Познаем компьютер вместе

Краткое содержание: Ребенок учится говорить. Отставание речевого развития. Если ребенок не начинает говорить. Как помочь ребенку заговорить. Упражнения и игры для развития речи у детей.

Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост - уже давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Причем овладение речью имеет характер "взрыва".

Молчавший до этого малыш вдруг заговорил, да так, что остановить его невозможно. Некоторые ученые считают, что такая внезапность в овладении речью связана с тем, что дети в полтора года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет свое название, которое можно узнать у взрослого. Бесконечные вопросы ребенка "это что?", казалось бы, подтверждают данное мнение. Но думать, что годовалый малыш способен открыть всеобщий закон - это значит сильно преувеличивать интеллектуальную мощь детей. Ни один ребенок не способен осознать в столь юном возрасте знаковую функцию слов, не владея речью. И все же скорость, с которой расширяется запас слов младенца, поразительна.

Вместе с тем определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Дело в том, что по времени появления речи и по объему своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 110-115 слов, а бывают случаи, когда и до двух с половиной лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.

Столь существенные индивидуальные различия не позволяют установить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже не раз психологи пытались точно определить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Однако все эти попытки пока ничем не закончились, потому что между детьми от 1 года до 2 лет слишком большие различия. Чтобы как-то преодолеть эту трудность, ученые попытались подсчитать минимальный и максимальный словарь ребенка для каждого возраста. Оказалось, что и между этими величинами существуют огромные различия. Например, в 1 год и 3 месяца минимальный словарь ребенка - всего 4-5 слов, а максимальный - 232 (!). При этом среди обследованных детей не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого.

Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (т. е. понимание речи) и активное (т. е. говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Уже в 10-12 месяцев дети обычно понимают названия многих предметов и действий. Всем известны знаменитые детские игры в "Сороку-ворону" или "Козу". "Все понимает, - удивляются растроганные родители, - а сказать ничего не может". Действительно, до определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, хорошо понимая все, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова - либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И все-таки при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается.

Обычно у таких детей переход к активной речи происходит резко и неожиданно. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. Бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто начал говорить в 10 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего 2-3 слова. Если малыш понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, рано или поздно он заговорит. А вот как рано или насколько поздно - во многом зависит от вас.

Рассмотрим, как могут родители помочь ребенку заговорить.

Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого - малыши запоминают слова взрослых, повторяют их и таким образом усваивают речь. "Скажи мама, скажи ляля, скажи ложка", - просят родители малыша и ждут от него соответствующих звуков. К их великой радости, многие малыши уже в 10-12 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные простые слова. Подражание действительно имеет место при овладении речью (ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители). Однако оно не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его самостоятельно. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка.

В то же время очевидно, что первые слова возникают только в общении со взрослым. Но взаимодействие взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков. Слово - это прежде всего знак, т. е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то обозначаемый им предмет, т. е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с малышом и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. Если же мама играет с младенцем в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает наличие двух главных условий: 1) потребность в общении со взрослым и 2) потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым или содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет, а следовательно, произнести свое слово. Таким образом, главное - это не просто говорить, но играть с ребенком; разговаривать не просто так, а по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно играть вместе.

В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком речевую задачу , которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определенное слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально-исторической природы (каким всегда является слово) для воздействия на окружающих.

Суть речевой задачи заключается в том, чтобы побудить ребенка к активному использованию определенного слова в качестве единственно правильного средства воздействия. Первоначально у малыша нет никакой потребности назвать предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и научить его этому может только взрослый.

В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.

На первом этапе таким центром является предмет . Малыш тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями. В некоторых случаях, когда он не получает желанный предмет, эти проявления перерастают в гнев и даже в плач. Однако у большинства детей центр внимания постепенно сдвигается на взрослого.

На втором этапе центром ситуации становится взрослый . Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение ("дай-дай-дай") и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако если взрослый "не сдается" и ждет нужного слова, ребенок наконец пробует его произнести.

На третьем этапе центром ситуации выступает именно слово . Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредоточивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание "говорящих", шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и "видит" нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно проявляются первые попытки произнести слово.

Важно подчеркнуть, что малыш сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Он начинает понимать, что, для того чтобы обратиться к взрослому, нужно использовать конкретное слово, которое и становится средством обращения. Таким образом, восприятие и воспроизведение слова происходит, как мы уже говорили, на основе уже открытого смысла речевого общения и сотрудничества со взрослым. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут.

Полностью развернутым процесс порождения слова бывает только вначале. В последующем этот процесс свертывается, ребенок сразу переходит к произнесению нового слова, к его артикуляции. Вместе с тем важно подчеркнуть, что речевая задача, т. е. задача передать что-то словами, впервые ставится перед малышом именно взрослым. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он превращает слово в центр внимания ребенка.

Однако благополучным и своевременным появление речи бывает не всегда.

Почему заговорить бывает трудно

В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей 2-3 лет и, соответственно, способы их преодоления.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком. Уже давно бьют тревогу врачи, которые в силу своей профессии имеют дело с нарушениями речи и слуха в детском возрасте. Еще в середине 90-х годов прошлого века немецкий врач Манфред Хайнеманн при помощи новых методов обследования наткнулся на неожиданно большое количество детей 3,5-4 лет, нуждающихся в лечении. В среднем у 25% детей было обнаружено нарушение развития речи. А сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого - растущее число детей, "осчастливленных" собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые - от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.

Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие. Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия:

Включенность речи в активную деятельность ребенка;

Индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.

Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлично, кто и как произносит слова. Ведь только благодаря обращенному к нему слову он и может стать человеком в истинном смысле. Причем в первую очередь здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность. Все это может дать ребенку только близкий взрослый.

Однако иногда отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо осознавая значение автономной речи ребенка, вместе с тем не стимулируют у него обращения к нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу, угадывая малейшие его желания. Они хорошо понимают, что хочет сказать ребенок, и удовлетворяются его "детскими словами" типа "бу-бу", "нюка", "люка" и т.п. При этом и сами родители с удовольствием используют детские слова в разговоре с малышом, поскольку такой детский язык (его иногда называют языком мам и нянь) выражает особую нежность и умиление перед ребенком. Но этот язык уместен только для младенца, поскольку он еще не вникает в значение слов. После года, когда начинается интенсивное усвоение речи, "детские слова" могут стать серьезным препятствием для развития нормальной человеческой речи, и ребенок надолго застрянет на этом этапе, довольствуясь несколькими "детскими словами". Если малыш до 3-4 лет остается на стадии говорения исключительно "детских слов", то впоследствии в его речи возможны различные нарушения, связанные с неполным овладением звуками родного языка, заменой звуков, их смешением и др. В начальной школе такое неправильное произношение может вызвать грубые ошибки в письме, поскольку "как слышится, так и пишется".

Итак, основных причин застревания ребенка на стадии автономной детской речи две. Во-первых, это ситуации, когда окружающие близкие взрослые охотно используют в общении с ребенком тот самый детский язык, повторяя его звуки и предлагая аналогичные свои слова типа "бибика", "ням-ням", "пи-пи" и пр. Во-вторых, это случаи, когда родители и бабушки, хорошо понимая не только своеобразный язык ребенка, но и все его желания, угадывают их буквально с полуслова и полувзгляда. В таких условиях у ребенка не возникает никакой потребности в настоящих словах. Соответственно для преодоления подобных проблем необходимо неукоснительно соблюдать два правила.

1. Не заменять разговор с ребенком языком "мам и нянь", т. е. не говорить с ним с помощью различных "бу-бу" или "пи-пи". Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к их артикуляции и добиваясь от него внятного произношения.

2. "Не понимать" автономных слов и невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.

В этой связи вспоминается известный анекдот про мальчика, который до пяти лет молчал, и родители уже считали его глухонемым. Но вот однажды за завтраком он сказал, что каша недостаточно сладкая. Когда изумленные родители спросили малыша, почему же он до сих пор молчал, мальчик ответил, что раньше все было в порядке. Так вот, до тех пор, пока тебя понимают без слов, никакой необходимости в них нет, и поэтому можно молчать или объясняться нечленораздельными звуками.

Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в стремлении все делать самому: взрослый как партнер и как образец совершенно не нужен. Индивидуальные игры ребенка с предметами хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребенка. В таких условиях заглушается сама потребность малыша в общении со взрослыми: он перестает обращаться к ним, погружаясь в стереотипные действия с предметами. В результате задерживается психическое развитие ребенка вообще и речевое в частности.

В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа "Ку-ку" или "Сорока-ворона". Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию. Большое значение имеет и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Всем предметным действиям следует по возможности придать "человеческий" характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д.

Количество игрушек лучше сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например катать мячик. Если ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим партнером. Например, папа и мама могут катать друг другу мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них или присоединиться к этому занятию. Полезны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить бессмысленную беготню ребенка и привлечь его к содержательному общению.

Еще одной, достаточно распространенной сегодня проблемой является стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются, но, наоборот, опережают все возрастные сроки речевого развития. Ребенок в 1 год и 3 месяца вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности малыша кажутся безграничными. С ним постоянно разговаривают, его учат, ему рассказывают, ставят пластинки, читают книжки и т. д. И он все понимает, все с интересом слушает. Казалось бы, все идет прекрасно. Но вдруг такой ребенок начинает заикаться, трудно засыпает, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым и капризным.

Все это происходит потому, что слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, которая обрушивается на его голову. Ему трудно так быстро перестроиться и всего за несколько месяцев из младенца превратиться во взрослого человека. Повышенная возбудимость, ночные страхи, заикание свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку требуются отдых, свобода от лишних впечатлений (и прежде всего - речевых). Для того чтобы предотвратить развитие неврозов, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать его к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.

Итак, случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях необходимо обратиться к специалистам - логопеду, детскому психологу или невропатологу. Не забывайте, что речь - это один из главных показателей психического развития, поскольку в ней отражаются все достижения и проблемы маленького ребенка.

То мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

Развитие речи у дошкольников-сложный процесс, происходящий на протяжении нескольких лет, беря начало в некоторых своих аспектах у новорожденных и расширяя в свои тонкости в более старшем возрасте.

Значительные исследовательские усилия были сделаны, чтобы определить возраст, в котором речь достигает наиболее эффективного темпа развития.

Чаще всего, развитие речи описывается в терминах овладение фонемами (характерный звук элементы использованы для формирования слов и морфем в конкретном языке).

Мастерство этого вида обычно определяется правильной постановкой звучания (например, 50%, 75% или 100% правильного произношения).

А так как дети очень любят учиться в игровой деятельности, то и для развития речи нужно использовать разные игровые моменты.

Игра «Найди лишнее»

В этой игре могут принимать участие сколь угодно детей. Единственное, что потребуется – запас серий слов.

Например:

  • Худой, тощий, круглый, тонкий;
  • Высокий, злой, длинный, короткий;
  • Храбрый, толстый, отважный, смелый;
  • Мыло, зубная щетка, шампунь, огурец;
  • Береза, кружка, сосна, осина;
  • Мальчик, книга, девочка, дяденька;
  • Секунда, минута, поварешка, час;
  • Машина, огурец, картошка, помидор;
  • Красивый, прекрасный, зеленый, очаровательный;
  • Велосипед, автомобиль, мороженое, трамвай.

Игра «Длинный хвост»

Очень интересная игра, которая не просто позволит детям весело провести время, но и научит их сотрудничать при решении сложных задач.

Нужно каждому участнику раздать картинки с разными животными. Очень важно, чтобы эти животные имели хосты разной длины. Далее по команде ведущего дети как можно быстрее выстраиваются в шеренгу. У кого самый длинный хвост, встает самым первым и далее все становятся в порядке убывания длины хвоста.

Если ребятишек в группе много, то играть становится еще интереснее. Благодаря участию двух команд можно привнести в мероприятие соревновательный эффект. Каждая команда-участник должна выстроиться правильно, и побеждает та, что сделает это быстрее.

Самые маленькие тоже могут быть вовлечены в процесс. Например, пусть они из всех животных найдут того, у кого самый длинный (короткий) хвост. Либо пусть они просто называют животных по порядку в зависимости от длины хвостика.

Игра «Угадай, что звучит»

Игра «Выдели слово»

Для этой игры не потребуется использование никаких наглядных пособий, игрушек или предметов. Достаточно лишь просто собраться вместе и начать играть.

Воспитатель объясняет, что сейчас будет произносить разные слова. В некоторых из них будет встречаться «песня комарика» (звук з), в других – песня водички (звук с). Если один из этих звуков будет произнесен, то дети должны хлопнуть в ладоши.

Играть следует в два этапа: совместный и индивидуальный. Сначала лучше играть группой. Это позволит детям быстрее усвоить правила игры и вовлечься в игровой процесс.

Затем, когда каждый ребенок легко будет справляться с задачей, нужно приступить к индивидуальному этапу.

Преподаватель вызывает тех детей, кто испытывает трудности в произношении звуков з и с.

Игра «Подбери похожие слова»

Для этой игры не потребуется использование никаких наглядных пособий. Важно только собраться вместе и начать игровой процесс.

Сначала педагог объясняет правила игры и демонстрирует, как это делается. Он называет слово, а затем подбирает и называет еще одно слово, по звучанию похожее на первое.

Например, к слову «кошка» хорошо подойдет «ложка» . А для слова «ушки» подходящей парой будет слово «подушки».

Затем педагог предлагает детям принять участие в этой игре. Он называет знакомые простые слова и побуждает дошкольников подобрать близкие по звучанию парные.

Если у детей возникают трудности, воспитатель может делать простые подсказки.
Важно проследить, чтобы малыши верно подбирали слова, называли их четко, громко и внятно.

Игра «Угадай, где крУжки, а где кружкИ»

Для этой игры потребуются две детские кружечки и пара кружочков.

Сначала воспитатель показывает малышам «кружкИ», громко называет это слово и просить детей повторить. Потом он показывает им «крУжки», также громко произносит и просит детей повторить.

Процесс можно повторять, пока дошкольники не усвоят эти два слова.

Потом воспитатель ставит каждую кружку на кружок и спрашивает детей, что находится сверху, а что снизу. Дождавшись правильного ответа, педагог кладет на каждую кружку кружок и снова задает вопрос, что сверху, а что снизу. Игру продолжать, пока все не начнут с легкостью не справляются с заданием.

Важно проследить, чтобы дети не просто без ошибок указывали, какой предмет и где находится, но и отчетливо проговаривали слова с правильным использованием ударения.
Игра «Возьми игрушку»

Для этой игры понадобятся любые предметы, в названиях которых присутствует три — четыре слога. Например, крокодил, Дюймовочка, Чебурашка, Буратино.

Игра очень напоминает глухой телефон, но имеет некоторые особенности. Детей рассаживают полукругом.

На столике раскладываются все игрушки. Ведущий шепчет название одной из игрушки на ухо ближайшего малыша. Тот шепчет это название ближайшему ребенку.

Итак, слово передается от одного к другому до тех пор, пока его не услышит последний ребенок.

Он должен встать и отыскать игрушку, название которой услышал. Потом он берет игрушку в руки, показывает всем и громко ее называет.

Задача педагога заключается в том, чтобы следить за отчетливым и четким произношением всех слов, которые шепотом проговаривают дети.

Игра «Услышь и назови нужное слово»

Цель этой игры заключается в том, чтобы помочь детям развивать слуховое и фонематическое внимание.

Очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте умели слышать и произносить заданные звуки.

Дополнительный наглядный материал для игры не потребуется: достаточно лишь собрать детей рядом с воспитателем.
Педагог объясняет, что сейчас он будет зачитывать интересные детские стихотворения.

В этих стихах есть слова, в произношении которых встречается звук «С». Как только дети услышат такое слово, они должны хором громко и четко это слово произнести. Воспитатель зачитывает стих медленно, так чтобы детям было не сложно уловить звучание каждого отдельного слова.

Затем можно повторить это упражнение, подбирая разные буквы. Особое внимание следует уделить тем буквам, произношение которых нелегко дается некоторым детям.

Кто лучше слушает?

В игре принимают участие 2 ребенка. Остальные тоже присутствуют и внимательно наблюдают за ходом процесса. Их роль будет описана чуть ниже.

Два участника соревнования становятся спиной друг ко другу, так чтобы наблюдающие дети видели их обоих сбоку. Допустим, одного ребенка зовут Саша, а другую Маша.

Воспитатель объясняет, что сейчас он будет называть слова. В некоторых словах присутствует буква «ш». И если этот звук прозвучит, то Саша должен поднять руку. В других словах есть звук «ж».

Если прозвучит он, то руку должна поднять Маша. Если же в слове нет этих двух букв, то руку никто не поднимает.

Подумай, не торопись

Эта игра не только развивает речь, но и позволяет задействовать на максимальном уровне мыслительные способности детей, что способствует их общему умственному развитию и сообразительности.

Воспитатель предлагает детям решить несколько интересных заданий.

  1. Назови слово, первая буква которого такая же, что и последняя у слова «карапуз»;
  2. Назови птицу, в названии которой есть такой же звук, что является последним в слове «сор»;
  3. Назови слово, первая буква которого «к», а последняя «ш»;
  4. Какое слово получится, если к буквосочетанию «но» добавить всего один звук?
  5. Придумай предложение, в котором каждое слово начинается на букву «м»;
  6. Найди в этой комнате все предметы, в названии которых есть звук «у».

Игра «Назови последний звук в слове»

Для этой игры понадобится дополнительный наглядные материал.

Нужно подобрать картинки с разными предметами, животными и т.п.

Педагог демонстрирует группе детей одну картинку и спрашивает, что на ней изображено. После того, как был получен правильный ответ, нужно попросить детей назвать последний звук в этом слове.

При этом воспитатель внимательно следит за правильным произношением звуков. Особенно важно, чтобы дети умели произносить как твердые, так и мягкие согласные. Например, в слове дверь последним звуком является «рь», а не «р».

После того, как все картинки рассмотрены, воспитатель просит детей сложить их в две разные стопки. Одна стопка содержит картинки с последним мягким звуком. А вторая стопка с последним твердым звуком.

Игра «Первый звук»

Для игры потребуются любые предметы, игрушки или карточки с изображением чего-либо.

Воспитатель показывает предмет и просит, чтобы дети хором громко произнесли название этого предмета. Затем нужно попросить, чтобы дети произнесли первый звук, с которого начинается название предмета или игрушки.

Для того, чтобы разнообразить игровой процесс, можно также просить, чтобы дети по очереди произнесли первый звук имени того, кто стоит или сидит рядом.

Важно следить за тем, чтобы звуки произносились четко и правильно. Например, в слове «Вадик» первый звук звучит как «в», а не как «вэ».

Игра «Лавина слов»

Эта игра поможет развить не только речь ребенка, но также его память, внимание, умение группировать предметы и взаимодействовать с другими детьми.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть в игру «Лавина слов».

Начинает игру взрослый. Он говорит фразу «В корзину я положил яблоки…». А один из детей должен продолжить это предложение, назвав еще одно слово.

Только вот слово это должно обозначать предмет, который по смыслу хорошо сочетается с первым.

Например, к слову «яблоки» хорошо подходит любой другой фрукт: лимоны, апельсины, виноград и т.п. Но совсем не подойдет слово трактор или что-то в этом роде.

Сборник интерактивных игр «Начинаю говорить!» отлично подойдет для занятий с малышами, которые плохо или мало говорят. Также диск является полезным помощником специалистам, занимающимся с «неговорящими» детьми.

Веселые и добрые герои игр помогут ребенку начать говорить: повторять, подражать и произносить разные звуки и слова. В процессе игр также происходит работа над фонематическим слухом и развивается память и логическое мышление.

В набор входят 12 игр на:

  • развитие речевого слуха;
  • повторение простых звуков;
  • подражание голосам животных;
  • простые логические задания;
  • речевые и неречевые звуки.

Большинство игр содержит настройки, с помощью которых можно значительно расширить спектр занятия. Выбирая степень сложности игры, специалист сможет учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Тик-так-звуки

Даже двухлетнему малышу под силу произнести простые сочетания звуков – тик-так, динь-динь и т.п. Хорошая речь начинается с простых повторений. Главное, возвращаться к повторению этих звуков почаще!

Бедный Дракончик

Игра на соотнесения гласного звука и буквы. Звучит гласный, ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве. В настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками.

Бежит-лежит

Освоение глагольного словаря – важнейший двигатель развития речи. Наблюдая за персонажами игры и озвучивая их действия, ребенок учится осмысливать и понимать глаголы. Изображать увиденные на картинке движения – еще один веселый элемент этой игры для малышей.

Дикие животные

Как правило, первые осознанные звуки ребенок издает, подражая животным. Выбирайте в настройках настоящие или имитирующие звуки, слушайте и повторяйте. С такими животными ребенок быстро заквакает, а потом и заговорит.

Домашние животные

Это интерактивная картина с изображением домашних животных на ферме. Все животные озвучены. Игра подходит как для общения с малышами, так и для разговора со старшими дошкольниками. Главное – правильно сформулировать задачу. Дети могут «озвучить» животных, а могут назвать их детёнышей и то, чем они питаются.

Загадки звуков

Тот, кто хорошо различает звуки, как правило, быстро начинает говорить. В этой игре ребенок должен назвать все предметы и выбрать тот, который «прозвучал». Отличный слух гарантирован!

Игрозвуки

Освоение речи всегда начинается с повторения звуков, которые окружают малыша. Набор простых, веселых и эмоциональных звуков речи помогут детям научиться слушать и повторять за героями игры разные звуки.

Кто сказал МУ

Мышкин завтрак

Пришло время обеда. Задача малыша в этой игре – найти для каждого животного свою пищу. Для этого надо заранее познакомиться с тем, чем питаются звери и птицы. Игра поможет закрепить полученные знания.

Овощи-фрукты

Игра подойдет для малышей и для детей, изучающих лексическую тему «Овощи и фрукты». Необходимо не только соединять правильно половинки плодов, но и называть их.

Пожужжим

Чтобы проверить уровень звукопроизношения, можно предложить ребенку повторить слова, назвать картинки. А можно подражать звукам весёлых персонажей игры «Пожужжим». Такое упражнение позволит разговорить молчуна и станет первой ступенькой на пути к чистой речи.

Потерянный хвост

Наши звери и птицы потеряли свои хвосты! Любознательный малыш должен посмотреть на картинку и выбрать для каждого персонажа подходящий хвост. Развитие внимания начинается с простых игр!

В сети начали появляется видео где китайские девушки кричат во весь голос играя в игру . Сперва такое поведение оценивается как обычные нервы при неудачах в прохождении, но игра на столько просто смотрится и с первого взгляда в нее очень даже легко играть любому человеку. Но когда игра перекочевала в русский ютуб. все стала на свои места.

Игра имеет свою изюминку, за что она так и понравилась пользователям интернета. Что бы играть в нее нужно управлять нашим главным персонажем, ноткой, с помощью микрофона, своим голосом.

Звук в игре можно разделить на три вида. Если вы будете издавать тихие звуки, ваша нотка будет идти вперед. Более громкий "ЭХ!" заставит перепрыгнуть пропасть, ну, а, что бы, взмыть в воздух и побороть высокое препятствие, вам придется кричать для соседей по этажу.

Довольно интересный геймплей может вымотать вас в течении 20-30 минут игры. И даже имея желание играть у вас не будет сил больше кричать, а нарастание сложности прохождения добьет вас.

Игра также разработана и доступна для android по ссылке на маркете - Eighth Note The Yasuhati

В игру уже играют популярные летсплееры русского ютуба, видео которых мы и предлагаем вам посмотреть.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе