Познаем компьютер вместе

Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния.

Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке:

1. Пушка 2. Вилка 3. Звезда
4. Стрела 5. Колодец 6. Коленчатый вал
7. Артиллерия 8. Ракетка 9. Пулемётное гнездо
10. Рак 11. Часовые 12. Серп
13. Тир 14. Самолёт 15. Письмо

Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала — городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города. Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размером 30(22) х 15(12) метров.

Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии — 13 м или 6,5 м.
Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры «Письмо»), называется полуконом. Расстояние от передней планки полйкона до лицевой линии — 6,5 м.
Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твердой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительным покрытием является асфальт.

«Город» — зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в пределах которой устанавливаются фигуры.
«Пригород» — зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города». По центру «пригорода» на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков.

Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называются штрафной зоной. Ее засыпают песком или покрывают водной суспензией мела.

Листы, на которых размечаются два «города» с «пригородами», должны иметь размер не меньше 8,0 х 3,5 м и располагаться строго горизонтально (городок, спокойно положенный в любом месте «города» или «пригорода», не должен самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия каких-либо воздействий на него - ветра, сотрясения площадки.

Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий «города» с учетом того, что ширина ограничительных линий «города» и боковых линий «пригорода» входит в размеры «города», «пригорода», а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входит.

Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.

Мария Балашова (Малеева)
Правила игры в «городки» для детей школьного и дошкольного возраста

Правила игры в «городки » для детей школьного и дошкольного возраста

В «городки » играют 2 игрока, каждый из которых получает в свои руки биту, или черенок. Еще два таких же черенка следует распилить на 10 одинаковых кусочков, или «рюх» , из которых впоследствии будут складываться фигуры, называемые «городки » . «Рюхи» можно не изготавливать самостоятельно, а приобрести в составе готового набора для игры .

Первоначально на игровой площадке мелом или палочкой необходимо начертить 2 города , расположенные рядом друг с другом, но все же на некотором расстоянии. На расстоянии 3 метра от городов следует нарисовать полукон - линию, с которой оба участника будут метать биту, выполняя свой ход. Еще через 3 метра нужно начертить еще одну линию - кон. Данное расстояние дано для детей дошкольного возраста , для школьников и взрослых оно может быть увеличено.

Правила игры в «городки » коротко могут быть описаны следующим образом :

Сначала с помощью жребия определяют, кто из игроков будет начинать игру.

Все «рюхи» выкладываются на игровом поле так, чтобы из них получилась определенная фигура.Перечень и последовательность фигур представлены на картинке :

Конечно, некоторые из этих фигур могут оказаться слишком сложными для малышей дошкольного возраста , поэтому их нередко заменяют или убирают во время игры .

Задача каждого игрока – за минимальное количество ударов выбить все «рюхи» из города противника . При этом до тех пор, пока фигура не «распакована» , то есть из нее не выбито ни одного элемента, ребята бьют битой с кона. Если же город уже «зажжен» , то есть хотя бы одна «рюха» из него уже выбита, ход производится с полукона.

Два игрока метают биту по очереди, вне зависимости от того, чем закончился предыдущий удар каждого из них. Если в игре принимают участие не два игрока, а две команды с одинаковым количеством игроков, все ребята делают ходы по очереди, начиная с капитана.

Правила игры в «городки » для школьников и взрослых могут немного отличаться – здесь каждому игроку можно выдать по 2 биты, после чего у него появится право на 2 последовательных хода. В случае с малышами бита должна быть только одна.

Победителем считается тот игрок или команда, которому удалось за минимальное количество ударов выбить все «рюхи» противника. В зависимости от того, какие фигуры используются для игры , правило определения победителя может быть изменено.

Хотя игра «городки » кажется невероятно простой, в действительности, это совсем не так. Выбивание «рюхов» противника настолько сильно затягивает и детей , и взрослых, что оторваться от этого развлечения практически невозможно.

Конечно, начинать обучать мальчишек и девчонок этой замечательной игре следует с самых простых фигур и минимальных расстояний. Тем не менее, через некоторое время, когда ребята приобретут основные «городошные » навыки, следует добавлять все новые и новые фигуры и увеличивать расстояния между коном, полуконом и городами .

Хотя «городки » - это, в первую очередь, парная спортивная игра, в нее с удовольствием играют целые компании, устраивая захватывающие и невероятно увлекательные соревнования. Попробуйте и вы всей семьей сыграть в эту исконно русскую забаву, и вы будете возвращаться к ней снова и снова!

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры» для детей школьного возраста Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры» для детей школьного возраста Кузякина Н. В., педагог дополнительного образования.

Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Опыты и эксперименты с янтарем. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Янтарь - окаменевшая ископаемая смола, затвердевшая живица древнейших хвойных деревьев. Средний возраст янтаря 40-50 миллионов лет. Удивительный.

Презентация для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Лесные звери Урала». 2 часть

Презентация для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Лесные звери Урала».1 часть 1 слайд. Презентация для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Лесные звери Урала» (загадки).

Презентация «За грибами в лес пойдём» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Презентацию подготовила педагог-психолог Ходыкина О. А. Спасибо всем авторам из Интернета за фото и стихи! Эта красивая презентация поможет.

Игра в городки имеет более чем двухсотлетнюю историю на территории России, где городки и изобрели. В городки играли Ленин и Лев Толстой, Шаляпин и Горький, Павлов и Сталин. Узнайте и вы об этой интересной игре!

Альтернативным названием для городков является «русский боулинг»
. Действительно, эти спортивные дисциплины имеют немало общего, в частности, размеренный темп игры, похожие цели и структура соревновательного процесса.

Для того, чтобы играть в городки, потребуется минимальный инвентарь и базовые сведения о создании фигур из так называемых городков (отсюда и название) – компактных брусочков из древесины.

Городки имеют существенную популярность и представляют собой исконно русский спорт . Внешне данная игра может выглядеть не совсем увлекательно, но в действительности представляет собой многогранный и интереснейший спорт, подробнее про который и расскажем далее.

История

Согласно наиболее распространенной версии, городки появились в 18 веке на территории России , и с тех пор представляли собой одну из наиболее распространенных народных забав. Конечно, в процессе развития этого спорта правила могли разниться и отличаться в зависимости, к примеру, от региона.

Консолидированные правила городков появились только в 1923 году , а после этого в 1933 правила обновились и появились схемы стандартных 15 фигур, которые используются в игровом процессе.

Граждане Советского Союза обожали городки. Этот спорт имел высокую популярность во многих регионах, хотя на командных соревнованиях лидерами всегда оставались москвичи, которые забирали самые высокие награды.

После 60-х годов предыдущего века количество спортсменов составляло около 350 тысяч .


Далее, популярность этого спорта постепенно снижалась, и, к распаду Союза, а точнее после распада, городки стали практически полностью забытым спортом, который мало кого интересовал. Как ни странно, но после 2000-х годов популярность городков снова растет, спорт обрел новых поклонников .

Более того, популярность городков давно распространилась за пределы России . Теперь этот спорт является международным и привлекает спортсменов из разных стран.

На данный период существуют регулярные Кубки Европы и чемпионаты мира.

Описание и современные правила игры в городки

В целом, игра представляет собой процесс выбивания городков из пространства на плоской поверхности , которое называется «городом».

Игроки поочередно бросают биту (по сути, палка из древесины) по различным фигурам. Целью является выбивание всех фигур за наименьшее количество бросков , как минимум следует сделать меньше бросков, чем соперник.

Итак, существует 15 фигур и игровое пространство . Каждый игрок выбивает бросками фигуры, которые всегда состоят из пяти городков — цилиндров из древесины.

Выбивать фигуры требуется особенным образом . Нужно чтобы городки выносились за заднюю или боковые части игрового квадрата. В игровом квадрате 2 на 2 метра и строятся фигуры, если после броска городки остаются в квадрате, потребуется делать следующие броски , пока фигура не будет выбита.


Когда первая фигура выбита, устанавливается следующая и так до 15-й фигуры. После этого процесс может повториться в зависимости от регламента.

Как правило, играют три партии, но счет ведут по количеству затраченных бросков (бит) для выбивания фигур, игрок, который сделал меньше бросков – выигрывает .

Также подсчет баллов может вестись на каждом броске, каждый выбитый городок дает 1 балл. Однако данная система является менее распространенной и на соревнованиях (да и в простых играх) используется редко.

Существуют правила бросков биты, которые требуется делать без существенной медлительности (около полуминуты на бросок) и направлять биту в особую игровую зону.

Перед квадратом, в котором устанавливаются фигуры, имеется линия, за которой нужно сделать первое касание битой. Если бита приземляется до линии или касается линии, то бросок не засчитывается , кстати, для того чтобы точно фиксировать касание, линию, как правило, отмечают слоем песка или земли и обновляют между бросками в процессе установки фигур.

Есть ограничение для длины биты – не более одного метра . Как правило, биты снабжают металлическими оправами, которые позволяют сохранять их целыми на протяжении многих бросков. Ведь в городки играют чаще всего на асфальте, о который древесина бьется и со временем деформируется.

Также есть правила о фиксированной дистанции до квадрата с фигурами . Сначала броски выполняются с так называемого «кона», который располагается в 13 метрах от фигур.

Но если начальный бросок выбил хотя бы один городок, то игрок переходит на так называемый «полукон», то есть пространство для бросков в 6,5 метрах от квадрата.

Соревнования по городкам

На данный период городки более всего распространены, как профессиональный спорт, в таких странах, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Эстония;
  • Германия;
  • Беларусь;
  • Латвия;
  • Монголия;
  • Молдова;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Кыргызская Республика;
  • Финляндия.


Федерация практически каждой из перечисленных стран проводит собственные соревнования в рамках национального первенства . Помимо этого, существуют локальные соревнования в некоторых отдельных городах, где имеются клубы любителей городошного спорта.

Чемпионаты мира и Европы по большей части проводятся на территории российских городов , но могут быть и в других странах.

В целом, турниров по городкам огромное количество, начиная от совсем локальных до крупных международных. Причем для того, чтобы поучаствовать в небольших турнирах , как правило, не требуется ничего, кроме предварительной записи и базового понимания данного спорта .

Тактика и техника игры в городки

Основной особенностью городков является грамотная техника бросков . По сути, именно благодаря броскам и выстраивается основная тактика игры.

Для бросков может использоваться разный тип хвата :

  • короткий – биту берут с самого края, ребро ладошки лежит ровно по краю биты;
  • средний – ладошка располагается на дистанции в пару ладошек от края;
  • глубокий – бита берется ближе к середине.

Каждый игрок выполняет броски хватом наиболее удобным для себя , тут отсутствуют какие-либо требующие соблюдения правила.

Собственно, бросок выполняется примерно сбоку и снизу , бита летит над землей, не меняя высоты, и начинает снижаться и замедляться практически над самой фигурой.

Техника броска в городках требует детального и тщательного изучения. Для того, чтобы обрести нормальную технику и уметь сбивать различные фигуры, потребуется немалое количество тренировок.

Вдаваться в эту тему не станем, в завершение параграфа скажем разве только о возможности использования командной тактики (очередность бросающих, замены и подобное) на командных соревнованиях, в которых принимают команды не менее пяти человек в каждой.

Площадка

Как правило, площадка для игры в городки имеет длину не менее двадцати метров, а в поперечнике около 15 , хотя размеры вполне могут варьироваться в зависимости от условий и типа игры.

На задней части (за «городом») может располагаться возвышение или какие-либо ограничивающие конструкции, которые позволяют городкам особенно не разлетаться и легче их собирать.

Игровой квадрат спереди имеет специальную разметку , которая располагается диагоналями от краев передней линии, эта разметка называется «усы» и ограничивает зону, за которую засчитывается вылет или выкатывание городка.

Стандартная площадка зачастую представляет собой две секции для игры, расположенные рядом . Такое расположение позволяет удобнее соревноваться, так как игрокам противоположных команд не требуется ждать бросков соперника, они просто последовательно сбивают фигуры, а судьи фиксируют результат.

Фигуры для игры в городки — схемы

Существует стандартный ряд фигур (хотя некоторые игроки могут придумывать и собственные, в частности, весьма интересно предоставлять такую возможность детям для развития фантазии) из 15 схем.

Каждая фигура – пять городков , складываемых на передней линии города посередине, за исключением 15-й фигуры — письмо.

Названия и последовательность фигур выглядят следующим образом:

  • «Пушка»,
  • «Вилка»,
  • «Звезда»,
  • «Стрела»,
  • «Колодец»,
  • «Коленчатый вал»,
  • «Артиллерия»,
  • «Ракетка»,
  • «Пулеметное гнездо»,
  • «Рак»,
  • «Часовые»,
  • «Серп»,
  • «Тир»,
  • «Самолет»,
  • «Письмо».


Такова классическая последовательность и количество фигур , но в разных партиях эта схема может варьироваться. В частности, более распространены укороченные партии, которые состоят из 10 или 6 фигур.

Размеры

Размеры каждого городка составляют по 20 сантиметров в длину , а диаметр около 5 сантиметров .

Размеры пространства для игры описаны ранее, следует разве только отметить требование к дистанции — не менее двух метров между двумя соседними городами и наличие так называемого «пригорода» , который образуется линиями «усов», передней линией города и линией между «усами» (она располагается в метре от передней линии квадрата).

«Пригород» используется для установки городков , которые после бросков выкатываются или вылетают вперед, в сторону игрока.

Какие качества развивает игра?

Для того, чтобы играть в городки, не требуются запредельные физические данные, однако эта игра не так проста, как кажется. Если внешне броски выглядят простыми, то на деле новые игроки сначала практически никогда попадают битой не только по городкам, но и вообще близко к «городу».

Следует отметить развитие выносливости у игроков в городки, так как матч может длиться подряд от двух и более часов непрерывно.

Из основных развиваемых качеств у спортсменов следует отметить :

  • меткость;
  • ловкость;
  • координацию движений;
  • глазомер;
  • силу рук.

Как правило, городки называют спортом для пенсионеров, но нередко и молодые люди предпочитают данную игру, и им городки предоставляют улучшение многих физических данных, а также развитие на уровне тактического и логического мышления.

Городки для детей

В завершение скажем некоторое количество слов относительно городков для детей. Подобная физическая активность окажется полезной и для юного возраста , и городки могут быть великолепно адаптированы под параметры детского тела. В частности, уменьшается размер биты и дистанция от кона до города .

Благодаря адаптации игры, дети могут получить возможность чувствовать себя комфортно и оттачивать навыки бросков.

Для детей городки полезны потенциалом к развитию внимательности и концентрации . Учитывая возможность весьма длительного продолжения каждого отдельного матча, городки могут помочь занять подрастающее поколение интересной и полезной активностью.

Создание детского комплекта может вообще не потребовать никаких финансовых вложений. Равно как инвентарь для стандартных городков, инвентарь для детских городков легко сделать самостоятельно .

Видео-уроки: правила и техника игры в городки


Июн 1, 2017 Александра

ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «ГОРОДОШНЫЙ СПОРТ»

Скачать: (cкачиваний: 84)

1. Игра в городки. Городошные фигуры

1.1. Игра в городки.
Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой "городом", битами с определённого расстояния.
1.2. Городошные фигуры.
1.2.1. Для игры в городки используются 10 или 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рис.1 (Приложение 1).
1.2.2. В партии из 10 фигур для детей (мальчики и девочки), младших юношей и девушек фигуры ставят и выбивают в следующей последовательности: 1."Пушка", 2."Вилка", 3. "Колодец", 4. "Стрела", 5. "Артиллерия", 6. "Серп", 7."Пулемётное гнездо", 8."Самолёт", 9."Тир", 10."Письмо".
1.2.3. Все фигуры, кроме фигуры "Письмо", ставят на середине лицевой¬ линии "Города", не выходя за его пределы, в соответствии с требованиями "Регламента постановки фигур" (Приложение 2).
1.2.4. Угловые городки фигуры "Письмо" ставят по внешней линии "Города", не выходя за его пределы, так, чтобы в углах образовывались
равнобедренные треугольники. Городок, обозначающий "Марку", устанавливают в центре диагонали, идущей от заднего правого угла "Города" до переднего левого угла (для играющих правой рукой), или в центре диагонали, идущей от заднего левого угла до переднего правого угла
"Города" (для играющих левой рукой).
1.2.5. Фигуру "Серп" для играющих левой рукой устанавливают в левой половине "Города" в "зеркальном отображении".
1.2.6. Последовательность и количество выбиваемых фигур могут быть изменены в зависимости от системы проведения соревнований. Все изменения должны быть отражены в Положении.


2. Площадка для игры. Оборудование. Инвентарь

2.1. Городошная площадка и её оборудование.
2.1.1. Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном земельном участке размером 30 (22) х 15 (12) метров рис.3.3, (При¬ложение 3).
2.1.2.Оборудование городошной площадки:
- металлические или полимерные листы, на которых контрастирующей краской наносятся линии "городов" и "пригородов".Толщина металли-ческого листа - 10 мм, материал - сталь (ЗСП). Оптимальная ширина ли-стов - 1,33 - 1,5м. Листы укладываются таким образом, чтобы их стык строго совпадал с осевой линией "города" и "пригорода". Стык листов кладётся на меньшую полку угловой стали 75x50x3;
- Отбойная стенка (сетка и резиновый занавес);
- ограждение;
- осветительные приборы для игры вечером;
- фиксированные съёмные планки высотой 40 - 50 мм на лицевых линиях конов и полуконов;
- навесы для укрытия игроков и секретаря от атмосферных осадков. Желательно оборудование общего навеса (над "городами", "пригоро-дами" и отбойной стенкой).
2.1.3. Металлические (полимерные) листы, на которых размечаются два "города" с "пригородами", должны покрывать площадь размером не менее 8,0 х 3.2 м, располагаться строго горизонтально (круглый городок, катящийся в е "городе" или "пригороде" с малой скоростью, должен замедлять движение в любом направлении при отсутствии на него внешнего воздействия.
2.1.4. Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями, передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии - 13 м (для старших юношей и мужчин), 11 м (для старших девушек и женщин) и 6,5 м (для детей и младших юношей и девушек).
Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади. из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры "Письмо"), называется полуконом. Расстояние от передней планки полукона до лицевой линии - 6,5м.
Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твёрдой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительными покрытиями являются асфальт или специальные синтетические покрытия.
2.1.5. "Город" - зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в
пределах которой устанавливаются фигуры.
2.1.6. "Пригород" - зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей "города". По центру "Пригорода" на рас¬стоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят краской две отметки длиной 20 см, для установки на них "штрафных" городков.
2.1.7. Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называется штрафной зоной. Её засыпают песком или покрывают мелом из водной суспензии.
2.1.8. Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий "города" с учётом того, что ширина ограничительных линий "города" и боковых линий "пригорода" входят в размеры "города" и "пригорода", а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входят.
Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.
2.2. Инвентарь.
2.2.1. Городок.
Городок (рис.4 Приложение 3) может иметь форму цилиндра диаметром 48-50 мм или прямоугольного параллелепипеда, имеющего в сечении квадрат со стороной 45 - 47 мм, длиной 200 + - 1 мм. Городок изготавливается из древесины, может быть окрашен и не должен иметь каких - либо полостей. Торцы городков должны иметь фаску 2-3 мм и быть ровными. Все грани городка, имеющего в сечении квадрат, должны иметь фаску 2-3 мм.
Для проведения всероссийских и квалификационных соревнований применяются цилиндрические городки.
2.2.2. Бита (рис 5 Приложение 3) представляет собой цилиндр произвольного (для мужчин и юношей) веса, длиной не более метра. Вес биты для девушек не может превышать 2 кг, для женщин – 2,5 кг. Диаметр биты – произвольный в любой её части. Бита собирается из вставок, втулок, концевого стакана и ручки. Наиболее целесообразно изготавливать вставки из древесно – слоистого пластика или кизила, втулки – из цельно тянутой стальной трубы, ручку – из текстолита или кизила. Длина втулки должна быть не менее двух диаметров вставки, Вставки должны соединяться плотно с втулками и закрепляться кернением или другим способом крепления. Глубина запрессовки вставки – не менее, чем внутренний диаметр втулки. Расстояние от края втулки до места крепления – 10-15 мм (за исключением крепления ручки). Составные части не должны иметь взаимных перемещений. Полимерная бита может изготавливаться из полимерной трубы, полимерных стержней или может быть составной. Вес полимерной биты не должен превышать 2 кг. Составная полимерная бита может иметь внутри металлический стержень и резьбовые соединения, обеспечивающие необходимую прочность. Полимерные биты не должны иметь внешних выступающих металлических частей. Составные части не должны смещаться относительно друг друга.

3. Виды соревнований и способы их проведения

3.1. Виды соревнований (дисциплин). Соревнования подразделяются на:
- личные;
- парные;
- парные (смешанные);
- командные;
- лично-командные.

Вид соревнования в каждом конкретном случае определяется Положением.
3.1.1. В личных соревнованиях участники выступают индивидуально.
3.1.2. В парных соревнованиях участники выступают парами: мужскими (юношескими), женскими (девичьими) и смешанными
3.1.3. В командных соревнованиях участники выступают командами.

Состав команды и порядок проведения соревнования определяется Положением.
3.1.4. В лично-командных соревнованиях участники могут выступать и в личном, и в командном зачётах. Победитель соревнований определяется по сумме очков, набранных участниками в личном зачёте, или по сумме очков, набранных в личном и командном зачётах.
3.2. Способы проведения соревнований.
3.2.1. Личные, парные и командные соревнования могут проводиться:
- из определённого количества партий;
- на выбивание установленного количества фигур;
- по круговому способу;
- по способу с выбыванием;
- по смешанному способу.
Количество партий, выбиваемых фигур, а также порядок постановки фигур определяется Положением.

4. Участники соревнований

4.1. Возраст участников. В зависимости от возраста участники соревнований делятся на группы:
- дети (мальчики и девочки) 9 - 12 лет;
- младшие юноши и девушки 13 - 14 лет;
- старшие юноши и девушки 15 - 18 лет;
- юниоры и юниорки 19 - 25 лет;
- мужчины и женщины 26 - 54 года;
- ветераны 55 лет и старше.
4.1.1. Дети, младшие юноши и девушки играют с расстояния 6,5 м - кон и полукон.

4.1.2. Старшие юноши, юниоры и мужчины играют с расстояния 6,5 м - полукон и 13 м - кон. Расстояние для игры ветеранов определяется Положением.
Примечание: при проведении всероссийских соревнований ветераны играют с кона 13 м.
4.1.3. Для участия в соревнованиях городского и выше уровней каждый спортсмен должен иметь справку о допуске к соревнованиям, подписанную врачом, заверенную личной печатью врача или печатью медицинского учреждения. Допускается оформление заявления участника о личной ответственности за состояние здоровья во время соревнований.
4.1.4. Участники соревнований из младших возрастных групп могут
быть допущены к соревнованиям в старших возрастных группах с разре-шения главного судьи при условии соответствия их технической подготовки уровню соревнований.
4.2. Форма одежды.
4.2.1. Участники должны быть одеты в спортивную форму, соответствующую погоде и условиям проведения соревнований.
4.2.2. Участники команды должны быть одеты в единую спортивную
форму с соответствующей эмблемой. Каждый участник команды должен
иметь на спине порядковый номер, под котором он записан в протоколе.
Номер должен быть различим с любого расстояния в пределах площадки.
4.2.3. Капитан команды должен иметь на рукаве повязку, отличающуюся от формы по цвету, или знак "капитан".
4.3. Тренер (представитель).
4.3.1. Команду, участвующую в соревнованиях, представляет тренер
(представитель).
4.3.2. Тренер (представитель) является руководителем команды. Он
несёт ответственность за соблюдение спортивного режима, дисциплину,
чёткое выполнение спортсменами правил и положения о соревновании.
4.3.3. Тренер (представитель) участвует в жеребьёвке, присутствует на заседаниях судейской коллегии, если они проводятся совместно с
тренерами (представителями).
4.3.4. Во время игры тренер (представитель) имеет право находиться при команде. Ему запрещается вмешиваться в действия судей на
площадке.
4.4. Капитан команды.
4.4.1. В каждой команде один из участников избирается капитаном команды.
4.4.2. В отсутствии тренера (представителя) он является руководителем команды. Он один имеет право обращаться к судье. Капитан несёт ответственность за дисциплину в команде во время игры.
4.4.3. Капитан команды следит за последовательностью установки
фигур и очерёдностью выхода участников в каждом заходе.
4.4.4. Если капитан команды покидает площадку, то он сообщает судье номер и фамилию участника, который в его отсутствие будет выполнять функции капитана команды.
4.5. Права и обязанности участников соревнований.
4.5.1. Участники соревнований имеют право:
- на разминку перед началом игры в течение 10 минут в личных соревнованиях. В командных соревнованиях длительность разминки опреде¬ляется из расчета 5-ти минут на каждого участника команды;
- обращаться к судье в личных соревнованиях. В случае несогласия
с решением судьи обращаться к главному (старшему) судье (в командных соревнованиях таким правом обладает только капитан);
- подать протест на решение судьи в течение часа, о чём сделать
соответствующую запись в протоколе после окончания игры;
- опротестовать результат встречи в случае нарушений Правил и Положения. Все апелляции подаются в главную судейскую коллегию (Федерацию) в письменной форме (Приложение 4) в течение часа после окончания встречи;
- на получение медицинской помощи;
- на помощь одного или двух ассистентов в личных соревнованиях.
4.5.2.Участники соревнований обязаны:
- знать и выполнять Правила и Положение о соревнованиях;
- вести себя в духе честного соперничества;
- быть вежливыми и тактичными по отношению к судьям и соперникам;
- избегать действий, направленных на задержку игры и действий,
которые могут быть расценены как таковые;
- во время игры не производить никаких действий, мешающих сопернику.

5. Судейская коллегия соревнований.

5.1. Для проведения соревнований назначается судейская коллегия, в состав которой входят: главный судья, главный секретарь, один или несколько заместителей главного судьи, заместитель главного секретаря, старшие судьи, судьи, судьи-секретари, судья-информатор.
Количественный состав судейской коллегии зависит от количества участвующих в соревнованиях команд. Для проведения личных и командных соревнований, в которых участвует 8-10 команд, судейская коллегия необходима в составе 16 человек. Для проведения соревнований, в которых участвует 11-16 команд, судейская коллегия должна быть в количестве 20 человек. Для проведения соревнований, в которых участвует свыше 16 команд, судейская коллегия составляет 24 человека.
5.2. Главная судейская коллегия.
5.2.1. В состав главной судейской коллегии соревнований входят:
главный судья, главный секретарь, заместитель (заместители) главного
судьи, заместитель главного секретаря.
5.2.2. Главная судейская коллегия (судейская коллегия) работает
под руководством главного судьи. На своих заседаниях она рассматривает вопросы организации и хода проводимых соревнований.
5.2.3. Функциональные обязанности судей определяются “Квалификационными требованиями к спортивным судьям по виду спорта «городошный спорт»

6. Правила и порядок проведения игры.

6.1. Разминка.
6.1.1. Перед началом игры участникам предоставляется разминка (п.4.5.1.).
6.1.2. Перед началом разминки судья и участники выстраиваются за территорией площадок, после чего организованно по команде судьи-информатора (судьи) выходят на площадку и становятся вдоль задней линии "города" с битами, лицом к зрителям. В личных соревнованиях участники занимают места у задней линии "городов" напротив внутренних боковых линий «города». Судья занимает место между участниками. Судья-информатор (судья) объявляет о соревновании и предоставляет разминку.
6.1.3. Во время разминки судья-информатор сообщает сведения о командах (спортсменах), их турнирном положении, достижениях в прошлых со¬ревнованиях и рекордах.
6.1.4. Перед началом игры (до окончания разминки) секретарь должен заполнить протокол, а капитаны команд его подписать.
6.1.5. Игрок команды, не выступающий на протяжении одной партии, имеет право на разминку на свободной площадке, при этом не мешая проведению соревнований.
6.1.6. Во время выхода на кон или полукон и возвращение обратно игрокам запрещается наступать на передние ограничительные планки или перешагивать через них.
6.2. Построение и порядок проведения игры.
6.2.1. После объявления об окончании разминки и подготовки площадок для проведения соревнований, участники становятся вдоль задней
линии "города" с битами, лицом к зрителям. Судья занимает место между участниками.
6.2.2. Судья-информатор (судья) объявляет о соревнованиях и представляет участников игры и судей. Участники приветствуют друг друга.
6.2.3. При выходе на построение, во время разминки и игры участники должны нести биты в одной руке.
6.2.4. Игру начинает команда (участник) правого "города", далее соперники выполняют броски поочерёдно, используя в каждом выходе по две
биты.
6.2.5. Состав команды и количество участников, играющих в одном за¬ходе, определяется Положением. Очерёдность выхода игроков устанавливает капитан или тренер команды. В одном заходе каждый игрок может выходить один раз. В парных соревнованиях участники выполняют броски по очереди
6.2.6. Все фигуры начинают выбивать с кона. Если выбит хотя бы один городок, то остальные выбивают с полукона. Фигура "Письмо" выбивается только с кона.
6.2.7. После окончания партии команды (участники) выстраиваются
вдоль боковых линий "города" лицом друг к другу и после объявления результата, по команде судьи, меняются "городами".
6.2.8. Опоздавший игрок может вступить в игру после уведомления
судьи, если его фамилия внесена в протокол. Игрок, фамилия которого внесена в протокол, не имеет права покидать площадку, не уведомив судью через капитана.
6.2.9. Если перед началом игры в составе команды на два человека меньше, чем необходимо в одном заходе по Положению, команда не допускается к игре.
6.2.10. Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих "городов".
6.2.11. Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой, но если во время соревнований у игрока сломалась бита, то он имеет право продолжить игру одной битой только в данный день.
6.2.12. В командных играх в решающей партии после выбивания одной из команд фигуры "Артиллерия" команды меняются "городами". При этом обе команды до перехода должны сделать одинаковое количество бросков. Если перед сменой "городов" в решающей партии у игрока осталась одна бита, то после перехода он выполняет бросок одной битой. После перехода команды ставят в своих "городах" очередные фигуры или городки, не выбиты перед сменой "городов" (в том же положении), и продолжают партию. Если игрок команды левого "города" выбил (добил) фигуру "Артиллерия" первой битой, то после перехода он выполняет второй бросок, затем игру продолжает игрок этой же команды.
6.2.13. Команда, играющая неполным составом, выполняет в каждом заходе на два броска меньше. Невыполненные броски считаются "потерянными".
6.2.14. В первом туре личных соревнований главный секретарь распределяет игроков по площадкам по результатам жеребьёвки. Во втором туре осуществляется последовательная смена площадок. На каждой площадке игроки распределяются по парам в строгой зависимости от результатов первого тура. В третьем туре распределяются по парам строго по результатам, показанным за два тура, при этом площадки для каждой пары определяются
жеребьёвкой. Во втором и третьем турах игроки, показавшие лучшие результаты, выступают последними. Время выступления лидеров должно быть удобно для зрителей.
6.2.15. Если один из участников личных соревнований завершил свою партию раньше, то он ждёт, пока соперник окончит свою. При этом ему разрешается делать разминочные броски в порядке своей очереди. Если отставшему сопернику на завершение партии необходимо теоретически не менее пяти бит, или разница в результатах первой партии достигла пяти бит, то игроки меняются "городами" и отставший соперник завершает партию, после чего начинает вторую.
6.2.16. Если городки сдвинуться с места по какой-либо причине раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них), то их устанавливают в прежнем положении, биту возвращают и бросок выполняют повторно. Это также касается случаев, когда бита проходит под городками, подскочившими от сотрясения площадки вследствие удара биты.
6.2.17. Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков, то их восстанавливают в прежнем положении, но биту не возвращают.
6.2.18. Если от сотрясения площадки после удара биты происходит подскок городков (городка) и бита проходит под городками, не задевая
их, то расположение городков восстанавливается и бросок выполняется повторно.
6.2.19. Если городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил направление движения на противоположное, то судья откатывает его на то место, с которого он покатился обратно.
6.2.20. Если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму более, чем на половине длины, и большая его
часть осталась в "городе" или "пригороде", бита возвращается, фигура или положение городков восстанавливается. Если в "городе" или "пригороде" осталась меньшая часть городка, то городок считается выбитым.
6.2.21. Если команда, играющая в левом "городе", теоретически не может закончить партию с тем же результатом, с каким закончила команда
в правом "городе", то игра в этой партии прекращается.
6.2.22. Если игрок, играющий левой рукой, сделал промах по фигуре
"Серп" или "Письмо" и при этом не задел ни один городок, то для следующего за ним игрока, бросающего правой рукой, эти фигуры переставляются. И наоборот.
6.2.23. Соревнования (игра) могут быть временно прерваны (отменены):
- из-за неудовлетворительной подготовки площадок;
- из-за неблагоприятных метеорологических условий;
- для оказания медицинской помощи травмированным (заболевшим) участникам соревнований. Если перерыв в игре был не более 15 минут, то игра возобновляется сразу, без разминки, а если более 15 минут, то игрокам
предоставляется пятиминутная разминка, после чего игра возобновляется с прерванного положения партии. Если перерыв длился более двух часов, то прерванная партия начинается заново, а счёт партий, сыгранных до перерыва, сохраняется. Если игра переносится на другой день, то результат сыгранных партий аннулируется.
6.2.24. Если игрок нарушил Правила во время броска, то такой бросок считается "потерянным" (см. п. 6.4.1.).
6.2.25. За нарушение Правил, не связанных с выполнением броска, участник получает предупреждение судьи. В случае повторного нарушения он (команда) наказывается лишением броска (не произведённый бросок считается "потерянным").
6.2.26. За неспортивное поведение участник может быть удалён судьёй до конца игры, а главным судьёй - до конца соревнований.
6.2.27. По окончании встречи судья выстраивает игроков вдоль задних линий "городов", лицом к зрителям. После объявления результата встречи игроки и судьи обмениваются рукопожатиями и покидают площадку.
6.3.. Выбитый и не выбитый городок.
6.3.1. Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы "города" или "пригорода" в любом направлении, кроме штрафной зоны.
6.3.2. Городок (городки), выкатившийся за пределы "города" или при «города» и вкатившийся обратно, считается выбитым.
6.3.3. Положение городка, остановившегося рядом с границей "города"
или "пригорода" с внешней стороны, судья определяет визуально, глядя
сверху по вертикали. Если виден просвет между линией и городком, то городок считается выбитым. В сомнительных случаях рядом с городком на
внешней кромке линии ставят вертикально другой городок и, если городки не соприкасаются,городок считается выбитым.
6.3.4. Положение городка, задевающего при вращении линии "города" или "пригорода", определяется после полной его остановки.
6.3.5. Городок, вкатившийся в "пригород" на расстояние менее 20 см
от штрафной линии или закатившийся за неё, устанавливается на расстоянии 20 см от штрафной линии параллельно ей против центра "города",
если из фигуры выбит хотя бы один городок. Если таких городков несколько, то они устанавливаются встык друг к другу. Городок (городки), коснувшийся покрытия над штрафной зоной, также ставится на штрафную отметку.
Если из фигуры не выбит ни один городок, то все городки, вкатившиесяв "пригород" на расстояние менее 40 см от штрафной линии, устанавливаются на расстоянии 40 см от штрафной линии. Если какой-либо городок, находящийся в "пригороде", мешает установке другого городка на штрафную отметку, он минимально сдвигается в направлении лицевой линии без изменения ориентации.
6.3.6. Городки, вкатившиеся в "пригород" и не дошедшие до штрафной отметки, остаются в занятом положении.
6.3.7. Городок, подкатившийся к штрафной линии на расстояние менее 40 см при выбивании фигуры "Письмо", ставят на расстоянии 40 см от штрафной линии параллельно ей напротив места, ранее занимаемого этим городком.
6.3.8. В соревнованиях детей, младших юношей и девушек, старших девушек и женщин городки, выкатившиеся к штрафной линии менее, чем на 40 см, ставят на расстоянии 40 см от штрафной линии по центру «пригорода». В соревнованиях детей такие городки устанавливаются вертикально.
6.3.9. Если выбитый городок, вернувшийся в пределы "города" или "пригорода",помешал движению других городков, то положение городков до броска восстанавливается, при этом игроку возвращается бита.Если городок, вернувшийся в пределы "города" или "пригорода", помешал движению другого городка, двигавшегося по направлению к штрафной линии, то положение городков после удара сохраняется, двигавшийся городок ставится на месте столкновения, при этом бита не возвращается.
6.3.10. Если городок, изменивший направление движения на противоположное (имевший "мёртвую" точку) внутри "города" или "пригорода", поме¬шал движению других городков. то положение городков до броска восстанавливается, при этом игроку возвращается бита. Если городок, имевший ранее "мёртвую" точку, покатился и помешал движению городка, двигавшегося в направлении к штрафной зоне, то двигавшийся городок ставится в положение, в котором он был в момент столкновения городок, имевший ранее "мёртвую" точку, ставится на месте её фиксации.
6.3.11. Если два городка сталкиваются в "городе" или "пригороде" и после этого расходятся, то фиксируется их окончательное положение.
6.3.12. До объявления судьёй результата броска разрешается убирать городки, отскочившие от отбойной стенки или скатившиеся с настила за покрытием «города», не наступая на листы игрового покрытия;
До объявления судьёй результата броска запрещается:
- подметать "город" или "пригород";
- становиться на листы покрытия "города" или "пригорода".
Если эти нарушения повлияли на результат броска, команда (участник), допустившая нарушение, наказывается тем, что городок (городки) выкатившийся в результате нарушения, устанавливается на краю линии в месте его выхода.
6.3.13. Положение городка, катившегося по другому городку, определяется после полной его остановки.
6.3.14. Если возвратившийся в "город" выбитый городок коснулся уже остановившегося городка и при этом изменил его направление, то последний возвращается в прежнее положение, возвратившийся в "город" городок убирается. В этом случае бита игроку не возвращается.
6.4. Потерянный бросок.
6.4.1. Бросок считается "потерянным", а расположение городков восстанавливается, если:
- бросок выполнен до свистка судьи;
- бита коснулась штрафной зоны или покрытия над ней;
- игрок в одном заходе совершил третий и более бросок;
- игрок в период от начала замаха до приземления биты наступил на ограничительную линию (планку) или выскочил за неё и коснулся любой
частью тела поверхности вне зоны кона или полукона. В этом случае положение городков до удара может не восстанавливаться. Решение судьи не
должно быть выгодно участнику (команде), нарушившему Правила.
6.5. Выигрыш партии и конечный результат игры.
6.5.1. Партия считается выигранной той командой (участником), которая выбила меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При рав¬ном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной.
Если во время игры пропущена фигура или в командной игре нарушена очерёдность выхода игроков, то:
- если пропуск фигуры обнаружен до постановки фигуры "Письмо", то пропущенная фигура ставится сразу же после освобождения "города" от
городков;
- если пропуск фигуры обнаружен во время выбивания фигуры "Письмо", то броски, произведённые по фигуре "Письмо", считаются "потерянными", ставится пропущенная фигура, а фигура "Письмо выбивается заново;
- если пропуск фигуры в личных соревнованиях обнаружен после окончания партии, то к результату партии прибавляется четыре биты за каждую пропущенную фигуру;
- если нарушение очерёдности выхода игроков обнаружено до окончания
партии, то все броски, выполненные с момента нарушения, считаются "потерянными" и игра продолжается;
- если нарушение очерёдности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены после окончания игры, то в партии, сыгранной с нарушением, и
во всех несыгранных партиях команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение, и результат игры определяется с учётом партий, сыгранных без нарушений;
- если нарушение очерёдности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены до объявления судьёй результата игры, то в партии, сыгранной
с нарушением, команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение и игра продолжается.
6.5.2. Игра выиграна одной из команд (одним из участников), если:
- в игре из трёх партий счёт 2:0,2:1,2,5:0,5;
- в игре из пяти партий счёт 3:0,3:1,3:2,3,5:1,5,3,5:0,5;
При счёте 1,5:1,5 и 2,5:2,5 результат игры - ничья.
6.5.3. В случае, если Положением предусмотрены иные формы проведения соревнований, то возможны другие способы определения победителя в игре.
7. Определение результатов соревнований.
7.1. В соревнованиях на выбивание установленного количества фигур
места участников определяются по наименьшему количеству бит. При равном количестве бит у нескольких участников победитель определяется по
наименьшему количеству бит, затраченных на выбивание фигур:
- последнего тура;
- последней партии последнего тура;
- предпоследнего тура;
- "Пулемётное гнездо", "Часовые", "Тир", "Письмо" во всех партиях соревнований.
7.2. В соревнованиях, проводимых по круговому способу, места определяются по количеству набранных очков. Количество очков, начисляемых по результатам игры, определяется Положением. При равенстве
суммы очков победитель определяется:
- по сумме очков, набранных в играх между ними;
- по разности выигранных и проигранных партий в играх между ними;
- по лучшему среднему техническому результату в выигранных и ничейных партиях в играх между ними;
- по разности выигранных и проигранных партий во всех играх соревнований;
- по среднему техническому результату в выигранных и ничейных партиях во всех играх соревнований.
7.3. В соревнованиях, проводимых по системе с выбыванием, при ничей¬ном счёте победитель определяется в дополнительной партии до первого полученного преимущества одним из участников (одной из команд).

3. Упрощённые правила.

Массовые соревнования в коллективах физической культуры, молодёжных и детских лагерях, других местах отдыха могут проводиться по упрошенным правилам. При этом рекомендуется сохранять размеры площадки. Состав команды может быть произвольным. Городки и биты могут не соответствовать требованиям Правил. Особое внимание необходимо обращать на обеспечение безопасности участников и зрителей. Определять победителя мож¬но по количеству выбитых городков ограниченным количеством бит. В командных и личных соревнованиях ведение протоколов не обязательно, достаточно записать в таблицу конечный результат игры.

ГОРОДКИ - старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю, как часть национальной культуры.

Считалось, что городки - игра простого народа, но история свидетельствует, что в городки с увлечением играли Пётр 1 и генералиссимус А.В. Суворов, В.И. Ульянов(Ленин) и И.В. Сталин, М.И. Калинин и К.Е. Ворошилов. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей. Среди них - академик И.П. Павлов, генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В.В.Стасов, классики мировой литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький.

Когда говорят об игре, в городки до революции и об увлечении ими широких народных масс после 1917 года, то обычно имеют ввиду игру по существу без правил. Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году.

Раньше игра проходила в основном на земле, деревянными битами. В двадцатые годы стали появляться площадки с твёрдым бетонным и асфальтным покрытием. Городошники начали применять окованные биты. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня.

В чём же притягательная сила городошного спорта? Игра проста по правилам, проходит на открытых площадках, летом и зимой на свежем воздухе. Эта игра увлекательная, атлетическая, требующая силы и ловкости, меткости и выдержки, хорошей координации движений. Городки заставляют забыть о прожитых годах, они в буквальном смысле слова "всем возрастам покорны". Популярность этой игры объясняется не только тем, что она является отличным средством оздоровления, но и её доступностью для самого разного возраста людей.

В послевоенные годы городки были одним из самых массовых видов спорта, уступая по популярности, пожалуй, только футболу . Городошные площадки были практически на всех стадионах, во всех домах отдыха, пансионатах, санаториях и пионерских лагерях, в парках и даже зачастую на территориях заводов и фабрик.К сожалению, в последние время количество участников соревнований и зрителей значительно уменьшилось.

Городошный спорт несомненно относится к концепции национальной идеи - прежде всего в бережном отношении народа к своей истории, культуре, традициям, ко всему тому, что его объединяет.

Правила городков

Для игры в городки используются 15 фигур, которые состоят из 5 годков (деревянных цилиндров).

Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит.

Ниже показана последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе