Познаем компьютер вместе

В феврале 2000 года компания Golden Software объявила о выпуске Didger 2.0 – пакета для оцифровки разнообразной картографической и графической информации (рис. 1). В этом продукте существенно расширены возможности, реализованные в первой версии (полный обзор продуктов Golden Software приведен в КомпьютерПресс 11’99 и 2’2000 на компакт-дисках).

Следует также отметить, что уже в марте текущего года компания Golden Software выпустила обновленный вариант этой программы 2.01, в котором устранена ошибка, связанная с невозможностью активизировать в версии 2.0 режим оцифровки после проведения калибровки планшета. Ситуация довольно обычная, но любопытно другое - компания сама разослала всем зарегистрированным пользователям компакт-диск с обновленной программой, подтвердив на практике, что обеспечение высоких стандартов поддержки пользователей - не простая декларация, а вполне реальное дело.

Простое перечисление новшеств пакета включает более пятидесяти пунктов, поэтому отметим лишь наиболее существенные, на наш взгляд.

Экранная оцифровка растровых изображений

В программе расширены возможности традиционных операций по оцифровке карт с помощью дигитайзера. При этом Didger 2 обеспечивает прямую поддержку любых подобных устройств, соответствующих стандарту WinTab32.

Одним из наиболее значительных усовершенствований Didger 2 является реализованная в нем возможность оцифровки растровых и векторных изображений непосредственно на экране с помощью клавиатуры или мыши (рис. 2). Эта функция крайне необходима для выполнения широкого круга задач.

Пакет разрешает импортировать графические файлы 32 различных форматов и включает целый набор средств для обработки изображений и преобразования координат. Сканирование растровых изображений выполняется встроенной поддержкой аппаратуры TWAIN-стандарта или внешними программами, которые можно интегрировать в среду Didger. Результаты оцифровки могут экспортироваться как вместе с исходным изображением, используемым для оцифровки, так и без него. Для экспорта данных можно использовать 14 различных форматов файлов, в том числе GeoTiFF.

Привязка к географическому положению и преобразование проекций

Didger 2 является первым продуктом компании Golden Software, поддерживающим свыше 20 проекций карт: UTM, State Plane 1927, State Plane 1983, Albers Equal Area Conic, Eckert IV и VI, Equidistant Cylindrical, Gauss-Kruger/Gauss-Conformal, Lambert Azmuthal Equal Area, Lambert Conformal Conic, Mercator, Miller Cylindrical, Molleweide, Orthographic, Polyconic, Robinson, Robinson-Sterling, Sinusoidal, Stereographic, Transverse Mercator и Unprojected Lat./Long. (Программа MapViewer, в которой ранее были реализованы функции преобразования координатных систем, включает всего три вида проекций.) При этом пользователи получили возможность преобразовывать карты из одной проекции в другую, а также импортировать, создавать и экспортировать пространственно привязанные файлы в любую из перечисленных проекций (рис. 3). Существенно, что теперь можно задавать параметры проекции при импорте данных и векторных файлов.

Преобразование координат

Значительно упрощен процесс преобразования данных и координатных систем. Так, преобразование координат изображения с помощью простых математических операций или новых методов привязки к географическому положению, включающих метод Affine и полиномы первого, второго и третьего порядков, используется для повторной калибровки изображений и данных (рис. 4). Функция преобразования координат предназначена для модификации текущей векторной базы данных, включая преобразование из одной координатной системы в другую. (В отличие от описанных выше методов преобразования географических проекций в данном случае в первую очередь имеется в виду проблема перетяжки изображений, чтобы минимизировать искажения за счет ксерокопирования карт, сшивки листов и т.п.)

Кроме того, в Didger 2 появилась возможность задания исходных данных с учетом datum-стандартов (различные методы определения картографических параметров) и выполнения преобразований информации с помощью следующих методов: Molodensky, Bursa-Wolfe, DMA Multiple Regression Equations, а также заданных пользователем.

В процессе преобразования пространственных данных при переходе от локальных к географическим координатам и наоборот производится оценка ошибки для выбранного проекта. Можно также задать режим работы внутри заданных стандартов на основе методов статистической калибровки.

Возможности импорта/экспорта

В состав Didger 2 вошло много новых современных фильтров импорта/экспорта, упрощающих передачу данных и изображений в другие приложения и обратно:

  • пространственно привязанные изображения (Spatially Referenced) могут импортироваться/экспортироваться с помощью следующих форматов: GeoTIFF, TFW и RSF. При этом обеспечивается полная поддержка всех параметров GeoTIFF;
  • новые форматы импорта векторных изображений (Vector Import): GSB, BNA, DLG, LGO, LGS, DXF, PLT, BLN, CLP, WMF, SHP, MIF, DDF и E00;
  • новые форматы импорта растровых изображений (Raster Import): TIF, BMP, TGA, PCX, GIF, WPG, DCX, EPS, JPG и PNG;
  • новые форматы импорта точечных данных (Data Import): DAT, CSV и TXT;
  • новые форматы экспорта: EMF, SHP, GIF, CGM, MIF, CLP, TIF, TGA, PCX, WPG, PNG, JPG, PCT и DCX.

Создание многослойных карт

Didger 2 теперь поддерживает многие функции, которые ранее были реализованы в геоинформационных системах. Например, здесь можно уже не только оцифровывать карты, но и дополнять изображения собственными пользовательскими элементами (текстовыми метками, линиями, растровыми врезками и пр.). В частности, стало возможным построение кривых линий на плоскости с применением различных методов. Сами карты теперь создаются в виде многослойной системы с применением широкого ассортимента инструментов рисования, фильтрации и преобразования данных. При этом в распоряжении у пользователя появился удобный набор средств управления объектами карты, реализующих в том числе функции обработки данных: поиск, отбраковку, фильтрацию, преобразование и пр. (рис. 5).

Окно просмотра атрибутов данных (Data Attribute View Window)

Очень полезным стало появление в Didger 2 окна Data Attribute View, динамически связанного с окном Plot. Выделите объект в одном из этих окон, и вы увидите, что тот же объект будет одновременно выделен и в другом окне (рис. 6). Кроме того, пользователи получили возможность гибко управлять размещением на экране окна Data Attribute View, которое теперь выступает в роли менеджера объектов, доступного в любой момент времени. Информация об объекте, представленная в этом окне, включает следующее: тип, первичный и вторичный идентификаторы, первичную и вторичную группы, наименование слоя, количество точек, длину периметра, площадь и направление замкнутой площадной фигуры. Всю эту информацию можно вывести на печать.

Корректировка соединения линий

При оцифровке линий довольно часто возникает проблема нестыковки при соединении линий. В Didger 2 эта задача решается очень просто. Если какая-нибудь линия не доходит до соседней линии, а вам необходимо, чтобы они соприкасались, используйте команду Snap Undershoot Polyline – и тогда короткая линия будет продлена (рис. 7а). Если же вы провели оцифровку линии так, что она выходит за пределы соседней линии, а вам необходимо построить точное пересечение, используйте команду Trim Overshoot Polyline – и выступающая линия будет обрезана (рис. 7б).

Работа с площадными фигурами

Для создания замкнутых площадных фигур из нескольких отдельных линий в Didger 2 появился новый объект - Polygon Marker. Поместите его в центр группы линий, из которых вы хотите сформировать новую площадную фигуру, а затем воспользуйтесь командой Create Polygons by Locator, которая мгновенно создаст замкнутый многоугольник.

Для создания сложных карт путем группировки выбранных областей в Didger 2 реализована новая команда Combine Island/Lakes. Благодаря команде Reverse Island/Lakes вы можете полностью управлять ориентацией области, осуществлять преобразование острова в озеро, и наоборот. При необходимости вы, конечно же, можете разгруппировать область и заново присвоить идентификаторы всем индивидуальным объектам.

  • разрешение монитора не менее 800х600, минимум 256 цветов;
  • 21 Мбайт пространства на жестком диске;
  • оперативная память - 16 Мбайт минимум, 64 Мбайт рекомендуется.
  • Стоимость Didger 2 - 329 долл., Upgrade-версия - 99 долл. (цена по каталогу Golden Software). Плюс стоимость пересылки из США в Россию - 60 долл. (10 долл. за каждую дополнительную копию). Как и на все продукты Golden Software, на Didger 2 распространяется 30-дневная гарантия, в течение которой можно вернуть продукт и получить обратно свои деньги, а также бессрочная техническая поддержка.

    Более полная информация о Didger 2, в том числе и его демонстрационная версия, находится на Web-странице по адресу: www.goldensoftware.com . С расширенной информацией о продуктах Golden Software на русском языке можно ознакомиться по адресу: www.visual.2000.ru/golden/ .

    КомпьютерПресс 6"2000

    Еще лет пять-десять тому назад карты, планы, чертежи – выполнялись с использованием линеек, карандашей и ластиков. Иной, чем бумажный, формат любых графических документов вообразить было трудно. Но технический прогресс не стоит на месте, и сегодня представить геодезиста, который вычерчивает топографические карты вручную – просто невозможно. На смену неприхотливым чертежным приспособлениям пришло новое высокотехнологическое оборудование, оснащенное специальным программным обеспечение. С его помощью осуществляется составление новых и оцифровка старых топографических карт, которые хранятся до сих пор в виде бумажных рулонов. В Москве и области оцифровка топографических карт выполняется сотрудниками компании ООО "Геотоп Инжиниринг".

    Термин "оцифровка топографических карт" (или векторизация графических документов) обозначает собой перевод любой графической документации из бумажного варианта в цифровой, электронный вид. Оцифровка карт и чертежей особенно популярна в больших компаниях или предприятиях. Дело в том, что для хранения и работы с документацией в старом виде, приходится задействовать специально с этой целью несколько сотрудников достаточно высокой квалификации. Плюс к этому необходимо помещение для хранения всех документов, по сути своей – архив. Для того, чтобы разыскать требуемый материал, скажем семилетней давности, придется поднять сотни документов, и не факт, что необходимая карта или чертеж сохранились.

    Оцифровка топографических карт значительно облегчает и упрощает работу с необходимыми современными и архивными документами. Отпадает необходимость в содержании штата сотрудников и помещения – оцифрованные (векторизованные) карты сохраняются в компьютере как обычные файлы. Если оцифрованная карта не является носителем секретной информации, сотрудник может скопировать ее и хранить в удобной для работы форме. Оцифрованные топографические карты легко редактируются; они достаточно просто восстанавливаются в случае утраты. При этом оцифрованные карты можно копировать бесконечно без потери качества копий.

    Важный момент: оцифровка карт имеет и обратное действие: в случае необходимости создать бумажную копию – секундное дело. Оцифровка карт дает возможность мгновенно передавать их электронные варианты на e-mail любому адресату. В то же время хранение и безопасность оцифрованных карт осуществляется самыми современными способами и средствами защиты, что особо актуально для Москвы и области, с их большим количеством центральных офисов ведущих компаний.

    Оцифровка карт дает еще одно неоспоримое преимущество: создание трехмерной модели местности, позволяющей увидеть нужный участок территории не плоским изображением, а как реальный рельеф местности. Причем оцифровка карт занимает сравнительно мало времени: от считанных часов до целого рабочего дня.

    Однако не стоит считать, что оцифровка топографических карт сводится к обычному сканированию бумажной версии. Это сложный процесс, требующий от выполняющих его специалистов знания всех тонкостей работы и большого опыта. Наша компания, выполняет оцифровку карт даже в случае утраты части данных, которые невозможно восстановить при обычном копировании.

    Рельеф суши:

    1. Горизонтали, обрывы и др. элементы рельефа цифруются с учетом направления
    оцифровки по правилу «большая высота - слева», т. е. слева по направлению оцифровки го
    ризонтали находится горизонталь с большим значением высоты (рис. 8.18, а).

    2. Горизонтали замыкаются на линиях оврагов, промоин, обрывов и др., и в местах их
    соединений должны стоять совпадающие по координатам узлы (рис. 8.18, б).

    Рис. 8.18. Правила цифрования горизонталей:
    а - направление оцифровки;
    б - замыкание горизонталей по объектам рельефа

    3. При пересечении горизонталями объекта площадной гидрографии или площадных
    объектов микроформ рельефа они прерываются на береговой линии или на контуре микро
    формы (рис. 8.19). При этом координаты точки метрики горизонтали должны совпадать
    с каждой точкой микроформы рельефа.

    4. Овраги и промоины, выражающиеся в масштабе карты, описываются как площадные
    объекты в направлении «против часовой стрелки».

    5. Промоины, изображаемые в одну линию, описываются по осевой линии условного
    знака (по правилу «сверху вниз»).

    6. Бергштрихи являются условно-линейными объектами и описываются двумя точками.
    При этом начальная точка находится на горизонтали (с формированием узловой точки).

    7. Горизонтали должны быть обязательно согласованы с объектами гидрографии.

    Р ека микроформа рельефа

    Рис. 8.19. Правила цифрования горизонталей

    Гидрография, грунты:

    1. При создании площадных объектов гидрографической сети для отделения различ
    ных по названиям рек необходимо использовать вспомогательные линии. Между разными
    объектами: река - море, река - озеро, река - рукав и др. проводится прямая вспомогательная
    линия,
    отделяющая их друг от друга (рис. 8.20, а).

    Если в моря (озера) впадают крупные реки, имеющие широкую дельту с большим ко
    личеством проток, то граница, разделяющая соответствующие объекты, проходит по лома
    ной линии, которая соединяет по касательной острова дельты и проводится дальше по крат
    чайшему расстоянию к береговой линии (рис. 8.20, б).

    Рис. 8.20. Правила цифрования гидрографии

    2. При создании площадного слоя гидрографии необходимо дополнить его соедини
    тельными линиями (линии фарватера) на тех участках, где линейный объект прерывается
    площадным; для рек с параллельными берегами, не выраженными в масштабе карты, допол
    нительно цифруется фарватер реки. Линия фарватера должна замыкаться на береговую ли
    нию океана, моря или озера. Точно на пересечении линейных и площадных объектов ставят
    ся узлы. По непроточным площадным объектам линии фарватера не проводятся (рис. 8.21).

    3. Отметки глубин цифруются как точечные объекты. За место положения отметки
    глубины принимается центр подписи.

    4. Болота, солончаки цифруются в двух слоях: сначала цифруются отдельные участки
    болот по границе штриховки, а затем контуры, ограничивающие участки, принадлежащие
    болоту (ориентировочным признаком может служить название, густота расположения
    болот).

    Рис. 8.21. Правила цифрования площадных объектов гидрографии

    5. Если площадной объект гидрографии попадает, например, в покрытие болота, то
    объект гидрографии копируется для получения совпадающих границ (рис. 8.22).

    Рис. 8.22. Правила цифрования площадных объектов гидрографии:

    а - совмещенные слои гидрографии и болота; б - отдельный слой болот

    6. Урезы воды цифруются точно на береговой линии гидрографического объекта.

    7. Линейные объекты: броды, перевозы, паромы, пристани, якорные стоянки, молы,
    причалы и т. д. цифруются с формированием узлов по береговой линии площадного объекта
    гидрографии.

    Населенные пункты:

    1. Для населенных пунктов, имеющих квартальную (рядовую) застройку, границей
    является линия, оконтуривающая все кварталы данного населенного пункта, улицы, выходя
    щие за пределы кварталов, отдельные здания (строения), территориально входящие в состав
    населенного пункта. Контур должен отстоять от квартала на минимальном расстоянии
    (рис. 8.23).

    2. Для населенных пунктов с бессистемной или рассредоточенной застройкой грани
    цей является линия, которая проводится через крайние строения.

    3. Промышленные объекты, попавшие внутрь контура населенного пункта или кварта
    ла (кладбище, стадион и др.), должны повторно находиться в слое социально-культурных
    объектов.

    Рис. 8.23. Правила цифрования населенных пунктов:

    а - сведенные контуры населенных пунктов, кварталов и дорог;
    б - слой контуров населенных пунктов; в - слой кварталов

    4. Отдельные строения цифруются как точечные объекты.

    Дороги и дорожные сооружения:

    1. Начальными (конечными) точками объектов дорожной сети являются:

    Точки, где меняется их характеристика (класса или материала покрытия - для автомо
    бильных дорог; количества путей или вида тяги - для железных дорог);

    Начальные (конечные) точки изображения дорог (места разработок полезных иско
    паемых, морские переправы, переправы через реки с площадным характером локализации
    и т. п.).

    В начальных (конечных) точках объектов дорожной сети даются узловые точки.

    2. Через населенные пункты, изображенные в виде пунсонов, дороги проводятся без
    разрыва.

    3. Если на дороге встречаются мосты, туннели, броды и др., то она показывается еди
    ным объектом (не делится на отдельные объекты).

    4. При примыкании дорог обязательно формируется общая точка.

    5. Дороги в пределах населенных пунктов не описываются, если их изображение пре
    рывается (между изображением дорог и улиц имеется разрыв). Отдельные участки дорог
    в пределах населенных пунктов, изображенные условными знаками дорог, описываются со
    ответствующими объектами (рис. 8.24).

    Рис. 8.24. Правила цифрового описания дорог

    6. Узловые точки формируются между дорогами, подходящими к населенным пунктам,
    контуром населенного пункта и улицами. Если дороги переходят в улицы внутри населенно
    го пункта, то узловые точки формируются между дорогами и контуром населенного пункта,
    а также дорогами и улицами, являющимися их продолжением.

    7. Через площадные объекты гидрографии дороги не прерываются при наличии линей
    ного объекта моста. По береговым линиям в этом случае ставятся узлы, и участок дороги
    между этими узлами копируется из слоя «мосты», но с сохранением кода дороги.

    8. Транспортные сооружения (туннели, насыпи, выемки) цифруются с соблюдением
    правила «большая высота - слева».

    9. Точечный мост через линейную реку фиксируется узлом точно на пересечении доро
    ги и реки.

    10. Станции, платформы, остановочные пути и др. на дорогах фиксируются узлом в
    месте их пересечения.

    Растительный покров:

    1. Узкие полосы леса, защитные лесонасаждения (объекты с линейным характером ло
    кализации) задаются последовательностью координат точек осевой линии, проходящей через
    геометрические центры условных знаков (лесополосы цифруются при наличии не менее трех
    условных знаков). Лесополосы вдоль дорог и рек цифруются методом копирования соответ
    ствующих участков дорог, рек или береговых линий.

    2. Если участки растительности ограничены дорогами, реками и другими линейными
    объектами, то они копируются по этим объектам.

    Следует заметить, что здесь перечислены некоторые правила топологических отноше
    ний между объектами. Топологическая корректность карты (т. е. выполнение требований,
    предъявляемых по взаимосвязи объектов) - необходимое условие любой современной циф
    ровой карты.

    8.8. Устройства преобразования пространственной информации
    в цифровую форму (сканеры)

    Для преобразования пространственной информации в цифровую форму используют
    сканеры (устройства для автоматического считывания графической и текстовой информа
    ции). Раньше для этой цели использовали цифрователи - дигитайзеры (устройства с ручным
    обводом и автоматической регистрацией координат) (рис. 8.25).

    Рис. 8.25. Дигитайзер - устройство с ручным обводом и автоматической
    регистрацией координат

    Дигитайзер - это устройство планшетного типа, предназначенное для полуавтоматиче
    ского ввода информации в цифровой форме. Состоит из электронного планшета и курсора.
    Имеет собственную систему координат и при передвижении курсора по планшету координа
    ты перекрестия его нитей передаются в компьютер. С его помощью на исходной карте про
    слеживали и обводили объекты, а в память компьютера при этом поступали текущие коорди
    наты этих контуров, линий или отдельных точек в цифровой форме. Сам процесс был очень
    трудоемкий, так как объекты отслеживались вручную. Кроме того, возникало много ошибок
    за счет обвода линий. В настоящее время дигитайзеры полностью заменены сканерами.

    Сканеры являются автоматическими устройствами для ввода информации в цифровой
    форме. Процесс перевода графической информации с твердого носителя в растровый фор
    мат с помощью оптического устройства (сканера) называется сканированием.

    Сама карта размещается на планшете или на барабане. Сканирование выполняется бы
    стро и точно. Выбор типа сканера определяется типом исходного оригинала (его размер,
    форма, цветовой охват) и требованиями к качеству полученного цифрового изображения.
    В картографическом производстве могут применяться три типа сканеров: планшетные, бара
    банные и протяжные.

    1. Барабанные сканеры - это профессиональные высокоточные сканеры. Сканируемый
    материал монтируется на поверхности прозрачного вращающегося барабана (рис. 8.27). Ска
    нирующая головка имеет мощный источник света с фокусированным лучом и фоточувстви-
    тельный элемент - фотоэлектронный умножитель (ФЭУ), которые перемещаются по направ
    ляющим параллельно оси барабана. Отраженный световой поток попадает на ФЭУ через
    прецизионную зеркальную призму. Накопленный ФЭУ заряд преобразуется в цифровое зна
    чение аналого-цифровым преобразователем высокой разрядности. В единицу времени скани
    руется одна точка на оригинале .

    Существенным недостатком барабанных сканеров является то, что при сканировании
    необходимо монтировать оригиналы на поверхность цилиндра, одновременно с этим учиты
    вая ограничения на гибкость оригиналов. Сканеры барабанного типа используют в картоиз-
    дании для сканирования оригиналов с очень высоким качеством. Используются для сканиро
    вания государственных топографических карт масштабов от 1:25000 до 1:1000000.

    2. Планшетные сканеры - оригиналы размещаются в горизонтальной плоскости. Мак
    симальное разрешение планшетных сканеров на сегодняшний день порядка 5000 ф1. Такая
    разрешающая способность позволяет увеличивать отсканированное изображение примерно
    в 15 раз без видимой потери качества (рис. 8.26).

    Рис. 8.26. Виды сканеров:

    а - барабанный сканер; б - планшетный сканер

    Преимуществами планшетных сканеров являются: возможность работы с оригиналами
    на жесткой основе, удобство монтажа оригиналов в рабочей зоне сканера и сравнительно
    низкая стоимость. Главным их недостатком является малый формат - необходимость сшивки
    растровой основы из фрагментов.

    Этот вид сканеров используются, когда необходимо отсканировать изображение не
    большого формата с высокой точностью и качеством передачи цвета. Широко применяется
    для сканирования топографических планов масштабов 1:500, 1:1000, 1:2000 и 1:5000.

    3. Протяжные (ролевые сканеры) - имеют большой формат и достаточно большую
    ширину сканируемой области (длина не ограничена). Разрешающая способность таких ска
    неров может достигать 600 при глубине цвета 24 бит, это позволяет использовать рас
    тровое изображение для полуавтоматической векторизации. Точность сканирования состав
    ляет 0,1 % от длины оригинала.

    Поэтому протяжные сканеры применяются в картографии для сканирования самых раз
    нообразных оригиналов. В основном их используют, когда необходимо сканировать изо
    бражение большого формата. Эти сканеры используют для сканирования тематических карт
    общего применения, которые не требуют высокого качества сканирования.

    Качество сканирования зависит от ряда факторов: типа и размера сканируемого ориги
    нала, квалификации оператора, технологии сканирования, цифровой обработки оригинала
    и др. Параметры сканирования: разрешение, яркость, насыщенность цвета и т. д. следует ус
    танавливать перед самим процессом сканирования. Обработку растрового изображения мож
    но производить в программе обработки растровой графики ЛёоЬе РЬо1озЬор.

    Оцифровка (сканирование, перевод в цифровой формат) карт большого размера. Изготовление дубликатов карт России, политических карт мира и других видов карт. Если у вас есть огромная карта нашей странны или карта всего мира, вы можете сделать из неё высококачественны дубликат или оцифровать (перевести карту в цифровой вид, для просмотра ее на компьютере). Понятно, что отсканировать карту небольшого размера, можно и в домашних условиях или обратившись в любую полиграфическую компанию, так же карту можно отснять и на хороший мобильный телефон. Но что будет, если вам необходимо отсканировать карту огромного размера, например превышающего формат А0 (это более 120см по одной из коротких сторон). Практически в любой полиграфии, существует жесткое ограничение на сканируемый формат, как правило, это формат А0, все что больше, уже в сканер не влезет, по этому вам будет трудно найти исполнителя на такой размер сканирования. Единственный способ оцифровать карту больших размеров, это бесконтактное сканирование. Данный способ позволяет делать цифровые копии практически любых видов документов и любых размеров. Можно отсканировать плотные и толстые объекты, так как сканируемый материал не соприкасается на прямую со сканером, оцифровка происходит на большом расстояние от карты. Разрешение сканируемой карты можно сделать очень высоким и превосходящем по качеству все существующие виды планшетных и роликовых сканеров. При таком сканировании будет сохранена каждая деталь вашей карты, все будет хорошо видно, текст и графика будут четкими и резкими, контрастность будет очень высокой. Отсканированную карту в таком разрешении можно будет печать и большего формата, нежели оригинал. Допустим у вас есть карта формата 100х150см, но вы хотите сделать карту размером 150х250см, используя данные способ сканирования карты и ее компьютерную обработку, можно напечатать карту, превышающую по размеру оригинал, при этом ее качество не ухудшится.

    Чтобы повесить большую карту на стену, для неё потребуется заказывать раму со стеклом в багетной мастерской. Учитывая габариты, такая рама обойдется вам очень не дешево и вес ее за счет стекла, будет очень внушительным. Можно конечно заменить обычное стекло, на пластиковое, но тогда вся карта пойдет волнами, так как пластику не хватит упругости хорошо прижать карту к заднику рамы. Хорошо что есть альтернативный, более надежный, просто и дешевый способ оформить карту в раму и повесить на стену. Мы предлагаем следующую альтернативу багету: вместо обычной бумаги, мы напечатаем вашу карту на высококачественном литом баннере для интерьерной печати, далее изготовим для него прочный деревянный каркас и осуществим натяжку баннера на него. Баннер будет очень плотно облегать раму в том числе и с торцевой части. Это будет выглядеть очень красиво, вес конструкции будет очень не большой, она будет ударопрочной и её легко можно повесить на стену, для этого вам потребуется всего два самореза. Отсканированную карту можно сохранить практически в любой графический формат. Средний размер оцифрованной карты, 1-2 гигабайта. При желании данное изображение можно сжать для уменьшения размера файла. При сканирование больших форматов, может появляться не большая аберрация, обычно её удается исправить в графических редакторах, но это удается не всегда. Так же цвета отсканированной карты могут иметь небольшие отличия от оригинальных. Процесс сканирования карты очень трудоемкий и долгий, например сканирование и обработка одной карты формата 1х2 метра, занимает около 5-6 часов минимум. По этому, если вам понадобилась срочная оцифровка карты, вам нужно обратить внимание на данный факт.

    Последний завершающий этап оцифровки - нанесение на карту природно-земельных объектов.

    21. Кварталы: Леса

    . Слой : Кварталы
    . Тип объекта : ЛЕСА
    . Локализация : площадной
    . = 1:5.000
    . : описывающий сплайн, двойная линия заданной толщины (для лесополос)
    . Порядок нанесения : наносится после объекта ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

    Определить леса просто: всё что не сады - то леса. Иными слова, деревья, растущие не во дворах населённого пункта, и не в представляющие собой садоводческие посадки - леса.

    Леса часто встречаются на границах населённых пунктов, но могут встретиться и в их центре возле необжитых территорий, рек или оврагов.

    По аналогии с садами, леса оцифровываются описывающим сплайнов на масштабе 1:5.000.

    Следует различать лес и кустарник . Кустарник отличается низкой высотой (небольшими тенями) и повышенной разнеженностью. Решение, каким объектом оцифровывать заросли кустарника остаётся за картографом: если поляна кустарника окружена лесом - имеет смысл слить её с лесом, если вокруг луг и леса не видно - можно не выделять, и оцифровать её тоже лугом. На снимке слева изображены деревья, на снимке справа - кустарник:

    Есть определённый минимальный объём посадок, подлежащий оцифровке. Обычно это группа из 5-10 деревьев. Одиночные деревья цифровать не следует (это же правило действует и при оцифровке САДОВ). Группы деревьев, расположенные на близком расстоянии следует объединять в единый массив:

    Часто деревья встречаются в виде лесополос - посадок вдоль дорог и между полями. Леспополосы следует оцифровывать с помощью инструмента "двойная линия заданной толщины" - в результате получатся вытянутые площадные объекты с прямоугольными краями:

    Иногда случается так, что грунтовая дорога "ныряет" в лесополосу, и "выныривает" обратно лишь в её конце. Такие грунтовки допускается прокладывать наугад прямо поверх деревьев. Обычно от "входа" к "выходу" они идут по краю лесополосы:

    В крупных лесных массивах часто встречаются просеки , который оцифровываются соответствующим линейным объектом прямо поверх ЛЕСА:

    Обратите внимание, что в случаях, когда через лес проходит дорога с твёрдым покрытием, на этапе окончательной обработки карты будет произведено исключение взаимных наложений объектов ЛЕС и ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ.

    Будьте внимательны при оцифровке дорог и просек в лесу: за деревьями их видно плохо. В лесу не бывает тупиковых дорог: ни одна дорога в лесу обычно не обрывается просто так. Каждая из них или приводит к реке, или на другой край леса, или вливается в другую дорожку.

    Иногда в крупных лесных массивах встречаются "прогалины": поляны или вырубки , со всех сторон окружённые лесом. Такие поляны следует оцифровывать объектами ЛУГ (см.далее), а затем вырезать их из леса с помощью команды "Создание подобъекта копированием" с панели инструментов "Нарезка и сшивка":

    Совет: если ГИС Карту "глючит" и команда "Создание подобъекта копирование" не работает, - разрежьте редактируемый объект ЛЕСА на две части командой "Рассечение объекта линией", поперёк объекта ЛУГ. После это можно вырезать ЛУГ из обоих половинок ЛЕСА командой "Рассечение площадного объекта объектом", а затем обе половинки ЛЕСА обратно склеить.

    22. Грунты: Пашни

    . Слой : Грунты
    . Тип объекта : ПАШНИ
    . Локализация : площадной
    . Рекомендуемый масштаб оцифровки = 1:5.000
    . Рекомендуемый способ нанесения : сглаживающий сплайн
    . Порядок нанесения : наносится после объекта ЛЕСА

    Пашни - это большие территории возделываемых земель сельскохозяйственного назначения.

    Главное отличие пашни от огородов в том, что пашня не делится на мелкие частные наделы, а представляет собой единое целое поле.

    Пашню на снимках может быть множества цветов: это может быть и абсолютно чёрная свежевспаханная земля, и ярко-зелёные озимые, и жёлтые, почти серые яровые. Главная визуальная особенность ПАШНИ, позволяющая её отличить от ЛУГА - это монотонные параллельные борозды, хорошо просматривающиеся на масштабе 1:2.000:

    На некоторых полях борозды от тракторов могут быть настолько яркими, что их можно ненароком принять за грунтовые дороги. Не обманывайтесь, это не дороги, это пашня:

    Оцифровывать пашню следует на масштабе 1:5.000 при помощи инструмента "сглаживающий сплайн. Для лучшей управляемости сглаживания на каждом углу поля рекомендуется указывать не менее 2-3 точек. Оцифровку следует вести по краю вспаханной земли, на расстоянии 5-10 м от лесополос и дорог.

    Иногда бывают ситуации, когда лесополоса приближена вплотную к пашне. Пашню допускается накладывать сверху на такие лесополосы, памятуя о том, что на этапе окончательной обработки карты перекрытие этих объектов будет устранено. На перекрытие пашен и грунтовых дорог никаких ограничений не распространяется:

    Иногда среди пашен встречаются необработанные участки круглой или языковидной формы - это болота и овраги. Они были подробно рассмотрены в начале текущей главы:

    23. Грунты: Луга

    . Слой : Грунты
    . Тип объекта : ЛУГА
    . Локализация : площадной
    . Рекомендуемый масштаб оцифровки = 1:5.000
    . Рекомендуемый способ нанесения : описывающий сплайн
    . Порядок нанесения : наносится после объекта ПАШНИ

    Луга - это территория, где нет деревьев, пашен, рек и болот, нет ни зданий, ни дорог - нет никаких следов человеческой деятельности. Луг - это территория где просто растёт трава. С точки зрения средней полосы России: луг - это там, где нет ничего.

    Конечно, такую территорию можно оставить на векторной карте пустой. Но при оцифровке карт дурным тоном считается оставлять пустыми значительные площади.

    Например, незначительные пустые промежутки между пашней и лесополосой, между лесополосой и дорогой, достигающие в ширину максимум 15 метров, лугом обозначать не следует:

    А вот поляну размером 150 м в поперечнике цифровать лугом нужно обязательно:

    Оцифровку территории луга проводят инструментом "описывающий сплайн", одним из двух способов (или их комбинацией):

    Оставляя 5-10 мм зазора до объектов (например, до дороги)
    . накладывая луг поверх площадных объектов (лесов и рек) так, чтобы его граница находилась строго внутри пересекаемого объекта, а затем использование инструмента "рассечение площадного объекта объектом" для согласования границ.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Познаем компьютер вместе