Часто жалуются, что события в их любимых играх происходят слишком быстро. Вроде только успел построить пару примитивных домиков для поселенцев, а каменный век уже закончился, сделал несколько глобальных открытий – бац! на пятки уже наступают суровые будни всеобщей Индустриализации. Порой даже не получается полностью реализовать возможности каждой эпохи и внимательно разглядеть все её специфические особенности. Если вы тоже не любите спешить, а хотите наслаждаться спокойной неторопливой игрой, то проект Europa Universalis 4 не только придётся вам по вкусу, но и полностью захватит свободное время.
Жаль, что никто не придумал провести конкурс на самую неторопливую в мире игру. Нет никаких сомнений, что Europa Universalis 4 справедливо получила бы почётный чемпионский титул. Однако, такую специфику никак нельзя назвать неудачной, скорее, она привлекает дополнительное внимание и заставляет геймера вникнуть в каждую тонкость. Но не ищите в EU4 примитивизма и условностей, свойственных простеньким историческим симуляторам. Да и тоже не стоит ждать. Здесь размах как минимум планетарного масштаба, достаточно взглянуть на карту в главном меню. Неспешный сюжетный поток медленно вытекает из позднего Средневековья, отмеченного драматичным и ярким падением Константинополя, и плавно вливается в Новую Эпоху, проходящую под трепещущим стягом Наполеоновских Войн. Выбрав одно из доступных государств, вы будете вести его к счастью и процветанию, попутно полностью меняя реальный ход истории.
Строительство альтернативной модели развития мира растягивается почти на 400 лет. Всехардкорные элементы геймплея, отличающие серию от того же , вендорам удалось сохранить, а вот сложный, и не всегда дружественный интерфейс, претерпел существенные изменения в лучшую сторону. Витиеватая схема управления государством стала более оптимизированной и слаженной. По просьбам самых активных фанатов Europa Universalis разработчики расширили и улучшили функционирование всех жизненно важных отраслей и сделали более детальным моделирование дипломатических отношений между потенциальными союзниками и противниками.
На первом этапе вы становитесь князем в маленькой провинции, занимаете королевский трон в столице одной страны или пробуете прибрать к рукам полномочия императора. Эти параметры напрямую зависят от того, за какую нацию вы решили играть. Когда первичный выбор сделан, перед вами открывается мир, с которым можно делать все, что только заблагорассудится. Хотите завоёвывать земли соседей – пожалуйста! Желаете прогнать с насиженных мест кочевые племена – никаких проблем! Мечтаете лично спланировать грандиозный исследовательский поход Колумба – да сколько угодно! Геополитическая карта предоставляет полную свободу. Раскроить судьбу мира на собственный вкус – вот ваша основная задача. Никаких простеньких миссий , только великие дела и грандиозные свершения.
Самый ценный ресурс в игре Europa Universalis 4 – очки опыта. Именно они позволяют в полной мере использовать верховную власть (хоть князя средней руки, хоть – великого императора) и открывают дополнительные, уникальные опции в дипломатии, военной тактике и строительстве. Это один из принципиально новых элементов серии, ещё не опробованный в предыдущих частях. В остальном развитие происходит по накатанным рельсам. Основными направлениями по-прежнему являются:
Заниматься государственными делами помогают профильные советники и мудрецы. Чем компетентней помощник, тем лучше он справляется со своими обязанностями, но и жалование ему придётся платить более высокое. Кроме того, основной опыт эти юниты набирают лишь к старости и порой могут отойти в мир иной, так и не успев претворить в жизнь нужные преобразования.
Несмотря на огромную важность торговли и дипломатии, военная составляющая в игре EU4 имеет серьёзное значение. Нельзя сказать, что она является приоритетом, но избежать её не удастся никому. Даже самые ярые пацифисты и сторонники исключительно мирного решения любых вопросов обязательно в итоге будут втянуты в какую-нибудь заварушку. Однако, из этого тоже можно извлечь пользу: получить внушительную контрибуцию от более слабого противника или потребовать освобождения каких-нибудь малых народов, которые в благодарность за независимость могут стать союзниками в будущих сражениях.
К ярким достоинствам игры можно отнести впечатляющую детализацию и поистине гигантский размер глобальной карты. Истории представленных в EU4 стран, княжеств и отдельных провинций уделено очень пристальное внимание, гораздо большее, чем во многих других глобальных стратегиях. Украшают процесс динамичный, азартный мультиплеер и привлекательное визуальное сопровождение. Ложкой дёгтя некоторые геймеры называют слишком часто происходящие случайные события вроде повстанческих бунтов, выступлений еретиков или внезапной инфляции и некоторую предвзятость «рандома», порой слишком откровенно действующего на стороне ИИ. Если бы не эти погрешности, Europa Universalis 4 можно было бы назвать просто идеальной. А с другой стороны: ну кто на 100% совершенен в нашем мире?
АХТУНГ! МНОГОБУКВ! Это, по сути, обучение. Также, некоторая часть этой статьи имеется в обучении самой игры.
Заранее прошу не кидать тапками за пунктуацию и плохо составленные предложения. Ну, может ещё и орфографию в некоторых случаях.
Игра от шведской компании , которая выпустила такие игры, как , в отличии от которой имеет лишь несколько отличий. Например, когда происходят действия игры и некоторые изменения в геймплее.
Самое начало игры.
После запуска в загрузочном меню показываются некоторые подсказки, к которым я бы посоветовал прислушиваться, и портреты известных личностей.
Следом идёт меню, в котором вы можете выбрать играть в одиночку, или по сети. Также можно изменить настройки, посмотреть авторов, либо пройти обучение.
Выбираем одиночную игру и попадаем в меню с выбором эпохи и страны.
На счёт времени. Вы можете выбрать как совершенно любую дату от 1444 года до 1821, так и сценарий типа Войны за независимость или колонизации Нового Света.
К сожалению, играть бесконечно вы можете лишь благодаря плагинам, доступным в Steam Workshop, а так лишь до 1821 года.
Также, игра вам подскажет, за какую страну легче играть в определённый момент времени.
Для исследования доступен почти весь мир. Некоторые регионы необходимо колонизировать, а для некоторых понадобятся определённые науки.
Теперь о самом игровом процессе.
Выбрав одну из множества различных стран, камера централизуется на столице этой страны.
Здесь мы можем видеть множество различных кнопок, иконок и прочего, прочего, прочего.
Начнём с центра. Это Ваша столица, в ней располагаются начальные войска и флот, которые зависят от выбора некоторых факторов, таких как сложность и фора.
Вокруг расположены войска и страны, в зоне видимости вашей, то есть прилегающие к вашим границам. Так же вам видны границы стран, у которых с вами союз.
В окошке справа, под таймером, показывают ваших дипломатов, купцов (изначально у каждой страны их 2, но у торговых республик, таких как Венеция, их на одного больше), армии и флот. Так же это окошко можно настроить и в нём могут быть показаны время постройки зданий, формирования войск и прочие.
О самом таймере. Имеется пауза, которая, конечно же, останавливает время в игре (в сетевой игре, если какой-нибудь из игроков остановит время, его можно будет запустить через 30 секунд). Так же доступно 5 скоростей. На самой высоко месяц длится около 8 секунд.
Теперь о верхнем баре. Первое - казна. Игровая валюта - дукаты. Плюс или минус около монетки означает прибывают ли в вашу казну монеты или убывают. При наведении можно узнать точное кол-во поступающих или убывающих дукатов.
Затем идут рекруты. Это важный фактор в войнах, ибо рекруты нужны для формирования армий и их пополнений в случае потерь.
Ежемесячно количество рекрутов увеличивается за счёт различных построек, наук или событий, а так же количества регионов, которыми вы владеете.
Стабильность. Стабильность повышается или понижается за счёт событий, либо при помощи покупки её за очки правителя. Варьируется она от -3 до 3. При -3 в стране постоянно будут восстания и ещё много всяких минусов. При положительной стабильности, очевидно, будут плюсы.
Престиж. Престиж варьируется от -100 до 100, который изменяется в связи с событиями и ежегодно. Каждый год престиж убывает или прибывает, в зависимости от того, сколько его. То есть если престиж отрицателен, он будет увеличиваться, т.к. стремится к нулю. Собственно, при положительном количестве, он будет уменьшаться. Количество получаемого престижа за год зависит от событий, советников,от базового значения изменения 5% и нескольких других факторах.
Дегитимность (республиканские традиции в случае с Венецией). Легитимность изменяется так же в связи с событиями, иногда возникающими в стране. В отличии от престижа, легитимность стремится к 100. Легитимность влияет на риск восстания в провинциях и другие факторы.
Жипломатический вес, который изменяется в зависимости от имеющихся у вас соперников (о них позже). При определённых количествах веса вы получите некоторые бонусы.
Теперь три значка под верхним баром. Это очки правителя. Административные, дипломатические и военные, соответственно.
Они нужны для различных целей, таких как постройка зданий, национализация захваченных провинций, найм генералов или просто тратятся в событиях. Каждый месяц получается n кол-во очков, которое зависит т способностей вашего правителя и советников.
Следом идут флажки, которые показывают, что чего-то вашей стране не хватает. Например, первый флаг указывает, что у вас мало соперников, которые влияют на дипломатический вес и помогают при военном захвате провинций.
Второй флажок указывает на возможны восстания. Для их подавления достаточно потратить несколько военных очков, повысить стабильность, национализировать регион либо какие-то другие причины, коих достаточно.
Третий флажок говорит о том, что вам доступны для найма советники, которые дают различные бонусы, в том числе ту самую прибавку к очкам правителя. Доступны всего три советника, по одному на каждое очко.
Здесь я выбрал найм администратора. Сначала доступны для найма лишь 3 советника, количество которых может изменяться при принятии определённых групп идей, либо при событиях.
Четвёртый флажок показывает вам ваши договоры о перемирии.
Пятый флажок, что на данный момент вы можете выбрать некое задание, которое даёт престиж и другие плюсы. Задания эти скорее помогают вам продвигаться в игре, т.к. там часто идёт захват кого-нибудь или заключение союза.
Ну а шестой, что вы можете нанять генерала для ваших армий.
Флажков, конечно же, больше, но о всех говорить не буду.
Карта. На определённый момент игры определённые страны имеют свои открытые территории. Зависит от исторических факторов, либо, если вы не желаете открывать новые территории, со временем вам придёт оповещение, что открыта новая земля.
Так же существует несколько режимов карты. Каждый из них для чего-то нужен. Первый, например, показывает климат и местность регионов. Описывать каждый режим не буду, при наведении на его иконку описываются его функции.
Теперь нажмём на герб, расположенный в левом верхнем углу. Нам открывается окошко страны.
Первая вкладка, Управление
, там написаны: тип вашего правления, способности правителя, бонусы страны, принадлежность к культуре и ежемесячная прибавка очков правителя.
О правителях. Республиканские страны имеют срок выборов правителя, в зависимости от самого типа правления. Выбирать можно из трёх правителей: чиновник, дипломат и военный. Каждый имеет силу в ежемесячной прибавке очков правителя, зависящей от его направления.
В обычных же странах царствуют до самой смерти посредством наследства. Если правитель страны умер и его наследник слишком юн, то правление возьмёт в свои руки временный регентский совет. Если же наследника нет, то начинается междуцарствие.
Для повышенного получения наследников необходимо заключать династические браки с другими странами.
Вторая вкладка, Дипломатия
, в ней можно увидеть соседние страны, отношения с ними, страны, которые считают вас врагами, или выбрать тех самых соперников для повышения дипломатического веса.
Также можно создать вассалов из захваченных вами регионов, но которые не национализированы вами. Вассалы будут вашими союзниками, и платить вам ежемесячно.
Ещё тут можно увидеть какую религию исповедует страна, вашего правителя, количество дипломатических связей, превышение лимита которых будет отрицательно сказываться на получаемых дипломатических очках.
Экономика
.
Здесь показаны доходы страны, бонусы доходов, инфляция и прочая информация, связанная с деньгами.
Инфляция может увеличиваться как при получении денег от страны в случае заключения мирного договора, как его части, так и при добыче золота.
Займы нужны когда в казне страны не будет денег вообще. Займы берутся на определённый срок, и должны быть возвращены с процентом. Общее количество займов, которые Вы можете получить зависит от стран и ещё нескольких признаков.
Торговля.
Торговля нужна для получения прибыли. Получаемый от торговли доход и модификаторы, увеличивающие её процент также показаны здесь. Здесь указаны различные торговые узлы в пределах вашей видимости, куда вы можете отправить одного из ваших торговцев. НО это не значит, что вы можете отправить вашего торговца на другой конец света. На дальность влияет... "дальность".
Теперь о самой торговле.
Вы можете поставить купца на торговый узел перенаправлять торговое влияние в другой узел, что увеличит общий доход с узла всех стран, чьи торговцы в нём находятся. Либо направить купца собирать прибыль. На добываемую с узла прибыль влияет торговое влияние.
Технологии.
На технологии расходуются очки правителя. Каждая из трёх технологий имеет своё направление, как, разумеется, и очки, требуемые для её изучения. Так, например, военные технологии нужны для открытия военных бонусов, а дипломатические для улучшений торговли, либо открытия нового флота.
На количество нужной для технологии очков правителя влияют технологическая группа, к которой относится страна, или временные проценты, получаемые за отставание в изучении науки, или, наоборот, в преуспевании. А так же некоторые бонусы, получаемые с определённых групп идей.
Идеи.
Группы идей открываются с изучением новых уровней административных технологий.
Подобно технологиям, группы идей делятся на три типа и изучение их расходует очки правителя. При изучении новой ветви идеи вносится очко в национальные идеи (Венецианские идеи, в данном случае).
Задания.
Нужны для получения престижа и продвижения в игре.
В заданиях есть пункт "национальные решения", в которых, при определённых условиях можно, например, создать русскую нацию из Московии, или Скандинавию, при объединении Дании, Норвегии и Швеции.
Бонусы внутренней политики доступны при изучении групп идей.
Стабильность и экспансия.
В этой вкладке можно уменьшить усталость от войны, которая негативно влияет на множество факторов, такие как время формирования армий и риск восстания. Можно повысить и саму стабильность за административные очки.
Также можно видеть в каких провинциях собираются восстания, управлять сверхрасширением и увидеть данные о колонизации.
Поподробнее о колонизации. В меню показано три фактора колонизации. Первый - дистанция. Дистанция влияет на то, как далеко ваш колонист может исследовать незаселённые земли от ближайшего вашего региона. Число это так же может увеличиваться науками. Второй пункт - ежегодный прирост поселенцев. Для того, чтобы полностью колонизировать регион вам надо, чтобы в городе было 1000 человек. Это стандартное число, и оно так же увеличивается науками. Третий пункт - административная эффективность. Это "мера того, насколько эффективно Ваша страна управляет захваченными территориями..."
Ещё для колонизации территории необходимо уничтожить всех находящихся на данный момент в нём туземцев. Если этого не делать, то они будут совершать набеги на ваше поселение и убивать народ. Делается это просто перемещением вашего отряда на нужный регион и выбором нужного пункта в меню армии.
Помимо базового прироста имеется некоторый шанс присоединения к вашему колониальному городу некоторого населения каждый месяц.
Религия.
Тут можно увидеть, в какой из ваших провинций главенствует иная религия, отличная от вашей и вы можете отправить в этот регион миссионера. Также показаны единицы терпимости к другим религиям и возможность сменить главную религию страны.
Католики могут голосовать за неизбранных кардиналов получая ежемесячно определённое количество влияния на Папу, тем самым получая влияние этих кардиналов, когда они таковыми станут. Если так получилось и ваша держава стала контролировать Папскую курию, вам будет доступен такой повод для войны, как крестовый поход. Вы можете призвать к нему против определённой державы, которая исповедует иную религию. В таком случае все католические страны будут иметь повод для войны с этой страной. Также Папа может отлучить католическую страну от церкви.
Для увеличения влияния на Папу можно стать защитников веры за 500 дукатов сроком на 24 месяца. Но если у вас имеется меньше престижа, чем у другой страны, желающей быть защитником веры, то сей титул с вас спадёт. Также вы потеряете этот титул, если нападёте на страну, исповедующую ту же религию, что и вы, или при смерти вашего правителя. Также это даст дополнительного миссионера и повысит боевой дух вашей армии, но повысит кол-во нужных для изучения наук очков.
У православных стран есть Патриарх, увеличивать или уменьшать влияние которого вы можете при некоторых, довольно частых, событиях. Минусов в минимальном влиянии нет, но при 100% патриарх увеличит силу миссионеров, уменьшит риск восстания, на 33% увеличит кол-во рекрутов, но и уменьшит на 33% доход от налогов. Так что решайте сами.
Вообще, религий слишком много, чтобы каждую из них описывать. Можете сами всё увидеть.
Военное дело.
Здесь вы можете нанять генерала, который позволит вашей армии быть эффективнее при осаде или в сражениях, а так же выживать в условиях зимы, либо при той же осаде.
Можете изменить тип нанимаемых войск, который открывается при открытии новых военных технологий.
Можно увидеть различные модификаторы вашей армии, которые делают её эффективнее, и её пределы. Предел войск увеличивается от получения вами регионов.
Теперь о том, что значат значки. Первое - стоимость в дукатах за один отряд (1000 человек). Потом боеспособность - прибавка к урону вашей армии. Огневая мощь, влияющая на урон от огня во время сражений. Мощь натиска, влияющая на урон в ближнем бою. И общее количество подразделений, имеющихся у вас. С флотом похоже. Стоимость, боеспособность, орудия, размер корабля (на что влияют, не знаю) и итог.
Автономии.
Здесь показаны ваши вассалы. Это ваши союзники, которые будут участвовать с вами в войнах, и будут помогать захватывать провинции от вашего имени. Они приносят ежемесячный доход, который зависит от формы правления или групп идей. Ещё видим доход от колоний, и общий, получаемый со всех колоний и вассалов доход. Вассалитет занимает одну из нескольких возможных дипломатических связей, поэтому нельзя брать себе огромное количество вассалов. Можно, конечно, но тогда вы не сможете изучать дипломатические науки.
Фракции.
Фракции доступны торговым республикам. Влияние их можно повысить либо при помощи очков правителя, либо же оно повысится само, при выборе правителя. Дают фракции различные бонусы, которые помогут вам в определённых случаях. Хотя фракции расположены наоборот, относительно административных очков. Так, аристократы дают военные бонусы, а гильдии административные.
Достижения.
Достижения можно получать только в одиночной игре при отсутствии каких-либо плагинов в режиме Ironman. Есть множество различных по сложности достижений, такие как захват ВСЕГО мира, либо захват одной ничтожной провинции.
Ну вот, в общем-то, и всё. Вроде ничего не забыл. Спасибо за прочтение, надеюсь, кому-то эта статья поможет разобраться в игре, а кого-то толкнёт на её покупку.
Введение
данное руководство является вольным
(и ужасно корявым) переводом. Оригинал
.
Буду рад любым комментариям с советами по содержанию/форматированию.
Критика приветствуется, однако злобные комментарии без адекватных доводов будут удалены.
*Жанр 4Х - видео и настольные игры, где игрок контролирует империю (королевство, герцогство, ханство и другие) и "исследует", "расширяется", "использует" и "уничтожает" (eX plore, eX pand, eX ploit, eX terminate)
Абсолютный новичок
Europa Universalis IV (EU4, Европка) - это игра, где Вы, как упоминалось ранее, исследуете, расширяетесь, используете и уничтожаете. Но прежде чем Вы начнете это делать, Вам лучше узнать основы игры. Хорошо, что Вы читаете это руководство, потому что Европка может быть устрашающим вызовом. Самая важная вещь это понять, что Вы играете за постоянного лидера страны, чей народ и армия будут следовать каждому приказу. Пока Ваша страна существует, Вы можете продолжать играть вплоть до 1821 года.
Europa Universalis IV - это огромная стратегия, которая отнесет Вас в потрясающее путешествие по альтернативной истории Земли. Игрок контролирует страну с армией, флотом (если есть выход к морю), военачальниками и специалистами в ее расположении. Хотя в начале игры все границы и события исторически верны, сразу же после того, как Вы снимете игру с паузы, Вы начнете путь по альтернативной истории, где игроки смогут влиять на судьбы наций.
Геймплей игры не сосредоточен на одном персонаже, как в Crusader Kings II . Главы государств будут стареть и умирать, а их наследники, если таковые имеются, взойдут на трон. Игроки являются абстрактными/отвлеченными управляющими страны, и они могут делать что угодно со своей страной до конца игры 2 января 1821 года. Во время партии игрок должен убедиться, что его страна не будет уничтожена или захвачена, так как это ведет к завершению игры.
В игре нет определенных условий для победы, хотя в правом верхнем углу экрана есть счет, показывающий кол-во набранных очков и место в рейтинге. Игроку предоставлена полная свобода выбора, в каком направлении влиять на историю своей страны. Игрок может взять маленькую страну, состоящей из одной провинции, и превратить ее в огромную всеразрушающую империю; или же взять огромную страну и спровоцировать ее распад с многочисленными предшествующими событиями.
Как работает игра?
Подобно напряженной партии в шахматы, Paradox Interactive хотели, чтобы равновесие в игре и тактические решения игрока были увлекательной частью игры. Важная часть игры это наблюдение за каждой шестеренкой огромной механизма страны. Игрока можно представить в виде кукловода с державой под руководством его пальцев.
Чем игра не является
Это не ролевая игра. Здесь не будет разговоров по душам с Вашими советниками, и Вы не сможете увидеть других правителей, желающих ударить Вас в лицо поговорить с Вами. Хотя в игре есть династические браки и унии, они представляют чисто абстрактный характер. Не ждите романтических эпизодов.
Это не симулятор боевых действий. Хотя в игре есть панель боя, где можно увидеть как Ваши войска атакуют врага, Вы не сможете управлять ими. Игра сфокусирована на стратегически правильных решениях, а не на ведении боев.
Это не пошаговая игра. Время проходит с одинаковой для всех держав. Однако, так как игра может быть остановлена и скорость течения времени может быть изменена, это не стратегия в режиме реального времени.
Это не быстрая игра. Даже если максимально ускорить скорость течения времени, игры, начатые в 1444 году и законченные в 1821, длятся 12 часов. Это не та игра, если вы хотите пройти ее за десять минут и выиграть.
Это не игра из серии Civiliation. Много игроков незнакомых с играми серии Парадоксов зачастую сравнивают их с играми Civilization. Но это не тот случай. Единственное сходство игр это то, что вы играете за доброжелательных (или нет) людей, которые контролируют судьбы тех, кого Вы выбираете, но на этом сходства заканчиваются. Обе игры хороши по-своему, и каждому они нравятся по разным причинам, но сравнивать их бессмысленно.
Начинающий Paradox
Одиночная или многопользовательская?
Если Вы никогда не играли в игру, подобную этой, или даже если вы закаленный игрок EU3, все равно рекомендуется пройти туториалы, чтобы ознакомится с основными чертами игры, как война или экономика, и с нововведениями EU4.
Выбор страны
Хорошим выбором будут Кастилия или Португалия (прим. от авт.: не советую Португалию - Франция или Оттоманы). Обе находятся на краю Европы, и даже если они попадут в отдаленную войну, их огромный флот сможет защитить их родные провинции.
Страны для первой партии
Управление государством
Территории и армии
В Вашей стране всегда будет столица. Нахождение столиц часто совпадает с современными: Лондон - столица Англии и так далее. Также у страны есть торговая столица, но она часто находится в самой столице.
Вы можете заметить маленькие фигурки в Вашей стране, как 3D солдатиков или 3D кораблики. Это юниты, с помощью которых Вы будете вести войны. У Ваших соседей тоже есть похожие. Чтобы создать юниты, Вам потребуется время, поэтому всегда готовьтесь к войне заранее (или всегда). Если Вы зайдете в меню, в котором Вы недавно были, и нажмете на вкладку Армий, то Вы сможете увидеть, сколько у Вас есть наземных и морских сил и какой у Вас лимит таковых. Лимит обозначает максимальное кол-во юнитов, которых Вы можете иметь без дополнительной платы. Каждый превышающий лимит юнит будет стоить все больше и больше. Вы можете нажать на юнит, чтобы выбрать его, или выделить территорию (нажать и держать), чтобы выбрать несколько юнитов.
Движение юнитов в дружелюбную провинцию обозначается желтой стрелкой. Движение во вражескую или осажденную - красной. Если Вы оставите юнит выделенным, пока он движется, Вы увидите индикатор продвижения из одной провинции в другую. Вы можете отменить продвижение в другую провинцию, пока юниты не прошли половину пути. От отмены приказа ничего страшного не произойдет, кроме того, что, если Вы захотите опять пойти в ту провинцию, то Вам придется начинать все сначала. Движение может приносить другие эффекты. Например, истощение из-за нехватки продовольствия в провинции, холодов или из-за нахождения на вражеской территории.
Другие страны
Новичок в Europa Universalis IV
Основные советы
Перед стартом партии
За какую страну играть?
В общем, лучше брать страну побольше, у Вас будет больше денег, армии и флота. У Вас также есть больше стратегических решений, с которыми можно поиграть без страха перед ошибками. Если Вы проиграете войну (а в первой игре многие так делают), то потеря нескольких провинций не будет катастрофой.
Перед началом игры, игра предлагает страны на выбор. По мнению разработчиков, они являются наиболее интересными на момент начала игры. После того, как Вы освоите игру, Вы можете вернуться и начать игру за мелкую страну. А пока - играйте большой.
Даже сузив круг выбора наций до больших стран, их все равно много. Хотите ли Вы начать игру за страну без флота (чтобы не беспокоиться о механике флота) или же за морскую державу? Заметьте, что некоторые страны уже воюют или готовы начать войну.
Какой сценарий я должен выбрать?
Руководство
Дневники разработчиков
Всплывающие подсказки
Подсказки во время игры
Часто задаваемые вопросы
Почему я теряю деньги, и что будет, когда я уйду в минус?
Проверьте лимит Вашей армии, который показан в левой части вкладки Армии. Если Ваш лимит превышен, то юниты, которые были сформированы сверх лимита, будут стоить намного дороже. Распустите эти юниты.
Однажды, даже эти способы сокращения убыли не смогут Вам помочь, и Ваша казна опустеет. Вы будете должны. Если у Вас минусовой баланс к концу месяца, то игра автоматически возьмет заем. Вы должны будете выплатить заем с процентами через пять лет. Если Вы не сможете этого сделать, то дата выплаты будет отсрочена, но процент возврата повыситься. Ничего страшного, если Вы взяли 1-2 займа, даже если это для того, чтобы нанять наемников. Тем не менее, брать несколько займов может быть непосильным. В отдельных случаях, страну могут объявить банкротом.
После войны, распустите всех Ваших наемников и солдат, которые превышают лимит Вашей армии, и снизьте содержание Вашей армии. Но не забудьте поставить содержание армии на максимум, чтобы солдаты были готовы морально к следующей войне!
Как и зачем строить колонии?
Как управлять торговлей, зачем оно мне, как захватить больше торговых точек?
У вас всегда будет торговый узел, в котором расположена Ваша столица (или торговая столица), Ваш домашний торговый узел будет лучшим местом для сбора денег, так как в этом узле не будет штрафов. В начале игры полезно поставить торговца в торговые узлы, которые собирают много денег и находятся в пределах Вашей страны. Если у Вас есть более, чем один торговец, отправьте второго в торговый узел, где у Вас есть провинции, чтобы он передавал торговое влияния к Вам в столицу.
Если это прибрежный узел, назначьте легкие суда, которые бы патрулировали торговый узел, из которого Вы передаете влияния в столицу. Каждый корабль будет помогать переправлять торговлю. Просто постройте легкие суда, объедините их, нажмите на кнопку (с монетками) и найдите торговый узел, который Вы хотели бы защитить. Если навести мышь на возможные торговые узлы, то Вы узнаете, на сколько Вы сможете увеличить свой доход, а открыв режим Торговли на карте, Вы увидите, где находятся торговые узлы.
Если Вы не обладаете грандиозным флотом, то Вы можете отметить галочкой "Пойти домом в случае войны", чтобы Ваш флот нашел ближайший дружеский порт, чтобы спастись от вражеского флота. Когда война закончится, Ваш флот продолжит патрулирование торговых узлов.
Каждая провинция, в которой находится торговый узел, увеличивает Вашу торговую мощь. В режиме Торговли Вы сможете увидеть провинции с иконками над ними. Это те места, куда течет/вытекает торговля. Поэтому, если Вы не знаете, какие провинции взят после войны, то эти провинции будут очень полезны.
Я воюю! Как мне победить?
В общем, старайтесь найти хороших союзников, которые не часто начинают войны и не будут звать Вас в свои проигранные войны.
Я воюю со страной, которая намного больше меня. Что делать?
Как уменьшить шансы нападения?
Часто задаваемые вопросы (продолжение)
Как вырастить большую страну из маленькой?
Что мне делать с Очками Монарха?
Административные очки: используются для административных технологий, идей, государственных зданий и экономики.
Дипломатические очки: используются для дипломатических технологий, идей, морских зданий и торговли. Они также тратятся, когда страна хочет заключить мирный договор.
Военные очки: используются, чтобы строить военные здания и крепости, а также для военных технологий и идей и военачальников.
Как заработать дукаты?
Что такое СРИ и зачем оно мне?
Представляем вам список всех актуальных кодов, с помощью которых можно получить огромный набор преимуществ. Получение поводов для войны, групп идей, ресурсов в провинциях и многое другое в Европе Универсалис 4.
Читы в этой игре делятся на две категории. Первый тип – это обычные консольные команды. Вводите некоторую комбинацию в Europa Universalis 4, жмёте Enter и эффект моментально применяется.
Второй тип кодов – это события (events). Дело в том, что в Европе Универсалис 4 есть большое количество различных внутриигровых событий, многие из которых дают очень весомые эффекты, поэтому используются в качестве читов. Подробнее о командах такого типа можно узнать на посвященным им страницах.
Кроме того, некоторые команды в Europa Universalis 4 являются переключателями, то есть повторным введением их эффект можно отменить. По наличию пометки вы можете распознать такие коды для Европы Универсалис 4 в таблице.
Все коды прописываются с помощью консоли в Европе Универсалис 4. Чтобы открыть её и начать вводить читы, во время игры в Europa Universalis 4 при английской раскладке нажмите ~ (тильда). Если консоль не открывается - переключите раскладку клавиатуры, скорее всего у вас стоит русский язык.
Вводимый код | Результат выполнения |
---|---|
debug_mode | Включение данного режима позволяет при наведении курсором на провинцию узнать её идентификатор (ID) и тег страны владельца. Упрощает использование ряда других команд в Европе Универсалис 4 |
date [гггг.мм.дд] | Устанавливает текущую внутриигровую дату |
die (kill) [страна] | Осуществляет смерть монарха в указанном государстве |
add_heir [страна] | Добавляет наследника в выбранную страну |
kill_heir [страна] | Смерть наследника в указанном государстве |
siege | Чит-код на завершение осады в выбранной провинции в пользу осаждающих в Europa Universalis 4 |
annex [страна] | Начать процесс аннексии (присоединения) указанной страны. Оно должно быть вашим вассалом |
integrate [страна] | Начать процесс интеграции выбранного государства. Оно должно быть вашим младшим партнером в унии |
vassalize [страна] | Делает указанную страну вашим вассалом в Европе Универсалис 4 |
discover [страна] | Делает столицу выбранного государства видимой для вас |
winwars | Максимум очков преимущества во всех ведущихся вашей страной войнах |
kill_cardinal | Чит-код вызывает смерть кардинала в Europa Universalis 4 |
cash [число] | Добавляет вам выбранное количество денег |
population [число] | Добавляет в указанную провинцию некоторое количество населения |
setmissionaryprogress [число] | Устанавливает процент прогресса обращения выбранной провинции в другую веру в Европе Универсалис 4 |
manpower [число] | Добавляет вашей стране рекрутов. Без ввода значения даёт 50000, а если ввести число, оно умножается на 1000 |
add_natives [число] | Добавляет в указанную провинцию некоторое количество аборигенов |
add_reformlevel [число] | Чит-код добавляет уровень реформ для Священной Римской империи в Europa Universalis 4 |
add_opinion [страна] | Улучшает отношения с выбранным государством |
add_pi [страна] | Добавляет указанной стране очки влияния на Папу Римского |
add_pa [страна] | Добавляет выбранному государству авторитет патриарха в Европе Универсалис 4 |
add/remove_cb [страна] | Позволяет добавлять или удалять желаемые поводы для войны против любых нужных стран. |
tag [страна] | Переключает управление на выбранное государство |
remove_defender_faith | Чит-код удаляет защитника для той религии, к которой принадлежит страна игрока в Europa Universalis 4 |
add_missionary [страна] | Добавляет указанному государству дополнительного миссионера |
add_colonist [страна] | Добавляет выбранной стране дополнительного колониста в Европе Универсалис 4 |
add_idea_group | Позволяет открывать для вашего государства любые группы идей из доступных. |
powerpoints [число] | Даёт очки монарха всех трёх типов. Без указания числа повысит до максимума |
adm [число] | Даёт административные очки. Без указания числа повысит до максимума |
dip [число] | Чит-код даёт дипломатические очки в Europa Universalis 4. Без указания числа повысит до максимума |
mil [число] | Даёт военные очки. Без указания числа повысит до максимума |
piety [число] | Даёт очки благочестия. Без указания числа повысит до максимума |
stability [число] | Даёт очки стабильности. Без указания числа повысит до максимума |
imperial_authority [число] | Повышает имперский авторитет в Европе Универсалис 4 на указанное количество очков |
prestige [число] | Добавляет государству игрока выбранное количество престижа |
fow/debug_fow | Чит-код убирает туман войны для выбранной провинции в Europa Universalis 4 либо для всего мира, если её не указать |
ti/debug_ti | Открывает для вас все неиследованные земли |
revolt | Позволяет вызвать восстание в указанной провинции |
pirate | Вызывает появление пиратов в указанной провинции в Европе Универсалис 4 |
legitimacy [число] | Устанавливает легитимность вашего правителя на выбранное значение |
own | Делает вас обладателем указанной провинции |
controll | Чит-код делает указанную провинцию в Europa Universalis 4 подконтрольной вам (как если бы вы оккупировали её) |
Кроме того, в Европе Универсалис 4 вы можете ввести в консоль код help, чтобы вывести все доступные команды. Если ввести help [имя команды], будет выведена вся информация, связанная с указанным читом. Это позволяет уточнить, как использовать определенную команду, не сворачивая игру.
Возможности схитрить в этой игре не ограничиваются вышеперечисленным списком команд. Предлагаем вашему вниманию ещё несколько наборов кодов и прочих вариантов получения преимуществ в игре Европе Универсалис 4.
Формы правления, улучшение любых аспектов страны и многое другое . Читы на события помогут с технологиями, традициями, налогами, военной силой и другими составляющими государств в Europa Universalis 4. .
Зачастую возникает ситуация, когда напасть хочется, но реальных причин для этого нет. Использование этих кодов позволит вам легко управлять поводами для войны в Европе Универсалис 4, добавляя и удаляя их. .
Одной из ключевых механик Europa Universalis 4 являются национальные идеи . Поскольку они предлагают сильные бонусы, многим игрокам хочется получить их все. В этом помогут команды на открытие групп идей. .