Познаем компьютер вместе

В закладки

Почти шесть лет прошло с тех пор, как студия CD Projekt RED, подарившая нам серию «Ведьмак», рассказала о работе над другим масштабным проектом - игрой Cyberpunk 2077. Как и в случае с приключениями Геральта из Ривии, речь идет о большой ролевой игре с открытым миром. Игра основывается на старой ролевой системе Cyberpunk 2020, вдохновлённой классиками одноименного жанра: Уильямом Гибсоном, Брюсом Стерлингом и другими авторами из антологии Mirrorshades.

Что же собой представляет оригинал? И почему предстоящий релиз обречен стать чем-то большим, чем простое перенесение правил настольной игры в виртуальное пространство?

История этой франшизы начинается в 1988 году, с выхода книги правил Cyberpunk издательства R. Talsorian Games. Её автор и основатель издательства, Майк Пондсмит, вдохновлялся в первую очередь фильмом Риддли Скотта «Бегущий по лезвию»: он хотел создать игру, которая повторяла бы ту же нуарную атмосферу. Центральное место занимал конфликт «улицы» и корпораций, где агенты крупных компаний являлись противниками по умолчанию. Они угрожали родной «улице» главных героев - изгоев, бунтарей и бандитов.

Новая игра быстро обрела популярность. В 88-м первые писатели в жанре киберпанк как раз начинали уходить в другие направления, но фанатам хотелось новых приключений на тёмных улицах футуристических городов. И Пондсмит дал им возможность придумать такие приключения самостоятельно. А в 1990 году он, окрылённый успехом, выпустил новую редакцию правил, расширившую игровой мир и включавшую больше разных возможностей. Именно эта вторая редакция и получила название Cyberpunk 2020, в то время как первую книгу задним числом стали называть Cyberpunk 2013.

Число в обоих случаях обозначало предполагаемую дату игровых событий: между ними прошло семь лет. Впрочем, хотя за это время описанный Пондсмитом и его коллегами мир изменился, суть игры, стиль и атмосфера оставались прежними.

Чтобы лучше понимать, что именно сделал Пондсмит, нужно учитывать особенности выдуманных миров в настольных ролевых играх. В целом, они тяготеют к вторичности. Это не значит, что их создатели не стараются, придумывая собственную вселенную. Но зачастую они осознанно хотят дать игрокам возможность отправиться в уже известный им мир и попробовать себя в роли героев любимого жанра.

Именно вокруг таких попыток строились наиболее успешные и известные системы. Так, D&D позволяет стать героем эпического фэнтези, а «Мир тьмы» опирается на стереотипы фэнтези городского. В обоих случаях речь идёт не о копировании конкретного автора, а о попытке вычленить «среднее арифметическое» из целого жанра, чтобы каждый игрок мог найти там что-то знакомое, но при этом проявить фантазию. Даже системы, претендующие на статус авторских вроде «Нуменеры», как правило, описываются через отсылки к известным авторам или произведениям искусства.

Но проблема в том, что любой жанр - понятия растяжимое, и люди, пытающиеся его определить, зачастую сами его и конструируют. Именно это случилось с Cyberpunk 2020, который на выходе оказался гибридом между, собственно, литературой киберпанка (в основном, речь о Гибсоне), «Бегущим по лезвию» и популярными боевиками 80-х с их характерной трешовой эстетикой.

Так, один из классов персонажей носил название rockerboy: вжившись в образ контркультурного музыканта, игрок мог собирать вокруг себя революционные толпы. А основные принципы игры звучат так: style over substance, attitude is everything, always take it to the edge, break the rules («стиль важнее смысла, крутизна - это всё, иди до предела, нарушай правила»). Хотя при желании применение этих правил можно найти у Гибсона или в «Бегущем по лезвию», ясно, что игрок создаст скорее Змея Плискина, чем детектива Декарда.

Выдуманный мир Cyberpunk 2020 выглядел как утрированный киберпанк, причём сейчас он кажется даже более старомодным, чем книги писателей того времени. Герои носили чёрные очки, плащи из кожи, огромные пушки и стильные протезы. Суровый уличный стиль порой дополнялся отсылками к популярному тогда глэмроку, вроде обтягивающих джинсов и ярких техногенных цветов.

Ощущение старомодности усиливает ещё и то, что основная книга Cyberpunk 2020 вышла в 1990 году, за год до развала СССР. В результате Советский Союз там продолжил свое существование, а «советские мегакорпорации» вроде SovOil присутствовали в сюжете. Впрочем, ключевыми антагонистами были не они, а японцы, - военная корпорация Arasaka, вдохновленная образами времён Второй мировой.

Политическая обстановка вообще играла в этом мире довольно большую роль. В США только что закончился период жесточайшей диктатуры, который был вызван наступившей ранее анархией. Власть корпораций расширялась по всему миру, приводя к постоянным конфликтам между ними. Самые жесткие из них известны как Корпоративные войны, каждая из которых уносит тысячи, а то и миллионы жизней.

К стартовой дате, 2020 году, мир уже сотрясло три таких конфликта. Впрочем, несмотря на глобальные темы, затрагиваемые в общем сюжете, основное место действия определено достаточно четко - Night City. Некогда основанный бизнесменом Ричардом Найтом на месте Лос-Анжелеса и Сан-Франциско, город описывался как независимый от федерального правительства США. Корпорации управляли им напрямую: этакая миниатюрная копия большого мира 2020. Именно в нём начинались все классические приключения этой вселенной.

Карта центра Night CIty

Как в это играли

Сами приключения представляли собой заказы, которые команда главных героев получала от тех или иных нанимателей в мире будущего. Заказчиками могли быть мегакорпорации и религиозные организации, преступные синдикаты или даже простые горожане, которым не к кому больше было обратиться. Выполнив очередное поручение, персонажи возвращались к обычной уличной жизни в ожидании новой возможности заработать. Даже глобальные события, изменявшие всю расстановку сил в мире, начинались как простые заказы. Суть самих заданий при этом была разнообразна и не сводилась к простому насилию.

Игровой процесс и создание персонажа выглядели достаточно оригинально для своего времени, хотя современным любителям настольных ролевых игр он может показаться старомодным. Каждый персонаж принадлежал к одному из десяти классов, задающих тон игры за него. Конкретные способности определялись не общим уровнем, а непосредственным значением тех или иных навыков.

В отличие от D&D, классы не сводились к разным ролям в бою. Боевик (Solo), врач (Med-Tech), уже упомянутый Rockerboy, бродячий воин дорог (Nomad), полицейский (Cop), хакер (Netrunner), фанатичный журналист (Media) и так далее.

Кроме способностей при создании героя определялись различные социальные связи, помогающие в уличной жизни. Так, кочевников могли сопровождать их родственники и собратья по клану.

Разумеется, большую роль играли импланты и протезы. Отдельной фишкой игры была высокая летальность боев, - признак реализма, по мнению создателей. Один точный выстрел мог убить практически любого персонажа, включая героя игрока. Это, впрочем, можно было компенсировать покупкой брони и, особенно, киберимплантов, делающих героя более живучим.

Прорывом Cyberpunk 2020 не назовёшь, но игра, тем не менее, отражала общее состоянии индустрии, которая на протяжении 80-х пыталась уйти от заимствований из породивших её настольных варгеймов в сторону более разнообразных историй и интересных социальных возможностей.

Что было дальше

Так или иначе, Cyberpunk 2020 завоевал большую популярность. За основной книгой последовали дополнительные: детальное описание игрового мира, книги, посвященные отдельным классам, списки оружия и имплантов и так далее.

Отдельная студия, Ianus Games, выпускала экзотические варианты правил, которые добавляли в мир киберпанка вампиров, оборотней и магию. Правда, каноничными эти правила так и не стали. Наконец, выходили и готовые приключения. Они не только экономили время мастерам, но и продвигали вперёд глобальный сюжет игры, сводящийся к попытке корпорации Arasaka превратить Японию в сверхдержаву.

Впрочем, несмотря на несколько расистский сюжет, в котором главные герои противостоят «Жёлтой угрозе», создатели игры к японской культуре относились очень хорошо. Cyberpunk с самого начала многое заимствовал из японской культуры, например, из манги Appleseed. В 1993 году они даже выпустили своего рода спин-офф - игру Cybergeneration. Действие там перенесено в 2027 год, а участники отыгрывают роли подростков, получивших суперспособности после вспышки глобального нано-вируса «углеродной чумы». В Cybergeneration стилистика аниме как раз вышла на первый план: это проявлялось и в сюжете, и в основных конфликтах и, особенно, в визуальном оформлении книги правил.

При этом глобально поменялось не так уж много. Как и в 2020, игроки противостояли корпорациям, в частности, всё той же Arasaka. Они также жили на улице, скрываясь от властей, и пытались помочь «простому человеку» в борьбе с коррумпированными элитами. Но теперь это были не побитые жизнью старые изгои, а подростки, собиравшиеся в банды для защиты от жестокого мира взрослых.

Фанатам оригинальной игры новый проект показался слишком сильно отличающимся от предыдущего. В результате вышедшая в 1995 году вторая редакция Cybergeneration разорвала связь с Cyberpunk, но некоторые её элементы сохранились.

История Cyberpunk 2020 завершилась в 1997 году. Финальным актом стала серия из двух приключений под общим названием Firestorm. В первом из них персонажей игроков втягивали в четвертую Корпоративную войну, развернувшуюся между Arasaka и более «положительной» американской корпорацией Militech. А во втором, заключительном приключении, центр Night City, «святая святых» всего мира Cyberpunk, был уничтожен ядерной боеголовкой, чтобы помешать планам всё той же зловещей японской компании. Так завершилась сага длиной в девять лет.

Впрочем, фанаты тут же потребовали продолжения. И требовали его аж до 2005 года, когда свет увидела третья редакция Cyberpunk, обычно называемая Cyberpunk 203X. Отказ от указания точной даты был сознательным. Согласно внутренней хронологии вселенной, события Четвёртой корпоративной войны повредили сеть и уничтожили большую часть бумажных носителей информации. В результате огромная часть недавней истории оказалась забыта, крупные государства - разрушены, и весь мир изменился.

Cyberpunk 203X - попытка Майка Пондсмита омолодить собственное произведение. В качестве литературного вдохновения он использовал уже не Гибсона, а скорее «Алмазный век» Нила Стивенсона и подобных авторов. На первое место вышел не конфликт корпораций и «улицы», а тема трансгуманизма и «странного нового мира».

Все герои принадлежали к одному из шести техногенных «альт-культов», строившихся вокруг тех или иных изобретений. Возможности модификации тела расширились: в игре даже появились существа, пересаживающие собственный мозг в полностью искусственные тела и меняющие их по мере надобности. Добавились плавучие и движущиеся города, а сам Night City, по-прежнему остававшийся основным местом действия, превратился в гигантский мегаполис, висящий в воздухе, к которому орда наноботов постоянно подстраивает всё новые и новые здания.

Впрочем, 203X не получил и половины популярности, которой пользовался 2020. Старые фанаты критиковали как новый мир, так и упрощение игрового процесса, а привлечь большое количество новых игроков Пондсмит не смог. Отдельной причиной для недовольства стало оформление основной книги: основой для иллюстраций послужили пластиковые фигурки из коллекции автора, слегка видоизмененные в Photoshop. В результате Cyberpunk 203X просуществовал всего год - уже в 2006 году вышло последнее из немногочисленных дополнений, и история третьей редакции Cyberpunk на этом подошла к концу.

Чего ждать от Cyberpunk 2077

Долгие годы казалось, что с Cyberpunk покончено. Но в 2013-м о своем желании сделать игру в культовой вселенной заявили CD Projekt RED. То, что с такой идеей выступила польская студия, показательно. Настольные ролевые игры в Польше всегда были популярны: в основном речь идёт, конечно, о фэнтези, но и Cyberpunk 2020 - не исключение.

Судя по трейлеру, за основу возьмут каноничный мир Cyberpunk 2020, без постапокалиптического и трансгуманистского пафоса третьей редакции. Но есть проблема: Cyberpunk 2020 был чрезвычайно кичевым, и сейчас его воплощение в чистом виде будет напоминать скорее Far Cry 3: Blood Dragon.

Разумеется, отдельные приключения и, тем более, отдельные группы игроков могли сильно модифицировать эстетику и атмосферу вселенной, но основная книга правил была очень сильно проникнута специфическим духом 80-х. Чтобы превратить её во что-то серьёзное, разработчикам придётся пойти на радикальные изменения. В тоже время, из интервью с Майком Пондсмитом следует, что игра будет включать все старые классы, хотя как именно они будут представлены, непонятно.

И тут стоит обратить внимание на дату в названии - 2077: самый большой временной скачок за всю историю франшизы. По сути, авторы получают возможность начать всё с чистого листа: в футуристическом мире за 50 лет, разделяющих последние события из мира 2020 и предположительную дату игры, могло измениться всё, что угодно.

Понятно, что местом действия будет все тот же Night City, но как именно он будет введен? Решат ли разработчики его восстановить, или просто отменят события Firestorm? Майк Пондсмит, бессменно руководивший развитием вселенной Cyberpunk с момента её возникновения, уже заявил, что он будет сотрудничать с CD Projekt RED.

Сложнее выглядит вопрос относительно игровых механик. Станут ли разработчики включать в игру какие-то чёткие системы, отражающие социальные связи или прошлое персонажа? Troika Games, к примеру, не стала этого делать в Vampire The Masquerade - Bloodlines: главный герой там так и остался «одиноким волком», с единственным, и не очень полезным, слугой. Но при этом их проект всё равно считается прекрасным примером сохранения атмосферы оригинальной игры. То, что в настольной версии симулировалось правилами, можно свести к конкретным диалогам и сюжетным ходам. Но обещание ввести в игру все оригинальные классы наводят на мысль, что разработчикам придётся очень аккуратно обращаться с этим вопросом.

Ещё острее стоит проблема летальности. В своё время это действительно было важной чертой игры, и как CD Projekt RED обойдутся с ней сейчас - большой вопрос. Возможность умереть от случайной пули - не лучший способ привлечь игроков, но зато может прийтись по душе самым хардкорным фанатам. Вопросов пока больше, чем ответов, но феноменальный успех «Ведьмака 3» всё-таки вселяет надежду.

Написать

CD Projekt RED по-прежнему держит в секрете прогресс работы над Cyberpunk 2077, но очевидно, что за последние годы студия сдвинулась с места и добилась определенных успехов. В интервью с Eurogamer Майк Пондсмит, создатель оригинальной настольной игры Cyberpunk 2020, рассказал о том, как построен процесс работы с поляками и поделился другими деталями сделки. Пондсмит уже не в первый раз отмечает страсть CD Projekt RED, с которой она пришла к нему с идеей создания игры на основе его вселенной. По его словам, в отличие от других издательств, пытавшихся заполучить права, поляки были настоящими фанатами его мира — они выросли на нем. Теперь он работает над ним не один и максимально координирует свои действия с разработчиками.

"Работая над материалом для Cyberpunk я сообщаю об этом CD Projekt RED, чтобы события 2020 совпадали с тем, что произойдет в 2077. Пока они скоординированы, я могу творить новое, а они двигаться вперед. Несколько недель назад я смотрел нынешний сценарий и прочитывая его говорил "ок, все ок, замечательно - ох, а вот этот персонаж мертв". Мы на постоянной основе оглядываемся назад и проводим много работы над лентой событий. Для нас важно, чтобы это была одна большая вселенная."

Пондсмит отметил, что со времен разработки The Witcher 3: Wild Hunt штат разработчиков как минимум удвоился, и практически все сотрудники заняты Cyberpunk 2077. Сам он навещает студию раза 3-4 в год по необходимости отдать новый материал и проверить наработки. В последний раз ему удалось увидеть немного геймплея, и к своему счастью он ощутил, что работает над действительно хорошей игрой Cyberpunk. Оказывается, что создатель Cyberpunk 2020 также любитель оружия. По его словам, нельзя писать об оружии в истории, если ты сам не знаешь, как им пользоваться. Он не уточнил размеры своей коллекции, но одна из его самых любимых моделей - H&K MP5K. Она запрещена в большинстве штатов Америки. В интервью Майк Пондсмит также упомянул, что его компания получила со сделки по Cyberpunk 2077 больше, чем Сапковский с продажи прав на The Witcher.

"Я бы мог уйти на пенсию, если бы хотел. Но я не хочу."

Так же Пондсмит ответил на вопрос, будут ли в Cyberpunk 2077 представлены оригинальные классы персонажей из настольной игры.

"Да, они все там будут, но их реализация содержит несколько сюрпризов, и я думаю, вам это понравится. Здесь очень много нюансов."

Классы Cyberpunk 2020 включают в себя:
* Бродяги : бывшие корпоративные рабы, лишенные работы и скитающиеся по улицам. Собираются в мото и авто-банды, напоминающие Mad Max.
* Техники : технические специалисты, включая область кибернетики, работающие в основном подпольно, выполняя заказы "не под запись".
* Соло : наемники, убийцы, телохранители.
* Нетраннеры : опытные компьютерные хакеры, чье тело аугментировано системой интерфейсов и мозговыми имплантами.
* Рокеры : мятежные музыканты, использующие свое творчество как оружие против авторитетов, объединяющее общество в целые восстания.
* Фиксеры : контрабандисты и игроки на черном рынке, в чей список товаров зачастую входит ценная информация.
* Кристалджоксы : хакеры старой школы, использующие вирусы и приложения вместо виртуальных интерфейсов.
* Медиа : журналисты, оказывающие влияние на общество.

По словам Пондсмита, видение игры разработчиками совпадает с тем видением, которое было в его голове годы назад. Готовы отдохнуть от воинов, разбойников и магов? Когда Cyberpunk 2077 выйдет в релиз, знает только CD Projekt RED. Мы знаем только то, что судя по проектам исследований студии необходимо закончить игру до середины 2019 года. Но этот срок можно продлить.

Который стал одним из главных украшений выставки. И по такому поводу мы решили вспомнить, что нам известно о Cyberpunk 2020 - настольной ролевой игре, которая легла в основу нового проекта поляков.

С создателем Cyberpunk 2020 Майком Пондсмитом многие из вас уже знакомы: CD Projekt Red ещё несколько лет назад выпустила отдельный ролик , в котором он рассказывает о киберпанке и о придуманной им вселенной. Сейчас Пондсмит помогает польской студии разрабатывать Cyberpunk 2077, так что можно не сомневаться в том, что новая игра от авторов “Ведьмака” многое унаследует от своего прародителя.

Пондсмит впервые выпустил свою настольную киберпанк-игру в далёком 1988 году в формате книги правил - тогда она называлась Cyberpunk 2013. Игра завоевала широкую популярность, и уже в 1990 году Майк Пондсмит выпустил её обновлённое и расширенное издание Cyberpunk 2020, в котором появились новые возможности для игроков - именно эта версия игры легла в основу Cyberpunk 2077.

Создавая настольную игру и прорабатывая свою мрачную антиутопическую вселенную Пондсмит вдохновлялся классиками киберпанка - произведениями Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга, “Бегущим по лезвию” Ридли Скотта. У них Cyberpunk 2020 позаимствовал нуарный стиль и основную концепцию киберпанка: High tech, Low life - то есть сочетание высоких технологий и низкого уровня жизни.

Мало что может продемонстрировать высокий уровень развития технологий настолько же хорошо, как возможность установить своему персонажу руку-ракетницу или снабдить ноги нейромоторами, позволяющими подпрыгнуть на десятки метров и пробить ногой стену - а потому мир Cyberpunk 2020 немыслим без аугментаций. “Металл в голове”, как , здесь есть чуть ли не у каждого.

Само собой, не обошлось в этом нуарном будущем и без роботов, летающих автомобилей, уникальных синтетических наркотиков, которые повышают физические показатели людей, и многочисленного хай-тек оружия, которое способно отслеживать цели, испепелять врагов лазерными лучами и т.п.


В основе мира Cyberpunk 2020 лежит традиционное для киберпанка противопоставление богатых корпораций и бедных обитателей улиц: для простых жителей городов представители компаний - абсолютное зло, из-за которых они и оказались на грани нищеты (или за этой гранью) и в состоянии анархии, а потому смелые уличные бунтари и бандиты постоянно бросают корпорациям вызов.

При этом, вселенная Пондсмита получилась отличной от большинства классических киберпанк-миров: в нём нашлось место не только безликим и безжалостным гигантским корпорациям и страдающим от нищеты обычным жителям города, но и безумно колоритным персонажам, добавленным Пондсмитом под впечатлением от кислотных боевиков 80-х вроде “Побега из Нью-Йорка”.

Благодаря поп-культуре 80-х в Cyberpunk 2020 появились нестандартные классы персонажей вроде Рокера - уличного певца свободы, который с помощью музыки призывает жителей улиц восстать против корпораций. Не менее яркими и причудливыми получились и многие другие классы игры: уличные торговцы Фиксеры, дорожные воители Кочевники и сочувствующие простым людям Медийщики - журналисты, всеми силами пытающиеся докопаться до правды.


Всего в Cyberpunk 2020 десять классов, и у всех у них есть свои уникальные способности и свой особый стиль игры. CD Projekt Red уже подтвердила, что в Cyberpunk 2077 можно будет выбрать как минимум три класса из оригинальной игры (Технаря, Соло и Нетраннера), а некоторые другие классы будут представлены в игре частично - вы сможете взять для V их отдельные классовые способности.

В отличие от популярнейшей настольной ролевой вселенной D&D, в Cyberpunk 2020 используется безуровневая система развития персонажа: способности персонажа не связаны с набором опыта и получением уровней, а вместо этого зависят от конкретных характеристик и навыков героя. К тому же, классы в игре не сводятся только лишь к их роли в бою: поделить их на танков, лекарей и дэмедж дилеров попросту не выйдет.


По итогу мир и персонажи Cyberpunk 2020 получились совершенно нереалистичными и утрированными, но при этом чертовски стильными. Создатели игры выбрали такой путь построения вселенной совершенно сознательно, а важность стиля и атмосферы закрепили даже в официальных принципах настолки: «стиль важнее содержания, крутизна важнее всего, иди до предела, нарушай правила».

Неудивительно, что в рамках такой концепции мира, у персонажей в Cyberpunk 2020 кроме совершенно традиционных для ролевых игр характеристик, появились и очень необычные показатели: одним из основных атрибутов у героев в игре является “крутость”. Именно крутость, а не какая-нибудь скучная фэнтезийная харизма - на опасных улицах антиутопического города Night City харизма не принесёт вам уважения уличных банд, а вот крутость вполне может.


Ещё одним важным отличительным элементом Cybepunk 2020 считается её боевая система “Friday Night Firefight”, в которой упор делается на кровавость и высокую летальность схваток - создатели игры настаивали, что такая боевая система реалистичнее изображения перестрелок в фильмах и играх, выходивших в 90-е. Даже прокачанный персонаж в Cyberpunk 2020 может умереть от одного неудачного попадания, а выстрел из высокотехнологичной пушки в руку может попросту оторвать конечность.

Основной сюжет настольной игры Cyberpunk 2020 вращается вокруг битвы корпораций: США в этой вселенной уже пережили эпоху анархии и жестокой политической диктатуры, и теперь фактически управляются крупнейшими бизнесменами из международных компаний. Между корпорациями постоянно происходят конфликты, самые масштабные из которых называют Корпоративными войнами - к 2020 году в мире Cyberpunk уже прошли три такие войны, каждая из которых унесла миллионы жизней.

Действие настольной игры большую часть времени разворачивается в Night City - гигантском городе будущего, который был возведён бизнесменом Ричардом Найтом на месте Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Особенность этого города в том, что в нём правительство США (и так уже порядком сдавшее позиции) не имеет вообще никакого влияния - этот город практически полностью принадлежит корпорациям. Night City - своего рода киберпанк-столица США в Cyberpunk 2020.


За власть над городом сражаются не только американские корпорации: своё влияние в нём пытаются нарастить и советские мегакорпорации вроде SovOil (в мире Cyberpunk 2020 Советский Союз так и не распался) и японская военная компания Arasaka, которая является одним из главных “злодеев” игры. В результате их противостояния в рамках Cyberpunk 2020 разворачивается четвёртая Корпоративная война, которая заканчивается тем, что на центр Night City сбрасывают ядерную боеголовку.

После этого Майк Пондсмит выпустил новую редакцию игры - Cyberpunk 203x, которая продолжала сюжет Cyberpunk 2020 и немного меняла отдельные игровые механики. Обновлённая версия игры пришлась не по душе фанатам, и, похоже, что CD Projekt Red тоже решили её не учитывать - судя по всему, их игра будет основываться именно на Cyberpunk 2020.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе