Познаем компьютер вместе

Мат двумя слонами - другой мат, которые иногда становиться проблемой для клубных игроков, что не должно быть. Ранее я писал о мате , который намного сложнее, но его все-равно нужно знать. Основная идея мата двумя слонами заключается в том, чтобы занять центр доски слонами, затем используя короля вынудить соперника отступить на край доски и там ему нанести поражение.

По правилам у нас есть 50 ходом, чтобы реализовать преимущество, но в данном случае нам понадобиться гораздо меньше, чем при матовании или окончании Ферзь против Ладьи.

Я объясню шаг за шагом, как правильно поставить мат одинокому Королю с помощью Двух Слонов.

Шаг 1

Для начала необходимо занять центральные поля d4, d4, e4, e5 нашими Слонами. Мы должны сначала получить позицию, показанную на диаграмме ниже, разместив Слонов на большие диагонали h1-a8 и a1-h8. Размести слонов на поля e4 и d5, мы фактически оставляем Черному Королю всего 12 полей (см. партию ниже).

Шаг 2

В этом шаге мы идем нашим королем на поле f5 и готовимся к перемещению слонов на c5 и d5. Слонов необходимо перемещать таким образом, чтобы Черный король не смог напасть на них. Сначала мы перемещаем чернопольного слона на c5 и только потом белопольного на d5.

Примечание: Два слона охраняют друг друга, создавая барьер на пути короля, лишаю его возможности убежать.

Шаг 3

Итак, мы достигли позиции, показанной на диаграмме ниже. Теперь мы должны переместить нашего Короля на e6 и поставить слонов на b6 и c6, еще больше отрезая неприятельского короля. Помните, мы не должны позволять Черному королю атаковать наших слонов.

Шаг 4

На текущий момент у Черного Короля есть всего два поля - это a8 и b8. Мы ставим мат следующим способом: играем 19. Bd7, чтобы заманить Черного Короля в угол и затем после 19 … Ka8 мы играем 20. Bd4 с последующим 20 … Kb8 21. Be5+ Ka8 и наконец 21. Bc6#

Мы поставили мат Двумя слонами за 21 ход. Помните основные моменты при матование двумя слонами:

  • Занять центр Двумя Слонами, поставив их на e4, e5, d4, d5
  • Переместить своего Короля на f5
  • Перемещаем слонов влево, вынуждая Черного Короля идти на край доски.
  • Перемещаем своего Короля на а6 и матуем Черного короля с помощью слонов.

Чтобы без проблем ставить такой мат на турнирах, Вам необходимо потренироваться за доской против Человека или Компьютера.

Как научиться ставить мат двумя слонами . Почему двумя, а не одним? Один слон даже в углу доски не может поставить мат. К тому же король легко обманывает слона, так как он переходит его диагональ по полям другого цвета.
Раз один слон не может ограничить короля, а король со слоном не могут поставить мат, то ясно, что два слона и король должны работать вместе.

Шахматный план - Как ставить мат двумя слонами

A. Закинуть слоновую сеть.

Слоны первыми двумя ходами образовали (СЕТЬ), из которого чёрный король (золотая рыбка) уже никогда не выберется.
1. Cc1 – d2 Kpe5 – f5
2. Cf1 – e2 Kpf5 – e4
3. Kpe1 – f2 Kpe4 – d4
К слонам подходит белый король, и все три фигуры становятся вместе, в одном ряду.

B. Плетём КОСИЧКУ.
Два слона должны ходить парой, как бы сцепившись хоботами. Видели, как девочки заплетают косичку? Движения слонов похоже на косичку.
Слоны ходят по вертикалям «d» и «e» до тех пор, пока не дойдут до полей d6 и e6. Белый король поддерживает движение слонов по линии «f».

Для чего плетут косичку? Чтобы золотую рыбку вытащить на берег. Посмотрите, как работали слоны под руководством короля.

Вперёд должен идти рыбак – король. 4. Kрf2–f3! Плохо 4. Ce2–d3? Kрd4:d3 и нечем будет плести косичку, а на 4. Cd2–е3 Kрd4–с3 рыбка выскочит из сетей.
Как не ошибиться?! Если чёрный король «слева», то ходим вперёд «правым» королём! Если чёрный король «справа или в центре», то ходим вперёд «левым» слоном! Поняли кому идти вперёд?!
4. Kpf2 – f3! Kрd4 – d5
Черному королю приходится пятиться назад.
5. Cd2 – e3 Kpd5 – d6

Слонов подтягивай аккуратно – «косичка» не должна разваливаться. Ошибкой будет 5. Cе2–d3? Kpd5–d4 и чёрный король набросится на незащищённых слонов. Ничего страшного нет, но придётся «пятится» назад и терять время.
6. Cе2 – d3 Kpd6 – e5
Король извернулся и смело стал напротив нашей троицы. Раз он смелый, то и мы смелые.
Воспользовавшись поддержкой короля смело идёт вперёд слон. И чёрному королю приходится пятится назад.
7. Cd3–e4 Kpe5–d6
8. Kpf3–f4 Kpd6–e6
9. Ce3–d4 Kpd6–e6
Фигуры выровняли РЯДЫ на 4-й горизонтали.
10. Cd4–e5 Kpe6–e7 11. Ce4–d5 Kpe7–d7 12. Kpf4–f5 Kpd7–e7 13. Cd5–e6 Kpe7–d8 14. Ce5–d6 Kpd8–e8 15. Kpf5–f6 Kpe8–е8(d8)

C. КОСИЧКУ слоны заплели – 2-я часть плана выполнена.
Теперь обратите внимание, где оказался король. Он находится либо на d8, либо на e8. Главное – вовремя остановиться и не продолжать плести «косичку» после 16. Сd6–e7?? получится ПАТ (при короле на е8) или король прыгнет в море прямо с берега (Kpd8–c7) и придётся снова забрасывать сеть.
Теперь последняя часть плана.

D. КОРИДОР для короля – жарка «золотой рыбки».
Задача белых заключается в том, чтобы загнать короля чёрных в угол.

Будем загонять его в угол, ближайший к нашему королю (h8). Слоны поочерёдно отнимают у чёрного короля поле за полем. Пять полей, которые необходимо отнять у короля, отмечены стрелкой над доской и звёздочками на ней. Поле с7 слон уже отнял у короля.

16. Cd6 – c7! Kpe8 – f8
Если нельзя пойти слоном на с7 за один ход, то пойди за два:
16. Cd6–b8(e5) Kpd8–e8
17. Cb8–c7 Кpe8–f8.
17. Ce6 – d7 Kpf8 – g8
Король чёрных стремится обежать белого по краю, но белый король пресекает эту попытку.
18. Kpf6–g6! (ЗЕРКАЛО) Kpg8–f8 19. Cс7–d6+ Kpf8–g8 20. Cd7–e6+ Kpg8–h8 21. Cd6–e5X
МАТ!!!
А тебе в подарок маленькие зацепочки, которые тебе помогут запомнить сегодняшний урок.

Шахматный план постановки мата двумя слонами

  1. Закинуть СЕТЬ.
  2. Сплести КОСИЧКУ.
  3. ТРЕУГОЛЬНИК короля (ПЕРЕДАЧА ХОДА).
  4. КОРИДОР – загнать короля в угол.

Дата добавления: 02.02.2015

Процесс матования двумя слонами несколько сложнее, чем в рассмотренных нами до сих пор окончаниях, но не вызывает особых затруднений. И в этом типовом эндшпиле действуют по тем же принципам: сильнейшая сторона стремится постепенно ограничить подвижность неприятельского короля, а он, в свою очередь, старается как можно дольше задержаться в центре. Но если до сих пор в его оттеснении участвовали две фигуры (или даже одна!), то в рассматриваемом окончании в планомерной «облаве» на короля должны обязательно участвовать три — оба слона и король. Без слаженной игры всех трех фигур мат невозможен. Причем если при матовании ладьей и ферзем было достаточно оттеснить короля на край доски, то при двух слонах мат достигается только в углу или на смежных (соседних) с ним крайних полях. Матовые ситуации могут возникнуть и на других крайних полях доски, но, как мы убедимся в дальнейшем, лишь по недосмотру защищающейся стороны. Таким образом, мат может быть вынужден всего на 12 полях доски: на а1, а2, а7, а8, b1, b8, g1, g8, h1, h2, h7, h8

24 2 26 27

На диаграммах 24 и 25 показаны типичные заключительные позиции при матовании двумя слонами, один из которых атакует неприятельского короля, другой отрезает ему путь к отступлению (эти роли распределяются между слонами независимо от того, по каким они ходят полям). Также и король сильнейшей стороны препятствует своему черному коллеге выбраться из матовой сети.

Но особое внимание следует обратить на расположение короля белых. При матовании он должен обязательно находиться на расстоянии хода коня от углового поля. Без соблюдения этого правила мат невозможен.

На диаграмме 26 белый король уже загнан почти в самый угол, черный (здесь — представитель сильнейшей стороны) король занял одно из двух ключевых полей — с2. Далее следует: 1...Cd3—с4+ 2. Кра2—а1 Сb4—с3Х.

На диаграмме 27 белый король уже в углу, но черный еще не занял ключевого поля. Если же он попытается сразу захватить одно из них — 1...Kpf2 (поле g3 занято своим слоном), то белым пат. Как быть? Необходима перестройка: 1...Cg3—f4 (освобождается другое ключевое поле для короля; ничего не дает 1...Cg2+ 2.Kpg1 Cf2+ 3.Kph2 Cg3+ 4.Kpg1 и т.д.) 2.Kph1—g1 Kpf3—g3! 3.Kpg1—h1 Ch3—g2+ 4.Kph1—g1 Cf4—е3X.

Так же как и в рассмотренных ранее окончаниях, при матовании двумя слонами сильнейшая сторона должна остерегаться пата. Эта опасность наступает, как только одинокий король оказывается оттесненным на край доски. На диаграммах 28—31 изображены четыре типичные патовые позиции.

28 29 30 31

Теперь познакомимся поэтапно, как осуществляется оттеснение короля.

32

На диаграмме 32 черный король оттеснен на восьмую горизонталь (кстати, на каком из четырех краев доски и в какой угол оттесняется король, совершенно безразлично). Короли находятся в оппозиции — это наиболее выгодная стойка для сильнейшей стороны. Допустим, мы наметили оттеснить черного короля к ближайшему углу — а8, но тот собирается прорваться на королевский фланг через поле е8. Поэтому первый ход очевиден: 1.Ch7—g6. В случае 1.Cf5 Кре8 2.Cd7+, разумеется, не 2...Kpd8?? из-за 3.Cf6X, а 2...Kpf7, вырываясь на простор.

1...Kpd8—с8. Если теперь сыграть 2.Cf6, то черный король убегает с последней горизонтали — 2...Крb7. Что делать?

2.Kpd6—с6! Крс8—d8. Черные пытаются вырваться из тисков вновь на королевском фланге, однако...

3.Cg7—f6+. Слоны, расположенные на соседних диагоналях, как бы дополняют друг друга и отрезают неприятельскому королю путь к отступлению на один из флангов. Нетрудно убедиться, что отсечения только по одной диагонали, когда короли не находятся в оппозиции, недостаточно.

3...Kpd8—с8 4.Cg6—f5+ Крс8—b8 5.Крс6—b6! Крb8—а8 6.Cf5—е6! Важный выжидательный ход. Торопливое 6.Се5?? вело к пату, а 6.Се4+ Крb8 7.Се5+ позволяло черным затянуть сопротивление.

6...Кра8—b8 7.Cf6—е5+ Крb8—а8 8.Се6—d5X.

На втором ходу черный король мог попытаться прорваться через ферзевый фланг. В этом случае игра проходила бы так: 2...Крb8 3.Cd4 (можно и 3.Cf6 Кра7 4.Cd3 Крb8 5.Крb6 Крс8 6.Cf5+ Крb8 7.Се5+ Кра8 8.Се4X) 3...Крс8 4.Cf6 Крb8 5.Крb6 Крс8(а8) 6.Cf5+ Крb8 7.Се5+ Кра8 8.Се4X. Финал тот же.

33

В позиции на диаграмме 33 предстоит оттеснить белого короля на крайнюю горизонталь. Заодно намечаем, в какой угол мы его погоним. Допустим, h1.

1...Сс3. Знакомый уже прием отсечения. 2.Kpf2 Kpf4! 3.Кре2 Сс2. Возможно и 3...Сс4+, и если 4.Kpd1, то 4...Cd3 5.Kpc1 Кре3 6.Kpd1 Cb2 7.Kpe1 Сс2 8.Крf1 Kpf3! и далее как в примере 32. 4.Kpf2 Cd3 5.Kpg2 Kpg4 6.Kpf2 Cd2 7.Kpg2 Ce3 8. Kph2 Cf1! 9.Kph1 Kpf3!. 9...Кg3?? вело к пату. 10.Kph2 Kpf2! Ключевое поле занято! 11.Kph1 Cg2+ 12.Kph2 Cf4X. Финал, известный нам по диаграмме 25.

34

А теперь познакомимся с тем, как проходит игра при централизованном короле слабейшей стороны (диаграмма 34).

1.Cf4. Выстраивая неприступный для черного короля «вал» из простреливаемых слонами диагоналей h2—b8 и h3—с8. 1...Крс5. Если 1...Крc6, то 2.Крс4. 2.Крс3 Kpd5 3.Cf5. Знакомый прием. 3...Крс5 4.Се4. «Треугольник свободы» черного короля сужается. 4...Крb5 5.Крb3. Или 5.Се3. 5...Крс5 6.Се5 Крb5 7.Cd4 Кра5. Если 7...Кра6, то следует играть 8.Крс4!, но не 8.Крb4?? — пат! 8.Крс4! 8.Cd3?? вело к пату. 8...Кра6 9.Сс6. Выжидательный ход. 9...Кра5 10.Сb7 Кра4 11.Сb6, и возникла позиция, аналогичная изображенной на диаграмме 32. Далее игра идет по знакомому пути. Читателям предлагается самим довести это окончание до мата.

35

И, наконец, разберем какую-нибудь произвольную позицию (диаграмма 35).

1.Се3. Или 1.Cd3. 1...Kpd5 2.Cd3. Такое расположение слонов рядом, как, очевидно, уже заметили читатели, наиболее эффективно. Неприятельский король не может ни атаковать их, ни вырваться из сооруженной ими «клетки», границей которой являются занятые слонами диагонали. В дальнейшем белые стараются оттеснить черного короля к восьмой горизонтали.

2...Кре5 3.Kpg2(f2). На помощь идет король. 3...Kpd5 4.Kpg3(f3) Кре5 5.Kpg4 Kpd5 6.Kpf5, и получилась позиция, похожая на только что разобранную нами с централизованным черным королем (позиция повернута на 90°). Далее игра может проходить следующим образом: 6...Kpd6 7.Kpf6 Kpd5 8.Cf2 (выжидательный ход) Kpd6 9.Се4 Kpd7 10.Сс5 Крс7 11.Кре6 Kpd8 12.Сb7 Кре8 13.Сb6 Крf8 14.Kpf6 Кре8 15.Сс6+ Kpf8 16.Сс5+ Kpg8 17.Kpg6 Kph8 18.Ce7 (выжидательный ход) Kpg8 19.Cd5+ Kph8 20.Cf6X.

Обычно достаточно 18—20 ходов, чтобы заматовать одинокого короля двумя слонами и королем. Конечно, в некоторых местах слабейшая сторона может уклониться от главного варианта, но это поведет лишь к более быстрому мату. Иногда и сильнейшая сторона может сыграть эффективнее, что сократит весь процесс матования на 2—3 хода, но практического значения это не имеет. Советуем изучающим, пользуясь уже знакомым методом, самим потренироваться в матовании двумя слонами.

Упражнения

Решите следующие задачи:

1) белые — Крc6, Са5, Сс8; черные — Кра8; белые начинают и дают мат в 3 хода;

2) белые — Kpf6, Cd1, Ce1; черные — Kph7, при ходе белых во сколько ходов они быстрее всего вынуждают мат?

3) белые — Kpg5, Ch6, п. а7; черные — Kph7, п. g6; белые начинают и дают мат в 4 хода;

4) белые — Kph2, пп. a6, h3; черные — Kpf4, Се3, Cf3, п. h4;

черные начинают и дают мат в 3 хода;

5) белые — Кре4, Фh7, п. f7; черные — Кре6; белые начинают и дают мат в 2 хода;

6) белые — Kph4, Фс2, Са2, Cf8; черные — Кре5; белые начинают и дают мат в 2 хода;

7) белые — Кре6, Фg4, Сс5, Cf3, п. b4; черные — Крb5; белые начинают и дают мат в 2 хода;

8) белые — Крf1, Ла8, Сb8; черные— Kph1; белые начинают и дают мат в 3 хода;

9) белые — Kpf6, Сс5, п. g5; черные — Kph8; белые начинают и дают мат в 4 хода;

10) белые — Кре2, Cf4, Cg2; черные — Kph4; белые начинают и дают мат в 7 ходов.

Статья подготовлена по материалам из книги Николая Журавлева, "Шаг за шагом", ФиС, 1986

Доброго вам дня, дорогой друг!

Знаете ли вы, чем принципиально отличается мат двумя слонами в шахматах от мата двумя ладьями? Нет? Тогда прочитайте эту статью. В противном случае, ваши попытки поставить мат двумя слонами одинокому королю могут закончиться ничьей по правилу 50 ходов.

Кстати, считаю уместным напомнить, что правило 50 ходов означает, что если в течение 50 ходов в партии не побита ни одна фигура, а также не было сделано ходов пешками, в партии фиксируется ничья по решению судьи.

Отличие от мата ладьями

Теперь обещанное принципиальное отличие от мата двумя ладьями.

Мат ладьями легко поставить без помощи короля. Мат двумя слонами, – по сути мат тремя фигурами – двумя слонами и .

Если вы решили дать своему монарху отдых и будете гонять короля соперника слонами, — мат поставить не удастся.

Правила и условия мата двумя слонами

Они следующие:

1. Позиция мата может возникнуть только при расположении вашего короля на следующих полях:

Иными словами, король должен находиться на полях, куда может сходить конь из угла доски.

Король соперника в матовой позиции может находиться или в углу доски или на смежных полях:

2.Само собой слоны должны быть разнопольными . Однопольные слоны теоретически могут появиться в результате превращения пешек.

3.Процесс матования включает в себя три этапа или задачи:

  • Оттеснить короля на край доски
  • Загнать его в угол доски
  • Поставить мат

Пример

Слоны поочередно шахуют, отнимая поля у короля и загоняя его в угол.

1.Сс5+ Крg8 2.Сс4+ Крh8 3.Сd4 мат


Картина мата двумя слонами всегда похожая:

  • Ваш король препятствует королю соперника уйти с крайней горизонтали или вертикали
  • Один из отнимает поле, соседнее с королем для выхода того из угла
  • Второй слон ставит мат

Теперь весь процесс. Он занимает не более 18 ходов.

Ставим рэндомную позицию:

1.Крd3 Кре5 2.Cg4 Кре5 3.Сf4


Фигуры белых оттесняют черного короля. Он вынужден отходить.

3...Крс5 4.Cf3 Крb4 5.Cd6+Крb5 6.Cd5

6...Крb6 7.Крc4 Кра5 8. Сс7+

Черный король уже на крайней вертикали, остальное дело техники и внимательности. Осталось загнать его в угол и заматовать.

8...Кра6 9.Крc5 Кра7 10.Крс6 Кра6 11.Сс4+Кра7 12.Се5 Кра8 13.Крс7 Кра7 14.Сd4+Кра8 15.Сd5 мат

Типичная ошибка – пат

Иногда игрок просто забывает, что в шахматах существует такая штука, как пат. Это не шутка, в пылу борьбы многое из того, что ты знаешь – отключается напрочь.

Поставить пат двумя слонами – проще пареной репы:

Обратите внимание, что если в первом случае белые принципиально неверно располагают своего короля, то во втором белые все делают правильно. Однако внимательность и аккуратность в шахматах никто не отменял.

В заключение скажу: если у вас что-то не получается или вы не можете запомнить как ставить мат двумя слонами, — не расстраивайтесь.

Эта ситуация хоть и считается типовой, но в практической игре возникает крайне редко. Может случиться так, что у вас она не встретится вообще. Надеюсь, не слишком вас огорчил:)

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Сегодня у тебя достаточно сложное задание: научиться ставить мат двумя слонами . Почему двумя, а не одним? Один слон даже в углу доски не может поставить мат. К тому же король легко обманывает слона, так как он переходит его диагональ по полям другого цвета.

Раз один слон не может ограничить короля, а король со слоном не могут поставить мат, то ясно, что два слона и король должны работать вместе.

Шахматный план - Как ставить мат двумя слонами

A. Закинуть слоновую сеть.
Слоны первыми двумя ходами образовали (СЕТЬ), из которого чёрный король (золотая рыбка) уже никогда не выберется.
1. Cc1 - d2 Kpe5 - f5
2. Cf1 - e2 Kpf5 - e4
3. Kpe1 - f2 Kpe4 - d4
К слонам подходит белый король, и все три фигуры становятся вместе, в одном ряду.

B. Плетём КОСИЧКУ.
Два слона должны ходить парой, как бы сцепившись хоботами. Видели, как девочки заплетают косичку? Движения слонов похоже на косичку.
Слоны ходят по вертикалям «d» и «e» до тех пор, пока не дойдут до полей d6 и e6. Белый король поддерживает движение слонов по линии «f».

Для чего плетут косичку? Чтобы золотую рыбку вытащить на берег. Посмотрите, как работали слоны под руководством короля.

Вперёд должен идти рыбак - король. 4. Kрf2-f3! Плохо 4. Ce2-d3? Kрd4:d3 и нечем будет плести косичку, а на 4. Cd2-е3 Kрd4-с3 рыбка выскочит из сетей.
Как не ошибиться?! Если чёрный король «слева», то ходим вперёд «правым» королём! Если чёрный король «справа или в центре», то ходим вперёд «левым» слоном! Поняли кому идти вперёд?!
4. Kpf2 - f3! Kрd4 - d5
Черному королю приходится пятиться назад.
5. Cd2 - e3 Kpd5 - d6

Слонов подтягивай аккуратно - «косичка» не должна разваливаться. Ошибкой будет 5. Cе2-d3? Kpd5-d4 и чёрный король набросится на незащищённых слонов. Ничего страшного нет, но придётся «пятится» назад и терять время.
6. Cе2 - d3 Kpd6 - e5
Король извернулся и смело стал напротив нашей троицы. Раз он смелый, то и мы смелые.
Воспользовавшись поддержкой короля смело идёт вперёд слон. И чёрному королю приходится пятится назад.
7. Cd3-e4 Kpe5-d6
8. Kpf3-f4 Kpd6-e6
9. Ce3-d4 Kpd6-e6
Фигуры выровняли РЯДЫ на 4-й горизонтали.
10. Cd4-e5 Kpe6-e7 11. Ce4-d5 Kpe7-d7 12. Kpf4-f5 Kpd7-e7 13. Cd5-e6 Kpe7-d8 14. Ce5-d6 Kpd8-e8 15. Kpf5-f6 Kpe8-е8(d8)

C. КОСИЧКУ слоны заплели - 2-я часть плана выполнена.
Теперь обратите внимание, где оказался король. Он находится либо на d8, либо на e8. Главное - вовремя остановиться и не продолжать плести «косичку» после 16. Сd6-e7?? получится ПАТ (при короле на е8) или король прыгнет в море прямо с берега (Kpd8-c7) и придётся снова забрасывать сеть.
Теперь последняя часть плана.

D. КОРИДОР для короля - жарка «золотой рыбки».
Задача белых заключается в том, чтобы загнать короля чёрных в угол.

Будем загонять его в угол, ближайший к нашему королю (h8). Слоны поочерёдно отнимают у чёрного короля поле за полем. Пять полей, которые необходимо отнять у короля, отмечены стрелкой над доской и звёздочками на ней. Поле с7 слон уже отнял у короля.

16. Cd6 - c7! Kpe8 - f8
Если нельзя пойти слоном на с7 за один ход, то пойди за два:
16. Cd6-b8(e5) Kpd8-e8
17. Cb8-c7 Кpe8-f8.
17. Ce6 - d7 Kpf8 - g8
Король чёрных стремится обежать белого по краю, но белый король пресекает эту попытку.
18. Kpf6-g6! (ЗЕРКАЛО) Kpg8-f8 19. Cс7-d6+ Kpf8-g8 20. Cd7-e6+ Kpg8-h8 21. Cd6-e5X
МАТ!!!
А тебе в подарок маленькие зацепочки, которые тебе помогут запомнить сегодняшний урок.

Шахматный план постановки мата двумя слонами

1. Закинуть СЕТЬ.

2. Сплести КОСИЧКУ.

3. ТРЕУГОЛЬНИК короля (ПЕРЕДАЧА ХОДА).

4. КОРИДОР - загнать короля в угол.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе