Познаем компьютер вместе

Дата публикации: 10.04.18

Мастер – класс для родителей

«Играем в сказку»

Цель: познакомить родителей с приемами сочинения текстов сказочного содержания, как можно описывать героя, как возможно развивать сюжет сказочного текста.

Ход:

В духовной жизни людей на протяжении многих веков важное место занимала сказка – источник радости, мудрости и увлекательных чудес. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является.

«Сказка – сладка, песня – быль», - гласит пословица. Все любят слушать и читать сказки, это выдуманные от начала и до конца истории.

Сказочный фонд очень разнообразен. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка Ряба», «Репка»), и сказки с острым захватывающим сюжетом («Гуси – лебеди», «Кот, петух и лиса»).

Русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательноми образовательном значении сказок и указывали на необходимость широкого их использования. Дети и сказка неотъемлемы, они созданы друг с другом.

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемыйисточник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.

Этот прием Дж. Родари использовал в написании цикла «Сказки по телефону». Для работы с детьми необходимо приготовить два набо­ра картинок: 1) картинки с изображением животных и людей; 2) кар­тинки с изображением предметов. Из каждого набора наугад берут по одной картинке и, соединяя слова-обозначения при помощи предлогов или изменения падежа, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки. Например, ребенок выбрал кар­тинки с изображением рыбки и какого-либо музыкального инстру­мента (скрипки, балалайки, трубы и пр.). Варианты названий сказок могут звучать следующим образом: «Рыба-скрипка», «Рыба в трубе», «Рыбка с балалайкой»

Новое свойство

Использование этого приема в отношении к знакомым сказкам придает им не только оригинальное колористическое решение. Он, практически, изменяет содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая сказка. Например, Колобок не из теста, а из смолы. Тогда сказка может выглядеть следующим образом: «...Катит­ся Колобок, а навстречу ему заяц. «Колобок, Колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я невкусный». «Я тебе не верю», - сказал заяц и только хотел схватить Колобка, как вдруг прилип к нему. Покатился Колобок дальше, и заяц не отстает. Навстречу им волк. Увидел Ко­лобка с зайцем и говорит: «Какая вкусная добыча и прямо сама в лапы идет». «Не ешь нас, волк, мы невкусные». Не поверил волк и только хотел схватить их, как тут же и прилип. Покатился Колобок дальше, а за ним прилипшие звери катятся, не отстают. Навстречу им медведь. Он тоже захотел съесть Колобка, зайца и волка, да не смог - прилип. Катится Колобок, а за ним звери недоверчивые, и тут им навстречу лиса. «Ох, вы мои вкусненькие. Мне же такой еды на сто лет хватит», - обрадовалась лиса, хвать добычу, да тут и прилипла. Покатился Колобок восвояси со своей добычей - к бабуш­ке и дедушке. Обрадовались старики: «И еда, и одежда сами в дом пришли». Заплакали звери: «Отпустите нас, мы больше не будем маленьких обижать». Пожалели их дед с бабой да и отпустили. А на прощание сказали: «В следующий раз верьте тому, что вам говорят». Использовать этот прием можно и как вполне самостоятельный, то есть без применения к знакомым сказкам. Персонажем нового сказоч­ного сюжета может стать любой обыденный предмет, объект, если ему приписываются несвойственные качества, например, «стеклянный че­ловек», «железный котенок» и т.п. Задаваемые качества могут быть самыми разнообразными: ледяной, снежный, пластилиновый, шоко­ладный, песочный, деревянный. Познакомить детей с этим приемом можно и с помощью стихотво­рения.

Сказки наизнанку.

Прием инверсии достаточно распространен в литературе. С его помощью придуманы любимые всеми произведения Б. Заходера «Кит и кот», Д. Свифта «Приключения Гулливера». Использовать этот прием для придумывания сказки можно в самых различных вариантах.

Вариант 1. «Свойства наоборот». Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Напри­мер, сказка «Красная шапочка» зазвучит совершенно по-другому, если волк в ней будет маленький (или добрый), а Красная шапочка - большая (или злая), или Баба-Яга в сказках вдруг начнет совершать хорошие поступки.

Вариант 2. «Все наоборот». Придумать слова-рифмы: лед - мед; гном - гром; мех - смех; кот - бегемот; рыбка - скрипка и т. п. Затем все, что относится к первому слову (свойства, функции и пр.), переносится на второй объект и наоборот (так, как это сделал Б. Заходер в своей сказке). Рифмующиеся слова позволяют писать не толь­ко прозу, но и стихи.

Вариант 3. «Задом наперед». То есть рассказывание сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первона­чальное использование приема предполагает опору на картинки-ил­люстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без на­глядного материала.

Сказки в заданном ключе.

Этот прием достаточно прост в освоении - с его помощью ребенок лишь несколько модифицирует сюжеты знакомых сказок. Существу­ет несколько вариантов использования приема для создания новых сказочных версий.

Вариант 1. «Введение в название сказки нового объекта». Прави­ла игры заключаются в следующем: в название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок-паровоз», «Гуси-лебеди и автомобиль», «Мальчик – с - пальчик и трактор», «Морозко и мячик» и т. п.

Вариант 2. «Я - герой сказки». Знакомая сказка, конечно же, каким-то образом изменится, если в сюжет, образную систему произ­ведения будет введен ребенок в качестве значимого персонажа. Пред­ложите малышу пофантазировать, что произойдет, если одним из ге­роев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости (о чем они ему поведают?).

Составление сказок с помощью метода “Каталога”

Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.), стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм построения тренинга

1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.

2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.

3. Ответы, “найденные” в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.

4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с

помощью книги (выведение алгоритма вопросов).

6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

Жил-был... Кто?

С кем он дружил?

Пришел злой... Кто?

Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?

Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному

герою? Что стало со злым героем?

Где наши друзья стали жить?

Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).

Задается вопрос детям. Например: ”Жил-был кто?”

Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать

пальчиком на любое слово (например: “Жил-был... карандаш!”) Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.

Следующий “ответ” на вопрос ищется на любой другой странице.

Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:

- «Собирать» сюжет в быстром темпе.

Эмоционально реагировать на каждый “найденный” ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).

Использовать приемы драматизации.

Прекратить искать “ответы” в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы “мозгового штурма”.

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных “ответов” и восстанавливали последовательность вопросов. Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

Желаю вам успехов в составлении собственных сказок!

Сказки онлайн

Давайте почитаем сказки! Все дети и взрослые любят их. Здесь всегда добро побеждает зло. Увлекательный сюжет и конечно же волшебство наших онлайн сказок займут фантазию ребёнка. Чудеса и интересный сюжет отвлекут его от беготни и шумных игр. Сказки выполняют не только развлекательную роль. Давно подмечено, что сказки учат нас, через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения. Представленные сказки можно читать как самим, так и слушать сказки онлайн. Это замечательное решение для современных родителей и их детей. Слушая сказки, рассматривайте персонажей на красочных иллюстрациях и смотрите, как они оживают. Вы можете поиграть с ними в игры, которые встроены в книжку со сказочной историей, как на компьютерах, так и на мобильных устройствах. Здесь Вас ждет увлекательное путешествие в сказочный мир.

Факультативный курс «Театр в начальной школе»

Тема: «Играем в сказку »

Цель деятельности учителя: создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка; умения передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями; ч ерез игровые упражнения помочь детям избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов; помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представление о театре, жестах, мимике, интонации.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные. У обучающего будут сформированы:положитель­ное отноше­ние к внеурочной деятельности, интерес к изучаемому материалу, знание основных моральных норм поведения, доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; обучающийся эмоционально «проживать» сказку, ситуацию, выражать свои эмоции, понимать эмоции других; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Регулятивные. Обучающийся научится:принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, принимать позиции слушателя, зрителя, актёра в соответствии с учебной задачей; обучающийся получит возможность научиться : адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные . Обучающийся научится:понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, используя мимику, жесты, интонацию; проводить сравнение; обучающийся получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения поставленной задачи, анализировать, обобщать.

Коммуникативные . Обучающийся научится:при­нимать участие в работе парами и группами, до­пускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости; обучающийся получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, принимать другое мнение и позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы : коллективная, групповая, индивидуальная; словесный, игровой, практический .

Виды упражнений: упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов.

Драматизация сказки Ю. Кушак «Репка», кукольный спектакль (представление на ширме) «Три поросёнка» И.П.Максимовой.

Оборудование: компьютер, презентация, ширма с декорациями к сказке «Три поросёнка», перчаточные куклы; костюмы к сказке «Репка».

Ход занятия:

    Актуализация знаний. Постановка цели.

Психологический настрой. Слайд 1

Дети, как я рада, что мы опять собрались все вместе. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. Стряхните сон! Пожелайте друг другу удачи. Сегодня у нас много интересной работы.

Тема нашего занятия « Играем в сказку». Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (Мы будем продолжать учиться передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.)

    Начнём наше занятие с речевой разминки . Слайд 2

А) Жужжала муха около уха. Ж-Ж-Ж

Летел комар и звенел. З-З-З

Скакала лошадка. Цок-цок

Рычал тигрёнок. Р-Р-Р

Ползла змея. Ш-Ш-Ш

Б) Скороговорка

Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

III . Усвоение новых знаний и способов действий.

Слайд3

Сл4 Прочитай как артист!

сл5 -6 Угадай сказку!

Инсценирование сказки Ю.Кушак «Репка» на новый лад.

Чему учит сказка?

IV . Физминутка «Вуги-вуги»

Творческие задания на развитие пантомимики:

1.Взять со стола карандаш так, как будто это:

  • горячая печеная картошка

    маленькая бусинка.

2.Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица)

3. Показать частями тела: работа в группе

    как твои плечи говорят: «я горжусь».

    как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».

    как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»

    как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».

    как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»

    как твой палец говорит: «иди сюда».

4.Превращение предмета
Варианты превращения разных предметов:

    карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

Специальная театральная игра: «Одно и тоже по-разному» .
I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа - задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
г) идти по бревну или узкому мостику;

III группа - задание «размахивать руками».

Возможные варианты:

а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д. чистить картошку

Мы приглашаем присутствующих в наш кукольный театр.

Представление на ширме «Три поросёнка» (И.П.Максимова)

Чему учит сказка?

V . Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 10

Благодарим всех за внимание. Успехов вам, ребята!

Сказка “Репка”.

Возле дома огород. Бабка с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком, дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед, он в большой тулуп одет.
Из открытого окна деду музыка слышна.
“На зарядку, на зарядку становись!”

Дед. У меня здоровье крепкое, посажу-ка лучше репку я.

Бабка. И у бабки без зарядки, слава богу все в порядке!

Внучка. Клонит бедную ко сну! С понедельника начну.

(Выходят Жучка и кошка.)

Жучка. Поиграем лучше в прядки!

Кошка. Обойдемся без зарядки.

Жучка за кошкой, Кошка – в окошко.
Выходит мышка в спортивных штанишках,
Майка на теле, в лапках гантели.

Мышка .

Раз и два! И три – четыре! Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать – бегемота поднимать!

Дед. Ох, умаялся с утра.... (Уходит).

Бабка. Да и мне на печь пора. (Уходит или садится на лавку.)

Звучит музыка. “На зарядку, на зарядку становись”.

На крылечке снова дед. Видит репу в огороде и себе не верит вроде.
Встал он возле репки – репка выше кепки.
Из открытого окна та же музыка слышна.
Эх, бульдозер бы сюда, без него – совсем беда!

Дед. Тянет – потянет – вытянуть не может.

Где ты, бабка?

Бабка. Я сейчас! Ай да репка удалась!

Дед. Как тянуть? С какого боку? Выйди внучка на подмогу!

Внучка. Ломит спину, ноют ручки! Нет, не справиться без Жучки.

Жучка. Разбудить придется кошку. Пусть потрудится немножко!

Бабка. Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка. Мышку звать? Какой позор! Мы пока и сами, кажется, с усами.

Мышка.

Чем топтать без толку грядку – становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться, надо сил набраться!

Бабка.

Влево – вправо, влево – вправо, получается на славу!
Встали! Выдохнуть, вздохнуть! А теперь пора тянуть!

Играем в сказку с детьми дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей ДОУ, может быть интересен также педагогам дополнительного образования.Данные игры могут использоваться родителями в совместных домашних играх с детьми.

Игра с элементами драматизации: сказка для самых маленьких (для работы с подгруппой детей младшего дошкольного возраста)

Цель: учить действиям с театрами разных видов, развивать творческие способности.
Воспитатель:
- Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке (звучит мелодия В. Дашкевича к передаче «В гостях у сказки»).
На лесной полянке жили-были маленькие зверята (воспитатель раскладывает кусочек ткани с изображением цветов, имитирующий цветочную поляну).

Это были зайчонок, медвежонок, лисенок, волчонок и ежонок (раздает детям картинки-фигурки пальчикового театра, они надевают их на средний и указательный пальцы).



Однажды они собрались на полянке все вместе.
Вдруг они увидели необычное животное (надевает на пальцы изображение щенка).


Они испугались и решили его прогнать, и громко затопали ногами. Как они это сделали? (дети «топают» пальцами-ножками зверей).
Но их новый знакомый не испугался. Тогда лесные звери решили испугать его и зарычали. Как они это сделали?(дети рычат).
Но новый знакомый снова не испугался. И громко залаял: гав-гав-гав!
Звери разбежались в разные стороны, но незнакомец так весело завилял хвостом, что звери обрадовались, запрыгали и побежали навстречу новому другу. Как они радовались? (дети выполняют свободные движения с фигурками персонажей).

Звери подружились и все вместе затанцевали под легкую музыку.
Так началась дружба лесных зверей и домашнего щенка, и так закончилась наша маленькая сказка.

Дидактическая игра «Сказочный куб» (для индивидуальной работы или работы с подгруппой из 3-4 человек)

«Сказочный куб» представляет собой со всех сторон оклеенный изображениями сказочных персонажей (или объектов живой природы) куб с наклеенным на каждой стороне вместо лица персонажа маленьким зеркальцем.
I вариант организации работы с кубом (младший дошкольный возраст):
Цель: ребенок должен представить себя сказочным персонажем (цветком, бабочкой и др.) и попытаться передать его настроение или свое настроение в новом облике.

Воспитатель:
- Посмотри внимательно на стороны кубика: кем бы ты хотел сейчас побыть? (Солнышком). Посмотри в зеркальце. Солнышко, какое у тебя настроение? Покажи. Если тебя закроет тучка, какое настроение у тебя будет? Какое настроение у солнышка, когда она встает? А какое, когда садится?..

Представь себя рыбкой. Как рыбка улыбнется своим друзьям? Какой растерянной она станет, когда заблудится среди водорослей? Какой строгой и серьезной она будет, когда станет взрослой?

Побудь немного ёжиком. Как он фыркает носом, когда разгребает сухие листочки в лесу? А как он затихает и прищуривает глаза, когда чувствует опасность?

Хочешь немного побыть клоуном? Кто такой клоун? (Человек, который веселит людей в цирке). Как он смеется? Как он плачет? Какую забавную рожицу он может изобразить, чтобы рассмешить детей в цирке?
(Задания предлагаются воспитателем на выбор, но не более трех в один раз).

II вариант организации работы с кубом (старший дошкольный возраст):
Цель: ребенок должен представить себя сказочным персонажем (цветком, бабочкой и др.) и, по заданию воспитателя говоря от его лица, попытаться передать его настроение, голос.

Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какой интересный куб у меня в руках! Он волшебный! С его помощью можно рассказывать сказки, но не простые и хорошо нам знакомые, а новые, придуманные нами.
Для этого нужно посмотреть в зеркальце, представить себя тем сказочным персонажем, который изображен на стороне кубика и придумать, что он может сказать.
Итак, давайте начнем нашу сказку…
Жил-был на свете Зайчик-побегайчик (передает кубик одному из детей). Однажды он заблудился в лесу. Очень испугался и дрожащим голосом сказал: ……..
Испуганного зайчика увидел Медвежонок и решил ему помочь (передает кубик следующему ребенку). Он громко, но вежливо спросил: ……..
Зашуршал прошлогодними листьями ежонок, огляделся по сторонам, зажмурился от яркого солнца и проговорил, тихо и спокойно: ……..
Вы знаете, ребята, что с бедой можно справиться только всем вместе и дружно.
Посоветовались звери и придумали вот что: ……..
Так закончилась эта сказка.


familyr_school wrote in April 16th, 2012

текст: Лена Чарлин, iz_antverpena

Кто сказал, что игра в сказки заканчивается вместе с ранним детством? Я прекрасно помню, как и, будучи подростками, мы играли в «Карлсона». После отбоя в трудовом лагере наша дружная компания не придумала развлечения лучше, чем шариковой ручкой нарисовать на простынях лица привидений и отправиться под окна соседнего корпуса пугать ребят из параллельного класса. По приезду домой мы, конечно, выслушали немало воспитательных слов от мам за испорченные простыни, но как же в ту ночь было весело! Мы убегали от проснувшихся друзей прямо по крапиве, стягивали простыни на бегу и хохотали.

Я вспоминаю тот летний день из своей школьной жизни, потому что мой сын как раз вошел в возраст, когда сюжеты из книг стали жить в его повседневных играх. И это он накидывает сейчас простынку на голову и говорит: «Я привидееение, дикое, но симпатишное». Четырехлетний Марик пока не догадывается нарисовать рожицу на простыне. Но чует мое сердце: дойдет и до этого.

Когда фантазия на исходе и уже не хочется по десятому кругу играть в доктора, магазин и детский сад, я обращаю свое внимание на полки с яркими рядами детских книг. Вот уж где таится по-настоящему неиссякаемый источник вдохновения и сюжетов для игр с детьми.

Откроем книгу

Этой весной мы записали Марика в библиотеку и увидели на стеллажах столько книг из собственного детства, о которых мы уже и подзабыли, увлекшись новинками, чаще всего зарубежными, которыми радуют нас современные издательства. Библиотечный «Цветик-семицветик» Катаева мы продляли трижды, пока, наконец, интерес к этому рассказу не стал у моего сына умеренным. Маленький принц просил нарисовать ему барашка, а Марик однажды обратился ко мне с просьбой:

Нарисуй мне цветик-семицветик, пожалуйста.

Я нарисовала. Марик раскрасил цветок, затем мы его вырезали, и после этого сама собой напрашивалась игра в одноименную сказку. Мы адаптировали сюжет под свои реалии: вместо катаевской девочки Жени главным героем стал мальчик Марик, но в остальном сценарий был соблюден. С каким восторгом сын отрывал лепесток за лепестком, подбрасывал их в воздух, выкрикивал «Лети-лети лепесток!..», спасался от медведей с Северного полюса и игрушек, обрушившихся на него разноцветной волной, и велел, чтобы хороший мальчик Витя стал здоров. Эта игра создала эффект волшебства в привычной квартире - сказки, пришедшей в наш дом.

Это был не первый опыт оживления сказки. Еще когда сын научился разговаривать предложениями, мы начали играть в «Телефон» Чуковского. В этом стихотворении много ролей и мы этим пользовались: в поездке, поликлинике или на прогулке рассказывали «Телефон» на разные голоса. Или Марик забирался в домик на детской площадке, который сразу превращался в Теремок. Мы, родители, играли роль рассказчиков, а Марик озвучивал персонажей от мышки-норушки до медведя.

В обычной домашней обстановке без труда можно найти героев русских народных сказок - в ход идут мягкие и резиновые игрушки, фигурки из киндер-сюрпризов, даже вырезки из журналов. Для детей не так важна эстетическая совершенность образов - их не смутит, если медведь будет по размеру меньше зайца. Значение имеет само наличие персонажей, которых можно держать в руке, водить, кормить, укладывать спать.

Хорошее подспорье для представлений - наборы для кукольного театра. Пальчиковые игрушки или куклы, что надеваются на руку. А также картонный кукольный театр с декорациями к сказкам - моделью бревенчатой избы, столовой трех медведей, печкой, в которую можно посадить еду. Получается два занятия в одном - сюжетно-ролевая игра по сказке и конструктор, над которым нужно потрудиться.

Героев - в жизнь

Игры с малышом, который еще не владеет большим словарным запасом, но уже любит читать, не обязательно предполагают театрализованное действо. В раннем возрасте можно воспользоваться тем, что дети любят делать: рисовать, клеить аппликации, лепить любимых героев. Мы так слепили из пластилина персонажей книг Арнольда Лобела Квака и Жаба. Второстепенных героев в этих историях практически нет, поэтому оставалось лишь внедрить Квака и Жаба в простые декорации вроде леса, домика или снежной горы, и игра была готова.

Игра в литературные произведения активизирует фантазию ребенка. И вот уже в следующий раз не родитель становится режиссером, а сам ребенок придумывает новые повороты сюжета с полюбившимися героями сказок. Так, когда Марик увлекся насекомыми и мы подарили ему набор пластиковых пчел, жуков и стрекоз, он тут же придумал игру в «Муху-Цокотуху», ведь теперь все персонажи знакомой сказки были у него перед глазами. А после прочтения «Баллады о маленьком буксире» Бродского, папа Марика передал ему по наследству еще свой старый деревянный конструктор для строительства кораблей, и сын развивал корабельную тему.

Примеры для подражаний

Воображение разыгрывается, как только для этого создается благодатная почва. Так после прочтения «Доктора Айболита» ребенок начинает играть в поликлинику, куда приходит лиса, которую укусила оса, и барбос, кого курица клюнула в нос. Айболитом выступает, конечно же, сам ребенок. В этом еще одна прелесть игры в сказку - в процессе дети проявляют свое отношение к героям. Положительное - к добрым, отрицательное - к плохим. Заметно, как они наделяют персонажей качествами, которые улавливают еще при чтении. И Бармалей у них разговаривает низким голосом, и детские брови сдвигаются так же, как у злого разбойника на картинке в книге. А Айболит всегда улыбается, ко всем добр и заботлив. Увлекшись книгой, а особенно героем, ребенок отождествляет себя с ним, на какое-то время может начать носить его имя и просить родителей тоже побыть персонажами. Это все совершенно нормальные явления, так проявляет себя полет детской фантазии.

Мальчишки читают «Детей капитала Гранта» и на импровизированных кораблях, сколоченных из старых досок, пересекают моря и океаны, плывут к неизведанным землям, чтобы найти капитана, чья просьба о помощи была обнаружена в бутылке внутри рыбы-молота. Дети всего мира влюбляются в бесстрашную, добрую и не желающую взрослеть Пеппи Длинныйчулок и воображают, что именно они живут на вилле «Курица», покупают сто кило леденцов для детей и умеют носить на руках лошадь. А для читателей, полюбивших «Хроники Нарнии», любой платяной шкаф будет представляться дверью в таинственную страну, которую нужно освободить от власти Белой Колдуньи.

Отражения в реальности

Часто в детских книгах можно почерпнуть идеи для повседневных ритуалов. Нам, например, понравилась традиция укладывания, которую предлагает папа зайчику Карлхену в книге «Карлхен, папа, мама и бабушка Никкель» . Непоседа Карлхен, как и большинство детей, не любит укладываться спать, тогда его папа достает из кармана свисток и объявляет посадку на тапочковый поезд. Малыш Карлхен становится на папины ноги и, «чух-чух, чух-чух», вдвоем они объезжают комнаты, которые на время игры превращаются в станции Морковьбург (мама дает зайчику погрызть морковку перед сном), Мойбург (малыш чистит зубы) и, наконец, Спибург (Карлхен прыгает в кровать и желает всем спокойной ночи). Казалось бы, всего пять минут игры, а ассоциации с укладыванием остаются самые приятные и веселые.

Или интересна серия книг про бобра Кастора , в которых главный герой учит маленьких читателей печь пирог, столярничать, шить или выращивать фасоль. Какой любопытный ребенок удержится от того, чтобы попробовать то, что так хорошо получается у Кастора. Вот оно - бескрайнее поле для совместных дел детей и родителей, подкрепленное иллюстрациями из книги. Как это приятно - испечь точно такой же пирог, как у Кастора на картинке. Или вместе покрасить шкафчик, научившись при этом смешивать цвета.

Вне информационного пространства дети не смогут догадаться, как нужно играть в сюжетно-ролевые игры.

Лучшие подсказчики - это, конечно, родители, но и книги приходят на помощь, например, тематические энциклопедии. После прочтения энциклопедии «Пожарная команда» мой сын увлекся темой огня и пожаров, и проигрывал прочитанный сюжет о том, как из-за забытой на столе свечки начался пожар и как его тушили. В данном случае хороша и образовательная часть игры: на примере из книги ребенок узнает, как нужно быть осторожным с огнем.

Недавно в детском саду Марик участвовал в своем первом спектакле - их младшая группа ставила «Сказку о глупом мышонке» Маршака. Роль у сына была короткой, но сами приготовления - то, как мы мастерили ему костюм, репетиции в садике и разговоры на тему спектакля были долгоиграющей темой в нашей семье. Чтобы немного подбодрить мальчика, стесняющегося выступать, мы играли в «Сказку о глупом мышонке» и дома.

Мечтаем о будущем

В первые теплые дни весны мой сын мечтает о том, что летом он будет собирать землянику на даче, прямо как в рассказе «Дудочка и кувшинчик» с присказкой «одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится». Пока Марик тренируется на пластилиновых ягодах. А я думаю: еще несколько лет, и мы будем с ним не только инсценировать сказки, но и играть в литературные игры. Я скажу: «Старик», Марик ответит: «Хоттабыч». Он назовет: «Железный», я продолжу: «Дровосек». Мы будем составлять кроссворды на тему любимых книг, перечислять литературных персонажей на манер игры в города и продолжать друг за другом известные фразы из произведений. К тому времени цепочка из прочитанных нами книг станет еще длиннее. И я очень надеюсь, что конца этой цепочке не будет никогда.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе