О, этот чудный мир, где я гоняюсь за бобами Берти Боттс, убиваю пауков и летаю на машине в “Гарри Поттере”. Эта увлекательная Вселенная ГТА, где можно толкнуть ногой проститутку и в один миг на асфальте появятся мигающие пачки долларов. В конце концов, этот интеллектуальный плацдарм, где ты задумчиво выбираешь между базукой и луком, отдавая оружие червякам, ведь от этого зависит твоя жизнь в Worms.
Все эти ощущения не близки современным детям. Как бы ни старались разработчики, как бы ни крутили цвета и графику дизайнеры игр – дети XXI века все равно будут играть в Minecraft. Игра, в которой все построено на восьмибитных кубиках: ни тебе реалистичных лиц, ни радио в машине, ни даже веток на деревьях. Плоско, одноцветно и страшно затягивающе. И многие родители смогут бросить камень в меня, воспевая оды “Майнкрафту”, как вселенной со своими правилами: строишь город с нуля, добываешь дерево и камень для кирпича, ищешь воду. Но знают ли эти родители, что уже в 2015 году прохождение игры Minecraft набрало около 4 миллиардов просмотров? То есть больше половины мирового населения бездумно смотрят в экран, в то время как другая половина играет в игру из кирпичей и снимает это на видео.
Все дело в том, что от игры до ненависти действительно один шаг. Безобидная попытка отстроить свою страну из подручных средств очень быстро превращается в бесконечный просмотр туториалов, летсплеев и гонку за модами. Для родителей, кому непонятны последние слова, поясню: моды – это улучшения, которые дети добавляют в свою игру через программерские лазейки.
Другими словами, раньше мы могли ввести пароль на бесконечные деньги в “Героях меча и магии”, а теперь это делают наши дети. Только в десятки, сотни раз больше. Они закачивают миллионы нескончаемых ресурсов, добавляют новые измерения, ужасных и злых человечков, включают электричество и запускают лифты. И в итоге благородная цель «постройки с нуля» теряет свою ценность. Игра превращается в догонялки за модами.
Дети прожигают часы в YouTube, наблюдая, как другие играют, скачивают моды и обходят правила. Фантазия и терпеливое пространственное мышление летят в бездну просмотров в социальных сетях, как и родительский кошелек (ведь моды не всегда достаются бесплатно). Сюда же добавляем мат, который используют дети в видео, и агрессивное превосходство – безобидные “дітки” закачивают в пиратскую версию человечков, которых можно убивать и бездумно бить топором. И эта бесконечная карусель может длиться до тех пор, пока родители не выключат свет своим надзирательским рубильником.
Кто-то может сказать, что это все выдумки сепаратистов. На этот счет уже давно существует исследование китайской стороны, во время которого ученые наблюдали за мозгом 18 студентов (МРТ нам в помощь). Все подопытные беспрерывно играли на протяжении 10 часов. По сравнению со второй группой, которой отводилось всего 2 часа на геймерство, у первых в мозгу было обнаружено намного меньше серого вещества. То есть уменьшенная способность рассуждать и анализировать информацию.
Если углубиться в тему Minecraft, то можно заметить, что это абсолютно монотонное и не требующее особых навыков занятие (если, конечно, ты не накачал кучу пиратских модов, о которых говорилось ранее). Игра никак не связана с творчеством, как минимум потому что в ней нет четкого финала, выигрыша или Босса, которого нужно одолеть в конце игры. Именно отсутствие конкретной миссии, которую нужно выполнить, убивает всю надежду на развитие каких-либо навыков у ребенка.
Итак, с вопросом «Кто виноват?» все понятно. Остается извечный родительский вопрос «Что делать?». Тут можно выделить три типа людей – основателей семьи:
Родители, которые предпочитают не замечать проблемы и просто ограничивать время «втыка» в компьютер ради приличия. Как правило, именно тут появляются проблемы с неуравновешенностью детей, игрозависимостью и враньем (например, дети любят «случайно» оплатить новые моды с родительской карты).
Люди, которые убирают напрочь любые виды гаджетов и устройств с интернетом. Результат один из двух: либо ваше дитя увлечется шахматами, конными прогулками и постройкой халабуд. Либо же компьютерный детокс сыграет злую шутку с ребенком, и он начнет искать любую возможность «дорваться» до запретного плода (играть у друзей, играть по ночам, обманывать и биться в истерике). Сюда же можно отнести и вариант «принесешь пятерку – дам планшет». Потому что ребенок, выполняя задание по математике, будет думать не о примерах, а об игре, в которую он сможет поиграть, как только его учебное рабство окончится. На материнских форумах я прочитала множество страшных историй о том, как ребенок бился головой о стену, когда у него не получалось выучить стих. На вопрос «Что случилось?» ребенок отвечал, что если он не выучит злосчастный стих, то не сможет поиграть. А запомнить такой длинный стих просто невозможно (тут мы вспоминаем про серое вещество).
Самый оптимальный вариант – доверительный контроль. Штука с «доверяй, но проверяй» не зря обошла все советские и постсоветские семейные советы. В конце концов, именно доверительные отношения с вашим ребенком могут обеспечить достойную старость родителям и антизависимую от игр молодость детям. Отслеживайте моды, контролируйте количество времени, проведенного в YouTube, покупайте новые игры, которые могут не только занять ваше дитя, но и научить чему-то. И помните: помимо вашей домашней игрозапрещенки, его ждет страшный и жестокий мир детей, которым все еще разрешают бесконечно играть и пользоваться гаджетами. Узнав о том, что ваше чадо «наказано», эти отпрыски игромании обязательно выстрелят в эту и без того ахиллесову пяту малыша. Нельзя отрицать присутствие электронных друзей у вашего ребенка, а вот дозировать – обязательно.
Эх, вернуть бы Sims, поженить бы соседей друг на друге и переклеить бы обои на самые дорогие – вот это счастье! А то кирпичи да кирпичи.
Читайте нас у
Telegram
При входе в мир Майнкрафта геймер получает доступ к базовому персонажу. Это Стив. Он обладает минимальными умениями, но его можно прокачать до крутого героя или заменить на более сильную версию. В зависимости от того, какой выберет Стив режим прохождения, он получит возможность создавать, строить, гулять, летать, сражаться.
В проекте предусмотрено 4 основных режима:
На сайте представлены лучшие бесплатные коллекции для игр онлайн. Топ возглавляют:
С каждой версией и разработкой геймерам открываются все новые возможности, скины, моды, карты, что делает вселенную круче и интереснее.
Так получилось, что моё отношение к воспитанию детей (а кого ещё воспитывать, не взрослых же) всегда опиралось на гуманизм, граничащий с попустительством. Ещё в юности, преподавая английский подросткам в частной школе и своим ровесникам в медицинском колледже, каждого подопечного я воспринимала как целую вселенную со своими неповторимыми законами, жизненными обстоятельствами, возможностями и талантами. Эту особенность мировоззрения молодой учительницы ученики быстро пронюхали и, конечно, порой бессовестно ею пользовались - рассказывая удивительные истории о невыполненном домашнем задании и заставляя меня сползать от хохота под учительский стол.
Конечно, со временем моя гуманистическая горячка, не до конца осмысленная в юности, слегка поблекла - я стала понимать, что людям, помимо свободы воли и выбора необходимы правила, границы, ритуалы, стабильность и фундамент. Детям - ещё больше.
Тем не менее, я считала и по сей день считаю себя не вправе создавать вокруг ребёнка тепличные условия, стараясь не жизнь близких окружающих адаптировать под растущего человека, а растущему человеку помогать освоиться в окружающем мире. Это не вопрос дисциплины и не попытка вырастить «удобного» для социума ребёнка - тихого и всегда послушного (в чём нет, конечно, ничего плохого, но я таких только на открытках советских видела). Границы и правила нужны не для того, чтобы ребёнка не было заметно, а чтобы ему было проще освоиться в мире людей.
Скажем, правило «дослушай, что тебе говорят, а потом высказывайся сам, так всем будет удобнее» я считаю оправданным, а «я взрослый, я лучше знаю, а ты молчи» - мракобесным. Проводить границы нужно в целях обережения и предупреждения, а не в целях запрещения.
Кадр из к/ф «Стена», 1982 г.
Те же правила всегда действовали и в отношении доступной информации. Вопрос «Откуда берутся дети?» - честный ответ в доступной форме, откуда, как и почему. Вопрос «Мама, а я тоже умру?» - честный утвердительный ответ и разговор про то, что жива остаётся память в наших родных, друзьях и потомках.
В общем, моя позиция в выращивании новых людей сводилась к двум основным факторам: стремление органично вписать ребёнка в повседневную жизнь семьи и стремление не ограничивать его доступ к тому, что не представляет опасности для его жизни и комфорта окружающих.
Эти два фактора повлияли на моё отношение к доступу растущего человека к цифровым развлечениям. Я, моя семья и мои друзья - современные люди, с юности активно пользующиеся и интересующиеся цифровыми технологиями, гаджетами и интернетом. Вскоре интернет стал местом моей работы; естественно, сын постоянно видел маму за экраном ноутбука, смартфона и планшета; привык к тому, что ответы на некоторые его вопросы я ищу в Google; к тому, что мультфильмы можно посмотреть на YouTube; к тому, что на смартфоне можно поиграть в Cut The Rope. Я довольна тем, как происходило постепенное погружение сына в цифровую информационную среду и уверена, что у него сложилось для его возраста адекватное представление о сети - как о месте, где получают знания, и где можно найти при желании всё, что тебя интересует.
Свой смартфон у сына появился лет в 5 - достался ему старый папин телефон. Играл он на нём во все части Angry Birds (отличная игра для детей, которым не суждено гулять с рогаткой во дворе) и Bad Piggies (классная инженерная головоломка - я с уровнями не справлялась, а пятилетка - запросто). В лето перед поступлением в школу у него появился в арсенале Minecraft Pocket Edition. Я была даже рада - сколько раз я писала про эту игрушку прямо здесь, на Newtonew, и всё собиралась предложить её сыну, а тут как-то само получилось.
Minecraft - игра без преувеличений классная, почти мгновенно после выхода обросшая фанатской субкультурой. Я до сих пор не в состоянии понять, что в ней настолько привлекает детей старшего детсадовского и младшего школьного возраста. Если взрослые игроки вполне могут ностальгировать по восьмибитной графике и наслаждаться квадратным майнкрафтовским миром, то детям такая ностальгия неведома. Тем не менее, школьники младших и средних классов от неё без ума - достаточно посмотреть, сколько летсплеев снято и выложено на YouTube молодыми неиспорченными душами. Я пришла к выводу, что в Minecraft соединено всё, что в принципе отличает компьютерные игры от всех остальных видов развлечений:
Это прекрасные свойства, развивающие системное и стратегическое мышление, цифровую грамотность, навыки планирования и даже коммуникативные навыки. При нескольких условиях: вы сами знаете, как это всё работает, готовы потратить большое количество времени на познание игрового мира вместе с ребёнком и… не пользуетесь мобильной версией игры.
Именно Minecraft Pocket Edition, официальное мобильное приложение Minecraft, привело к тревожным последствиям.
Minecraft у нас был установлен и на домашнем свободном ноутбуке, никому толком не принадлежащем, и поэтому перешедшем во владение сына - на стареньком макбуке (в этом случае важна именно Mac OS) Антон запускал любимую игрушку, сам искал туториалы, смотрел летсплеи на YouTube. Всё, что он смотрел, я тщательно контролировала, поскольку он сёрфил через мой активный Google-аккаунт. Та версия Minecraft, в которую играл Антон на макбуке, и стиль его игры вызывали у меня только одобрение - он обучался простым командам в терминале, находил новые блоки, самостоятельно учился с ними обращаться, изучал возможности мира.
А вот стиль его игры на смартфоне я конструктивным назвать не могла. Тут нужно сказать об одной вещи: есть огромная теневая отрасль, обслуживающая Minecraft - модификации, или попросту «моды». Мод - это файл с кодом, меняющий оригинальное содержание игры. Они могут добавлять новые функции, например, дают возможность проигрывать свою музыку на фоне или добавляют в игру электричество, лифты или новые измерения; могут изменять внешний вид, например, менять текстуры; а могут серьёзно влиять на весь ход игры, давая лазейку для читов - например, давать неограниченное количество ресурсов. Моды официально не поддерживаются производителем, но есть огромное количество лаунчеров, позволяющих устанавливать и запускать моды. Очень легко это делается в Minecraft под Windows и в мобильной версии Minecraft.
Целая индустрия на этих модах построена, миллионы просмотров.
Моды при умелом обращении могут очень обогатить игровой опыт, усложнить и разнообразить игру; но, к сожалению, возможность лёгкой наживы оказывается гораздо более привлекательной. Как установить моды на Mac OS, Антон не догадался, но ведь у него была и мобильная версия!
В общем, всё, во что превратилась игра Антона на смартфоне - это поиск, отсмотр и тестирование десятков разных модов. Оказалась забыта основная цель игры - развитие собственного мира. Не у дел остались фантазия, пространственное мышление, терпение, необходимое для сбора ресурсов.
Всё это заменилось бездумной гонкой за новыми модами, их обновлениями, короткой радостью от визуальных плюшечек и огромного количества ресурсов и быстрым разочарованием от каждого приобретения - то, чего ты не заработал сам, скоро надоедает.
И взрослому будет сложно себя остановить, если он окажется в гигантском гипермаркете, где всего много и всё бесплатно - только протяни руку и бери. Конфет? Сколько хочешь. Нежнейшего паштета? Да вот, черпай прямо отсюда. Лимонада? Круассанов? Салата «Цезарь»? Представьте себя в таком месте. Велик соблазн объесться, потом страдать от несварения, потом корить себя за слабость духа и обещать себе, что больше никогда, но… Но вот снова неоновая вывеска этого гипермаркета, и вы снова не можете сдержаться, и снова потом злитесь на самого себя.
Детям контролировать свои желания ещё труднее. И так же в них растёт раздражение от незаслуженно полученного, только не отдают они себе отчёта в причине своих негативных эмоций.
Через пару месяцев такой вот «игры» в Minecraft я получила капризного, апатичного, нервного ребёнка. Ещё немного, и он стал бы похож на вот этот каноничный пример:
Пришлось поступить резко. В зимние каникулы, после недели горных лыж и чтения книг из маминого детства в бабушкином доме, Антон не обнаружил на привычном месте своего смартфона.
Мам, а где телефон?
- Его временно нет с нами, пока мы оба с тобой не поймём, что тебе интересно, кроме модов для Minecraft.
И знаете, что? Этого объяснения, короткого и честного, оказалось достаточно. Порой мы вместе проверяем официальный сайт, чтобы посмотреть, не вышло ли обновление игры (а не модов!). Доступ к ноутбуку я не ограничивала, в десктопную версию Minecraft, которая мне нравится, он играет на выходных. Прочитана вся домашняя библиотека детских книг. Антон больше не зависит от зарядного устройства, а утро не начинается со слов «Я только ещё вот этот мод установлю, и буду одеваться».
И всё же я не теряю свою веру в видеоигры и считаю, что в школе им - самое место. Ведь игры в школе - это по умолчанию лицензионные версии без простой возможности обхода и надзор взрослого человека. Тем более, есть удачные примеры и эксперименты - , норвежский учитель, или вот даже в российских школах .