде

Надувной круг выполняет роль баскетбольного кольца, в него необходимо попасть мячом. Можно пробовать попадать мячом с борта бассейна, либо с воды. При этом человек, который держит круг, может либо помогать попасть мячом в круг за счет перемещения самого круга, либо держать его статично, лишь подавая обратно мяч бросающим. Выигрывают те, кто больше раз попал в круг мячом.

Тюлени

Для этой игры понадобится надувной круг. Задача игроков поднырнуть так, чтобы круг оказался на голове поднырнувшего. Для придания игре динамичности, каждый раз расстояние до круга от игрока можно делать дальше, после каждой удачной попытки. Выигрывает тот игрок, который прошел все дистанции «подныривания» за меньшое количество попыток.

Бадминтон на воде

Если вы любите играть в бадминтон – вы должны обязательно попробовать сделать это в воде. Воланчик в воде не намокает, а вот количество кульбитов, которые вы можете сделать на воде, отражая удар, значительно увеличивается. Вы можете совершать карколомные прыжки, не боясь ушибиться.

«Караси и сом» .

Трое назначаются карасями, один будет сомом, а остальные становятся в круг, держась за руки. Такие игры на воде для детей в бассейне должны проводиться при небольшой глубине. Задача заключается в том, чтобы сом догнал хотя бы одного карася, при этом «рыбки» должны проходить только под руками тех, стоит в кругу. Такая забава поможет научиться, не бояться нырять.

Водолазы

Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.

«Карлики -великаны»

Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово «Карлики». Все садятся в воду. За сигналом «Великаны» все игроки подпрыгивают вверх.

Рыбаки

Трое рыбаков, взявшись за руки и имитируя невод, ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба вступает в ряды рыбаков.

Морской бой

Стать лицом друг против друга на расстоянии полутора – двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной.

Глубина должна быть по пояс.

Цель : Научить детей ложиться на воду.

Играющие входят в воду по пояс и, повернувшись лицом к берегу, становятся в шеренгу на расстоянии шага один от другого. По команде инструктора игроки делают вдох, с силой отталкиваются ногами ото дна и, вытянув руки вперед, «скользят» по воде к берегу. Побеждает тот, кто про-скользил дальше.

Попади в круг

Ведущий кидает в воду надувной круг. Дети стоят у стенок бассейна.

В руках у них маленькие мячики. Игроки по очереди кидают их в центр круга, продолжая стоять на берегу. Каждый игрок имеет 2-3 попытки. Выигрывает тот, кто больше всех попадет в цель.

Гонка катеров

Для игры нужны 4 плавательных доски. Друг перед другом выстраиваются, к примеру, две команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики - на одной стороне дорожки, девочки- на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперед. Их задача - встретиться где-то на полпути и, обменявшись досками, продолжать движение вперед. Возле противоположного бортика (коснувшись его доской) игроки передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.

Эстафета вплавь

В 10 - 15 м от берега устанавливаются 2 флажка на плавающих буйках (камень, опущенный на веревке, к другому концу которой привязана крестовина с флажком) на расстоянии 1-2 м один от другого. Команды выстраиваются в колонны по одному у самой воды, каждая команда против своего флажка. По сигналу руководителя первые номера каждой команды входят в воду и плывут как можно быстрее к своему флажку; коснувшись флажка, они возвращаются к своей команде. Очередной участник эстафеты начинает свой этап после того, как его руки коснется приплывший товарищ. Выигрывает команда, пловцы которой раньше закончат все этапы.

Плавание втроем

Первый и третий пловцы плывут на груди, а средний, слегка опираясь руками о спину первого, кладет свои ноги на плечи третьему. Так можно транспортировать в воде уставшего товарища. Выигрывает тот, кто первый достигнет цели.

За мячом в воду

Участвуют две команды, которые устраиваются на берегу или на бортиках бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперед, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. Но не к своему мячу, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передает в руки второго номера. Приплывший первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Бой всадников

В игре принимают участие 2 команды мальчиков. В каждой команде половина играющих "кони", вторая половина - "всадники". "Всадники" взбираются на "коней" и садятся им на плечи. По сигналу руководителя обе команды сближаются и начинают "сражение". Каждый "всадник" старается стащить своего соперника в воду. В разгар сражения руководитель подает второй сигнал и борьба прекращается. Выигрывает команда, в которой больше "всадников" удержится на "коне".

Байдарки

Два пловца ложатся на спину. Один обхватывает ногами туловище товарища. В этом положении они плывут на спине, попеременно работая руками (как в кроле на спине); плывущий сзади работает и ногами. Можно провести соревнование между двумя-тремя такими "байдарками".

Кто быстрее?

По первому сигналу забежать в воду, а по второму выбежать из воды. Тот, кто первым окажется на берегу, победил.

Гонка мячей

Команды по 6-8 человек в каждой, расставив ноги на ширину шага, становятся в колонну по одному на расстоянии 3 м одна от другой. Дистанция между игроками в командах около 1 м. Каждая команда имеет свой мяч, который находится впереди стоящих в колоннах. По сигналу руководителя играющие, наклоняясь (голова и плечи в воде, передают между ногами мяч стоящим сзади, которые таким же образом передают его дальше. Когда мяч дойдёт до конца колонны, его передают над головой: каждый игрок прогнувшись принимает мяч от стоящего позади и передаёт игроку, стоящему впереди. Направляющий, получив мяч, снова передаёт его между ногами назад. Выигрывает команда, которая быстрее закончит передачу мяча установленное количество раз. Игрок, уронивший мяч, должен овладеть им и продолжать передачу.

Бой на воде

Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятерки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоема занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятерка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин, так и до полной победы одной из команд.

Дельфины

Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Возле каждой такой дорожки из 6-10 обручей выстраиваются в колонны играющие. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперед. Руководитель и его помощники следят за тем, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнёт между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок.

Водяные жмурки

Эти жмурки необычны не только тем, что в них играют в воде, - глаза завязаны у всех, кроме одного. Вернее, не завязаны, а закрыты купальными шапочками. А один, вооружившись колокольчиком, дразнит ловцов. Вот сразу двое с разных сторон двинулись на звук, но хитрец быстренько отплыл, отошел в сторонку, и те схватили не его, а друг друга. Тот, кто все-таки сумел поймать звонящего, отдает ему свою шапочку, сквозь которую ничего не видно, и получает его колокольчик.

Невод

В эту игру стоит играть, когда народу соберется побольше. Посчитались - кому-то выпало водить: стараться осалить убегающих, уплывающих, увертывающихся от него, ныряющих (под водой салить нельзя). Но одному водить недолго придется: тот, кого он осалил, тоже принимается ловить других вместе с ним. Ловцов становится все больше. Вот их стало пятеро - теперь они должны не просто осалить каждого оставшегося, а взять его в кольцо. Но тот может спастись, если поднырнет под руки водящих. И тогда те двое, которые его опустили, выходят из воды на берег. Невод распался. Игра продолжается до тех пор, пока есть кого ловить. Тот, кто продержался дольше всех, - молодец.


инструктор по физической культуре д. с «Княженика» УДП филиал добыча Уренгой

Игры на воде (в бассейне)

«Кладоискатели » Задачи игры .1. Совершенствование навыков ныряния и открывания глаз в воде. 2. Умение ориентироваться в воде. 3. Закрепление знаний счета. Атрибуты: разноцветные шайбы, домино (обклеенные с двух сторон цветной самоклеющейся бумагой разных цветов). Первый вариант . Дети стоят около бортика. У каждого ребенка свой «домик». Инструктор раскидывает игрушки по дну бассейна. По сигналу «Раз, Два, Три. Клад ищи!» дети ныряют и стараются собрать как можно больше игрушек. Каждый ребенок свой клад несет в свой домик. После сигнала «Стоп игра» каждый ребенок считает свою добычу. У кого больше игрушек тот и удачный кладоискатель. Второй вариант. Играющие разделяются на две команды с равным количеством участников в каждой. По инструктора играющие собирают со дна предметы, ныряя в воду с открытыми глазами. Выигрывает команда, участники которой собрали все предметы за меньший промежуток времени.

«Пионербол на воде» Задачи игры: Атрибуты: сетка, мяч. Описание игры. В игре участвуют две равные по количеству детей команды. Бассейн разделен на две половины сеткой. Каждый игрок занимает свою зону. Игроки быстро перебрасывают мяч на сторону противника. Выигрывает команда перебросившая мяч в сторону противника большее количество раз. Методические указания . Не разрешается: отбирать мяч друг у друга, топить друг друга, долго задерживать мяч в руках. При нарушении правил инструктор останавливает игру, и передает мяч игрокам другой команды. Игра продолжается 5 минут.

«Водное поло» Задачи игры. Совершенствование техники владения мячом, умения взаимодействовать в коллективе. Атрибуты: ворота, доски, мяч. Описание игры . В игре участвуют две равные по силам команды. Одна команда занимает линию поля с одной стороны, вторая - с другой. У каждой команды за спиной «ворота» или пространство, условно обозначенное плавательными досками. По сигналу ведущего судья выбрасывает мяч на середину поля. Игроки быстро передвигаются к центру, стараясь завладеть мячом и бросить его в ворота противника. Выигрывает команда, забросившая мяч в ворота противника большее количество раз. Методические указания. Не разрешается топить друг друга и долго задерживать мяч в руках. При нарушении правил инструктор останавливает игру, передает мяч игрокам другой команды. Игра продолжается 5 мин.

Игры с водой и песком для детей дошкольного возраста на прогулке в летний период.

Игры с водой - эффективное средство развития познавательных интересов и коммуникативных способностей детей. Они являются источником положительных эмоций, воображения, творчества. В качестве необходимого оборудования используются выносные бассейны, ведра, «брызгалки», игрушки. Воду для игр наливают теплую, около двадцати восьми градусов.

Игра «Таня брызгалку нашла» Цель: развивать умение действовать по сигналу, быстроту, ловкость. Атрибуты : «бутылка с водой («брызгалка»). Описание игры. Все дети ходят по кругу, одна девочка - в центре. Она выполняет движения, соответствующие слова, которые произносят дети:

По дорожке Таня шла,

Таня «брызгалку» нашла.

Стала Таня выбирать,

Кому «брызгалку» отдать.

Солнце, воздух, луг, цветы-

Брызгать водой будешь ты!

Таня передает «брызгалку» любому игроку из круга, тот брызгает водой на детей, все разбегаются.

Игра «Поливаем огород» Атрибуты : ведро с водой («колодец»), маленькое ведерко, лейка. Описание игры Дети делятся на две команды, становятся цепочкой. У каждой команды свой «колодец» - ведро с водой и своя лейка - она стоит на финише. Задача: маленьким ведерком зачерпнуть из «колодца» воды, по цепочке передать, а последний игрок выливает воду в лейку и с пустым ведерком возвращается к «колодцу». Он снова зачерпывает воду и передает по цепочке. Так до тех пор, пока в «колодце» не закончится вода. Выигрывает та команда, которая меньше воды расплескала. Чтобы это было видно в лейки можно положить по толстому куску пенопласта, он будет подниматься вместе с водой, и ребята сами увидят, кто победил.

Игра начинается после слов, которые дети сами очень легко запоминают (стихи Е. Благининой):

Не мешайте мне трудиться.

Я водицы притащу!

И колодезной водицей

Вас, конечно, угощу.

Пейте, пейте, не жалейте,

А хотите - в лейку лейте,

Поливайте огород:

Он ведь тоже воду пьет!

Игра «Кто быстрее вытащит рыбку» Цель: развивать тонко-моторные действия, воображение, координацию движения. Атрибуты : десять пластмассовых рыбок, десять палочек со шнуром («моточек») по 20 см, бассейн маленький. Описание игры. Эта игра для двух команд по пять человек. К хвосту каждой рыбки привязан шнур, а второй конец шнура прикреплен к палочке («мотушке»). Всех рыбок бросают в бассейн, а концы с «мотушками» располагаются вокруг бассейна. Команды выстраиваются на старте и произносят слова:

Мы - команда рыбаков,

Славным будет наш улов.

Раз-два, раз-два-

Начинается игра!

Затем дети бегут к бассейну, каждый берет по палочке-матушке и, вращая ее руками, старается быстрее вытащить рыбку, при этом шнур наматывается на мотушку. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.

Игра « Крокодилы» Цель : развивать воображение, смекалку, быстроту, ловкость. Атрибуты : «брызгалки»-2 шт. Описание игры . На площадке двумя линиями отмечают «речку»(2-3 метра), там живут два «крокодила». У каждого из них - «брызгалка». Дети должны перебраться через «речку на другой берег». Он подходят к «речке» со словами:

Два веселых крокодила

В реке Нил спокойно жили.

Как увидели ребят,

Водой стали обливать!

После этих слов ребята бегут через «речку», а «крокодилы» обливают их водой.

Игра «Берег, парус, море» Цель: развивать произвольное внимание, воображение, координацию движения. Атрибуты: выносной бассейн. Описание игры . Дети стоят вокруг выносных бассейнов. По команде «берег» нужно сделать шаг назад. По команде «море»- шаг вперед (в бассейн). По команде «парус»- руки вверх. Команды подаются быстро, кто не правильно выполнил действие - выбывает из игры.

Игра «Овощи, фрукты» Цель: учить взаимодействовать в коллективе; развивать координационные способности. Атрибуты: выносной бассейн, пластмассовые игрушки, сачки с длинными ручками. Описание игры . Участвуют две команды. Одна команда собирает овощи, другая – фрукты. В бассейн бросают пластиковые игрушки (овощи, фрукты, рыбки) вокруг бассейна раскладывают сачки с длинными ручками. Команды стоят у линии старта, произносят слова:

Лето теплое сейчас,

Урожай созрел у нас.

Не ленись и не зевай,

Поскорее собирай.

Все игры с водой проводятся с согласия родителей, под контролем старшей медицинской сестры на участке .

Игры с песком

Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. И это не случайно. Именно игры с песком позволяют маленькому человечку открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удивление. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, поэтому являются прекрасным средством развития малыша. Парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игра «Ищем клад» Заранее ограничить территорию, на которой будет проводиться игра. Один из детей (или воспитатель) закапывает игрушку в песок. По сигналу «Отыскать клад» дети начинают искать. Кто нашел тот и в следующий раз закапывает игрушку.

Игра « Суп из камешков» У детей сильно развито воображение, и даже самое простое занятие может показаться очень забавным. Дайте ребенку пластмассовое ведерко и лопатку. Помогите ему приготовить суп из камешков. Добавьте приправы - немного травы, капельку песка, прутиков, листьев и т. д. Спросите ребенка, что еще добавить, чтоб получился красивый цвет. Какие листья и цветы можно положить в суп? Каждый раз, добавляя что-нибудь новое, обязательно перемешивайте суп. А когда суп готов, подогрейте на солнце и подкормите какой-нибудь кустик.

Игра «Нарисуй рисунок» Из пластиковой бутылки сделать «брызгалку», налить в бутылку воду. На сухом песке рисовать «добрые», «веселые», «злые» рисунки.

Игра «Цветной песок» Рисунки цветным, сухим песком на земле, очень интересное занятие для ребенка. Это занятие развивает глазомер, точность, воображение и мелкую моторику.

Изготовление цветного песка: ■ В маленькие целлофановые пакеты насыпьте сухого мелкого песка, положите в каждый пакетик мелок и разотрите песок мелом, пока он не окрасится в нужный вам цвет. Затем уберите мелок. ■ Сделайте в углу каждого пакета маленькую дырочку, чтобы песок тонкой струйкой сыпался из него. ■ Теперь можно рисовать, выкладывая разноцветным песком узоры.

Используемая литература:

Волошина, двигательной культуры дошкольника/ .-М.:АРКТИ,2005. 2. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / авт.-сост. , .- Волгоград: Учитель, 2013.-141 с.

3., Богина плаванию в детском саду. М., 1991.

Тюрина Оксана Николаевна, инструктор по физвоспитанию МБДОУ №54 “Искорка” г. Набережные Челны

Игры в воде

Роль игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В игровой ситуации ребёнок, не задумываясь, выполнит то движение, которое по каким-то причинам не мог решиться выполнить осознанно. На этапе подготовительных упражнений обучения плаванию для некоторых детей одним из трудных моментов является упражнение «погружение». Чтобы решить данную проблему, учитывая возраст ребенка, можно придумать нес­колько вариантов игр на тему «погружение». Занятия в воде с детьми по программе общего оздоровления могут включать в себя элементы подготовки к освоению подготовительных упражнений программы обучения плаванию. Например, игры типа: «Котёнок умывается»; «Летний дождик»...

Игра «Поливаем цветочки». Каждый ребёнок называет себя каким-либо цвет­ком. Дети находятся в воде. Даётся команда: «поливаем цветочки!» Зачерпнув ладонями воду, ребёнок льёт её себе на голову. Увидев, что кто-то из детей не выполняет упражнение, преподаватель говорит: «колокольчик засыхает! Полей его, пожалуйста!» (Ребёнок может «ощущать» себя и Сашей и «колокольчиком» одновременно!)

Даже в таких простых играх преподаватель должен активно участвовать в игре, используя свою роль, активизировать фантазию детей, поощряя похвалой всех и каждого, включая в игру неожиданные элементы. Дети с удовольствием войдут в роль котят, когда услышат, например: «как хорошо умывается беленький котёнок! А ты чёрненький котёночек, вымой свой носик! Какие чистые котята! Какие молодцы!» Играя с детьми в игру «Летний дождик», преподаватель в какой-то момент говорит: «Смотрите! Радуга» и поднимает над головой сплетённые цветные шнуры. В игре «Поливаем цветочки» преподаватель «любуется цветами»: «Какой прекрасный тюльпан! Полей его ещё!» Получить ожидаемый результат, используя в занятиях игры, возможно только в том случае, если дети увлечённо, с интересом будут выполнять все действия и будут получать от этого удовольствие. Познакомив детей с несколькими играми, их можно использовать в занятиях в любой последовательности, несколько раз, чередуя с любыми движениями. Например, можно организовать игру «Весёлые зайчата». Дети стоят на дне бассейна, преподаватель говорит: «Вы все − зайчата! Вышли погулять на лужайку. Поскакали!» Дети, согнув руки к груди, передвигаются по дну прыжками.

Преподаватель: «Бабочки летают». Дети изображают бабочек. «А вот жучки умываются». Дети умываются. «Цветочки на лугу засыхают! Польём цветочки!» Дети поливают «цветочки». «Дождик пошёл!» В заключение говорит: «Какие славные зайчата! Как они замечательно погуляли!» Пятилетним детям уже можно предложить игры, в которых содержится упражнение «погружение». Но прежде чем начать игру, обучить всех детей упражнению «задержка дыхания». 3атем на бортике он обучает детей выполнению упражнения «погружение». Если в группе хоть один ребёнок сможет выполнить упражнение, то погружение можно включать в игры. Следует помнить, что данный элемент игры выполняется исключительно по личному желанию каждого ребёнка!

Игра «Кто хочет зайти в гости к утке?» Передвигаясь прыжками (или шагом) от одного бортика к другому, дети могут «зайти в гости к утке». Домик утки − это плавающий обруч на поверхности воды. Чтобы зайти в него, необходимо выполнить вдох, задержать дыхание, присесть около обруча и встать внутри него. Затем таким же образом выйти из домика утки и продолжить движение к бортику. Обруч нельзя трогать руками. Кто-то из детей захочет зайти в гости к утке, а кто-то просто будет передвигаться от одного бортика до другого. Всякий раз похвалой отмечать тех, кто зашёл к утке в гости. Не осуждая тех, кто не готов ещё выполнить погружение, препо­даватель подчёркивает: «Утка всех рада видеть у себя в гостях!» Тем кто «заходил в гости к утке», в конце занятия можно вручить подарок от утки (например, трафареты с изображением утки) .

Игра «Ниагарский водопад». В начале занятия преподаватель коротко рассказывает детям о горах, о том что в горах реки образуют водопады, большие и маленькие. В брызгах водопада бывает красивая радуга. Можно искупаться, встав под струю водопада. Сегодня на занятии тоже будет водопад! В бассейне на бортике преподаватель готовит ведро с водой из бассейна. Дети по дну бассейна передвигаются вдоль его бортиков, а когда подходят к месту, где стоит преподаватель, он со словами «Кто хочет искупаться под водопадом, подходи!» льёт из ведра воду небольшой струйкой. Можно дать ведёрки каждому ребёнку, чтобы у всех был водопад.

Пусть каждый придумает название своему водопаду. Обратить внимание детей на то, что поливать можно только себя. Не должно возникать ситуации, что кто-то поливает ребёнка, когда он ещё не готов к таким действиям!

Игры помогают преподавателю создать ситуацию, когда в сознании ребёнка появляется ощущение, что не его учат, а он сам учится, он хочет научиться выполнять конкретное действие, он хочет научиться плавать!

Планируя проведение игр в занятиях, преподаватель должен предусмотреть все детали организации передвижений детей в воде, предусмотреть все меры безопасности жизни и здоровья детей. Играющие дети не всегда способны контролировать своё поведение и адекватно реагировать на обстановку. Он должен чётко представлять все возможные варианты развития событий в сценарии игры, чтобы при необходимости вовремя вмешаться и не допустить нежелательных ситуаций.

Дети 6-7 лет начинают осваивать программу обучения плаванию. Когда часть детей из группы освоит упражнение «погружение», можно предложить им игру «Спящий крокодил». Можно внести в неё элемент соревнования. Перед началом игры преподаватель напоминает, что перед погружением в воду необходимо выполнить вдох и задержать дыхание.

Описание игры. Поверхность воды детского бассейна перегораживается поперёк разделительной дорожки с поплавками. На бортик, где закреплён один из концов дорожки, кладётся изображение головы крокодила (вырезается из бумаги или другого материала) , на противоположный бортик − изображение хвоста крокодила.

Дети должны перебраться от одного бортика (от одного «берега») до другого, «не разбудив крокодила», то есть, не коснувшись дорожки ни руками, ни головой (при погружении) .

По команде преподавателя дети идут по дну бассейна в сторону противоположного бортика, подходят к разделительной дорожке (к «крокодилу») , выполняют упражнение «погружение» (задерживают дыхание, приседают, погружаясь в воду, и встают с другой стороны дорожки) . Затем они продолжают движение к бортику по дну.

Организация игры. (до 5 человек) .

Около «головы крокодила» расположены три «корзины» (три любые емкости) . Две корзины пустые, одна наполнена «яблоками» (небольшими мячами или шариками) . Одна пустая корзина принадлежит «крокодилу», другая − детям. Если кто-то из детей, выполняя упражнение, дотронулся до дорожки («разбудил крокодила») , «яблоко» кладется в корзину «крокодила». Если ребёнок выполнил упражнение («не разбудил крокодила») , то «яблоко кладётся в корзину детей. Продолжительность игры зависит от количества «яблок». Корзина с «яблоками» опустела − игра закончилась. Воспитатель подсчитывает: сколько «яблок» отдано «крокодилу», сколько «яблок» в корзине у детей?

Занятие с большой группой детей (от 8 человек) .

Дети разделены на две команды (например, «Отважные» и «Смелые») . На бортике около «головы крокодила» находится корзина с «яблоками» и три пустые корзины («крокодилу», «Отважным» и «Смелым») . По команде «Отважные» (например, 4 человека) начинают движение к противоположному бортику. Если все дети успешно выполнили упражнение, то 4 «яблока» кладётся в их корзину, если, например, двое «разбудили крокодила» (дотронулись до дорожки) , то 2 «яблока» кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «Отважных». Затем то же самое выполняют «Смелые».

В конце игры по количеству «яблок» определяется победитель.

Сколько занятий играть в данную игру? Столько, сколько необходимо времени, чтобы все дети научились погружаться в воду. Сегодня разделительная дорожка − это «спящий крокодил», завтра − «спящая рыба», в следующий раз «собака такса». Чем интереснее занятия, тем успешнее освоение новых движений.

Соединив несколько плавающих на поверхности воды обручей, можно организовать игру «Ходим в гости».

Каждый обруч является чьим-то домиком, в который можно попасть, погрузившись в воду. Haпример, красный обруч − домик утки (можно положить на поверхность плавающую игрушку) , синий обруч − домик дельфина. Дети, передвигаясь по дну бассейна и выполняя упражнение «погружение», входят в «домик» (приседают, погружаясь в воду, и встают внутри обруча) . Затем таким же образом выходят из «домика» (из обруча) , попадая в следующий «домик» (в обруч) . Обручи нельзя трогать руками. Необходимо напоминать детям, что перед погружением в воду нужно выполнить вдох и задержать дыхание. Перед тем как идти в гости, дети, находясь на бортике, маршируют на месте и хором поют пару строк из песенки Вини-Пуха: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро! Парам, парам, бурум, бурум! На то оно и утро!»

Игра «Водолазы». Погружение в воду (и передвижение под водой с выполнением произвольных движений) с целью собрать со дна игрушки тоже можно превратить в игру. Ставя перед детьми различные задачи (собрать предметы одного цвета, или формы, или размера) , преподаватель может достаточно долго поддерживать интерес детей к конкретной игре, решая при этом сразу несколько проблем. Например, чтобы собрать игрушки определённого цвета или формы, необходимо погрузиться в воду и открыть в воде глаза.

Игры, используемые в занятиях по обучению плаванию, предъявляют к преподавателю особые требования.

Во-первых, преподаватель должен быть «артистом», он должен отлично знать и представлять весь сценарий игрового занятия, помнить свой «текст». Ему необходимо руководить игрой и при этом быть мысленно и участником событий. Весь настрой занятий, интонации, эмоции, действия преподавателя должны планироваться заранее. Дети должны чувствовать, что не только они верят, что это не дорожка, а «крокодил», но и преподаватель тоже уверен в этом.

Во-вторых, не следует забывать, что правила игры надо объяснить коротко, акцентируя внимание на основном. Например, в игре «спящий крокодил» преподаватель говорит детям: «Это спящий крокодил. Вы должны перейти от этого бортика к тому, не разбудив крокодила. Его нельзя трогать руками и задевать головой. Подошёл, присел и встал с другой стороны. Первый раз можно провести игру без «яблок». Затем он добавляет: «В корзине − яблоки. Сколько детей разбудят крокодила, столько яблок отдаём ему». Этих объяснений вполне достаточно. Дети знают, что должны делать. Когда придёт момент делить «яблоки», преподаватель, перекладывая «яблоки» в корзины, комментирует: «В команде «Смелых» двое «разбудили крокодила», поэтому 2 «яблока» отдаём «крокодилу». Двое не потревожили «крокодила», 2 «яблока» положим в корзину «Смелым». Дети по ходу игры поймут принцип подсчёта «яблок».

Дети любят играть в понравившиеся им игры. Это можно использовать в занятиях по обучению плаванию. Освоив упражнение «погружение», дети должны освоить упражнение всплывание. Все игры, помогающие освоить данное упражнение, имеют элемент «всплытия» (упражнение можно назвать «поплавок» или «мяч») . Простые упражнения типа «Чей мяч лучше?», «Какой мяч дольше пролежит па поверхности?». Не следует забывать, что обучение проходит вначале на бортике, а затем в воде.

В игре «Путешествие по озеру, где живёт крокодил» используется инвентарь предыдущих игр. Знакомый детям «спящий крокодил» лежит на бортике. Дети находятся в воде. По команде они начинают передвигаться по дну от одного бортика к другому. Когда дети пройдут несколько шагов, преподаватель, приподнимая над бортиком «голову крокодила», говорит: «Крокодил просыпается! Все превратились в «мяч»! Дети выполняют упражнение «всплывание». Затем дети продолжают движение вперёд. Игра продолжается. Игру можно усложнить. Преподаватель может давать команды, рассчитанные на выполнение различных упражнений: «Крокодил просыпается, все спрятались!» − дети выполняют упражнение «погружение». .. Несколько обручей на поверхности воды позволят внести в игру новый элемент. Преподаватель говорит: «Крокодил просыпается! Все спрятались в домиках!» Дети, выполнив упражнение «погружение», оказываются в середине обручей.

Можно предложить детям выполнить упражнение «всплывание», стоя в середине плавающего на поверхности воды обруча, назвав такую игру «Подари утке мяч». Каждый ребёнок «приходит к утке в гости» (выполняет «погружение») и дарит ей «мяч» (всплывание) . Несколько плавающих обручей, соединённых вместе, могут быть использованы в игре «Подарок другу». В каждом обруче находится небольшая плавающая игрушка (рыбка, кукла. ..) ; ребенок выбирает, кому подарить мяч, и в соответствующем обруче выполняет «всплывание».

Игра может быть составной частью занятия, возможен вариант, когда все занятия проходит в игровой форме (учитывается цель, задачи каждого конкретного занятия) .

Организуя игры, обеспечить каждому ребёнку возможность самостоятельно регулировать свои действия в воде. Не следует включать в занятия такие элементы игр, в которых несколько детей держат друг друга за руки. Не должно быть ситуаций, когда ребёнок толкает (даже если непреднамеренно) другого или пытается погрузить его в воду. Всякое неожиданное движение ребёнка в таких случаях может вызвать негативные эмоции, значительно затруднив процесс обучения плаванию! Сам процесс обучения плаванию должен быть интересен детям. Необходимо регулярно отмечать успехи каждого ребёнка и напоминать детям, чему они уже научились, какие упражнения освоили, что предстоит узнать и чему предстоит научиться на следующих занятиях.

Освоив упражнение «лежание» («звёздочка») , дети могут выполнять его в играх, используя сюжет «морские звёзды». Например, в игре «Море». Дети стоят в воде, преподаватель говорит: «На море ветер! Поднимаются волны!» Дети руками создают у поверхности воды «волны». Затем преподаватель говорит: «На поверхности моря появляются морские звёзды», дети выполняют упражнение «лежание». Как и в предыдущих играх, данное упражнение можно использовать в сочетании с другими упражнениями.

Игра «Корабли» может быть включена в занятие, когда дети освоят упражнения «скольжение на груди, на спине». Каждый ребёнок превращается в «корабль», который выходит в море. Какой корабль дальше уплыл?

Кроме обучающих игр, в занятия нередко включают общеразвивающие игры. Часто такие игры имеют элемент соревнования. Например, в игре «Почтальон». По команде преподавателя дети, находясь в воде, берут с бортика «письма» (маленькие плавательные доски или другие предметы) . Передвигаясь по дну, они относят «письма» по адресу (на противоположный берег) , стараясь как можно быстрее добежать до «адресата». Вариантов игры «Почтальон» множество. Например, можно менять способ передвижения (шагом, бегом, прыжками) и количество раз доставки «почты».

Детям нравятся игры с мячами. Для занятий в воде подходят лёгкие, надувные мячи. В игре «Наведём порядок» можно использовать не только мячи, но и другие надувные игрушки. 8 детей, разделенные на две команды − «Ловкие» и «Умелые». Одна команда (4 человека) находится в воде около одного бортика, другая команда − около противоположного бортика. По середине бассейна поперёк натянута разделительная дорожка с поплавками. На воде на каждой половине бассейна плавают по 5-6 мячей или надувных игрушек. По команде преподавателя дети начинают передвигаться по дну на своей половине бассейна и перекидывать мячи (или игрушки) на сторону соперника, стараясь очистить свою площадку. Когда в игре наступает момент, что все мячи оказались на одной площадке, преподаватель подаёт сигнал окончания игры. Побеждает та команда, которой удалось «навести порядок», перебросав все мячи на сторону соперника. Надо заметить, что эта игра заставляет детей активно двигаться, и поэтому дети способны проявлять интерес к ней определённое время (до появления чувства утомления) . Когда дети начинают менее активно двигаться, даже если не было момента, что все мячи оказались на одной стороне, игру следует закончить. Преподаватель объявляет, что игра закончилась вничью, и хвалит всех за интересную игру. Если над водой протянуть канат, дети могут через нее перебрасывать мячи друг другу.

Игра «Арбузовоз». Каждый ребёнок − корабль, который перевозит арбуз с одного берега на другой. «Арбуз» − живот ребёнка. Важно, чтобы при передвижении в воде способом кроль на спине живот находился у поверхности воды (а не погружался в воду) . Проплыл ребёнок от бортика до бортика правильно − он довёз «арбуз», опустил живот ниже уровня поверхности воды − не довёз. Если организовать соревнования двух команд, то побеждает та команда, которая привезёт большее количество «арбузов».

При обучении движениям ног способом брасс можно ввести в сюжет занятий нового персонажа − «Лягушонка», поскольку движения ног пловца похожи на движения задних лап лягушки.

Используя приобретённые навыки, дети могут передвигаться от бортика к бортику как «арбузовозы», как «лягушата». Например, дети стоят в воде: четверо у одного бортика, они − «арбузовозы», четверо у другого, они − «лягушата». Команда: «Поплыли «арбузовозы». Дети выполняют упражнение. Когда четверо доплывают до противоположного бортика, звучит следующая команда: «Поплыли «лягушата»! Другая «четвёрка» выполняет своё упражнение.

Даже на этапе совершенствования спортивных способов плавания дети с удовольствием будут изображать «медвежонка, плывущего к Айболиту, Выполняя движения кролем на груди ногами и одной рукой. Преподаватель: «Медвежонок залез лапой в улей за медом, а пчёлы покусали ему лапу. Больная лапа лежит на поверхности воды, медвежонок гребёт другой лапой».

Дети, умеющие передвигаться в воде, на всех этапах обучения и совершенствования охотно играют в сюжетные игры, в игры с мячом, в игры, содержащие соревновательные элементы.

Даже простые на первый взгляд игры станут для детей значительно интереснее, если внести в игру неожиданный элемент. Например, если в водный баскетбол (над водой подвешиваются кольца) или водное поло будут играть не просто команды детей, а «сборная страны» и «сборная города», игра будет иметь новый эмоциональный оттенок.

Преподаватели, работающие с детьми, не должны забывать, что игры являются обязательной составляющей частью любого образовательного процесса, тем более, когда речь идёт о физической культуре. В каждом конкретном случае преподаватель выбирает, придумывает игру с учётом своих и детских интересов и возможностей. Важен принцип построения игры, важна идея и творческий подход каждого педагога к каждому ребёнку!

Бассейн в детском саду, где стабильность групп позволяет преподавателю планировать количество занятий для каждой группы и каждого ребёнка на год или несколько лет, безусловно, имеет преимущество перед городскими бассейнами. Именно этим обстоятельством должен руководствоваться преподаватель, работающий в детском учреждении с бассейном, включая в занятия не только обязательные упражнения по обучению плаванию, но и значительное количество игр. Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют игры, помогут сориентировать ребёнка и его родителей на регулярные занятия плаванием длительное время.

Маленькие и большие ножки

Задача игры: помочь детям освоиться в воде.

Описание. Дети образуют круг и подражают движениям преподавателя.

Он говорит: « Маленькие ножки бежали по дорожке», при этом быстро-быстро притопывает, приговаривая: «Топ, топ, топ». Затем замедляя движение, медленно произносит: «большие ноги шли по дороге - топ, топ, топ», высоко поднимает колени и топает так, чтобы появились брызги.

Правила.

Методические указания. Преподаватель следит, чтобы дети выполняли движения вместе, не боялись воды, подбадривает малышей.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Рыбки резвятся

Задача игры: приучать детей выполнять разные движения в воде, не бояться воды.

Описание. По сигналу преподавателя «Рыбки резвятся» дети подпрыгивают на двух ногах. По сигналу «Рыбки отдыхают» - присаживаются на корточки. Можно разрешать прыжки на двух ногах с последующим падением в воду.

Правила. Внимательно слушать преподавателя, выполнять движения по сигналу. Нельзя толкать друг друга и брызгаться.

Методические указания. Детей можно поставить в круг или предложить стать свободно около преподавателя. Помогать детям преодолеть страх перед водой, подбадривать несмелых.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Поймай воду

Задача игры: научить детей сжимать пальцы рук, делать «ложечку».

Описание. Играющие стоят на месте в одной шеренге или кругу. По команде «Поймай воду!» они вытягивают руки вперед, опускают в воду, соединяют под водой кисти рук, сжимают пальцы. Зачерпнув воду, дети поднимают руки над поверхностью. Преподаватель проверяет наличие воды в руках.

Методические указания. Если вода течет из рук, преподаватель говорит « Ой, какие руки дырявые! Ну-ка, зачерпни водичку еще раз». Дети самостоятельно контролируют правильность положения пальцев рук.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Волны на море

Задача игры: познакомить с сопротивлением воды.

Описание. Занимающиеся стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону – образуются волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону.

Правила. Нельзя опускать руки глубоко в воду.

Методические указания. Для одновременности выполнения упражнения дети вслух приговаривают «У-ух, У-ух».

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Поймай лодочку (рыбку)

Задача игры: приучать детей передвигаться в воде. Преодолевать ее сопротивление.

Описание. Дети стоят у бортика по одной стороне бассейна. Преподаватель пускает пластмассовые лодочки и предлагает детям поймать их. Затем дети отдают лодочки преподавателю. Игра повторяется.

Правила. Нельзя толкать друг друга и брызгаться, можно ловить только по одной лодочке.

Методические указания. На первых порах не надо торопить малышей. При повторном проведении игры можно предложить детям задание: «Кто быстрее поймает лодочку?», чтобы стимулировать более быстрое передвижение их в воде.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Догоните меня

Задача игры: научить детей передвижению в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды.

Описание. Дети стоят вместе с педагогом у бортика. Преподаватель отходит и предлагает догнать его. У противоположной стороны бассейна он останавливается и встречает детей, подбадривает тех, кто испытывает затруднения.

Правила. Нельзя наталкиваться друг на друга.

Методические указания. Первое время преподаватель не должен быстро отходить от детей, пока они не освоились в воде. При многократном повторении игры преподаватель может предложить детям убегать, а сам будет ловить их. При этом не следует торопиться, надо дать детям возможность спокойно добраться до своего места.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Солнышко и дождик

Задача игры: приучать детей не бояться воды, передвигаться, не держась друг за друга и не толкаясь.

Описание. Дети стоят у бортика с одной стороны. По сигналу преподавателя «Солнышко – можно гулять!» дети ходят в разных направлениях по бассейну. Затем преподаватель говорит «Дождик!» и брызгает на детей водой. Дети убегают к бортику.

Правила. Начинать движения нужно по сигналу преподавателя, нельзя толкать друг друга.

Методические указания. Преподаватель приглашает гулять всех. Не слишком сильно брызгать на детей, чтобы не пугать их.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Переправа

Задача игры: дать почувствовать сопротивление воды для правильного выполнения гребковых движений рук.

Описание. Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде преподавателя они все вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая:

Толкаюсь, толкаюсь руками о воду,

Вода помогает мне выбрать дорогу.

Правила. Нельзя толкать друг друга и брызгаться.

Методические указания. Следить чтобы пальцы рук были сомкнуты. Пояснить различие между гребками рукой с сомкнутыми и разведенными пальцами.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Найди свой домик

Задача игры: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними.

Описание. Три разных по цвету обруча лежат (плавают) на поверхности воды. Дети делятся на три группы, каждая становиться возле своего обруча. По сигналу «Рыбки резвятся» дети бегают в разных направлениях, по сигналу «найди свой домик» они идут или бегут к своим обручам.

Правила. Нельзя толкать друг на друга, надо убегать от «домиков» подальше.

Методические указания. Сигналы подавать четко, громко, чтобы все дети их слышали.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Кораблики

Задача игры: приучать выполнять в воде движения в разных направлениях, быстро и медленно.

Описание. Дети стоят в колонне по одному. По команде преподавателя «Полный ход!» дети бегут по воде, широко размахивая руками. «Тихий ход!» - продвигаются медленно. «Задний ход!» - двигаются спиной вперед.

Правила. Нужно внимательно слушать сигнал, менять движение только по сигналу. Нельзя толкаться и брызгаться.

Методические указания. Следить за движениями детей, поощрять хорошо выполнивших задание. Детей можно построить в шеренгу, в две небольшие колонны.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Найди себе пару

Задача игры: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, упражнять в ходьбе парами.

Описание. Дети ходят по бассейну в разных направлениях. По сигналу «Найди себе пару!» они становятся в пары (с кем им хочется), берутся за руки и идут в парах.

Правила. Дети выбирают пару по своему желанию. Нельзя тянуть друг друга, толкать.

Методические указания. Не торопиться подавать сигналы. Дать возможность детям самим стать в пары. При необходимости оказывать им помощь. При повторении игры детям можно раздать цветные пластмассовые шары. По сигналу «найди себе пару!» дети, у которых шары одинакового цвета, становятся в пары. Затем по сигналу они снова разбегаются. Во время бега шары надо держать поднятыми вверх.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Море волнуется

Задача игры: помочь детям освоиться в воде, ознакомиться с ее сопротивлением.

Описание. Дети стоят в колонне по одному. По команде преподавателя «Море волнуется!» они разбегаются в произвольном направлении (их «разгоняет ветер»), производят любые движения руками, окунаются. Когда преподаватель произнесет: «Ветер стих, море успокоилось!», дети должны быстро занять свои места в колонне.

Правила. Преподаватель говорит: « Раз, два, три – вот на место встали мы». Не нашедший за это время своего места в колонне отмечается преподавателем как невнимательный.

Методические указания. Можно использовать построение в круг, в одну шеренгу.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Карусели (1 вариант)

Задача игры:

Описание.

Дети останавливаются.

Правила.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Пузырь

Задача игры: приучать двигаться в воде вперед, назад, не бояться воды.

Описание. Дети становятся в круг близко друг к другу, берутся за руки. Вместе с преподавателем произносят:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой да не лопайся. «Лопнул пузырь!» дети двигаются по центру, произнося звук «ш-ш-ш» («воздух выходит»). Затем дети снова «надувают пузырь» - отходят назад.

Правила. Двигаться вперед, назад, держась за руки. Нельзя толкать друг друга.

Методические указания. Преподаватель становиться в круг вместе с детьми. Произносить текст нужно медленно, четко, привлекая к этому играющих. При повторении игры на слова «Лопнул пузырь!» дети могут приседать в воду.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Принеси мяч

Задача игры: приучать детей двигаться в воде в разных направлениях, преодолевать сопротивление воды.

Описание. Дети становятся вдоль одной из сторон бассейна. Преподаватель показывает яркие мячи, затем бросает их в воду и предлагает детям поймать. Дети передвигаются по воде за мячами, ловят их и приносят преподавателю. Игра повторяется.

Правила. начинать ловить мячи нужно по сигналу преподавателя. Нельзя толкаться и брызгаться.

Методические указания. Мячи не следует разбрасывать слишком далеко от детей. Можно использовать для игры другие надувные игрушки.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Мячики

Задача игры: приучать детей подпрыгивать в воде, не бояться брызг.

Описание. Преподаватель начинает играть с одним ребенком. Положив руку на голову ребенка, он предлагает ему попрыгать, как мячик. Ребенок подпрыгивает, а преподаватель подбадривает малыша. Затем предлагает попрыгать, как мячики, всем детям.

Правила. Нельзя толкаться и брызгаться.

Методические указания. Во время игры преподаватель может считать прыжки, по окончании прыжков сказать: «Укатились мячики», после чего дети убегают к бортику.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Лодочки плывут

Задача игры: приучать детей передвигаться в воде друг за другом, не бояться воды.

Описание. Дети входят в воду, становятся друг за другом вдоль бортика. По сигналу «Поплыли лодочки!» дети двигаются друг за другом, разгребая воду руками, как веслами. Лодочки плывут сначала медленно, затем быстрее.

Правила. Соблюдать направление, нельзя наталкиваться друг на друга.

Методические указания. Преподаватель следит, чтобы дети не отставали, двигались смелее. При повторном проведении игры можно предложить им двигаться в разных направлениях. По сигналу «Лодочки плывут к берегу» дети становятся у бортика.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Бегом за мячом!

Задача игры: закрепить у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней.

Описание. Играющие встают в одну шеренгу у бортика лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4-5 метра от них в воде плавают предметы (мячи, круги), количество которых равно количеству играющих. По сигналу дети бегут за мячами (кругами) и возвращаются на свои места. Выигрывает тот, кто первый займет свое место в шеренге.

Правила. нельзя забегать за обусловленное место, мешать друг другу, толкаться.

Методические указания. Преподаватель следит за детьми, поощряет ловких, помогает другим, подбадривает их. Может быть предложен вариант игры, когда мячей в воде меньше, чем детей. Дети должны бежать быстрее, чтобы не оставаться без мяча.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Сердитая рыбка

Задача игры: приучать детей смело передвигаться в воде, менять направление, быстроту движения.

Описание. Преподаватель или один из детей изображает сердитую рыбку. Она находится у противоположного бортика, дети тихонько подходят к ней, а преподаватель в это время говорит:

Сердитая рыбка тихо лежит, сердитая рыбка, наверное, спит.

Подойдем мы к ней, разбудим и посмотрим, что же будет.

Рыбка начинает ловить детей, дети разбегаются, рыбка гонится за ними. Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим.

Правила. Выполнять движения в соответствии с текстом, убегая от сердитой рыбки, не толкать друг друга.

Методические указания. Первый раз сердитой рыбкой может быть преподаватель. Не следует быстро бежать за детьми. Надо дать им возможность убежать на свое место. При многократном повторении можно догонять детей.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Медвежонок умка и рыбки

Задача игры: приучать детей двигаться по кругу в разных направлениях, взявшись за руки.

Описание. Из числа играющих выбирается медвежонок Умка. Остальные дети – рыбки. Умка делает вид, что спит, а рыбки водят хоровод со словами:

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой воде (свободно гуляют по бассейну),

То завьются (круговые движения руками),

Разовьются (круговые движения в обратном направлении),

То заплавают в воде (дети разводят руками в разные стороны).

Умка – белый медвежонок-

Спрятал мордочку свою.

Нас поймать он очень хочет (дети идут по кругу),

Но покажем нос ему!

После этих слов ребята уплывают, кто как может, а Умка догоняет их. Дотронувшись до 3- 4 ребят, Умка возвращается на место. Преподаватель или Умка выбирают нового водящего, и игра продолжается.

Правила. Выполнять движения нужно в соответствии с текстом, уплывать только с последними словами.

Методические указания. Преподаватель играет вместе с детьми, показывает, какие движения надо делать.

Младший и средний дошкольный возраст

Фонтан

Задача игры: научить детей не бояться водяных брызг, не отворачиваться от них.

Описание. Держась за руки, играющие образовывают круг. Они стоят лицом в круг, опускают руки, принимают положение упора лежа сзади. По сигналу все одновременно начинают движения ног кролем, поднимают фонтан брызг. Игра повторяется несколько раз.

Правила. Нельзя отворачиваться от брызг, пятиться назад, вставать.

Методические указания. Вариант: игра может проводиться и как упражнение для овладения движениями ног при плавании кролем. При этом дети следят, чтобы брызг не было, а на поверхности воды показывались только пальцы ног.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра с погружением в воду с головой

Караси и щука (1 вариант)

Задача игры: учить детей смело погружаться в воду, помочь осваивать погружения с водой.

Описание. Дети (караси) перемещаются по дну бассейна в разных направлениях, помогая себе руками. Щука (ее роль первое время исполняет преподаватель) стоит в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети уплывают к бортику и погружаются в воду до подбородка, а кто может - и глубже.

Правила. Дети не должны убегать к бортику раньше сигнала, нельзя толкать друг друга.

Методические указания. Преподаватель, исполняющий роль щуки, не должен слишком быстро бежать за детьми т ловить их. Надо дать возможность всем спрятаться.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра с погружением в воду с головой

Поезд в туннель! (1 вариант)

Задача игры:

Описание. Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс друг другу, изображают поезд. Колонна движется шагом. Двое ребят, стоя лицом друг к другу и держась за руки, образуют туннель. Чтобы проехать через него, дети, изображающие поезд, поочередно погружаются с головой в воду. После того как все вагоны проедут, изображавшие туннель пристраиваются к концу колонны, а двое первых ребят из поезда образуют новый туннель. Игра продолжается.

Правила. Нельзя толкать друг друга, встречное движение запрещается - в туннеле одна колея. Может произойти крушение.

Методические указания. Преподаватель должен следить, чтобы изображающие туннель не задерживали ребят под водой.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра с погружением в воду с головой

Спрячемся под воду

Задача игры: упражнять в погружении в воду с головой.

Описание. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. По сигналу «Спрячемся под воду» дети приседают, погружаются в воду с головой, не разнимая рук.

Правила. Дети не должны разнимать руки, вытирать лицо после подъема из воды.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра с погружением в воду с головой

Оса

Задача игры: приучать погружаться в воду с головой, не бояться воды.

Описание. Играющие образуют круг. Преподаватель находится в центре круга. У него в руках удилище, к которому веревкой привязан бантик из поролона. Преподаватель поочередно или выборочно старается посадить на кого-нибудь осу. Игроки, спасаясь от осы, погружаются в воду с головой.

Правила. Тот, на кого села оса, обязательно должен погрузиться в воду, а поднявшись из воды, не разрывать круг, не вытирать лицо руками.

Методические указания. Преподаватель, зная особенности детей, сначала опускает осу на более смелых детей, не боящихся погрузиться в воду.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра с погружением в воду с головой

Жучок - паучок

Задача игры: упражнять детей в погружении в воду с головой.

Описание. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга встает водящий – жучок – паучок. Играющие произносят такие слова:

Жучок – паучок вышел на охоту,

Жучок – паучок вышел на охоту.

Не зевай, поспевай,

Прячьтесь все под воду.

С последними словами все приседают, погружаясь с головой в воду.

Правила. Двигаться ровно. Нельзя тянуть друг друга, разрывать круг.

Методические указания. Преподаватель назначает водящего. Следит, чтобы все дети погружались в воду с головой, подбадривает тех, кто боится это делать.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра с погружением в воду с головой

Хоровод

Задача игры: учить детей погружаться в воду с головой.

Описание. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят:

Мы идем, идем,

Хоровод ведем,

Сосчитаем до пяти.

Ну, попробуй нас найти!

После чего хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки. При счете «пять» все одновременно погружаются с головой, после чего выпрямляются. Игра продолжается, хоровод движется в другую сторону.

Правила. проигравшим считается тот, кто не погрузился с головой в воду.

Методические указания. При повторении игры можно использовать речитатив: «Раз, два, три, четыре, пять – вот мы спрячемся опять». Можно предложить детям под водой считать про себя до пяти. Тогда по правилам игры выпрямляться будет разрешено только сосчитав под водой до пяти.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра с погружением в воду с головой

Щука

Задача игры: учить детей смело погружаться в воду, а так же осваивать погружение в воду с головой.

Описание. Дети ходят или бегают по дну бассейна в произвольных направлениях, помогая себе руками, изображая рыбок. Щука стоит спиной к бассейну на берегу или в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка. Щука (водящий) внимательно следит за выполнением задания. Рыбку, которая неправильно выполнила задание, щука уводит к себе. Пойманный становится щукой.

Игра повторяется 3 – 4 раза. За рыбками всякий раз выплывает уже другая щука.

Правила. Водящий не должен поворачиваться лицом к бассейну раньше подачи сигнала.

Методические указания. Водящего назначает преподаватель или сам может быть водящим. При повторении игры за рыбками могут выплывать одновременно 2 – 3 щуки.

Младший и средний дошкольный возраст

Достань игрушку

Задача игры: показать, что вода прозрачная, через нее видны игрушки; приучать опускать руки глубоко в воду, не бояться погрузиться в воду с головой.

Описание. Дети стоят у бортика. Преподаватель разбрасывает тонущие игрушки у противоположного бортика. По сигналу «достань игрушку!» дети идут, смотрят на дно через воду, отыскивают игрушки, достают их со дна и приносят преподавателю. Игра повторяется.

Правила. Начинать движение по сигналу, доставать по одной игрушке. Нельзя отнимать их у товарищей, толкать друг друга.

Методические указания. Вначале опускать игрушки на мелком месте, при повторении игры – на более глубоком. Подбадривать детей, помогать робким.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра с погружением в воду и открыванием глаз

Брод

Задача игры: научить рассматривать предметы в воде.

Описание. Дети стоят в колонне по одному. Поочередно передвигаются на руках по дну вперед с одного берега на другой, ориентируясь по предметам, разложенным на дне (камни, тарелки и пр.). для того чтобы проверить правильность передвижения, дети неоднократно опускают голову в воду, отыскивая следующую веху на своем пути.

Методические указания. Лучше всего для каждого играющего несколько изменять расположение предметов на дне. Одновременно следует использовать 4 – 5 предметов. На расстоянии до 1 м.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра с погружением в воду и открыванием глаз

Смелые ребята

Задача игры: научить погружаться с головой в воду с открытыми глазами.

Описание. Дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят:

Мы ребята смелые,

Смелые, умелые,

Если захотим –

Через воду поглядим.

Затем опускают руки и все вместе погружаются в воду с открытыми глазами. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Методические указания. Для контроля выполнения можно предлагать детям рассмотреть какой-либо предмет в воде или проводить игру в построении по парам лицом друг к другу.

Младший и средний дошкольный возраст

Игра с погружением в воду и открыванием глаз

Нырни в обруч

Задача игры: учить погружаться в воду с открыванием глаз и скольжением.

Описание. В воду вертикально опускают обруч с грузами. Дети встают в колонну по одному, идут вдоль бортика к обручу. Дойдя до него, дети по очереди погружаются в воду, проходят сквозь обруч, выныривают на поверхность с другой стороны и двигаются дальше. Когда все пройдут сквозь обруч, игра повторяется.

Правила. идти друг за другом. Нельзя наталкиваться, хватать, топить друг друга.

Методические указания. Преподаватель следит за правильностью выполнения задания, подбадривает робких детей.

Младший и средний дошкольный возраст

Игровые упражнения

«Ледокол» . Ходить, заложив руки за спину и наклонившись вперед

«Лодочки с веслами». Ходить, помогая себе гребковыми движениями рук.

«Островки». Стоя в кругу, присесть до шеи, до подбородка, чтобы на поверхности воды осталась только голова.

«Крокодилы». Принять упор присев, ноги вытянуть, чтобы они всплыли. Передвигаться по дну на руках.

«Цапли». Глубина воды по колено. Ходьба по дну с перешагиванием поверхности воды.

«Дровосек в воде». Стоя в одну шеренгу (круг), ноги врозь пошире, руки вверх, наклонять туловище вперед с маховыми движениями рук вниз – назад. Руками ударять о воду, поднимая брызги. Глубина воды выше колен. То же можно выполнять, стоя спиной внутрь круга, в парах спиной друг к другу.

«Катание на кругах». Глубина воды по пояс. Произвольно сесть, лечь на надутый резиновый круг и покататься на нем, как на лодочке, подгребая руками, как веслами.

«Покажи пятки». На мелком месте опереться руками о дно, выпрямиться и вытянуть ноги назад так, чтобы на поверхности воды были видны пятки.

Старший дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Невод

Задача игры: помочь освоиться с сопротивлением воды.

Описание. Играющие (рыбы) располагаются в ограниченном пространстве. Двое рыбаков, взявшись за руки, по сигналу преподавателя бегут за рыбкой, стараясь окружить ее. Каждая пойманная рыбка включается в цепь рыбаков. Так постепенно составляется невод. Игра кончается, когда все рыбы будут переловлены.

Правила. нельзя ловить рыбу разорванным неводом. Нельзя толкаться, топить друг друга, хватать за руки, туловище.

Методические указания. Водящих назначает преподаватель. Пойманный последним является самой быстрой рыбкой.

Старший дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Карусели (2 вариант)

Задача игры: приучить детей двигаться по кругу, не бояться воды.

Описание. Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу преподавателя они начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. Вместе с преподавателем дети произносят:

Еле-еле, еле-еле закружились карусели,

А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом!

Дети бегут по кругу. Затем преподаватель произносит:

Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

Раз-два, раз-два вот и кончилась игра.

Дети останавливаются.

Правила. Выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища.

Старший дошкольный возраст

Игра для ознакомления со свойствами воды

Караси и карпы (1 вариант)

Задача игры: учить детей свободно передвигаться в воде.

Описание. Преподаватель разделяет играющих на две равные группы. Дети становятся в шеренги спиной друг к другу, после чего приседают. Расстояние между шеренгами 0,5 – 1 м. для каждой шеренги заранее намечается направление, в котором надо бежать. Одна шеренга – караси, другая – карпы. Преподаватель в произвольном порядке произносит эти слова. Названная команда (шеренга) тотчас поднимается и бежит в указанном направлении. Дети другой команды поднимаются, поворачиваются и догоняют убегающих, стараясь дотронуться до них рукой. Ребенок, которого коснулись рукой, останавливается. По сигналу преподавателя все останавливаются, возвращаются на прежние места, и игра начинается сначала.

Правила. Находясь в шеренге, нельзя оборачиваться назад. Во время перебежки нельзя толкать друг друга. После сигнала об остановке нельзя продолжать бег.

Методические указания. Игру можно проводить и при глубине воды по пояс. В этом случае, стоя в шеренгах, дети не приседают. Строить шеренги лучше по росту, чтобы их правые фланги находились друг против друга. Одну и туже команду можно вызывать иногда и два раза подряд. Слова «караси» и «карпы» преподаватель должен произносить медленно, протяжно, растягивая первые слоги слова и быстро произнося последние.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе