Познаем компьютер вместе

В игре «Эволюция» вам предлагается самим комбинировать различные свойства (приспособления) животных и развить собственную популяцию в условиях постоянно меняющегося количества ресурсов – еды. Регулируя численность животных, получая новые полезные свойства и противодействуя соперникам, популяция игрока должна выжить и к концу игры занять доминирующее положение в экосистеме.

Условие победы

Победителем становится игрок, получивший в конце игры наибольшее количество очков. Очки игрок получает за всех своихвыживших животных и обретенные ими свойства.

Подготовка к игре

Тщательно перемешайте колоду и выдайте каждому игроку с верха колоды по шесть карт – это будет рука игрока. Колоду положите в центре стола изображением вверх. Рядом разместите фишки еды: красные – «кормовая база», синие – «дополнительная еда» и желтые – «жировой запас». Затем жребием определите, кто из игроков будет ходить первым (далее – первый игрок).

Порядок хода

Игра идет по ходам. Ход разделен на фазы:
  • фаза развития;
  • фаза определения кормовой базы;
  • фаза питания;
  • фаза вымирания и получение новых карт.
  • В каждой фазе игроки действуют по очереди, начиная с первогоигрока и далее по часовой стрелке. Фаза развития и фаза питанияживотных включают в себя несколько кругов: после окончанияпервого круга снова действует первый игрок, и так далее. Игрок,который по какой-то причине уже не может действовать в текущей фазе, пропускает своюочередь.

    Фаза развития

    В этой фазе хода игроки могут выкладывать карты из руки на стол. Карты, используемые в игре, имеют с одной стороны изображение животного, а с другой описание какого-то свойства. Каждая карта может быть сыграна либо как животное и в этом случае кладется изображением вверх, либо как свойство. В этом случае карта со свойством подкладывается под карту того животного, на которое она сыграна.Некоторые карты содержат два свойства (второе свойство указано в нижней части карты, например, «Хищник»). Выкладывая такую карту, игрок должен решить, какое из двух свойств он будет использовать, и положить карту вверх той стороной, на которой указано нужное свойство. Это решение игрока окончательно, в дальнейшем он не сможет перевернуть карту и использовать второе свойство.Карты, играемые на пару животных, например, «Взаимодействие»,размещаются между картами животных, на которые они сыграны.Фаза развития включает в себя несколько кругов. Игроки вы-кладывают карты по одной, начиная с первого игрока, далее почасовой стрелке, затем начинается второй круг, и т.д. В эту фазуигрок может сыграть из руки любое количество карт. Если игрокне хочет вводить в игру новое животное или новое свойство, онговорит «пас». Спасовавший игрок не может выкладывать в этуфазу хода новые карты, и будет пропускать свою очередь. Если уигрока кончились карты в руке - он обязан сказать «пас». Когда всеигроки спасовали, данная фаза хода завершается.

    Фаза определения кормовой базы

    В этой фазе определяется, сколько еды будет доступно в текущемходу. Это зависит от количества игроков и результатов броскашестигранного кубика:
  • 2 игрока – результат броска одного кубика +2
  • 3 игрока – результат броска двух кубиков
  • 4 игрока – результат броска двух кубиков +2
  • Кубики бросает первый игрок. Когда определено количество еды,соответствующее число красных фишек кладется отдельной стопкой в центр стола – это кормовая база на этот ход.

    Ни в путеводителе, ни в постах со времени последнего обновления путеводителя я, к своему удивлению, не обнаружила обзора игры «Эволюция», хотя с момента ее выхода прошло изрядное время. Между тем, игра обзавелась парочкой дополнений и продается практически в любом магазине настольных игр. Попробуем все-таки разобраться, почему.

    Не то чтобы «Эволюция» сразу привлекала внимание. Коробка обладает сдержанным дизайном, полностью совпадающим с оформлением самой игры. Выглядит не слишком надежно – картон довольно хлипкий, так что обращайтесь с ней аккуратней. Внутри бокса можно найти правила, промо-брошюру, кубики, жетоны еды и, собственно, игровые карточки.

    Выполнены они фактически в одном-двух цветах разной степени интенсивности, обложка приятного зеленого оттенка. Игровая сторона преимущественно того же цвета, но встречаются красные, желтые, фиолетовые и синие элементы. Игра придумана российским ученым-биологом, что наложило на нее некий специфический привкус академичности и… биологичности? Одной из целей игры можно считать популяризацию логики эволюционного отбора.

    Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"


    Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"

    Правила крайне наглядные, с примерами и пояснениями по каждой карте.

    Всем участникам сдается по 6 карт (или больше, если у вас есть дополнения), и игра начинается. Главная задача – выжить любой ценой! Каждая карта имеет минимум два значения, а обычно все три. Во-первых, карта обложкой вверх означает, собственно, животное. Во-вторых, на лицевой стороне подробно описано какое-либо свойство, которое придается животному, а в-третьих, в нижнем углу вниз головой обычно можно найти более распространенное свойство, такое как «хищник», «жировой запас» и «водоплавающее». Карту можно использовать одним из трех доступных способов.

    Игра состоит из трех фаз. Очередность хода определяется броском кубика или добровольным желанием. Собственно кто сдает/кто первый/в каком порядке ходить, мы особенно не задумывались – никаких отдельных правил на это нет, все стандартно.

    Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"


    Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"

    Стопка животных.

    Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"


    Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"

    Во втором издании крайне странный цвет фишек. По идее это синий, красный и желтый, как и написано в правилах.

    Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"


    Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"

    Как-то так выглядит процесс кормления у одного игрока. Среднее животное еще голодно.

    Правила достаточно логичные, хотя пара тонких мест все же имеется. Нам приходилось обходиться общей договоренностью, правда, возможно, мы недостаточно внимательно прочли нужные места. У «Эволюции» необычная и свежая стилистика, и, хотя во многих играх можно улучшать своих миньонов, развитие как цель – достаточно нечастое явление. Для настольных игр, разумеется, в реальной жизни – сплошь и рядом.

    Уверенное освоение правил приходит не сразу, поначалу путаешься в цветах еды, особенностях приобретения и сжигания жира, и том, кто, когда и у кого может подрезать фишку. Самый длительный период – «гонка вооружений» в фазе развития. Чем больше игроков, тем больше будущих конфликтов и тем интереснее. Кому-то повезет на карты коммуникации, и его подопечные будут сыты все вместе одной едой, кто-то готовится вытоптать пастбища за собой, и тут на сцену выходит хищник, что делать? Появляются падальщики, травоядные отращивают отбрасывающиеся хвосты или уходят под воду, где их не достать. Хищнику приходится адаптироваться за ними, ведь теперь на него нужно больше еды, и тут кто-то вспоминает, что именно он ходит первым, и заводит своего охотника. А в следующем ходу условия меняются, и ценные в прошлом качества становятся ненужными рудиментами (хотя никто не гарантирует, что они не понадобятся вновь). В общем, процесс эволюции воспроизведен крайне наглядно.

    Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"


    Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"

    Карточки игры.

    Игра преимущественно тактическая, просчитать все возможные варианты взаимодействий непросто. Более того, к тому моменту, как противник выложит свой главный козырь, у вас уже может не остаться карт для ответных действий. Неожиданности ждут вас и в совершенно рандомной фазе определения ресурсов: на этом ходу выпало 12 единиц, и вашими животными столько и не съесть и не вытоптать, а в следующей выпадет двоечка, и тут-то все взвоют. Даже фаза питания полна сюрпризов. Казалось бы – все рассчитал, но тут противник пиратствует еду, и думай теперь, как накормить своего большого хищника.

    Эволюция – тактическая игра с огромной ролью элемента случайности. Ваши животные должны быть готовы ко всему! Отдельным пунктом развлечения стоят попытки понять, что за животное такое появилось в ходе эволюции. Рекомендовано всем людям, неравнодушным к биологии, а так же тактике и настольным играм. И хотя любителям сложносочиненного сеттинга может быть скучновато, зато привлечь негеймерскую общественность любого возраста будет значительно проще.

    Знаете, как для меня выглядит гру? Это с випом причем (только дареный - видимо, с баннерами).

    Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"


    Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"

    Что мне надо сделать, чтобы я могла писать посты в духе самиздата? Архаично и только текст.

    *бьющийся в истерике смайлик, полчаса грузивший картинки на своем нетбуке*

    Настольная игра

    Кол-во игроков
    От 2 до 4

    Время партии
    От 30 до 90 минут

    Сложность игры
    Сложная

    Существует замечательная настольная игра, которая базируется на теории Дарвина. Развлечение называется «Эволюция» и входит в число «правильных игр». Ее разработал в 2010 году известный Дмитрий Кнорре – кандидат биологических наук.

    Цель игры

    Побеждает тот игрок, который по итогу игры получит самое большое количество баллов. Участники игры зарабатывают очки за всех выживших животных, а также за их свойства.

    Карчтоная игра Эволюция: правила игры

    Игра подразделяется на шаги, которые длятся до тех пор, пока в основной колоде не закончатся карты. При каждом шаге игроки обретают карты, а вместе с ними и возможность добавлять своим животным новые качества или же создавать новеньких животных. Количество карт зависит от наличия животных у игроков. Численность фишек еды зависит от результата броска кубика и наличия игроков. В момент последующей фазы участники игры по очереди совершают действия одним своим животным. Они могут, как брать «еду», так и атаковать другое животное, тем самым в случае успеха приумножать свое количество запасов. После этого этапа все голодные животные помирают.

    Приготовление к развлечению

    • Для начала перетасовываются карты. Каждый участник игры получает по шесть карт. Затем выбирается наименьший игрок.
    • Последовательность ходов
    • Каждый ход это один год, который подразделяется на четыре фазы:
      1. развитие;
      2. установление кормовой базы;
      3. питание;
      4. вымирание и приобретение новых фишек.
    • На каждом этапе игры участники совершают ходы по часовой стрелке поочередно. Когда по какой-либо причине игроки не могут либо не хотят ходить, то фаза подходит к концу.

    Фаза 1 – развитие

    • На фазу развития участники имеют возможность выкладывать карты, которые есть у них в руках, на стол. Эта фаза состоит из нескольких кругов.
    • По одной карте игроки выкладывают на стол, передавая право шага по часовой стрелке.
    • Любая карта может быть сыграна или как свойство или как животное, в зависимости от этого она ложится на стол либо свойством, либо рубашкой вверх. В случае, когда фишка сыграна как свойство, то она подкладывается под фишку сыгранного животного.
    • Есть такие карты, что содержат 2 свойства, но в момент выкладывания применяют только 1, и в дальнейшем его невозможно изменить.
    • Одно животное не может обладать 2 идентичными свойствами, кроме свойства «жировой запас».
    • Парные карты располагаются между животными, на которых они были сыграны. Одно животное может обладать и несколькими парными одинаковыми свойствами при разных животных.
    • В свою очередь животное может обладать несколькими парными разными свойствами при одном другом животном.
    • Когда участник игры не жаждет вводить новое животное или же добавлять свойства, он произносит слово «пас» и тем самым в этой фазе он теряет возможность выкладывать фишки.
    • Соответственно, из руки участник может сыграть любое количество карт. Когда у игрока в руке не осталось фишек, он говорит «пас». Фаза длиться до тех пор, пока все игроки не скажут «пас».

    Фаза 2 – установление кормовой базы

    В этой фазе рассчитывается размер кормовой базы по такой формуле:

    • 2 участника - итог броска 1 кубика + 2
    • 3 участника- итог броска 2 кубиков
    • 4 участника- итог броска 2 кубиков + 2
    • Во время игры с 2 наборами или с 1 набором и первым дополнением:
    • 5 участников - итог броска 3 кубиков + 2
    • 6 участников - итог броска 3 кубиков + 4
    • Во время игры с 2 наборами:
    • 7 участников - итог броска 4 кубиков + 2
    • 8 участников - итог броска 4 кубиков + 4

    Первый участник бросает кубик. После выкладывается необходимое число красных фишек корма на стол.

    Разногласия в спорных вопросах при объяснении правил устраняются при помощи детального ознакомления с инструкцией к данному развлечению. С самыми распространенными вопросами и ответами есть официальный FAQ. Правила редактировались с выходом новых версий. «Домашние правила» разнятся от авторских.

    Базовая комплектация игры

    • 84 карты
    • 20 фишек еды
    • 2 кубика
    • правила игры

    Дополнения к настольной игре Эволюция

    Эволюция. Случайная мутация

    Третье дополнение, вышедшая в 2013 году. Данная игра не является дополнением, а считается отдельной игрой.

    Эволюция. Растения

    Это третье дополнение, которая вышла в 2016 году. Здесь полностью исключаются броски кубиков и водится новая система кормовой базы (можно воздействовать напрямую на ее доступность и размер). Все растения доступны всем участникам и каждый может влиять на их эволюцию, добавляя также им свойства.

    (Прим. ред. — Перед вами перевод статьи «Dale Yu: Review of Evolution (NorthStar Games)», опубликованной 20 мая 2015 на сайте opinionatedgamers.com.)

      Разработчики: Доминик Крапушетт, Дмитрий Кнорре, Сергей Мачин

      Издатель: «NorthStar Games»

      Число игроков: 2-6

      Возраст: от 10 лет

      Длительность: 60 минут

      Количество сыгранных партий: 10, игра для обзора предоставлена издательством «NorthStar Games»

    Впервые я написал об «Эволюции» в 2011 году, это была самая первая версия игры, изданная русским издательством «Правильные игры». Вскоре издатель продал права за рубеж, и их приобрела компания «NorthStar Games». После этого Доминик Крапушетт проделал гигантскую работу по доработке игры, и за это я снимаю перед ним шляпу. Доминик внёс множество кардинальных изменений, достаточных, на мой взгляд, чтобы считать их итоговый результат совершенно другой игрой по сравнению с оригиналом. Несколько месяцев назад я написал новый обзор «Эволюции» — обзор переработанной версии игры. А это, получается, уже третий обзор, в нём речь пойдёт об обновлённом издании игры.

    Новая иллюстрация на коробке

    Коробка издания 2014 года

    В «Эволюции» вы создаёте и развиваете особи, стараясь, чтобы каждый раунд они не только выживали, но и преуспевали. Игра симулирует механизмы эволюции, благодаря которым животные менялись и приспосабливались к новым условиям окружающей среды. Это карточная игра, в её составе 129 карт свойств. Каждый участник начинает игру с одной особью. Особь — деревянное поле с двумя счётчиками: один отвечает за размер особи, другой — за размер её популяции.

    Два поля особей и карты над ними

    В начале каждого раунда игроки берут из колоды по 3 карты, ещё 1 дополнительную карту приносит игроку каждое имеющееся у него поле особи. Если колода заканчивается, из сброса делается новая колода, поэтому карт хватает на всех, однако раунд, в котором это произошло, становится последним.

    Получив карты, игроки в закрытую выкладывают по одной карте перед собой, эти выложенные карты определят кормовую базу текущего раунда (в нижнем правом углу каждой карты свойства указано определённое число еды) и будут использованы в фазу питания. А пока участников ждёт фаза розыгрыша карт.

    Начиная с первого игрока и по часовой стрелке, каждый игрок разыгрывает с руки столько карт свойств, сколько хочет.

    Карты свойств можно играть на своих особей, в этом случае карты выкладываются в закрытую чуть выше выбранных особей. Есть ограничение: у одной особи не может быть больше 3 свойств. Также нельзя играть на особь свойство, которое у неё уже есть.

    Некоторые карты свойств, позволяющие питаться эффективнее

    Карты свойств можно сбрасывать, чтобы создавать новых особей. В этом случае из запаса берётся новое поле особи и кладётся справа или слева от имеющихся особей (но никогда между ними), на первые деления счётчика размера особи и популяции кладутся деревянные маркеры.

    Наконец, карты свойств можно сбрасывать, чтобы увеличить размер или популяцию одной особи на 1. Увеличить какую-либо из этих характеристик больше 6 не получится — у поля особи не предусмотрено других отверстий.

    Игроки вольны сбрасывать/играть любое число карт. Все не потраченные карты остаются на руке, их можно использовать в следующих раундах. После того как первый игрок сбросил/сыграл все желаемые карты, то же самое делает следующий по очереди участник и так далее. В конце фазы игроки переворачивают все сыгранные на особей карты свойств.

    Дальше начинается фаза питания. Игроки открывают выложенные в начале раунда карты, суммируют указанные на них количества еды и кладут соответствующее число маркеров еды на поле водопоя — это кормовая база текущего раунда. Сначала еду получают особи со свойством эффективного питания (определяется по чёрному листку в правом верхнем углу карты), затем наступает этап «обычного» питания.

    Обновлённое поле для кормовой базы

    Поле для кормовой базы предыдущего издания

    Начиная с первого игрока, каждый игрок по очереди кормит ОДНУ из своих голодных особей. Особь считается голодной, если жетонов еды на её поле меньше, чем размер её популяции. В игре есть 2 типа особей: травоядные и хищники — для каждого типа свои правила питания.

    Травоядные просто потребляют еду из кормовой базы. Обычно за один раз вы берёте 1 жетон еды из водоёма и кладёте его на поле голодной особи — на самый левый свободный кружок над маркерами популяции. Особь не может есть больше, чем составляет размер её популяции. Некоторые свойства особей влияют на число жетонов еды, некоторые позволяют кормить ещё и соседние особи.

    Хищники предпочитают есть мясо — мясо других особей. Хищник может напасть на любую особь в игре, даже если она принадлежит владельцу этого хищника. Хищник обязан нападать и съедать другие особи, если он в состоянии сделать это, а напасть он может, только если его размер больше размера потенциальной жертвы И у этой жертвы нет защитных свойств, которые разрешили бы ей не становиться добычей хищника. Если нападение успешно, хищник берёт столько жетонов еды из запаса, сколько составлял размер жертвы, а жертва уменьшает размер популяции на 1. Если популяция сокращается до 0, особь прекращает существовать: её поле и карты свойств сбрасываются. При этом владелец вымершей особи получает компенсацию: берёт столько новых карт из колоды, сколько карт свойств было у особи на момент её гибели.

    Некоторые «хищные» карты

    Фаза питания заканчивается, либо когда все особи наедаются (число их жетонов еды становится равным их популяциям), либо когда у голодных особей не остаётся возможности наесться. Если особь остаётся голодной, её популяция сокращается на 1 за каждый не хватающий жетон еды. Соответственно, если особь вообще не смогла поесть, её популяция падает до 0 и она перестаёт существовать. Её поле и свойства сбрасываются, а её владелец получает по новой карте за каждое сброшенное свойство. После этого игроки откладывают любые собранные в текущем раунде жетоны еды в свои мешочки. Если у какого-то игрока не остаётся живых особей, он берёт новое поле особи из запаса. В завершении раунда первым игроком становится следующий участник по часовой стрелке.

    Как уже было сказано, игра заканчивается после раунда, в котором в фазе получения карт игроки вынуждены были обновить закончившуюся колоду. Игроки подсчитывают победные очки. Очки даются за три вещи:

      По 1 очку приносит каждый жетон еды в мешочке игрока.

      Игрок получает столько очков, сколько составляют размеры популяции его выживших особей.

      Игрок получает столько очков, сколько свойств имеется у его особей.

      В случае ничьей побеждает претендент с наибольшим числом карт свойств.

    Мои мысли об игре

    Прежде всего, надо сказать, что по сравнению с оригинальной версией эта новая версия играется гораздо лучше — от начала до конца. Если выбирать между двумя версиями, то я бы выбирал издание от «NorthStar» в 9 случаях из 10. Самое большое отличие касается получения очков, в версии «Правильных игр» вы зарабатывали очки только в конце игры, получая по 1 очку за особь и карту свойства особи. Ничто другое не имело значения. В итоге игра представляла собой 30-40-е наращивание сил с надеждой на удачу в последнем раунде. В новой версии очки начисляются с самого начала, и, на мой взгляд, это очень важное улучшение. Однако я полагаю, большинство из вас и в глаза не видело версию «Эволюции» от «Правильных игр», поэтому все оставшиеся комментарии будут относиться к новой версии игры.

    Симпатичные тканевые мешочки для хранения съеденной еды

    «Эволюция» — это хорошо проработанная игра, нацеленная на среднего «еврогеймера». Я говорю это не в плохом смысле, просто такова особенность компании «NorthStar». Я не раз общался с Домом и Сатишем из «NorthStar» и знаю, что они стараются выпускать игры, доступные «широкой публике». Предыдущие игры компании, такие, как «Держи пари» («Wits and Wagers»), сделали скачок к «мейнтстримовому» направлению, но в то же время компания старается заинтересовать и более продвинутого игрока. «NorthStar» собирается поддержать продажи «Эволюции» серией турниров и даже будет пытаться включить её в список игр «WBC» («World Boardgaming Championships» — «Международный чемпионат по настольным играм», ежегодный американский конвент. — Прим. пер.), но не уверен, что у них получится.

    Основу «Эволюции» составляют управление комбинациями различных навыков и стратегическое планирование лучшего времени для розыгрыша карт. Вам приходится постоянно следить за особями соперников, чтобы просчитывать, какие свойства будут наиболее ценны в каждый момент времени, и эта относительная ценность свойств будет неуклонно меняться по мере эволюции особей.

    Каждый раунд вам необходимо решать, как распорядиться имеющимися картами наилучшим образом. Вы можете потратить их на ограниченное число особей, стараясь сделать их настолько сильнее и удачнее, насколько возможно. Или вы можете потратить карты на приобретение новых особей — они легко могут стать закуской для хищников, но если выживут, то каждый раунд вы будете получать больше карт, а, возможно, когда-нибудь и они превратятся в сильных и удачных особей.

    Чувствуется, что карты свойств хорошо сбалансированы, вы не найдёте свойство, которое было бы чересчур мощным на фоне других. А ещё в зависимости от других разыгранных свойств каждое свойство показывает себя по-разному — прямо как в реальной жизни.

    Некоторые защитные карты

    Ещё одно решение, которое вам приходится принимать — в какой момент превратить особь в хищника (и нужно ли это делать). Подобное превращение делается розыгрышем карты свойства «Хищник». Хищник перестаёт быть привязанным к жетонам еды из водоёма, но вы должны быть уверены, что он не останется без еды.

    В игре очень приятная графика, иллюстрации на картах особенно хороши. Часть карт перерисована по сравнению с предыдущей версией. Также в предыдущей версии был крайне неудобный водоём, на котором сложно было различить жетоны еды, и это был, наверное, единственный недостаток графического дизайна версии 2014 года. Для его устранения в наши первые игры мы попросту не доставали это поле водоёма, а выкладывали жетоны прямо на стол. Теперь в игре новый водоём с менее пёстрым оформлением, и жетоны еды видны на нём совершенно отчётливо.

    Деревянные поля особей добавляют игре особый шарм... и вес. Я не уверен, что они существенно дороже, чем обычные картонные поля, но в любом случае их приятно держать в руках и играть ими, так что никаких жалоб на этот счёт.

    Памятка с описанием различных свойств

    В целом, я бы сказал, что стратегическая составляющая игры находится где-то на среднем уровне, возможно, даже чуть ниже среднего, но, опять же, именно этого и стоит ждать от игры, нацеленной на массового потребителя. Конечно, игра сложнее, чем то, во что привыкли играть любители «Монополии», но для тех из них, кто ищет чего-то другого, она может стать отличной входной точкой в мир игр, существующих за гранью «кинь-двинь». Я был приятно удивлён глубине игры, и она не наскучила мне даже после 10 игр. Двоим моим сыновьям она тоже пришлась по вкусу (вот почему я отыграл целых 10 партий).

    Мысли других «ворчливых игроков» (о версии 2014 года)

    Грег Шлёссер . Эта переделанная, обновлённая «Эволюция», без сомнения, гораздо лучше предшественника. В оригинальной игре особи появлялись так же быстро, как исчезали, поскольку в ней не было никакого механизма увеличения их популяции. Тебя атаковали — ты убит. В новой же версии мир стал более стабильным местом. Также в оригинальной игре победные очки зарабатывались только в последнем раунде, а всё происходящее до этого было своеобразным подготовительным этапом. Игра была куда более хаотична, но эта неконтролируемость поворотов судьбы могла бы быть менее заметна, происходи получение очков чаще. В новой версии игроки получают очки всякий раз, когда съедают корм, а срок жизни особей несравнимо выше.

    Компоненты и художественное оформление претерпели кардинальное изменение. Иллюстрации выше всяких похвал. Жетоны, поля особей и тряпичные мешочки для хранения съеденной еды — всё это очень хорошего качества.

    Процесс игры слажен, и сама игра проходит довольно забавно. Однако имеются и некоторые проблемы. Еды слишком много. В оригинальной игре количество корма определялось броском кубиков, то есть каждый раз было совершенно случайно, непредсказуемо и исключало возможность планирования. Пересмотренный метод определения запасов еды, при котором игроки выкладывают по карте, куда интереснее, но работает только в теории, а на практике еды получается в избытке. Её станет мало, только если каждый игрок выложит маленькую карту, а для этого особи игроков должны найти альтернативные или более сытые способы пропитания (что может случиться только ближе к концу игры, а может и не случиться вовсе). Все хотят, чтобы их особи выжили, поэтому каждый обычно кладёт карту, дающую много еды. Конечно, можно было бы вырастить стадо хищников, это позволило бы саботировать отчисления в общую кормушку, но обычно найти пропитание для хищников не так просто из-за защитных свойств, развившихся у других особей. Иными словами, делать ставку на хищников довольно рискованно.

    Другая проблема связана с быстрым концом игры. Только вам кажется, что вы собрали идеальные комбинации взаимодополняющих свойств, как раз — и заканчивается колода. В игре с 5-6 участниками это происходит чересчур быстро, поэтому получается, что лучше играть втроём-вчетвером. Вообще, это довольно необычная ситуация, когда с увеличением числа участников уменьшается длительность партии. Более объёмная колода или хотя бы возможность отыграть обычную колоду второй раз добавили бы игрокам больше времени на эволюцию особей.

    Но при всём при этом, разумеется, нельзя не отметить огромную заслугу «NorthStar Games» в том, что они взяли не лишённую хороших идей, но сырую игру, и значительно её улучшили. Новая версия вышла более сбалансированной и менее случайной. Определённо, это игра, за которой может проводить время большинство семей, хотя, если вы играете с детьми, нападения хищников могут их обидеть. Что до закалённых ветеранов, то им игра должна придтись по вкусу, однако, боюсь, у них возникнут те же претензии, что и у меня. Было бы здорово, если бы издатель добавил в игру одно или несколько решений, которые сделали бы еду более скудным ресурсом, и продлили время партии. С этими изменениями в качестве опций получилась бы игра для самого широкого диапазона игроков, а это всегда хорошо. Словно оправдывая своё название и тему, «Эволюция» могла бы продолжить эволюционировать дальше — в виде дополнений.

    Митчел Томашоу . Это одна из немногих новых игр, в которые мне довелось сыграть. Мне всегда крайне интересны игры на тему эволюции и экологии, поэтому я был рад представившейся возможности. Однако игра меня разочаровала. Мы шесть раз сыграли вдвоём. На наш взгляд, в ней мало разнообразия, а смена факторов окружающей среды показана недостаточно чётко. На последнее можно было бы не обращать внимания, если бы образовательная сторона игры полностью затмевалась захватывающим игровым процессом. Но играть в «Эволюцию» скучно и однообразно. Возможно, она проходит динамичнее в компании с большим числом игроков. Я согласен с Грегом, что в решении озвученных им проблем могли бы помочь дополнения и более интересные и разнообразные карты.

    Игра была создана кандидатом биологических наук Дмитрием Алексеевичем Кнорре в 2010 году, и входит в серию «Правильные игры» (www.rightgames.ru). В 2011 году вышла также на английском, французском и немецком языках. Игра была признана лучшей игрой 2010 года многими российскими игровыми порталами и стала известна также за пределами России.

    Энциклопедичный YouTube

    Правила игры

    Игра разделена на ходы, продолжающиеся до окончания карт в основной колоде. На каждом ходу игроки получают карты (количество определяется имеющимися у них животными) и могут создавать новых животных или добавлять новые качества уже имеющимся у них животным. Затем определяется количество фишек еды, исходя из количества игроков и результата броска кубика. Во время следующей фазы игроки по одному могут совершать одним из своих животных действия - брать «еду» или нападать на другое животное, и в случае успеха брать большее количество еды. После данной фазы ненакормленные животные умирают.

    Условие победы

    Победителем становится игрок, получивший в конце игры наибольшее количество победных очков. Очки игрок получает за всех своих выживших животных и их свойства. Если несколько игроков имеют одинаковое количество очков, то чтобы определить место, которое занял игрок, сравниваются количество карт в сбросах игрока. Если и тут ничья - то место определяется жребием.

    Подготовка к игре

    Колода карт перемешивается и каждому игроку раздаётся по 6 карт. После этого броском кубика выбирается первый игрок .

    Порядок хода

    Каждый ход представляет собой один год и делится на 4 фазы:

    • фаза развития
    • фаза питания
    • фаза вымирания и получение новых карт

    В каждой фазе игроки совершают действия по одному по очереди по часовой стрелке. Если по какой-то причине игрок не может действовать, он пропускает ход. Когда ни один игрок не хочет или не может больше ходить, фаза заканчивается.

    Фаза развития

    В фазе развития игроки имеют возможность выкладывать имеющиеся у них на руках карты на стол. Фаза развития включает в себя несколько кругов. Игроки выкладывают карты по одной, начиная с первого игрока, передавая очередь по часовой стрелке. Каждая карта может быть сыграна либо как животное, либо как свойство, и в зависимости от этого она кладётся рубашкой или свойством вверх. Когда карта играется как свойство, она подкладывается под карту того животного, на которое она сыграна. Некоторые карты содержат два свойства, но при выкладывании используется только одно, и изменить его в дальнейшем нельзя. Одному животному не разрешается иметь два одинаковых свойства, исключением является свойство «Жировой запас». Парные карты, добавляющие свойства двум животным, размещаются между животными, на которые они были сыграны. Одно животное может иметь несколько одинаковых парных свойств с разными животными. Также животное может иметь несколько разных парных свойств с одним другим животным.

    Если игрок не хочет больше добавлять свойства или вводить в игру новое животное, он говорит «пас» и больше не может выкладывать карты в эту фазу. Таким образом, игрок может сыграть из руки любое количество карт. Если у игрока кончились карты в руке, он обязан сказать «пас». Фаза заканчивается, когда все игроки сказали «пас».

    В этой фазе определяется размер кормовой базы. Кормовая база считается по формуле:

    • 2 игрока - результат броска 1 кубика + 2
    • 3 игрока - результат броска 2 кубиков
    • 4 игрока - результат броска 2 кубиков + 2

    При игре с двумя наборами или одним набором и первым дополнением:

    • 5 игроков - результат броска 3 кубиков + 2
    • 6 игроков - результат броска 3 кубиков + 4

    При игре с двумя наборами:

    • 7 игроков - результат броска 4 кубиков + 2
    • 8 игроков - результат броска 4 кубиков + 4

    Кубики бросает первый игрок. Затем на стол выкладывается определённое количество красных фишек еды.

    Фаза питания

    Фаза питания также состоит из нескольких кругов. На каждом кругу игроки могут брать по одной фишке из кормовой базы и класть на одно из своих животных. Игрок может взять несколько фишек, если у животного имеется свойство, позволяющее брать несколько фишек, например «взаимодействие». Некоторые свойства также позволяют брать синие фишки еды. Применение некоторых свойств заменяет собой взятие фишки из кормовой базы, например «хищник».

    Животному без свойств с увеличением потребностей в еде достаточно одной фишки, чтобы быть накормленным. У карт с увеличением потребностей в еде в левом верхнем углу показано, сколько еще требуется фишек для прокормления животного.

    Животное со свойством «хищник» может напасть на другое животное любого игрока, в том числе и своё, и даже на другого «хищника». В этом случае игрок не берёт фишку из кормовой базы, зато в случае успешной атаки его «хищник» получает две синие фишки еды, а «жертва» убирается в снос со всеми своими свойствами. Парные свойства также сбрасываются. Хищник может напасть только один раз за всю фазу питания, и не может нападать, если уже накормлен и не имеет незаполненного жирового запаса.

    Накормленное животное не может больше брать фишки кроме как для пополнения жирового запаса. В данном случае красные и синие фишки меняются на жёлтые.

    Когда база заканчивается и все игроки сыграли свойства, которые хотели сыграть, или все животные накормлены и заполнили жировые запасы, фаза заканчивается и кормовая база, если она осталась, сбрасывается.

    Фаза вымирания и получение новых карт

    В этой фазе ненакормленные животные, а также их свойства и относящиеся к ним парные свойства убираются в снос. Также сбрасываются хищники, съевшие животное со свойством «ядовитый». Снос каждого игрока кладётся отдельно рубашкой вверх.

    Затем игроки получают карты. Каждому игроку достаётся количество карт, определяемое по формуле «количество выживших животных игрока + 1». Игроки, у которых не осталось животных и карт в руке, получают 6 карт. Карты раздаются по одной, начиная с первого игрока, и далее по часовой стрелке, при этом несколько игроков могут получить меньшее количество карт, если опустеет колода. После этого все красные и синие фишки сбрасываются. Первый игрок передаёт своё право первого хода другому игроку по часовой стрелке.

    Завершение игры

    Последний ход начинается, когда в колоде закончились карты. После фазы вымирания игра заканчивается и начинается подсчет очков. Каждый игрок получает:

    В связи с многообразием возможных ситуаций нередко возникают спорные вопросы при трактовке правил. Большинство из них решается путём более внимательного прочтения инструкции к игре, также существует официальный FAQ с ответами на наиболее распространённые вопросы. Некоторые правила менялись или уточнялись с выходом новых изданий. Также существуют некоторые варианты «домашних правил», которые отличаются от авторских.

    Дополнения к игре

    Полные дополнения

    Время летать

    Континенты

    Растения

    Минидополнения

    Вариации

    Дополнительные сценарии к игре

    Сценарий Эволюция. Катаклизм

    В данном сценарии игра состоит из одного хода. Игроки получают на руки все карты из колоды поровну, лишние карты удаляются из игры. Фаза определения кормовой базы идет ранее фазы развития.

    Подготовка к игре

    Жребием выбирается первый игрок . Затем колода перемешивается и раздается карты всем игрокам поровну.

    Для данного сценария подходит базовая версия игры.

    • "засада"
    • "интеллект"
    • "метаморфоза"
    • "полет"
    • "удильщик"
    • "чернильное облако".

    Из дополнения "Континенты":

    • "рекомбинация"
    • "эдификатор"

    В таком случае после перемешивания колоды раздается каждому игроку по 20 карт, а оставшиеся карты удаляются из игры лицом вниз.

    Порядок хода

    • фаза определения кормовой базы
    • фаза развития
    • фаза питания
    • фаза вымирания

    Фаза определения кормовой базы

    Кормовая база считается по формуле:

    • результат броска двух кубиков + количество игроков.

    Фаза развития

    Игроки не могут пасовать и обязаны разыгрывать все свои карты

    Фаза питания

    Нельзя сыграть свойство "спячка"

    Фаза вымирания

    После фазы вымирания идет посчёт обычным способом.

    Сценарий Эволюция. Равновесие

    В данном сценарии все игроки находятся в равных условиях. Игроки получают одинаковый набор свойств животных и возможность выбирать нужные в текущей ситуации карты. Если играют 2-4 человека, понадобится один базовый набор "Эволюции"; если 5-8 - два набора

    Подготовка к игре

    Каждый игрок получает свой «генофонд» из 21 карты (2 карты «водоплавающего» и по 1 карте остальных 19 свойств). Затем он выбирает из «генофонда» 6 карт, с которыми начнет первый ход. Оставшиеся карты «генофонда» кладутся стопкой лицом вниз.

    Можно добавить некоторые карты из дополнений. Из дополнения "Время летать":

    • "раковина"
    • "трематода-сотрудничество"
    • "удильщик"
    • "чернильное облако"

    Порядок хода

    • фаза развития
    • фаза определения кормовой базы
    • фаза питания
    • фаза вымирания

    Фаза определения кормовой базы

    Фаза развития

    Каждый игрок должен сыграть хотя бы одну карту (как животное или как свойство)

    Фаза питания

    Данная фаза проходит по базовым правилам "Эволюции"

    Фаза вымирания

    В конце данной фазы каждый игрок определяет обычным способом, сколько новых карт он должен получить (1 карта за каждое выжившее животное + 1 карта; а если выживших нет, то 6 карт), просматривает свой «генофонд» и берет из него карты на следующий ход. После того как любой игрок не смог получить из «генофонда» причитающееся ему количество карт, начинается последний ход.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Познаем компьютер вместе