Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкин Белгородской области
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автомастерская»
(В рамках тематической недели «Растим примерных пешеходов и водителей)
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о грузовых и легковых машинах. Учить исполнять свою роль, следуя сюжету.
2. Активизировать в словаре слова, обозначающие части машин: кузов, кабина, колеса, капот.
3. Воспитывать желание играть в коллективе.
Оборудование: крупный строительный материал, детский набор инструментов, сломанные машины, материал для бензозаправки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением автосалонов, автомастерских. Рассказывание о работе автомеханика.
Ход.
Воспитатель. Сегодня Незнайка привез из Цветочного города сломанные машины. Винтик и Шпунтик уехали отдыхать на море и отремонтировать машины некому.
- Как мы можем помочь жителям Цветочного города?
Дети. Мы можем попробовать отремонтировать машины.
Воспитатель. Где ремонтируют машины?
Дети. В автомастерских.
Воспитатель. Мы можем построить автомастерскую из крупного строительного материала. У меня есть проект мастерской. Можно приступать к строительству.
- Молодцы! Вы быстро справились с заданием. Чтобы продолжить игру мы должны распределить роли. Вспомните, кто работает в автомастерской?
Дети. В автомастерской работают автомеханики.
Воспитатель. Какие услуги водителям мы еще можем оказать в автомастерской?
Дети. Мы можем помыть машины.
Воспитатель. Рядом с мастерской мы оборудуем автомойку.
- Какие роли в игре могут исполнять девочки?
Мальчики. Они могут работать в кафе и на бензозаправке.
Воспитатель. Девочки, возьмите оборудование для бензозаправки и кафе.
- Распределяйте роли.
Воспитатель. Как ты будешь ремонтировать машину?
Ребенок. Я прикручу колеса.
Ребенок. Я выровняю кузов с помощью молотка.
Ребенок. Я приделаю руль на место.
Воспитатель. Кто устал в мастерской, может покушать в кафе.
- Отремонтированные машины можно помыть на автомойке и заправить бензином на заправке.
Воспитатель (держит куклу Незнайки)
- Спасибо, дети, за отремонтированные машины. Они чистые и красивые! Важно, чтобы по городу ездили хорошо отремонтированные машины и не создавали аварийных ситуаций.
Воспитатель. Дети, вы можете оценить исполнение ролей.
Ребенок. Саша был хорошим автомехаником, он поставил на машину четыре колеса.
Ребенок. Алена вежливо обслуживала посетителей кафе.
Ребенок. Таня быстро заправляла машины бензином.
Воспитатель. Мне тоже понравилась ваша слаженная работа. Все справились со своими ролями и исполнили их до конца.
Приложенные файлы
« Школа»
Сюжетные линии игры:
Игровые роли: учитель, директор школы, охранник, ученики, родители учеников.
Атрибуты, игровой материал: учебная доска, мел, компьютеры, парты, стулья, портфели, школьные принадлежности (тетради, ручки, карандаши, ластики, альбомы, краски, учебники), классный журнал для оценок, расписание уроков, звонок (колокольчик), униформа для охранника.
Ролевые действия.
Учитель: входит в класс, проводит уроки - рисует, читает, считает, пишет вместе с детьми. Задает детям вопросы, проверяет тетради, ставит ученикам оценки, задает домашнее задание. После уроков выходит с учениками на прогулку.
Директор: дает распоряжения учителям; зачисляет учеников в школу и распределяет их по классам, составляет расписание уроков. Принимает решение о переводе учеников в другой класс. Ведет прием родителей учеников по различным вопросам. Принимает участие в проведении родительских собраний.
Охранник: охраняет школу от хулиганов; следит за дисциплиной на переменах. Спрашивает у посетителей, к кому они идут.
Ученики: утром завтракают, складывают школьные принадлежности в портфель, идут в школу. Приходят в класс, занимают своё место за партой, готовятся к уроку, пишут в тетрадях под диктовку, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку. Отвечают на уроке; выполняют поручения учителя; слушают учителя и задают ему вопросы.
На переменах общаются между собой, делятся информацией, объясняют товарищам новые задания. Играют в подвижные игры.
Соблюдают правила поведения в школе.
Участвуют в проведении олимпиад - выполняют различные задания.
Родители: интересуются успехами своего ребёнка, провожают в класс. Приходят на родительское собрание, спрашивают учителя об успеваемости ребёнка. Помогают ему учить уроки, дают советы.
«Шофёры"
Сюжетная линия игры: поездка в такси.
Игровые роли: диспетчер, таксист, пассажир, инспектор ГИБДД.
Атрибуты, игровой материал: рация, деньги, телефон, карточки для заказов, руль, модули для постройки машины (или чехол на стулья), шашечки.
Ролевые действия.
Диспетчер: принимает заказ по телефону, передаёт его по рации таксисту, сообщает адрес и конечный пункт назначения. В карточках делает отметку о заказе.
Таксист: «подъезжает» к пассажирам, помогает им погрузить в багажник вещи. Везёт пассажиров к указанному месту. Объявляет о стоимости поездки. Принимает оплату за проезд, дает сдачу. Помогает выгрузить багаж.
Соблюдает правила дорожного движения. Предъявляет по требованию водительские права.
Пассажир: звонит по телефону, вызывает такси, называет адрес конечного пункта поездки, садится в такси, расплачивается за проезд.
Инспектор ГИБДД: контролирует соблюдение Правил дорожного движения, проводит проверку документов водителя.
«Шофёры»
Сюжетная линия игры: поездка в автобусе.
Игровые роли: врач, водитель, пассажир, кондуктор, механик.
Атрибуты, игровой материал: руль, модули для постройки автобуса (или чехол на стулья), номер автобуса, деньги, билеты, сумка кондуктора, стойка «Остановка», таблички с направлениями маршрутов, микрофон, инструменты для ремонта (гаечный ключ, молоток, монтировка), аптечка, медицинский чемоданчик с инструментами.
Ролевые действия.
Врач: проверяет состояние здоровья водителя перед выходом в рейс, дает разрешение на работу.
Водитель автобуса: управляет автобусом, открывает двери на остановке, объявляет в микрофон остановки. В случае поломки проводит мелкий ремонт двигателя. Проходит техосмотр.
Кондуктор: продает билеты пассажирами (принимает деньги, дает сдачу, выдает билет), контролирует, чтобы все пассажиры приобрели билет.
Пассажир: ждет автобус на остановке, садится в автобус нужного номера, оплачивает поездку, занимает место в автобусе. Уступает место пожилым пассажирам.
Механик: проверяет исправность транспортного средства, дает разрешение на выезд.
«Шофёры»
Сюжетная линия игры: автозаправочная станция (АЗС).
Игровые роли: оператор заправки, заправщик, водителя.
Атрибуты, игровой материал: вывеска «АЗС», колонки с марками бензина, канистры, шланги, деньги, банковские карточки, касса, аппарат для приёма банковских карт, сопутствующие товары, униформа работников заправки (накидки, бейсболки).
Ролевые действия.
Водители: подъезжают колонкам, называют оператору марку бензина, необходимое количество для заливки, платят за него.
Оператор: принимает деньги за бензин или пластиковые карты, пробивает деньги по кассе, выдает чек.
Заправщик: заправляет машины (вставляет шланг в заправочный бак, заливает бензин). По желанию клиента бензин также заливается в канистру.
«Шофёры»
Сюжетная линия игры: автосервис.
Игровые роли: мастер автосервиса, водители, кассир.
Атрибуты, игровой материал: вывеска «Автосервис», инструменты для ремонта (набор гаечных ключей, молоток, отвертка, пассатижи), для покраски машины (краска, кисть), набор шин, спецодежда (рукавицы, кепка, накидка), касса, деньги, банковские карточки, аппарат для приёма банковских карт.
Ролевые действия.
Водитель: приезжает в автосервис, рассказывает о поломке, оплачивает в кассе суму за ремонт.
Кассир: принимает деньги, дает сдачу, выписывает чек, гарантийный талон.
Мастер: проводит диагностику двигателя, ремонтирует неполадки в машине, меняет шины, красит капот. Даёт водителям советы по уходу за машиной.
« Автошкола »
Сюжетные линии игры:
Запись в автошколу;
Занятия в автошколе (теоретические и практические);
Подготовка кс экзамена в автошколе (изучение Правил дорожного движения (ПДД), прохождение медицинского осмотра, знакомство с экзаменационными билетами, изучение литературы);
Экзамены (теоретическая часть - знание ПДД, дорожных знаков, дорожной разметки, правил поведения пешеходов и водителей, ориентировка на улицах города по макету; практическая часть - вождение: ориентировка по дорожным знакам и дорожной разметке);
Получение водительского удостоверения.
Игровые роли: преподаватель автошколы, инспектор ГИБДД, регулировщик дорожного движения, ученики автошколы, слесарь по ремонту машин, работник автозаправочной станции, диспетчер, врач.
Атрибуты, игровой материал : электронная игра по обучению Правилам дорожного движения, ноутбук, плакаты, дидактические игры на тему «Правила дорожного движения», макет улицы города, настольные дорожные знаки, оборудование для автогородка или имитации автодрома (конусы, кубики, городки для полосы препятствий на территории автогородка), самокаты, велосипеды, педальные машины, переносные дорожные знаки, макеты: светофора, учебной машины, станции техобслуживания (СТО), больницы, поста ГИБДД, жилых массивов, автозаправочной станции; водительское удостоверение, техталон, набор медицинского оборудования для доктора, набор инструментов для автослесаря, форма и жезл для инспектора ГИБДД, атрибуты для инспектора
Ролевые действия
Ученики : записываются в автошколу; сдают экзамены на знание ПДД, умение ориентироваться на улицах города и водить транспортное средство на автодроме, улицах города.
Преподаватель автошколы : проводит теоретические занятия по обучению ПДД.
Инструктор по вождению : проводит практические занятия по обучению вождению на территории автодрома (объясняет, как объехать препятствия - фишки, поставленные «змейкой», как въехать и съехать с возвышенности (эстакада), как правильно парковать машины и т.д.); отвечает за заправку машины бензином.
Инспектор ГИБДД : проводит экзамен.
Экзамен состоит из 2-х частей.
1. Теоретическая часть: ответы на экзаменационные билеты (можно провести тестирование с помощью компьютерной, электронной игры).
2. Практическая часть: вождение транспортных средств на автодроме. Ученику безошибочно провести транспортное средство по полосе препятствий, объехать фишки, расставленные «змейкой», припарковаться в специально обозначенном месте, въехать и съехать с эстакады и т.д. (если игра проводится в групповой комнате, то транспортным средством может быть самокат, если на территории автогородка - велосипед, педальный автомобиль).
Ученик, успешно сдавший экзамен, получает «водительское удостоверение».
Инспектор ГИБДД - регулировщик : регулирует движение на территории автогородка; подает команды, следит за соблюдением ПДД.
Врач : проводит медицинское обследование ученика (проверяет зрение, слух, меряет давление); дает разрешение на управление транспортным средством.
Слесарь по ремонту автомашин: проводит осмотр машины перед выездом на дорогу и, если необходимо
Работник автозаправочной станции: заправляет машину бензином, контролирует качество бензина.
Сюжетно-ролевая игра «Автосервис» (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Продолжать обогащать содержание сюжетных игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей в ходе совместной деятельности с дошкольниками; формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Автосервис».
Образовательные области развития:
Познавательное развитие:
обогащать и расширять знания детей о труде взрослых, а именно, работников автосервиса, слаженности, аккуратности в их работе;
знакомить с названиями инструментов, необходимых для работы в автосервисе;
закреплять представления об основных частях автомобиля;
учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры;
Речевое развитие:
развивать умение делового и игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
развивать диалогическую речь, умение развивать диалог в различных игровых ситуациях;
расширять представления о правилах речевого этикета, развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей (автосервис, автослесарь, гаечный ключ, двигатель, мотор, шиномонтаж, автомойка и т.д.).
Художественно-эстетическое развитие:
формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях, к разным объектам быта, социальным явлениям;
развивать эстетическое восприятие, вкус;
продолжать развивать творческие способности детей.
Социально-коммуникативное развитие:
продолжать учить согласовывать тему до начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры;
продолжать развивать самостоятельность в действиях;
развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника; развивать умение согласовывать свой замысел с замыслом партнера;
создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.
Физическое развитие:
содействовать гармоничному физическому развитию детей;
продолжать развивать двигательную активность;
развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость, ориентировку в пространстве;
развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
Рассматривание тематических альбомов «Автомастерская».
Экскурсия в автомастерскую (наблюдения: за работой мастера; за машинами).
Беседа о работе автомастерской.
Игры-имитации «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» (на тему автомастерской).
Изготовление атрибутов к игре.
Конструктивные игры «Построй автомобиль», «Угадай, какой автомобиль я построил» и др.
Режиссерские игры с машинками и игрушками «Автомастерская» (отработка диалогового взаимодействия).
Игровые задания в уголке ИЗО «Почини (дорисуй) сломанный автомобиль», «Мастерская по покраске автомобилей», «Придумай необычную раскраску автомобиля».
Лепка «Автомобили, автомобили буквально все заполонили!» (Схемы с пошаговой инструкцией для самостоятельной лепки).
Игры на внимание «Какой части автомобиля не хватает в рисунке?».
Школа вежливых наук «На заправочной станции», «В придорожном кафе», «Автомобильный слесарь и водитель» и др.
Подвижная игра «Таксисты» (с обручами).
Рассматривание сюжетных картин по темам «Шофёры», «Автомастерская», «Ремонт автомобилей», «Какие разные машины».
Рассматривание иллюстраций в альбоме «Все работы хороши» (профессии: механик, сварщик, автослесарь, диагностик, шиномонтажник и т.д.).
Беседа с детьми: «Для чего нужен автосервис», «Что такое гараж», «Какие профессии вы знаете?».
Встреча с папой-шофёром, его рассказ о труде работников гаража.
Рассказ ребёнка «Как я с папой ездил в автомастерскую».
Чтение художественной литературы: «Гараж», «Ремонт машин».
Материалы и оборудование:
Наборы слесарных инструментов;
Макеты приборов диагностики неисправности автомобилей;
Губки и флаконы для мойки автомобилей;
Макет автозаправочной установки с гибким шлангом;
Игрушки - автомобили или другие виды транспорта, деньги, водительские удостоверения, фартуки и нарукавники, кепки;
Атрибуты для Автокафе (кассовый аппарат, меню, кофеварка, плита, кукольная посуда, бутафорские продукты и т.п.);
Атрибуты для магазина автозапчастей (кассовый аппарат, чеки, инструменты и автозапчасти и т.п.);
Тематические альбомы по теме «Транспорт», журналы об автомобилях,
Схемы с образцами постройки автомобилей из стульев, крупного строителя и др., макеты автомобилей;
Книга отзывов.
Роли в игре:
Администратор – 1 ребёнок;
Клиент – 5 детей;
Диагностик – 1 ребёнок;
Автослесарь – 1 ребёнок;
Сварщик – 1 ребёнок;
Продавец автозапчастей – 1 ребёнок;
Шиномонтажник – 1 ребёнок;
Автомойщик – 2 ребёнка;
Заправщик на бензоколонке – 1 ребёнок;
Охранник автостоянки – 1 ребёнок;
Кассир – 1 ребёнок;
Официант – 2 ребёнка;
Повар – 1 ребёнок;
Посетители автокафе – 4 ребёнка;
Уборщица – 1 ребёнок.
Ролевые действия
Администратор
Подбирает на работу кадры , о рганизует работу сотрудников , б еседует с клиентами
Клиент ы (водители и пассажиры)
Приезжают на автомобиле, д ела ю т заказ, б лагодар я т за работу
Диагностик
Принимает заказы, проводит техосмотр, сообщает о результатах автослесарю
Автослесарь
На основе диагностики автомобиля, ремонтирует автомобили
Сварщик
Изготавливает детали для автомобилей, поставляет детали в автомагазин
Продавец автозапчастей
Продает необходимые запчасти для ремонта автомобилей и инструмент
Шино-монтажник
Меняет шины на автомобилях
Автомойщик
Моет машины
Заправщик на бензоколонке
Принимает заказ, заправляет машины бензином
Охранник автостоянки
Охраняет автомобили, которые находятся на автостоянке
Кассир
Принимает плату за товар или услугу, даёт сдачу, выдаёт чек
Официант
Принимает заказ, передают повару, принимают готовые блюда, разносят посетителям
Повар
Принимает заказ от официантов, готовят заказанные блюда, отдают официантам
Посетители автокафе
Делают заказ, оплачивают услугу, употребляют заказанную пищу, благодарят официантов
Уборщица
Убирает зал в автокафе , моет столы
Основной сюжет:
Оборудуется Автосервис:
слесари надевают фартуки, нарукавники, готовят инструменты и приборы;
работники автозаправочной станции надевают яркие кепки-бейсболки и устанавливают бензоколонку с гибким шлангом;
мойщики машин готовят яркие губки, флаконы с моющими средствами;
водители строят из стульев или строителя автомобили, можно использовать обручи-макеты автомобилей с фарами и номером;
пассажиры занимают места вместе с водителями;
водители на собственных автомобилях ждут открытия Автосервиса.
Оборудуется магазин автозапчастей:
кассир раскладывает товар, готовит чеки и кассовый аппарат.
Оборудуется Автокафе:
официанты Автокафе надевают униформу (фартуки и кепки) ставят стулья и столик, готовят папки-меню и бутафорские продукты;
повар готовит своё рабочее место, готовится принимать заказы.
Ход игры:
Водитель: (обращаясь к пассажирам) Мне необходимо заехать в автомастерскую, мой автомобиль неисправен, плохо работает мотор.
(Подъезжает к мастерской, сигналит)
К нему подходит слесарь.
Администратор: Здравствуйте, что случилось?
Водитель: Мой автомобиль неисправен, плохо работает мотор.
Администратор: Мы обязательно его вам починим. Вы и ваши пассажиры пока могут пройти в Автокафе, поесть мороженого.
Администратор передаёт работу диагностику, водитель отдает ключи диагностику, пассажиры выходят и идут в кафе.
Диагностик с помощью инструментов и приборов определяет неисправность машины. Сообщает автомеханику и тот чинит её.
Водитель: Ну, что починили?
Автослесарь: Да, мы отремонтировали мотор, но вам нужно заправить бензин, у вас его мало.
Водитель благодарит за работу, расплачивается деньгами, едет на заправочную станцию.
НА ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ:
Водитель (обращаясь к работнику заправочной станции): Добрый день! Мне нужно заправить автомобиль бензином.
Заправщик: Здравствуйте, мы очень рады, что вы приехали именно к нам, у нас самый лучший бензин!
(Заправляет автомобиль)
Водитель: Спасибо! (Расплачивается)
Заправщик: Я бы посоветовал Вам вымыть машину, она у Вас слишком грязная, даже номера не видно.
Водитель: Спасибо, я обязательно её помою (Направляется на мойку)
НА АВТОМОЙКЕ:
Автомойщик: Здравствуйте, я вижу, Вы решили вымыть свой автомобиль?
Водитель: Да.
Автомойщик: У нас есть разные шампуни для машин, какой вы хотите? (С запахом банана, мяты, апельсина или яблока?)
Водитель: Я люблю с запахом апельсина.
Мойщик моет автомобиль.
Автомойщик: А внутри автомобиля не желаете вымыть?
Водитель: Да, конечно.
Автомойщик: Мы сейчас вымоем, а Вы пока сходите, выпейте кофе в нашем кафе.
Водитель: Спасибо, уже иду.
Мойщик заканчивает мыть автомобиль и приводит его к кафе. Водитель благодарит его, расплачивается, приглашает пассажиров продолжить поездку.
В КАФЕ:
Пассажиры проходят в кафе, садятся за стол. Официант приносит им Меню.
Официант: Добрый день, что будете заказывать? Вы уже готовы сделать заказ?
Пассажиры: Здравствуйте, мы хотим мороженого. (Рассматривают Меню, делают заказ).
(Официант приносит заказ)
Официант: Приятного аппетита. В нашем кафе есть фирменный десерт «Фруктовый микс», рекомендую попробовать.
А куда вы едете, если не секрет?
Пассажиры: Мы едем в гости в другой город.
Официант: это далеко, может быть, пообедаете у нас? Еще в нашем кафе пекут изумительные пирожные, мы можем вам упаковать их с собой для угощения ваших знакомых в другом городе.
Пассажиры: Да, наверное, нам стоит пообедать, и мы с удовольствием попробуем пирожные.
Варианты игровых ситуаций:
автомобилю необходимо поменять колесо, фары и т.д.;
семья едет на море, по дороге необходимо проверить исправность автомобиля, заправить его и помыть;
водитель на своем автомобиле попал под огромный град, приехал починить машину;
водителю нужны автозапчасти;
в автосервис приехал мотоциклист;
в автосервис пришел робот-трансформер;
передвижной автосервис;
на автозаправочной станции имеются волшебные виды топлива (автомобиль начинает прыгать, летать, петь, всех смешить и т.п.).
Руководство игрой (активизация игровых умений, создание проблемных ситуаций):
Машина грязная, срочно посетите автомойку.
Машина не заводится – что делать?
В автомастерской много машин нужно обслужить, не хватает рабочих.
У вас разбита фара здесь рядом есть магазин «Автозапчасти».
Лопнуло колесо, а запасного нет, как быть?
В салоне автомобиля пахнет бензином, что делать? и др.
Пока автомобиль ремонтируется, посетите Автокафе.
Окончание игры:
Администратор обращается к посетителям, просит оставить свое мнение о работе Автосервиса в «Книге отзывов».
После того как клиенты оставили свои отзывы, администратор сообщает о закрытии Автосервиса, напоминает детям, чтобы привели свои рабочие места в порядок.
Список использованной литературы:
Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.
Дошкольная педагогика/под ред. В.И. Логиновой, П.М. Саморуковой. М: Просвещение. 1988.
Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М:Айрс-Пресс, 2004.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.«Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.
Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст. М., 2002.
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Бойченко Н.А., Григоренко П.Н. Киев, 1982.
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/
Н.В, Краснокуекова. Ростов на Дону. 2010.
Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников
Развитие игровой деятельности.Сюжетно - ролевая игра "Магазин"
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».Сюжетно-ролевая игра "Аптека"
Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.Сюжетно - ролевая игра "В библиотеке"
Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».Сюжетно - ролевая игра "Семья"
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.Сюжетно - ролевая игра "В кафе"
Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.Сюжетно - ролевая игра "Кругосветное путешествие"
Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».Сюжетно - ролевая игра "На дорогах города"
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.Сюжетно - ролевая игра "Правила движения"
Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».Сюжетно - ролевая игра "Мы – спортсмены"
Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.Сюжетно - ролевая игра "На станции технического обслуживания автомобилей"
Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.Сюжетно - ролевая игра "Пограничники"
Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».Сюжетно - ролевая игра "Школа"
Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"
Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».Сюжетно - ролевая игра "Мы – военные разведчики"
Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Наша группа является разновозновозрастной. Списочный состав 26 детей, из них 6 старший возраст и 20 средний возраст. Поэтому, используя игровые приемы, мы учитываем особенности данного возраста и моделируем ситуацию так, чтобы старшие обучались действиям по роли и помогали младшим сверстникам овладевать манипулятивными навыками. Дети среднего возраста, наблюдая за старшими, учились действовать соответственно роли.
Цель : создание условий для игры, способствующей отражению знаний о профессиях своих родителей и воспитывающей положительно-эмоциональное отношение к любому виду труда.
Задачи : способствовать реализации в игре познавательного опыта о работе автосервиса; формировать поведенческие и коммуникативные навыки, способствующие социализации ребенка в социуме ближайшего окружения; развивать у детей творчество в выборе замысла, постановке игровых задач, в выборе предметных и ролевых способов их решения; активизировать речь детей.
Чтение художественной литературы: Е.Сегал «Машины на нашей улице», Л.Некрасова «Замечательный шофер», Б.Житков «Что я видел?», Т. Шорыгина «Трудовые сказки». Беседы о труде и профессиях водителя, полицейского инспектора ДПС, диспетчера, автомойщика, заправщика на бензоколонке, автослесаря. Участие в проекте «Правила дорожные детям знать положено». Дидактические игры «Дорожные знаки», «Светофор наш друг», «Подбери груз к машине», «Специальные машины». Экскурсии на перекресток, на автобусную остановку. Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», музыкально-дидактическая игра «Пешеходы и такси» (музыка М. Завалишиной). Наблюдение за тем как привозят продукты в детский сад. В результате наблюдений дети должны понять, что быть шофером – это вовсе не значит просто крутить руль и гудеть, что шофер ездит на машине для того, чтобы привезти хлеб, молоко и т.д. Конструирование из строительного материала «Гараж для нескольких машин», «Грузовой автомобиль» с последующим обыгрыванием построек. Изготовление воспитателями бензоколонки, пошив родителями униформы полицейского, заправщика.
Проведение игры начинает воспитатель, вносит вновь изготовленную бензоколонку. Приглашает детей на торжественное открытие АЗС и СТО, выдает шевроны журналистов телевидения.
Дети распределяют роли самостоятельно. Заправщик машин (воспитатель спрашивает: какие бывают машины: легковые, грузовые, спецтранспорт).
Воспитатель предлагает сделать акцию – первому водителю бесплатная мойка машины (спрашивает что для этого нужно: пылесос, автошампунь и мойщик машин).
Дополнительные включения в игру:
Включение в игру инспектора ДПС, который проверяет легковые машины на наличие детского кресла, ремня безопасности, аптечки и огнетушителя (для чего это нужно?). При проверке «прав на управление транспортными средствами» дети называют марки машин («Волга», «Лада», «Ауди» и т.п.)
Создание проблемных ситуаций:
машины едут быстро и пешеходы не могут перейти дорогу (установить знак ограничения скорости, пешеходный переход, светофор); лопнуло колесо, а запасного нет, как быть? (ехать на СТО, в шиномонтаж, вызвать эвакуатор).
Диспетчер такси («Яндекс-такси») принимает заказы от куда и куда везти пассажиров (знание домашнего адреса, детского сада, социальных объектов, достопримечательностей, вокзалов).
Окончание игры: диспетчер объявляет конец рабочего дня и предлагает спланировать работу на следующий день, смену.