Познаем компьютер вместе

Краеведческая игра-викторина

«Родной край – сердцу рай». /Сценарий классного часа/

Эпиграф: Легли налево и направо

Моей поэзии края,

Есть у меня своя держава,

Хоть маленькая, да своя.

(Иван Александров)

Приложение: DVD -диск (сценарий, презентация, мультимедиафайлы).

Материально-техническое обеспечение : для проведения игры необходимы следующие технические средства: ноутбук (или компьютер), мультимедийный проектор, колонки, микрофоны, экран.

Цель: активизация интереса к изучению родного края у учащихся, воспитание у них чувства гордости за причастность к истории.

Задачи:

    закрепление знаний по истории родного края;

    стимулирование интереса к изучению истории своей Родины;

    воспитание патриотических чувств учащихся;

    развитие мышления, расширение кругозора.

Форма проведения: игра.

Вступление.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, что «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своего Отечества. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.

Проведение для учащихся экскурсионных поездок по родному краю, часов общения, музейных уроков, турниров эрудитов, познавательных игр развивает их мышление, повышает интеллект, расширяет кругозор, способствует воспитанию таких качеств личности, как: ответственность, порядочность, доброта, коллективизм и многих других.

по подготовке и проведению воспитательного мероприятия.

Краеведческая игра-викторина «Родной край – сердцу рай» – одна из форм проведения классного часа для учащихся средних и старших классов. Для того чтобы игра прошла интересно, и учащиеся и организаторы игры должны к ней тщательно подготовиться. Учащимся необходимо познакомится с краеведческой литературой, по возможности посетить достопримечательные места города (можно виртуально, используя ресурсы сети Интернет). Организаторам игры – педагогам составить вопросы с учетом возраста учащихся и изученного на уроках и во время экскурсий краеведческого материала.

В ходе воспитательного мероприятия используются методы стимулирования (соревнование и поощрения), методы игры, воспитывающих ситуаций, импровизации и др.

При проведении игры используются следующие педагогические технологии: интерактивные, игровые, проблемное обучение.

Большую роль в качественном проведении игры отводится выбору ведущих. Ведущие должны сами хорошо знать все представляемые краеведческие объекты, даты, знаменитых орловцев и амчан и т.п. Ведущие должны вести игру, подбадривая ее участников, а так же уметь удерживать внимание всех участников игры, поэтому с ведущими заранее проводятся репетиции. В качестве ведущего может быть, как классный руководитель, так и старшеклассники или родители учащихся.

Игра должна стать для учащихся событием интересным и познавательным, а не мероприятием для галочки.

Предварительная подготовка.

Необходимо заранее выполнить презентацию, в которой помещены вопросы игры. Из числа старшеклассников выбираются ведущие, подбираются музыкальные моменты, оформляется кабинет соответственно теме игры.

Учащиеся класса делятся (по желанию) на игроков и зрителей. У каждого участника имеется по 4 таблички с цифрами: 1,2,3,4, которые они поднимают, выбирая один из предложенных ответов.

Заранее подготовлен стол для членов жюри, на столе таблички с фамилиями членов жюри, на столах оценочные листы, ручки.

Необходимо предусмотреть места для зрителей.

За неделю в классе (школе) необходимо вывесить красочное объявление о проведении игры-викторины.

Сценарий классного часа:

Звучат фанфары.

Ведущий 1: Добрый день, знатоки истории Орловского края. Богата история Орловщины на исторические события, героические личности. Здесь жили и живут замечательные мастера, талантливые музыканты, художники и писатели. Через два года Орлу исполнится 450 лет, а Мценску – 870, в честь этих грядущих юбилейных дат мы сегодня проводим краеведческую игру-викторину «Родной край – сердцу рай». Тематика вопросов касается и родного села, и Мценского края, и Орловщины в целом.

Ведущий 2: Разрешите познакомить вас с правилами игры:
1. В игре участвуют 8 учащихся.
2. Участники должны ответить на вопросы пяти туров.
3. В каждом туре участникам предлагается по несколько заданий (вопросов).
4. За каждый правильный ответ игрок получает одно очко.
5. На обдумывание каждого вопроса дается 10 секунд.
6. После каждого тура «отсеивается» один игрок, набравший наименьшее количество очков (при равенстве очков жюри принимает решение о выходе из игры или о продолжении борьбы данных игроков).
7. В финал выходят три игрока, и среди них определяется победитель игры.

Ведущий 1: Нашу игру будут судить члены жюри в составе … (называются ф.и.)

Ведущий 2: На ваших столах лежат таблички с цифрами 1,2,3,4. Выбирая ответ на вопрос, вы будете поднимать ту табличку, которая соответствует, по-вашему мнению, правильному ответу. Итак, все правила игры сообщены, мы начинаем игру.
Фанфары возвещают о начале каждого тура.

I тур «Исторический».

Задание № 1.

1. В каком году основан город Мценск? (№ 2)

2. Какой год является годом основания г. Орла? (№ 4)

Задание № 2.

    Какой из этих гербов является гербом Мценского района? (№ 2)

    Под каким номером герб города Орла? (№ 3)

2.

3.

4.

Задание № 3.

    Назовите год основания школы в селе Спасское-Лутовиново? (№ 2)

    В каком году было построено современное здание школы? (№ 4)

II тур «Фотогеографический».

Задание № 1.

    Какой город не находится в Орловской области? (№ 4)

    1. Новосиль

Задание № 2.

1. Какая из изображенных на картинках площадей является Вокзальной? (№ 4)

2. На какой открытке изображена Орловская площадь? (№ 3)

1.


2.

3.


4.

Задание № 3.

    На какой из картинок изображён Орловский государственный университет? (№ 4)

    На какой из картинок изображено здание краеведческого музея г. Орла? (№ 2)

1.

2.

3.

4.

Задание № 4.

    На какой из картинок изображён Орловский рысак? (№ 3)

    На какой картинке изображена самая маленькая лошадь пони? (№ 1)


1.


2.

3.


4.

Задание № 5.

    Какая из этих церквей находится в с. Спасское-Лутовиново? (№ 3)

    На какой из этих картинок показана церковь в скиту священномученика Кукши близ д. Фроловка Мценского района? (№ 1)

1.


2.

3.


4.

Задание № 6

    Какой из этих памятников И.С. Тургеневу находится в г. Мценске? (№ 1)


1.

2.


3.

4.

III тур «И здесь была война…».

Задание № 1.

1. Назовите дату освобождения Мценска от немецко-фашистских захватчиков? (№ 1)

2. Когда был освобождён Орёл от немецких войск? (№ 4)

Задание № 2.

1. Кто из этих Героев Советского Союза, Отечественной войны 1812 года родился в селе Спасское-Лутовиново в 1913 году? (№ 2, Данков Фёдор Трофимович)

2. Кто из этих людей, воевавших и на Орловщине, трижды удостоен звания Героя Советского Союза? (№ 1, Кожедуб Иван Никитович)

1.

2.

3.

4.

3 – Кочергин Егор Петрович, уроженец д. Подберёзово Мценского района, 4 – Ермолов Алексей Петрович, уроженец с. Лукъянчиково Мценского уезда.

Задание № 3.

1. Какой из этих памятников не находится в Мценском районе? (№2, Кривцовский мемориал, Болховский район)

2. Какой из этих памятников был установлен на станции Мценск в 2003 году по инициативе поисковиков из школы № 8 города Мценска? (№ 4)

1.

2.


3.


4.

IV тур «Литературный».

Задание № 1.

Звучит стихотворение:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что
Солнце - центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик, а именно желтый карлик, спектрального класса G2; масса М ¤ ~2.10 30 кг, радиус R ¤ =696 т. км, средняя плотность 1,416.10 3 кг/м 3 , светимость L ¤ =3,86.10 23 кВт, эффективная температура поверхности (фотосферы) ок. 6000 К. Период вращения (синодический) изменяется от 27 сут на экваторе до 32 сут у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с 2 .

Химический состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород - ок. 90%, гелий - 10%, остальные элементы - менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии - ядерные превращения водорода в гелий в центральной области Солнца, где температура 15 млн. К. Энергия из недр переносится излучением, а затем во внешнем слое толщиной ок. 0,2 R ¤ - конвекцией. встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же ,
Как вчера, пришел я снова,
Что
Душа - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сродне учение о переселении душ - метемпсихоза). все так же
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня веселье веет,
Что не знаю сам, что буду

Петь – но только песня зреет.

1. Кто из этих писателей-орловцев является автором этого стихотворения? (№ 4, А. Фет)

2. Кто из этих писателей родился в 1870 году? (№ 2, И. Бунин)

3. Кому из этих людей принадлежат слова: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить». (№ 3, Ф. Тютчев)

1.

2.

3.


4.

Задание № 2.

1. Какое из этих зданий является усадебным домом И.С. Тургенева? (№ 2, Спасское-Лутовиново)

2. Какой из этих домов расположен в селе Овстуг Брянской области? (№ 3, усадьба Ф.Тютчева)

1.


2.


3.

4.

Задание № 3.

1. 15.02.32 – 18.09.10 . Годы жизни какого писателя-амчанина здесь указаны? (№ 1)

2. Имя какого писателя носит Мценская городская библиотека? (№ 2)

1) И.В. Александров

2) И.А. Новиков

3) Е.А. Благинина

4) Н.С. Лесков

Задание № 4.

1. Кто из писателей-орловцев родился в селе Новосёлки Мценского уезда? (№ 2)

2. Именем какого писателя названа Орловская областная публичная библиотека? (№ 3)

1) И.С. Тургенев

2) А.А. Фет

3) И.А. Бунин

4) Л.Н. Андреев

V тур «Музыкальный».

Задание № 1.

Звучит музыка (В.С. Калинников, серенада для струнного оркестра).

1. Какому композитору принадлежит это произведение? (№ 3)

1.

2.

3.

4.

1 – Евгений Петрович Дербенко (известный орловский композитор-гармонист, заслуженный деятель искусств РФ), 4 – Ирина Кирилловна Хрисаниди (известный орловский композитор, педагог, исполнитель).

Задание № 2.

Звучит романс «Утро туманное» на стихи И.С. Тургенева в исполнении Александра Малинина.

1. Кто написал слова к романсу «Утро туманное»? (№ 4)

2. В чьём исполнении прозвучал романс? (№ 1)


1.

2.

3.

4.

Задание № 3.

1. На какой картинке изображен Орловский музыкальный колледж? (№ 2)


1.

2.


3.


4.

Финал игры

«ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ»

Из букв, входящих в слово «достопримечательность», нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовет последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 3 минуты.

Слова:

Сто, лен, лень, стоимость, прима, мать, наледь, ларь, лад, дар, ель, чан, дрань, даль, ар, Ом, стол, лом, примета, час, чистота, сон, слон, сироп, рот, стоп, топор, мечта, пила, песнь, мел, тело, читатель, нос, стон, пар, постель, пристань, порочность, меч, лето, осень, мир, мат, честь, трость, Рим, метель, мост.

В конце игры члены жюри подводят итоги, проводят награждение победителей и участников.

В заключение звучит песня «Гляжу в озёра синие».

(На доске в увеличенном виде висит карта, по которой дети будут путешествовать в течение викторины. В кружочки вписываются баллы, которые они получают по мере продвижения от станции к станции)

(Путешествуют две команды.)

Вступительное слово:

Ребята, знакомы ли вы с понятием “патриот”? Что это означает?

Это человек, который любит свою Родину. Но просто любить недостаточно, необходимо знать историю своей малой Родины, то есть Мурмана. И мы с вами уже начали ее изучение.

Правила викторины:

У каждой команды присутствуют специальные светофорики, кто быстрее их поднимает, тот и отвечает;

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Цели: повторить, обобщить и расширить ранее полученные знания по краеведению Мурманской области.

Образовательная: формирование у школьников системы знаний об истории развития края, материальной, духовной культуре северян.

Развивающая: развитие умений и навыков, необходимых для активной, творческой жизнедеятельности в современных условиях для успешной социализации молодёжи.

Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к событиям и процессам, происходящим в области, стране.

Оборудование урока: карта Мурманской области;карта-схема города Мурманска.

Раздаточный материал: тесты.

Вопросы и задания

1 станция. Географическая, схематическая расположение Мурмана.

(Работа с исторической картой города Мурманска.)

Покажи на карте Кольского полуострова мурманский берег, Кольский залив, город Мурманск, другие города Кольского полуострова, которые ты знаешь;<Рисунок 1>

Попробуй с закрытыми глазами схематично изобразить Кольский залив, мурманский берег => обозначь районы города Мурманска (сколько их) - Ленинский, Октябрьский, Первомайский.<Рисунок 2>

2 станция. Улицы города.

(Работа с карточками, на которых написаны названия улиц города.)

Расположи улицы города в районы, где они находится

Ленинский: Лобова, Хлобыстова, Гагарина, Бредова, Свердлова, Аскольдовцев;

Октябрьский: проспект Ленина, капитана Егорова, Гвардейская, площадь Привокзальная, Полярные Зори, Челюскинцев;

Первомайский: Орликовой, проспект Кольский, Беринга, Копытова, Крупской, Морская.

3 станция. Памятные места.

(Работа с фотографиями памятных мест и архитектурных сооружений города)

Соотнеси место или памятник с районом расположения (поместить картинку в район, где находится):

Ленинский: памятник неизвестному солдату, дворец творчества “Лапландия”;

Октябрьский: Бредова, Кирова, Киров, Арктика, Бассейн, Вокзал; Первомайский: охрана природы, Долина уюта, кинотеатр “Атлантика”.

4 станция историческая. “Блиц-опрос” (вопрос-ответ)

2. Сколько лет нашему городу? - 89 лет;

3. Что такое варница? - Устройство для добычи (варки) соли из морской воды;

4. Что такое гукор? - Промысловое и грузовое двухмачтовое судно русских поморов;

5. Кто такие поморы? - Русское население, проживающее у побережья Белого и Баренцева морей;

6. Кто такой писец? - Лицо, занимавшееся перепиской или составлением рукописей и рукописных книг в Древней Руси;

7. Что такое писцовая книга? - В ней содержатся подробные сведения о населенных пунктах, количестве жителей Кольского полуострова в начале 17 века;

8. В каком районе расположена школа №50? - Первомайский;

9. Где находится Мурманская область? - На Кольском полуострове за полярным кругом.

10. Какие горы есть на Кольском полуострове? - Хибинские, Ловозерские;

11. Как называют коренных жителей Ловозера? - саамы;

12. Чем покрыты сопки? - лишайником, мхом;

13. Как переводится Монче-тундра? - Красивая тундра;

14. Какими морями омывается наш край? - Белым, Баренцевым.

5 станция. Информационная.

Дети заранее подготовили сообщение о Мурмане. Каждое выступление приносит балл своей команде.

Примерные варианты сообщений:

О рождении города Мурманска;

О морском порте;

О животном мире Кольского полуострова;

Города-побратимы города Мурманска;

Геральдика городов-побратимов города Мурманска.

6 станция. Работа с тестами: “Развитие образования на Мурмане в 30-40-е годы ХХ века”.

Работа с раб. листам по командам <Приложение 1 >

Каждый правильный ответ = 1 баллу.

7 станция. “Построй памятник”.

Командам раздаются конверты с разрезанным на мелкие кусочки изображением памятника культуры (памятник Неизвестному солдату, памятник А. Бредову). Необходимо как можно быстрее, собрать разрезанною картинку с изображением памятника. Учитывается качество и быстрота выполнения задания.

Пока жюри подводит итоги - конкурс болельщиков.

2. Как называется сияние в зимнем небе Мурманска? – (Северное сияние)

3. Мурманск расположен на берегу – (Кольского залива)

4. Продолжите фразу: Зимой-полярная ночь, а летом-? – (Полярный день)

5. Северные ветры приносят в зимнее время - оттепели, а южные-? – (Похолодание)

Слово жюри, результаты

Лучшие знания показала команда “……”,она посвящается в краеведы и получает отличный значки А команда “ ” получает поощрительные призы.

Заключительное слово

Сегодня мы ещё раз убедились в том, насколько богато интереснейшими событиями история нашего края, какое культурное наследие осталось нам от предков. А совершать путешествие по Мурману помогли 2 команды “……” и “…….”. Огромное спасибо за участие, до новых встреч!

Конспект проведения викторины по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет на тему "Ознакомление с малой Родиной"

Штырова Светлана Викторовна, воспитатель, МБДОУ детский сад №58 "Снежок", г.Ульяновск
Описание: данный конспект может быть использован воспитателями дошкольных учреждений для проведения занятий с детьми подготовителной группы. Занятие проводится в форме викторины, что позволит детям лучше усвоить материал по патриотическому воспитанию.
Цель: выявить знания детей о своей малой Родине, ее истории.
Задачи:
- расширять представление о родном крае;
- продолжить ознакомление детей с достопримечательностями региона, в котором они живут;
- формировать у дошкольников элементарное представление о системе общественного устройства;
- воспитывать уважение к законам и правилам, принятым в обществе;
- воспитывать любовь к своей малой Родине.
Материал: флаг и герб г.Ульяновска и Ульяновской области, портреты известных земляков, фотографии и иллюстрации памятников и иных достопримечательностей города.

Ход викторины:

Воспитатель: "Россия - страна, в которой мы живем. В России очень много городов, поселков, деревень. Ульяновск - один из городов России. И сейчас мы поговорим о нашем городе. Мы проведем викторину, где я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. За каждый правильный ответ вы будете получать по "звездочке". В конце викторины мы подведем итоги - посчитаем все "звездочки" и узнаем, кто из вас лучше знает о нашем родном городе.
Воспитатель задает детям вопросы (в скобках перечислены возможные ответы детей):
1. "Что такое "малая Родина?" (Место, где мы родились, живем. Для нас малая Родина - это город Ульяновск)
2. "Какие реки протекают в нашем городе?" (Волга, Свияга)
Поскольку наш город расположен на берегу реки Волги, край, в котором мы живем, называется Поволжский. В нашем городе живут много людей. Все мы называемся жителями города. Жителей разных городов называют по-разному, например, в Москве - москвичи, в Самаре - самарцы, в Казани - казанцы)

3. "Как называют жителей г.Ульяновска?" (ульяновцы)
4. "А знаете ли вы, как наш город назывался раньше?" (Симбирск)
5. "Жителей Симбирска как называли?" (симбиряне)
6. "Можете ли вы назвать народы Поволжья?" (русские, татары, чуваши, мордва)
7. "Обратите внимание на иллюстрации. Узнаете ли вы кто изображен на них? (дети рассматривают иллюстрации и определяют народы Поволжья)
8. "Чем отличается один народ от другого?" (разные языки, костюмы, традиции, национальные блюда)
9. "Расскажите, что общего между людьми разных национальностей?" (все они являются жителями Поволжья)
10. "Знаете ли вы основателя нашего города, кем он был?" (Богдан Хитрово, воевода)
11. "В чью честь был переименован наш город из Симбирска в Ульяновск?" (в честь Владимира Ильича Ленина (Ульянова))
12. "Знаете ли вы, кем был В.И. Ленин?" (государственный деятель, руководитель нашего государства в прошлом веке, наш знаменитый земляк). Именно в его честь наш город стал называться Ульяновском, а область получила название Ульяновская)
13. "Каждая территория имеет свой флаг и герб. Сможете ли вы узнать на фотографиях герб Ульяновска, герб Ульяновской области, флаг Ульяновска, флаг Ульяновской области?" Предложить детям описать их. Ранее областей не было, были губернии, а город Симбирск являлся центром Симбирской губернии. Если имелись губернии, значит, должен был быть и губернатор.
14. "Кто такой губернатор?" (человек, который управлял всеми делами губернии). В разные времена было много разных губернаторов. Все они были достойными людьми. Все они старались, чтобы жителям жилось спокойно и благополучно.
15. "Назовите, кто сейчас является губернатором г.Ульяновска?" (Сергей Иванович Морозов). У губернатора очень много забот. Одному ему с ними не справиться. И в помощь губернатору избирается Городская Дума.
16. "От какого слова происходит слово "Дума"?" (от слова "думать"). Жители города сами избирают Думу. Дума принимает важные решения по благоустройству нашего города.
17. "Если Городская Дума и Губернатор приняли решение, нужно ли его выполнять?" (нужно обязательно). Их решения исполняет Городская Управа.
18. "От какого слова произошло слово "Управа"? (От слова "управлять)
В Управе создавались различные комиссии, каждая из которых ведала своим делом. Благодаря усилиям Городской Думы, Управы наш город становился все краше и уютнее. Сейчас в нашем городе много красивых зданий, домов, парков и много всего интересного.
19. "Наш город делится на части - районы города. Какие районы вы знаете?" (Ленинский, Засвияжский, Железнодорожный, Заволжский)
20. "Сможете ли вы показать эти районы на карте г.Ульяновска?" (дети находят и показывают на карте все перечисленные районы города). В нашем городе множество разных улиц.
21. "Сможете ли вы назвать центральную улицу нашего города?" (улица Гончарова)
Воспитатель проводит игру "Мой адрес" (дети должны вспомнить и назвать полностью адрес своего места жительства).
22. "Сможете ли вы на фотографиях узнать достопримечательности нашего города, где вы их видели, что о них знаете?" Воспитатель поочередно показывает детям фотографии парков, музеев, скверов и т.д.
23. "У нас с вами много знаменитых земляков. Сможете ли вы назвать их и рассказать, чем они знамениты, какой вклад они внесли в историю нашего города?" (Карамзин, Гончаров, Пластов, Ленин и т.д.)
24. "Какие памятники вы видели в нашем городе, в чью честь они установлены?" Воспитатель показывает фотографии, дети называют, например, памятник В.И.Ленину, Богдану Хитрово, сквер Карамзина, обелиск, танк и т.д.)
25. "Каким видом транспорта можно передвигаться по нашему городу из одного района в другой?" (дети называют виды транспорта, а так же известные им номера трамваев, троллейбусов, маршрутных такси)
26. "Назовите места в нашем городе, куда можно сходить детям?" (дети называют места, куда они ходят с родителями)
27. "Куда бы вы повели своих друзей, приехавших из другого города, о чем бы вы им рассказали и какие места и достопримечательности хотели бы показать?"
28. "Для чего нам необходимо знать о том месте, где мы родились и живем?" (чтобы рассказать о нем своим детям, друзьям или родственникам из других городов и т.д.)
Подводятся итоги викторины , дети подсчитывают "звездочки", полученные за правильные ответы, выявляется победитель викторины.

Игра – викторина по краеведению «Уголок России»

Цель игры-викторины: Формирование чувства любви к своей малой родине, селу, в котором вырос и живешь.

Задачи:


  • Формирование интереса учащихся к истории и природе своего села, его традициям и обычаям;

  • Сплочение детского ученического коллектива;

  • Воспитание уважительного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков совместной деятельности учащихся при работе в группах.

  • Формирование эстетических качеств учащихся – восхищение красотой родного села, его природой, памятниками, людьми и их делами.
Оформление:

  • Выставка фотографий родного села;

  • Выставка книг и газетных вырезок, посвященных селу;

Технические сопровождение викторины: мультимедийная презентация «Моё село»

Участники игры : ученики 6-8-х классов (игра может проводиться среди учащихся каждой из учебной параллели или сборных команд, 6-х, 7-х, 8-х классов).

Жюри игры-викторины : члены администрации школы, вожатая, школьный библиотекарь, ученики старших классов (3-5 человек).

Ход игры.

1 ведущий.

В мире есть такие города,

Где наверное, даже не слыхали,

Про село с названием Орда

На седом заснеженном Урале…

2 ведущий.

Село Орда, река Ординка,

Не широка, не глубока,

Как для кого, а для ординцев

Милей и краше края нет пока…

1 ведущий.

Наша игра посвящается самому любимому уголку России, селу, в котором мы живем.

2 ведущий

Орда- село старинное. Дата его основания – 1601 год. Для сравнения: город Кунгур был основан в 1663 году, а Пермь – в 1723.

1 ведущий.

Существует несколько версий (не менее 10), объясняющих происхождение названия села. Разные исследователи считают, что село получило своё название

В честь божества Солнца, которое носило имя Арда.

2 ведущий

Или в честь тотемного животного одного из племен, живших на этой территории - бурундука.

1 ведущий.

Одна из популярных версий связана с нашими реками. Считают, что Орд-дин можно перевести как долина, устье реки или незамерзающая река.

2 ведущий.

К сожалению, ни одна из этих версий не имеет точных доказательств. Но это нисколько не мешает нам любить свое родное село.

1 ведущий

Чем больше я люблю – тем больше знаю,

Чем больше знаю – тем сильней люблю!

2 ведущий

1 ведущий

Итак, игра начинается! Представляем наших участников (представление участников или команд)

2 ведущий

Представляем наше жюри (представление жюри)

Конкурс «Эрудит»

Задание : из слова «Краеведение» составить за 3 минуты как можно больше слов.

Конкурс «Природа родного края»

На столе лежат вперемешку карточки с названием животных, птиц, растений.

Ребятам нужно выбрать только те карточки, на которых изображены животные и птицы, что водятся, растут в Ординском районе.

Конкурс «Где эта улица, где этот дом»

1)Вопросы

Какая улица самая длинная?

Опишите местоположение: школы, автостанции, сырзавода

Какие улицы названы в честь знаменитых людей?

Есть ли у нас улицы с названиями частей света? Какие?

Назовите, какие предприятия, учреждения, организации есть в селе.

2)Задание для зрителей

А сколько всего улиц в нашем селе? Кто назовет более точную цифру?

На листе бумаги написать названия улиц села. Кто больше? (2 минуты)

Конкурс «Узнай объект».


    1. Это здание построено в 1876 году на средства ординского сельского общества, на выручки базарного, ярмарочного сбора. Строителем был крестьянин, житель деревни Киргишан – Харлампий Павлович Самойловских. Нижний этаж занимали отделы земской управы, а второй этаж строился под двуклассное училище с шестилетним сроком обучения.
(ныне здание музея и школы искусств)

    1. Это сооружение было одним из красивейших в округе. В 1932г это здание пытались разрушить в связи с закрытием организации, но не смогли. Здесь был дом культуры, кинотеатр, библиотека, магазины. В 1988 году здание вновь передали (верующим, храм Пророко-Ильинский)
3) Здание – одно из самых высоких и больших в селе, построено в 1987 году, здесь ежедневно собирается самое большое количество людей (школа)

4) По улице Советской стоит усадьба богатейших купцов села, купцов 2 гильдии – Рудаковых. Один из братьев –Михаил – жил с семьей в здании слева, второй брат – Филипп – жил в здании справа. Дома соединены аркой. Что сейчас находится в этих зданиях? (музей, магазин, управление образования).

5)В этом здании был женский монастырь, стационар больницы. Сейчас здание заброшено. На какой улице оно расположено? (Советская).

6) Сейчас в этом здании, расположенном на улице 1 Мая, находится школа художественных ремесел и центр детского творчества. А для чего предназначено здание по проекту? (интернат при школе)

7) В 1997 году в центре села колхоз «Правда» открыл магазин для реализации своей продукции. Как он называется? («Энергетик»)

Конкурс «Соответствие»

1)Установите соответствие старинное название – современное название

Киргишан, Острожка, Косотуровка, Казаково, Заповарня, Беляево

Верх-Беляево, ул. Труда, ул. Пугачева, ул. Колхозная, ул. Гагарина,

ул. Заречная


  1. Установите соответствие названия и объекта

Конкурс «Символы нашего села»

Что вы считаете отличительным знаком нашего села, без которого нельзя его представить? (это задание может быть предложено в качестве домашнего).

Конкурс – «Страницы истории Орды» .

Команды, которые получают лист с вопросами по истории Орды, за предложенные 5 минут, участники должны дать как можно больше правильных ответов. (Приложение)

Подведение итогов.

1 ведущий

Пусть начнется с хорошей песни

Этот день, этот год, эта жизнь.

Пусть звучит она гимном чудесным

Месту, где мы, друзья родились.

2 ведущий

Пусть начнется с надеждой крылатой

Путь, который ведет сквозь года.

С первой строчки и с первой даты,

Когда пишется судьба.

Звучит мелодия песни об Орде в исполнении О.Крохина, демонстрируются слайды презентации

Объявление итогов

Приложение 1

Вопросы к конкурсу «Страницы истории Орды»


  1. В каком году было основано село Орда (1601)

  2. По берегам каких рек расположено село? (Ординка, Кунгур)

  3. Сколько трехэтажных зданий в селе? Перечислите их (школа, больница, жилой дом на ул. Пролетарской)

  4. Какой герой гражданской войны останавливался в Орде во время своего похода (В.К. Блюхер)

  5. Как называется храм села (Пророко-Ильинский)

  6. В годы Великой Отечественной войны в Орде работал госпиталь. В каком здании он размещался? (старая школа)

  7. Самое высокое место в окрестностях Орды (Казаковская гора)

  8. Какое топливо используют котельные села для обогрева общественных зданий и жилых домов? (газ)

  9. На здании школы есть мемориальная доска. Чью память она увековечила? (Кобелев А.А.)

  10. Какова численность населения Орды? (около 5 тыс человек)

  11. На какой улице расположен парк села (Советская)

  12. Сколько детских садов в Орде (5)

Приложение2

Карточки к конкурсу «Природа родного края»


Черемуха


Рябина


Калина


Кипарис

Женьшень


Ковыль


Липа


Олений мох

Купальница

Свербига

Мышиный горошек

Верблюжья колючка




Пихта

Береза


Манжетка

Ландыш


Шиповник


Клевер

Эвкалипт




Лемминг


Кукушка

Тушканчик

Сорока





Бурый медведь


Белый медведь





Тюлень



Лисица

Гусева Наталья Николаевна

МБОУ «Баклушинская общеобразовательная школа»

Учитель первой квалификационной категории.

Урок - викторина по краеведению по теме «Мой любимый Пермский Край»

Задачи: Закрепить знания детей:

1. О символике, городах, полезных ископаемых, знаменитых людях и местах, о растениях и животных, об истории Пермского края.

2. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой край.

3. Умение работать коллективно, толерантное отношение к товарищам, чувство ответственности за свои поступки.

Ход урока.

Здравствуйте, дети! Мы проводим урок - викторину знатоков Пермского края.Желаю всем сегодня отличного настроения и радости от побед. За круглым столом собрались участники игры - это знатоки Пермского края. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

I конкурс. Представление команд.

Приветствую всех членов команды и желаю им победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

Игра состоит из 9 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.

В каждом секторе располагаются конверты с заданиями по темам: история, символика и города, полезные ископаемые, водоемы, памятники природы, знаменитые люди, растительный, животный мир, музеи Пермского края.

На обдумывание и обсуждение задания команде дается время, когда игроки могут общаться между собой.

После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, или игрок, уверенный в правильности своего ответа.

Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы, будет компетентное жюри.

Вращают барабан капитаны по очереди.

В конверте лежат вопросы. Команда берет 1 вопрос, на подготовку дается 2 минуты (по песочным часам), обсуждение идет у всех команд, право ответить первыми команде крутившей барабан.(волчок со стрелкой)

Раунд 1. Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №1 «История Пермского края»

1. По Сибирскому тракту проезжали и «высочайшие особы», в

с. Б.Соснова есть часовня, построенная в честь проезда этого царя. (Александра I)

2. Название города Пермь в 1940-1957 гг. (г.Молотов)

3. В середине 16 века (1558г) эти именитые люди были жалованы грамотой Государя Московского и Всея Руси Ивана IV и получили в управление земли Перми Великой - большую часть Западного Урала. (Строгановы)

4. Этот город называют матерью городов Прикамья. Он основан в 1535 году, когда на высоком правом берегу реки Колвы был возведен первый на Урале деревянный кремль-крепость. (Чердынь)

5. В 1580 году появился Сосновский острожек, построенный для охраны промыслов купца-промышленника Строганова. Объясните его название. Почему так называется?

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №2

«Города Пермского края»

1. С каким российским городом в 19 веке сравнивали Усолье? (Усолье - град - Санкт - Петербургу брат)

2. В мире только три города стоят на семи холмах Рим, Москва и эта древняя столица Перми Великой. (Чердынь)

3. Какой город Пермского края, называли «Уральской кочегаркой»? (Кизел)

4. Этот город в 1737 году стал столицей Пермского края. (Кунгур)

5. Город, имя которого произошло от названия особой рыболовной сети с крупными ячейками. (Оханск, охань- сеть)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №3

«Полезные ископаемые Пермского края»

1. Название этого камня происходит от греческого слова «селена» - луна, так как отливает лунным светом. (селенит)

2. Как раньше называли поваренную соль, добываемую в нашем крае? (пермянка)

3. Какое полезное ископаемое послужило причиной строительства Егошихинского завода? (медь)

4. Какое полезное ископаемое называют «черным золотом?» (нефть)

5. Из этой добываемой в Верхнекамье соли можно получить ценные для земледелия удобрения, её ещё называют «соль плодородия». (калийная соль)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №4

«Водный край»

1. Почему Пермь называют портом пяти морей? Каких? (Каспийского, Азовского, Черного, Балтийского, Белого)

2. Какой город назван по реке на которой стоит, а название реки переводится, как «медвежий угол»? (Очер)

4. Где берет начало(исток) река Кама? (В Удмуртии, д. Карпушата)

5. На какой реке находится водопад Плакун? (на р. Сылва в Суксунском районе)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №5

«Знаменитые люди Прикамья»

1. Сподвижник Петра I, ученый, основатель города Пермь. (В.Н. Татищев)

2. В 1558 году Иван IV пожаловал ему огромные владения по рекам Каме и Чусовой. В своих владениях этот человек, а позже его потомки развивали: земледелие, солеварение, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили города, крепости. О ком идет речь? (А.Ф.Строганов)

3. Назовите фамилию пермского детского писателя, автора сказки «Капитан Коко и зеленое стеклышко» (Лев Кузьмин)

4. Наш земляк изобретатель беспроволочного телеграфа. (А.С.Попов)

5. Этот человек покорил Сибирское ханство и присоединил Сибирь к Руси, в Орле-городке ему стоит памятник. (Ермак)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №6

«Растительный мир»

1. Чей башмачок можно найти в лесах Пермского края? (Орхидея- Венерин башмачок)

2. В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за ягодами, а ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (Клюква)

3. Из какого дерева делают пианино? (из ели)

4. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (в осиновой коре содержится 10% жира)

5. По латыни это дерево называется пинус, что значит «скала». А как это растение называется по - русски?

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №7

«Животный мир»

1. Есть в Пермском крае птица, любительница ледяных ванн «птичка-морж». (Оляпка обыкновенная)

2. Черный гость из Африки, птица очень редкая, занесена в Красную книгу. (Черный аист)

3. Этого редкого удивительного зверька, ученые называют «живое ископаемое», занесено в Красную книгу, живет в водоемах, норы строит в берегах. (Выхухоль)

4. Это животное типичный житель наших лесов. Его, еще называют «сохатый». (Лось)

5. По наличию этой рыбы, можно определить чистоту реки, занесена в Красную книгу России. (подкаменщик)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор № 8

« Природные памятники»

1. В 1982 году для охраны ненарушенных участков коренной горной тайги Предуралья и Урала был основан природный заповедник на Среднем Урале, в самой высокой части его западного склона, расположен живописный горный хребет. Само имя которого на уральском диалекте означает «красивый, чудесный.» (заповедник Басеги)

2. В этом заказнике Пермского края можно изучать сразу три природные зоны: горы, лес, степь. (заказник Предуралье, в Кунгурском районе)

3. Этот живописный водопад из 4-5 ступеней, высотой 10 -15м каждая находится на реке Улс- приток Вишеры. (водопад Жигалан)

4. Это очень древний геологический памятник природы. Сформировалась пещера более 10 тыс. лет назад. В 1709 году по Указу ПетраI составлен первый план пещеры. (Кунгурская ледяная пещера)

5. На реке Вишера есть чудо природы - камень отзывающийся на любой звук многократным эхом. (камень Говорливый)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №9

Музеи, фестивали Пермского края.

1. Чему посвящен один из самых популярных музеев Соликамска. (соли)

2. Какому предмету в Нытве посвящен единственный России музей? (ложке)

3. Какому герою русской истории посвящен музей на территории этнографического парка истории реки Чусовой? (Ермаку)

4. Архитектурно- этнографический музей под открытым небом. (Хохловка)

5. Как называется фестиваль воздухоплавания в Кунгуре? (Небесная Ярмарка)

6. В каком городе Пермского края находится музей каски? (Лысьва, т.к. в годы ВОВ находился завод, выпускавший солдатские каски)

Подведение итогов.

Рефлексия.

Используемая литература:

Черных А.В., Т.В. Похожаева Твое Прикамье. Береги свой дом - Пермь: «Пушка», 2002.

Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. - Пермь: «Книжный мир», 2003.

Князева. Маленький пермяк. (1,2,3,4 кл)- Пермь: «Книжный мир», 2007

Агафонова Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Странички истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала 18 века. - Пермь: «Книжный мир», 1996.

Л.А.Боровская, Н.С.Жесткова, О.Д.Цветова Наш Пермский край -Пермь ПГПУ,2012г.

А.Гин, И.Андржевская. 150 творческих задач о том, что нас окружает. Москва: Вита Пресс 2012г.

Особо охраняемые природные территории Пермской области.- «Книжный мир» Пермь. 2002

Андрей Зеленин. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. - ПКОО «Пермский писатель», 2013г.

Район, в котором мы живем. Комплект открыток. Т. Лузина, Л.Истомина. -

Б-Соснова, 2011.

Большесосновский район- продолжение истории. МБУК «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека»: сост. Т.В. Лузина - Б-Соснова, 2014.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе