Познаем компьютер вместе

Игра в шахматы требует достаточно быстрого обдумывания ходов. Но введение в конце XIX века игры блиц в лондонском клубе стало нонсенсом. Вначале выделили игрокам на обдумывание ходов по 30 секунд, потом время сократили до 10 секунд. Сама игра проходила за 5 минут, за что её назвали пятиминуткой.

В блиц играть сложнее – шахматист должен быстрее рассчитать варианты и комбинации, что не у всех даже опытных игроков получается. Не всегда гроссмейстер – сильный блицор.

Но секрет успешной игры неизменен – повышать мастерство, уделяя тренировкам: изучению и практике достаточно много времени. Игрок должен знать наизусть дебюты, миттельшпили и эндшпили.

Правила игры в блиц

Формат игры строго регламентирован временем. В шахматном мире установлены различные варианты контроля времени:

  • на всю партию выделяют 3 или 5 минут;
  • 5 минут + по 2, 3 или 5 секунд на ход игрока;
  • 3 минуты + по 2 секунды на ход игрока;
  • 1 минута + по 1 секунде на ход игрока.

Игрок делает ходы только одной рукой. Ей же переключает часы. Нажимает на кнопку пальцем. Запрещается держать палец на кнопке, закрывать её, мешая сопернику перевести время, бить по ней ладонью. Если блицор тронул фигуру, он должен обязательно ей пойти.

Строгое правило игры предусматривает поражение шахматиста в случае невозможного хода. Если один игрок ошибся – неправильно пошёл фигурой, а затем перевёл часы, то другой вправе указать на просчёт соперника и потребовать засчитать его поражение. Важно заявить об этом до своего ответного хода.

При случайном падении фигур, игрок поправляет позицию за счёт своего времени. Если он сделал ход, а потом задел рукой фигуры и они упали, то часы переключаются назад, чтобы поставить на место фигуры.

Когда засчитывается выигрыш игроку

  • Когда тот закончил игру матом.
  • Его соперник заявил о своём поражении.
  • Флажок соперника упал во время игры. Должно соблюдаться условие – игрок замечает и останавливает игру.

Блиц закончен ничьей

  • Король одного из игроков находится в положении пата.
  • Шахматисты при обоюдном согласии пришли к такому решению.
  • Следуют друг за другом падения флажков игроков, но о победе одного из них не было заявлено.
  • На чёрно-белом поле возникла «мёртвая» позиция и «вечный» шах.
  • Если у одного из участников блица упал флажок, а у другого нет преимущества в игре – достаточной позиции для мата.

Секреты успешной игры в блиц

Знание дебюта

С первых секунд партии человек должен быстро ориентироваться на шахматном поле. Знание вариантов дебюта игроком – это соблюдение принципов начального этапа партии. Он должен знать:

  • как развить фигуры;
  • контролировать центр;
  • королю обеспечить не только безопасность, но и защиту.
  • важно мешать осуществиться планам соперника.

В шахматной игре различают виды дебютов: открытые, полуоткрытые, закрытые, полузакрытые, фланговые. Игроку нужно изучить теорию, чтобы быстро «отстучать» первые 10-15 ходов. Уже на этом этапе быть в преимуществе, предугадывая ходы соперника в партии.

Использование миттельшпиля

Будьте подкованы в знании теоретической части и после разыгрывания дебюта. Завоевать быстро центр и обеспечить в борьбе атаку и защиту ещё одно важное правило успешной игры в блице. Дебют изучайте в связке с миттельшпилем.

Экономия времени и уверенность в игре – залог победы. Даже если вдруг после дебюта на поле возникла непредсказуемая ситуация, потратьте чуть больше времени на дальнейшие ходы, а после разыграйте миттельшпиль.

Правило «крепких» ходов

Опытные шахматисты советуют не размениваться по мелочам в игре. Небольшие преимущества отвлекут от главной задачи – захватить центр, предугадать будущие действия соперника и предотвратить их. Ходы должны быть сильными и продуманными, зевать не стоит.

Отработка тактики и атак

Правило блица – отказаться от долгосрочной стратегии, а применять мелкую тактику. В преимуществе тот шахматист, кто в уме держит варианты игры и использует их в деле. Добиться качества помогут тренировки.

Секрет – в риске. В блице идите на мелкие жертвы, идя в атаку. В скоростной партии трудно защититься, и соперник тратит время на обдумывание ходов. Иметь баланс надёжного тыла на чёрно-белом поле и рисковать должен научиться участник блица. Такое качество приходит с опытом.

Используйте время соперника

Не теряйте драгоценные секунды во время игры в блиц, даже когда думает соперник. Сконцентрируйтесь и держите в голове варианты ходов. Когда игрок делает ход, вы экономите время на обдумывание.

Соблюдайте правила эндшпиля

В заключительной части партии ведите игру, следуя принципам эндшпиля.

  1. Короля можно вывести из укрытия, и играть им, как и другими фигурами. Он может атаковать первым.
  2. Усиление пешечной структуры.
  3. Изучить эндшпильные таблицы.
  4. Научится ставить мат одиноко стоящему королю.

Чемпионы игры в блиц

Быстротой шахматного мышления обладали многие известные чемпионы мира.

Хосе Капабланка

Уроженец Кубы заслужил звание «шахматного автомата» за молниеносную способность продумывать ходы. Летом 1914 года он стал победителем матча из 10 партий в столице Германии. В игре отводилось по 5 секунд на ход.

Соперником Хосе Райля стал немецкий шахматист Эмануил Ласкер, которому не помогло даже позиционное чутьё. После поражения он признался, что допускал ошибки. У Хосе Капабланки почти не было просчётов в игре блиц.

Ройбен Файн

Вошла в историю молниеносная игра американского шахматиста Ройбена Файна. Он сражался с соперниками, среди которых был и его соотечественник, будущий гроссмейстер, Роберт Бирн, на 4 досках «вслепую». На ход отводилось 10 секунд.

Хикару Накамура

В интернете играть в блиц сложнее в разы. Тем ценнее звание чемпиона у шахматиста из США . Атакующий комбинационный стиль игры помог добиться 3 партий вничью с искусственным разумом и достичь высокого рейтинга в мире на ICC. Соперником Никамура стала сильнейшая шахматная программа «Комодо».

Сложность онлайн-игры в превосходстве способностей машины над человеческим интеллектом. Человеку трудно не совершить ошибку и не проиграть. Компьютер имеет в памяти всевозможные комбинации. Человек же при большом опыте игры и концентрации внимания все равно может что-то упустить.

Магнус Карлсен

В последние годы сильнейшим шахматистом в блице считают шестнадцатого чемпиона мира, норвежца Магнуса Карлсена. В 2014, 2015, 2017 годах он показал феноменальные успехи в этом формате игры, подтвердив лидерство на чемпионском пьедестале. Самый умный мужчина мира возглавляет рейтинг сильнейших шахматистов и чемпионов планеты по блицу.

Сергей Карякин

Самый молодой гроссмейстер в истории шахмат доказал своё превосходство в блице в 2016 году на чемпионате мира в Дохе, отобрав на год корону у соперника Магнуса Карлсена. Оба сыграли 21 тур и набрали одинаковое количество очков по 16,5. Россиянин победил в упорной борьбе по дополнительным показателям.

Сами гроссмейстеры по-разному оценивают молниеносную игру. Известный советский и латвийский шахматист Михаил Таль видел игру зрелищной и стремительной. Его тёзка по шахматному цеху Михаил Ботвинник считал партии в блице лишёнными творческого подхода со стороны игроков.

Федерация шахмат Псковской области

ПРАВИЛА ДЛЯ ПЯТИМИНУТНЫХ (БЛИЦ) ШАХМАТ
С ДОПОЛНЕНИЯМИ

1. Игра проводится по Правилам шахмат ФИДЕ, кроме тех случаев, когда они не могут быть применены.
2. Каждый игрок должен сделать все свои ходы в течение пяти минут, установленных на его часах.
При использовании электронных часов могут применяться другие контроли, например: три минуты каждому и две секунды накапливаемого времени после этого, или, как было в матче Каспаров — Крамник, по 5 минут каждому игроку, а за 20 секунд до контроля (по крайней мере у одного партнера) — еще по две секунды на каждый ход, но без накопления этих секунд.
3. Арбитр перед началом игры определяет, куда должны быть обращены циферблаты часов. Играющий черными решает, с какой стороны он будет сидеть. Используемые часы должны иметь специальное устройство, обычно называемое "флажком" на стрелочных механических часах, фиксирующее истечение контрольного времени. На электронных цифровых часах истечение контрольного времени фиксируется специальным знаком "-", звуковым или световым сигналом.
4. Перед началом игры партнеры должны проверить правильность начальной позиции и установленного на часах времени. Как только игроки сделали по три хода, никакие претензии относительно неправильного расположения фигур, ориентации доски или установки показаний часов не принимаются.
5. Записывать сделанные игроками ходы не обязательно.
6. Ходы (включая рокировку) должны делаться только одной рукой, и этой же рукой должны переключаться часы. Игрок не должен делать ответный ход до тех пор, пока его часы не пущены.
7. Невозможный ход считается сделанным и не исправляется, если пущены часы партнера.
а) После завершенного невозможного хода, когда игрок переключил часы, партнер может заявить о присуждении ему выигрыша, но до своего ответного хода или касания фигуры с намерением его сделать.
b) Игрок, который сделал невозможный ход, но не переключил часы, должен взять его обратно и сделать за свое время возможный ход той же самой фигурой. Если возможного хода этой фигурой не существует и часы еще не переключены, может быть сделан ход любой другой фигурой.
c) Если после невозможного хода сделан ответный ход, то невозможный уже не может быть исправлен и игра продолжается.
d) Невозможный ход, не замеченный обоими игроками, не может быть впоследствии изменен и не может служить основанием для претензий партнера.
8. Если игрок сначала дотрагивается до одной фигуры с намерением сделать ход, а затем делает ход другой фигурой, его партнер может переключить часы назад и предложить сделать ход фигурой, до которой тот дотронулся вначале. В случае разногласий каждый из партнеров может остановить часы и обратиться к арбитру.
9. Ни один игрок не может трогать часы, кроме исправления их положения или нажатия кнопки.
a) Если часы партнера (механические) не идут, игрок может нажать на кнопку часов партнера и обратно, однако если это не помогает, он должен позвать арбитра.
b) Каждый игрок должен всегда иметь возможность переключить часы после сделанного хода. Нельзя держать палец на кнопке часов или поверх нее.
10. Каждое нарушение игроком Правил влечет за собой определенное наказание. Это касается также случаев, когда кто-то из игроков ударяет по часам.
a) Первое нарушение влечет за собой предупреждение (кроме случая, когда флажок партнера упал — тогда он получает дополнительную минуту на обдумывание).

b) При втором нарушении партнер получает дополнительную минуту к игровому времени.
c) При третьем нарушении игроку засчитывается поражение в партии.
d) После этого при новых нарушениях арбитр может использовать другие санкции, в том числе исключение виновного из соревнования.
11. Если игрок проводит пешку на поле превращения и переключает часы, оставляя ее на доске, его партнер или арбитр могут остановить часы, пока пешка не будет заменена фигурой.
12. Если игрок неосторожно сдвинул одну или более фигур, он должен поправить их за свое время. Если это необходимо, партнер может пустить его часы, не делая ответного хода, чтобы обеспечить исправление расположения фигур за счет его времени.
13. Партия считается выигранной игроком, а) который поставил мат королю партнера; b) соперник которого сдался;
c) если флажок партнера упал прежде, чем партия закончилась иначе:
(1) при условии, что он замечает это и останавливает часы, пока его флаг еще не упал, и
(2) он имеет достаточный для мата материал ("достаточный для мата материал" подразумевает, что возможна позиция, в которой есть мат в один ход — то есть партнер, за которым очередь хода, не может избежать мата следующим ходом);
d) партнер которого делает невозможный ход, включая оставление его короля под шахом или ход королем под шах, и
переключает часы (7.б), но только если игрок заявляет об этом до того, как он сам завершил свой ответный ход.
14. Партия считается закончившейся вничью,
а) если один из королей находится в положении пата;
b) по соглашению между партнерами во время игры;
с) если флажок у одного из игроков падает после того, как флажок другого партнера уже упал, а о выигрыше не было
заявлено, как в 7.а (1);
d) при вечном шахе, повторении позиции и "мертвых" позициях;
е) если флажок у игрока упал, но его партнер не имеет достаточного для мата материала, как определено в 13.c (2).
15. Арбитр не должен вмешиваться в игру любым способом, пока его не попросили об этом партнеры.
16. Арбитр не должен трогать часы, кроме случая спора, когда оба игрока просят его об этом, или при необходимости замены неисправных часов.
17. Зрители и игроки других партий не должны разговаривать или иным образом вмешиваться в игру. Если зритель вмешивается в игру, например, привлекает внимание к падению флажка, арбитр может остановить партию и предложить сыграть новую. Он может также перенести партию в другое помещение.
18. Все решения арбитра в блице окончательны и не могут быть обжалованы.

Как можно поиграть в эту игру:

Эти пункты правил собраны из разных разделов официального текста Правил шахмат ФИДЕ.
Некоторые пункты этих правил для блица нуждаются в комментариях.

Полезно пояснить пункт 3. Обычно применялось правило о том, что часы располагаются справа от играющего черными. Здесь же формулировка более гибкая: она позволяет арбитру поставить часы так, чтобы ему было удобно наблюдать за ними, а партнеру, играющему черными, предоставляется право выбора места за доской (он ведь может быть "левшой").
Разумные вопросы и возражения вызывают некоторые положения пункта 13 (2), который действует не только в блице, но и при других контролях. В частности, спрашивают: каким должен быть результат партии, если просрочил время партнер, имеющий короля и ферзя против короля с пешкой (без других фигур и пешек)? Увы, по действующим сейчас правилам просрочивший время окажется проигравшим, хотя при самой неквалифицированной игре трудно представить, как слабейшая сторона может выиграть. Пункт 14.с относится только к механическим часам, поскольку на электронных часах всегда возможно установить, какая из сторон исчерпала лимит времени. Правда, на недавнем турнире в Кап д’Агде в одной из дополнительных блицпартий между А.Карповым и Б.Гельфандом арбитр засчитал ничью при электронных часах, ссылаясь на то, что время просрочили оба. Вероятно, это было просто компромиссное решение…
В пункте 14.d "мертвыми" позициями надо считать такие, где возникают замкнутые пешечные цепи и при этом пешки расположены на полях цвета противоположного полям, по которым ходит слон партнера (то есть его нельзя пожертвовать). Это относится к пешечным эндшпилям, пешке со слонами, иногда конями, ладьями и т.п. Важным моментом этих правил является наличие у арбитра вполне определенных санкций, применяемых в случаях нарушений. Так, переключение часов не той рукой, которой делается ход, или удар по часам рукой или фигурой наказывается тем, что партнеру нарушителя добавляется минута времени на обдумывание, а может и повлечь за собой зачет поражения.
Это правило не так легко применить технически при использовании электронных часов, поскольку добавление минуты партнеру требует порой много времени.
За исключением специально оговоренных регламентом случаев арбитр не фиксирует падения флажка и невозможные ходы! Это обязанность самих партнеров.
Владимир ДВОРКОВИЧ,
международный арбитр

30 ноября 2016 года завершился матч на первенство мира по шахматам между Магнусом Карлсеном и Сергеем Карякиным.

На исход матча, безусловно, оказывает влияние и регламент его проведения.

В 12 партиях зафиксирован счет 6:6. Затем была проведена серия из 4 дополнительных партий с контролем времени по 25 минут, в которой со счеом 3:1 победил Карлсен.

Известно, что любая система, как и отсутствие таковой – несовершенны (это математически доказано – теорема Геделя о неполноте). Важна, однако, и степень несовершенства.

Ускоренная игра (“быстрые шахматы”) делает мыслительную способность шахматиста менее существенной. А чрезмерно ускоренная игра (“блиц”) делает умственную способность участников малосущественной, превращая тем самым умственную игру, грубо говоря, в глупостную.

Важнейшими факторами в достижении победы “блиц” делает знание (наизусть!) и общую расторопность, а не мышление как таковое.

“Блиц” и шахматы с нормальным темпом игры (3 – 4 мин. на ход) представляют собой соревнования в разных человеческих способностях:

  • шахматы – в мыслительной способности.
  • “блиц” - в совершенно иной.

Шахматистам, показавшим равный результат, предложить для выявления победителя “блиц” - то же, что равным борцам предложить фехтование. “Блиц” грубо извращает шахматы, как умственную игру.

Но ведь назначение шахмат, как вида спорта, - соревнования в силе мысли!

Было время, когда по условиям матча на первенство мира при ничейном его результате чемпион оставался прежний. Это более справедливо, чем извращение шахмат, как умственной игры, путем торопливости.

“Блиц” у нас очень популярен везде и во всем. В проигрыше качество. Политики в режиме “блиц” решают проблемы более сложные, чем шахматные. И мы видим какие это решения ….

Торопливость – главный источник наших заблуждений Дени Дидро

Чемпионы мира:

  • по шахматам – Магнус Карлсен (Норвегия)
  • по быстрым шахматам - Василий Иванчук (Украина)
  • по молниеносной игре – Сергей Карякин (Россия)

Блиц (шахматы)

Блиц (от немецкого Blitz - молния; Молниеносная игра ) - игра, где на обдумывание ходов отводится ограниченное время; проводится по обычным правилам, кроме нескольких обусловленных спецификой.

От молниеносной игры следует отличать игру с укороченным контролем времени, в том числе так называемые «быстрые » («активные») шахматы (шашки).

  • Блиц отличается от шахмат с обычным контролем тем, что от игрока требуется более быстрый расчет вариантов, а также хорошая техника разыгрывания стандартных ситуаций, когда решающим фактором становится время. Блиц - наиболее распространённый вид игры в шахматы on-line. Чемпионом интернета в игре по 1 минуте является американский гроссмейстер Хикару Накамура , который является очень сильным игроком в блиц и достигал самых высоких рейтингов в мире на ICC. Популярность игры в блиц по 3 минуты и менее в режиме on-line обусловлена тем, что при таком контроле времени нет возможности пользоваться подсказками сильных шахматных программ, выиграть блиц у которых практически невозможно. Партия в суперблиц человека против программы может длиться более 50 ходов (менее 1 секунды на ход), где человеку трудно не ошибиться и не проиграть. Напротив, у шахматной программы вероятность ошибки сведена к минимуму, к тому же в них, как правило, заложена «невозможность» уронить флаг.

История

Наиболее раннее свидетельство молниеносной игры - организация одним из лондонских шахматных клубов турнира (), где на обдумывание 1 хода полагалось 30 секунд. Впоследствии время на обдумывание 1 хода сократилось до 5-10 секунд. Совершенствование шахматных часов способствовало распространению новой системы молниеносной игры, при которой определённое время (обычно 5 мин) отводилось на всю партию, так называемая пятиминутка.

Молниеносной игрой мастерски владели многие чемпионы мира и другие шахматисты;

В июле 1914 X. Р. Капабланка выиграл в Берлине матч из 10 блицпартий (5 секунд на 1 ход) у Эм. Ласкера - 6½: 3½;

Одним из сильнейших по составу турниров по молниеносной игре явился Всесоюзный турнир гроссмейстеров в Москве (март, ):
1. Т. Петросян - 14½ очков из 15;
2. В. Корчной - 11½;
3. Ю. Балашов - 10½;
4-6. А. Котов , М. Таль и Р. Холмов - по 9½.

Матч за 1-2-е место: Г. Каспаров - Я. Тимман - 1½: ½.

Победителем 1-го неофициального чемпионата мира по молниеносной игре () стал М. Таль .

В Москве в ноябре 2010 года проходил Мемориал Таля, после которого состоялся чемпионат мира по блицу. Тройка лидеров: Л.Аронян, Т.Раджабов, М. Карлсен.

Литература

  • Шахматы. Энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов . - М .: Советская энциклопедия , 1990. - С. 39, 257. - 100 000 экз. - ISBN 5-85270-005-3

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Блиц (шахматы)" в других словарях:

    - (нем. blitz молния): Блиц устройство, производящее кратковременную яркую вспышку для фотографирования. Блиц (шахматы) в шахматах и некоторых играх: партия с очень быстрым контролем времени. «Блиц» микроспутник НИИ ПП, используемый… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шахматы (значения). Шахматы шахматн … Википедия

    Мат; мн. [от перс. выражения šāh māt шах умер] 1. Игра на доске, разделённой на 64 чередующиеся светлые и тёмные клетки, между 16 белыми и 16 чёрными фигурами по установленным для каждой из них правилам передвижения. Любитель играть в ш.… … Энциклопедический словарь

    Быстрые или Активные шахматы, Рапид (англ. rapid chess; нем. Schnellschach) разновидность игры в шахматы, где каждому игроку на всю партию даётся от 15 минут до часа. Содержание 1 Правила ФИДЕ … Википедия

    Шахматы шахматные часы, шахматная доска, начальная расстановка шахматных фигур Количество игроков 2 Диапазон возрастов 5+ Время установки Обычно 10 60 секунд Длительность партии 10 секунд 7 часов * Сложность правил … Википедия

    Эту страницу предлагается объединить с Шахматная программа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/20 декабря 2011. Обс … Википедия

День добрый, дорогой друг!

Однажды, еще в эпоху механических часов, мой соперник в пылу борьбы хлопнул по часам так, что кнопка с моей строны вылетела из механизма. Время идет, ход сделал, а нажимать не на что. Вот таков он – блиц в шахматах.

Что это за игра?

Ту партию конечно остановили. Переиграли или продлили, уже не помню. Эта нехитрая история к тому, что блиц – штука азартная и без приключений обходится редко.

В этой статье мы не обойдем вниманием и специфические правила и ситуации, характерные именно для блица.

Блиц - один из форматов игры в шахматы, при котором устанавливается контроль времени до окончания партии 10 минут или менее каждому игроку. Самые распространенные контроли времени:

  • 5 минут до окончания партии, то есть на все ходы
  • 5 минут с добавлением времени. Как правило 2 или 3 или 5 секунд на ход.
  • 3 минуты на все ходы.
  • 3 минуты с добавлением. Как правило, 2 секунды.
  • 1 минута с добавлением. Обычно одна секунда

Например, на портале https://lichess.org/ «меню» выглядит так:

На https://www.chess.com/ :

2|1 означает 2 минуты на партию с добавлением 1 секунды на каждый ход. Аналогично 3|2 и 5|5

Правила

Блиц – это шахматы и подчиняются основным шахмат и в частности рапида (быстрых шахмат).

За исключением тех положений, которые невозможно применить из-за отсутствия записи ходов или другого метода фиксирования ходов. Например, правило пятидесяти ходов для фиксации ничьей.

Важно: В блице возможно присуждение поражения за невозможный ход . Если шахматист сделал невозможный ход и перевел часы, ход считается сделанным и соперник вправе заявить об этом и потребовать присуждение выигрыша.

Но только до того момента, как сделал ответный ход. Если ответный ход сделан, — все, поезд ушел.

.

Еще несколько правил, которые для блица особенно актуальны:

  • Играть можно только одной рукой
  • Нельзя держать палец на кнопке часов
  • Нельзя бить по часам ладонью
  • Нельзя зажимать кнопку часов, мешая сопернику их переключить
  • В случае падения фигур или сдвига с полей, игрок поправляет позицию за свое время. Если соперник сделал ход, переключил часы и при этом нарушил позицию (например упали фигуры), — без разговоров переключайте часы назад.

Превращение пешки

Дабы избежать ситуации невозможного хода, следует придерживаться такой последовательности:

  1. Пешка ставится на поле превращения
  2. Берется нужная фигура и ставится на поле превращения вместо пешки

Неправильная последовательность : пешка остается на 7/2 горизонтали на поле превращения ставится фигура, затем или одновременно пешка убирается.

Формально получается, что ход пешкой не сделан и это может быть воспринято, как невозможный ход .

Допускается подготовить ферзя для превращения заранее. Например, поставить рядом с доской, чтобы в нужный момент не тратить драгоценное время на лихорадочный поиск ферзя среди снятых с доски фигур.

Хотя на практике правило превращения обычно игнорируется. Частенько можно наблюдать даже такую картину: ферзь на поле превращения не поставлен и игрок орудует пешкой, дошедшей до поля превращения, как ферзем, — шахует и матует.

Справедливости ради скажем, что конфликтные ситуации возникают крайне редко.


Санкции

Нарушения могут повлечь за собой санкции со стороны судьи:

  • За первое нарушение – предупреждение
  • При повторном нарушении сопернику может быть добавлена дополнительная минута
  • При последующих нарушениях игроку может быть засчитано поражение, а в случае систематических «злостных нарушений», — исключение из турнира.

Опять же отмечу, что «злостные» нарушения – явление в шахматах довольно редкое. Единичные конфликтные ситуации обычно разрешаются самими игроками. К счастью, этические нормы в шахматах — не пустой звук.

Роль судьи

Судье, если его не просят игроки, — вмешиваться в ход игры в блице не рекомендуется .

По умолчанию, часы располагаются справа от игрока, играющего черными. Однако, согласно правилам, — играющий черными может сам выбрать место расположения часов (например, он левша).

Задача арбитра – обеспечить невмешательство в игру со стороны зрителей. В том числе разъяснить при необходимости правила.

Например, не редкий случай, когда кто-то из зрителей сигнализирует о просрочке времени. Этого делать нельзя . В этом случае судья может принять решение о переигровке.

Чемпионы

Чемпионаты мира по блицу разыгрываются с перерывами с 1988года. Первым чемпионом был Михаил Таль . Трижды чемпионский титул выигрывал Александр Грищук , дважды Магнус Карлсен.

Чемпионом мира по блицу 2016 года является Сергей Карякин .


Ниже одна из его партий в этом турнире:

Карякин – Иванчук , Доха, World Blitz 2016г., 1:0

Среди прекрасных дам чемпионка по блицу 2016 – Анна Музычук .

Как играть блиц?

Добавлю еще несколько, позаимствованных у признанного корифея блица Генриха Чепукайтиса .

  • В блиц играть сильно не обязательно, важно, чтобы ваш соперник сыграл слабо
  • Предоставляйте сопернику выбор. Он сам найдет, как лучше проиграть. Как буриданов осел, камикадзе или лягушка в кастрюле
  • Помогите противнику «сбить дыхание». Растерянность соперника – отличная компенсация за пожертвованную пешку, а то и целую фигуру
  • Еще один способ выбить партнера из колеи – вовремя сделанный «бестолковый» ход

А это дословная цитата:

«Ходить надо ближе к кнопке. Это - очень важно! Помните: движения ваших рук должны опережать мысль. Не ходите туда, куда смотрите, не смотрите, куда пойдете»

Кто-то скажет: Эти правила выглядят несерьезно и сильно смахивают на шутку. Однако, мы знаем, в каждой шутке есть только доля шутки, а остальное – истинная правда.

Играйте блиц и выигрывайте!

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе