Познаем компьютер вместе

Расширения к настольной игре «Каркассон»: таверны, купцы и драконы

Оригинальная версия игры «Каркассон» была разработана немецким дизайнером настольных игр Клаусом-Юргеном Вреде (Klaus-Jürgen Wrede) еще в далеком 2000 году. Об истории создания этой настольной забавы, ее необычном названии, а также правилах и тонкостях игрового процесса вы можете прочитать в обзоре основного набора игры «Каркассон» .


На протяжении своей недолгой истории игра обзавелась массой расширений, что было обусловлено огромной популярностью «Каркассона». В первый же год своего существования эта настольная забава получила звание «Игра года» в Германии (Spiel des Jahres), а к настоящему времени в мире число проданных ее экземпляров превысило шесть миллионов.

Карточки всех дополнений прекрасно сочетаются с плитками оригинального комплекта образца 2000 года - размер и текстура бумаги не поменялись. Так что тактильно отличить их невозможно. Тем не менее цветовая гамма изображений ландшафтов и рубашки плиток разных расширений могут совсем незначительно отличаться по тону. Поэтому во избежание «читерства» рекомендуется пользоваться мешочком для карточек.


Справедливости ради стоит признать, что изначально в самой игре многое отдано на волю случая - участники наудачу вытягивают плитки. Но продуманная стратегия нередко помогает игрокам взять верх над причудами Фортуны. Практически все дополнения в той или иной мере увеличивают процент случайности. Так что любителям шахмат и точного размеренного планирования могут и не прийтись по душе все предложенные разработчиками изменения, привносимые в игру вместе с новыми расширениями. С другой стороны, с появлением вертикальных элементов, таких как мосты и башни, а также дополнительных фигурок и жетонов привычный «Каркассон» обрел новые возможности, игровой процесс стал веселее и разнообразнее, а «антураж» - красочнее.

«Таверны и соборы» (Inns and Cathedrals / Wirtshäuser und Kathedralen)

Это одно из самых удачных расширений «Каркассона», которое увидело свет в 2002 году и привнесло в игру много изменений. Итак, вместе с ним вы получаете 18 плиток с новыми элементами ландшафтов, которые следует укладывать так же, как и в основной игре: поле к полю, дороги к дорогам, а участки городов - к городам. Среди них и две новые карточки с изображением собора в центре города - завершенная крепость с таким строением получит не два очка за каждый элемент, а три. На шести участках дороги приютились таверны с озерами. Достроенные маршруты, ими отмеченные, оцениваются в два раза выше, чем обыкновенные тропы. Если же объекты с бонусными карточками к концу игры остаются незавершенными, то пункты за них не начисляются.

На всех плитках дополнения проставлены небольшие значки с фигурками подданных, так что их без труда можно отличить от основного набора и других расширений. Также в наборе «Таверны и соборы» вы найдете и комплект фишек-миплов серого цвета для шестого игрока и шесть больших фигурок подданных. Один такой великан считается за два мипла, что добавляет остроты во время борьбы за один и тот же город или дорогу.


Для облегчения процесса подсчета очков придуманы двусторонние карточки с номерами 50 и 100. Завершив один круг числового поля, игрок просто берет плитку и кладет ее перед собой цифрой 50 наверх. Если же его фишке посчастливится пересечь заветную черту в 49 очков еще раз, то карточка переворачивается, сигнализируя, что участник набрал уже 100 пунктов.

Как видите, с появлением дополнительных элементов немного изменились правила игры и особенности подсчета очков, а сам игровой процесс стал еще более увлекательным.

«Купцы и Строители» (Traders and Builders / Händler und Baumeister)

«Таверны и Соборы» были встречены с огромным воодушевлением армией любителей «Каркассона». Поэтому создатели подобного рода развлечений не заставили себя долго ждать, и уже через год в продаже появилось очередное расширение под названием «Купцы и Строители».

В комплекте вы найдете 24 плитки с участками местности, 20 из которых помечены иконками с вином, зерном и тканью, а также 20 жетонов, дублирующих изображения всех этих припасов. Как вы уже, наверное, догадались, все значки приносят бонусные пункты. Если игрок завершит крепость, в которой есть карточка с тем или иным добром, то он берет себе жетон с его изображением. Причем достроить можно и чужой город, сняв с него все «сливки». В конце игры при подсчете очков участники сравнивают собранные ими наборы. Игрок, собравший больше всего жетонов с вином, зерном или тканью, получает по 10 очков за каждый товар. Если же в арсенале участников одинаковое количество жетонов одного вида, например зерна, то все они получают по 10 пунктов.

Кроме того, эшелоны подданных пополняются 12 новыми разноцветными фишками: шестью свинками и таким же числом строителей. Хрюшка пасется на лугу и увеличивает очки, получаемые за каждый достроенный город на поле, принадлежащем игроку (5 вместо привычных 4 за каждую завершенную крепость). Строителя можно разместить как в городе, так и на дороге, и он позволяет делать дополнительный ход при добавлении плиток к тому объекту, на котором он уже стоит.

В расширении «Купцы и Строители» предусмотрено приятное дополнение - небольшой мешочек для хранения игральных плиток. К сожалению, с возрастанием аппетита у фанатов «Каркассона» и прибавлением к основному набору карточек из свежих расширений игра быстро становится слишком объемной для этого симпатичного хранилища.

«Купцы и Строители» - несомненно, очень интересное расширение, которое не только оживит игру, но и сделает это без серьезного усложнения правил. При этом влияние случайности возрастает незначительно, а дополнительные фишки открывают перед игроками новые возможности.

«Принцесса и Дракон» (The Princess and the Dragon / Burgfräulein und Drache)

Как всегда, с очередным дополнением в «Каркассон» приходят и новые карты. На этот раз их 30: шесть магических порталов, шесть карточек с изображением томящейся в башне принцессы, столько же вулканов и двенадцать «драконьих» плиток. Также в наборе вы найдете деревянные фигурки дракончика и феи.

Если в городе появляется принцесса, то она непременно разбивает сердце уже стоящего в нем подданного, и фишка-мипл возвращается хозяину. Так что карты с принцессой невыгодно добавлять к своим строениям, а вот повоевать с противниками с их помощью очень даже получится.

Порталы позволяют игрокам ставить своих последователей на любые ранее незавершенные и незанятые другими участниками объекты.

Дракон не участвует в игре и остается скучать в сторонке - ровно до тех пор, пока кто-либо из участников не вытащит карточку с вулканом, который и станет его отправной точкой. При появлении на игровой плоскости плитки с «портретом» дракона наша рептилия начинает двигаться по карточкам, снося всех подданных на своем пути. Перемещают его игроки по очереди. Наш огнедышащий должен сделать в общей сложности шесть шагов (если только он не упрется в тупик), причем двигаться назад - не в его правилах.

От сей напасти может защитить лишь фея. Фигурка феи не принадлежит ни одному из игроков, но каждый при необходимости может воспользоваться ее магической силой. Поставив эту фишку рядом со своим подданным, участник не только обеспечит ему спокойное будущее без драконьих налетов, но и после завершения строительства объекта получит бонусные очки.

Знакомство с расширением «Принцесса и Дракон» вызывает смешанные чувства. С одной стороны, вы получаете целых 30 карточек с причудливыми ландшафтами и новыми элементами, а также симпатичные деревянные фигурки дракона и феи «в духе времени». С другой стороны, в игру входит приличный список непростых и не всегда однозначных правил, а прыжки дракона по местности нередко становятся причиной путаницы.

«Аббатство и Мэр» (Abbey and Mayor / Abtei und Bürgermeister)

Данное расширение порадует игроков обилием новых карточек и фигурок. Помимо 12 плиток с участками крепостей и дорог в этом наборе имеются и совершенно новые элементы - карточки с изображением аббатства. Каждому игроку достается по одному такому аббатству, которое он может и положить на игровое поле, не вытягивая при этом из общего банка плитку ландшафта. К уже немалой братии деревянных фишек-миплов добавляются по шесть разноцветных фигурок мэров, фургонов и амбаров.

Многие любители игры «Каркассон» со мною согласятся, что иногда на прекрасной равномерно заполненной карте остается площадка в один элемент, которую никак не удается закрыть. Нередко возле такой зияющей «черной дыры» оказываются заточены и последователи игроков. В таком случае на помощь приходит карточка с аббатством. Оно ограничено крепостными стенами со всех четырех сторон, и поэтому города и дороги, соприкасающиеся с этой плиткой, на стыках считаются достроенными. Если на аббатстве установить подданного, то при подсчете очков оно принесет игроку до девяти баллов, как и обычный собор.

При размещении фигурки мэра внутри крепости его сила равна количеству щитов (гербов) на карточках города. Если щитов пять, то мэр равен пяти обычным подданным, если гербов нет вообще, то мэр никакого веса не имеет.

Фургоны выполняют роль миплов-кочевников. Во время игры их следует располагать на объектах так же, как и обычные фишки. Однако после завершения строительства города, монастыря или дороги нашу телегу можно оставить на игровом поле и передвинуть на другой объект, соединенный с только что достроившимся. Главное, чтобы он не был занят другими участниками.

Амбары размещаются на стыке четырех плиток с изображениями луга и приносят игрокам дополнительные пункты с полей как во время игры, так и при финальном подсчете очков.

На этом наше повествование не завершается. Об остальных, не менее интересных расширениях к «Каркассону» вы сможете прочитать во

Каркассон — это древняя (V-XIII в.н.э.) крепость на юге Франции. Однажды немецкий преподаватель по имени Клаус-Юрген Рёде побывал там во время отпуска… и дал это имя игре, там же во время отпуска им придуманной. Так, во всяком случае, гласит официальная бизнес-легенда.

Что ж, игра получилась вполне успешной, и право на свою собственную бизнес-легенду она более чем заслуживает. «Каркассон» может похвастаться премией Spiel des Jahres 2001, он уверенно входит в сотню лучших игр рейтинга BoardGameGeek и замыкает тамошнюю десятку лучших семейных игр. Выпущено несколько различных версий с той или иной тематикой, а чтобы пересчитать все дополнения, не хватит пальцев на двух руках. Имеются и компьютерные реализации для разных платформ.

С русскоязычными локализациями игре тоже повезло. Четыре её варианта были изданы в России компанией «СМАРТ» (ныне «Мир Хобби»), и три разные компьютерные версии (для РС) издавались по лицензии компанией «1С» (локализатор — Snowball Studios). В апреле 2011 «Мир Хобби» объявил о грядущей локализации нескольких дополнений к игре, которые обещают выпустить в двух вариантах — большим комплектом вместе с базовой коробкой, и дополнения отдельным набором. Подборка дополнений несколько отличается от выпускаемой на Западе «большой коробки», но довольно близка к ней, о чём см. ниже.

Самое время посмотреть на мир «Каркассона» в целом, чтобы можно было лучше представить себе, чего ожидать от грядущей новинки!

Идея

Игра является ярко выраженным представителем европейской школы: агрессии и прямого противостояния участников нет, а взаимодействие между ними проявляется косвенно… хотя иногда и приводит к нешуточной конкуренции.

Тематически речь идёт о благоустройстве земель в мире средневековья: игроки совместными усилиями расширяют поле, строя на нём дороги, города и монастыри. Усилия на этом поприще они отмечают выставлением фигурок своих вассалов — так называемых миплов .

Слово «мипл» является сокращением словосочетания «my people» (то есть «мои людишки»), причём официально оно не считается игровой терминологией. Тем не менее, в сознании настольщиков оно укрепилось очень прочно, и соответствующая фигурка de-facto стала символом евроигр.

Итак, у каждого игрока есть несколько таких вассалов. В свой ход нужно вытащить наугад квадратный элемент поля и приставить его к таким же элементам, уже выложенным на стол. Правила приставления чрезвычайно просты: должна быть связь хотя бы через одну сторону, и приставленный элемент должен полностью стыковаться по рисунку. На элементах-тайлах как раз и изображены монастыри, а также фрагменты дорог и городов. Затем на только что выложенный тайл можно поставить своего вассала — при условии, что есть кого ставить, и желаемый элемент никем пока не занят. Если при этом что-то (дорога, город или монастырь) оказывается построенным полностью, то все стоя́щие на нём вассалы снимаются с поля, и их фигурки возвращаются к владельцам. Очки за это «что-то» начисляются тому, чьих миплов здесь стояло больше всего.

Разумеется, выгоднее достраивать элементы по ходу игры: во-первых, это высвобождает миплов (которых тут же можно будет использовать для других строек); во-вторых, достроенные города приносят в два раза больше очков по сравнению с недостроенными. Это и определяет одну из стратегий взаимодействия — блокирование противника, то есть создание для него ситуации, когда он не сможет достроить начатое и его мипл останется на поле до окончания партии. Второй стратегией является захват — начиная строить что-то своё, отдельно взятое, можно затем хитро объединить свою стройку с чужой, не дав тем самым оппоненту вырваться вперёд. Наконец, третьей стратегией является земледелие : миплы, выставленные на поля, всегда остаются там до сáмого конца партии, зато приносят очки за все законченные города (в том числе и чужие), которые этими полями окружены.

Предыдущие два абзаца практически полностью описывают правила игры (остались неупомянутыми разве что детали подсчёта очков — которые, кстати, по сравнению с первыми изданиями успели уже немного измениться), так что семейность игры вполне понятна: легко объяснить даже ребёнку. Вторым немаловажным фактором является то, что в «Каркассон» можно играть по-разному. С ребёнком можно ввести для себя мораторий на блокирование и захваты, и тогда получится этакое двумерное домино (причём совершенно не обязательно об этом говорить вслух), а против взрослых оппонентов можно (и нужно!) играть со всеми возможными тактиками и уловками. Поверьте, неторопливый и мирный на первый взгляд «Каркассон» может быть жёстким, очень жёстким.

Теперь, когда главная идея изложена, мы можем рассмотреть различные варианты её реализации. Ситуация описана по состоянию на май 2011 года.

«Каркассон» (Carcassonne)

Он же «Средневековье», он же «базовый», он же «синий» (по основному цвету коробки). Собственно, это та самая игра, которая была описана чуть выше. Игроки обустраивают территорию в реалиях средневековья.

Эта коробка рассчитана на 2-5 игроков, и партия в среднем занимает около часа. Комплект включает 72 тайла (в том числе один стартовый) — это не очень много, так что «вкуснее всего» играть вдвоём или втроём.

Некоторые русские издания содержали пластмассовых миплов вместо деревянных, а самые первые отличались оборотной стороной тайлов: на них, как и в оригинале, была буква «С», в поздних изданиях сменившаяся на кириллическое «К».

Существует дорожный вариант «базы», отличающийся только меньшими размерами компонентов (это означает, что такой вариант несовместим с дополнениями). Они хранятся в матерчатом мешке, на одной стороне которого нанесена дорожка для подсчёта очков.

В 2011 году западными издательствами была выпущена юбилейная версия игры, отличающаяся от обычной шикарным оформлением и добавлением десяти промо-тайлов со специальным логотипом.

Существует также вариант игры под названием «Колесо фортуны» (Wheel of Fortune). В его комплект включён специальный лототрон, а на некоторые тайлы нанесены активирующие символы. В свой ход можно выставлять мипла не только на поле, но и на лототрон, а когда он срабатывает, то происходят разные события — как приятные, так и не очень.

Типичные примеры событий: «удача», «налоги», «чума», «инквизиция» и т.п..

«Дорожный Каркассон» и «Колесо фортуны» не локализовывались.

Осталось ещё отметить, что выпускались экзотические образцы — «Каркассон на кубиках» и «Карточный Каркассон», но они не имеют с описанной механикой ничего общего кроме торговой марки и потому останутся вне нашего рассмотрения. Коммерческим успехом они не пользовались.

«Охотники и собиратели» (Hunters and Gatherers)

Он же «зелёный» (по основному цвету коробки), он же «доисторический». По легенде действие происходит очень-очень задолго до событий основной игры, когда на месте будущего Каркассона ещё бродили мамонты и саблезубые тигры, а жили там те самые охотники и собиратели.

Механика в целом сохранена, с учётом определённых адаптаций. Игроки здесь не «обустраивают» земли, а «исследуют» их. Реки вместо дорог, леса вместо городов, и т.п.

Подсчёт очков более затейлив, в него включены дополнительные аспекты. Например, в реках водится рыба, в низинах водится дичь и тигры, которые на неё охотятся, — всё это учитывается. В лесах можно найти золотые самородки, которые дают нашедшему бонусные тайлы.

В целом игра более сложна по сравнению с базовой, и она меньше подходит для детей. Партия также длится около часа, и в ней тоже могут участвовать 2-5 игроков.

«Крепость» (The Castle)

Дуэльный вариант от д-ра Райнера Книции, предназначенный строго для двоих участников. Эта игра, дополняя базовую идею, как бы рассматривает средневековое строительство по-другому — на уровне отдельно взятого города, окружённого крепостной стеной.

Игровое поле ограничено снаружи той самой стеной, которая собирается перед началом партии из линеек-фрагментов и одновременно служит счётной дорожкой очков. На угловых башенках случайно раскладываются специальные жетоны — когда игрок останавливается на соответствующей клетке, он забирает жетон себе, и тот приносит ему определённую выгоду (в зависимости от своего типа, сразу или же позднее).

Сама механика почти не отличается от традиционной: внутри крепостных стен игроки строят дома, улицы с дворами и рынками, башни… Самым большим отличием является то, что за незавершённые элементы очки не даются! Особо отслеживается строительство домов, для чего в комплект включены специальные фишки цитаделей. По окончании партии строитель самого большого дома получает бонус, размер которого определяется планировкой получившейся застройки.

Игра проходит заметно быстрее и обычно укладывается в 35-45 минут. И не только быстрее, но и острее — для детей она подходит ещё меньше «Охотников» (правила рекомендуют возраст от 13 лет, тогда как для базы — от 8 лет). Это тем обиднее, что разложенная игра выглядит многоцветно и привлекательно.

Следует иметь в виду, что «Крепость» изначально предъявляет определённые требования к месту для игры. Собранные крепостные стены образуют прямоугольник около 50×70 см, и если такого места нет, то поиграть просто не удастся.

«Новые земли» (The Discovery)

Самый мозголомный и нетипичный вариант игры от Лео Коловини. По игровой легенде жителям Каркассона становится тесно на обжитых землях, и они отправляют экспедиции на поиски новых. Соответственно, если «Крепость» увеличивала масштаб до отдельных домов и улиц, то «Новые земли» уменьшают его до морей и гор, а города здесь выглядят лишь точками на карте. Играть могут 2-5 участников, заявленная продолжительность партии составляет 30-45 минут, но в действительности она может превышать час из-за мозголомности.

Отличий от базовой механики много. Прежде всего, в распоряжении игрока имеется заметно меньше миплов, так что распоряжаться ими приходиться с ещё большей осмотрительностью. Далее, здесь миплы не снимаются с поля по факту завершения элемента — в свой ход можно или поставить фишку из своего резерва, или снять одну из уже стоя́щих. Одно из двух. Это позволяет получать очки за недостроенные элементы до окончания партии, но ценой недостроя. Ну и, наконец, здесь гораздо сложнее правила подсчёта очков: на всё есть оговорки и исключения.

В целом у Коловини получилась довольно интересная стратегия, но она очень сильно выбивается из общей концепции — сложностью и мелочами в правилах. Пожалуй, это наименее удачная из оригинальных (т.е., имеющих заметные новшества в механике) игр серии. К тому же она имеет довольно тусклое оформление, не радующее глаз. Для детей не подходит совершенно.

«Новый мир» (New World) — не локализовано

А это наиболее неудачная игра в серии за авторством самогó Клауса-Юргена. Тематически она продолжает «Новые земли» — мореплаватели наконец доплыли до нового континента и начинают его колонизацию. Практически же это клон исходного «Каркассона» с очень незначительными изменениями.

Дороги остались дорогами, но на них могут находиться фактории. Города остались городами, но в них могут располагаться магазины. Каждый магазин и каждая фактория приносит дополнительное очко. Монастыри переименовались в фермы, но очки за них считаются точно так же. Вот почти и вся разница. «Почти», потому что там есть ещё одна маленькая особенность в подсчёте очков, связанная с тем, кто сколько элементов уже успел завершить.

В защиту «Нового мира» можно сказать только то, что он оформлен более красиво и стильно, нежели базовая игра. В остальном его выпуск — это чисто маркетинговый ход.

«Дети Каркассона» (The Kids of Carcassonne)

Чисто детская игра, значительно упрощённая и больше всего напоминающая двумерное домино. Предназначена для 2-4 игроков в возрасте от 4 лет и повествует, что логично, о средневековых детишках, бегающих по деревенским улицам. Собственно, улицы и являются в ней главным строительным элементом.

Игроки просто выкладывают тайлы согласно общим правилам стыковки. На некоторых фрагментах улиц изображены цветные силуэты, и как только улица становится завершённой, все владельцы соответствующих цветов должны выставить на неё по своей фигурке-миплу.

Победителем становится тот, кто первым выставил всех своих миплов. Вот и всё. Тактические решения сводятся к тому, чтобы приставлять новые тайлы к дорогам, не имеющих (или имеющих как можно меньше) чужих цветов. Самое оно для детишек дошкольного возраста.

Тайлов в коробке немного (всего 36), так что партия длится полчаса максимум. Поскольку игра детская, тайлы раскрашены яркими цветами. Всё симпатично и позитивно, но играть в это можно максимум лет до семи, потом лучше взять «настоящую» игру и поначалу поддаваться детишкам.

«Город» (The City) — не локализовано

Этот вариант по тематике довольно близок к «Крепости», однако отличается по масштабам: если в «Крепости» речь шла о строительстве небольшого городка внутри уже готовых крепостных стен, то здесь город довольно велик, и строить его приходится «с нуля», включая эти самые стены. Игра рассчитана на 2-4 участников. Из всех альтернативных «Каркассонов» она наиболее высоко оценена сообществом настольщиков (171-ая позиция в рейтинге BGG).

Характерной чертой «города» является наличие объёмных элементов, которые делают строительство «настоящим». В комплекте можно обнаружить фрагменты стен, ворота, башни… Перед началом партии все тайлы количественно делятся на три части и, соответственно, партия состоит из трёх этапов. На первом этапе всё как обычно; на втором этапе игроки могут строить стены с башнями; на третьем этапе скорость строительства стен увеличивается. Стены ограничивают дальнейшее строительство в данном направлении, могут замыкать городские улицы, и на них можно выставлять миплов-стражников (в конце игры они принесут очки).

Первое издание «города» выходило в шикарной деревянной коробке (и стоило соответственно; сейчас оно уже стало редкостью), а затем коробка стала обычной картонной. В любом случае, «Город» является, пожалуй, самой красивой игрой серии: после окончания партии её результат выглядит очень солидно и в прямом смысле этого слова объёмно .

Дополнения

Все игры, описанные выше, самостоятельны. Взяв любую из коробок, её можно разложить и играть без каких-либо дополнительных материалов. Кроме того, эти коробки несовместимы между собой (хотя ради удлинения и усложнения партии никто не мешает объединять два однотипных набора)… ну там, «базу» можно смешать с «Колесом фортуны»…

А теперь речь пойдёт о расширениях, которые не играются самостоятельно, но добавляются к основным коробкам. И сразу же нужно упомянуть важный факт: такие расширения добавляют в комплект новые тайлы, которые осложняют блокирование, позволяя игрокам «выкручиваться» из всё более и более сложных ситуаций… правда, тайлов таких не очень много, так что слишком сильно полагаться на них нельзя.

«Река» (The River)

Небольшое дополнение к базовой игре, меняющее лишь начало партии. Игроки начинают формирование поля с «речных» тайлов, и только когда они заканчиваются, продолжают обычным образом. Некоторые тайлы содержат фрагменты игровых элементов (дороги, монастыри, города), на которые сразу можно выставлять миплов. Можно также рискнуть выставить мипла на поле, граничащее с рекой.

Под этим названием выпущено два дополнения, причём второе (“The River II”) может сочетаться с первым, образуя более длинную и/или ветвящуюся реку. Первая «Река» одно время сразу включалась в состав базовых коробок.

«Таверны и соборы» (Inns & Cathedrals)

Большое дополнение к базовой игре. Включает в себя 18 новых тайлов и набор миплов для шестого игрока. Таверны на дорогах (6 тайлов) и соборы в городах (2 тайла) увеличивают их очковую стоимость… но могут быть использованы и как грозное оружие против соперников! Незавершённая дорога с таверной, равно как и незавершённый город с собором, не приносят очков в конце игры.

Кроме того, каждый игрок получает в своё распоряжение одного большого мипла-«авторитета». Эта фигурка выставляется по обычным правилам, но при подсчёте очков за город/дорогу/поле влияет на определение их владельца, считаясь за два обычных мипла. Нетрудно понять, что это открывает новые возможности по присоединению и захвату чужих строящихся объектов.

«Купцы и умельцы» (Traders & Builders)

Большое дополнение к базовой игре. Включает в себя 24 новых тайла и новые фигурки. Добавленные тайлы городов несут на себе изображения товаров трёх видов, и замыкающий город игрок получает жетоны товара в этом городе (даже если не имеет там своих миплов!). В конце игры наторгованные товары могут приносить дополнительные очки (если их больше, чем у других).

Дополнительно каждый игрок получает фигурку умельца (который в оригинале строитель) и фигурку свиньи. Умельца можно выставить на строящуюся дорогу или город, и он позволит ускорить их строительство. Свинью можно выставить на поле, и в конце игры она увеличит очки, причитающиеся за это поле (при условии, что выставивший игрок останется его хозяином!).

Три только что описанных дополнения большинством игроков считаются безусловно удачными, и — при условии, что вам действительно нравится «Каркассон» — смело могут быть рекомендованы к покупке. Остальные дополнения, особенно самые поздние, такой безусловной репутации не имеют.

«Аббат и мэр» (Abbey & Mayor)

Большое дополнение к базовой игре. Включает в себя 18 новых тайлов и новые фигурки. Тайлы аббатства действуют как обычные монастыри, но сверх того замыкают все прилегающие к ним элементы. Фигурка мэра ещё более расширяет возможности по захвату городов (каждый мэр приравнивается к числу миплов, равному числу «щитов» в городе).

На поля теперь можно выставлять сараи: каждый сарай позволяет «рассчитать» поле по очкам досрочно и вернуть с этого поля всех миплов их владельцам. Кроме того, у каждого есть фигурка фургона, которую можно выставлять на дороги/города/монастыри обычным образом, и фургон приносит очки подобно обыкновенному миплу. Разница же в том, что после завершения элемента фургон можно передвинуть на соединённый с ним элемент — как завершённый, так и незавершённый.

«Король и разведчик» (King & Scout)

Мини-дополнение к базовой игре (7 тайлов) и «Охотникам и собирателям» (5 тайлов). Тайлы к одной игре не подходят для другой.

В базовую игру, помимо тайлов, добавляется постоянное сравнение построенных дорог и городов. В конце партии «король» (хозяин самого большого завершённого города) и «разбойничий барон» (хозяин самой длинной завершённой дороги) получают дополнительные очки.

Тайлы для «Охотников и собирателей» выполняют особые функции. Так, например, «шаман» позволяет забирать миплов с незавершённых элементов, а «разведчик» разрешает вернуть вытянутый в начале хода (и не понравившийся) тайл назад и вытянуть вместо него новый.

«Граф» (The Count)

Малое дополнение к базовой игре (12 тайлов). Меняет начало партии и характер взаимодействия игроков при захвате чужих элементов.

Партия начинается с города, построенного из тайлов этого дополнения по специальной схеме. Внутри города есть элементы всех игровых типов, по которым движется фигурка графа. Каждый раз, когда игрок своими действиями приносит очки кому-то из оппонентов, не получая их сам , он может поставить в город своего мипла и передвинуть фигурку графа. Впоследствии своих миплов можно перемещать из города на соответствующие элементы поля, влияя на определение их хозяина. Граф же запрещает такое перемещение со своего тайла.

«Принцесса и дракон» (The Princess & the Dragon)

Большое дополнение к базовой игре. Включает в себя 30 тайлов и новые фигурки. Из этих тайлов 18 управляют драконом (который, двигаясь по уже составленному полю, «пугает» стоя́щих на нём миплов, заставляя их вернуться к владельцам), 6 тайлов-порталов позволяют выставить своего мипла на ранее выложенные тайлы, и 6 тайлов с принцессами позволяют убирать миплов из городов. Имеется также фигурка феи, которая защищает свой тайл от дракона.

«Крепости, мосты и базары» (Castles, Bridges & Bazaars)

Малое дополнение к базовой игре. Включает 12 тайлов, жетоны крепостей и деревянные мосты. Мосты позволяют объединять несколько несвязных дорожных сегментов в большие дороги, крепости защищают близлежащие дороги, монастыри и города, давая за них дополнительные очки.

Кроме того, базары позволяют открыть несколько тайлов (по числу игроков) и устроить за них аукцион. Делать ставки и платить придётся победными очками.

«Секты, осады и творчество» (Cult, Siege & Creativity) — частично локализовано

Малое дополнение к базовой игре (12 тайлов). Тайлы сект (6 штук) играются как монастыри… но если разместить такой тайл рядом с настоящим монастырём, то там начнётся борьба за паству, по результатам которой очки получит только кто-то один (тот, кто первым завершит свой объект). Мипл, выставленный на тайл секты, называется еретиком. Тайлы осады (4 штуки) можно обычным образом присоединять к чужим городам, и хозяин осаждённого города получит за него меньше очков (а если осаждённый город останется незавершённым, то не получит ничего).

Также это дополнение включает два чистых тайла, на которых игроки могут реализовать свои собственные задумки.

Стоит отметить, что тема сект и осады появилась в дополнениях не просто так. В средневековье Лангедок (провинция, где и находится Каркассон) считался оплотом ереси и во время альбигойского крестового похода крепость была осаждена…

«Катапульта» (Catapult) — не локализовано

Самое сомнительное из всех дополнений. Игрокам выдаётся натуральная катапульта и жетоны, которыми предлагается стрелять по уже составленному полю (или же в сторону других игроков, чтобы они попытались поймать). В зависимости от результата могут происходить те или иные события — например, выстрел может вынудить соперника снять с поля своего мипла.

«Башня» (The Tower)

Самая заметная часть дополнения - это сборная картонная башнядля хранения всех тайлов во время игры.

Но более интересна другая его часть - 18 тайлов с изображением фундаментов башен. Перед игрой они замешиваются с остальными плитками, а каждый игрок получает определенное количество этажей башни (а всего их 30), зависящее от числа участников. Основные правила сохраняются, однако теперь, помимо размещения подданного на только что выложенной земле, у игроков на выбор появляется 3 новых действия:
1. Поместить один из своих этажей башни на любую землю с фундаментом независимо от того, когда она была сыграна.
2. Поместить один из своих этажей башни на уже начатую башню. В обоих случаях игрок может в качестве заключенного забрать одного из подданных оппонента, стоящегов пределах видимости на одной линии с башней. Чем выше башня, тем дальше она действует.
3. Завершить башню, поместив одного из своих подданных на уже начатую башню. Подданный остается на башне до конца игры и при этом ее больше нельзя строить. Таким образом вы можете защищать свои владения, если расположение данной башни могло вам угрожать.

Если два игрока имеют в заложниках подданных друг друга, то немедленно происходит автоматический обмен пленными и подданные возвращаются на службу к своим лордам. Кроме этого, во время своего хода, игрок может забрать одного из своих заключенных заплатив за это 3 победных очка, которые отнимаются у него и переходят к оппоненту.

«Большие коробки»

Популярность игры и регулярность выхода дополнений естественным образом привели к тому, что издатели стали выпускать комплекты, объединяющие базовую игру с несколькими расширениями. Комплекты эти получили название больших коробок (Carcassonne Big Boxes). По состоянию на май 2011 их вышло три.

Первая коробка была самой маленькой; она включала первое речное расширение, «Таверны и соборы», «Купцов и умельцев», а также «Принцессу и дракона». Ко всему этому ещё прилагалась «Башня».

Во второй коробке речное расширение сменилось на вторую версию, а вместо «Башни» издатели включили в него «Аббата и мэра», «Графа», «Короля» (без тайлов, относящихся к «Охотникам и собирателям) и «Культ» (только ту часть дополнения, что связана с еретиками). Эта коробка была самой большой.

Из третьей коробки убрали «Реку», а три малых расширения — «Граф», «Культ» и «Король» — заменили на одно побольше, «Крепости, мосты и базары».

Российская большая коробка, согласно официальному анонсу, будет включать в себя «Таверны и соборы», «Купцов и умельцев», «Аббата и мэра», «Короля и разведчика» (в том числе тайлы для «Охотников и собирателей»).

Компьютерные воплощения

На тему «Каркассона» выпущены три игры для РС, а также версии для Xbox 360 и устройств на базе iOS. Все три PC-игры локализованы.

Первой РС-реализацией были «Рыцари и купцы» (2004), где воплотили в цифру только базовую игру и первое речное расширение. За ней последовало «Новое королевство» (2006) с добавленными расширениями «Таверны и соборы», «Купцы и умельцы», «Король». Тогда же, в 2006, вышла «Эпоха мамонтов» — как нетрудно догадаться, за этим названием скрываются «Охотники и собиратели». Реализации качественные, с приятной графикой, удобным управлением и хорошим искусственным интеллектом; особо следует отметить замечательный звуковой фон. По нынешнему времени эти игры считаются устаревшими, они более не продаются и не поддерживаются. Однако найти образы дисков не составляет особого труда, и под современными операционными системами они работают нормально (хотя без явного прописывания некоторых прав не будет сохраняться игровой рейтинг; кроме того, не поддерживаются разрешения выше 1280×1024).

В 2007 вышла версия для Xbox от Sierra Online — помимо базовой игры, она включала первое речное расширение. В том же году, чуть позднее, к этой игре выпустили второе речное расширение, а затем расширение «Король».

Наконец, в 2010 опубликована исключительно качественная реализация под iOS. Поддерживается только базовая игра (что частично объясняется малыми размерами экрана у данных консолей); возможна как коллективная игра нескольких участников на одном устройстве, так и игра через Bluetooth/Wi-Fi (в последнем случае — как локально, так и через интернет). Искусственный интеллект на высоких уровнях очень силён. По заявлениям разработчиков, рассматривается вопрос о включении в игру дополнений.

Часть иллюстраций заимствована с сайта интернет-магазина

«Каркассон» (Carcassonne) – простая настольная игра, завоевавшая множество заслуженных наград по всему миру. Число проданных экземпляров превысило 7 миллионов, а игровая механика стала прародительницей множества других игр. Попытаемся разобраться, в чём секрет её успеха? Механика «Каркассона» — это совместное строительство общей карты из тайлов и выставлении на них фишек (миплов). Игроки получают за свои действия очки и передвигаются по треку ПО. Цель: отстроить и заселить земли таким образом, чтобы получить максимум победных бонусов.

Так в чём же особенность?

Забегая вперед, поделюсь главным — «Каркассон» стал «Открытием» с большой буквы. Он воплотил в себе немалый список всего «самого-самого» из нашей небольшой коллекции игр:

  • самая простая механика;
  • самый низкий порог вхождения;
  • самая интересная;
  • самая красивая;
  • самая любимая.

И если последние два пункта субъективны, то всё остальное можно попытаться обосновать.

Правила

Немного о правилах – их, и правда, очень немного!

  1. Выкладываем стартовый тайл. Перемешиваем все остальные.
  2. По очереди берем по одному и выкладываем, присоединяя к уже имеющимся и соблюдая определенные правила: дорога должна соединяться с дорогой, замок с замком, трава с травой.
  3. Выкладываем мипла.
  4. Получаем очки.

Это всё, что нужно знать, чтобы сразу же приступить к игре!

Выкладываем тайл, тем самым строим карту, затем ставим мипла «делая» из него разбойника, крестьянина, горожанина и т.п.

Остальные правила можно рассказать в процессе, они касаются методов получения очков и их подсчета.

  • После выставления тайла на него (и только на него) игрок может выставить своего мипла.
  • Мипл, помещенный в город, становится рыцарем и принесет по два очка за каждый тайл города после его постройки.
  • Мипл на дороге – это разбойник, и он принесет по 1 очку за тайл дороги.
  • Мипл в монастыре – монах, принесет по 1 очку за каждый тайл вокруг монастыря.
  • Мипл на поле – крестьянин, как и любой «средневековый крестьянин» – лежит на поле и ждет окончания игры, чтобы получить победные очки.
  • Если на постройке — будь то поле, дорога или замок — стоят миплы разных игроков, берется во внимание их количество — у кого больше, тот получает все очки, в случае одинакового количества – очки получают все «хозяева».

Дополнения привносят новые тайлы и миплов с измененными механиками, призванными разнообразить игру.

Сеттинг

Средневековая пастораль классического «Каркассона» теоретически легко может превратиться в любую другую тематику и воссоздать другой ландшафт — от футуристических городов, до покорения пустынь Марса. Но, поскольку Карл Юрген Вреде при создании игры был под впечатлением от одноименного живописного французского городка, то средневековая тематика в ней выглядит практически незыблемо.

Средневековье

Локализация

Локализация выполнена на высоком уровне.

Плюсы

  • Вырубка ровная. Все дороги на тайлах соотносятся друг с другом, смещения не замечено.
  • Для игры такого уровня и качества цена доступная.
  • Художественное оформление яркое и красивое.
  • Картон плотный.

Но кроме достоинств, присутствуют, к сожалению, и недостатки.

Минусы

  • Воздух в коробке. Сложив все игровые компоненты (тайлы, миплы, карту, правила), обнаружим, что занята только её половина.
  • Наличие тайлов от дополнения, которое не подходит к базовой игре. Вероятно, это маркетинговый ход, вынуждающий приобрести еще одну базу от другой ветки «Каркассона» — «Охотники и собиратели».

Брать только базу или дополнения в придачу?

У меня «Каркассон» – это базовая игра с дополнением «Каркассон. Королевский подарок». Покупать ли только базовую коробку или доплатить и взять сразу с дополнениями — каждый решает самостоятельно, но несколько мыслей, которые помогут определиться, всё же выскажу.

Плюсы базовой коробки без допа:

  • Он один – не надо переплачивать за, возможно, не нужные дополнения, ведь не все из них интересны, а некоторые, на мой взгляд, даже вредят базовым механикам. Например, амбары — играя с ними, мы практически полностью отказываемся от крестьян – выкладывать их становится уже не выгодно.

Плюсы в базе с дополнением:

  • При игре на 4-5-ых тайлов от базового «Каркассона» мало – хочется больше. Дополнение частично решает проблему дефицита.
  • Возможность сыграть на 6-ых. Вероятно, кому-то это покажется необходимым.
  • Некоторые дополнения очень хороши, и с ними игра становится еще более интересной.
  • Многовариантность за счет попеременного замешивания тех или иных дополнений.

Каждая игра — новая и неповторимая карта

Подробнее о допах

В Коробку «Каркассон. Королевский подарок» входят сразу несколько дополнений: «Таверны и соборы», «Аббат и мэр», «Купцы и строители», «Король».

«Таверны и соборы» — наше любимое дополнение, оно включает в себя тайлы дорог с тавернами у озера, которые, будучи законченными, приносят по два очка за тайл (вместо одного в базовом варианте). Тайл аббатства ставится в город, который при постройке начинает приносить по три очка за тайл города. Однако, следует учесть, что незаконченная дорога с таверной и город с аббатством в конце игры очков не принесут!

Дополнение делает более ценными дороги и добавляет остроты – ведь не завершив задуманное можно остаться без победных очков.

Также в коробке есть набор миплов на шестого игрока и большой Мипл, который учитывается за двоих при выяснении прав собственности.

«Аббат и мэр» — включает в себя миплы рабочих, фишки повозок и амбаров, а также новые тайлы. К сожалению, миплы из данного дополнения у нас не прижились — использование их очень специфично (например, мэр ставится в город и при выяснении прав собственности учитывается за столько миплов, сколько в городе щитов) и скорее убирает что-то хорошее из базовой игры, чем привносит что-то необходимое в нее. Вместо этого мы просто замешиваем тайлы из дополнения вместе с базовыми для разнообразия.

«Купцы и строители» — включает новые тайлы со значками товаров, новые разновидности миплов (свиньи, строители). Любой игрок, достроивший город, в котором есть тайлы со значками товаров, получает фишки данных товаров. Чем больше фишек товаров заработаешь за игру – тем больше дадут победных очков. Дополнение интересное, но у нас оно не прижилось — собственно, как и миплы из дополнения — в связи с тем, что в нашем понимании они «ломают» базовую стратегию игры.

«Король» — мини дополнение, включающее несколько тайлов. Данное дополнение не меняет стратегий в игре и просто позволяет получать дополнительные очки за самый большой город и самую длинную дорогу.

Таким образом, дополнений в игре достаточно, чтобы составить идеальную игру, опираясь на свои предпочтения. Для нас самым любимым является «Таверны и соборы» — ее мы используем всегда.

Стартовый тайл отличается более темной рубашкой

Немного о тактике

  • Не бойтесь использовать миплов — чем больше миплов работают, тем больше очков вы потенциально можете получить.
  • Дорога приносит меньше очков и при выборе обладает наименьшим приоритетом. Однако, в дополнении «Таверны и соборы» — законченная дорога с таверной у озера начинает приносить по два очка за тайл – здесь ценность её значительно возрастает.
  • Города – зачастую основной источник дохода. Иногда очень выгодно попытаться пристроить свой тайл к городу (дороге, полю) соперника и получить очки за его строительство вместе с ним. Конечно, такой стиль игры повышает градус конфликтности, но и интерес прибавляет соразмерно.
  • Цените крестьян — выложенный в нужное место и время крестьянин может принести очков больше, чем несколько монахов, разбойников и рыцарей вместе взятых. Конечно, противники тоже будут использовать крестьян и тут главное не увлечься, ведь крестьяне кладутся на поле до конца игры, и, в погоне за влиянием, можно сложить всех миплов, оставшись без перспектив на города, монастыри и дороги.
  • Используйте дороги, чтобы отгородить поля с крестьянами соперника от замков. Иногда выгоднее не дать получить очки противнику, чем получить их самому.

Мнение

«Каркассон» (Carcassonne) – элегантная и обаятельная настольная игра, объединяющая доступность и глубину, игра, которую обязательно должен попробовать каждый! Она может быть как конфликтной (мешай строительству своих конкурентов, отбирай их очки, пристраивайся к чужим городам), так и миролюбивой (можно помогать игрокам в их постройках и зарабатывании очков). За счет своей динамичности, красоты оформления и простоты — нравится детям, а за счет разнообразия тактических возможностей — взрослым. Именно, поэтому она так идеально подходит в качестве семейной настолки.

Оценка : 9/10

Простые
Простая
Средняя. Конфликтность игры полностью зависит от играющих - в нее можно играть спокойно, почти медитативно, а можно очень агрессивно с отниманием замков и земель.
Хорошее (вырубка тайлов ровная, оформление красивое).
Ощущается по мере разрастания средневековой пасторали на столе.
Высокая.1 Каркассон лидирует у нас по числу сыгранных партий.
Впечатление Потрясающая игра с интересным взаимодействием между игроками, простыми правилами и низким даунтаймом.
Время игры, мин От 30 до 60 минут.
Компания, чел. 2-5 человек в базе. С дополнениями до 6 человек. Лучше 3-5, всё-таки.
Сколько места Требуется стол средних размеров, а с дополнениями большой.
  • *Информация
    • Кол-во игроков: 2-5
    • Тип игры: стратегия
    • Время игры: 30-60

    20.02.2016 , В разделе 


    Краткая информация по игре:

    Каркассон — это французская коммуна, расположенная в департаменте Од на территории региона Лангедок - Руссильон. Город Каркассон является префектурой департамента. Эта выдержка из известного всем познавательного ресурса «Википедия». И она нас мало интересует, а вот то, что действительно сейчас нам полезно знать, так это то, что Каркассон — это удивительно увлекательная, стратегическая игра с элементами экономики в немецком стиле. Автором игры является Клаус-Юрген Вреде (англ. ) (нем. Klaus-Jürgen Wrede ) и сотворил он это чудо в 2000 году. Игра «Каркассон / Carcassonne» и по сей день является мировым хитом. С нее можно начать знакомиться с миром серьезных настольных игр, правила очень просты и понятны с первого наигранного круга, Геймплей динамичный и не скучный, да и подумать(для расчетливых стратегов) есть где. Бывалым игрокам в настольные игры будет полезно получить дополнительный опыт.

    За долгие годы игра «Каркассон / Carcassonne» обросла несколькими дополнениями и некоторыми сюжетными ответвлениями, с новыми идеями строить свой город гораздо интереснее. Например расширение «Inns & Cathedrals (гостиницы и соборы)» или «The River и River II (Река и Река II)», они прекрасно дополняют игровой процесс и вкладывают свою изюминку при определении игроком своей стратегии.

    Для ознакомления с «Каркассон / Carcassonne» мы собрали материал по оригинальной игре сразу со всеми дополнениями и Квартальными Расширениями.

    Состав комплекта для распечатывания:

    — оригинальный «Каркассон / Carcassonne» ;
    «Каркассон / Carcassonne» Inns & Cathedrals (Таверны и соборы);
    «Каркассон / Carcassonne» The River и River II (Река и Река II);
    «Каркассон / Carcassonne» The games quarterly expansion(Расширенные Кварталы);
    «Каркассон / Carcassonne» CATHARS (Катары);
    «Каркассон / Carcassonne» King & Scout (Король и Воровской барон);
    «Каркассон / Carcassonne» The count of Carcassonne (Граф Каркасона);
    «Каркассон / Carcassonne» Abbey & Mayor (АББАТ И МЭР);
    «Каркассон / Carcassonne» Princess & Dragon (Принцесса и дракон);
    «Каркассон / Carcassonne» Traders & Builders (Купцы и строители);
    «Каркассон / Carcassonne» The Tower (Башня).
    +Шкала подсчета очков и переведенные правила ко всем дополнениям.

    Миплов придется вырезать самим из дерева. Или заменить их чем то попроще. Например обычными кружочками из бумаги)

    Описание игры «Каркассон / Carcassonne» , объяснения правил, советы, плюсы и минусы игровой механики и итоговая оценка в нашем обзоре по ссылке ниже.

    А пока скачивайте, распечатывайте и играйте в свое удовольствие. Но обещайте, что потом сожжете самоделку и пойдете покупать оригинал.:)

    Об игре Каркассон, я думаю, уже многие знают. Информации о ней в разных источниках полно, поэтому описывать правила не стану. А это скорее фотозаметка, чем обзор. Просто захотелось показать в КАКОЙ Каркассон мы играем с друзьями) Именно показать!


    Итак, игру мне подарила моя девушка Настасья на мой День рождения в 2009 году. Подарок, конечно, мне очень понравился, тем более ещё и сделанный любимой). Технология изготовления незатейлива: печатаем нецветные тайлы (предварительно обработав так, чтобы остался только контур рисунка) и раскрашиваем фломастерами (так что заголовок поста скорее должен быть "Раскрашенный Каркассон"). Работа очень трудоёмкая и кропотливая. Затем вырезаем тайлы, склеиваем с ещё одним слоем бумаги и обклеиваем прозрачным скотчем с двух сторон.

    Фигурки взяли из покупного Каркассон. Охотники и собиратели. Остальные фигурки я сделал сам из дерева и покрасил. Например снизу треугольники - это строители.

    А это принцесса:

    И дракон:

    Свинья:

    Нарисованы тайлы из основного набора и из дополнений (Принцесса и Дракон, Катары, Река и Река 2, Гостиницы и Соборы, Король и Воровской барон, Граф Каркассона, Аббатство и Мэр, Торговцы и Строители, Башня и одно ежеквартальное обновление) Но для двух дополнений (Аббатство и Мэр, Башня) я фигурки так и не сделал.. Но вот собираюсь в ближайшее время исправить это)

    Очень радует глаз, что тайлы такие яркие, насыщенные)) Покупная игра в сравнении с этой выглядит тускло.

    Кстати, дополнение Граф Каркассона никому у нас в компании не нравится, поэтому мы играем без него (хотя лично я от него прусь!). Все остальные нарисованные дополнения (кроме недоделанных двух) используем, потому игровой процесс длится не меньше трёх часов.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Познаем компьютер вместе