Познаем компьютер вместе

Обзор получился положительным, автору понравилась игровая механика и даже нестандартное оформление карт тоже пришлось ему по вкусу. Также в обзоре приводятся плюсы и минусы этой настолки и высказываются несколько идей о возможных дополнениях для Эволюции .

Когда-то на Земле царили динозавры, активно кушавшие друг друга. Но эволюция не стояла на месте, и теперь венцом творения себя считают люди… которые, правда, друг друга уже не кушают, хотя ещё и воюют. Прогресс! 🙂

Но в обозреваемой игре до людей дело пока не дошло. Что это означает в свете предыдущего абзаца? Правильно! Придётся кушать. Кушать хотят все, и без того, чтобы кого-нибудь не скушать, эволюция просто невозможна.

В общем-то, игра способна порадовать не только сторонников эволюционной теории. Сторонники креационизма тоже найдут в ней весьма приятные стороны — и прежде всего возможность всласть поразвлечься творением живых организмов. А насколько эти организмы окажутся жизнеспособными… ну, покажет практика. Сильные и хитрые выживут. Остальные, увы, наоборот. Эволюция!

Проект «Правильные игры » предложил нашему вниманию новую российскую разработку — так давайте же подробно рассмотрим её.

Игра «Эволюция» является карточной и предназначена для 2-4 игроков. Особо заявлен популярно-познавательный аспект (один из авторов — биолог). О количестве игроков и познавательности разговор ещё впереди, а пока давайте начнём с компонентов.

Карты ни малейших нареканий не вызывают — они плотные, отменно вырублены, и печать вполне качественна. Коробка традиционно великовата и неудобна, но это столь же традиционно лечится перекладыванием колоды в стандартный декбокс для ККИ. Это я уже даже за недостаток не считаю. 🙂 Помимо карт, в игре используются кубики «2d6» и цветные жетоны-каунтеры.

Вот с жетонами интересно. Игра выпускается в двух вариантах, которые как раз жетонами и отличаются. Стандартный вариант — простые пластиковые квадратики. Более дорогой вариант — каунтеры сделаны из покрашенных желудей. Когда я об этом узнал, то несколько озадачился.

Вообще, конечно, практика выпуска обычных и deluxe-версий игр существует. Но обычно они имеют какие-то весьма заметные отличия, греющие душу эстету-коллекционеру. 🙂 Здесь же всё отличие заключается только в этих жетонах. Ну, ещё на deluxe-коробочках есть соответствующая надпись. То есть на «deluxe» оно не очень тянет, хотя стоить будет, понятно, дороже. С учётом того, что жетоны эти запросто заменяются любым подручным материалом — хоть монетками, хоть разноцветными деревяшками из других настолок, — такой маркетинг представляется несколько сомнительным. Впрочем, я не специалист по продажам…

Продолжим тему маркетинга и компонентов. Те, кто следит за российской игровой блогосферой, должны помнить: ещё до появления «Эволюции» в широкой продаже многие воротили нос от арта и дизайна карт. Да и сейчас воротят, чего уж там.

И вот здесь я выскажу своё личное, но категоричное мнение: ребята, карты нарисованы очень даже нормально! Подчёркнутая простота стилистики оформления вполне уместна и имеет определённый шарм. Если подержать карты в руках, то она не вызывает никакого отторжения — это ж вам всё-таки не фэнтэзийная ККИ с красочными многоцветными картинками… которые издатели часто используют как повод слупить с покупателя лишние деньги, всячески подчёркивая крутизну «специально приглашённых художников». 🙂 У данной графики есть свой стиль, она информативна и в меру забавна. Это именно то, что нужно. Кстати, ящерка, изображённая на рубашке (см. самое первое изображение) используется в тексте как заменитель слова «животное» (см. три другие изображения).

А вот коробка — да. Её оформление не особо удачно. По снимку в «шапке» видно, что здесь просто использован набор картинок, иллюстрирующих свойства карт. Не так надо было. Ну что стоило выбрать штуки три карты свойств в необычном сочетании и нарисовать соответствующее чудо-юдо всё в той же стилистике? А потом ещё одно. И на обложку их, чтобы сидели там и нехорошо друг на друга смотрели, держа в лапах те самые карты собственных свойств. 🙂 Задняя же сторона коробки оформлена вполне грамотно.

И ещё одно, про оформление с дизайном. Этот факт тоже широко обсуждался и вызвал изрядное недоумение. На картах зачем-то приведены английские названия свойств. Зачем — а кто бы знал. Для предположительно зарубежной аудитории оно бесполезно: основной-то текст по-русски. Правда, в коробке лежит вкладыш, где свойства параллельно расписаны на двух языках… но правила-то всё равно даны только на русском. 🙂 А теперь посмотрите на третье изображение. Когда я впервые увидел эту карту, то глаза, перескакивая с английского слова «burrowing», по инерции прочитали следующее слово тоже латиницей: «burrowing hophoe ». 🙂 После чего мозг надолго загрузился, чего бы это значило. И я бы ещё списал произошедшее на себя любимого (по работе приходится читать на английском больше, чем на русском)… но потом мне в том же самом признался ещё один человек.

В общем, «внешнюю» часть обзора можно резюмировать так: арт вполне адекватен, а вот коробку спереди стоило бы перерисовать, и дизайн карт можно было бы несколько улучшить.

А теперь перейдём к части «внутренней», то бишь собственно игре с её механикой.

Механика очень отдалённо напоминает те самые фэнтэзийные ККИ. Знаете, игрок выводит на стол существа (или соратников, или как там ещё они называются), впоследствии сражающиеся друг с другом. Но там каждое существо изначально имеет какие-то особые свойства и преимущества, а в «Эволюции» все они изначально одинаковы и крайне примитивны — основная идея заключается как раз в том, чтобы развить их для дальнейшего наиболее эффективного выживания. Развитие же происходит… ну, в терминах ККИ примерно так же, как на существа навешиваются ауры.

Давайте посмотрим чуть выше на карты. Всего их в колоде 84, и каждую можно использовать двумя или даже тремя способами:

  • Положить рубашкой вверх, и тогда это будет то самое изначальное животное. Юнит. Крайне примитивный — такое животное ещё ни на что не способно, и только хочет кушать, чтобы не помереть с голоду.
  • Положить лицом вверх на уже существующее животное, которое в этом случае развивается и получает описываемое картой свойство.
  • На некоторых картах есть надпечатка одного из двух «базовых» свойств: «хищник» либо «жировой запас». Такую карту можно сыграть как в предыдущем случае, но использовать не её основное свойство, а свойство надпечатки.

Каждый ход (хотя здесь ходы вполне можно считать и раундами) состоит из двух основных и двух вспомогательных фаз.

Первая фаза — это чистый креационизм. 🙂 Игроки творят и развивают животных описанными выше способами. Класть карты с рук (это делается по очереди: один игрок одну карту за один раз) можно до тех пор, пока все не спасуют (истощение карт на руке тоже считается как пас).

Вторая фаза вспомогательная — на основе кубиков определяется, сколько еды уродила природа. Может случиться как изобилие, так и глобальный неурожай. Здесь-то и ложатся на стол фишки-каунтеры, обозначающие доступное количество еды.

Третья фаза самая интересная. Именно здесь и начинается собственно эволюция. 🙂 Выведенные на стол животные начинают кушать уродившуюся еду, остро конкурируя друг с другом. А равно и друг друга кушать — свойство «хищник» помните? Тут же срабатывают и все другие сыгранные свойства. Юниты со свойством «взаимодействие» набигают на еду быстро, решительно и, главное, дружно — оставляя другим меньше шансов покушать. Норные зверушки, откушав, прячутся в свои уютные норки, тихо посмеиваясь над хищниками. Большие звери с высоты своего роста плевать хотели на потуги мелких хищников… правда, им и жрать надо больше чем остальным. Быстрые шустрики просто убегают — во всяком случае пытаются (бросок на смывку а-ля «Манчкин», ага). Особо изощрённые в искусстве маскировки нагло прикидываются, что их тут не стояло… 🙂 Ну и так далее.

Интерес, собственно, заключается в том, как смогут (если смогут) животные со всеми своими свойствами выкрутиться супротив капризов матушки-природы. Ведь в первую фазу, творя зверьё, игроки и понятия не имеют, чего выпадет во вторую. А третья фаза на деле проверит, чего стоят их творения в условиях суровой реальности. На то она и эволюция: сильные выживают, слабые… увы.

Четвёртая фаза чисто техническая: все животные, на ком не лежит достаточно фишек еды для их прокорма, вымирают. Составляющие их карты уходят в сброс. А игроки набирают новые карты, причём их количество будет определяться количеством выживших зверей, находящихся под контролем. Жизнь — штука нечестная: горе побеждённым!

Игра заканчивается с истощением колоды, а победитель определяется по очкам. В зачёт идут выжившие животные и уровень их развития (то есть количество свойств). По нескольким сыгранным партиям у меня сложилось впечатление, что на 3-4 участников игра заметно интереснее, чем на двоих: становятся возможными временные игровые альянсы с коллективным подавлением сильнейшего, тогда как с двумя игроками одна ошибка может решать исход партии. Но играть вдвоём тоже можно, и вполне нормально.

Геймплей получился достаточно нетривиальным. Каждый раз в первую фазу приходится решать вопрос о том, сколько карт вывести как новые юниты, а сколько (и каких) сыграть в развитие. При этом нужно ещё учитывать действия оппонентов (если там куча хищников, то сожрут ведь! а если взаимодействующая стая?!) и как-то исходить из возможных неурожаев. Да и при кормлении надо думать (см. прилагаемую к правилам учебную партию). В общем, нетривиально.

Просветительская цель, я считаю, достигнута успешно. Самостоятельным пособием по биологии игра, конечно, не является, а вот вызвать интерес и увлечённость — вполне. На месте автора я бы постарался придумать пример партии, который можно было бы привести в параллель с каким-нибудь реальным примером из биологии — пусть самым простым, но реальным. Наверняка ведь это можно сделать. И на сайт его.

Что ещё мне понравилось в «Эволюции», так это хороший потенциал развития. Даже не будучи биологом, я с ходу могу назвать несколько идей для выпуска дополнений. Сами собой напрашиваются более сложные свойства, которые работают либо в комплексе, либо являются взаимоисключающими с другими свойствами. Например, свойство «Земноводное» может быть сыграно только на животное со свойством «Водоплавающее» и будучи сыгранным, запрещать съедать это животное всем хищникам, которые сами не являются земноводными. Свойство «Летающее», наоборот, несовместимо со свойствами «Водоплавающее» и «Норное», и животное с таким свойством может быть съедено только летающим хищником… В общем, можно сделать как минимум одно дополнение, и будем надеяться, что до этого дойдёт.

И сотворил Бог рыб больших
и всякую душу животных пресмыкающихся,
которых произвела вода, по роду их,
и всякую птицу пернатую по роду ее.

И создал Бог зверей земных по роду их,
...и всех гадов земных по роду их.
И увидел Бог, что это хорошо.

Введение

Настольная игра «Эволюция» – это увлекательная возможность узнать, как шла эволюция растений и животных, увидеть естественный отбор в действии, понять, как климат и другие факторы окружающей среды заставляют учиться выживать.

Как и многие развивающие игры для детей старше 12 лет, «Эволюция» понравится и взрослым. Ведь изначально игра создавалась для взрослой компании и проходила обкатку у друзей автора.

Во что теперь может мутировать хомячок

Конечно, игра это только игра, и такая «эволюция» в процессе «естественного отбора» может привести к совершенно неожиданным результатам вроде хомячка с крыльями и жабрами . Но базовые принципы все равно остаются неизменными, а всякие странненькие мутанты только добавляют игре веселья.

Все по законам природы

Вспомним, что вообще такое эволюция и естественный отбор. Эволюция – это процесс развития всего живого, которое изменяется в процессе естественного отбора, приобретая полезные черты, помогающие ему выживать, тогда как те, кто не приобрел такие черты, погибают. В ходе эволюции появляются новые виды, часто лишь отдаленно напоминающие предков, и вымирают старые, в зависимости от изменения условий окружающей среды. Только подумайте: сейчас на Земле около 9 миллионов видов живых существ, от амеб до человека, а за всю историю их было почти полмиллиарда!

Биологи, в очередь становись!

В ходе игры «Эволюция» вашему виду достаются случайные мутации, которые могут помочь виду выжить, а могут и не помочь. Биологи подтвердят, что настоящие эволюция и естественный отбор работают так же. У игроков появляется возможность почувствовать себя настоящими учеными, моделирующими развитие животного мира.

Увлекательная генная инженерия

Или представьте себя учеными-генетиками, изучающими, как эволюция и сопровождающие ее случайные мутации привели к появлению существующих видов. А за игровым столом – и не существующих.

Мир кошмаров или мир мечты

Часто в игре «Эволюция» естественный отбор приводит к очень странным результатам. Да, выпавшие мутации могут быть очень полезными, но в настоящей природе в таком сочетании они никогда бы не встретились. Какое-то животное может получиться даже милым, но от, например, саблезубой рогатой плотоядной белки вы бы предпочли держаться подальше.

Обзор

Игру «Эволюция» вышла в 2010 году. Она сразу приобрела большую популярность и была издана не только на русском, но и еще на трех европейских языках – английском, французском и немецком. Кстати, в игре «Эволюция» все названия даны еще и на английском, чтобы, по задумке авторов, за одним столом могли собраться и русскоговорящие и англоговорящие игроки.

В 2013 году появилась игра "Эволюция 2", – настолка «Эволюция: Случайные Мутации». Это не дополнение, а переработанная редакция игры, с другими картами, в ней несколько иная стратегия. Как утверждают авторы, она ближе к естественным процессам, а мутации теперь случаются не только положительные, но и отрицательные, и игроки могут узнать об эволюции много нового.

Существует и более поздняя карточная игра «Эволюция: Естественный отбор». В ней полностью переработан дизайн на более красочный, внесены изменения в правила.

Напарники, а, скорее, противники по игре будут стремиться к тому, чтобы вы теряли свои карты, а вы будете отвечать им тем же

Игра «Эволюция» подходит как для детей, начиная с 11-12 лет, так и для взрослых. Она учит выстраивать стратегию и не торопиться в принятии решений, ее полюбит спокойная личность. Сыграйте в нее и убедитесь в этом сами.

Авторы

Придумал «Эволюцию» российский ученый, биолог Дмитрий Алексеевич Кнорре. Им же были созданы все иллюстрации, включая стильную ящерицу на тыльной стороне карты, ставшей игровым элементом. Изначально игра создавалась им для друзей и, прежде чем попала в типографию, претерпела множество изменений ради игрового баланса.

В работе над дополнениями и другими вариациями игры к Кнорре присоединился его друг Сергей Мачин.

Цель игры

Цель игры – как можно лучше развить свою популяцию и при этом выжить, заработав на этом максимум очков. Ну и не дать развиться соперникам – например, если способности позволяют, их животных можно просто сожрать.

Упаковка и дизайн

«Эволюция» и дополнения к ней выходят в серии «Правильные игры» с довольно строгим, практически одноцветным оформлением. Коробка форматом с книгу выполнена в форме пенала с выдвигающейся вставкой, коробки с дополнениями – тоже, но меньшего размером.

На каждой карте есть схематический рисунок животного или его свойства, название, направление взаимодействия.

Комплектация

В базовом наборе есть комплект из 84 карт, два кубика-шестигранника, 25 фишек пищи, брошюра с правилами и памятка к карточкам со свойствами. В коробках с дополнениями лежат только сеты карт, по 42 штуки.

Так же для тех, кто хочет масштабного развития игры, есть подарочное издание. В него входит основной набор, дополнения «Время летать» и «Континенты» и несколько карточек с еще не известными свойствами. Всего в коробке вы найдете: 168 игровых карт, 18 специальных карт, карты с континентами, 4 разделителя территорий, 62 фишки пищи, 4 кубика и правила.

Категории карт

Все карты можно поделить на группы по свойствам (всего в основном комплекте их 19 ). При этом карты применяются в двух категориях – как сами зверики и как их качества. Карта, лежащая перед игроком изображением ящерицы вверх, считается животным. А все свойства уже подкладываются под нее рубашкой вниз.

Количество игроков

Основной набор рассчитан на двух-четырех игроков, иначе не будет хватать карт. С двойной упаковкой или дополнениями число участников можно увеличить до восьми человек от 12 до 99 лет.

Игра понравится тем, кто любит спокойные игры-стратегии в стиле «Зельеварения».

Как играть в «Эволюцию»

Правила «Эволюции» не очень сложны, хотя она и подается как игра с высоким уровнем стратегии. Суть в том, чтобы развивать животных, дабы они стали круче всех и при этом не вымерли в голодный год или их не сожрали более агрессивные соперники.

Так как игра карточная, то вся механика игры основана на правильном использовании карт. Одними обозначаются сами звери, другими – их свойства. Элемент случайности вносят перетасованная колода и результаты бросков кубика.

Подготовка к игре

Из перетасованной колоды игрокам сдается по 6 карт в руку. Остаток карт кладется между участниками. Рядом с ними тремя кучками – фишки еды трех цветов (у них разный функционал). Чтобы выбрать того, кто ходит первым, обычно катают кубик.

Порядок хода

Ход в игре длинный и поделен на определенные фазы. Их четыре. Это фазы развития, определения кормовой базы, питания, вымирания и получения новых карт.

Сначала все игроки проходят по кругу первую фазу, потом вторую и так до конца хода. Причем развитие и питание – фазы, которые повторяются несколько раз подряд до перехода к следующей. Если кто-то уже не может ничего сделать в действующей на данный момент фазе, то он ее пропускает.

Фаза развития

В фазе развития карты, полученные вначале, кладутся на стол. Сначала одна карта кладется ящерицей вверх – это само животное. Под нее так, чтобы была видна надпись, подкладываются карточки со свойствами. На многих картах указаны не одно, а два свойства. Придется выбрать, какое вы будете использовать, и положить карту нужной частью вверх.

Количество животных и их свойств не ограничено, но качества не должны повторяться, кроме парных или «Жировой запас» .

На этом же этапе выкладываются карты, обозначающие взаимодействие. Их размещают между картами ваших питомцев.

За один раз можно выложить одну карту. Фаза длится столько раундов, сколько потребуется для того, чтобы все игроки выложили свои карты или сказали «Пас».

Мутируй или исчезай

В редакции игры «Эволюция: Случайные Мутации» свойства заменены на мутации. Они могут быть полезные и вредные. В результате в плюс игроку идут только положительные мутации, как и во время настоящей эволюции, помогающие популяции животных выжить.

Фаза определения кормовой базы

Эта фаза короткая, состоит из одного броска кубиков. Если за столом два игрока, то катают один шестигранник и прибавляют к результату 2. Если трое – два шестигранника. Четверо – два шестигранника и прибавить 2. Получившееся значение и будет объемом кормовой базы на текущий ход. Ее символизируют красные фишки, нужное количество которых складывают на столе возле колоды.

Внимательно следи за тем, что ешь, или Фаза питания

Фаза питания , как и фаза развития, длится несколько раундов. Участники поочередно берут по одной алой фишке, чтобы положить их на своих животных. Отдельные карты позволяют взять несколько фишек за раз. Есть свойства, благодаря которым можно брать еще и синие фишки дополнительного питания.

«Хищник» может вместо того, чтобы брать фишку, съесть животное противника и получить за это две синие фишки дополнительного питания. Но только один раз за ход.

Также есть свойство «Жировой запас», позволяющее брать лишние фишки, даже если животное уже пообедало. Когда все получили достаточно еды, жировой запас наполнен, все свойства сыграны или закончилась кормовая база, фаза заканчивается.

Условие победы

Финальная фаза хода и, в финале, игры – фаза вымирания . На этом этапе все голодные животные умирают от истощения и отправляются в сброс игрока ящерицей вверх вместе со всеми так или иначе связанными с ними картами. Наступает время получения новых карт – по одной плюс количество выживших животных каждому. Все фишки еды, кроме жирка, откладываются в сторону. Начинается следующий ход, причем право ходить первым передается влево от предыдущего первопроходца.

Если карты в колоде кончились, то этот ход будет завершающим. После него игроки подсчитывают очки. Они получают по 2 очка за каждое выжившее животное и по 1 очку за каждое свойство. Если были свойства, требующие дополнительных усилий для того, чтобы прокормить живность, то за них тоже начисляются баллы. Выигрывает тот, кто набрал больше очков. Если выходит ничья, то победа достается тому игроку, у кого толще пачка сброса.

Дополнения и издания

Дополнения к игре «Эволюция» вышли почти следом за ней самой, потому что у автора накопилось множество карт, не вошедших в базовый набор по разным причинам. И потому, что сама игра хорошо «выстрелила» и понравилась очень многим.

На данный момент выпущены:

дополнение «Эволюция: Время летать»,

дополнение «Эволюция: Континенты»,

дополнение «Эволюция: Растения»,

«Эволюция. Случайные мутации» (переработанная версия игры, более достоверная с точки зрения биологии),

«Эволюция. Естественный отбор» (красочное издание с полностью переработанными иллюстрациями, множеством дополнительных карт и фишек и скорректированными правилами).

Дополнение к игре "Эволюция. Естественный отбор" под названием "Полет"

«Эволюция. Подарочное издание».

Время летать

Первое дополнение – набор «Эволюция: Время летать». Это 42 новые карты и дополнительные фишки еды и кубик. Максимальное количество игроков вырастает до шести человек. Появляется много новых интересных свойств. В первую очередь, как понятно из названия, теперь в настольной игре «Эволюция» можно научиться летать с помощью карты «Полет», чтобы смотреть на всех хищников свысока (кроме крылатых). Карта «Интеллект» помогает с умом спасаться от желающих вами пообедать, а хищникам – обходить одно из свойств потенциальной закуски. Также звери и птицы освоили умение делать засады и много что еще.

Как насчет континентов

Второе дополнение – сет «Эволюция: Континенты». В нем появляется еще множество свойств, а также изменяется механика игры. Появляются материки, которые заметно на нее влияют.

Игра «Эволюция: Континенты» полностью совместима с базовым набором, но рассчитана не более чем на четырех игроков. В наборе 42 карты, 24 фишки и кубик.

А сейчас мое животное мееедленно и кайфно уходит на другой материк

Теперь для существования животные должны населять определенные материки, не считая водоплавающих, живущих в океане. Локаций три – материки Лавразия и Гондвана и Океан. В каждой свои условия обитания.

Перебраться с материка на материк можно тремя способами. Либо сначала стать водоплавающим и переместиться в Океан, а потом потерять это способность и снова попасть на континент, уже по своему выбору. Либо воспользоваться свойствами «Миграция» или «Прилипала» , полезными, но не позволяющими получать фишки еды на этом ходу. Либо играть в «Эволюцию: Континенты» вместе с «Эволюция: Время летать», и со свойством «Полет» мигрировать, куда хочется, но только если животное не очень тяжелое (обладает не более чем двумя качествами).

Свойства работают только в пределах родной локации, так что если хищник хочет устроить гонки за рыбкой, для начала он должен отрастить жабры.

Что поменялось

Основное отличие в механике – для каждой среды обитания определяется свой объем и вид пищи. При раздаче карт (по 10 штук), игроки получают еще и указатель территории, помогающий видеть, где находятся их животные. В центре стола размещают карты континентов и океана, на них будут выкладываться фишки еды. Их количество определяется по таблице в правилах, и оно разное для разных локаций. Нельзя кормить животное едой из не его места обитания.

Игра была создана кандидатом биологических наук Дмитрием Алексеевичем Кнорре в 2010 году, и входит в серию «Правильные игры» (www.rightgames.ru). В 2011 году вышла также на английском, французском и немецком языках. Игра была признана лучшей игрой 2010 года многими российскими игровыми порталами и стала известна также за пределами России.

Энциклопедичный YouTube

Правила игры

Игра разделена на ходы, продолжающиеся до окончания карт в основной колоде. На каждом ходу игроки получают карты (количество определяется имеющимися у них животными) и могут создавать новых животных или добавлять новые качества уже имеющимся у них животным. Затем определяется количество фишек еды, исходя из количества игроков и результата броска кубика. Во время следующей фазы игроки по одному могут совершать одним из своих животных действия - брать «еду» или нападать на другое животное, и в случае успеха брать большее количество еды. После данной фазы ненакормленные животные умирают.

Условие победы

Победителем становится игрок, получивший в конце игры наибольшее количество победных очков. Очки игрок получает за всех своих выживших животных и их свойства. Если несколько игроков имеют одинаковое количество очков, то чтобы определить место, которое занял игрок, сравниваются количество карт в сбросах игрока. Если и тут ничья - то место определяется жребием.

Подготовка к игре

Колода карт перемешивается и каждому игроку раздаётся по 6 карт. После этого броском кубика выбирается первый игрок .

Порядок хода

Каждый ход представляет собой один год и делится на 4 фазы:

  • фаза развития
  • фаза питания
  • фаза вымирания и получение новых карт

В каждой фазе игроки совершают действия по одному по очереди по часовой стрелке. Если по какой-то причине игрок не может действовать, он пропускает ход. Когда ни один игрок не хочет или не может больше ходить, фаза заканчивается.

Фаза развития

В фазе развития игроки имеют возможность выкладывать имеющиеся у них на руках карты на стол. Фаза развития включает в себя несколько кругов. Игроки выкладывают карты по одной, начиная с первого игрока, передавая очередь по часовой стрелке. Каждая карта может быть сыграна либо как животное, либо как свойство, и в зависимости от этого она кладётся рубашкой или свойством вверх. Когда карта играется как свойство, она подкладывается под карту того животного, на которое она сыграна. Некоторые карты содержат два свойства, но при выкладывании используется только одно, и изменить его в дальнейшем нельзя. Одному животному не разрешается иметь два одинаковых свойства, исключением является свойство «Жировой запас». Парные карты, добавляющие свойства двум животным, размещаются между животными, на которые они были сыграны. Одно животное может иметь несколько одинаковых парных свойств с разными животными. Также животное может иметь несколько разных парных свойств с одним другим животным.

Если игрок не хочет больше добавлять свойства или вводить в игру новое животное, он говорит «пас» и больше не может выкладывать карты в эту фазу. Таким образом, игрок может сыграть из руки любое количество карт. Если у игрока кончились карты в руке, он обязан сказать «пас». Фаза заканчивается, когда все игроки сказали «пас».

В этой фазе определяется размер кормовой базы. Кормовая база считается по формуле:

  • 2 игрока - результат броска 1 кубика + 2
  • 3 игрока - результат броска 2 кубиков
  • 4 игрока - результат броска 2 кубиков + 2

При игре с двумя наборами или одним набором и первым дополнением:

  • 5 игроков - результат броска 3 кубиков + 2
  • 6 игроков - результат броска 3 кубиков + 4

При игре с двумя наборами:

  • 7 игроков - результат броска 4 кубиков + 2
  • 8 игроков - результат броска 4 кубиков + 4

Кубики бросает первый игрок. Затем на стол выкладывается определённое количество красных фишек еды.

Фаза питания

Фаза питания также состоит из нескольких кругов. На каждом кругу игроки могут брать по одной фишке из кормовой базы и класть на одно из своих животных. Игрок может взять несколько фишек, если у животного имеется свойство, позволяющее брать несколько фишек, например «взаимодействие». Некоторые свойства также позволяют брать синие фишки еды. Применение некоторых свойств заменяет собой взятие фишки из кормовой базы, например «хищник».

Животному без свойств с увеличением потребностей в еде достаточно одной фишки, чтобы быть накормленным. У карт с увеличением потребностей в еде в левом верхнем углу показано, сколько еще требуется фишек для прокормления животного.

Животное со свойством «хищник» может напасть на другое животное любого игрока, в том числе и своё, и даже на другого «хищника». В этом случае игрок не берёт фишку из кормовой базы, зато в случае успешной атаки его «хищник» получает две синие фишки еды, а «жертва» убирается в снос со всеми своими свойствами. Парные свойства также сбрасываются. Хищник может напасть только один раз за всю фазу питания, и не может нападать, если уже накормлен и не имеет незаполненного жирового запаса.

Накормленное животное не может больше брать фишки кроме как для пополнения жирового запаса. В данном случае красные и синие фишки меняются на жёлтые.

Когда база заканчивается и все игроки сыграли свойства, которые хотели сыграть, или все животные накормлены и заполнили жировые запасы, фаза заканчивается и кормовая база, если она осталась, сбрасывается.

Фаза вымирания и получение новых карт

В этой фазе ненакормленные животные, а также их свойства и относящиеся к ним парные свойства убираются в снос. Также сбрасываются хищники, съевшие животное со свойством «ядовитый». Снос каждого игрока кладётся отдельно рубашкой вверх.

Затем игроки получают карты. Каждому игроку достаётся количество карт, определяемое по формуле «количество выживших животных игрока + 1». Игроки, у которых не осталось животных и карт в руке, получают 6 карт. Карты раздаются по одной, начиная с первого игрока, и далее по часовой стрелке, при этом несколько игроков могут получить меньшее количество карт, если опустеет колода. После этого все красные и синие фишки сбрасываются. Первый игрок передаёт своё право первого хода другому игроку по часовой стрелке.

Завершение игры

Последний ход начинается, когда в колоде закончились карты. После фазы вымирания игра заканчивается и начинается подсчет очков. Каждый игрок получает:

В связи с многообразием возможных ситуаций нередко возникают спорные вопросы при трактовке правил. Большинство из них решается путём более внимательного прочтения инструкции к игре, также существует официальный FAQ с ответами на наиболее распространённые вопросы. Некоторые правила менялись или уточнялись с выходом новых изданий. Также существуют некоторые варианты «домашних правил», которые отличаются от авторских.

Дополнения к игре

Полные дополнения

Время летать

Континенты

Растения

Минидополнения

Вариации

Дополнительные сценарии к игре

Сценарий Эволюция. Катаклизм

В данном сценарии игра состоит из одного хода. Игроки получают на руки все карты из колоды поровну, лишние карты удаляются из игры. Фаза определения кормовой базы идет ранее фазы развития.

Подготовка к игре

Жребием выбирается первый игрок . Затем колода перемешивается и раздается карты всем игрокам поровну.

Для данного сценария подходит базовая версия игры.

  • "засада"
  • "интеллект"
  • "метаморфоза"
  • "полет"
  • "удильщик"
  • "чернильное облако".

Из дополнения "Континенты":

  • "рекомбинация"
  • "эдификатор"

В таком случае после перемешивания колоды раздается каждому игроку по 20 карт, а оставшиеся карты удаляются из игры лицом вниз.

Порядок хода

  • фаза определения кормовой базы
  • фаза развития
  • фаза питания
  • фаза вымирания

Фаза определения кормовой базы

Кормовая база считается по формуле:

  • результат броска двух кубиков + количество игроков.

Фаза развития

Игроки не могут пасовать и обязаны разыгрывать все свои карты

Фаза питания

Нельзя сыграть свойство "спячка"

Фаза вымирания

После фазы вымирания идет посчёт обычным способом.

Сценарий Эволюция. Равновесие

В данном сценарии все игроки находятся в равных условиях. Игроки получают одинаковый набор свойств животных и возможность выбирать нужные в текущей ситуации карты. Если играют 2-4 человека, понадобится один базовый набор "Эволюции"; если 5-8 - два набора

Подготовка к игре

Каждый игрок получает свой «генофонд» из 21 карты (2 карты «водоплавающего» и по 1 карте остальных 19 свойств). Затем он выбирает из «генофонда» 6 карт, с которыми начнет первый ход. Оставшиеся карты «генофонда» кладутся стопкой лицом вниз.

Можно добавить некоторые карты из дополнений. Из дополнения "Время летать":

  • "раковина"
  • "трематода-сотрудничество"
  • "удильщик"
  • "чернильное облако"

Порядок хода

  • фаза развития
  • фаза определения кормовой базы
  • фаза питания
  • фаза вымирания

Фаза определения кормовой базы

Фаза развития

Каждый игрок должен сыграть хотя бы одну карту (как животное или как свойство)

Фаза питания

Данная фаза проходит по базовым правилам "Эволюции"

Фаза вымирания

В конце данной фазы каждый игрок определяет обычным способом, сколько новых карт он должен получить (1 карта за каждое выжившее животное + 1 карта; а если выживших нет, то 6 карт), просматривает свой «генофонд» и берет из него карты на следующий ход. После того как любой игрок не смог получить из «генофонда» причитающееся ему количество карт, начинается последний ход.

В этой игре вы будете создавать новые виды животных, запихивать их в воду и норы, запускать в воздух, делать хищными и ядовитыми. Правда, в голодный год выживут далеко не все ваши питомцы, да и соседи не дремлют, натравливая на вас своих монстров. Сегодня на Розовом диване мы займёмся Эволюцией.

Игра Эволюция и её дополнение Время летать изданы компанией Правильные игры . Это карточная игра, в которой игроки выступают в роли творцов - генетиков и выращивают из маленького и пушистого нечто огромное, хищное и ядовитое. И мало вырастить – нужно ещё и прокормить, иначе ваш любимец испустит дух под одобрительные комментарии оппонентов и злобное шипение их живности. Но всё по порядку…

Эволюция.


Так мы ядовиты или нет?
А то я себе язык случайно прикусил.

Коробка выполнена в форме пенала с выдвигающейся картонной вставкой.
Внутри располагается колода карт, выполненная на плотной бумаге с качественной полиграфией, правила, памятка по свойствам, два кубика и маркеры еды.

Суть игры в следующем: выложив одну или несколько карт рубашкой вверх, мы будем подкладывать под низ другие карты - свойства и развивать своё животное, давая ему различные навыки, которые будут способствовать его выживанию.

Давайте посмотрим, что можно сделать с нашим изначально безобидным любимцем.

Карты.

Худеть в этой игре не в почёте, поэтому наращивайте своему «задохлику» жировой запас, и чем он будет больше, тем больше шансов пережить голод в неурожайный год. Так же, как и на картах со свойством «Хищник», здесь мы видим альтернативные варианты использования. Можно запихнуть своего подопечного в нору, накормить его и спокойно пережить атаки хищников, а вырастив себе «окуляры на палочках» мы получим возможность видеть прячущуюся в пересечённой местности «закамуфлированную» живность.

И завершают наше знакомство с колодой одиночные карты, использовать которые можно только по прямому назначению. Но свойства эти весьма полезны – отбросив «хвост» (сбросив любое свойство своего животного) можно оставить Хищника ни с чем, а Мимикрия позволит скормить неугодного вам «соратника по партии» вместо своего атакованного любимца. Ну и вода – имея свойство «Водоплавающий», ваш Большой Норный Падальщик, уйдя под воду, там не останется, а всплывёт, когда Хищники противников без такого навыка стаей пробегут по берегу.

Игра.

Подробнейшая памятка с картинками расскажет вам о том, как злобные Митины хомяки беспощадно пожрали несчастных Ваниных сусликов. Очень доступно и поучительно, а главное, на примере показывает весь игровой процесс и возможные ошибки. Так же работает форум поддержки издателя, где можно найти ответы на все свои вопросы.

Игровой процесс достаточно прост:

Фаза 1. Творец за работой.

Помимо основных свойств, можно ещё делать связи между своими животными, которые позволят им защитить друг друга и получить побольше пищи. Например, норный Пират не превратится в тлен, пока не помрёт его большой и хищный водоплавающий собрат, который, в свою очередь, кормится на пару с быстрым Падальщиком.

Получаются целые сообщества живности, симбиозы и взаимовыгодные поглощения себе подобных.

Фаза 2. Есть или не есть – вот в чём вопрос?

В зависимости от количества игроков бросаем кубики, прибавляем «2», если необходимо и получаем фишки еды, которые мы будем делить на всех игроков. В нашем случае два мыслителя разделят 7 фишек (5 выпало на кубике и 2 мы добавляем согласно правилам). Теперь начинается самое интересное, так как тот, кто не ест, тот вымирает.

Фаза 3. Эволюционируя с вами - научишься есть всякую гадость.

Каждую мутацию на столе нужно накормить. И кушают питомцы немало. Если это простой норный Пират, то ему достаточно одного кусочка мяса, когда как большому хищнику необходимо целых три. Брать больше, чем можно съесть нельзя, если нет жирового запаса. Вот обросший избыточным весом быстрый Падальщик, может отложить себе на голодный год немного еды. Хищники могут кушать как своих, так и чужих животных, получая фишки не из ограниченного запаса пищи, а из резерва. Ненакормленные особи умирают и уходят в личную колоду сброса игрока. После этого подсчитываем выживших и получаем карты.

Когда закончится общая колода, закончится и игра. Подсчёт очков прост – за каждое выжившее животное на столе игрок получает 2 очка, по 1 очку за каждое свойство и дополнительные очки, если они указаны на картах свойств. При равенстве считаем колоды личных сбросов.

Если пристально посмотреть на возможные среды обитания наших мутаций, то первое, что приходит на ум – «ноги, хвост, а где же крылья». И данная несправедливость была решена в дополнении

Эволюция – время летать .


Рождённый ползать, да воспарит.
Из черновиков Создателя.

Тот же знакомый пенал, только маленьких размеров, содержит знакомый набор: карты, правила, кубик и маркеры.

Начнём с полезных свойств, которые позволят спастись немощным и хилым. Теперь можно спрятаться в раковину или плюнуть чернильным облаком, сбив хищного оппонента с толку.

Хищные свойства нам уже встречались, а вот Удильщик нечто совсем новое. Он так страшен, что мастер в цехе полиграфии перевернул штамп, поэтому эта карта напечатана «в зеркале» от всех остальных. Наводящая ужас рыба с пумпоном имеет очень своеобразные свойства и позволяет заманивать в ловушку Хищников противника.

Живородящий может увеличить поголовье ваших питомцев, причём новый зверь будет считаться сразу же накормленным.

Все карты и маркеры без проблем помещаются в коробку основной игры, что сэкономит вам место на полке.

К игре существует ещё одно дополнение "Континенты", обзор которого можно прочитать, перейдя по .

Впечатления от игры.

После первой партии я с грустью взирал на передохших и съеденных и мысленно проклинал оппонентов. Через некоторое время пришло понимание механики и желание сыграть снова. Последующие партии были куда более логичны и продуманы. Дополнение устраняет много спорных моментов, которые я заметил при игре основным набором карт (полное отсутствие шансов на выживание у новых особей при наличии Хищников у оппонента, неуязвимость развитых хищников – их вымирание зависело только от количества еды и т.д.). Поэтому нет смысла на них останавливаться, тем более, что новая ревизия правил убирает и самый большой недостаток – теперь, если умирают все животные, то игрок берёт из колоды снова 6 карт, а не сидит, накапливая колоду и теряя ходы. И всё бы хорошо, и игра заслужила бы оценку «отлично», если бы не существенный, по моему мнению, недостаток, который я укажу ниже.

Критические замечания.

Маркеры еды не выдерживают никакой критики – тонкие, неудобные, непонятного цвета (особенно жировой запас) плоские пластиковые квадратики. Деревянные цветные кубики смотрелись бы гораздо лучше.

Дизайн карт «на любителя» Он либо очень нравится, либо категорично не нравится. Середины нет. Иногда складывается ощущение перелистывания какого-то научного справочника. Мне и дочке дизайн нравится, жене – нет.

В игре нет ограничения количества карт в руке и необходимости их выкладывания на игровое поле (и это очень странно). Можно просто сидеть и копить свойства, а в конце игры выложить целую армию хищных Леммингов и выиграть. Хотя, если будет голодный год и развитые хищники у оппонентов, то шансы падают, тем не менее – если все игроки будут придерживаться такой стратегии, то партия будет выглядеть примерно так: все участники, по очереди, наберут в руку всю колоду. Затем оппоненты выложат в один ход всех своих животных, снабдив их массой свойств. После кормления и поедания друг друга победитель будет выявлен. То есть игра на один результативный ход, всё остальное время простой сбор карт. Если бы игрок обязан был выкладывать на стол хотя бы раз в два хода одну карту, а количество карт на руке максимально равнялось десяти…..

Если первые два замечания не критичны и вызваны личными предпочтениями, то последнее, по моему мнению, перечёркивает всю интересную механику игры и требует доработки.

В связи с этим я связался с директором проекта "Правильные игры " Иваном Туловским и получил разъяснения, суть которых сводилась к следующему: данная стратегия накопления карт даёт положительные результаты только в 15% случаев, если остальные игроки такой методики придерживаться не будут.

Про данную стратегию разработчики знают, но, исходя из процентного соотношения и результатов проведённых турниров, не считают необходимым что-либо менять в правилах.

Поверим «на слово» и пожелаем удачи в дальнейших разработках. Хотя моё личное мнение - доработка правил необходима.

Предыстория издания «Эволюция. Естественный отбор» весьма необычная. Изначально игра придумана сотрудником НИИ физико-химической лаборатории Дмитрием Кнорре. Издательство «Правильные игры» выпустило ее. Идея игры очень понравилась иностранным издателям и 2014 году они переиздают её, предварительно поправив механику и полностью переделав художественное оформление. И вот, теперь перед нами локализация выпущенной на западе игры, созданной на основе российской – не правда ли, уже интересно!

Коробка русской локализации — Эволюция. Естественный отбор

В коробке

Поле Водопоя, 24 планшета животных, 180 двусторонних фишек еды, 48 деревянных маркеров, 129 карт свойств, 6 мешочков для еды, 1 фигурка Первого игрока.

Качество «локализации»

Русская версия издана на хорошем уровне. Принт яркий, красивый, но не ядовитый. Планшеты игроков и жетоны из очень плотного картона.

Единственным минусом можно назвать недостаточную толщину карт, но на руках есть игры с куда более плохим качеством (привет «Master of Orion»). .

Качественный картон и насыщенный арт

О чем игра

Название игры не взято с потолка, оно не обусловлено одним лишь наличием животных и их свойств, здесь действительно прекрасно показан механизм естественного отбора. В начале партии, получая планшеты, игроки не знают, каких существ они будут создавать, и какие свойства им придадут. Но вот карты на руках – от них и нужно отталкиваться.

Травоядные тут же начинают отращивать «Длинные шеи», вырабатывать в себе «Прожорливость», или «Плодовитость». Но стоит появиться в ареале обитания хищнику – травоядные тут же изобретают средства защиты от него – кто-то выращивает панцирь, кто-то заползает на деревья, кто-то начинает пастись стадами. Именно этот момент мне нравится в игре больше всего – на каждый внешний фактор спустя короткое время появляется контрмера, обеспечивая выживаемость вида.

Правила (как играть)

Всем игрокам раздается по планшету животного, на котором отмечается размер тела данного вида и его популяция (число особей). Далее раздается по три карты плюс по одной карте за каждый вид животного (на первом ходу всем 4, а дальше – кто как разовьется). По одной карте играется на водопой. Далее начиная с первого игрока, можно разыгрывать карты с руки (можно и не разыгрывать) по нескольким вариантам:

  1. За сброшенную карту взять планшет нового вида
  2. Наделить свойством на карте свойств вид животного, выложив перед ним данную карту (но не более 3 свойств)
  3. Скинуть карту и поднять на 1 уровень популяцию животного.
  4. Скинуть карту и поднять на 1 уровень размер тела животного.

После розыгрыша карт вскрываются карты питания – какое число на сыгранной карте указано, столько появиться еды на водопое. Далее, начиная с первого игрока, владельцы кормят своих животных, выкладывая фишки еды на планшеты видов. Еды должно хватать по размеру популяции данного вида. В случае, если животным не хватило еды, то размер популяции сокращается до размеров прокормленной популяции или вид умирает. Все фишки еды убираются в личные мешочки игроков – они и становятся основной базой победных очков. Право первого хода передается следующему игроку, и игра продолжается пока не закончится стопка карт. Подсчитываются фишки игры из мешочков, к ним прибавляются размеры популяций животных и свойства этих животных – по полученному результату определяется победитель.

Для кого игра?

Стоит отметить, что игру «Эволюция» нельзя рекомендовать абсолютно всем игровым ячейкам. В связи с наличием нескольких характерных особенностей.

  1. Конфликтность – хотя я бы и не отнес данную игру к очень конфликтной, но стоит признать, что не всем придется по вкусу, когда его животное съедает хищник. Поэтому, если у Вас в приоритете кооперативные приключения и непрямые воздействия на других игроков, данная игра не подойдет.
  2. Недостаточное число свойств животных – с одной стороны это минус: хочется свойств больше и разнообразней, чтобы можно было создавать очень, очень много жизнеспособных видов. С другой стороны – большое число свойств не позволит создать именно то животное, которое ты задумал, так как нужные карты будут попадаться реже и этим будет обусловлена большая доля случайности.

Мешочки игроков

Важно! Желающим докопаться до эффективных комбинаций самостоятельно данный пункт можно пропустить.

Прокачиваем хищника

На мой взгляд, есть два основных варианта развития хищника:

  1. Наделить хищника «интеллектом» и «стайностью», чтобы отменять свойства травоядных, препятствующие насыщению нашей зверушки, и прибавлять к размеру тела размер популяции. Однако, этот вариант не окончателен – вполне может оказаться, что травоядное уйдет в глухую защиту и отрастит кроме «стадности» еще и «панцири», и заберется на деревья – тут уже всех свойств не отменишь.
  2. Наделить хищника свойствами «падальщик» и «прожорливость» — это тоже очень эффективная связка, но такой хищник будет получать кормовую базу за счет питания другого хищника. В случае, если второго хищника нет, а у других игроков все травоядные надежно защищены, можно вырастить травоядную-жертву самостоятельно.

Прокачиваем травоядное

Вариантов вырастить травоядное, которое принесет победу, больше:

  1. Если никто не развивает хищников, то число травоядных будет большим и, скорее всего, корма на водопое хватать будет не всем, поэтому эффективными будут связки «интеллекта» и «прожорливости» — тогда игрок, скидывая карты, сможет кормить свое животное не с водопоя, а из общей кормовой базы. Сюда же можно добавить «длинношее» или «кооперацию», чтобы усилить кормление первого или давать еду второму, третьему и т.д. виду.
  2. Если есть хищники, то становится важным собрать как свойства, позволяющие кормиться, так и защищаться:
  • собрать «Стадность», «Прожорливость», «Длинную шею» и отрастить тело побольше, чтобы, хищник, отменяя стадность и нападая, мог насыщаться сразу и не нападал снова.
  • собрать «Интеллект», «Прожорливость» и «Норность». Комбинируя: «Интеллект» + «Прожорливость» насыщаться, а используя «Норность» не позволять хищнику нападать, если сыты.
  • собрать «Панцирь», «Стадность», «Лазающее». Такое травоядное окажется не по зубам хищнику, но проблему с собственным питанием решить будет тяжелее.
  • собрать «Рога», «Плодовитость», что-либо для прокорма — популяция будет расти, а рога отпугнут хищника.
  • вырастить несколько взаимозависимых животных, используя свойства – «Сотрудничество», «Симбиоз», «Кооперация».
  • вырастить специально животное без свойств на прокорм хищникам, чтобы другие виды было накладно атаковать.

Приведены далеко не все интересные комбинации свойств животных и вы, наверняка, найдете самостоятельно ещё немало интересных!

  1. В начале игры очень выгодное свойство «Плодовитость» – оно позволит поднять популяцию и сохранить много карт.
  2. Очень опасно оставлять животное с минимальной популяцией – при нападении хищника можно потерять вид навсегда.
  3. При игре за травоядного выгодно поднимать тело — чем хищник быстрее насытится, тем меньше животных он съест.
  4. Получаемые очки напрямую зависят от популяции – очень выгодно как можно быстрее поднимать популяции своим животным.

Мнение

«Эволюция. Естественный отбор» — несложная, красивая игра, в которой прекрасно показан механизм естественного отбора. Наряду с красивым оформлением и интересной механикой есть и некоторые особенности – конфликтность и недостаточное разнообразие свойств животных. Тем не менее, мне и детям, «Эволюция» понравилась, жена же к ней осталась равнодушна, возможно, данная тематика просто не её. При возможности пробуйте – игра заслуживает внимания и способна заинтересовать как начинающих, так и опытных игроков всех возрастов.

Оценка : 6/10

  • (Evolution)
Простые
Простая
Умеренная. Выражается в поедании хищниками травоядных животных.
Хорошее (арты красивые, планшеты и жетоны ровные).
Довольно неплохо представлена за счет свойств животных, кормления, нападения хищников и т.д.
Умеренная. Из-за небольшого числа способностей, уже через несколько партий хочется большего разнообразия. Обещают исправить дополнениями.
Впечатление Неплохая игра с интересной тематикой и механиками.
Время игры, мин В районе 60 минут.
Компания, чел. 2-6
Сколько места Стол среднего размера.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе